Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазова П. Д.

В статье раскрываются понятие, цели и место высшего образования в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассматриваются формы государственного контроля, показана роль государственного контроля за качеством высшего образования для достижения стратегических национальных приоритетов. Автор доказывает, что повышение уровня высшего образования во многом обеспечивается федеральным государственным контролем качества высшего образования. На основе проведенного анализа федерального законодательства и нормативных правовых актов Минобрнауки России и Рособрнадзора сделан вывод о необходимости совершенствования существующей системы федерального государственного контроля качества высшего образования посредством внедрения информационных технологий сбора и анализа данных, развития электронного мониторинга и его инструментов. Федеральный государственный контроль качества высшего образования в современных условиях не только становится средством государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала, но и способствует реализации иных стратегических национальных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION IN THE SYSTEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the concept, goals and place of higher education in the system of ensuring national security of the Russian Federation, discloses forms of state control, shows the role of state control over the quality of higher education to achieve strategic national priorities. The improvement of the level of higher education is largely ensured by the federal state control of the quality of higher education. Based on the analysis of federal legislation and regulatory legal acts of the Ministry of Science and Higher Education of Russia and Rosobrnadzor, it is concluded that it is necessary to improve the existing system of federal state quality control of higher education through the introduction of information technologies for data collection and analysis, the development of electronic monitoring and its tools. Federal state quality control of higher education in modern conditions is becoming not only a means of state policy in the field of saving the people of Russia and human development, but also contributes to the implementation of other strategic national priorities.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

'ТОЕСТНИК Глазова П. Д _

Ш УНИВЕРСИТЕТА Государственный контроль в области высшего образования в системе |91

имени o.e. кутафина(мгюА) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Государственный контроль в области высшего образования в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Аннотация. В статье раскрываются понятие, цели и место высшего образования в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассматриваются формы государственного контроля, показана роль государственного контроля за качеством высшего образования для достижения стратегических национальных приоритетов. Автор доказывает, что повышение уровня высшего образования во многом обеспечивается федеральным государственным контролем качества высшего образования. На основе проведенного анализа федерального законодательства и нормативных правовых актов Минобрнауки России и Рособрнадзора сделан вывод о необходимости совершенствования существующей системы федерального государственного контроля качества высшего образования посредством внедрения информационных технологий сбора и анализа данных, развития электронного мониторинга и его инструментов. Федеральный государственный контроль качества высшего образования в современных условиях не только становится средством государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала, но и способствует реализации иных стратегических национальных приоритетов.

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегический национальный приоритет, высшее образование, государственный контроль, качество образования, мониторинг.

Полина Дмитриевна ГЛАЗОВА,

соискатель кафедры административного права и процесса

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) polya.glazova@yandex.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.99.11.191-198

POLINA D. GLAZOVA, Applicant of the Department of Administrative Law and Procedure of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) polya.glazova@yandex.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 State Control in the Field of Higher Education in the System of Ensuring National Security of the Russian Federation Abstract. The article reveals the concept, goals and place of higher education in the system of ensuring national security of the Russian Federation, discloses forms of state control, shows the role of state control over the quality of higher education to achieve strategic national priorities. The improvement

© П. Д. Глазова, 2022

of the level of higher education is largely ensured by the federal state control of the quality of higher education. Based on the analysis of federal legislation and regulatory legal acts of the Ministry of Science and Higher Education of Russia and Rosobrnadzor, it is concluded that it is necessary to improve the existing system of federal state quality control of higher education through the introduction of information technologies for data collection and analysis, the development of electronic monitoring and its tools. Federal state quality control of higher education in modern conditions is becoming not only a means of state policy in the field of saving the people of Russia and human development, but also contributes to the implementation of other strategic national priorities. Keywords: national security, strategic national priority, higher education, state control, quality of education, monitoring.

Безопасность является одной из фундаментальных ценностей, закрепленных в Конституции России, связана с защищенностью гражданина, общества и государства и обеспечивает устойчивое развитие государства и общества. Достижение высокого уровня национальной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед государственными органами РФ.

В последнее время национальная безопасность в Российской Федерации приобрела первостепенное значение. Это обусловлено внешними угрозами, которые минимизируются последовательными действиями Российской Федерации, направленными на укрепление обороноспособности страны, развитие ее экономического потенциала и социальной сферы.

В 2021 г. Указом Президента РФ была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия)1, которая является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В пункте 22 Стратегии подчеркивается, что сегодня состояние системы образования превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России, а повышение уровня образования населения становится одной из целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала (п. 32) как важнейшего стратегического национального приоритета.

В рамках достижения этой цели предусмотрено решение такой задачи, как предоставление гражданам широких возможностей для получения высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда (пп. 13 п. 33 Стратегии). Кроме того, безусловно, высокий уровень высшего образования

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202107030001.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Государственный контроль в области высшего образования в системе

имени o.e. кугафина(мгюА) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

населения должен обеспечить достижение иных стратегических национальных приоритетов.

