Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ СВОБОДА В ШКОЛАХ БРАТЬЕВ ЛИХУДОВ В РОССИИ КОНЦА XVII - НАЧАЛА XVIII В'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ СВОБОДА В ШКОЛАХ БРАТЬЕВ ЛИХУДОВ В РОССИИ КОНЦА XVII - НАЧАЛА XVIII В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТЬЯ ЛИХУДЫ / ШКОЛЫ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СВОБОДА / LEICHOUDES BROTHERS / SCHOOLS / HISTORY OF EDUCATION / STATE CONTROL / PEDAGOGICAL FREEDOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамазанова Д. Н.

Преподавательскую деятельность братьев Лихудов в России можно разделить на несколько этапов, каждый из которых связан с их преподаванием в Славяно-греко-латинской академии, Итальянской школе в Москве, Новгородской греко-славянской школе и Московской греческой школе Софрония Лихуда. В статье на основе исследования архивных источников представлен опыт анализа мер государственного обеспечения и контроля за школами Лихудов. Описаны границы вмешательства властей в преподавательский процесс, в связи с чем определяется то пространство педагогической свободы, которое оставалось у греческих учителей для реализации процесса обучения. Показано, что это пространство не ограничивалось рамками учебного процесса. В результате Лихудам удалось сформировать вокруг себя группу наиболее способных учеников, составлявших скрипторий, деятельность которого не ограничивалась копированием учебных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPERVISION AND TEACHING FREEDOM IN THE SCHOOLS OF THE LEICHOUDES BROTHERS IN RUSSIA IN THE LATE 17TH - EARLY 18TH CENTURIES

The teaching activities of the Leichoudes brothers in Russia can be divided into several stages, each of which is associated with their teaching at the Slavo-Graeco-Latin Academy, the Italian school in Moscow, the Novgorod Graeco-Slavic school and the Moscow Greek school of Sophronios Leichoudes. In this article, based on the study of archival sources, an analysis of the measures of state management and control of Leichoudes schools is presented. The author describes the boundaries of the authorities' interventions in teaching, that determines the space of pedagogical freedom that remained for Greek teachers to implement the learning process in Russian schools. It is shown that this space was not limited to the framework of the educational process. As a result, Leichoudes were able to organize around themselves a group of the most capable students, who formed a scriptorium, and they activities were not limited to copying educational texts only.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ СВОБОДА В ШКОЛАХ БРАТЬЕВ ЛИХУДОВ В РОССИИ КОНЦА XVII - НАЧАЛА XVIII В»

УДК 02(091)+94(47) https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.5(30). 10

Д.Н.Рамазанова

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ СВОБОДА В ШКОЛАХ БРАТЬЕВ ЛИХУДОВ В РОССИИ КОНЦА XVII — НАЧАЛА XVIII В.

Преподавательскую деятельность братьев Лихудов в России можно разделить на несколько этапов, каждый из которых связан с их преподаванием в Славяно-греко-латинской академии, Итальянской школе в Москве, Новгородской греко-славянской школе и Московской греческой школе Софрония Лихуда. В статье на основе исследования архивных источников представлен опыт анализа мер государственного обеспечения и контроля за школами Лихудов. Описаны границы вмешательства властей в преподавательский процесс, в связи с чем определяется то пространство педагогической свободы, которое оставалось у греческих учителей для реализации процесса обучения. Показано, что это пространство не ограничивалось рамками учебного процесса. В результате Лихудам удалось сформировать вокруг себя группу наиболее способных учеников, составлявших скрипторий, деятельность которого не ограничивалась копированием учебных текстов.

Ключевые слова: Братья Лихуды, школы, история образования, государственный контроль, педагогическая свобода

Основные этапы биографий греческих ученых иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов после их

приезда в столицу России 6 марта 1685 г. главным образом были связаны с преподаванием в различных учебных заведениях Москвы и Новгорода. История каждой школы, где преподавали братья Лихуды, относительно неплохо изучена в исследованиях XIX в. [1-3] и в современных работах [4-9], однако до сих пор в историографии не предпринимался опыт рассмотрения педагогической деятельности греческих учителей в сравнительном аспекте, выявления главнейших черт функционирования их школ и выделения специфических для этих школ особенностей. Такая попытка предлагается в настоящей статье. Наша работа преследует две задачи: во-первых, охарактеризовать школы Лихудов в отношении мер государственного обеспечения и контроля занятий преподавателей и их учеников; во-вторых, объяснить и описать место в этих процессах того пространства педагогической свободы, которое по тем или иным причинам было оставлено властями Лихудам для осуществления их деятельности, — иными словами, прояснить роль частной преподавательской инициативы в тех образовательных проектах, к которым были причастны в России греческие дидаскалы.

