Научная статья на тему 'Государственный суверенитет в неоконсервативном политико-правовом измерении'

Государственный суверенитет в неоконсервативном политико-правовом измерении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / STATE SOVEREIGNTY / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / КОНСЕРВАТИЗМ / CONSERVATISM / ПРАВО / LAW / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мордовцев Андрей Юрьевич

В статье рассмотрено развитие идеи государственного суверенитета в отечественном политико-правовом неоконсервативном дискурсе. Автор проводит критическое исследование ряда ключевых неоконсервативных позиций, обосновывает не только эвристическую продуктивность, но и практическую целесообразность обращения к этой проблематике в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SOVEREIGNTY IN NEOCONSERVATIVE POLITICAL AND LEGAL DIMENSION

In the article the development of the idea of state sovereignty in the domestic political and legal neo-conservative discourse. The author conducts a critical study of a number of key neo-conservative positions, proves not only the heuristic productivity, but also the feasibility of references to this problem in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Государственный суверенитет в неоконсервативном политико-правовом измерении»

Современный этап модернизации российской государственности характеризуется действием целого ряда политико-правовых факторов, а также связан с активным поиском национальной идеи, что актуализируется в условиях глобализационных трансформаций. Во второй половине ХХ в. мировому сообществу была предложена в качестве универсальной неолиберальная модель глобализации, в рамках которой «национально-хозяйственный комплекс, суверенитет, отчасти даже государства рассматриваются как отмирающие категории - их быстрейшее преодоление преподносится как залог успеха» [1, с. 4].

На международном и национальном уровнях в рамках конференций, симпозиумов, заседаний международных организаций ставится вопрос о целесообразности создания так называемого мирового правительства, способного интегрировать на общепланетарном уровне совокупные ресурсы мировой экономики взамен устаревших национальных государств с их суверенитетом, не успевающих адекватно реагировать на риски глобализации, не справляющихся с ними в силу двух дефицитов: мирового лидерства и времени. Исследователи отмечают: «Современный мир вступил в полосу системных преобразований, коренным образом меняющих облик человечества. Глобальное господство Запада в экономике, политике и информационном пространстве; "ренессанс" этнического и религиозного измерений общественной жизни; конфликт между глобализацией и регионализмом, -все эти явления стремительно меняют бытие и сознание» [2].

В этих условиях государственный суверенитет как политико-правовая категория приобретает особую значимость, тем более что он представляет собой концентрированное выражение легитимно-властных полномочий, позволяющих носителю суверенитета выступать в качестве самобытного самостоятельного субъекта политико-правовых (а также социально-экономических, духовно-нравственных) отношений. Как отметил Президент России, «сохранение государства в текущих границах, по сути, есть элемент государственного суверенитета» [3].

В настоящее время в отечественной политико-правовой идеологии отмечается критическое осмысление опыта либеральных реформ, коренным образом трансформировавших политико-правовые реалии России. Доктрины «конца истории» (Ф. Фукуяма) и «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон) на практике подтвердили эгоистичность Запада, позже воплощенную в экспансии НАТО на постсоветское пространство. Базовые демократические ценности признаны значительной частью населения, но не воспринимаются в качестве эффективного способа улучшения жизни общества [4, с. 25-33; 5, с. 51-65]. К началу нынешнего века упрощенно-рационалистические либеральные подходы к политико-правовому анализу в российском юридическом сообществе были признаны несостоятельными.

Существующие обоснования вектора дальнейшего развития российской государственности в XXI в. можно классифицировать по двум основным направлениям, имеющим полярные значения. Первое из них выделено по признаку поддержки либо осуждения социального равенства. Крайними значениями здесь являются идеологические направления коммунизма и либерализма. Второе выделено по линии приоритета национального государства или глобального сообщества.

В работах В. Б. Пастухова, М. В. Раца, Б. Г. Капустина анализируется рецепция традиций либерализма и утверждается возможность «ценностно нейтральной самоорганизации российского общества» [6, с. 15-27; 7, с. 49-63; 8, с. 69-76; 9, с. 167-183]. Примечательно, что подобный подход характерен для Конституции Российской Федерации 1993 г., принятой на волне либерально-демократических преобразований и зафиксировавшей их. Самая большая уступка оппонентам, на которую идут сторонники либеральной доктрины, - это признание необходимости либеральной государственной идеологии для переходного российского общества.

