Научная статья на тему 'Государственный инновационный метапроект как инструмент формирования инновационной экономики'

Государственный инновационный метапроект как инструмент формирования инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТАПРОЕКТ / НОВШЕСТВО / INNOVATION / СМЫСЛ / MEANING / ЦЕННОСТЬ / VALUE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / КОНТРАКТ / CONTRACT / META-PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трошин Д.В.

Переход к инновационной экономике России в связи со сложностью реформирования и деиндустриализацией страны затягивается. Основной акцент в государственной инновационной политике сделан на формировании институтов и разработке мер фискального характера. Социальные и культурологические факторы учитываются недостаточно. Для повышения эффективности инновационной политики автором предлагается сформировать и реализовать государственный инновационный метапроект. В статье обосновывается целесообразность использования метапроекта как инструмента консолидации усилий экономических агентов для решения задач инновационного развития с учетом особенностей формирования внутренней мотивации участников инновационных проектов. Исследование построено на системном анализе с использованием методологии стратегического планирования, аксиологии, бихевиоризма. Инновационная пассивность определяется консерватизмом экономических агентов и преобладанием в характере экономической деятельности ориентации на получение сиюминутной прибыли, на простые алгоритмы в работе, а не на творческое выполнение задач, которое может и не принести прибыли в перспективе. Именно существующие риски и порождают пассивность персонала предприятий и организаций. С одной стороны, топ-менеджмент, являясь главным движителем инноваций, не проявляет достаточной заинтересованности в них, а с другой, сами работники также видят в них излишние дополнительные трудности и потому сопротивляются изменениям. Фактически происходит частичная утрата смысла деятельности, который берет начало от русской традиции на метафизическом уровне. У отечественного экономического агента энтузиазм вызывают скорее крупные прорывные проекты, коренным образом преобразующие действительность, при этом важна ведущая роль лидера. Крайне остро обстоит дело с проблемами сокращения технологического разрыва и сбережения окружающей среды, которые требуют концентрации усилий при создании объективно полезных общественных благ. Целесообразно консолидировать творческие ресурсы страны в рамках государственного инновационного метапроекта, реализуемого через государственный заказ в форме системы контрактов. Обязательной его частью являются коммуникационные технологии для формирования общественной системы смыслов и ценностей. Метапроект позволит стимулировать создание необходимых новшеств, сформирует социальную инновационную среду. Его продвижение должно осуществляться не в сочетании с подавлением частной инициативы, а с разумным дополнением к ней и всемерным стимулированием предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A State innovation meta-project as an instrument for building innovation economy

Importance Despite the made efforts, the transition to the Russian innovation economy is dragging out. The main emphasis of the State innovation policy is made on the formation of institutions and development of fiscal measures. Social and cultural factors are considered insufficiently. All this leads to low efficiency of innovation policy. To solve the problem, I propose to establish and implement a State innovation meta-project. Objectives The article substantiates the viability of the use of a meta-project as an instrument for consolidating the efforts of economic agents to solve the innovation development problems taking into account the specifics of the formation of inner motivation of innovation projects’ participants. Methods The research is based on the system analysis using the provisions of the methodology of strategic planning, axiology and behaviorism. Innovation passivity is determined by the conservatism of economic agents and prevailing focus on simple acquisition, rather than meticulous creation in economic activities. On the one hand, top management, being the main driver of innovation, does not demonstrate sufficient interest; on the other hand, the staff itself resists changes. This situation is caused by the loss of the meaning of activity in the current socio-economic realities, which stems from the Russian tradition at a metaphysical level. The national economics is more encouraged by major breakthrough projects, which drastically transform the reality. At the same time, leadership assumes a prominent place. Simultaneously, the need to reduce the technological gap and to protect environment dictates concentration of efforts on creating objectively useful public goods. The conjunction of cultural and social factors and strategic economic objectives lead to the feasibility of consolidation of creative and other resources of the country under the State innovation meta-project implemented through the State order in the form of a system of contracts. Its mandatory part encompasses communication technologies to form the public system of meanings and values, which correspond to creation and reasonable consumption. Results The meta-project will enable stimulating the creation of necessary innovation that will generate the social innovation environment. Conclusions and Relevance The meta-project should be promoted as a reasonable supplement to and possible stimulation of entrepreneurship. It should not suppress private initiative.

Текст научной работы на тему «Государственный инновационный метапроект как инструмент формирования инновационной экономики»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.24

государственный инновационный метапроект как инструмент формирования инновационной экономики*

д.В. ТРОШИН,

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: giopup2@yandex.ru

Институт проблем экономической безопасности

и стратегического планирования

Финансового университета при Правительстве РФ

Переход к инновационной экономике России в связи со сложностью реформирования и деиндустриализацией страны затягивается. Основной акцент в государственной инновационной политике сделан на формировании институтов и разработке мер фискального характера. Социальные и культурологические факторы учитываются недостаточно. Для повышения эффективности инновационной политики автором предлагается сформировать и реализовать государственный инновационный метапроект.