Учительскую деятельность Лихудов в России можно разделить на несколько этапов, каждый из которых связан с их преподаванием в различных школах:

1. В Славяно-греко-латинской академии (СГЛА) Лихуды преподавали в 1685—1694 гг. Сначала (с 1 июля 1685 г. и по 1687 г.) она находилась в кельях Богоявленского монастыря [5], а с ноября 1687 г. Лихуды с учениками были переведены в специально построенные для Академии каменные палаты в Заиконоспасском монастыре [10, л. 51]. Лихуды преподавали здесь греческую и латинскую грамматику, риторику, пиитику, логику. Численность учеников СГЛА по данным на апрель 1688 г. превысила 160 человек [7, с. 358]. Источники по истории СГЛА можно разделить на несколько видов: это, прежде всего, делопроизводственные документы Патриаршего Казенного приказа (РГАДА, ф. 235) и приказа Книгопечатного дела (РГАДА, ф. 1182), через которые осуществлялось финансирование Академии в разные годы. Кроме того, это списки учебных и богословских сочинений Иоанникия и Софрония Лихудов, находящиеся преимущественно в фонде Московской духовной академии (ф. 173) отдела рукописей РГБ, а также экземпляры изданий, использовавшихся Лихудами в учебном процессе.

2. Итальянская школа, в которой преподавали Лихуды, действовала в Москве. Начало деятельности школы, согласно дате первого набора ее учеников, относится к 15 мая 1697 г. [11, л. 175-177], а закрытие школы произошло не ранее 30 июля 1700 г. [9, с. 21, 338-339] — этим днем датируется последний дошедший до нас документ по истории Итальянской школы. Общее число молодых людей различных сословий, в разное время изучавших итальянский язык у Лихудов в этой школе, составляло 79 человек [9, с. 51-63]. Обеспечением функционирования школы занимался Разрядный приказ, в фонде которого (РГАДА, ф. 235) сохранился комплекс делопроизводственных документов по истории школы: около 200 документов более чем на 300 листах [9, с. 92-101].

3. Преподавание Лихудов в Новгородской греко-славянской школе, куда учителя были переведены по инициативе Новгородского митрополита Иова, относится к 1706—1716 гг. Царский указ о переводе Лихудов из Костромского Ипатьевского монастыря, где они находились в ссылке, к митрополиту Иову в Новгород датируется 31 января 1706 г. [6, с. 208]. Совместное преподавание в Новгородской школе обоих братьев было недолгим: в 1707 г. состоялся отъезд Софрония Лихуда в Москву, после чего основным учителем в школе стал Иоанникий, находившийся там до 1716 г. [6, с. 210], когда он также уехал в Москву. В Новгородской школе преподавались греческая грамматика, риторика и пиитика; за все время существования школы в ней обучались 167 человек [6, с. 212, 215]. Финансировалась Новгородская школа, скорее всего, из средств митрополичьей казны. Источники по истории этой школы сохранились крайне скудно. Это, прежде всего, представленная в Синод ведомость за 1727 г. [6, с. 205-235; 12, л. 126-139 об.; 13], которая содержит сведения об учениках,

учившихся в школе с 1706 по 1727 гг. Другим документом, также содержащим некоторые сведения о школе, является опись книг митрополита Иова, составленная после его кончины [14] (публикация: [15]). Важное значение имеют и другие виды источников, к которым относятся составленные Лихудами учебные пособия по греческой грамматике и риторике, в том числе переписанные учениками Новгородской школы [16].

4. В Московской греческой школе Софроний Лихуд преподавал в 1707—1722 гг. [8]. Школа, находившаяся на Казанском подворье в Ветошном ряду, была создана вскоре после возвращения Софрония из Новгорода в Москву. По крайней мере до 1716 г. Софроний Лихуд был в школе основным учителем греческого языка для учащихся разных уровней подготовки [8, с. 383]. С 1722 г. школу возглавил Афанасий Скиада, который также занимался преподаванием. В среднем количество учащихся превышало 30 человек, в основном это были дети священников. Средства на содержание Московская греческая школа сначала получала из Монастырского приказа, а с 1 апреля 1711 г. — из приказа Книгопечатного дела [8, с. 380], о чем свидетельствуют документы, сохранившиеся в архивах этих приказов (РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 3; ф. 1182, оп. 2). Также документы по истории Московской греческой школы отложились в архиве Синода (РГИА, ф. 796).

