Научная статья на тему '«ГОСУДАРСТВО АВТОНОМИЙ» И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ФАКТОРЫ СЕПАРАТИЗМА В СТРАНЕ БАСКОВ И КАТАЛОНИИ'

«ГОСУДАРСТВО АВТОНОМИЙ» И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ФАКТОРЫ СЕПАРАТИЗМА В СТРАНЕ БАСКОВ И КАТАЛОНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Испания / Каталония / Страна Басков / сепаратизм / автономия / Spain / Catalonia / Basque Country / separatism / autonomy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирилл Викторович Гостев

Cравниваются сепаратистские тенденции в Стране Басков и Каталонии в 2000–2010-х гг. и выбор стратегий региональных властей в борьбе за автономию или отделение. Установлено, что при выборе переговорного или конфронтационного трека решающее значение имели институционально-правовые особенности государственно-го устройства Испании и последствия экономического кризиса 2008–2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “STATE OF AUTONOMIES” AND THE FINANCIAL CRISIS AS FACTORS OF SEPARATISM IN THE 21ST-CENTURY BASQUE COUNTRY AND CATALONIA

The article draws comparison on the 21st-century separatism trajectories in two of the Spanish autonomous communities – the Basque Country and Catalonia. The objective of the study is to explain strategy choices made by regional governments and the way they correlate with separatist tendencies. Comparing the Basque Country and Catalonia through the lens of institutional differences represents the article’s novelty. The theoretical framework of the article is based on institutional theory, social movement theory, resource mobilization theory, and a cause-based analytical approach. The main thesis of the article is that the deciding factor for either confrontational or dialogue strategy is the institutional milieu in which the actor operates. Separatist tendencies gained traction in Catalonia since the 2010 Barcelona protest in support of the new Statute of Autonomy, partly overturned by the Supreme Court. Soon after the regional government made the choice in favour of confrontation, which led to the referendum, unilateral declaration of independence and subsequent dissolution of the Generalitat initiated by Madrid in October 2017. Similar independence projects of the 2000s in the Basque Country did not necessitate such drastic measures, whereas diminishing support of independence prompted its government to seek dialogue with Madrid. The modern Spanish state structure, known as the “state of autonomies”, has formed during Spain’s transition to democracy in the 1970s–1980s. It combines various features of federal and unitary states with a significant degree of autonomy given to the communities. The internal dynamics of such a state revolves around constant struggle for competencies between the centre and the regions. The author posits that this structure both serves to institutionalize the preexisting conflict and inadvertently fuels separatism in certain conditions. The article concludes that Catalonia’s confrontational choice is determined by a combination of specific factors: economic crisis, mass protests of 2010, and the presence of a reference group, which for the Catalans is none other than the Basque Country. The macroeconomic analysis shows that Catalonia suffered more from the economic crisis of 2008–2012 in both economic and social aspects. The Basque Country’s greater sustainability can be attributed to the Concierto Económico – a special fiscal regime, which allowed for the local government a higher degree of self-governance and agility in dealing with the crisis.

Текст научной работы на тему ««ГОСУДАРСТВО АВТОНОМИЙ» И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ФАКТОРЫ СЕПАРАТИЗМА В СТРАНЕ БАСКОВ И КАТАЛОНИИ»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.

№ 74. С. 206-223.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 74. pp. 206-223.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Научная статья УДК 323.17

doi: 10.17223/1998863Х/74/18

«ГОСУДАРСТВО АВТОНОМИЙ» И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС КАК ФАКТОРЫ СЕПАРАТИЗМА В СТРАНЕ БАСКОВ И КАТАЛОНИИ

Кирилл Викторович Гостев

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

kirill.gosteff@gmail. сот

Аннотация. Сравниваются сепаратистские тенденции в Стране Басков и Каталонии в 2000-2010-х гг. и выбор стратегий региональных властей в борьбе за автономию или отделение. Установлено, что при выборе переговорного или конфронтационного трека решающее значение имели институционально-правовые особенности государственного устройства Испании и последствия экономического кризиса 2008-2012 гг. Ключевые слова: Испания, Каталония, Страна Басков, сепаратизм, автономия

Для цитирования: Гостев К.В. «Государство автономий» и финансовый кризис как факторы сепаратизма в Стране Басков и Каталонии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 206-223. 10.17223/1998863Х/74/18

POLITICAL SCIENCE

Original article

THE "STATE OF AUTONOMIES" AND THE FINANCIAL CRISIS AS FACTORS OF SEPARATISM IN THE 21ST-CENTURY BASQUE COUNTRY AND CATALONIA

Kirill V. Gostev

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, kirill. gosteff@gmail. com

Abstract. The article draws comparison on the 21st-century separatism trajectories in two of the Spanish autonomous communities - the Basque Country and Catalonia. The objective of the study is to explain strategy choices made by regional governments and the way they correlate with separatist tendencies. Comparing the Basque Country and Catalonia through the lens of institutional differences represents the article's novelty. The theoretical framework of the article is based on institutional theory, social movement theory, resource mobilization theory, and a cause-based analytical approach. The main thesis of the article is that the deciding factor for either confrontational or dialogue strategy is the institutional milieu in which the actor operates. Separatist tendencies gained traction in Catalonia since the 2010 Barcelona protest in support of the new Statute of Autonomy, partly overturned by

© К.В. Гостев, 2023

the Supreme Court. Soon after the regional government made the choice in favour of confrontation, which led to the referendum, unilateral declaration of independence and subsequent dissolution of the Generalitat initiated by Madrid in October 2017. Similar independence projects of the 2000s in the Basque Country did not necessitate such drastic measures, whereas diminishing support of independence prompted its government to seek dialogue with Madrid. The modern Spanish state structure, known as the "state of autonomies", has formed during Spain's transition to democracy in the 1970s-1980s. It combines various features of federal and unitary states with a significant degree of autonomy given to the communities. The internal dynamics of such a state revolves around constant struggle for competencies between the centre and the regions. The author posits that this structure both serves to institutionalize the preexisting conflict and inadvertently fuels separatism in certain conditions. The article concludes that Catalonia's confrontational choice is determined by a combination of specific factors: economic crisis, mass protests of 2010, and the presence of a reference group, which for the Catalans is none other than the Basque Country. The macroeconomic analysis shows that Catalonia suffered more from the economic crisis of 2008-2012 in both economic and social aspects. The Basque Country's greater sustainability can be attributed to the Concierto Económico - a special fiscal regime, which allowed for the local government a higher degree of self-governance and agility in dealing with the crisis.

Keywords: Spain, Catalonia, Basque Country, separatism, autonomy

For citation: Gostev, K.V. (2023) The "state of autonomies" and the financial crisis as factors of separatism in the 21st-century Basque Country and Catalonia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 74. pp. 206-223. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/74/18

Введение

Сложившаяся в 1980-е гг. модель современного испанского государства в исследовательской литературе получила название «государства автономий»

[1]. Ее особенность заключается в высокой степени децентрализации управления при сохранении унитарного устройства. Самостоятельность автономных сообществ стала предпосылкой к усилению сепаратизма в национальных автономиях - Стране Басков и Каталонии. Проекты независимости в этих сообществах имели схожие черты, но привели к различным последствиям вследствие стратегий, избранных региональной властью. В Стране Басков референдум не был проведен после запрета Конституционного суда в 2007 г.

[2]. В Каталонии 1 октября 2017 г. состоялся референдум о независимости, непризнанный центральным правительством, которое в ответ ввело прямое управление [3]. Опросы общественного мнения отражают тренд на эскалацию противостояния местной власти и центрального правительства в Каталонии. В 2013 г. 47% респондентов в Каталонии считали, что их регион должен быть независим от Испании - в два раза больше, чем в 2010 г. В Стране Басков независимость в 2013 г. поддерживали только 27% опрошенных (рис. 1). Целью данной статьи является сравнение выбора стратегий региональных властей и сепаратистских тенденций в Каталонии и Стране Басков в 20002010-х гг. при помощи анализа экономических и правовых факторов. Влияние других факторов, таких как электоральные циклы и деятельность террористической организации ЭТА, в статье не рассматривается.

