Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ СССР В 1950-80-Е ГОДЫ: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСХОДОВ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ СССР В 1950-80-Е ГОДЫ: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСХОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2320
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ СССР В 1950- 80-Е ГОДЫ / СОЮЗНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТЫ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК / ДИНАМИКА РАСХОДОВ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баканов С. А.

Рассматривается структура расходной части государственного бюджета СССР в ее исторической динамике на протяжении 1950-х - 1980-х годов. В качестве источников были привлечены статистические сборники, издававшиеся Минфином СССР в рассматриваемый период, на их основе была создана электронная база данных «Государственный бюджет СССР», по которой и осуществлялись все приводимые в статье расчеты. Отмечается, что динамика расходов государственного бюджета СССР в течение всего периода 1950 -80-х годов была положительной. Указывается, что наблюдался постоянный рост расходов, имевший среднегодовое значение около 6,5 %, всего за изучаемый период расходная часть госбюджета выросла в 11,6 раза, а в пересчете на душу населения только в 7,3 раза. Показано, что структура расходов государственного бюджета СССР в 1950-е - 1980-е годы включала расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, государственное управление и оборону. Автор приходит к выводу, что построение социального государства в СССР в 1950-е - 1970-е годы наряду с грузом военных расходов стало тяжелым бременем для бюджетной системы, ограничивающим возможности маневра для правительства в условиях разразившегося во второй половине 1980-х годов бюджетного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE BUDGET OF USSR IN 1950S - 80S: DYNAMICS AND STRUCTURE OF EXPENDITURES

The structure of the state budget expenditure of the USSR in its historical dynamics during the 1950s - 1980s is considered. The sources were statistical collections published by the Ministry of Finance of the USSR in the period under review, on their basis the electronic database “State Budget of the USSR” was created, according to which all the calculations presented in the article were carried out. It is noted that the dynamics of the state budget expenditures of the USSR during the entire period of the 1950s - 80s was positive. It is indicated that there was a constant increase in expenditures, which had an average annual value of about 6.5 %; in total, during the period under study, the expenditure part of the state budget increased by 11.6 times, and in per capita terms only by 7.3 times. It is shown that the structure of expenditures of the state budget of the USSR in the 1950s - 1980s included expenditures on the national economy, social and cultural events, public administration and defense. The author concludes that the construction of a welfare state in the USSR in the 1950s - 1970s, along with the burden of military spending, became a heavy burden on the budget system, limiting the government’s room for maneuver in the context of the budget crisis that broke out in the second half of the 1980s.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ СССР В 1950-80-Е ГОДЫ: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСХОДОВ»

sU-е годы : динамика и струк-№ 5. — С. 304—326. — DOI:

Баканов С. А. Государственный бюджет СССР в 1950 тура расходов / С. А. Баканов // Научный диалог. — 2021. 10.24224/2227-1295-2021-5-304-326.

Bakanov, S. A. (2021). State budget of USSR in 1950s — 80s: dynamics and structure of expenditures. Nauchnyi dialog, 5: 304-326. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-304-326. (In Russ.).

j EBSCOhosf

WEBOF SCIENCE ERIHJUi-"'

U L R I С H ' S

PERIODICALS DIRECTORY,»

LIBRARy.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-304-326

Государственный бюджет СССР в 1950—80-е годы: динамика и структура расходов

Баканов Сергей Алексеевич

orcid.org/0000-0002-0746-8912 доктор исторических наук заведующий кафедрой истории России и зарубежных стран [email protected]

Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия)

Благодарности:

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 20-09-00175 «Городские бюджеты, межбюджетные отношения и бюджетное неравенство в СССР в 1950—1980-е гг.»