Таким образом, как свидетельствуют источники, почти за 30 лет деятельности братьев Лихудов на педагогическом поприще в России перерывы в их преподавании в школах Москвы и Новгорода возникали только дважды: с 1694 по 1697 г. (ввиду отстранения греческих учителей от преподавания в СГЛА) и с 1701 по 1706 г. (в том числе вследствие ссылки Лихудов в Костромской Ипатьевский монастырь). Неудивительно, что эти периоды жизни Лихудов слабо документированы. С другой стороны, источники по истории школ Лихудов, позволяющие охарактеризовать педагогическую деятельность греческих учителей, сохранились с разной степенью полноты и объема. Тем не менее, эти источники позволяют увидеть особенности и закономерности функционирования тех школ, где преподавали Лихуды.

Во-первых, все вышеперечисленные школы были государственными в том смысле, что инициаторами их создания были светские и духовные власти.

Во-вторых, финансирование школ, как отмечено выше, преимущественно осуществлялось на средства царских и патриарших приказов. Так, Лихуды и их ученики в СГЛА получали жалование сначала через Патриарший Казенный приказ, затем — через Приказ Книгопечатного дела. Все финансирование Итальянской школы шло через Приказ Большой казны [9, 40-41]. Московская греческая школа Софрония Лихуда финансировалась через Монастырский приказ и приказ Книгопечатного дела. Сохранились документы приказа Книгопечатного дела (ф. 1182, оп. 2), среди которых есть документы о финансировании и этой школы Лихудов.

В-третьих, в деятельности властей отсутствовал единый принцип в отношении наборов учеников в школы Лихудов. Как правило, источники не содержат каких-либо сведений о регулировании набора либо принудительных направлениях молодых людей на обучение. Так, в отношении Славяно-греко-латинской Академии мы не знаем о каких-либо обязательных направлениях будущих слушателей на учебу. Напротив, в единственном случае, когда Лихуды преподавали в школе, целенаправленно учрежденной правительством Петра I для обучения детей разных чинов иностранному языку (Итальянской школе), действовала жесткая система принудительного набора учащихся, которая деятельно контролировалась осуществлявшими этот набор служащими Разрядного приказа [9, с. 40-41). При этом не исключалось добровольное поступление детей, подростков и юношей, желавших получить образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся челобитные таких лиц и иные документы [9, с. 41-42, 138-141].

В-четвертых, контроль за посещаемостью и результатами успеваемости учеников имел различные формы. Особенно усердным был контроль властей в отношении Итальянской школы. Сохранились росписи учеников, в которых содержатся отчетные сведения Лихудов, представленные ими в Разрядный приказ о посещаемости учениками Итальянской школы, а также приводятся данные о достигнутых ими успехах. Соответствующие росписи об успехах составлялись примерно по одной схеме, в которой все учащиеся выделялись в три категории: самый высокий уровень показали ученики первой статьи, которые умели читать, писать и говорить по-итальянски; ученики второй статьи показали умение читать и писать, но говорили мало, третьей же статьи — только читали и писали, но говорить не умели совсем [9, с. 107-118]. Схожие списки с делением студентов на разные группы, связанные с их уровнем знания, встречаются в документах Приказа Книгопечатного двора в отношении других языковых школ, существовавших в начале XVШ в. В Новгородской греко-славянской школе первая ведомость, фиксирующая различные уровни знаний учеников, была составлена для Синода в 1727 г. В отношении Славяно-греко-латинской академии аналогичные по содержанию росписи Лихудов не сохранились, однако разные уровни знаний учащихся фиксировались в расходных книгах Приказа книгопечатного дела при выдаче жалования, где указывалось, в каком классе учился ученик и что изучал.

Этим, как представляется, контроль властей за деятельностью учителей и ограничивался. Безусловно, различались интенсивность и формы контроля светских и церковных администраторов над преподавателями, однако, судя по источникам, можно думать, что власти в значительной мере доверяли Лихудам, не вмешиваясь непосредственно в образовательный процесс и оставляя учителям значительное пространство для педагогической свободы. При этом в каждой из школ преподавательская свобода Лихудов реализовывалась по-разному.