До 2010-х гг. Каталонию называли в числе «образцовых» национальных автономий наряду с Шотландией. Фактору национализма придавался положительный эффект, выраженный в мобилизации общества вокруг общей цели -получения прав самоуправления и их реализации. В этой парадигме написа-

ны работы А. Балсельса [6], С.Л. Грира [7], М. Губернау [8], А.Ф.К. Серрано [9], Д. Конверси [10]. События в Каталонии 2010-2017 гг. привели к пересмотру парадигмы и росту интереса к феномену каталонского сепаратизма. Поиску причин его возникновения и сравнению с сепаратизмом в других странах посвящены исследования А.В. Баранова [11], Х. Бенгоэчеа, [12], Э. Даулинга [13], Д. Марти [14], А.П. Монтеро [15], И. Серрано [1б], С.М. Хенкина [17], Е.Г. Черкасовой [18]. В ряде работ каталонский и баскский сепаратизм сравниваются напрямую. В них исследователи объясняют расхождение траекторий сепаратизма в Каталонии и Стране Басков, акцентируя внимание на тех или иных факторах: экономическом (А.Р. Зарипова [19], Г. Филатов [20]), факторе насильственной борьбы за независимость (С.Ю. Дронова [21]) или внутренней логике развития национальных движений (М. Петьом [22]).

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

.... Страна Басков Каталония

Рис. 1. Доля респондентов, поддерживающих независимость Страны Басков и Каталонии, 20062019 гг. Источники: данные по Стране Басков - Sociometro Vasco 78 : Gabinete de Prospección Sociologica // Gobierno Vasco. Octubre, 2022. C. 21. URL: https:/Avww. euskadi. eus/contenidos/doc umentacionfsociometro_vasco_7S/eu_defadjuntos/22sv/ S.pdf (fecha de acceso: 01.07.2023) [4]; данные no Каталонии - Barometre d'Opinio Politico. 2a onada 2019. Departament de la Presiden-cia (PRE) - Centre d'Estudis d'Opinio (CEO) / Centre d'Estudis d'Opinio. Barcelona, 2019. URL: https://ceo.gencat.cat;ca;barometre;detalVindex.html?id=7188 (fecha de acceso: 01.07.2023) [5].

В Стране Басков с 2010 по 2012 г. опрос не проводился

Автор данной статьи предлагает обратить внимание на институциональные различия в положении Каталонии и Страны Басков, которые привели к различным трендам сепаратизма в регионах. Институциональная среда определяет рамки, в которых действуют национальные движения в Стране Басков и Каталонии, и формирует факторы, которые эти движения вынуждены учитывать при выборе той или иной стратегии. В рамках этой гипотезы другие факторы рассматриваются как зависимые от институциональной среды. Дополнительным фактором, оказавшим влияние на стратегии сепаратизма в регионах, стал экономический кризис 2008-2012 гг. Последствия кризиса также могут быть связаны с институциональными особенностями регионов.

Тезис о важности институтов как «фактов общественной жизни», которые «должны приниматься во внимание акторами», в классической работе по теории институтов «Институционализированные организации: формальная структура как миф и церемония» сформулировали Дж. Мейер и Б. Роуэн [23. Р. 341]. М. Шрайберг в статье «Институциональная теория и общественные движения»

обобщил теории, которые объясняли связь между институтами и общественными движениями, и определил то, как они воздействуют друг на друга [24].

При анализе стратегий исследование опирается на две основные группы факторов: правовые и экономические. Первая группа факторов обусловлена тем, что национальные движения в Стране Басков и Каталонии глубоко укоренены в политической системе Испании и представлены крупными правящими региональными партиями - соответственно Баскской националистической партией (РЫУ) и альянсом «Хунтс» («Вместе за Каталонию»). Институциональную среду для них формирует национальное и региональное законодательство, а также сложившаяся система политического взаимодействий с центральной властью страны.

Вторая группа факторов связана с экономическим кризисом, на фоне которого развивался каталонский сепаратизм. Состояние экономики и эффективность социальной политики в автономных регионах отражали эффективность взаимодействия местного и центрального правительства, что определяется главным образом институциональной средой.

Хотя процессы в Каталонии и Стране Басков протекают по большей части независимо друг от друга, обострение ситуации в Каталонии несет риски для Страны Басков. Нет гарантий, в Стране Басков вновь не возникнет запрос на сецессию. В октябре 2018 г., через год после референдума 2017 г. в Каталонии, более 175 тыс. человек выстроились в живую цепь протяженностью 202 км от Сан-Себастьяна до Витории, выдвинув требование проведения такого же референдума в Стране Басков [25].

Два референдума - один результат

В Стране Басков два основных проекта независимости региона возникли в 2004 и 2007 гг. 30 декабря 2004 г. парламент региона одобрил документ под названием «План Ибаррече», получивший название по имени действовавшего на тот момента главы правительства Страны Басков Хуана Хосе Ибаррече. План предусматривал конституционную реформу с изменением отношений региона с центральной властью в Испании. Согласно ст. 12 Плана, «граждане Сообщества Страны Басков, свободно пользуясь своим правом на самоопределение, устанавливают самоуправление через единый режим политических взаимоотношений с испанским государством, основанный на свободной ассоциации» [26. Р. 8].

Так как План затрагивал положения Конституции Испании, для его принятия требовалось одобрение Конгресса депутатов (нижней палаты Парламента Испании, состоящей из 350 депутатов). 1 февраля 2005 г. проект Плана был отклонен: 313 голосов «против», 29 «за», 2 парламентария воздержались. Правящая партия социалистов и консерваторы из Народной партии объединились против предложения [27. Р. 3150].

Следующую попытку добиться независимости для Страны Басков власти региона предприняли в 2007 г., когда Ибаррече объявил о проведении референдума в октябре 2008 г. Предполагалось, что результаты голосования не будут носить обязывающего характера [28. Р. 3-8]. Формулировка вопросов, которые предполагалось вынести на референдум, не содержала слова «независимость» [29. Р. 3]. Е.Г. Черкасова отмечает, что националисты в Испании стараются избегать терминов «независимость» и «право на самоопределе-

ние», что видно в формулировках вопросов, предложенных на референдум 2008 г. [18. С. 35]. Они заменены на неопределенный термин «право решать», под которым сторонники отделения понимают право на проведение референдума о независимости. Однако трактовка «права решать», которая встречается в Плане Ибаррече, указывает на право народа басков решать вопросы региона без участия центральной власти в Мадриде [26. Р. 8-10].

В решении Конституционного суда Испании 103/2008 от 11 сентября 2008 г. баскский закон о референдуме, принятый 27 июня 2008 г., был назван неконституционным. Суд пояснил, что, во-первых, только центральная власть в Мадриде обладает правом проводить референдумы на основе прав, делегированных ей суверенным народом Испании, а во-вторых, в таком референдуме должен принимать участие весь народ Испании, а не только население Страны Басков [29. Р. 7, 10]. В коммюнике от 12 сентября 2008 г. Ибаррече заявил, что с уважением относится к решению Конституционного суда, однако оценил ситуацию как «запрет на выражение мнения» [30]. Запланированный референдум не состоялся, хотя власти Страны Басков попытались оспорить решение в Европейском суде по правам человека. В феврале 2010 г. представители Баскской националистической партии сообщили прессе, что в Страсбурге не приняли апелляцию на основании несоответствия положениям Европейской конвенции по правам человека [31]. Поражение возглавляемой Ибаррече Баскской национальной партии на выборах в региональный парламент 2009 г. на некоторое время сделало проект независимости Страны Басков неактуальным [32. Р. 216-219]. На поддержку басками стратегии диалога с Мадридом указывает упадок ЭТА в 2010-х гг., результатом которого стал самороспуск организации в 2018 г. [33].

В Каталонии происходили противоположные процессы. В 2006 г. каталонское правительство (Женералитат) приняло новую редакцию Статута об автономии, которая расширила полномочия исполнительной и судебной ветвей власти, а также учредила региональное Налоговое агентство [34]. В 2010 г. Конституционный суд признал новый Статут неконституционным в части статуса Каталонии как нации и примата каталанского языка над испанским [35]. В 2016 г. аналогичное решение было вынесено по поводу учреждения Каталонского налогового агентства [36]. Решение Конституционного суда спровоцировало в Барселоне масштабные протесты 10 июля 2010 г. По оценкам организаторов и местной полиции, в протестах приняли участие более миллиона человек [37].