В статье обосновывается целесообразность использования метапроекта как инструмента консолидации усилий экономических агентов для решения задач инновационного развития с учетом особенностей формирования внутренней мотивации участников инновационных проектов. Исследование построено на системном анализе с использованием методологии стратегического планирования, аксиологии, бихевиоризма.

Инновационная пассивность определяется консерватизмом экономических агентов и преобладанием в характере экономической деятельности

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств, выделенных в соответствии с государственным заданием Финансовому университету при Правительстве РФ в 2014 г.

ориентации на получение сиюминутной прибыли, на простые алгоритмы в работе, а не на творческое выполнение задач, которое может и не принести прибыли в перспективе. Именно существующие риски и порождают пассивность персонала предприятий и организаций. С одной стороны, топ-менеджмент, являясь главным движителем инноваций, не проявляет достаточной заинтересованности в них, а с другой, сами работники также видят в них излишние дополнительные трудности и потому сопротивляются изменениям. Фактически происходит частичная утрата смысла деятельности, который берет начало от русской традиции на метафизическом уровне. У отечественного экономического агента энтузиазм вызывают скорее крупные прорывные проекты, коренным образом преобразующие действительность, при этом важна ведущая роль лидера. Крайне остро обстоит дело с проблемами сокращения технологического разрыва и сбережения окружающей среды, которые требуют концентрации усилий при создании объективно полезных общественных благ. Целесообразно консолидировать творческие ресурсы страны в рамках государственного инновационного метапроекта, реализуемого через государственный заказ в форме системы контрактов. Обязательной его частью являются коммуникационные технологии для формирования общественной системы смыслов и ценностей.

Метапроект позволит стимулировать создание необходимых новшеств, сформирует социальную инновационную среду. Его продвижение должно осуществляться не в сочетании с подавлением частной инициативы, а с разумным дополнением к ней и всемерным стимулированием предпринимательства.

Ключевые слова: инновационный метапроект, новшество, смысл, ценность, стратегия, контракт

Становление национальной инновационной системы в России характеризуется противоречивыми данными. Так, количество действующих патентов на изобретения и полезные модели в целом имеет неустойчивую ежегодную динамику (-0,5% в 2013 г.). Заметно повысилась активность заявителей на изобретения, но возросла также и доля отказов в регистрации. Здесь по абсолютным показателям, в отличие от динамических, доминируют российские заявители. Количество промышленных образцов выросло на 2,4%, но только за счет того, что иностранные заявители с избытком компенсировали значительное снижение активности отечественных. В этой сфере регистрации иностранные заявители получили патентов в 1,5 раза больше, чем российские. Устойчивая позитивная тенденция сохраняется только в области программ для ЭВМ, баз данных, типологий интегральных микросхем (6%)х.

По данным Росстата, в 2013 г. в промышленности доля инновационной продукции составила 8,9% (годовой рост равнялся +1,1%), но удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, снизился на 0,2% (до уровня 2011 г.) и составил 8,9%. Однако затраты на указанные цели стабильно растут (+23%) и составили 1 112 429,2 млн руб.2. В то же время, по результатам исследований экспертов РФФИ, даже на этапе фундаментальных исследований выявляется до 15% результатов, имеющих очевидные перспективы хозяйственного использования [8].

В течение более 10 лет на государственном уровне немало делается для изменения негативной ситуации: были организованы институты инновационного развития, постоянно культивируются малые инновационные предприятия, формируются фонды

1 Отчет о деятельности Роспатента за 2013 г. URL: http://rupto. ru/rupto/portal/3b73f9a2-cabe-11e3-b7c0-9c8e9921fb2c#1.

2 Официальный сайт Росстата. URL: http://gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innova-tions/science/#.

поддержки исследований и разработок, создаются стимулы для формирования венчурного капитала, осуществляется прямая государственная финансовая поддержка развития инновационных отраслей. Так, постоянно уделяется внимание наукоемкой части промышленности оборонно-промышленного комплекса через федеральные целевые программы, создаются бизнес-инкубаторы и технопарки (большей частью региональными и местными органами власти и самоуправления), активно развиваются инновационные территориальные кластеры [5, 6, 11, 13-19]. Более 2/3 предприятий крупного бизнеса (как частных, так и государственных) имеют в организационной структуре подразделение или хотя бы должность по управлению инновационными проектами со статусом от сотрудника департамента до заместителя генерального директора. Однако радикально переломить ситуацию не удается.

Причины экономической стагнации кроются в организации взаимодействия созданных институтов, недостаточности квалификации и мотивации персонала для преодоления реальных барьеров инновационной деятельности на практическом уровне [7]. Так, например, по результатам исследований, проведенных под эгидой информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг»3, более 50% респондентов (инновационных менеджеров) отмечают в числе препятствий развития инновационной экономики нехватку умений и навыков для разработки и внедрения инноваций, 1/3 опрошенных указывают пассивную позицию топ-менеджеров и собственников. На недостаток финансирования указали менее 25% опрошенных лиц. Результаты этого опроса логично следуют из приоритетов проводившейся политики, в которых недостаточно учитываются культурные и социальные факторы развития национальной инновационной системы.

