Научная статья на тему 'Государственный долг США - альтернативная оценка (историко-экономические аспекты фундаментального анализа)'

Государственный долг США - альтернативная оценка (историко-экономические аспекты фундаментального анализа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДОЛГ / ЭКОНОМИКА / США / ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И.Е.

На основе анализа исторических и экономических примеров реализации бюджетной политики автор делает вывод о положительном влиянии государственного долга на экономику любой страны мира. Целесообразно использовать данный опыт для развития российской экономики и реализации консервативных инвестиционных программ инвесторами на территории США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный долг США - альтернативная оценка (историко-экономические аспекты фундаментального анализа)»

38 (80) - 2011

Государственное регулирование

финансовой сферы

УДК 336.3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США -АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ОЦЕНКА (ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО АНАЛИЗА)

И. Е. БЕЛЬСКИХ,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Е-mail: igbelvolgograd@rambler.ru Волгоградский государственный технический университет

На основе анализа исторических и экономических примеров реализации бюджетной политики автор делает вывод о положительном влиянии государственного долга на экономику любой страны мира. Целесообразно использовать данный опыт для развития российской экономики и реализации консервативных инвестиционных программ инвесторами на территории США.

Ключевые слова: государство, долг, экономика, США, историко-экономический, анализ.

Отношение к государственному долгу: две историко-экономические альтернативы. Развитие экономики любой страны во многом зависит от умения правительств решать бюджетные проблемы. Исторически сложилось, что система государственных займов - важный, долговременный и относительно дешевый источник поступления средств для преодоления бюджетного дефицита.

Анализ политики проведения займов в экономической истории обширен. Но в европейской истории XIX в. есть показательный пример, когда

одно государство активно пользовалось займами, сформировав огромный по тогдашним понятиям государственный долг. Правительство другого государства не хотело принципиально создавать долги и финансировало свою деятельность за счет накопления металлической наличности.

В начале XIX в. на европейском континенте сложились два противостоящих военно-политических блока. Один - во главе с Англией, другой - во главе с Францией.

Королевством Великобритания в конце XVШ -начале XIX в. руководил талантливый государственный деятель У. Питт-младший (1759-1806). Он создал отдельно от казначейства органы управления государственным долгом Англии. С 1694 г. действовал также Английский банк как институциональный орган, регулирующий денежное обращение, и т. д. Создав отдельное управление государственным долгом (в том числе фонды по обслуживанию процентных выплат), У. Питт-младший заложил возможность брать и обслуживать государством займы на внутреннем и внешнем рынках по более упрощенной схеме.

38 (80) - 2011

Государственное регулирование финансовой сферы

В 1804-1815 гг. Великобритания постоянно вела войну с Францией и ее сателлитами. Общеизвестно, что англичане финансировали вооружение, обмундирование и содержание около миллиона солдат войск союзников (испанцев, немцев, австрийцев, шведов и т. д.). Русская действующая армия в 1812-1815 гг. полностью была на содержании британцев и после освобождения России решала их внешнеполитические цели (против этого был М. Кутузов).

Флот Великобритании вырос в три раза для защиты морских границ. Для финансирования этой глобальной войны Великобритания набрала займов почти на миллиард фунтов стерлингов (около двух фунтов стерлингов в месяц была зарплата высококвалифицированного английского рабочего на хлопчатобумажной фабрике). Государственный долг вырос с 269,019 ф. ст. (1791 г.) до 961 млн ф. ст. к 1815 г. [2, с. 202-203]. В металлическом исчислении стоимость государственного долга превысила все добытые золотые и серебряные мировые запасы. Это была колоссальная сумма для того времени (состояние всемирно известного семейства Ротшильдов тогда не превышало и нескольких миллионов). Низкий уровень процентной ставки (от 3 до 6 %) и доверие инвесторов предопределили успех облигационных займов.

Возврат полученных средств предполагался через 20 и более лет. После падения Наполеона в 1814 и 1815 гг. система континентальной блокады рухнула. И к 1820- 1840-м гг. промышленные товары из Англии заполонили европейский мир. Уровень сбора налогов в экономике вырос в разы. Следующие займы и возросшие государственные доходы с легкостью погасили военную задолженность начала XIX в.

Эту страну стали называть мастерской мира. А размеры ее колониальной империи заняли первое место в мире. Весь XIX в. Великобритания диктовала правила политического и экономического развития на большей части земного шара. Государственный долг начала XIX в. определил экономическое и политическое господство в мире до 1914 г., когда Великобритании внешнеполитический вызов бросила уже Германская империя.

