Научная статья на тему 'Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности'

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4268
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОВЕРКА / ИНДИКАТОРЫ РИСКА / CONTROL / STATE BODY / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / VERIFICATION / RISK INDICATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачёв А. А., Капочюс М. И.

В статье анализируются нормы законодательства в сфере осуществления государственного контроля за субъектами предпринимательской деятельности. Дается оценка внедрения в практику контролирующих органов нововведений, позволяющих применять эффективный механизм надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грачёв А. А., Капочюс М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL IN THE FIELD OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article analyzes the norms of legislation in the field of state control over business entities. An assessment is given of the introduction of innovations into the practice of the regulatory authorities, which allows the use of an effective mechanism for monitoring the activities of business entities.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности»

Изучив основные плюсы и недостатки виртуализации, можно говорить о самом правовом регулировании виртуализации, его проблемах и их решении. Для того чтобы любая система функционировала должным образом, должно быть предусмотрено эффективное законодательное регулирование. Виртуализация и информационные технологии регулируются большим количеством законодательных актов, таких как Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими. Исследование позволило выявить ряд проблем правового регулирования в части стимулирования развития информационных технологий, в который вошло то, что:

- большинство нормативных правовых актов ориентировано не на развитие, а на применение информационных технологий и масштабное создание новых государственных информационных систем;

- в нормативных правовых актах стратегического планирования не хватает взаимосвязи в части определения понятий целей развития информационных технологий;

- практически отсутствует определение рисков и правовых ограничений развития информационных технологий.

На основании этого, было предложено, следующее решение:

- определить стимулирование развития информационных технологий как требование государственного управления и регулирования в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6];

- закрепить предотвращение, выявление и устранение барьеров, как цель государственного управления в сфере информационных технологий.

Список литературы

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

2. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение стимулирования развития промышленного потенциала в Российской Федерации // Правовое администрирование в экономике / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018. - с. 143-165.

3. Полякова Т.А. О правовом обеспечении юридической значимости результатов оказания услуг в электронном виде // Информационное общество и социальное государство. М.: ИГП РАН, ИПО «У Никитских ворот», 2011. - с. 56-68.

4. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev Current-day matters of administration and law in the field of high-rise construction E3S Web of Conferences 33, 03051 (2018) doi.org/10.1051/e3sconf/20183303051

5. Ушаков Д. В. Административные барьеры и издержки их преодоления в малом предпринимательстве: дис. ... канд. экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 2005. - 198 с.

6. Воскресенская Е.В. Корпоративное право России и Германии: сравнительно-правовое исследование. - Санкт-Петербург: Изд-во Астерион, 2010. - 124 с.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3448.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Грачёв А.А. Капочюс М.И.

магистранты

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

г. Калининград

STATE CONTROL IN THE FIELD OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Grachev A. Kapochyus M.

undergraduates Moscow Finance and Law University MFLA,

Kaliningrad

Аннотация

В статье анализируются нормы законодательства в сфере осуществления государственного контроля за субъектами предпринимательской деятельности. Дается оценка внедрения в практику контролирующих органов нововведений, позволяющих применять эффективный механизм надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Abstract

The article analyzes the norms of legislation in the field of state control over business entities. An assessment is given of the introduction of innovations into the practice of the regulatory authorities, which allows the use of an effective mechanism for monitoring the activities of business entities.

Ключевые слова: контроль, государственный орган, предпринимательская деятельность, проверка, индикаторы риска.

Keywords: control, state body, entrepreneurial activity, verification, risk indicators.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности значительная роль отведена контролю, который позволяет обеспечить публичные интересы государства, а также защитить права субъектов предпринимательства при осуществлении контрольных мероприятий. В современных экономических условиях проблемы оптимизации государственного контроля приобретают особую остроту. Экономическое благополучие государства во многом зависит от усилий частного бизнеса - источника пополнения бюджета. Государственный контроль предпринимательской деятельности выполняет важные функции, являясь системой экономического, правого, социального, а также политического обеспечения государством наиболее благоприятной среды для устойчивого развития предпринимательской деятельности.

Актуальность проблематики подтверждается официальными статистическими данными. Так, в марте 2019 г. служба специальной связи и информации ФСО России провела социологический опрос с целью оценить влияние административной среды на развитие бизнеса в Российской Федерации. Согласно результатам опроса, две трети респондентов (66,5 %) негативно оценивают ситуацию с защитой прав и законных интересов предпринимателей: 50,1 % опрошенных полагают, что эти права защищены недостаточно, а 16,4 % - что абсолютно не защищены. Лишь каждый пятый предприниматель (18,9 %) уверен в надежной защите своих прав и законных интересов. Практически половина респондентов (49,1 %) считает, что за последний год ситуация с защитой прав и законных интересов предпринимателей ухудшилась, это произошло как из-за действий чиновников (6,4 %) и постоянных изменений правил (17,1 %), так и из-за растущих затрат при ведении бизнеса (25,6 %) [3].