Позиция топ-менеджеров и собственников (т.е. лиц, принимающих решения) имеет принципиальное значение, поскольку без их решения и воли никакие инновационные проекты просто невозможны. Согласно концепции динамических способностей топ-менеджмент является наиболее ценным ресурсом, поскольку в нем заключаются способности, необходимые для реконфигурации всех остальных ресурсов4. Однако необходимо также учитывать и

3 Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РБК). URL: http://www.rbc.ru.

4 Сторчевой М.А. Некоторые сомнения в концепции динамических способностей // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Менеджмент. Вып. 4. С. 176-183.

скрытое сопротивление нововведениям со стороны персонала.

Таким образом, одной из основных причин медленного формирования в России инновационной экономики является преобладание так называемых агентов-консерваторов [12]. Причины этого требуют своего культурного, исторического, психологического, экономического и социального осмысления. Научно полностью завершенное объяснение спада творческой активности, возможно, получить в итоге так и не удастся. Однако некоторые поведенческие особенности, присущие отечественным экономическим агентам, можно наблюдать и использовать уже сегодня.

Для повышения активности персонала разработано множество рекомендаций, в частности, рекомендации по оптимизации механизмов развития, созданию временных целевых групп, вовлечению трудового коллектива в процессы принятия решений, формированию корпоративной культуры инновационного развития, развитию системы всесторонней мотивации [10, 13, 15]. Причем в основе этих разработок лежат, как правило, исследования западных специалистов. Однако при их использовании в России следует учитывать отечественную специфику: россиянин и западный человек коренным образом отличаются в мироощущении, отношении к работодателю, контракту, собственнику. Западный человек, как известно, основывает свою деятельность на принципах либерализма, утилитаризма, индивидуализма и рационализма [1]. Анализируя черты его психологии, К.Г. Юнг отмечал, в частности: «...Прилежный, боязливый, смиренный, предприимчивый, алчный, страстно хватающийся за блага мира сего — собственность, здоровье, знание, техническое мастерство, общественное благополучие, политическая власть, приобретение территорий и т.д.» [20].

Типичный россиянин в своем мироощущении и самоидентификации так и не приблизился к западным стандартам в последнее двадцатилетие. Отчуждение российского работника от бытия предприятия — не только и даже не столько от собственности, сколько от смысла, цели, значимости его существования — приводит к невозможности добиться от него не только инициативы и самоотдачи, но и элементарной добросовестности. Для западного работника вовлечение его в обсуждение стратегии предприятия означает возможность учесть при этом индивидуалистические интересы. Прояснение перспектив предприятия четко соотносится со своей

собственной выгодой, самореализацией, наглядным подтверждением высокой самооценки. Для россиянина единение с предприятием представляет собой гармонизацию личных и заводских смыслов существования, превращение предприятия в нечто большее — «наш завод».

Если на Западе превалирует принцип рабочих взаимоотношений «ничего личного», то в России без личных отношений, личного авторитета трудно чего-либо добиться. Указанные особенности усиливаются на высокотехнологичных предприятиях, которые как объективно, так и субъективно (в восприятии работников) имеют большее, чем другие, влияние на общество. Именно поэтому их деятельность в мироощущениях работников сопряжена с более значимыми смыслами бытия. Отмеченную особенность глубокой сопричастности работника к судьбе предприятия (работодателя) можно проиллюстрировать на примере ОАО «Уралвагонзавод».

В 1990-е гг. «Уралвагонзавод» был спасен от рейдерского захвата во многом именно благодаря активному сплочению трудового коллектива вокруг руководства в лице генерального директора и генерального конструктора для реализации высокой цели — сохранения производства современных танков. Примечательно, что на вопрос журналиста: «Что для вас значит завод?», рабочие и инженеры отвечали: «Моя жизнь... Все... Даже не знаю...» и т.п. Последний ответ, по сути, тождествен ответу «все», поскольку смысл завода просто не вмещается в некие прагматичные ценности: работа, зарплата, карьера и самореализация, а выражает более высокий смысл для человека, не искушенного в философском дискурсе.

Эксперты отмечают «импульсный» характер труда, свойственный российским экономическим агентам [3]. Создание массовой продукции высокого качества оказывается недостижимым на протяжении длительной истории отечественной экономики. Скучно русскому человеку изо дня в день улучшать и поддерживать качественное производство ширпотреба. Совсем другое дело, когда можно принять участие в больших уникальных проектах. В системе международного разделения труда Россия должна, по-видимому, занять те ниши, в которых могут быть проявлены наиболее выигрышные черты ее социально-экономического потенциала5 [3, 4]. Речь

5 Аузан А. Миссия университета: взгляд экономиста: лек-

ция, прочитанная 18 апреля 2013 г. в клубе ZaVtra в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». URL: http://polit. ru/article/2013/05/07/auzan.