После серии опросов на муниципальном уровне в 2009-2011 гг. [38] власти Каталонии в 2014 г. провели консультативный референдум о самоопределении, проигнорировав признание Конституционным судом его нелегальности. Из 7,5 млн каталонцев в голосовании приняли участие около двух миллионов, 80% из которых сделали выбор в поддержку независимости [39].

Вопрос о независимости стал ключевым в кампании перед выборами в парламент региона в 2015 г. Альянс партий «Вместе за „Да"» (кат. Junts per Si) в своей риторике придавал выборам характер плебисцита о независимости и воспринял победу как «мандат» на проведение полноценного референдума [14. Р. 108-111, 116-118]. 1 октября 2017 г. референдум о независимости Каталонии состоялся, несмотря на прямой запрет со стороны Конституционного суда, наложенный 7 сентября [40]. 27 октября в каталонском парламенте

состоялось голосование за одностороннюю декларацию независимости (ОДН), которое бойкотировали 53 оппозиционных депутата. 70 депутатов из 135 проголосовали за ОДН, 10 - против [41]. Острая фаза кризиса окончилась введением в Каталонии прямого управления 28 октября 2017 г. и роспуском регионального правительства [42].

Ни один из референдумов не привел к достижению заявленной цели - обретению независимости. При сходстве проектов независимости в целях и средствах их основное отличие состоит в реакции на действия центральных властей. По этому критерию можно выделить две разные модели взаимодействия с Мадридом: модель Страны Басков можно назвать моделью сотрудничества, а Каталонии - моделью конфронтации. Термины близки к уже существующим характеристикам сепаратизма: так, М. Петьом характеризует траектории сепаратизма в регионах как «пацификация» и «радикализация» [22. Р. 16-18], а С.Ю. Дронова пишет о пути к независимости Страны Басков через соглашения с Мадридом, а Каталонии - через односторонние действия [21. С. 14].

Институционально-правовые причины усиления сепаратизма

Рассмотрим институциональные и правовые особенности политической системы Испании, которые оказывают влияние на процесс принятия решений в Стране Басков и Каталонии.

Взаимоотношения между регионами и центральной властью в Испании в ХХ-ХХ1 вв. можно охарактеризовать как постоянную борьбу за полномочия [13. Р. 6-7]. Отличительной особенностью современной модели государственного управления Испании является различная степень автономии административно-территориальных единиц (автономных сообществ), регулируемая через «протоконституции» - Статуты об автономии. Право на автономию гарантирует ст. 2 Конституции Испании [43]. Механизмом разрешения конфликтов между центральной властью и автономиями является Конституционный суд [13. Р. 110-111].

Современной модели предшествовало централизованное государство периода диктатуры Франко, которое сменило Вторую Республику (1931-1939). Во время Второй Республики был принят Статут об автономии Каталонии 1932 г., который стал прообразом современного документа. Статут наделял каталонцев правом самоуправления и придавал каталанскому языку статус официального [44]. При Франко реализовывалась централизованная система управления - политика испанизации, подавление культуры и традиций самоуправления. Как пишет испанский политолог Карлос Гарридо Лопес в работе «„Функциональный" регионализм режима Франко», такая политика со временем создала у противников режима стойкую ассоциацию между демократией и передачей власти на региональный уровень. Это стало предпосылкой к формированию региональных автономий во время перехода к демократии [45. Р. 127].

Д. Сироки и Дж. Кафф в работе «Утраченная автономия, национализм и сепаратизм» утверждают, что пораженные в праве на самоуправление группы намного чаще принимают идеи сепаратизма по сравнению с уже автономными группами и группами, никогда не обладавшими автономией [46. Р. 16-20]. «Государство автономий» предполагает постоянную борьбу за полномочия между центром и регионами, и, таким образом, сама его архитектура способствует росту сепаратизма, провоцируя реакцию в ответ на централизацию.

В табл. 1 представлено сравнение некоторых полномочий Страны Басков и Каталонии. Наиболее широкими функциями региональные власти обладают в сфере социальной политики, здравоохранения и образования. С.Л. Грир называет такие автономии «администраторами государства всеобщего благосостояния» [7. Р. 180]. Таким образом, динамика благосостояния населения служит индикатором того, насколько эффективно регион проводит социальную политику. Однако институциональные возможности Каталонии и Страны Басков отличаются: если Каталония основную часть бюджета получает в виде траншей и целевых субсидий из Мадрида [7. Р. 23-24], то бюджет Страны Басков формируется в основном из местных налогов по особому договору - Экономическому соглашению (Concierto Economico) [47].

Таблица 1. Сравнение некоторых полномочий в области самоуправления в Каталонии

и Стране Басков

Права самоуправления Каталония Страна Басков

Налогообложение Гарантии бюджетной автономии; Женералитат учреждает Фонд сотрудничества для использования местными властями, право учреждать целевые программы сотрудничества в рамках законодательства (ст.ст. 217219 Статута) Регулируется отдельным соглашением Concierto Economico (ст.ст. 41-42 Статута). Полномочия по управлению налоговой системой и сбором налогов возложены на Региональные советы, в национальный бюджет уплачивается ежегодный взнос (Quota)

Здравоохранение и социальная политика Исключительные полномочия Жене-ралитата в медицине, фармацевтике и общественном здравоохранении (ст. 162), в вопросах, касающихся социальных служб (ст. 164), социальное обеспечение - в совместном ведении (ст. 163) Социальное обеспечение, фармацевтическая служба и служба гигиены отнесены к исключительным компетенциям (ст.ст. 10, 18)

Образование Широкая автономия, вплоть до утверждения образовательных программ (ст. 131 - общее образование, ст. 172 - университеты) Образование - исключительная компетенция Автономного сообщества (ст.16)

Национальный язык Каталанский язык наделен статусом официального вместе с испанским, используется в официальных учреждениях (ст. 6) Баскский язык наделен статусом официального вместе с испанским, жителям области гарантировано право использовать оба языка (ст. 6)

Охрана правопорядка Собственная полиция - Mossos d'Esquadra (ст. 164) Собственная полиция - Ertzaitnza (ст. 17, «автономные полицейские сипы»)

Примечание. Источник: Estatutos de autonomía por materias, 5a edición : Ministerio de Política Territorial y Administración Pública. Dirección General de Desarrollo Autonómico // Ministerio de política territorial y administración pública. Secretaría General Técnica. Madrid : marzo 2011. URL: https://www.hacienda.gob.es/Documentacion/Publico/SGT/CATALOGO_SEFP/O22_Estatutos-autonom-por-materias-5ed-INTERNET.pdf (fecha de acceso: 01.07.2023) [48].

Экономическое соглашение устанавливает особый фискальный режим на территории Страны Басков и Наварры. Баскские финансовые институты наделены широкой автономией в сфере налогообложения, включая право регулировать основные прямые налоги (НДФЛ, на доходы корпораций, на наследство и дарение), а также собирать прямые и непрямые налоги [47]. В обмен на автономию баски компенсируют испанскому бюджету 6,24% (доля баскской экономики в Испании) от затрат Испании на деятельность, не входящую в компетенции региональных властей (содержание армии и королевской семьи, внешняя политика, обслуживание внешнего и внутреннего

долга и др.). Символичность такой схемы заключается в том, что баски как бы платят Мадриду за выполнение функций государства, сохраняя самостоятельность в остальных сферах [49. Р. 15-20]. Налоговый режим в остальных автономиях регулируется законом 2009 г., который определяет структуру системы фондов и межбюджетных трансфертов, обеспечивающую финансирование основных функций государства, в первую очередь в социальной сфере [50]. Согласно подсчетам экономиста Анхеля де ла Фуэнте, в 2019 г. налоговые отчисления Каталонии в общий бюджет составили 23,65 млрд евро, из которых 2,07 млрд были направлены на финансирование других регионов [51. Р. 14].

