Научная статья на тему 'Государственный междисциплинарный экзамен: первые оценки'

Государственный междисциплинарный экзамен: первые оценки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный междисциплинарный экзамен: первые оценки»

Л.И. Абызова

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН:

ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ

В 2008 году выпускники исполнительского факультета Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, получающие степень бакалавра искусства балета, впервые сдавали Государственный междисциплинарный экзамен.

Задача Государственного междисциплинарного экзамена -выявление и оценка теоретической подготовки выпускника к решению профессиональных задач, его готовность к осуществлению основных видов профессиональной деятельности. Конкретный перечень дисциплин, по которым проводился Государственный междисциплинарный экзамен, был определен выпускающей кафедрой методики организации образовательного процесса нетипового вуза. Вопросы экзаменационных билетов были разработаны упомянутой кафедрой, затем рассмотрены и утверждены на ее заседании.

В экзаменационные билеты были включены вопросы по следующим дисциплинам: «История хореографического искусства», «Теория и драматургия балетного театра», «История театра», «История музыки», «История искусства», «Психология».

Билет содержал три вопроса, один из которых обязательно был по «Истории хореографического искусства». Важность этой дисциплины несомненна. Сложность заключалась в том, что на втором - выпускном - курсе не было занятий по истории русского балета, а подавляющее большинство вопросов было именно по этому разделу. (С будущего года программа скорректирована). Руководством кафедры методики организации образовательного процесса нетипового вуза мне было поручено подготовить студентов к экзаменам по «Истории хореографического искусства» в рамках консультаций по конкретным вопросам билетов. На такие занятия было выделено шесть часов.

Экзамен показал, что наибольшую трудность для обучающихся представляют вопросы по психологии. Однако, не будучи специалистом в данной области, причины того предположить не берусь.

В целом же результаты порадовали. С особым удовлетворением могу отметить хорошие ответы по курсу «Теория и драматургия балетного театра», который при всей сложности оказался интересным для студентов (в течение года они не раз говорили мне о полезности знаний, полученных по этому предмету).

Специальной подготовки к экзамену по разделу «Теория и драматургия балетного театра» не потребовалось, так как в процессе учебы я постоянно заостряла внимание студентов на ключевых вопросах программы, которые дополнительно прорабатывались в контрольных и курсовых работах в течение года. Успешному усвоению материала способствовало включение в уроки просмотра видео- и иконографических документов. Свою положительную роль, на мой взгляд, сыграла интерактивная форма обучения. На занятиях студенты придумывали фабулы и сюжеты балетов, сочиняли сценарии и либретто, анализировали хореографию балетов классического наследия, рецензировали новые спектакли петербургских театров. В большинстве случаев подобные задания превращались в диспуты, в которые неизменно вовлекался весь класс. Хороший результат дали задания не только придумать, но и разыграть этюды в разных жанрах: романтического балета, драмбалета, танцсимфонии и т. д. Это помогало в увлекательной для студентов игровой форме понять и усвоить теоретический материал, сложный для механического запоминания.

К итоговому междисциплинарному экзамену были допущены все студенты, т. е. лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и не имеющие задолжностей по результатам учебного года.

В составе экзаменационной комиссии, возглавляемой проректором Академии Русского балета по учебно-методической работе А.В. Фомкиным, были включены все педагоги, по чьим дисциплинам экзаменовались выпускники: А.В. Горн («История

музыки»), А.М. Муратов («История искусств»), Т.Н. Горина («История театра»), С.А. Русинова («Психология») и Л.И. Абы-зова («История хореографического искусства» и «Теория и драматургия балетного театра»).

Члены комиссии подошли к своим обязанностям предельно серьезно. Несмотря на то, что правила допускают ответ экзаменующегося двум членам комиссии, все студенты прослушивались комиссией в полном составе. Каждый экзаменующийся подробно отвечал на все вопросы билета. Кроме того, каждому были заданы от трех до пяти дополнительных вопросов. Следует отметить, что такое количество дополнительных вопросов не имело задачей «завалить» или «вытащить» студента, а лишь служило целью наиболее точно определить уровень знаний выпускника. Не нужно упускать из виду и тот фактор, что каждый конкретный билет не содержал вопросов по всем дисциплинам, вынесенным на экзамен, поэтому вопросы по предметам, не включенным в данный билет, задавались экзаменаторами дополнительно.

Итоговые оценки были выставлены на основе оценок каждого члена комиссии и после всестороннего общего обсуждения. Поэтому полагаю, что результаты экзамена можно оценить как объективные.