State budget of USSR in 1950s — 80s: dynamics and structure of expenditures

Sergey A. Bakanov

orcid.org/0000-0002-0746-8912

Doctor of History head of the Department of History of Russia and Foreign Countries [email protected]

Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)

Acknowledgments:

The reported study was funded by RFBR, project number 20-09-00175 "City budgets, interbudgetary relations and budget inequality in the USSR in the 1950—1980s"

© Баканов С. А., 2021

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Рассматривается структура расходной части государственного бюджета СССР в ее исторической динамике на протяжении 1950-х — 1980-х годов. В качестве источников были привлечены статистические сборники, издававшиеся Минфином СССР в рассматриваемый период, на их основе была создана электронная база данных «Государственный бюджет СССР», по которой и осуществлялись все приводимые в статье расчеты. Отмечается, что динамика расходов государственного бюджета СССР в течение всего периода 1950 —80-х годов была положительной. Указывается, что наблюдался постоянный рост расходов, имевший среднегодовое значение около 6,5 %, всего за изучаемый период расходная часть госбюджета выросла в 11,6 раза, а в пересчете на душу населения только в 7,3 раза. Показано, что структура расходов государственного бюджета СССР в 1950-е — 1980-е годы включала расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, государственное управление и оборону. Автор приходит к выводу, что построение социального государства в СССР в 1950-е — 1970-е годы наряду с грузом военных расходов стало тяжелым бременем для бюджетной системы, ограничивающим возможности маневра для правительства в условиях разразившегося во второй половине 1980-х годов бюджетного кризиса.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The structure of the state budget expenditure of the USSR in its historical dynamics during the 1950s — 1980s is considered. The sources were statistical collections published by the Ministry of Finance of the USSR in the period under review, on their basis the electronic database "State Budget of the USSR" was created, according to which all the calculations presented in the article were carried out. It is noted that the dynamics of the state budget expenditures of the USSR during the entire period of the 1950s — 80s was positive. It is indicated that there was a constant increase in expenditures, which had an average annual value of about 6.5 %; in total, during the period under study, the expenditure part of the state budget increased by 11.6 times, and in per capita terms only by 7.3 times. It is shown that the structure of expenditures of the state budget of the USSR in the 1950s — 1980s included expenditures on the national economy, social and cultural events, public administration and defense. The author concludes that the construction of a welfare state in the USSR in the 1950s — 1970s, along with the burden of military spending, became a heavy burden on the budget system, limiting the government's room for maneuver in the context of the budget crisis that broke out in the second half of the 1980s.

Ключевые слова:

государственный бюджет СССР в 1950— 80-е годы; союзный бюджет; бюджеты союзных республик; динамика расходов; структура расходов.

Key words:

the state budget of the USSR in the 1950s-80s; union budget; the budgets of the union republics; dynamics of expenses; cost structure.

^CC^^l^^ OPEN ^

УДК 94(47).084.8/.9+330.534.4(470+571)"1950/1985"

Государственный бюджет СССР в 1950—80-е годы: динами и структура расходов

© Баканов С. А., 2021

1. Введение

Изучение эволюции структуры государственных расходов позволяет судить о довольно широком круге проблем, например, об изменениях приоритетов государственной политики, становлении институтов социального государства или бремени для экономики страны отдельных направлений расходов. В Советском Союзе большая часть государственных расходов, за исключением расходов Госбанка и системы социального страхования, осуществлялась из государственного бюджета СССР, составленного из союзного бюджета и бюджетов союзных республик, делившихся в свою очередь на собственно республиканский и местные бюджеты. Последние включали в себя бюджеты отдельных областей, краев и автономных республик, а также бюджеты входивших в них городов и районов. Каждый уровень бюджетной системы имел собственные, закрепленные именно за ним направления расходов.

Расходы государственного бюджета СССР, особенно социально-ориентированная их часть, привлекали повышенное внимание общественности. С их помощью демонстрировалась всесторонняя забота советского правительства о своих гражданах. В советской историографии, например, в работах В. П. Дьяченко, Г. А. Рабиновича и других исследователей, постоянный рост расходов на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия служил свидетельством преимущества социалистической системы над странами капитализма [Дьяченко, 1978; Рабинович и др., 1988]. В постсоветский период внимание исследователей в большей мере было обращено на отдельные проблемы и направления государственных расходов. Так, В. Н. Мамяченков изучал военные расходы [Мамяченков, 2016], С. В. Ар-хипова, О. В. Капустина и А. В. Пудовкин — социальные [Архипова, 2016; Капустина, 2019; Пудовкин, 2015]. Г. А. Грачев и Г. А. Черемисинов занимались оценками эффективности государственных расходов [Грачев, 2011; Черемисинов, 2017], а С. Г. Синельников — факторами развития бюджетного кризиса во второй половине 1980-х годов [Синельников, 1995].

