1 (58) - 2010
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В МОСКВЕ: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В Информационном центре правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная проблемам природопользования и охраны окружающей среды. На вопросы журналистов ответил заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды В. Н. ВОРОЖЕЙКИН.
Тел.: (495) 202-84-74
Ключевые слова: экология, природопользование, охрана окружающей среды, экологический контроль, особо охраняемые природные территории, инспекция, милиция, мониторинг.
— Владимир Николаевич, что представляет собой ваш департамент?
— Это государственный орган, в котором работают 215 государственных служащих, распределенных по управлениям, отделам и подразделениям. Возглавляет департамент министр правительства Москвы Л. А. Бочин. У него четыре заместителя, которые отвечают каждый за свое направление деятельности. В частности, это Управление экологической политики — все, что связано с информационно-аналитическим разделом, экспертизой технологических решений генплана города Москвы, обеспечением контроля и мониторинга за состоянием сред. Следующий блок — Инспекция по экологическому контролю, это отдел по лицензированию сбора и переработки цветных и черных металлов, это сектор согласования и выдачи порубочных билетов и обеспечения деятельности по недропользованию. Третье направление работы ведет Управление природопользования и экспертизы — все то, что связано с выдачей проектным организациям, строительным компаниям заключений на право ведения деятельности на территории города Москвы. Четвертый блок связан с обеспечением финансовых, бюджетных ассигнований. Также имеется сектор экономики природопользования и обеспечения на территории города инвестиционных проектов природоохранного направления.
— Что делается для совершенствования системы проведения государственного экологического контроля, каковы перспективы взаимодействия с другими надзорными органами?
— Следует сказать, что основным механизмом охраны окружающей среды в столице является государственный экологический контроль, который представляет собой четкую систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области окружающей среды. Отношения, связанные с осуществлением государственного контроля в Москве, регулируются законом г. Москвы о государственном экологическом контроле, который осуществляется Инспекцией по экологическому контролю Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Численность государственной Инспекции по экологическому контролю невелика — 94 человека. В отличие от других контролирующих органов у нас инспектор — это штучный товар, поскольку, чтобы осуществить правоприменительную практику только восьми законов г. Москвы, которые приняты Мосгордумой, и более 100 нормативных актов, регулирующих природные правоотношения в Москве, человек должен иметь специальное образование, практическую и теоретическую подготовку. Это лицо, наделенное полномочиями, самостоятельно осуществляющее правоприменительную практику и имеющее право налагать и взыскивать штрафные санкции и осуществлять взаимодействие с судебными органами и судебными приставами для взыскания наложенных штрафных санкций при расчетах ущерба.
Сегодня все инспекторы объединены в 6 отделов экологического контроля. У нас сегодня в каж-
- 69
дом административном округе расположен отдел и подотдел экологического контроля, которые на местах осуществляют всю полноту экологического контроля, полномочия, которые предусмотрены положением о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, законодательством и нормативными документами. Кроме этого практически у каждого государственного инспектора есть по 1—2 общественных инспектора для придания гласности экологического контроля, а также обеспечения непредвзятости при принятии каких-то решений.
Мы работаем сегодня и с Общественной палатой правительства Москвы, и с молодежным парламентом, с молодежным правительством дублеров. Реально осуществляем поддержку волонтеров, которые не только в сезонный период осуществляют помощь и поддержку особо охраняемых природных территорий (ООПТ), но и работают вместе с государственными инспекторами, обеспечивая контроль на территориях.
Несколько цифр. Сегодня в Москве 17 ООПТ Если взять цифры реальные, то сегодня Москва занимает 110 тыс. га, из них 16,5 %, или 16,5 тыс. га, — это ООПТ и природные комплексы (ПК), которые подведомственны Департаменту и на которых осуществляется совместная деятельность территориальных органов власти и государственных учреждений. Мэром Москвы поставлена задача до 2020 г. довести площадь озелененных территории, ООПТ и ПК до 22—25 %. Задача реальная, просчитанная. Ведется работа для того, чтобы жители столицы жили в более комфортных условиях.