Государственный междисциплинарный экзамен сдавали 25 студентов. Оценку «отлично» получили 13 человек (52 %), «хорошо» - 7 (28 %), «удовлетворительно» - 5 (20 %).

ПРИЛОЖЕНИЕ Вопросы к междисциплинарному экзамену для студентов II (9/1У) курса по направлению подготовки «Искусство балета».

Степень - бакалавр искусства балета

История хореографического искусства

(составлены И.А. Пушкиной и Л.И. Абызовой): 1. Зарождение и становление в России профессионального хореографического образования.

2. Иностранные балетмейстеры и их деятельность в русском балетном театре (К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, М. Петипа).

3. Выдающиеся русские исполнители XIX века.

4. Первые русские балетмейстеры И. Вальберх, А. Глуш-ковский.

5. Романтизм в балете («Сильфида», «Жизель»).

6. Сюжеты русской литературы в русском балетном театре.

7. Сценическая судьба балета П. Чайковского «Лебединое озеро».

8. Сценическая судьба балета П. Чайковского «Щелкунчик».

9. Сценическая судьба балета П. Чайковского «Спящая красавица».

10. Жизнь и творчество М. Петипа.

11. Мировое значение «Русских сезонов». Композиторы, хореографы, балеты, художественное оформление, исполнители.

12. Значение педагогической методики А. Вагановой.

13. Выдающиеся исполнители советского балета (Е. Люком, А. Ермолаев, В. Чабукиани, Ф. Балабина, К. Сергеев, Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест, А. Осипенко, Н. Долгушин).

14. Выдающиеся балетмейстеры русской балетной школы XX века (Ф. Лопухов, К. Голейзовский, В. Вайнонен. Л. Якобсон, И. Бельский, Ю. Григорович, Н. Боярчиков, Б. Эйфман).

15. Творчество Дж. Баланчина.

Теория и драматургия балетного театра

(составлены Л.И. Абызовой):

1. Понятия «танец», «хореография», «балет». Балет как синтетический вид искусства.

2. Виды танца. Классификация танца по используемой в балете технике.

3. Хореографические структуры. Многочастная форма классического балета, номерная структура балетного спектакля.

4. Балетоведение как наука. Развитие отечественного балетоведения (А. Левинсон, Л. Блок, Ю. Слонимский, Ф. Лопухов, И. Бельский, В. Красовская).

5. Понятия драматургии (фабула, сюжет, конфликт, развитие действия) в применении к балетному театру.

6. Драмбалет и танцевальный симфонизм.

7. Законы музыкальной и хореографической драматургии в применении к балетному театру (на примере «Спящей красавицы» или на другом примере по выбору экзаменуемого).

8. Хореографический симфонизм: понятие, появление в балетах прошлого, развитие. Теоретики хореографического симфонизма.

9. Хореографический симфонизм в сюжетных балетах и танцсимфониях (на примере балетов «Легенда о любви» и «Ленинградской симфонии» или на другом примере по выбору экзаменуемого).

10. Сценическая жизнь балетного спектакля во времени. Проблема сохранения классического наследия.

История музыки

(составлены А.В. Горн):

1. Ведущие художественно-стилевые направления в западноевропейской музыке XVIII века.

2. Эпоха романтизма в музыке.

3. Выдающиеся представители русской музыкальной классики.

4. Русская музыкальная культура ХХ века.

5. Пути развития академического музыкального искусства в ХХ веке.

История театра

(составлены Т.Н. Гориной):

1. Шекспир - универсальный гений Ренессанса. Елизаветинский театр.

2. Устройство древнегреческого амфитеатра. Три великих драматурга (Эсхил, Софокл, Эврипид).

3. Жанры средневекового театра: мистерия, миракль, фарс, литургическая драма.

4. Век Просвещения. Театральная реформа итальянского драматурга К. Гольдони. Русский драматург-просветитель Д. Фонвизин.

5. Новая русская драма: А. Чехов. Актерские поиски В. Ко-миссаржевской.

История искусства

(составлены А.М. Муратовым):

1. Искусство Древней Греции и Древнего Рима: общее и особенное.

2. Средневековый храм как синтез искусств.

3. Искусство Высокого Возрождения.

4. Барокко и классицизм в искусстве ХУП-ХУШ вв.

5. Модерн в искусстве конца XIX - начала XX в.

Психология

(составлены С.А. Русиновой):

1. Психологические предпосылки, лежащие в основе развития творческой личности.

2. Способности и типы творчества.

3. Психологические механизмы художественного творчества.

4. Творчество как принцип самореализации личности.

5. Эмпатийность в творческих профессиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.