В юридической и политической литературе есть и предложения модернизировать принципы и ценности социализма. Сторонники такой мысли, в частности И. К. Панин, Е. А. Самарская, А. В. Бузгалин [10, с. 106-118; 11, с. 40-50; 12, с. 71-82], предлагают использовать опыт социалистической парадигмы для моделирования дальнейшего развития России (неомарксистская, традиционно-коммунистическая, социал-демократическая идеология).

Консервативная мысль представлена в работах А. С. Панарина, Б. С. Ерасова, В. Д. Соловья, А. М. Миграняна, В. Г. Федотовой и других авторов [13; 14, с. 65-74; 15; 16]. Принципы и предлагаемые проекты развития консервативного свойства разноречивы: от этнонационалистических (А.

Севастьянов, Б. Миронов) до «евразийских» (Б. С. Ерасов), от радикального антимарксизма (А. С. Ципко) до социал-консерватизма (А. С. Панарин) [17; 18].

В работах А. М. Величко, А. С. Панарина, В. Цымбурского, С. Г. Кара-Мурзы, А. Г. Дугина, В. Махнача, А. Кураева последовательно проводится идея о сильном, неделимом Российском государстве, развивающемся на основе православных политико-правовых принципов и способного противостоять размыванию национально-государственной идентичности в процессе глобализации.

В целом, российский консерватизм, зародившийся во времена «просвещенного абсолютизма», создавался на основе православной социальной доктрины. В его интерпретации государство представляет собой универсальную организацию, способную обеспечить эффективное развитие общества и поддерживающую благотворную национальную традицию, реформы допускаются только в русле цивилизационных ценностей страны. Л. А. Тихомиров, И. А. Ильин, Н. С. Трубецкой, Г. П. Федотов, «сменовеховцы», «евразийцы» сходились в признании первоочередности воссоздания сильного государства.

И. А. Ильин, применив метод сценарного прогнозирования, обосновал главную опасность посткоммунистического политического кризиса - распад России на враждующие этнократии [19, с. 51-55]. «Евразийцы» обосновали геополитическую незападную идентичность России. Они предложили позитивный идеал - «самостояние» России в мире, для чего нужна наивысшая концентрация власти и собственности в руках национальной элиты [20; 14, с. 65-74].

К сожалению, разработанные отечественными консерваторами государственно-правовые концепции суверенитета России не всегда учитывались при проведении политико-правовых и социально-экономических преобразований. Проведенная в России либеральная модернизация общественной жизни без учета национальных традиций привела к критичному состоянию российской цивилизации. Опыт либеральных реформ в России показал всю несостоятельность прямой рецепции чуждых российскому миру западных ценностей.

Один из идейных вдохновителей модернизации Ш. Эйзенштадт указывал, что разрушение национальной общественной системы само по себе не ведет к жизнеспособности новой «общемировой». Напротив, часто разрыв многовековых социальных отношений рождает хаос. Поэтому западная по происхождению система ценностей, будучи внедряема принудительно без учета национальной специфики, вступает в конфликт с «цивилизационным ядром» российского государства.

Ф. Риггс, Ш. Эйзенштадт, О. Тоффлер, А. Турен, Г. Мюрдаль признали в 1980-х гг. эффективность синтеза национальных и общемировых ценностей в «переходных» обществах на основе самобытных механизмов регуляции. Отсюда - возможность успешной «модернизации в обход modernity», т. е. на самобытной незападной основе [21, с. 173; 22, с. 126-133; 23, с. 21, 36, 47].

Предлагаемые консервативной мыслью политико-правовые ценности: соборности, гармонического единства духовной и светской власти, морализма права, «добролюбия», - основаны на природном и экономическом, религиозном бытии России. Трудно спорить с тем, что в основе отечественной политической структуры лежит не гражданское общество, как в Европе и Северной Америке, а «государство правды». Созидательный и умиротворяющий смысл имперства в России XV-XX вв. -проявление положительной комплиментарности между «матрицами» ценностей России и традиционного Востока [24].