Таким образом, институциональный контекст взаимодействия региональных и центральных властей в Испании характеризуется имманентным конфликтом по поводу полномочий. Главное институциональное различие между Каталонией и Страной Басков заключается в разном режиме налогообложения, что свидетельствует о большей степени автономии последней. Это ведет к снижению сепаратизма в Стране Басков и усиливает аргументы сепаратистов в Каталонии. Кроме того, для Мадрида налоговое соглашение со Страной Басков служит дополнительным рычагом воздействия в случае эскалации конфликта.

Экономические причины усиления сепаратизма

Институциональным контекстом, в котором оперируют региональные правительства, определяются их возможности в условиях кризиса. Так как усиление сепаратизма в Каталонии происходило на фоне глобального финансового кризиса, экономический фактор в оценке деятельности центральных и местных властей приобрел повышенное значение.

В Испании экономический спад, сопровождавший кризис 2008-2012 гг., можно разделить на два этапа - до 2010 г. и после. До 2010 г. финансовая система Испании благодаря срочным мерам регулирования оставалась относительно защищенной от прямого воздействия глобального кризиса. Однако из-за рухнувшего рынка недвижимости, рецессии и массовой безработицы многие испанские банки столкнулись с резким ростом доли невыплаченных кредитов [52. Р. 135-137]. 25 июня 2012 г. власти Испании обратились к Европейскому центральному банку за кредитом на 100 млрд евро для спасения банковской системы в рамках Европейского стабилизационного механизма [53]. В общей сложности Испания получила около 40 млрд евро, что позволило стабилизировать финансовую систему, и в 2014 г. начала выплачивать займы раньше срока [54].

Обсуждение референдума в Стране Басков проходило до начала финансового кризиса, тогда как протесты в Барселоне 2010 г. и последующая радикализация происходили на фоне экономических проблем. Ситуация в стране и политика жесткой экономии усилили аргумент сторонников независимости Каталонии, выраженный в лозунге «Мадрид нас грабит» («Madrid nos roba»), который отражал популярное мнение, что Каталония отдает в испанский бюджет больше, чем из него получает [55. C. 128-129].

Влияние мирового финансового кризиса на экономику Страны Басков и ее население оказалось более слабым по сравнению с Каталонией, если опираться на анализ динамики макроэкономических показателей: доли ВВП на

душу населения и уровня безработицы (рис. 2, 3). В Стране Басков рецессия началась позднее: в 2008 г. ВВП на душу населения вырос на 3,1%, в то время как в Каталонии - только на 0,6%. В 2009 г. регионы показали практически одинаковый результат - снижение на 4,7% в Стране Басков и на 4,6% в Каталонии, но за двухлетний период по сравнению с 2007 г. разница более чем двукратная: -4% в Каталонии и -1,8% в Стране Басков. На новом витке кризиса после 2010 г., показатели регионов сопоставимы. 10%

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

^^нвИспания «Страна Басков — — Каталония

.........Галисия -Мадрид -----Андалусия

Рис. 2. Прирост ВВП на душу населения в Испании и ее отдельных регионах, 2006-2019 гг. Источник: Statistics | Eurostat. Regional gross domestic product (PPS per inhabitant) by NUTS 2 regions // Eurostat (NAMA_ 10R_2GDP). Last update: 22.02.2023. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/ TGS00005/default/table?lang=en (accessed: 01.07.2023) [56]

0%

дек.06 дек.07 дек.08 дек.09 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

^^^»Испания Страна Басков — — Каталония

Галисия Мадрид ......Андалусия

Рис. 3. Уровень безработицы в Испании и ее отдельных регионах, 2006-2019 гг. Источник: данные до 2010 г. - Desempleo de España 2023 Il Datosmacro.com. URL: https:lldatosmacro.expansion.com7parolespa-na?sector=Tasa+de+desempleo (fecha de acceso: 01.07.2023) [57]; данные после 2010 г. - Statistics | Eurostat. Population by status in employment, occupation and NUTS 2 region II Eurostat. Last update: 02.04.2019. URL: https:IIec.europa.euIeurostatIdatabrowserIviewICENS_11EMPO_R2IdefaultItable?lang= en&category=cens.cens_11r.cens_11rdp.cens_11rec (accessed: 01.07.2023) [58]

Уровень безработицы в Испании достиг 26,1% в 2013 г, что стало пиковым значением за весь кризис (см. рис. 3). В Каталонии безработица составила 23,1%, а в Стране Басков -16,6%, что стало наименьшим показателем

в Испании среди 17 автономных областей и двух автономных городов. По показателю ВВП на душу населения Каталония стабильно входит в четверку самых богатых автономных областей Испании вместе со Страной Басков, Наваррой и Мадридом. По уровню безработицы Каталония значительно ближе к более бедным регионам, таким как Астурия, Валенсия и Балеарские острова.

Учитывая незначительный разброс значений роста ВВП между Каталонией и Страной Басков и показатели безработицы, можно выдвинуть предположение, что запрос на сепаратизм в обществе усиливают как экономические, так и социальные факторы. Теория социальной депривации поясняет, что фактором протеста является не бедность как таковая, а бедность в сравнении с референтной группой, которой может служить как более благополучная часть общества, так и сам индивид в предыдущий период жизни [59. Р. 24-30]. Расслоение общества и снижение уровня жизни, характерные для периодов экономического спада, способствуют повышению протестного потенциала.

Важное значение для оценки протестной активности населения имеют показатели, характеризующие положение молодежи [60. С. 117—119[. Социальный климат в период кризиса позволяют оценить такие показатели, как доля NEET-молодежи (молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, не работающие, не получающие образование и не проходящие курсы повышения квалификации), долговременная безработица (12 месяцев и больше) и доля населения в зоне риска бедности и социального отторжения.

Доля безработной молодежи в Стране Басков даже на пике кризиса оставалась вдвое ниже, чем в Каталонии: соответственно 11,4 и 20,8% в 2009 г. (рис. 4). Разрыв в долговременной безработице не так ярко выражен, но заметен: на протяжении всего кризиса в Стране Басков этот показатель был ниже, чем в Каталонии и в среднем по стране, на 2—4% (рис. 5). Доля населения в зоне риска бедности и социального отторжения в Стране Басков также ниже: в 2019 г. показатель составил 14,4% против 18,8% в Каталонии и 25,3% в Испании (рис. 6).

15% 10%

0%

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Испания ......Страна Басков — — Каталония

Рис. 4. Доля NEET-молодежи в Испании, Каталонии и Стране Басков, 2006-2019 гг. Источник: Statistics | Eurostat. Young people neither in employment nor in education and training by sex and NUTS 2 regions (NEET rates) // Eurostat. Last update: 27.04.2023. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/ view/EDAT_LFSE_22_custom_4645340/default/table?lang=en (accessed: 01.07.2023) [61]

0%

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

^^■Испания .....Страна Басков — — »Каталония

Рис. 5. Хроническая безработица в Испании, Каталонии и Стране Басков, 2006—2019 гг. Источник: Statistics | Eurostat. Long-term unemployment (12 months and more) by sex, age, educational attainment level and NUTS 2 regions (%) // Eurostat. Last update: 27.04.2023. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data-browser/view/LFST_R_LFU2LTU_custom_4645436/default/table?lang=en (accessed: 01.07.2023) [62]

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Испания .....Страна Басков — — «Каталония

Рис. 6. Доля населения Испании, Страны Басков и Каталонии в зоне риска бедности и социального отторжения, 2006—2019 гг. Источник: Statistics | Eurostat. Persons at risk of poverty or social exclusion by NUTS regions — EU 2020 strategy // Eurostat. Last update: 12.11.2022. URL: https://ec.europa.eu/euro-stat/databrowser/view/ILC_PEPS 11_custom_4645130/default/table?lang=en (accessed: 01.07.2023) [63]

Таким образом, макроэкономические показатели демонстрируют различие в уровне благосостояния населения Страны Басков и Каталонии. Оба региона относятся к традиционным индустриальным центрам Испании и имеют экономические показатели на уровне выше среднего по стране. Однако в Каталонии сильная экономика сочетается с выраженными социальными проблемами — высоким уровнем безработицы, в том числе среди молодежи, социальным неравенством и значительной долей населения, подверженной риску бедности. Положение Страны Басков в сравнении с Каталонией можно назвать более благополучным, что уменьшает популярность идей сепаратизма [20. С. 49]. В институциональном разрезе это связано с Экономическим соглашением: фискальная автономия способствует повышению уровня общественного контроля и ответственности баскских институтов [49. Р. 18—19], а также наделяет их эффективными инструментами для вмешательства в эко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

номику в кризисных ситуациях, как это уже происходило в Стране Басков в 1980-е гг. при структурной перестройке экономики [49. Р. 78-82]. В остальных автономных сообществах экономический кризис не привел к росту сепаратизма из-за незначительной роли национальных меньшинств, а в Галисии -из-за слабости региональной партии [20. С. 50].