Во Франции в 1799-1815 гг. правил Наполеон Бонапарт, который, по воспоминаниям современников, твердо был уверен, что употребление кредита ведет государство к неминуемой погибели [2, с. 163]. Он искренне радовался, когда слышал о новых зай-

мах Англии, считая, что это похоронит финансовую систему врага.

Имея самый большой госбюджет в Европе (около 900 млн франков, или около 35 млн ф. ст.) и безграничные рынки капитала, он ими не пользовался. Капитал с финансовых рынков Европы утекал в Англию на покупку ее государственных облигаций, которая повышала ставку процента за займы, делая их более привлекательными.

Сам Наполеон начинал войну только тогда, когда в подвалах дворца Тюильри накапливалось определенное количество золота. Продолжительная кампания в России 1812 г. привела его финансы и другие ресурсы в расстройство. В 1813-1814 гг. у него кончились деньги и войны (перманентно шедшие с начала XVIII в.) за мировое лидерство Франция проиграла навсегда. Ею были потеряны и значительные заморские территории, перешедшие под контроль Англии.

Участник войны 1812-1815 гг. М. Ф. Орлов, декабрист, автор известной работы о государственном кредите, изданной в 1832 г., считал, что главной причиной гибели империи Наполеона стало его недоверие к займам и формированию эффективного государственного долга. Его критические комментарии звучали по этому поводу так: «Собирать сокровища в наше время есть для правительства не что иное, как бесполезное и часто гибельное предубеждение». Они «похищены из общего оборота и погребены до случая без действия и пользы» [2, с 110]. Единственное настоящее и неистощимое сокровище мудрых правителей есть система займов [2, с. 112].

В итоге в мировой практике сложилось двоякое отношение к государственному долгу.

По мнению ряда правителей (как правило, это люди военные - многочисленные диктаторы Африки, Латинской Америки типа Наполеона, не сильно понимающие в современных финансах), государственный долг отрицательно влияет на бюджетные расходы, он мешает эффективно и долговременно руководить страной, следовательно, самое главное -надо создавать золотовалютные резервы на всякий черный случай.

И, как правило, случай не заставляет себя ждать. Какао-бобы, бананы или нефть дешевеют. На пару лет таких стабилизационных запасов хватает, а потом все равно наступает черный день зависимости сырьевых и слаборазвитых экономик от мировых рынков капитала и (или) международных финансовых организаций.

Государственное регулирование финансовой сферы

38 (80) - 2011

Другой вариант отношений к государственному долгу: возможность заимствований расширяет спрос, увеличивает потребление домашних хозяйств, помогает создавать с помощью селективных методов структурной политики предложение в отдельных отраслях и т. д. В целом он способствует долговременному экономическому росту, строительству инфраструктуры и решению насущных хозяйственных проблем. Главное - сохранение доверия инвесторов и высоких кредитных рейтингов страны в долгосрочной перспективе.

Примером может служить экономическая политика императора Александра II, который за счет роста государственного долга строил железные дороги; Николая II, продолжившего политику кредитования экономики России, ее промышленного сектора за счет роста госдолга. В итоге темпы экономического развития России в конце XIX - начале XX в. были одними из самых показательных в мире.

Традиционная наследница финансовых и политических традиций Великобритании - США, которые давно уже используют по максимуму систему государственного долга для финансирования своего развития. В условиях распада СССР идеологически освобождалась значительная территория, открывались новые рынки, и их надо было осваивать. С 1991 по 2011 г. быстрый рост государственного долга США обусловлен реализацией стратегии, аналогичной британской начала XIX в. Правда, ее реализация натолкнулась на существенную конкуренцию стран Юго-Восточной Азии.

Правительство РФ сегодня находится в финансовой позиции, построенной на стереотипах военных, что госдолг - это плохо. Мы в начале XXI в. заплатили с премией долги СССР. Зачем? Они были оформлены очень выгодно по обслуживанию, срокам, с низкой процентной ставкой.

Стремительный рост золотовалютных запасов Банка России, сокращение государственного долга, многолетний профицит бюджета в 2001-2008 гг. и сокращение государственных расходов привели экономику страны к определенному застою: отсутствию модернизации инфраструктуры, невысоким темпам регионального жилищного строительства и т. д. Как модно сейчас констатировать, рентоориен-тированное экономическое поведение государства не рационально, однако приводит к определенной иллюзии благополучия у отдельных чиновников.