Среди предлагаемых «ориентаций» консервативного свойства можно выделить такие системообразующие компоненты, как смешанная модель «социальной рыночной экономики», экологизм, приоритет развития наукоемких и работающих на безопасность страны секторов хозяйства, протекционизм, согласование социальных и этнических интересов, поддержку элементов самоорганизации общества, соблюдение законности, уважение к религии, идея неделимого и сильного суверенитета страны.

В контексте идеи государственного суверенитета России достаточно популярной сегодня является концепция панславизма, в которой отечественные мыслители на рубеже XIX-XX вв. видели имперское развитие страны, обладающей неделимым суверенитетом. В истории действительно можно зафиксировать какие-то элементы славянской солидарности, однако в настоящее время вряд ли можно констатировать духовную общность всех славянских народов (наоборот, многие славянские народы

отличаются выраженным западническим политико-правовым и духовным «настроением», в частности, Польша, Чехия, Словакия и др.), что конечно же не способствует созданию сколько-нибудь единого славянского государственно-правового и социального пространства.

Эта позиция, в целом, соответствует еще идеям К. Н. Леонтьева, считающего, что славяне есть, а славизма нет [25, с. 79]. Более того, идея славянского единства вполне может стать попыткой объединить славянские народы и против России и оторвать от русского национального ядра белорусов и украинцев, превратив их в новые «среднеевропейские» народы, забывшие свои исторические корни (эти тенденции можно наблюдать в настоящее время).

Заметим, что, хотя православие является стержнем нашего национального понимания «правды», «мира», «истины», в своей социальной проекции оно, к сожалению, не в состоянии скрепить восточно-христианские страны в единый политический субъект.

Тем не менее, как подчеркивают современные консерваторы, ориентирующиеся на религиозную интерпретацию государственного суверенитета, в частности Б. Межуев, вся острота борьбы за суверенитет России обусловлена особым религиозным выбором нашей страны - ее осознанием себя в качестве «Третьего Рима», последнего православного царства, утверждающего себя таковым перед лицом всего остального исповедующего Христа человечества. В конце концов, именно этот религиозный выбор, именно это подспудное, но все же твердое осознание своей исключительной миссии на Земле, которую не в силах выполнить никто другой, считают они, и есть предельный мотив борьбы за российский «суверенитет», за особую российскую цивилизацию [26].

Согласно этой логике религиозного понимания суверенитета Россия не может и не должна сливаться с миром, пока мир не стал Россией, пока мир не принял ее религиозной миссии, не отважился стать православным царством или перейти под его покровительство. По мнению представителей этого типа политико-правового мировоззрения, России нужен культурный суверенитет для сохранения специфики ее культуры, политический и правовой - для защиты свободы ее граждан и, наконец, религиозный - для утверждения особой миссии в истории человечества.

Подлинный долговечный суверенитет России немыслим вне ее религиозного самоопределения, сознания ее миссии и ответственности перед Богом. И только ощутив, что таковая миссия у нас имеется и что ради нее мы готовы отказаться от спокойного «постисторического существования», мы сможем выстраивать ту конкретно-политическую стратегию, которую в данный момент считаем для себя оптимальной [26].

На наш взгляд, системообразующий признак, который составит основу суверенитета России, это русская политическая и правовая культура, русская мысль и история отечественного права и государства. Этот признак обобщает в себе и славянскую солидарность, и восточно-христианскую традицию, и национальную правовую систему, и успехи советского периода. По большому счету, российский суверенитет может быть распространен на все русские народы: великороссов, белорусов, малороссов и другие русские народности вместе с обрусевшими выходцами из других народов.

Весьма затянувшееся «моделирование» союзного государства Россия-Белоруссия бесспорно является попыткой разыграть идею славянского единства, но никак не идею государственного суверенитета. Этот проект преподносится политическим руководством двух государств как особое в юридическом плане сочетание двух разделенных суверенитетов, формирующих общие органы управления в некоторых секторах экономики и государственного управления.