Заключение

Система взаимодействия автономных сообществ и центральной власти Испании, основанная на конфликте, заложена самой архитектурой «государства автономий». Можно утверждать, что она воспроизводит борьбу центробежных и центростремительных тенденций, которой характеризовалось испанское государство в XX в. Иначе говоря, «государство автономий», с одной стороны, институционализирует уже существующий конфликт и вводит его в правовые рамки, а с другой - само способствует росту сепаратизма. Побочным эффектом такой политики стало обретение сепаратистами легальных инструментов воздействия на институты изнутри: проекты Ибаррече в Стране Басков 2004 и 2007 гг., реформа Статута о независимости Каталонии 2006 г. являются примерами такого воздействия.

Объяснение того, почему траектории Страны Басков и Каталонии стали расходиться после 2010 г., дает экономический и институциональный анализ. В Каталонии совпало сразу несколько факторов, способствовавших росту сепаратизма и выбору конфронтационной стратегии. Основные из них - это экономический кризис, отмена части положений Статута 2006 г. (поражение в автономии), массовые протесты 2010 г., обеспечившие поддержку правящей коалиции (в Стране Басков аналогичных протестов не было), и референтная группа в виде Страны Басков, экономика которой оказалась более устойчивой к кризису. Особое значение в этих обстоятельствах имеет Экономическое соглашение. Если для Страны Басков Соглашение сыграло стабилизирующую роль, то в Каталонии на фоне кризисных явлений, рецессии и политики сокращения расходов со стороны Мадрида оно стало поводом к дальнейшему усилению конфликта с центральной властью.

Список источников

1. Clegg T, Moreno L. Nationalist Ursurge in Spain: The Basque and Catalan Elections of 1984 // Politics. 1984. № 4 (2). P. 8-15.

2. Sentencia 103/2008, de 11 de septiembre de 2008 : Tribunal Constitucional // Boletín Oficial del Estado. 2008. № 245. P. 3-14. URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id= BOE-T-2008-16292 (fecha de acceso: 01.07.2023).

3. Catalans declare Independence as Madrid imposes direct rule - BBC News // BBC News. 2017. 27 Oct. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-41780116 (accessed: 01.07.2023).

4. Sociómetro Vasco 78 : Gabinete de Prospección Sociológica. // Gobierno Vasco. 2022. Octubre. URL: https://www.euskadi.eus/contenidos/documentacion/sociometro_vasco_78/eu_def/ adjuntos/22sv78.pdf (fecha de acceso: 01.07.2023).

5. Barómetre d'Opinió Política. 2a onada 2019. Departament de la Presidencia (PRE) - Centre d'Estudis d'Opinió (CEO) // Centre d'Estudis d'Opinió. Barcelona, 2019. URL: https:// ceo.gencat.cat/ca/barometre/detall/index.html?id=7188 (fecha de acceso: 01.07.2023).

6. Balcells A. Catalan nationalism. Past and present / ed. and introduced by G.J. Walker ; tr. by J. Hall. New York : Palgrave Macmillan, 1996. 226 p.

7. Greer S.L. Nationalism and self-government. The politics of autonomy in Scotland and Catalonia. Albany : State University of New York Press, 2007. 234 p.

8. Guibernau M. Prospects for an independent Catalonia // International Journal of Politics, Culture and Society. 2013. Vol. 27 (1). P. 5-23.

9. Canales Serrano A.F. Las otras derechas: Derechas y poder local en el Pais Vasco y Cataluña en el siglo XX. Madrid : Marcial Pons Ediciones de Historia, 2006. 389 p.

10. Conversi D. The Basques, the Catalans, and Spain: alternative routes to nationalist mobilization. London : C. Hurst & Co. Ltd, 1997. 312 p.

11. Баранов А.В. Сепаратизм в современной Каталонии: ресурсы, акторы и политические стратегии // Актуальные проблемы Европы. 2014. № 2. С. 95-113.

12. БенгоэчеаХ. Трилемма: кризис, демократия и федерализм в Европе / пер. с исп. А. Ко-ротковой, В. Нефедовой, Н. Фефиловой, Е. Яковчик // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 348-349.

13. Dowling A. The rise of Catalan independence: Spain's territorial crisis. New York : Routledge, 2018. 194 p.

14. Martí D., Cetra D. The 2015 Catalan election: a de facto referendum on independence? // Regional & Federal Studies. 2016. № 26 (1). P. 107-119.

15.Montero A.P. The Politics of Decentralization in a Centralized Party System: The Case of Democratic Spain // Comparative Politics. 2005. Vol. 38 (1). P. 63-82.

16. Serrano I. Just a matter of identity? Support for independence in Catalonia // Regional & Federal Studies. 2013. № 23 (5). Р. 523-545.

17. Хенкин С. Каталонский конфликт вчера и сегодня // Актуальные проблемы Европы. 2015. № 1. С. 117-138.

18. Черкасова Е.Г. Почему невозможна независимость Каталонии // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62 (11). С. 35-42.

19. ЗариповаА.Р. Экономический фактор регионального сепаратизма в Испании : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2019. 22 с.

20. Филатов Г.А. Каталония, Страна Басков и Галисия: сепаратистские тенденции в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62 (11). С. 43-53.

21. Дронова С.Ю. Каталония и Страна Басков - две модели испанского сепаратизма // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 2. С. 12-15.

22. Petithomme M. Radicalizacion nacionalista en Cataluña y pacificacion en el Pais Vasco // Hispanismes. 2020. № 16.

23.Meyer J.W. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 83 (2). P. 340-363.

24. Schneiberg M. Institutional Theory and Social Movements. // The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social and Political Movements. Wiley-Blackwell, 2013.

25.Martin D. Basques form 200km human chain for independence vote - DW - 06/10/2018 // Deutsche Welle. 2018. 6 Oct. URL: https://www.dw.com/en/spains-basques-form-200km-human-chain-calling-for-independence-vote/a-44148699 (accessed: 01.07.2023).

26. Political Statute of the Community of the Basque Country. Passed by absolute majority of the Basque Parliament in plenary session held on December 30, 2004. Parlamento Vasco / Wayback Machine; Comisión de Instituciones e Interior. Vitoria-Gasteiz, 2005. 34 p. URL: https://web.archive.org/web/20071012030228/http://www.nuevoestatutodeeuskadi.net/docs/dictamenc omision20122004_eng.pdf (accessed: 01.07.2023).

27. Congreso de los Diputados. Diario de las sesiones del Congreso de los Diputados, Pleno y Diputacion Permanente // Imprenta Nacional BOE. 2004. № 65. P. 3087-3150. URL: https://www.congreso.es/public_oficiales/L8/C0NG/DS/PL/PL_065.PDF (fecha de acceso: 01.07.2023).

28. Spain's Basques plan referendum on autonomy // Reuters. 2007. 28 Sept. URL: https://www.reuters.com/article/idUSL28787503 (accessed: 01.07.2023).

29. Sentencia 103/2008, de 11 de septiembre de 2008 : Tribunal Constitucional // Boletín Oficial del Estado. 10 de octubre de 2008. № 245. P. 3-14. URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id= BOE-T-2008-16292 (fecha de acceso: 01.07.2023).