здесь следует вести о крупных наукоемких технических комплексах и технологиях. Настоящее дело пробуждает интерес, поднимает уровень осознания социальной значимости, вызывает стенические (положительные) эмоции, которые, как доказано экспериментально, сильно активизируют интеллектуальную деятельность.

При реализации больших сложных проектов в полной мере проявляется и другая черта российской культуры в самом широком смысле — четкое следование за лидером, патриархальность. С одной стороны, по консолидированному мнению экспертов, в оборонно-промышленном комплексе, работающем, как известно, в значительной степени по государственным заказам и под жестким государственным руководством, достаточно успешно реализуются линейно-функциональный подход и директивное управление.

С другой стороны, необходимо обратить внимание на цель инновационных процессов и их ключевую роль в обеспечении национальной безопасности как генеральной цели государственного управления (в частности, обеспечение благосостояния общества). Безусловно, инновации обеспечивают конкурентоспособность, открывают перед обществом новые горизонты освоения окружающего и космического пространства. Однако в рыночных условиях так называемого общества потребления основная цель нововведений оказывается не в изменении социальной реальности, а в сохранении имеющейся прибыли (или в получении дополнительной) для группы предпринимателей. В ситуации, когда в постсоветской России возобладал не созидающий, а добывающий тип экономического поведения, немногочисленная прослойка инициативных экономических агентов в значительной части была ориентирована на извлечение доходов тактически удобным способом. При этом указанные агенты не особо заботились о содержании этих способов, нравственной стороне и потенциальной полезности в стратегической перспективе. Как было метко сказано в далекой Франции: после нас — хоть потоп...

В этой связи акцент на материальное стимулирование инновационной деятельности в решении системных проблем российской экономики мало обоснован6. Обратимся к статистике. Только за последние полтора века в России сделано более

6 Егорова М.Ю. Принципиальные проблемы определения хозяйственной ценности инноваций в условиях современной рыночной экономики // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 195-199.

1 000 достижений мирового уровня. Совершено 112 географических открытий. Около 400 изобретений с отечественной пропиской определили направления технического развития всего человечества. В активе российских ученых примерно 400 научных достижений и открытий (научные открытия, основания теорий, систем и учений), а также более 200 приоритетов в создании прорывных технологий. Научно-технические приоритеты России охватывают практически все направления науки и техники. Однако подавляющая часть из них датируется ХХ в. [9].

Вероятно, спад творческой активности и общественного энтузиазма можно объяснить циклическим спадом активности русской цивилизации, апатией, вызванной насильственной сменой смыслов существования в русской культурной традиции (в частности, созидание справедливого светлого будущего) на смыслы меркантильного обогащения, индивидуализма, потребительства и гедонизма. Этот феномен требует отдельного направления исследований. Некоторые его стороны кратко уже были рассмотрены. Автором предлагается способ хотя бы частично преодолеть трудности инновационного развития в сложившихся условиях осуществления бытия общественного организма России и, возможно, придать импульс более фундаментальному процессу возвращения к основам русской традиции. Есть и другая, скрытая сторона негативного процесса: вредоносный стереотип умело задается извне, искусственным образом навязывается. Так, лауреатами Нобелевской премии по физике за 2010 г. стали выходцы из России — Андрей Гейм и Константин Новоселов, которые сейчас проживают в Западной Европе. Когда ученым, уехавшим за границу на постоянное место жительства, вручали Нобелевскую премию7, прозвучал характерный комментарий: за такое же открытие, сделанное в России, им никакой премии не дали бы. Выводы, как говорится, делайте сами: поощряется только определенный тип поведения и никакой другой...

Экономика должна существовать для человека и общества, а не человек — для достижения каких-то абстрактных целей экономического развития и раскручивания «адского колеса» производства для бесконечного экономического роста и потребления, истощающих земные ресурсы. Важен не объем ВВП, а его содержание и потенциальные возмож-

7 Нобелевскую премию по физике получили выходцы из России // Encyclopaedia-Russia.Ru. URL: http://www.encyclopaedia-russia.ru/news.php?id=37.

ности экономики по маневрированию ресурсами, их мобилизации, созданию упреждающего задела для создания возможностей парирования угроз военного характера и природных катаклизмов, технического оснащения науки, развития творческой деятельности, обеспечения безопасности жизнедеятельности, включая эффективные общедоступные медицинские технологии. Здесь задачи экономики тесно взаимосвязаны с ценностями общества и личности, с культурой и просвещением. Общество потребления требует как можно больше товаров широкого потребления, а общество созидания стремится к овладению тайнами природы, совершенствуется духовно и культивирует традиции разумного потребления. Конечно, приращение ВВП может быть достигнуто благодаря массовому производству ширпотреба со скоростью, кратно превышающей срок его износа и морального старения. Однако такой же вклад в ВВП может дать создание межпланетной пилотируемой станции, дистанционных технологий медицинской комплексной диагностики и хирургии.