Высшее образование является важнейшим элементом развития любого современного общества. Именно от развитости и эффективности функционирования данного института зависит степень технологичности, инновационности и конкурентоспособности экономики государства на мировой арене. К тому же, это определяет степень и уровень достатка, а также благосостояние нации, что, соответственно, выступает важнейшим показателем качества жизни населения, социальной устойчивости и перспектив дальнейшего развития страны.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»2 профессиональное образование является одним из видов образования, которое направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.

Целью высшего образования является подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям профессиональной деятельности, которые являются полезными для общества и позволят удовлетворить его интеллектуальные, культурные и нравственные потребности. Это особенно важно в современных условиях, когда от специалистов такого уровня зависит реализация всех стратегических национальных приоритетов, предусмотренных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.

Неудивительно, что государство обращает особое внимание на качество данного образования. Необходимо также отметить, что образовательная деятельность должна ориентироваться, прежде всего, на фундаментальные ценности, признанные в России, и являться инструментом, который позволит поддержать благосостояние общества и обеспечить его безопасность.

Качество высшего образования является универсальной особенностью образовательной деятельности, а также показателем подготовки обучающегося, который должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и иным требованиям, закрепленным в законодательстве РФ. Данные стандарты являются совокупностью обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, магистратуры и специалитета, тем самым составляют предмет контроля в области высшего образования.

Государственный контроль в области высшего образования является ключевым средством поддержания качества высшего образования. Контроль дает воз- ^ можность беспристрастно оценить реальное состояние высшего образования и представляет собой способ улучшения его системы, который позитивно влияет на результат и качество подготовки специалистов. >

Виды государственного контроля в области высшего образования определены законодательством РФ. Согласно Федеральному закону «Об образовании в

Российской Федерации» контроль качества образования осуществляется при □ _ □

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера- □

ции» // СПС «КонсультантПлюс». УЧЕНОГО

проведении процедур государственной аккредитации образовательных программ, лицензирования, федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Государственная аккредитация образовательных программ — процесс подтверждения аккредитационным органом соответствия качества образования в образовательной организации высшего образования по основным образовательным программам, которые были заявлены. Данный процесс реализуется согласно ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлению Правительства РФ от 14.01.2022 № 3 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом, которым является Рособрнадзор.

Лицензирование образовательной деятельности. Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность обязательна для лицензирования, учитывая все особенности, закрепленные ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Лицензирование является процедурой, которая устанавливает возможность образовательных организаций высшего образования осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации на должном уровне. После проведения проверки и получения удовлетворительных результатов по ее итогам только Рособрнадзор имеет право выдавать образовательным организациям высшего образования лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Особое место в контрольной деятельности занимает контроль качества высшего образования — оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования федеральному государственному образовательному стандарту.

Основным субъектом государственного контроля в сфере высшего образовании является Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России).

Минобрнауки России реализует свою контрольную деятельность на федеральном уровне не только непосредственно, но и с помощью подведомственных организаций. Также данный орган имеет право, осуществляя контрольную деятельность, действовать с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с общественными организациями.

Для контроля качества образования Министерством создан Общественный совет при Минобрнауки России, на который возложено проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, которые осуществляют образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК Глазова П. Д.

УНИВЕРСИТЕТА Государственный контроль в области высшего образования в системе

имени o.e. кугафина(мгюА) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Приказом Минобрнауки России от 31.10.2018 № 8873 определен функционал данного совещательного органа: 1) определение перечня организаций, в отношении которых проводится независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности; 2) принятие участия в рассмотрении проектов документации о закупках, услуг, а также проекта государственного контракта, заключаемого Минобрнауки России с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями; 3) проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями с учетом информации, которую предоставила организация; 4) предоставление результатов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, а также предложений об улучшении их деятельности в Минобрнауки России. Также Общественный совет может утверждать макеты баз данных, методические рекомендации, модели для расчета показателей независимой оценки качества образования.

Следуя рекомендациям Общественного совета, Министерство утвердило показатели, которые устанавливают общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования4. Показатели рассчитываются путем процентного соотношения от общего числа опрошенных получателей услуг. Таким образом, формой государственного контроля в данном случае выступает опрос обучающихся высших учебных заведений.

Разумеется, стоит отметить, что опрос является самым приближенным к обществу методом получения нужной информации. Однако данный метод имеет свои недостатки. Например, нельзя забывать, что на общество, в частности на студентов, влияют социальные нормы. Обучающиеся довольно часто стараются предоставить ожидаемую информацию, а не ту, которая соответствует реальной картине. В связи с этим опрос не может дать реальную картину, искажается информация о качестве оказываемой образовательной услуге.