Целью настоящей статьи является изучение структуры расходной части государственного бюджета СССР в ее исторической динамике на протяжении 1950—1980-х годов. Для достижения поставленной цели в каче-

стве источников были привлечены статистические сборники, издававшиеся Минфином СССР в рассматриваемый период [ГБ, 1956; ГБ, 1966; ГБ, 1972; ГБ, 1976; ГБ, 1982; ГБ, 1987; ГБ, 1988; ГБ, 1990]. На их основе была создана электронная база данных «Государственный бюджет СССР», по которой и осуществлялись все приводимые в статье расчеты.

2. Динамика расходов госбюджета СССР в 1950—80-е годы

Как видно из графика (рис. 1.), расходы государственного бюджета СССР в 1950-е — 1980-е годы неуклонно росли.

600000,00 500000,00 400000,00 300000,00 200000,00 100000,00 0,00

^ & # # ^ # / ^ ^ J £ £

Рис. 1. Расходы государственного бюджета СССР в 1950—80-е годы (млн руб.)

Общий рост составил 11,6 раза с 41,3 млрд руб. в 1950 году (в масштабе цен 1961 года) до 482,6 млрд руб. в 1989 году. В среднем ежегодно они увеличивались на 6,5 %. Наименьшие приросты расходов (около 3 %) наблюдались в 1952, 1960, 1966, 1983 и 1987 годах. Один раз за весь период в 1955 году произошло сокращение расходов на 2,5 %. Максимальные приросты (около 11 %) отмечались в 1953, 1968, 1970, 1982 годах. По пятилеткам прирост расходов в 1950—1960-е годы шел по нарастающей: 30 % (12,6 млрд руб.) за период с 1950 по 1955 годы, 35 % за вторую половину 1950-х годов, 38 % за начало 1960-х годов и, наконец, рекордные 52 % (52,9 млрд руб.) в годы «золотой пятилетки». Затем, несмотря на то что в абсолютном выражении цифры бюджетных расходов продолжали расти достаточно уверенно, темп прироста расходов начинает также по нарастающей сокращаться: 38 % в 1970 — 1975 годах, 37 % во второй половине 1970-х годов, 31 % в 1980—1985 годах и 24 % в 1985—1989 годах. Примечательно, что в годы «перестройки» темп прироста был самым низким за весь рас-

сматриваемый период (24 %), в то время как в абсолютных значениях этот прирост составил рекордные 96,1 млрд руб. за неполную пятилетку.

В душевом выражении расходы государственного бюджета выросли в 5 раз за период с переписи населения 1959 года до переписи 1989 года с 337,1 руб. на душу населения до 1683,2 руб. К сожалению, по ситуации начала 1950-х годов официальные данные о численности населения СССР отсутствуют, что препятствует точному расчету данного показателя, например, для 1950 года. Однако если доверять оценкам советских демографов [Андреев и др., 1993], то при общей численности граждан СССР в 1950 году в 179,2 млн человек расходы госбюджета на душу населении составляли примерно 230,5 руб. В таком случае рост за весь период составляет 7,3 раза.

Таблица 1

Структура расходов государственного бюджета СССР по видам бюджетов в 1950-е — 1980-е годы (млн руб.)

Фонд Год 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1989

Гос. бюджет 41323 53953 73126 101621 154599 214520 294630 386469 482633

Бюджет СССР 31732 39845 30094 43175 80620 109721 157817 202880 244612

Бюджет республик 9591 14107 43031 58445 73979 104799 136813 183589 238020

Местные бюджеты* 6569 7842 14405 21146 28829 38396 47391 61572 79926

* Местные бюджеты входили в состав республиканских бюджетов.