Для решения стратегических задач при ограниченных экономических возможностях России и сжатых сроках, в которые необходимо ликвидировать технологический разрыв с США, важно скорректировать принципы экономической политики, в которой инновации будут не самостоятельной целью, а средством повышения уровня жизни населения, укрепления экономического и оборонного потенциалов. Ресурсы экономики необходимо сконцентрировать на создании и производстве не только нового (пусть и продаваемого с помощью навязчивой рекламы), но общественно значимого продукта.

Конъюнкция изложенных особенностей экономического поведения российских экономических агентов и принципов общественно значимой инновации, определяемой исходя из задач национальной безопасности (существования во всей полноте удовлетворения национальных интересов), приводит к закономерному выводу. Эффективным методом активизации инновационной экономики в России сегодня является управление этим процессом на основе формирования государственного инновационного метапроекта, отражающего общественные потребности, осознанные элитой общества и полномочными государственными органами.

В рамках такого метапроекта государство может выступать в качестве активного участника научно-технического прогресса и рынка в 3 основных ипостасях:

1) как источник воли, определяющий и поддерживающий то, что полезно;

2) как непосредственный заказчик общественных благ;

3) как предприниматель, владеющий производственными и другими активами, которыми распоряжается по своему усмотрению.

В первом качестве государству в рамках метапроекта необходимо определить перечень приоритетных общественных благ, исходя из национальных ценностей, актуальных и перспективных задач национального развития, в том числе зафиксированных в концептуальных и доктринальных политических документах. Требуется сформировать социально-технический облик общества в различной временной перспективе вплоть до теоретически возможного горизонта прогнозирования. Объектом и предметом метапроекта являются фактически все сферы жизнедеятельности общества. В качестве источника исходных данных могут и должны также служить различные национальные проекты, в частности «Здоровье нации», федеральные целевые программы (далее — ФЦП) и пр.

В дальнейшем необходимо организовать поддержку работ по перечню приоритетных общественных благ политическими, административными, фискальными методами и инструментами, обеспечить образовательное и информационно-пропагандистское сопровождение. Через средства массовой информации, образование и контент массовой культуры созидание необходимо ввести в систему основных общественных и личных ценностей. Программы экономических преобразований должны сопровождаться коммуникационными программами. В этих программах должны быть сформированы новые смыслы, конкретное видение будущего, аккумулироваться отечественный и зарубежный положительный опыт, формироваться уверенность в успехе модернизации, поддерживаться эмоции, необходимые для преобразований [2].

В качестве формы реализации второй ипостаси (заказчик общественных благ) целесообразно использовать систему контрактования для эффективного распределения бюджетных средств в системе государственных закупок8. Государство в этом случае выступает как заказчик и потребитель нов-

8 Старовойтов В.Г., Тютюнник И.Г. Контрактная система как форма эффективного распределения бюджетных средств в российской системе государственных закупок // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 19. С. 217-221.

шеств. При этом заказывается не само новшество, а необходимая и в принципе создаваемая продукция, которая удовлетворяет потребность в общественных благах или обеспечивает национальную конкурентоспособность (безопасность) на стратегическом уровне. Осуществляются мониторинг результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД), анализ их перспективности и управление всем их жизненным циклом посредством системы контрактов. В этом случае лица, принимающие решения, на высокотехнологичных предприятиях будут застрахованы от рисков государственными контрактами, они будут иметь гарантированное обеспечение ресурсами.

При контрактовании важно изменить принцип соперничества заявок на принцип соперничества РИД (от идей до проектов). При проведении конкурсов на начальных этапах жизненных циклов новой продукции целесообразно заключать контракты с несколькими разработчиками, поскольку пока РИД не будет получен, определить его будущие параметры по заявкам достоверно невозможно. По мере продвижения идей и разработок по пути воплощения в конечную продукцию количество альтернативных разработок должно уменьшаться. При этом важно создать условия сотрудничества, когда «соперники» объединяются при выполнении следующей фазы жизненного цикла новой продукции.

Следует отметить, что система государственных контрактов, государственные и различные некоммерческие институты отбора и продвижения РИД существуют. На ряде предприятий, в частности в ракетно-космической промышленности, внедряется разработка программ инновационного развития. Однако эти процессы далеки от совершенства, поскольку носят фрагментарный характер. Они не связаны иерархической системой целей общественного развития, не обеспечены методически в части, касающейся требований к подобным программам, критериев оценки их эффективности и др. Автором предлагается придать этим процессам и институтам дополнительный импульс за счет теоретико-прикладного обоснования использования государственного управления инновационными процессами как метода непосредственного планирования и внедрения РИД в хозяйственный оборот.