Вместе с тем результаты опроса позволяют Министерству получать дополнительную информацию о качестве предоставляемого высшего образования. Так, в

3 Приказ Минобрнауки России от 31.10.2018 № 887 «Об Общественном совете при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными -jj организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджет- ^ ных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам» // > URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/65a/65a54d0c98fe6d144a59dfc66bb29b06.pdf.

4 Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020 № 860 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» // URL: https://minobrnauki.gov.ru/ q upload/iblock/ccb/ccbda16672f91cb5bd533e18885f6f37.pdf. УЧЕНОГО

протоколе заседания Общественного совета от 24.10.20225 отражена информация по результатам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями. Эти результаты были направлены на дальнейшее рассмотрение в Министерство науки и высшего образования РФ. Также на заседании были обсуждены итоги анкетирования образовательных организаций по вопросам удовлетворенности дистанционной формой обучения.

Еще одной формой государственного контроля в области высшего образования выступает мониторинг. Мониторинг является регулярным стандартизированным наблюдением: за состоянием высшего образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования; за условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся; учебными и внеучебными достижениями обучающихся; профессиональными достижениями выпускников образовательной организации.

Минобрнауки России утверждает порядок осуществления мониторинга системы высшего образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей контролю. Указанной информацией выступают данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, и иные данные, которые получены федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, реализующими управление в сфере образования, а также предоставлены образовательными организациями высшего образования.

В рамках процесса цифровизации во всех областях деятельности государства и общества все большую актуальность приобретают информационные-аналитические системы (далее — ИАС). С помощью данных систем возможно быстро и удобно провести сбор и анализ информации с целью осуществления мониторинга. В частности, в Российской Федерации была разработана ИАС «Мониторинг», которая помогает контролировать качество высшего образования. Данная система построена на современных облачных технологиях, которая обеспечивает не только быстроту и удобство получения информации, но и ее безопасность. ИАС «Мониторинг» дает возможность оценивать текущую ситуацию в высших учебных заведениях в реальном времени и в последующем координировать образовательную деятельность образовательных учреждений высшего образования.

Тем самым мониторинг позволяет государственным органам не только наблюдать реальную картину деятельности образовательных организаций высшего образования, но и дает возможность оценить, насколько эффективны и актуальны обязательные требования к образовательным программам и есть ли

5 Протокол заочного голосования Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам. 24.10.2022 // URL: m8pn8rxtt89w3ai9dbdansihr8jzs9n2.pdf.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

"7^ЕСТНИК Глазова П. Д. ЛО~7

У) УНИВЕРСИТЕТА Государственный контроль в области высшего образования в системе |3/

имени o.e. кугафина(мгюА) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

необходимость внести изменения. Проведение мониторинга и изучение полученных результатов помогают увидеть, насколько уровень подготовки обучающихся соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.

Кроме Минобрнауки России, согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования6, федеральный государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Рособрнадзор проводит ежегодный мониторинг по определенным показателям в отношении имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования7. Мониторинг включает несколько этапов:

1) сбор информации по результатам проведения оценочных мероприятий, а также по утвержденным показателям;

2) обработку собранной информации посредством систематизации и обобщения;

3) расчет показателей;

4) направление собранной и обработанной информации в Минобрнауки России;

5) проведение анализа представленной информации совместно с Министерством;

6) подготовка отчета;

7) публикация итогового отчета на официальных сайтах в сети Интернет.

В процессе проведения мониторинга особое внимание уделяется следующим аспектам: соблюдению требований законодательства; соблюдению сроков и полноты внесения сведений в федеральные информационные системы; соответствию информации, размещаемой на сайте образовательной организации, сведениям, внесенным в федеральные информационные системы. В то же время стоит отметить, что сбор данной информации проводится без использования открытых источников и федеральных информационных систем.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что государственный контроль является основным способом поддержания и повышения качества высшего образования в Российской Федерации. Его совершенствование является одним из главных средств обеспечения государства высокопрофессиональными специалистами, которые помогают поддерживать должный уровень защищенности национальных интересов в Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.

4 "0

5

m

<

- i

6 Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997 «Об утверждении положения о

федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования» // СПС «Кон-сультантПлюс».

7 Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 № 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки» // URL: https://obrnadzor.gov.ru/ron_doc/informacziya- q o-provedenii-monitoringa-sistemy-obrazovaniya/. УЧЕНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кутафина (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кудилинский М. Н. Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования // Журнал российского права. — 2017. — № 12. — С. 101—109.

2. Зубарев С. М. Имеет ли место административное принуждение при осуществлении контроля, квазиконтроля и надзора в сфере государственного управления? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2021. — № 6. — С. 23—32.

3. Зубарев С. М. О контроле в системе федеральных органов исполнительной власти // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 6. — С. 36—48.

4. Черкасов К. В., Лапина Е. Б. Федеральный государственный контроль качества образования в современной России: некоторые аспекты правовой неопределенности // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 441. — С. 235—242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.