Хочу сказать, что самым большим злом в Москве является самовольная вырубка зеленых насаждений. В департаменте работает «горячая линия», на которую поступают звонки, жалобы населения по целому ряду направлений, в том числе по вырубке зеленых насаждений. Реакция, которую осуществляет Департамент совместно с экологической милицией, осуществляется моментально. В ночное время — реакция милиции, участковых милиционеров и дежурных служб окружных управлений милиции со следующей передачей документов в отдел экологического контроля для принятия мер и привлечения виновных к ответственности.
Следующий блок, по которому большая правоприменительная практика, это порча зеленых насаждений на ООПТ, разведение костров в несанкционированных местах, заезд на автотранспорте, порча газонов не только на ООПТ, но и на прилегающих к жилым домам озелененных территориях, по которым также принимаются решения
70 -
службами ГИБДД, участковыми милиционерами и патрульно-постовой службой.
Третий блок контролирует строительный комплекс, это вопросы превышения шума на строительных площадках, это пункты мойки колес, захламление территорий, вынос грязи.
Вот три основных крупных блока, по которым мы осуществляем в процентном отношении больше всего правоприменительной практики. В прошлом году и в этом году не снижается правоприменительная практика, мы осуществили и применили штрафных санкций на сумму более 140 млн руб., практически все деньги взысканы. Но превентивная работа по предупреждению правонарушений в области экологического контроля осуществляется не только правоприменительной практикой, существует целый ряд документов, по которым государственный инспектор осуществляет возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде.
Как в прошлом году, так и в нынешнем не снижается практика расчета ущерба и его возмещения. Были произведены расчеты ущерба и судебные иски по взысканию этого ущерба на сумму более 250 млн руб. В основном это не жители Москвы. Осуществляется нанесение ущерба зеленым насаждениям, сбросы в водные ресурсы и отсутствие обеспечения надлежащего производства работ на почвах. Это все вызывает озабоченность, поскольку любое действие должно быть документально оформлено. Порядки необходимо соблюдать, хозяйствующему субъекту, физическому либо должностному лицу необходимо знать и с вашей помощью помнить, что любое разрытие, самовольная порубка, заезд на газоны — наказывается тот, кто совершил, а во вторую очередь наказывается балансодержатель, который допустил эти нарушения.
— Сколько надзорных органов действует в Москве?
— Сегодня в Москве действует 28 надзорных органов, которые осуществляют каждый в своей сфере контрольные функции, каждый отвечает за то или иное направление деятельности. С пятью из них заключены соглашения. Это Департамент природопользования, ГУВД, экологическая милиция, природоохранная прокуратура, следственный комитет при Прокуратуре РФ и МЧС.
Говоря о взаимодействии в контроле за зелеными насаждениями, хотел бы отметить, что контроль носит сезонный характер. Постоянно большое внимание уделяется состоянию цветочного оформления. Здесь совместно с ОАТИ следим за качеством высаженного посадочного материала, благоустройством, другими параметрами, которые
позволяют оценивать красоту цветника, его соответствие проектным решениям и живучесть.
Сегодня на территории Москвы более 3 тыс. озелененных объектов, клумб и цветочного оформления. Столько же вертикального цветочного оформления, на это дело выделены денежные средства, и мы постоянно совершенствуем зеленое убранство города, чтобы оно доставляло радость москвичам и гостям столицы.
Хотелось бы подчеркнуть тот аспект, что Закон РФ № 294-ФЗ, который вступил в силу 1 мая 2009 г., значительно изменил порядок административной практики и проверочных мероприятий, тем не менее в рамках закона департаментом подготовлен регламент, согласованный в городской прокуратуре. Мы осуществляем проверки хозяйствующих субъектов, которые подпадают под действие закона. Есть случаи проверки малого и среднего бизнеса, если существует угроза жизни и здоровью населения, окружающей среде. Все плановые проверки сегодня приостановлены, вместе с тем департаментом осуществляется работа по подготовке плана на 2010 г. для согласования его с прокуратурой для возобновления плановых проверок по всем направлениям деятельности.