Он не может рассматриваться и как основа воссоединения страны, прежде всего, потому, что в российско-белорусском проекте выхолощена сама идея объединения, потому что во всех обсуждениях считается невозможным затронуть суверенитет Белоруссии или России. Воссоединение суть совершенно противоположное - это ликвидация прежних суверенитетов и создание нового суверенного государства, которое в принципе уже не может быть федеративным (иначе будет поставлена под вопрос дееспособность системы государственной власти). Союзное государство может быть либо межгосударственным соглашением с учетом принципиально различных интересов, либо единым государством без всяких оговорок. Что же касается промежуточных положений, когда суверенитет неясен и кажется разделенным, то такие положения связаны, прежде всего, с борьбой за власть и политическое влияние.

Процессы трансформации государственно-политического устройства РФ дали новые импульсы феномену этнонационального политико-правового развития и регионализации со всеми присущими ему проблемами и противоречиями - от «парада суверенитетов» до «плюрализации» государственного суверенитета. Российское государство в различные периоды своей истории инкорпорировало в свой состав, где на основе соглашений, а где и военной силой, ряд мощных в культурном, конфессиональном, экономическом и прочих отношениях государств и народов, испокон веков живших на своих землях.

Трудность классической теории суверенитета ранее была связана с возникновением федераций (один из разработчиков теории федерализма Винсент Остром определил федерализм США как модель «альтернативной теории суверенитета» [27, с. 75-76]), которым классическая теория предсказывала быстрый крах, но затем была вынуждена признать возможность суверенитета в федеративных образованиях. Указанное противоречие снял еще Г. Еллинек, который ставил гражданина федерации, как и субъекты федерации, в подчиненное положение по отношению к суверенной центральной власти. Именно эта теория и была принята многими российскими исследователями и сохраняет свой политико-правовой инструментальный характер до сих пор.

Литература

1. Коллонтай В. О неолиберальной модели глобализации // Международная экономика и международные отношения. 1999. № 10.

2. Баранов А. В. Консерватизм как обоснование самобытного пути России в XXI веке: исторические основы идеологического выбора // Южнороссийское обозрение. 2002. № 9.

3. Российские эксперты о суверенитете и демократии // Эксперт. 2006. 24 июля.

4. Подвинцев О. Б. Постимперская адаптация консервативного сознания // Полис. 2001. № 3.

5. Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2000. № 6.

6. Пастухов В. Б. «Новые русские»: появление идеологии // Полис. 1993. № 3.

7. Пастухов В. Б. Конец русской идеологии // Полис. 2001. № 1.

8. Капустин Б. Г. Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

9. Рац М. В. Российский проект в глобальном контексте // Полис. 2001. № 6.

10. Панин И. К. К логике теоретического становления современного социализма // Полис. 1996. № 4.

11. Самарская Е. А. Социализм в перспективе постиндустриализма // Свободная мысль. 1995. № 4.

12. Бузгалин А. В. В поисках социалистической альтернативы // Свободная мысль. 1996. № 2.

13. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2000.

14. Ерасов Б. С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства // Полис. 2001. № 5.

15. Мигранян А. М. Россия в поисках идентичности (1985-1995). М., 1997.

16. Федотова В. Г. Необучаемые «Вехи» и русская интеллигенция в реформах 1991-1998 годов // Независимая газета. 1999. 30 июня.

17. Русский национализм, его друзья и враги / сост. А. Севастьянов. М., 2001.

18. Ципко А. С. Почему заблудился призрак? М., 1990.

19. Ильин И. А. За национальную Россию: Манифест русского движения // Слово. 1991. № 4.

20. Трубецкой П. Н. Контингент Евразия. М., 1996.

21. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.

22. Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития. СПб., 1998.

23. Эйзенштадт Ш. Революции и преобразование обществ. М., 1997.

24. Шаповалов В. Ф. Россиеведение. М., 2001.

25. Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

26. Межуев Б. От политического суверенитета - к религиозному // Стратегический журнал. 2006. № 2.

27. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.