Важно организовать сопряжение метапроекта и ФЦП. С одной стороны, ФЦП, фиксируя целевые задачи развития, определяют потребности в результатах интеллектуального труда, в новшествах. С другой стороны, сам метапроект в части, касающейся

участия государства в качестве заказчика и субъекта экономической деятельности, должен служить основой для формирования различных программ научно-технического, социально-технического и технологического развития, включая ФЦП.

Как непосредственный равноправный участник рынка государство выступает в наиболее ответственных случаях, а также в целях стабилизации секторов рынка. В этом случае оно берется за реализацию инновационных проектов в качестве головного или даже единственного исполнителя.

На стадии догоняющего развития государство должно вмешиваться в экономические процессы инноваций в большей степени9. При этом государство не берет на себя роль управления каждым хозяйствующим субъектом и не лишает его самостоятельности. По мере трансформации пропорции «консерватор — новатор» в сторону новаторов государство может уступать свои рыночные позиции частному сектору.

Для того чтобы определить, какие именно части метапроекта должно реализовывать государство в той или иной ипостаси, должны быть разработаны критерии и технология профессиональной экспертизы. Однако уже на этапе идеи можно отметить принцип, заключающийся в следующем: чем важнее общественное благо и чем призрачней перспектива быстрой окупаемости, тем меньше интереса к созданию этого блага демонстрирует частный капитал. Выходит, тем в большей степени к созданию указанного блага должно подключаться государство.

Метапроект может быть «материализован» в форме документа стратегического планирования. Для его разработки целесообразно сформировать постоянно действующий интеллектуальный центр, в котором были бы адекватно представлены научно-техническая и промышленная элиты, профессионалы сферы оказания социальных услуг. Возможно, его основой мог бы послужить созданный в 2013 г. Фонд перспективных исследований.

Как было отмечено, государственный метапроект целесообразно рассматривать как документ стратегического планирования. Предполагается, что он внесет системный подход в научно-техническую и технологическую политику государства в части, касающейся создания или усовершенствования

9 Полтерович В.М. Большинство инноваций в России — это имитация технологий: интервью от 17.09.2008. URL: http:// rusnanonet.ru/articles/16376.

общественных объективно полезных благ. В связи с этим речь не идет о привлечении дополнительных средств в полном объеме содержания метапроекта. Мероприятия, предусмотренные в проекте, могут финансироваться как в рамках различных государственных программ, отдельных государственных заказов, так и за счет привлекаемых внебюджетных источников. Последними могут служить внутренние кредиты, выдаваемые новаторам на льготных условиях под государственные гарантии, венчурные фонды, существующие фонды инновационного развития, государственные долгосрочные кредиты, в том числе беспроцентные. В последнем случае финансирование и распределение выгод являются одним из наиболее полноценных воплощений государственно-частного партнерства.

Вклад государства в финансирование уменьшается по мере продвижения инновационной продукции по фазам жизненного цикла. После выхода продукции на рынок государство может получить возврат кредитования в форме долевого участия в акционерном капитале или в форме использования результатов двойного применения по обратной схеме — коммерческий продукт используется (при необходимости трансформируется) и как социальный. В качестве дополнительного источника финансирования могут также использоваться государственные облигации (при сопровождении метапроекта в информационном пространстве). Сохраняется потенциальный ресурс в виде капитала, выводимого за рубеж. Однако для этого кроме рыночных механизмов создания условий для внутренних инвестиций целесообразно применить механизмы ограничения экспорта капитала.

В настоящем исследовании автором намечены лишь основные контуры идеи. Для реального воплощения требуется гораздо более серьезная проработка. Очевидно, государственный инновационный метапроект и другие вопросы стратегии инновационного развития целесообразно вынести на экспертное общественное обсуждение. В настоящее время инициативная группа Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИ-ОН РАН) разрабатывает технологическую доктрину Российской Федерации. Этот документ также может послужить основой для государственного инновационного метапроекта, но должен быть глубоко проработан с точки зрения национальных интересов с использованием системного подхода.

В качестве площадок формирования и рассмотрения идей могут использоваться уже сущес-

твующие институты и организации. Например, автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», учрежденная распоряжением Правительства РФ от 11.08.2011 № 1393-р10. Могут быть созданы и другие аналогичные субъекты инновационной деятельности. Однако сегодня первоочередной задачей являются не только поддержка инициатив и создание условий для их реализации, а конкретный общественно значимый заказ для формирования желаемого социально-технического облика будущей России и консолидации сил общества для его исполнения. Пора переходить от постановки задач к их конкретному решению.

Работа над метапроектом естественным образом активизирует сопутствующие РИД и конкретные новшества. Предприятия — участники проекта пробудят конкуренцию в сфере создания инновационной продукции. Экономические агенты обретут смысл творческой деятельности, нацеленной на создание благоустроенного общества, обеспечение эффективной надежной защиты от агрессии, терроризма и преступности, а также формирование научно-технических возможностей для открытия новых захватывающих горизонтов жизнедеятельности человека, включая освоение космического пространства.