30. Ibarretxe dice que acatan la sentencia del TC pero que no se resignan | El Diario Vasco. [Recurso electrónico] // El Diario Vasco. 2008. 12 septiembre. URL: https://www. diariovasco.com/ 20080912/mas-actualidad/politica/ibarritxe-dice-acatan-sentencia-200809121228.html (fecha de acceso: 01.07.2023).

31. Estrasburgo rechaza el recurso del PNV por la ley Ibarretxe // Reuters. 2010. 24 febrero. URL: https://www.reuters.com/article/oestp-tribuales-pnv-estrasburgo-idESMAE61M16R20100223 (fecha de acceso: 01.07.2023).

32. De la Calle L., Sanchez-Cuenca I. The End of Three Decades of Nationalist Rule: The 2009 Regional Elections in the Basque Country // South European Society and Politics. 2009. № 14 (2). P. 211-226.

33. Final statement from ETA to the Basque Country. 2018. 3 May. URL: https://www. hdcentre.org/wp-content/uploads/2018/05/ETA-declaration-English.pdf (accessed: 01.07.2023).

34. Direcció General de Participació Ciudadana. Comparativa entre l'Estatut de 1979 i el nou Estatut. Principals diferéncies i novetats // Generalitat de Catalunya. Barcelona, 2006. URL: http://www.iceta.org/comp7906.pdf (fecha de acceso: 01.07.2023).

35. Sentencia 31/2010, de 28 de junio de 2010 : Tribunal Constitucional. // Boletin Oficial del Estado. 2010. № 172. P. 491. URL: https://boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-2010-11409 (fecha de acceso: 01.07.2023).

36. Sentencia 128/2016, de 7 de julio de 2016 : Tribunal Constitucional. // Boletin Oficial del Estado. 2016. № 192. P. 57844-57900. URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-2016-7735 (fecha de acceso: 01.07.2023).

37. Un millón de personas inundan Barcelona en una histórica manifestación de rechazo a la sentencia contra el Estatut // La Vanguardia. 2010. 10 de julio. URL: https://www.lavanguardia.com/ politica/20100710/53961206706/un- millon -de-personas-inundan-barcelona-en-una-historica-manifestacion-de-rechazo-a-la-sentencia-co.html (fecha de acceso: 01.07.2023).

38. Tremlett G. Catalan independence boost after Barcelona vote // The Guardian. 2011. 11 Apr. URL: https://www.theguardian.com/world/2011/apr/ 11/catalan-independence-boost-barcelona-vote (accessed: 01.07.2023).

39. Catalonia vote: 80% back independence - officials - BBC News // BBC News. 2014. 10 Nov. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-29982960 (accessed: 01.07.2023).

40. Recurso de inconstitucionalidad n. 4334-2017, contra la Ley del Parlamento de Cataluña 19/2017, de 6 de septiembre, del Referéndum de Autodeterminación: Tribunal Constitucional // Boletin Oficial del Estado. 2017. № 216. P. 88200-88201. URL: https://www.boe.es/boe/dias/2017/ 09/08/pdfs/B0E-A-2017-10287.pdf (fecha de acceso: 01.07.2023).

41. Catalans declare Independence as Madrid imposes direct rule - BBC News // BBC News. 2017. 27 Oct. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-41780116 (accessed: 01.07.2023).

42. Orden PRA/1034/2017, de 27 de octubre, por la que se publica el Acuerdo del Consejo de Ministros de 21 de octubre de 2017: Ministerio de la Presidencia y para las Administraciones Territoriales // Boletin Oficial del Estado. 2017. № 260. P. 103529-103544. URL: https://www.boe.es/eli/es/o/2017/10/27/pra1034 (fecha de acceso: 01.07.2023).

43. Constitución Española : Cortes Generales // Boletín Oficial del Estado. 1978. № 311. P. 29313-29424. URL: https://www.boe.es/eli/es/c/1978/12/27/(1) (fecha de acceso: 01.07.2023).

44. Estatuto de autonomía de Cataluña (1932) - Wikisource // Wikimedia Foundation. URL: https://es.wikisource.org/w/index.php?title=Estatuto_de_autonomía_de_Cataluña_(1932)&oldid=1149 366 (fecha de acceso: 01.07.2023).

45. López C.G. El regionalismo «funcional» del régimen de Franco // Revista de Estudios Politicos (Nueva Época). Madrid, 2002. № 115. P. 111-128.

46. Siroky D.S., Cuffe J. Lost Autonomy, Nationalism and Separatism // Comparative Political Studies. 2014. Vol. 48 (1). P. 3-34.

47. What is the Basque economic agreement? History, functioning and Quota // Ituna Center for Basque economic agreement and fiscal federalism studies. 2021. 29 July. URL: https://www.ituna.eus/en/what-is-the-basque-economic-agreement (access date: 01.07.2023).

48. Estatutos de autonomía por materias, 5a edición : Ministerio de Politica Territorial y Administración Pública. Dirección General de Desarrollo Autonómico // Ministerio de política territorial y administración pública. Secretaría General Técnica. Madrid, 2011. URL: https://www.hacienda.gob.es/Documentacion/Publico/SGT/CATALOGO_SEFP/022_Estatutos-autonom-por-materias-5ed-INTERNET.pdf (fecha de acceso: 01.07.2023).

49. Zubiri Oria I. The economic agreement between the Basque Country and Spain. Oria : Ad Concordiam, 2010. 192 p.

50. Ley 22/2009, de 18 de diciembre, por la que se regula el sistema de financiación de las Comunidades Autónomas de régimen común y Ciudades con Estatuto de Autonomía y se modifican determinadas normas tributarias : Jefatura del Estado // Boletin Oficial del Estado. 2009. № 305. P. 107086-107155. URL: https://www.boe.es/eli/es/lZ2009/12/18/22 (fecha de acceso: 01.07.2023).

51. De la Fuente A. La liquidación de 2019 del sistema de financiación de las comunidades autónomas de régimen común // Fedea e Instituto de Análisis Económico (CSIC). 2022.

52. Royo S. From Boom to Bust: The Economic Crisis in Spain 2008-2013 // Towards a Resilient Eurozone: Economic, Monetary and Fiscal Policies / ed. by J. Ryan. Oxford : Peter Lang AG, 2015. P. 119-140.

53. España solicita formalmente asistencia financiera para la banca española // Ministerio de economía y competividad. Madrid, 2012. URL: https://portal.mineco.gob.es/RecursosNoticia/mineco/ prensa/ficheros/noticias/2012/120625_NP_cartaayuda.pdf (fecha de acceso: 01.07.2023).

54. Spain | European Stability Mechanism // European Stability Mechanism. URL: https://www.esm.europa.eu/assistance/spain (accessed: 01.07.2023).

55. Хенкин С. Каталонский конфликт вчера и сегодня // Актуальные проблемы Европы. 2015. № 1. С. 117-138.

56. Statistics | Eurostat. Regional gross domestic product (PPS per inhabitant) by NUTS 2 regions // Eurostat (NAMA_10R_2GDP). Last update: 22.02.2023. URL: https://ec.europa.eu/euro-stat/databrowser/view/TGS00005/default/table?lang=en (accessed: 01.07.2023).

57. Desempleo de España 2023 // Datosmacro.com. URL: https://datosmacro.expan-sion.com/paro/espana?sector=Tasa+de+desempleo (fecha de acceso: 01.07.2023).

58. Statistics | Eurostat. Population by status in employment, occupation and NUTS 2 region // Eurostat. Last update: 02.04.2019. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/ CENS_11EMPO_R2/default/table?lang=en&category=cens.cens_11r.cens_11rdp.cens_11rec (accessed: 01.07.2023).

59. Gurr T.R. Why Men Rebel. New York : Routledge, 2011. 446 p.

60. Huntington S.P. The clash of civilizations and the remaking of world order. New York : Simon & Schuster, 1996. 367 p.

61 . Statistics | Eurostat. Young people neither in employment nor in education and training by sex and NUTS 2 regions (NEET rates) // Eurostat. Last update: 27.04.2023. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/EDAT_LFSE_22__custom_4645340/default/table?lang =en (accessed: 01.07.2023).