Распределение расходов между бюджетами разных уровней имеет свою четко фиксируемую периодизацию. Так, период до 1957 года характеризуется сверхцентрализацией финансовой сферы, когда в среднем на долю союзного бюджета приходилось около 77,3 % расходов государственного бюджета, в то время как на долю союзных республик и местных бюджетов только 22,7 %. Реформа управления промышленностью и строительством, осуществленная в 1957 году, привела к существенной децентрализации финансовых потоков. С 1958 по 1965 годы центр принятия хозяйственных решений смещается в сторону республиканских и местных бюджетов, доля которых вырастает в среднем до 58,5 %, в то время как на долю союзного бюджета остается 41,5 %. Хозяйственная реформа 1965 года вновь меняет соотношение расходов между уровнями бюджета. В годы «золотой пятилетки» 1966—1970 гоов бюджет Союза обеспечивал 51,3 %, а бюджеты союзных республик — только 48,7 %. В дальнейшем

это соотношение будет сохраняться при небольшом крене в сторону усиления позиций союзного бюджета. Его доля будет колебаться в диапазоне от 50 до 55 % со средним значением 52,5 %.

Тем не менее, несмотря на произошедшее в середине 1960-х годов перераспределение расходов в пользу союзного бюджета, общим трендом оставалось движение в сторону финансовой децентрализации и укрепления материальной базы союзных республик и входивших в их состав автономий, краев и областей. Об этом могут свидетельствовать следующие цифры: если общий рост расходов государственного бюджета, как уже говорилось выше, составил 11,6 раза, то расходы союзного бюджета за то же время увеличились только в 7,7 раза, а расходы республиканских бюджетов (включая местные бюджеты) выросли в 24,8 раза. Отчасти этот феноменальный рост объясняется сверхцентрализацией первой половины 1950-х годов, когда через республиканские бюджеты (включая местные) распределялось только от 9 до 14 млрд руб. Если же расходы местных бюджетов исключить из республиканских, то рост окажется еще более впечатляющим — рекордные 52,3 раза, с 3 млрд руб. в 1950 году до 158 млрд руб. в 1989 году!

Расходы местных бюджетов за это время выросли в 12,1 раза с 6,5 млрд руб. до 79,9 млрд руб. Их доля в государственном бюджете в 1950 году составляла 15,9 %, а в бюджете союзных республик она была 68,5 %. В 1960-е годы доля местных бюджетов в государственном бюджете подросла до 19—21 %, а затем стала сокращаться: 16—18 % в 1970-е годы, 15—16 % в 1980-е годы. Их доля в республиканском бюджете тоже не была стабильной: к 1955 году она уменьшилась до 55 %, в первой половине 1960-х годов она составляла в среднем 36 %, затем с 1966 по 1969 годы несколько подросла до 41 %, пока не стала неуклонно снижаться в период с 1970 по 1989 годы с 38 до 33 %. Таким образом, основными бенефициарами бюджетной децентрализации оказались не местные бюджеты, а бюджеты союзных республик, что в дальнейшем послужит одним из факторов их курса на суверенизацию.

3. Структура расходов государственного бюджета СССР в 1950-е — 1980-е годы

Структура расходов государственного бюджета СССР в 1950-е — 1980-е годы была довольно стабильной (рис. 2—3). В статистических сборниках информация по отдельным направлениям государственных расходов объединялась в укрупненные группы или виды расходов. Постоянными для всего рассматриваемого периода видами расходов являлись расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, государственное управление и оборону. Помимо них, на отдельных временных интервалах

Рис. 2. Основные виды расходов государственного бюджета СССР в 1950 году

Рис. 3. Основные виды расходов государственного бюджета СССР в 1989 году

в официальной статистике отображались и некоторые виды расходов, детерминированные конкретным историческим периодом, такие как выплаты по государственным внутренним займам, осуществлявшиеся в 1950-е годы, и расходы на внешнеэкономическую деятельность, которые появились в сборниках в конце 1980-х годов.