Изучение источников ни по одной из школ не дает возможности говорить о том, что власти в какой-либо мере старались регулировать и контролировать учебный процесс, который выстраивали Лихуды. Источники только фиксируют факт о прохождении различных классов учениками Славяно-греко-латинской академии,

Новгородской и Московской школ Лихудов. Например, в 1690 г. Славяно-греко-латинская академия делилась на пять классов, в другие годы — на четыре. Никак не регламентировалось время пребывания ученика в одном классе, в связи с чем нельзя точно определить продолжительность освоения конкретного предмета. Тем не менее, чаще всего пребывание учеников в одном классе длилось от одного до двух лет.

Вместе с тем, власти не подвергали экспертизе учебную литературу, которую Лихуды привлекали для обучения. Введение в учебный процесс большинства курсов зависело от подготовки Лихудами соответствующего учебника: известны списки учебных пособий Иоанникия и Софрония почти по всем преподававшимися ими предметам [16; 17, с. 42-47]. В своей педагогической практике Лихуды не ограничивались составленными ими рукописными пособиями, они привлекали также печатные издания. В документах Патриаршего казенного приказа встречаются упоминания о списках греческих и латинских книг, закупавшихся для школ. Так, 19 ноября 1687 г. «у гречанина Македонския земли у жителя Анастаса Иванова сына Мухова» были приобретены 132 книги, которые затем были переданы «учителем греком иеромонахом Иоаникию да Софронию в новые каменные школы, которые построены в Спасском монастыре, что за иконным рядом для учения учеников» [18, л. 158 об.]. Почти все издания из списка поддаются отождествлению, а отдельные экземпляры упомянутых в документе книг сохранились до настоящего времени [17, с. 48-49]. Что касается Итальянской школы, то, к сожалению, судить о том, какими пособиями пользовались Лихуды в преподавании соответствующего языка, можно лишь предположительно [9, с. 44-45].

Таким образом, у Лихудов оставалось относительно широкое поле для педагогической самостоятельности, что позволяло им комбинировать разные формы работы с учениками. Образовательные практики Иоанникия и Софрония выходили за рамки учебного процесса: по источникам явно прослеживается, что вокруг них существовал небольшой круг наиболее способных и усердных учеников (Федор Поликарпов, Николай Семенов, Алексей Кириллов, Федот Агеев и др.), которые привлекались учителями для копирования и переводов текстов на славянский и греческий языки как собственных сочинений Лихудов, так и других греческих авторов. Ученики этого круга изготовляли не только необходимые учебные пособия, но и выполняли заказы по переписыванию и переводу различных сочинений. Эти ближайшие ученики Иоанникия и Софрония — копиисты и переводчики — составляли своего рода скрипторий, причем Лихуды и их ученики активно сотрудничали как с приезжающими в Россию, так и с находившимися здесь греками, а также с местными писцами. Среди непосредственных заказчиков были архимандрит Святого Гроба Хрисанф, коммерсант и дипломат Георгий Кастариот, благодаря которым кодексы, выполненные учениками Лихудов, оказались за пределами Москвы и Русского государства [19].

Как представляется, школы Лихудов можно рассматривать как государственные образовательные проекты, где относительная педагогическая свобода учителей позволила в конечном итоге сформировать в России поколение, прошедшее школу греческой и латинской образованности, и передавшее ее ценности ученикам учеников Иоанникия и Софрония. Вместе с тем, сопоставительное изучение истории Славяно-греко-латинской академии и Итальянской школы, находившейся под жестким и регулярным государственным контролем, позволяет полагать, что первое из этих учебных заведений оказалось гораздо более успешным в отношении подготовки образованных людей, обязанных этим не только личной настойчивости, но и неформальным стараниям Лихудов.

1. Смирнов С.К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. 428, IV с.

2. Миркович Г.Г. О школах и просвещении в патриарший период // Журнал Министерства народного просвещения. 1878. Июль. Ч. 198. С. 1-62.

3. Сменцовский М.Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899. 460, LIV с.

4. Yalamas D.A. The Students of the Leichoudis Brothers at the Slavo-Graeco-Latin Academy of Moscow // Cyrillomethodianum. 19911992. № 15-16. P. 113-144.

5. Рамазанова Д.Н. Богоявленская школа Лихудов — первый этап Славяно-греко-латинской академии // Очерки феодальной России. Вып. 7. М., 2002. С. 211-237.