Но денег домашним хозяйствам и фирмам не хватает, они вынуждены наращивать частный внешний

долг, который привел к финансовому кризису конца 2008 - начала 2009 гг. В настоящее время происходит сокращение совокупного спроса, обусловленного стремлением государства сократить свои расходы, а домашние хозяйства очень не хотят брать кредитные ресурсы в долг по высоким ставкам. Внутренний рынок почти не развивается. Это приведет к усилению среднесрочной стагнации в экономике и снижению темпов экономического развития.

В другой ситуации находятся США. Рост государственного долга до 14 трлн долл. и политические игры в Конгрессе США по поводу увеличения возможности заимствований привели к публичному обсуждению этого вопроса в СМИ. Особенно удивляет активность обсуждения этой темы отечественными средствами массовой информации. По мнению автора, в ближайшие 10-15 лет (а возможно, и более длительный срок) США вообще не угрожает никакой дефолт. Это смешно даже обсуждать. Это все политическая риторика американских элит, обусловленная желанием решить свои внутриполитические проблемы (выборы президента и желание смены бывшего преподавателя высшей школы по конституционному праву Б. Обамы от демократической партии). Удивительно, что экспертные (субъективные) оценки в отечественных СМИ по вопросу государственного долга дают журналисты, которые не всегда обладают специализированными знаниями.

Государственный долг США - реалистическая оценка для инвесторов. Экономика США имеет большое и светлое экономическое будущее по следующим причинам [1]:

- огромная и малоосвоенная территория, даже в сравнении с Европейским союзом (площадь США в два раза больше ЕС). Это потенциал для долговременного и стратегического роста;

- быстро растущее население за счет внутреннего прироста и внешней миграции квалифицированной рабочей силы (1990 г. - около 250 млн чел., 2010 г. - 313 млн чел., прирост за 20 лет более чем на 25 %);

- большое количество успешных и крупных транснациональных корпораций, работающих в самых разных отраслях. Ни у одной страны мира такого преимущества нет (кроме, пожалуй, ЕС и Японии);

- высокий уровень развития социальной сферы (образования и медицины в том числе) предполагающий высокое качество человеческого капитала и большую продолжительность жизни;

38 (80) - 2011

Государственное регулирование финансовой сферы

Макроэкономические данные сША, Японии и Греции

Страна ВВП /население (трлн долл. /млн чел.) Государственный долг, трлн долл. /трлн евро (в соотношении на 03.08.2011 1 евро = 1,425 долл.) среднедушевые доходы/государственный долг на душу населения, долл. среднедушевые доходы/ государственный долг на душу населения, евро

США 14,256 / 313 14,131 / 9,917 45,546/45,147 31,962/31,682

Япония* 4,308 / 127,333** 11,1 / 7,789 33 833/87,173 23,743/61,170

Греция 0,344 / 11,306 0,47994 / 0,3368 30,426 /42,450 21 352/29,789

* Очевидно, что в 2011 г. государственный долг Японии сильно вырастет и будет иметь куда большие последствия для мировой экономики, чем проблемы США. **Данные национальной переписи 2004 г.

Источник: рассчитано автором.

- самые крупные и квалифицированные армия и военно-промышленный комплекс, способные капитализировать в геополитических интересах США слаборазвитые территории стран в любой точке мира.

Есть и несколько минусов, к которым можно отнести:

- перенос основных промышленных производств и трудоемких услуг в другие страны;

- быстрый демографический рост менее квалифицированных групп населения, обусловленный особенностями менталитета, традициями, бытом;

- самый большой в мире государственный долг. Макроэкономические показатели ведущих

экономик мира (США и Японии), а также стран Евросоюза, переживающих финансовый кризис, приведены в таблице.

В США объем валового внутреннего продукта (ВВП) и государственного долга примерно равны. До уровня Японии еще далеко. В Японии государственный долг равен более чем двум ВВП (см. таблицу). Экономика страны функционирует нормально, на очень высоком уровне благосостояния для своего населения, несмотря на глобальные природные и техногенные катастрофы, на невысокие темпы прироста населения и т. д.

Даже до среднего уровня обременения души населения Греции долгом, который, по данным Ев-ростата, в 2010 г. достиг 126,84 % ВВП (336,8 млрд евро), достаточно далеко. Для достижения уровня долговых проблем Афин необходимо нарастить порядка 4 трлн долл. государственного долга, или около 30 % ВВП США. В отличие от Греции США имеют множество очевидных преимуществ в сфере экономики, которые позволяют безболезненно преодолеть и этот уровень.