Список литературы

1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. 320 с.

2. Захаров В.Я. Стратегия технологического обновления и коммуникации // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции ВЗФЭИ 24-25 апреля 2012 г.: в 2 т. Т. 2. Заседания секций. М.: Финансовый университет, 2013. 448 с.

3. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008. 568 с.

4.Матюшок С.В., ФоминаА.В.,Хрусталёв ЕЮ. Проектный подход как метод повышения экономической эффективности наукоемких промышленных предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 34. С. 2-16.

10 Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: распоряжение Правительства РФ от 11.08.2011 № 1393-р.

5. Нешитой А.С. Оценка промышленного потенциала России и уровня его использования (императив модернизации промышленного производства) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 29. С. 14-34.

6. Нешитой А. С. Эволюция смены экономической системы России // Инвестиции в России. 2012. № 3-4. C. 3-9.

7. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

8. Петровский А.Б., Тихонов И.П. Фундаментальные исследования, ориентированные на практический результат: подходы к оценке эффективности // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79. № 11. С. 1006-1011.

9. Пецко А. Мировые приоритеты русского народа / отв. ред. О.А. Платонов. Изд. 2-е. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 560 с.

10. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.

11. Сухарев О. С., Нешитой А. С. Экономический миф коррекции Стратегии-2020 и логика стратегии инновационного развития России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 24. С. 2-14.

12. Сухарев О.С. Психологические факторы в анализе инновационного поведения и экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 11. С. 2-11.

13. Сухарев О.С. Проблемы разработки программы модернизации экономики и инвестиции в промышленности // Инвестиции в России. 2010. № 3. С. 41-46.

14. Сухарев О.С. Экономическая политика реиндустриализации России: возможности и ограничения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24. С. 2-24.

15. Сухарев О.С., Логвинов С.А. Управление структурными изменениями экономики. М.: Инфра-М, 2013. 352 с.

16. Хайниш С.В., Токарева Н.Ю. Управление изменениями и механизмы активного развития на предприятии. 3-е изд. (Из опыта управленческого консультирования). М.: МНИИПУ, 2011. 328 с.

17. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.

18.ХрусталёвЕ.Ю., Ларин С.Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.

19. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв Ю.Е. Экономико-математический инструментарий инновационного управления наукоемкими производствами // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 16. С. 2-13.

20. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. 258 с.

National interests: priorities and security Strategy of economic advancement

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

A STATE INNOVATION META-PROJECT AS AN INSTRUMENT FOR BUILDING INNOVATION ECONOMY

Dmitrii V. TROSHIN

Abstract

Importance Despite the made efforts, the transition to the Russian innovation economy is dragging out. The main emphasis of the State innovation policy is made on the formation of institutions and development of fiscal measures. Social and cultural factors are considered insufficiently. All this leads to low efficiency of innovation policy. To solve the problem, I propose to establish and implement a State innovation meta-project.

Objectives The article substantiates the viability of the use of a meta-project as an instrument for consolidating the efforts of economic agents to solve the innovation development problems taking into account the specifics of the formation of inner motivation of innovation projects' participants.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methods The research is based on the system analysis using the provisions of the methodology of strategic planning, axiology and behaviorism. Innovation pas-

sivity is determined by the conservatism of economic agents and prevailing focus on simple acquisition, rather than meticulous creation in economic activities. On the one hand, top management, being the main driver of innovation, does not demonstrate sufficient interest; on the other hand, the staff itself resists changes. This situation is caused by the loss of the meaning of activity in the current socio-economic realities, which stems from the Russian tradition at a metaphysical level. The national economics is more encouraged by major breakthrough projects, which drastically transform the reality. At the same time, leadership assumes a prominent place. Simultaneously, the need to reduce the technological gap and to protect environment dictates concentration of efforts on creating objectively useful public goods. The conjunction of cultural and social factors and strategic economic objectives lead to the feasibility of consolidation of creative and other resources of the country under the State innovation meta-project implemented through the State order in the form of a system of contracts. Its mandatory part encompasses communication technologies to form the public system of meanings and values, which correspond to creation and reasonable consumption.

Results The meta-project will enable stimulating the creation of necessary innovation that will generate the social innovation environment. Conclusions and Relevance The meta-project should be promoted as a reasonable supplement to and possible stimulation of entrepreneurship. It should not suppress private initiative.

Keywords: innovation, meta-project, meaning, value, strategy, contract

References

1. Andreev A.P., Selivanov A.I. Russkaya tradit-siya [The Russian tradition]. Moscow, Algoritm Publ., 2004, 320 p.

2. Zakharov V.Ya. [The strategy of technological upgrading and communication]. Ekonomicheskii rost i konkurentosposobnost' Rossii: tendentsii, prob-lemy i strategicheskie prioritety: sbornik tezisov po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii VZFEI 24-25 aprelya 2012 g [Proc. Int. Sci. Conf. "Economic growth and competitiveness of Russia: trends, challenges and strategic priorities". In: collection of abstracts on conference materials, All-Russian Correspondence Financial and Economic Institute (VZFEI), April 24-25, 2012]. Moscow, Financial University Publ., 2013, 448 p.