Несколько слов об ООПТ. Учитывая рост площадей ООПТ и для обеспечения управления ими, Мэром подписано постановление о реорганизации ООПТ. Вместо 17 государственных учреждений ООПТ будет создано уже в этом году 9 ООПТ В Центральном округе функции ГУ ООПТ будет выполнять одно из государственных учреждений другого округа. Это мы делаем для того, чтобы управление ООПТ приблизить к территориальному принципу управления, к управам, префектурам и на месте осуществить взаимодействие по ООПТ.
А у нас есть сегодня масса проблем по ООПТ, которые предстоит решать. Первая — все сторонние пользователи на ООПТ, а их сегодня почти 800 на территориях, 350 из них — сторонние пользователи, которые должны быть выведены с этих территорий, поскольку деятельность этих организаций противоречит закону обо ООПТ. Остальные должны получить охранные обязательства с обследованием территорий и принятие на себя целого ряда обязательств, которые предусмотрены этими охранными обязательствами. По части, связанной с выводом сторонних пользователей, мэром поставлена задача последовательно и наступательно осуществлять вывод этих сторонних пользователей с ООПТ. Сегодня эта работа развернута в нашем департаменте, готовится целый ряд пакетов документов для подачи исковых заявлений, поскольку добровольно прак-
тически никто с ООПТ не выехал. Поэтому сейчас отработана система подачи исковых заявлений, и в судебном порядке будет осуществляться вывод этих сторонних пользователей с ООПТ. Высвобожденные земли будут вовлечены в хозяйственный оборот, под рекреационные цели и обеспечение развития на них, как положено по закону, спортивных плоскостных сооружений либо мест массового отдыха москвичей. Только под эти цели закон об ООПТ предусматривает эти участки.
Департамент ведет постоянный контроль и мониторинг воздушной среды, сегодня на территории города расположены автоматические станции контроля за воздушной средой, в том числе на крупных предприятиях. Постоянный мониторинг в режиме он-лайн передается пока еще на один монитор, который установлен на Новом Арбате, возле торгового центра «Новоарбатский». В планах есть расширение количества этих мониторов, с тем чтобы жители и гости столицы наблюдали за состоянием воздушной среды. Хотел бы сказать, что сегодня проходят переговоры о том, чтобы не просто осуществлять мониторинг воздушной среды, но и обеспечить управленческие решения для случаев превышения концентрации, его уменьшения через систему городского хозяйства.
Что касается водной среды, практически водные артерии в Москве — это уровень федерального контроля: Москва-река, Яуза и т. д. Все, что связано с мелкими реками, прудами, экологический контроль осуществляет Департамент природопользования. Следует отметить, что правоприменительная практика по водным объектам достаточно сложна в связи с тем, что появление сбросов в водную среду зафиксировать достаточно сложно. Тем не менее департаментом принимается ряд системных мер для того, чтобы ужесточить контроль за водопользователями, с другой стороны, абоненты, которые выполняют условия Мосводостока и Мосводока-нала, подключаются к сетям и обеспечивают сброс. Хотел бы подчеркнуть, что правоприменительная практика прошлого года говорит о том, что по нарушению законодательства водных объектов мы оштрафовали 40 предприятий и организаций, которые нанесли ущерб водным ресурсам, около 20 расчетов ущерба при сбрасывании нефтепродуктов в Москву-реку и Яузу направлены в Росприродна-дзор по ЦФО.
Что касается почвогрунтов. В прошлом году Инспекцией по экологическому контролю было проведено более 1,5 тыс. проб почвогрунтов, мы проверили изготовителей почвогрунтов в Московской области, провели месячный рейд по
- 71
транспортировке почвогрунтов в Москву. Принимаемые меры дали определенный результат. Мы значительно снизили количество почвогрунтов, по которым принимали решение по переделке, и давали предписание для вывоза этих выявленных почвогрунтов, не соответствующих экологическим требованиям. Это было, прежде всего, на объектах строительства. Мы эти хозяйствующие субъекты внесли в Реестр недобросовестных поставщиков правительства Москвы, они находятся на сайте. В этом году ситуация значительно лучше. Объемы завоза почвогрунтов сократились в связи с сокращением адресов строительства, во-вторых, превентивная практика дала свои результаты.