По мнению автора, структура экономики США ничем не хуже японской, и государственный долг может достичь двукратного превышения ВВП безо всяких отрицательных макроэкономических последствий. С 2003 г. (это год начала войны на Ближнем Востоке) госдолг США вырос к 2011 г. с 6,7 до 14,3 трлн долл. Это напоминает десятилетие эпохи вьетнамской войны - тогда госдолг с 1970 по 1980 г. вырос почти в три раза, с 380 до 909 млрд долл. В эпоху холодной войны и президентства Р. Рейгана он увеличился почти в 3,5 раза, достигнув в 1990 г. 3,2 трлн долл.

Быстрый рост государственного долга США, других развитых стран - это долгосрочный тренд современной экономики. Расширение возможностей для устойчивого развития стран без соответствующего финансирования не происходит. Другой вопрос связан с последствиями для мировой экономики таких сценариев развития.

Если большинство стран перестанут сберегать, избавятся от неэффективных полувоенных авторитарных правительств, станут работать с государственным долгом для национального развития, тогда, скорее всего, механизм, изобретенный У. Питтом-младшим и британцами, перестанет работать, и рост государственного долга будет означать определенный круг проблем: снижение доверия инвесторов, рост стоимости заимствований, поиск источников оптимизации расходов и рационализации бюджетной политики [1].

Задача отечественных инвесторов - отслеживать объективные сигналы из крупнейших экономик мира для принятия взвешенных решений. По мнению автора, экономика США в долгосрочном периоде до 2020 - 2025 гг. имеет определенное (предсказуемое) и гарантированное размером госдолга устойчивое развитие. Ее государственные обязательства - это ценный инвестиционный актив,

Государственное регулирование финансовой сферы

38 (80) - 2011

имеющий низкий уровень доходности, но обладающий высоким уровнем ликвидности, так называемые почти деньги. Пока это тихая гавань, как обычно говорят, для любого крупного зарубежного частного или государственного инвестора капитала. Излишняя политизация экономических проблем США в настоящее время мешает объективно оценивать перспективы развития этого государства.

Список литературы

1. Бельских И.Е. Особенности формирования инвестиционной деятельности бизнеса: в поисках национальных ориентиров // «Финансы и кредит». 2007. № 32.

2. ОрловМ. Ф. . Капитуляция Парижа. Политические сочинения. Письма. М.: АН СССР, 1963.

25-26 ноября 2011 г. кафедра «Бухгалтерского учета, аудита и статистики» экономического факультета РУДН проводит II международную научно-практическую конференцию

«Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития

предприятий».

Основные цели конференции:

- обеспечение научно-методологической базы развития учетных систем в рамках устойчивого развития предприятий (организаций);

- разработка рекомендаций в области совершенствования учетных практик (систем) для обеспечения устойчивости их развития, направления их реализации на предприятиях (организация) различных отраслей экономик (народного хозяйства);

- формирование практических рекомендаций в области построения систем корпоративной социальной отчетности.

Основные задачи:

- обсуждение важнейших проблем сближения национальных и международных стандартов учета и отчетности;

- обсуждение и обобщение международного опыта внедрения корпоративной социальной отчетности;

- обсуждение роли различных видов учета в целях обеспечения устойчивого развития организаций;

- рассмотрение перспектив развития систем учета, анализа и аудита;

- формирование теоретических, методологических и методических задач формирования учетных систем;

- обсуждение вопросов подготовки специалистов экономических специальностей в российских вузах;

- разработка рекомендаций по формированию учетных систем для предприятий (организаций) различных отраслей народного хозяйства.

В рамках конференции пройдут следующие секции:

- секция 1. Бухгалтерский учет и отчетность: современная методология и проблемы развития;

- секция 2. Экономический анализ;

- секция 3. Контроль и аудит;

- секция 4. Международные стандарты финансовой отчетности.

Основные темы конференции:

- учетно-аналитические системы;

- бухгалтерский учет ВЭД;

- экономический анализ;

- аудит во взаимосвязи с МСА;

- международные стандарты финансовой отчетности;

- инновационные технологии в системе образования российских вузов.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону 433-94-04 либо e-mail: buhuchet-rudn@yandex.ru, а также на сайт РУДН в раздел «Новости».

www. econ-rudn. ru

7х"

71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.