62. Statistics | Eurostat. Long-term unemployment (12 months and more) by sex, age, educational attainment level and NUTS 2 regions (%) // Eurostat. Last update: 27.04.2023. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/LFST_R_LFU2LTU__custom_4645436/default/table?l ang=en (accessed: 01.07.2023).

63. Statistics | Eurostat. Persons at risk of poverty or social exclusion by NUTS regions - EU 2020 strategy // Eurostat. Last update: 12.11.2022. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data-browser/view/ILC_PEPS11__custom_4645130/default/table?lang=en (accessed: 01.07.2023).

References

1. Clegg, T. & Moreno, L. (1984) Nationalist Ursurge in Spain: The Basque and Catalan Elections of 1984. Politics. 4(2). pp. 8-15.

2. Boletín Oficial del Estado. (2008a) Sentencia 103/2008, de 11 de septiembre de 2008: Tribunal Constitucional. 10 de octubre. pp. 3-14. [Online] Available from: https://www.boe.es/diario_boe /txt.php?id=BOE-T-2008-16292 (Accessed: 1st July 2023).

3. BBC News. (2017a) Catalans declare Independence as Madrid imposes direct rule - BBC News. 27th October. [Online] Available from: https://www.bbc.com/news/world-europe-41780116 (Accessed: 1st July 2023).

4. Gobierno Vasco. (2022) Sociómetro Vasco 78: Gabinete de Prospección Sociológica. Octubre. [Online] Available from: https://www.euskadi.eus/contenidos/documentacion/sociometro_vas-co_78/eu_def/adjuntos/22sv78.pdf (Accessed: 1st July 2023).

5. Departament de la Presidencia (PRE) - Centre d'Estudis d'Opinió (CEO). (2019) Barómetre d'Opinió Política. 2a onada 2019. Barcelona. [Online] Available from: https://ceo.gencat.cat/ca/baro-metre/detall/index.html?id=7188 (Accessed: 1st July 2023).

6. Balcells, A. (1996) Catalan nationalism. Past and present. New York: Palgrave Macmillan.

7. Greer, S.L. (2007) Nationalism and self-government. The politics of autonomy in Scotland and Catalonia. Albany: State University of New York Press.

8. Guibernau, M. (2013) Prospects for an independent Catalonia. International Journal of Politics, Culture and Society. 27(1). pp. 5-23.

9. Canales Serrano, A.F. (2006) Las otras derechas: Derechas y poder local en el Pais Vasco y Cataluña en el siglo XX. Madrid: Marcial Pons Ediciones de Historia.

10. Conversi, D. (1997) The Basques, the Catalans, and Spain: alternative routes to nationalist mobilization. London: C. Hurst & Co. Ltd.

11. Baranov, A.V. (2014) Separatizm v sovremennoy Katalonii: resursy, aktory i politicheskie strategii [Separatism in modern Catalonia: resources, actors and political strategies]. Aktual'nye problemyEvropy. 2. pp. 95-113.

12. Bengoechea, H. (2018) Trilemma: krizis, demokratiya i federalizm v Evrope [Trilemma: crisis, democracy and federalism in Europe]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. 4. pp. 348-349.

13. Dowling, A. (2018) The Rise of Catalan Independence: Spain's Territorial Crisis. New York: Routledge.

14. Martí, D. & Cetra, D. (2016) The 2015 Catalan election: a de facto referendum on independence? Regional & Federal Studies. 26(1). pp. 107-119.

15. Montero, A.P. (2005) The Politics of Decentralization in a Centralized Party System: The Case of Democratic Spain. Comparative Politics. 38(1). pp. 63-82.

16. Serrano, I. (2013) Just a matter of identity? Support for independence in Catalonia. Regional & Federal Studies. 23(5). pp. 523-545.

17. Khenkin, S. (2015) Katalonskiy konflikt vchera i segodnya [Catalan conflict yesterday and today]. Aktual'nye problemy Evropy. 1. pp. 117-138.

18. Cherkasova, E.G. (2018) Pochemu nevozmozhna nezavisimost' Katalonii [Why the independence of Catalonia is impossible]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 62(11). pp. 35-42.

19. Zaripova, A.R. (2019) Ekonomicheskiy faktor regional'nogo separatizma v Ispanii [Economic factor of regional separatism in Spain]. Abstract of History Cand. Diss. Kazan.

20. Filatov, G.A. (2018) Catalonia, the Basque Country and Galicia: Separatist Tendencies in the Beginning of the 21st Century. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations. 62(11). pp. 43-53. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-43-53

21. Dronova, S.Yu. (2019) Kataloniya i Strana Baskov - dve modeli ispanskogo separatizma [Catalonia and the Basque Country - two models of Spanish separatism]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2. pp. 12-15.

22. Petithomme, M. (2020) Radicalizacion nacionalista en Cataluña y pacificacion en el Pais Vasco. Hispanismes. 16.

23. Meyer, J.W. (1977) Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony. American Journal of Sociology. 83(2). pp. 340-363.

24. Schneiberg, M. (2013) Institutional Theory and Social Movements. In: Snow, D.A., della Porta, D., McAdam, D. & Klandermans, B. (eds) The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social and Political Movements. Wiley.

25. Martin, D. (2018) Basques form 200km human chain for independence vote. Deutsche Welle. 6th October. [Online] Available from: https://www.dw.com/en/spains-basques-form-200km-human-chain-calling-for-independence-vote/a-44148699 (Accessed: 1st July 2023).

26. Basque Parliament / Wayback Machine; Institutions and Interior Commission. (2004) Political Statute of the Community of the Basque Country. Passed by absolute majority of the Basque Parliament in plenary session held on December 30, 2004. [Online] Available from: https:// web.archive.org/web/20071012030228/http://www.nuevoestatutodeeuskadi.net/docs/dictamencomisio n20122004_eng.pdf (Accessed: 1st July 2023).

27. Congreso de los Diputados. (2004) Diario de las sesiones del Congreso de los Diputados, Pleno y Diputacion Permanente. Imprenta Nacional BOE. 65. pp. 3087-3150. [Online] Available from: https://www.congreso.es/public_oficiales/L8/CONG/DS/PL/PL_065.PDF (Accessed: 1st July 2023).

28. Reuters. (2007) Spain's Basques plan referendum on autonomy. 28th September. [Online] Available from: https://www.reuters.com/article/idUSL28787503 (accessed: 01.07.2023).

29. Boletín Oficial del Estado. (2008b) Sentencia 103/2008, de 11 de septiembre de 2008: Tribunal Constitucional. 10 de octubre. pp. 3-14. [Online] Available from: https://www.boe.es/diario_ boe/txt.php?id=BOE-T-2008-16292 (Accessed: 1st July 2023).

30. El Diario Vasco. (2008) Ibarretxe dice que acatan la sentencia del TC pero que no se resignan. 12 septiembre. [Online] Available from: https://www.diariovasco.com/20080912/mas-actualidad/politica/ibarritxe-dice-acatan-sentencia-200809121228.html (Accessed: 1st July 2023).

31. Reuters. (2010) Estrasburgo rechaza el recurso del PNV por la ley Ibarretxe. 24th febrero. [Online] Available from: https://www.reuters.com/article/oestp-tribuales-pnv-estrasburgo-idESMAE61M16R20100223 (Accessed: 1st July 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. De la Calle, L. & Sanchez-Cuenca, I. (2009) The End of Three Decades of Nationalist Rule: The 2009 Regional Elections in the Basque Country. South European Society and Politics. 14(2). pp. 211-226.

33. Hdcentre.org. (2018) Final statement from ETA to the Basque Country. 3rd May. [Online] Available from: https://www.hdcentre.org/wp-content/uploads/2018/05/ETA-declaration-English.pdf (Accessed: 1st July 2023).

34. Generalitat de Catalunya. (2006) Direcció General de Participació Ciudadana. Comparativa entre l'Estatut de 1979 i el nou Estatut. Principals diferéncies i novetats. [Online] Available from: http://www.iceta.org/comp7906.pdf (Accessed: 1st July 2023).

35. Boletin Oficial del Estado. (2010) Sentencia 31/2010, de 28 de junio de 2010: Tribunal Constitucional. 16th de julio. 172. p. 491. [Online] Available from: https://boe.es/diario_ boe/txt.php?id=B0E-A-2010-11409 (Accessed: 1st July 2023).