6. Вознесенская И. А. Новгородская школа братьев Лихудов // Новгородский исторический сборник. Вып. 10(20). СПб., 2005. С. 205235.

7. Рамазанова Д.Н. Ученики Иоанникия и Софрония Лихудов в Славяно-греко-латинской академии, 1685—1694 гг. // Историография, источниковедение, история России X—XX вв.: сборник статей / Сост. Л. А. Тимошина. М., 2008. С. 353-364.

8. Вознесенская И. А. Московская греческая школа Софрония Лихуда // Россия и Христианский Восток. Вып. 4—5. М., 2015. С. 376397.

9. Рамазанова Д.Н. Итальянская школа Иоанникия и Софрония Лихудов в Москве (1697—1700 гг.). М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. 408 с.

10. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 1182. Оп. 1. Д. 88.

11. РГАДА. Ф. 210. Московский стол. Стб. 773. Столпик 3.

12. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 8. Д. 223.

13. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. T. 7 (1727). СПб., 1885. Стб. XCIV-C.

14. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706—1925 гг. // Вестник НовГУ. 2009. № 53. С. 16-19.

15. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.1 (1542—1721). СПб., 1868. Стб. LXXXIII-XCIX.

16. Вознесенская И.А. Рукописные учебники братьев Лихудов начала XVIII в. в петербургских хранилищах // Труды отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 2008. Т. 59. С. 369-375.

17. Рамазанова Д.Н. Рукописная и печатная книга в учебной практике Славяно-греко-латинской академии в конце XVII века // «В России надо жить по книге». Начальное обучение чтению и письму: становление учебной книги в XVI—XIX вв. / Под ред. М.В.Тендряковой и В.Г.Безрогова. М.: Памятники исторической мысли, 2015. С. 42-52.

18. РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 127.

19. Рамазанова Д.Н. Неизвестные греческие рукописи круга учеников Лихудов (по материалам Национальной библиотеки Греции и Библиотеки Румынской академии наук) // Палеография, кодикология, дипломатика: современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: материалы Междунар. науч. конф. Москва, 27—28 февр. 2013 г. / Отв. ред. И.Г.Коновалова. М., 2013. C. 268-278.

References

1. Smirnov S.K. Istoriya Moskovskoy Slavyano-greko-latinskoy Akademii [The History of the Moscow Slavo-Graeco-Latin Academy]. Moscow, 1855. 428, IV p.

2. Mirkovich G.G. O shkolakh i prosveshhenii v patriarshiy period [On schools and education in the Patriarchal period]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshheniya, 1878, July, part 198, pp. 1-62.

3. Smencovskiy M.N. Brat'ya Likhudy. Opyt issledovaniya iz istorii cerkovnogo prosveshheniya i cerkovnoy zhizni konca XVII i nachala XVIII vekov [Leichoudes Brothers. Research experience from the history of Church enlightenment and Church life of the late 17th and early 18th centuries]. Saint Petersburg, 1899. 460, LIV p.

4. Yalamas D.A. The Students of the Leichoudis Brothers at the Slavo-Graeco-Latin Academy of Moscow. Cyrillomethodianum, 1991-1992, no. 15-16, pp. 113-144.

5. Ramazanova D.N. Bogoyavlenskaya shkola Likhudov — pervyy etap Slavyano-greko-latinskoy Akademii [The Epiphany school of Leichoudes — the first stage of the Slavo-Graeco-Latin Academy]. Ocherki feodal'noy Rossii, 2002, no. 7, pp. 211-237.

6. Voznesenskaya I.A. Novgorodskaya shkola brat'ev Likhudov [The Novgorod school of the Leichoudes Brothers]. Novgorodskiy istoricheskiy sbornik, iss. 10(20). Saint Petersburg, 2005, pp. 205-235.

7. Ramazanova D.N. Ucheniki Ioannikiya i Sofroniya Likhudov v Slavyano-greko-latinskoy Akademii 1685-1694 gg. [Students of Ioannikios and Sophronios Leichoudes in the Slavo-Graeco-Latin Academy, 1685—1694]. Coll. of papers "Istoriografiya, istochnikovedenie, istoriya Rossii X—XX vv.". Moscow, 2008, pp. 353-364.