Несколько слов по объектам животного мира. Вы знаете, что постановлением Правительства РФ № 843 экологический контроль по объектам животного мира передан в ведение субъектов Федерации. В этой связи на департамент возложены сегодня функции по экологическому контролю по объектам животного мира. Это достаточно большой блок работы. Сразу хочу сказать, что все, что связано с домашними животными, — это объекты контроля территориальных органов власти, префектур и управ, и правоприменительная практика идет сегодня через административные комиссии этих территориальных органов власти, муниципальных образований. Все остальное возложено на Департамент природопользования, на Инспекцию по экологическому контролю — это зоомагазины, цирки, птичьи базары, зоопарки и т. д.
Выполняя функции по экологическому контролю и осуществляя правоприменительную практику, департамент оценивает эту работу как удовлетворительную, и сегодня в Инспекции по экологическому контролю в своем большинстве подготовлены люди, которые способны решать возложенные задачи.
— Владимир Николаевич, вопрос по выводу организаций из ООПТ. На территории Серебряного бора располагаются иностранные посольства, но есть и несколько других организаций. Кого вы будете выводить?
— По Серебряному бору у нас 11 сторонних природопользователей, которые должны быть выведены: было 24, а осталось 11. Есть судебное решение, и занимаются судебные приставы выводом незаконно построенной школы, второе — это автозаправочная станция «Лукойла» при въезде с левой стороны, большой торговый павильон и еще 8 хозяйствующих субъектов, по которым ведется исковая работа. То, что касается посольства, дачных строений, то они не подлежат выводу, поскольку их
72 -
деятельность не противоречит природоохранной деятельности. Мы говорим о том, что на территории ООПТ не должны быть гаражи, станции технического обслуживания, производства.
Говоря о законе, хотел бы подчеркнуть, что депутатами Мосгордумы в закон об ООПТ внесено дополнение, разрешающее осуществлять строительство на территории ООПТ спортивных плоскостных сооружений, без трибун, то есть для тренировочных целей, но без больших спортивных соревнований, которые могут нанести ощутимый вред.
Вместе с тем хотел бы сказать, что ООПТ не должна носить статуса неприкасаемой, она должна быть активной рекреационной зоной, регулярно посещаться москвичами. Поэтому я считаю, что перечень разрешений на ООПТ плоскостными сооружениями не должен закончиться. Надо изыскивать те формы, которые позволят на ООПТ эту деятельность. Например, на целом ряде ООПТ начали активно проводить соревнования по пейнтболу. Мы взяли анализы и обнаружили, что деревья заражены метаном. Поэтому сказали: пока недостатки не будут устранены, ни о каких соревнованиях по пейнтболу здесь речи быть не может.
— Вы сказали, что было создано 9 ООПТ. А в перспективе сколько их будет?
— В соответствии с законом и перспективами развития до 2025 г. этих ООПТ должно быть более 800. По каждому из этих объектов осуществляется процедура в соответствии с регламентом. Этим занимается НИИ Генплана, Москомархитектура с участием Департамента природопользования.
Нам хотелось бы, чтобы СМИ больше давали материалов, связанных с экологическим просвещением и экологическим контролем, который осуществляется в Москве. Я думаю, что необходимо провести пресс-конференцию по работе с отходами производства и потребления, переход на экологически чистые оберточные материалы, упаковочную продукцию, упаковку твердых бытовых отходов, что сегодня делается по этим направлениям и какие перспективы. Москвичи должны знать о проводимой экологической политике. Сегодня практически ни одно постановление, утвердившее какую-либо программу, не выходит без раздела экологической направленности.
— Хотелось бы услышать, как осуществляется в городе экологический контроль непосредственно на промышленных предприятиях?
