Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственный долг / долговая политика / бюджетная система / экономическая безопасность / долговые обязательства / public debt / debt policy / budget system / economic security / debt obligations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпунтов Д.С., Кабанова Н.А.

В статье рассматривается государственный долг как ключевой объект управления в рамках региональной долговой политики. Анализируется структура и роль государственного долга в обеспечении экономической безопасности и устойчивости бюджетных систем Российской Федерации. Подчеркивается важность оптимальной долговой нагрузки для предотвращения бюджетных дисбалансов и обеспечения стабильного экономического развития регионов. Рассматриваются особенности государственного долга на региональном уровне и нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, регулирующие долговые обязательства субъектов и муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DEBT AS OBJECT MANAGEMENTWITHIN IMPLEMENTATION REGIONAL DEBT POLICY

The article examines public debt as a key management object within the framework of regional debt policy. The structure and role of public debt in ensuring economic security and sustainability of the budget systems of the Russian Federation is analyzed. The importance of an optimal debt load to prevent budget imbalances and ensure stable economic development of the regions is emphasized. The features of public debt at the regional level and the norms established by the Budget Code of the Russian Federation governing the debt obligations of subjects and municipalities are considered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 332.1 Шпунтов Д.С., Кабанова Н.А.

Шпунтов Д.С.

студент бакалавриата Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(г. Саранск, Россия)

Кабанова Н.А.

студент бакалавриата Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(г. Саранск, Россия)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: в статье рассматривается государственный долг как ключевой объект управления в рамках региональной долговой политики. Анализируется структура и роль государственного долга в обеспечении экономической безопасности и устойчивости бюджетных систем Российской Федерации. Подчеркивается важность оптимальной долговой нагрузки для предотвращения бюджетных дисбалансов и обеспечения стабильного экономического развития регионов. Рассматриваются особенности государственного долга на региональном уровне и нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, регулирующие долговые обязательства субъектов и муниципальных образований.

Ключевые слова: государственный долг, долговая политика, бюджетная система, экономическая безопасность, долговые обязательства.

Вопросы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации приобретают все большую актуальность. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от

2 июля 2021 г. № 400, подчеркивается необходимость устранения дисбалансов в экономике и территориальном развитии, преодоления инфраструктурных ограничений, формирования самостоятельной финансово-банковской системы и развития инновационной деятельности [7].

Согласно статье 28 главы 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип сбалансированности бюджета является основой бюджетной системы России [6]. Этот принцип требует соответствия запланированных расходов бюджета общей сумме его доходов, включая поступления для финансирования дефицита, и учитывает изменения остатков на счетах по учету средств бюджетов. Сбалансированность бюджетной системы зависит не только от федерального бюджета, но и от бюджетов регионального и местного уровней. Достижение этой сбалансированности часто обеспечивается через межбюджетное регулирование, использование источников финансирования бюджетного дефицита и бюджетные кредиты.

Контроль над уровнем государственного долга и бюджетного дефицита имеет особое значение для устойчивого баланса бюджета. В Стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года подчеркивается важность государственного долга субъектов Федерации [8]. Для понимания экономической сущности государственного долга необходимо рассмотреть различные трактовки данного понятия, в том числе предложенные ведущими учеными-экономистами и авторами научных трудов.

Таблица 1. Трактовка экономической категории «государственный долг».

Авторы Определение понятия «Государственный долг»

В.Д. Базилевич [1] Государственный долг — накопленные обязательства государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Ю.А. Трифонова, Т.Б. Ершова [10] Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю [4] Государственный долг - сумма всех положительных сальдо федерального бюджета, уменьшенная на сумму дефицита, который имел место быть в стране

Ю.Я. Вавилов [2] Государственный кредит - это специфические денежные отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий

Ст.97 Бюджетного кодекса РФ [6] Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией

Евростат [3] Государственный долг - номинальная стоимость общего валового долга, непогашенного на конец года или квартала и консолидированного между государственными подсекторами и внутри них

Государственный долг представляет собой совокупность финансовых обязательств государства перед различными субъектами, включая физических и юридических лиц, другие страны и международные организации. Эти

обязательства возникают в результате финансовых операций и займов, направленных на обеспечение бюджетных нужд и поддержание экономической стабильности.

Важным аспектом управления государственным долгом является оптимальная долговая нагрузка, которая имеет ключевое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Долговая нагрузка должна быть сбалансированной, чтобы обеспечивать устойчивость бюджетных систем и предотвращать возможные дисбалансы. Взаимосвязь государственного долга субъекта с экономической и финансовой безопасностью государства представлена на рисунке 1.