8. Voznesenskaya I. A. Moskovskaya grecheskaya shkola Sofroniya Likhuda [Moscow Greek School of Sophronios Leichoudes]. Coll. of papers "Rossiya i Hristianskiy Vostok", iss. 4-5. Moscow, 2015, pp. 376-397.

9. Ramazanova D.N. Ital'yanskaya shkola Ioannikiya i Sofroniya Likhudov v Moskve (1697—1700 gg.) [The Italian school of Ioannikios and Sophronios Leichoudes in Moscow, 1697—1700]. Moscow, 2019. 408 p.

10. RGADA (Russian State Archive of Ancient Acts). F. 1182. Op. 1. D. 88.

11. RGADA. F. 210. Moskovskiy stol. Stb. 773. Stolpik 3.

12. RGIA (Russian State Historical Archive). F. 796. Op. 8. D. 223.

13. Opisanie dokumentov i del, hranyashhikhsya v arhive Svyateyshego Pravitel'stvuyushhego Sinoda [The description of documents and files stored in the archives of the Holy Governing Synod], vol. 7 (1727). Saint Petersburg, 1885. Col. XCIV-C.

14. Grigor'yeva I.L., Salonikov N.V. Istoriya biblioteki Novgorodskoy duhovnoy seminarii: 1706—1925 gg. [The history of the library of Novgorod theological seminary, 1706—1925]. Vestnik of NovSU, 2009, no. 53, pp. 16-19.

15. Opisanie dokumentov i del, hranyashhikhsya v arhive Svyateyshego Pravitel'stvuyushhego Sinoda [The description of documents and files stored in the archives of the Holy Governing Synod], vol. 1 (1542—1721). Saint Petersburg, 1868. Col. LXXXIII-XCIX.

16. Voznesenskaya I.A. Rukopisnye uchebniki brat'ev Likhudov nachala XVIII v. v peterburgskikh hranilishhah [Handwritten textbooks of Leichoudes brothers of the beginning of the 18th century in St. Petersburg repositories]. Trudy otdela drevnerusskoy literatury. Institut russkoy literatury (Pushkinskiy Dom) Rossiyskoy Akademii nauk, 2008, vol. 59, pp. 369-375.

17. Ramazanova D.N. Rukopisnaya i pechatnaya kniga v uchebnoy praktike Slavyano-greko-latinskoy Akademii v konce XVII veka [Handwritten and printed book in the educational practice of the Slavo-Graeco-Latin Academy at the end of the 17th century]. Coll. of papers "V Rossii nado zhit' po knige". Moscow, 2015, pp. 42-52.

18. RGADA. F. 235. Op. 2. D. 127.

19. Ramazanova D.N. Neizvestnye grecheskie rukopisi kruga uchenikov Likhudov (po materialam Nacional'noy biblioteki Grecii i Biblioteki Rumynskoy Akademii nauk) [Unknown Greek manuscripts of the circle of Leichoudes students (on the sources from the National library of Greece and the Library of the Romanian Academy of Sciences)]. Proc. of "Paleografiya, kodikologiya, diplomatika: Sovremennyy opyt issledovaniya grecheskikh, latinskikh i slavyanskikh rukopisey i dokumentov". Moscow, 2013, pp. 268-278.

Ramazanova D.N. State supervision and teaching freedom in the Schools of the Leichoudes brothers in Russia in the late 17th — early 18th Centuries. The teaching activities of the Leichoudes brothers in Russia can be divided into several stages, each of which is associated with their teaching at the Slavo-Graeco-Latin Academy, the Italian school in Moscow, the Novgorod Graeco-Slavic school and the Moscow Greek school of Sophronios Leichoudes. In this article, based on the study of archival sources, an analysis of the measures of state management and control of Leichoudes schools is presented. The author describes the boundaries of the authorities' interventions in teaching, that determines the space of pedagogical freedom that remained for Greek teachers to implement the learning process in Russian schools. It is shown that this space was not limited to the framework of the educational process. As a result, Leichoudes were able to organize around themselves a group of the most capable students, who formed a scriptorium, and they activities were not limited to copying educational texts only.

Keywords: Leichoudes brothers, schools, history of education, state control, pedagogical freedom.

Сведения об авторе. Джамиля Нуровна Рамазанова — к. ист. н. (специальность 07.00.03), заведующая Научно-исследовательским Отделом редких книг (Музеем книги) Российской государственной библиотеки, доцент Российского государственного гуманитарного университета; ORCID: 0000-0003-1416-1756; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.06.2020. Принята к публикации 01.07.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.