— Как я уже сказал, что вода, воздух — это уровень федерального экологического контроля. Мы ведем мониторинг. У нас есть инструментальное
оснащение, техника, методики этого контроля. Есть плавсредство «Экопатруль», которое осуществляет взятие проб в Москве—реке, Яузе. Сегодня практически создается автоматизированная система контроля за промышленными выбросами в атмосферный воздух. Правительством Москвы по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора, Росгидромета и Роспотребназд-зора утвержден перечень предприятий, которые обязаны создать такие системы. В него вошли 87 промышленных предприятий города Москвы, суммарный выброс которых составляет 80 % от всех остальных.
В настоящее время автоматизированы системы прямых инструментальных измерений выбросов, созданы и функционируют на 42 предприятиях, ОАО «Моэк» (районные тепловые станции), двух табачных фабриках «Ликет Дукат» и «Балт Ява» и трех мусоросжигательных спецзаводах. И ведутся работы по организации передачи данных о выбросах от 11 ТЭЦ Мосэнерго. Еще раз повторяю, что мы ведем мониторинг и передаем данные федеральным структурам ЦФО, поскольку осуществить правоприменительную практику по отношению к этим предприятиям федерального уровня мы не можем. Существует регламент, по которому они привлекаются к административной ответственности.
Хотел бы сказать, что в 2008 г. Ростехнадзором было выдано более 800 согласований на увеличение выбросов в атмосферный воздух без уведомления субъекта Федерации, правительства города Москвы. Следует отметить, что Росприроднадзор, Рос-технадзор, Росгидромет не могут осуществить свои функции, не имея ни сил, ни средств, ни ресурсов для осуществления контроля.
Что касается Закона РФ № 294-ФЗ, который резко ограничил проверочные мероприятия, моя точка зрения, что сегодня производственный контроль должен быть преобладающим, но не просто формальным, как сегодня (ведутся журналы, учет выбросов, аварийных ситуаций, обучение и т. п.). С учетом доверия к промышленным предприятиям должна наступать и ответственность, то есть про-
мышленный, производственный контроль должен осуществляться по всей строгости. И, естественно, надо вносить дополнения в Административный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, с тем чтобы за нарушение производственного контроля были уголовно наказуемые статьи. Приписки, уловки перед законом должны носить уголовную ответственность.
— Скажите, пожалуйста, как вовлекаются дети в природоохранную работу?
— В департаменте есть отдельный блок, связанный с экологическим просвещением. Этим занимаются и все государственные учреждения ООПТ на местах. Создаются детские оздоровительные лагеря, экопатрули, зеленые патрули. Существует целый ряд изданий, учебники по экологическому просвещению. Мы совместно с Московским институтом открытого образования делаем повышение квалификации учителей биологии по экологическим дисциплинам, даем им сертификаты, стимулируем это дело через конкурсы, учредили специальные премии правительства Москвы.
Если вы зайдете на наш сайт, то найдете целый блок, посвященный экологическому просвещению. К этой работе нужно активнее привлекать учителей и родителей. В июле 2009 г. мы успешно провели большой праздник в Лужниках с привлечением общественности, детей, отметили Международный день эколога.
— Экологическую милицию вывели из Нескучного сада, из многих территорий. Какие меры предпринимаются департаментом для предотвращения случаев вандализма?
— Обратимся к фактам: была проведена реорганизация экологической милиции, из 680 человек личного состава осталось сегодня чуть больше 80 человек. К сожалению, ликвидированы все отделы экологического контроля в административных округах, поэтому резко ухудшилась система профилактики, реагирования на противоправные действия. А ведь эту проблему нам предстоит решать оперативно, для мегаполиса она стоит очень остро...
Форум iFin-2010 пройдет на одну неделю раньше
X юбилейный Международный Форум iFin-2010 "Электронные финансовые услуги в России" состоится 9-10 февраля 2010 года
Место проведения прежнее: гостиница "Рэдиссон САС Славянская" (г. Москва, Площадь Европы, 2).
1пир://Огит. ¡Яп. ги