Государственный контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательской деятельности требований, установленных законодательством Российской Федерации. Контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок и иных мероприятий по профилактике нарушений, по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, а также путем анализа и прогнозирования состояния исполнения установленных правил при осуществлении предпринимательской деятельности.

В научной литературе в зависимости от стадии контроля и цели проверки различают предварительный, текущий и последующий контроль. Принимая во внимание большой объем деятельности,

подлежащей контролю, выделяют общий и специальный контроль. К общему можно отнести судебный контроль и прокурорский надзор. Большинство же видов контрольной деятельности имеют специальный характер (например, налоговый, валютный, страховой, финансовый и др.). Учитывая тенденцию к усилению контроля за предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

Правовое регулирование организации и осуществления государственного и муниципального контроля, защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года, ввели целый ряд нововведений. Так, помимо традиционных контрольных проверок, контролирующим органам предоставлено полномочие по проведению профилактических мероприятий с целью устранения причин, условий и факторов, способствующих нарушениям обязательных требований. В числе таких мероприятий разработка и опубликование соответствующих руководств, рекомендаций, разъяснительная работа, обобщение типичных нарушений, вынесение предостережений и др. Вместе с тем, в докладе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей за 2019 г. отмечается, что только 29 % предпринимателей посещали мероприятия по профилактике и предупреждению нарушений, проводимые контрольно-надзорными органами. При этом половина респондентов, участвовавших в этих мероприятиях, разочаровалась в них [3].

Нормативные положения предусматривают превентивный контроль без взаимодействия с конкретными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем организации плановых (рейдовых) осмотров, обследований, наблюдений, анализа. С октября 2017 года вступили в силу новые правила проведения плановых проверок бизнеса, ограничивающие административный произвол. При проведении плановой проверки должностные лица контролирующих органов в ряде случаев обязаны использовать проверочные листы, включающие список контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении предпри-

нимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. Чек-листы используются сотрудниками ряда контрольно-надзорных ведомств в рамках экологического, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, земельного и противопожарного контроля. В перспективе использование чек-листов должно охватить 90% всех плановых проверок, что, на наш взгляд, существенно повышает инструментарий защиты прав предпринимателей.

Основанием для проведения незапланированной проверки служит заявление субъекта предпринимательской деятельности о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или на осуществление юридически значимых действий. Вторым основанием является мотивированное представление должностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с предпринимателями.

Еще одной новеллой является контрольная закупка, представляющая собой мероприятие, в ходе которого контрольным органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Основания данного мероприятия аналогичны предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Предварительного уведомления проверяемых лиц не предусмотрено. Однако контрольная закупка согласуется с органами прокуратуры, в ходе закупки должны присутствовать два свидетеля, могут применяться способы фиксации (видеозапись, фотосъемка и иные).

Позитивной тенденцией в административном оздоровлении предпринимательского климата, на наш взгляд, является внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности [2]. В отношении организации или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся (так называемые «надзорные каникулы»), что определяется положениями Федерального закона от 26.12.2008 №2 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст. 26.1, 26.2) [1].

В законодательство введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований», которые разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти и подлежат размещению в интернете. Отклонение от параметров само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Индикаторы риска выявляются в ходе проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с организациями и индивидуальными предпринимателями.

В отношении вопроса обоснованности выявленных нарушений наблюдается положительная динамика, о чем свидетельствуют результаты социологических опросов предпринимателей в 20172019 гг. Более 45 % предпринимателей, в работе которых были выявлены нарушения, согласились с тем, что все или большая часть претензий обоснованы, в то время как в марте 2017 г. об этом заявляло менее трети опрошенных (30 %). Вместе с тем, каждый пятый предприниматель (18,3 %) считает, что у него нет никаких шансов выиграть судебное разбирательство в случае, если его оппонентом будут государственные органы, а 28,5 % респондентов полагают, что эти шансы в основном низкие [3].

Оценка проведенных нововведений в целом демонстрирует положительные тенденции в повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности и необходимость дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и законных интересов предпринимателей.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС Консультант плюс.

2. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 10.03.2020) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.03.2020.

3. Приложение к докладу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации за 2019 // http://doklad.ombudsmanbiz.rU/2019/5.pdf. (дата обращения: 23.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.