36. Boletin Oficial del Estado. (2016) Sentencia 128/2016, de 7 de julio de 2016: Tribunal Constitucional. 10 de Agosto. 192. pp. 57844-57900. [Online] Available from: https://www.boe.es/dia-rio_boe/txt.php?id=B0E-A-2016-7735 (Accessed: 1st July 2023).

37. La Vanguardia. (2010) Un millón de personas inundan Barcelona en una histórica manifestación de rechazo a la sentencia contra el Estatut. 10 de julio. [Online] Available from: https:// www.lavanguardia.com/politica/20100710/53961206706/un- millon- de-personas- inundan- barcelona-en-una-historica-manifestacion-de-rechazo-a-la-sentencia-co.html (Accessed: 1st July 2023).

38. Tremlett, G. (2011) Catalan independence boost after Barcelona vote. The Guardian. 11th April. [Online] Available from: https://www.theguardian.com/world/2011/apr/11/catalan-independence-boost-barcelona-vote (Accessed: 1st July 2023).

39. BBC News. (2014) Catalonia vote: 80% back independence - officials - BBC News. 10th November. [Online] Available from: https://www.bbc.com/news/world-europe-29982960 (Accessed: 1st July 2023).

40. Boletin Oficial del Estado. (2017a) Recurso de inconstitucionalidad n. 4334-2017, contra la Ley del Parlamento de Cataluña 19/2017, de 6 de septiembre, del Referéndum de Autodeterminación: Tribunal Constitucional. 8 de septiembre. 216. pp. 88200-88201. [Online] Available from: https://www.boe.es/boe/dias/2017/09/08/pdfs/BOE-A-2017-10287.pdf (Accessed: 1st July 2023).

41. BBC News. (2017b) Catalans declare Independence as Madrid imposes direct rule - BBC News. 27th October. [Online] Available from: https://www.bbc.com/news/world-europe-41780116 (Accessed: 1st July 2023).

42. Boletin Oficial del Estado. (2017b) Orden PRA/1034/2017, de 27 de octubre, por la que se publica el Acuerdo del Consejo de Ministros de 21 de octubre de 2017: Ministerio de la Presidencia y para las Administraciones Territo-riales. 27th de octubre. 260. pp. 103529-103544. [Online] Available from: https://www.boe.es/eli/es/o/2017/10/27/pra1034 (Accessed: 1st July 2023).

43. Boletín Oficial del Estado. (1978) Constitución Española: Cortes Generales. 29 de diciembre. 311. pp. 29313-29424. [Online] Available from: https://www.boe.es/eli/es/c/1978/12/27/(1) (Accessed: 1st July 2023).

44. Wikimedia Foundation. (n.d.) Estatuto de autonomía de Cataluña (1932). [Online] Available from: https://es.wikisource.org/w/index.php?title=Estatuto_de_autonomía_de_Cataluña_(1932)&oldid = 1149366 (Accessed: 1st July 2023).

45. López, C.G. (2002) El regionalismo "functional" del régimen de Franco. Revista de Estudios Politicos (NuevaÉpoca). 115. pp. 111-128.

46. Siroky, D.S. & Cuffe, J. (2014) Lost Autonomy, Nationalism and Separatism. Comparative Political Studies. 48(1). pp. 3-34.

47. Ituna Center for Basque Economic Agreement and Fiscal Federalism Studies. (2021) What is the Basque economic agreement? History, functioning and Quota. 29th July. [Online] Available from: https://www.ituna.eus/en/what-is-the-basque-economic-agreement (Accessed: 1st July 2023).

48. Ministerio de política territorial y administración pública. Secretaría General Técnica. Dirección General de Desarrollo Autonómico. (2011) Estatutos de autonomía por materias. 5a edición. Madrid: [s.n.]. [Online] Available from: https://www.hacienda.gob.es/Documentacion/Publico/SGT/ CATALOGO_SEFP/022_Estatutos-autonom-por-materias-5ed-INTERNET.pdf (Accessed: 1st July 2023).

49. Zubiri Oria, I. (2010) The economic agreement between the Basque Country and Spain. Oria: Ad Concordiam.

50. Boletin Oficial del Estado. (2009) Ley 22/2009, de 18 de diciembre, por la que se regula el sistema de financiación de las Comunidades Autónomas de régimen común y Ciudades con Estatuto de Autonomía y se modifican determinadas normas tributarias: Jefatura del Estado. 19 de diciembre. 305. pp. 107086-107155. [Online] Available from: https://www.boe.es/eli/es/l/2009/12/18/22 (Accessed: 1st July 2023).

51. De la Fuente, Á. (2022) La liquidación de 2019 del sistema de financiación de las comunidades autónomas de régimen común. In: Fedea e Instituto de Análisis Económico (CSIC).

52. Royo, S. (2015) From Boom to Bust: The Economic Crisis in Spain 2008-2013. In: Ryan, J. (ed.) Towards a Resilient Eurozone: Economic, Monetary and Fiscal Policies. Oxford: Peter Lang AG. pp. 119-140.

53. Ministerio de economía y competividad. (2012) España solicita formalmente asistencia financiera para la banca Española. 25 de junio. [Online] Available from: https://portal.mineco.gob.es/ RecursosNoticia/mineco/prensa/ficheros/noticias/2012/ 120625_NP_cartaayuda.pdf (Accessed: 1 st July 2023).

54. EU. (n.d.) Spain | European Stability Mechanism. [Online] Available from: https://www.esm.europa.eu/assistance/spain (Accessed: 1st July 2023).

55. Khenkin, S. (2015) Katalonskiy konflikt vchera i segodnya [Catalan conflict yesterday and today]. Aktual'nye problemy Evropy. 1. pp. 117-138.

56. Eurostat (NAMA_10R_2GDP). (2023) Statistics | Eurostat. Regional gross domestic product (PPS per inhabitant) by NUTS 2 regions. 22nd February. [Online] Available from: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/TGS00005/default/table?lang=en (Accessed: 1st July 2023).

57. Datosmacro.com. (2023) Desempleo de España 2023. [Online] Available from: https://datosmacro.expansion.com/paro/espana?sector=Tasa+de+desempleo (Accessed: 1st July 2023).

58. Eurostat. (2019) Statistics | Eurostat. Population by status in employment, occupation and NUTS 2 region. 2nd April. [Online] Available from: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/CENS_ 11EMPO_R2/default/table?lang=en&category=cens.cens_11r.cens_11rdp.cens_11rec (Accessed: 1st July 2023).

59. Gurr, T.R. (2011) Why Men Rebel. New York: Routledge.

60. Huntington, S.P. (1996) The clash of civilizations and the remaking of world order. New York: Simon & Schuster.

61. Eurostat. (2023a) Statistics | Eurostat. Young people neither in employment nor in education and training by sex and NUTS 2 regions (NEET rates). 27th April. [Online] Available from:

https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/EDAT_LFSE_22_custom_4645340/default/table?lang

=en (Accessed: 1st July 2023).

62. Eurostat. (2023b) Statistics | Eurostat. Long-term unemployment (12 months and more) by sex, age, educational attainment level and NUTS 2 regions (%). 27th April 2023. [Online] Available

from: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/LFST_R_LFU2LTU_custom_4645436/default/

table?lang=en (Accessed: 1st July 2023).

63. Eurostat. (2022) Statistics | Eurostat. Persons at risk of poverty or social exclusion by NUTS regions - EU 2020 strategy. 12th November. [Online] Available from: https://ec.europa.eu

/eurostat/databrowser/view/ILC_PEPS11_custom_4645130/default/table?lang=en (Accessed: 1st July

2023).

Сведения об авторе:

Гостев К.В. - аспирант кафедры мировой политики Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: kirill.gosteff@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Gostev K.V., postgraduate student, Department of World Politics, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: kirill.gosteff@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.07.2023; одобрена после рецензирования 13.07.2023; принята к публикации 18.08.2023

The article was submitted 08.07.2023; approved after reviewing 13.07.2023; accepted for publication 18.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.