В основе экономической безопасности государства лежит сбалансированность бюджетной системы субъектов РФ, в свою государственный долг субъекта играет важную роль в механизме сбалансированности региональной бюджетной системы, поэтому снижение его влияния на экономическую безопасность региона в бюджетной сфере является приоритетной задачей долговой политики субъектов.

Рисунок 1. Роль государственного долга субъектов Российской Федерации в обеспечении сбалансированности национальной бюджетной системы.

Следует отметить, что характер государственного долга на региональном уровне обладает своими особенностями [5]. Государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований представляет собой относительно новое экономическое явление, возникшее в период реформирования российской экономики с началом 1992 года. С введением Бюджетного кодекса Российской Федерации были установлены четкие нормы и разграничения в сфере долговых обязательств всех уровней власти, включая субъекты РФ и органы местного самоуправления, которые ранее отсутствовали в законодательстве.

Под государственным долгом субъекта РФ понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся собственности субъекта Российской Федерации имуществом [9]. Структура государственного регионального долга представляет собой группировку его долговых обязательств, которые согласно ст. 99 Бюджетного Кодекса Российской Федерации могут существовать в форме [5]:

а) государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации,

б) бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

в) кредитов, полученных субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций,

г) государственных гарантий субъекта Российской Федерации,

д) иных долговых обязательств, возникших до введения в действие настоящего Кодекса и отнесенным на государственный долг субъекта Российской Федерации.

Понимание структуры и роли государственного долга субъектов Российской Федерации является фундаментальным для проработки и понимания эффективного управления долговой политикой.

Государственный долг играет важную роль в обеспечении экономической безопасности и устойчивости бюджетных систем как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление долгом требует тщательного анализа его структуры, факторов возникновения и влияния на экономическое состояние страны. Эффективная долговая политика направлена на поддержание оптимальной долговой нагрузки, что способствует предотвращению бюджетных дисбалансов и обеспечивает стабильное развитие регионов. Введение четких норм и разграничений в сфере долговых обязательств в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации позволило установить фундамент для более эффективного управления государственным долгом на всех уровнях власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Базилевич В.Д. Экономическая теория. Политэкономия: учебник. -Москва, 2009. - 870 с;

2. Вавилов Ю.Я. Государственный кредит - самостоятельная экономическая категория // Финансы и кредит. 2004. №9 (147). С. 57-63;

3. Евростат [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 01.06.24);

4. Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник. - Москва, 1992. - 365 с;

5. Минакир П.А., Леонов С.Н. Государственный региональный долг: тенденции и особенности формирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. №4. С. 26-40;

6. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: БК: текст с изменениями и дополнениями на 2 ноября 2023 года: [принят Государственной думой 17 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года]. - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/. - Режим доступа: сеть Интернет (дата обращения: 01.06.24);

7. Российская Федерация. Указы. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ № 400: [Указ Президента РФ от 2 июля 2021]. -Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/2ec140d58e8ceaecbc3 18afe3dea8e80debce8e1/ - Режим доступа: сеть Интернет (дата обращения: 01.06.24);

8. Российская Федерация. Указы. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ № 208: [Указ Президента РФ от 13 мая 2017]. - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ -Режим доступа: сеть Интернет (дата обращения: 01.06.24);

9. Савинова Е.В. Управление государственным долгом субъектов Российской Федерации // Приволжский научный вестник. 2016. №2 (54). С. 1-6;

10. Трифонова Ю.А., Ершова Т.Б. Государственный бюджет и государственный долг России // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2017. № 1. С. 212-222

Shpuntov D.S., Kabanova N.A.

Shpuntov D.S.

Mordovian State University (Saransk, Russia)

Kabanova N.A.

Mordovian State University (Saransk, Russia)

PUBLIC DEBT AS OBJECT MANAGEMENT WITHIN IMPLEMENTATION REGIONAL DEBT POLICY

Abstract: the article examines public debt as a key management object within the framework of regional debt policy. The structure and role of public debt in ensuring economic security and sustainability of the budget systems of the Russian Federation is analyzed. The importance of an optimal debt load to prevent budget imbalances and ensure stable economic development of the regions is emphasized. The features ofpublic debt at the regional level and the norms established by the Budget Code of the Russian Federation governing the debt obligations of subjects and municipalities are considered.

Keywords: public debt, debt policy, budget system, economic security, debt obligations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.