3. Kleiner G.B. Strategiya predpriyatiya [The strategy of an enterprise]. Moscow, Delo Publ., 2008, 568 p.

4. Matyushok S.V., Fomina A.V., Khrustalev E.Yu. Proektnyi podkhod kak metod povysheniya ekonomicheskoi effektivnosti naukoemkikh promy-shlennykh predpriyatii [Project approach as a method of improving the economic efficiency of high-tech industrial enterprises]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 34, pp. 2-16.

5. Neshitoi A.S. Otsenka promyshlennogo potent-siala Rossii i urovnya ego ispol'zovaniya (imperativ modernizatsii promyshlennogo proizvodstva) [Evaluation of the industrial potential of Russia and its level of use (the imperative of modernization of industrial production)]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezo-pasnost'—National interests: priorities and security, 2014, no. 29, pp.14-34.

6. Neshitoi A.S. Evolyutsiya smeny ekonomicheskoi sistemy Rossii [The evolution of changing of the Russian economic system]. Investitsii v Rossii — Investments in Russia, 2012, no. 3-4, pp. 3-9.

7. North D.C. Instituty, institutsional'nye iz-meneniya i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions, Institutional Change and Economic Performance]. Moscow, Fond ekonomicheskoi knigi "Nachala" Publ., 1997,180 p.

8. Petrovskii A.B., Tikhonov I.P. Fundamental'nye issledovaniya, orientirovannye na prakticheskii rezul'tat: podkhody k otsenke effektivnosti [Fundamental studies focused on practical results: approaches to assessing effectiveness]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk — Bulletin of RAS, 2009, vol. 79, no. 11, pp.1006-1011.

9. Petsko A. Mirovye prioritety russkogo naroda [Global priorities of the Russian people]. Moscow, Institute of Russian Civilization Publ., 2013, 560 p.

10. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizatsii [Methods of development of organizations]. Moscow, MCFED Publ., 2003, 863 p.

11. Sukharev O.S., Neshitoi A.S. Ekonomicheskii mif korrektsii Strategii-2020 i logika strategii innovat-sionnogo razvitiya Rossii [Economic myth of correction 2020-Strategy and the logic of the strategy of innovative development of Russia]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 24, pp. 2-14.

12. Sukharev O.S. Psikhologicheskie faktory v analize innovatsionnogo povedeniya i ekonom-icheskogo razvitiya [The psychological factors in

the analysis of innovative behavior and economic development]. Ekonomicheskii analiz: teoriya iprak-tika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 11, pp. 2-11.

13. Sukharev O.S. Problemy razrabotki program-my modernizatsii ekonomiki i investitsii v promyshlen-nosti [Problems of the development of the economy modernization program and industry investments]. Investitsii v Rossii — Investments in Russia, 2010, no. 3, pp. 41-46.

14. Sukharev O.S. Ekonomicheskaya politika reindustrializatsii Rossii: vozmozhnosti i ogranicheniya [The economic policy of the Russian reindustrialization: possibilities and limitations]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2013, no. 24, pp. 2-24.

15. Sukharev O.S., Logvinov S.A. Upravlenie strukturnymi izmeneniyami ekonomiki [Managing the economy's structural changes]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 352 p.

16. Khainish S.V., Tokareva N.Yu. Upravlenie izmeneniyami i mekhanizmy aktivnogo razvitiya na predpriyatii [Managing changes and mechanisms of active development at an enterprise]. Moscow, International Research Institute for Management Problems Publ., 2011, 328 p.

17. Khrustalev E.Yu., Slavyanov A.S. Problemy formirovaniya investitsionnoi strategii innovatsionno orientirovannogo ekonomicheskogo rosta [Problems of building an investment strategy of the innovation-oriented economic growth]. Problemy prognozi-

rovaniya — Problems of forecasting, 2011, no. 3, pp.19-30.

18. Khrustalev E.Yu., Larin S.N. Regional'nye prioritety v razvitii innovatsionnoi infrastruktury [Regional priorities in developing the innovation infrastructure]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2011, no. 42, pp. 8-15.

19. Khrustalev E.Yu., Khrustalev Yu.E. Ekonomiko-matematicheskii instrumentarii innovatsionnogo upravleniya naukoemkimi proizvodstvami [Economic-mathematical tools of innovation management of knowledge-intensive production]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 16, pp. 2-13.

20. Jung C.G. O psikhologii vostochnykh religii i filosofii [Zur Psychologie westlicher und östlicher Religion]. Moscow, Medium Publ., 1994, 258 p.

Dmitrii V. TROSHIN

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation giopup2@yandex.ru

Acknowledgments

The article is based on the findings of the research carried out at the expense of budgetary funds of the State job to the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.