Расходы на народное хозяйство были самым крупным по объему выделяемых финансовых средств разделом государственного бюджета СССР (см. рис. 2—3.) При этом их доля в общих расходах неуклонно возрастала. Если в 1950-е годы в среднем на народное хозяйство расходовалось около 41 % всех бюджетных средств, то в 1960-е годы — уже 44,5 %, в 1970-е — 51 %, а в 1980-е — 56 %. Исключением стал только 1989 год, когда в ре-

зультате начавшегося бюджетного кризиса и изменения Министерством финансов СССР методики расчета расходов на оборону и на промышленность доля расходов на народное хозяйство в бюджете страны вновь вернулась к уровню в 41 %. Всего расходы на народное хозяйство выросли в 15,5 раз с 15,8 млрд руб. в 1950 году до 245,8 млрд руб. в 1987 году, когда был достигнут максимум по данной статье. Однако в последующие два года происходило ощутимое снижение до 242 млрд руб. в 1988 году и до 200 млрд руб. в 1989 году (рис. 4.).

■народное хозяйство соц.-культ. мероприятия

Рис. 4. Динамика расходов государственного бюджета СССР на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия в 1950—1980-е годы (млн руб.)

Распределение расходов на народное хозяйство между бюджетами разных уровней также имело свою внутреннюю динамику. Так, в начале 1950-х годов 85 % расходов по данной статье приходилось на союзный бюджет. После хозяйственной реформы 1957 года 70 % стало приходиться уже на республиканские и местные бюджеты. Ликвидация совнархозов привела к увеличению роли союзного бюджета в финансировании народного хозяйства, его доля выросла до 52 % к 1970 году и 56 % к 1980 году. В период перестройки приоритет опять был отдан бюджетам союзных республик, в результате чего доля союзного бюджета в расходах на народное хозяйство вновь снизилась до 37 %.

4. Расходы на народное хозяйство

В структуре расходов на народное хозяйство самой значительной статьей было финансирование промышленности и строительства, на которую приходилось от 40 до 50 % всех трат на народное хозяйство или от 18 до 26 % всех государственных расходов. Всего по данной статье расходы за

1950—1985 годы выросли в 13 раз (табл. 2). Пик расходов (102,9 млрд руб.) был достигнут в 1985 году, после чего последовало неуклонное их сокращение. Как уже говорилось выше, в 1989 году была изменена министерская методика расчета некоторых показателей бюджета, которая в первую очередь затронула как раз расходы на промышленность и строительство и расходы на оборону. По официальным данным расходы на промышленность и строительство в 1989 году составили всего 7,8 млрд руб., что оказалось на 90 млрд руб. меньше показателя предыдущего года. Большая часть этих «исчезнувших» расходов (около 55 млрд руб.) оказалась перемещена в раздел расходов на оборону, а еще около 35 млрд руб. пополнили и без того непрозрачную категорию прочих расходов на народное хозяйство.

Таблица 2

Структура расходов на народное хозяйство в государственном бюджете СССР в 1950-е — 1980-е годы (млн руб.)

Сфера Год 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1988

Промышленность 7846 10951 15588 20990 30532 47012 74099 102912 98088

Сельское хозяйство 3713 5845 4754 6772 12375 19084 27240 36446 37457

Торговля 705 1073 3591 2272 6258 4427 1229 820 404

Транспорт 1550 1854 2638 2585 2841 4718 7774 7839 8771

Связь 22 92 175 244 264 237 185 283 386

ЖКХ 536 898 3215 4226 6458 8805 10730 13590 15187

Прочие расходы 1422 2601 4165 7826 15826 26414 39772 57562 82530

Вторым по значимости среди расходов на народное хозяйство было финансирование сельского хозяйства. В 1950-е годы на эти нужды уходило 23—25 % расходов на народное хозяйство, или от 6 до 10 % всех государственных расходов. Наиболее быстрыми темпами расходы по этой статье росли в 8-й (в 1, раза) и 10-й (в 1,4 раза) пятилетках. За весь период расходы на сельское хозяйство выросли в 10 раз (табл. 2).

Третьими по значимости в 1950-е годы были расходы на транспорт. С 1950 по 1988 годы они выросли в 5,6 раза, но уже в 1960-е годы они отодвинулись на четвертое место, пропустив вперед расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Рост этой категории расходов был самым впечатляющим — в 28 раз. Доля расходов на ЖКХ в государственном

бюджете выросла с 1 % в 1950 году до 4 % в 1960 — 1970-е годы, затем несколько снизившись до 3 % на фоне роста других статей в 1980-е годы. Финансирование данной сферы осуществлялось в основном из местных бюджетов, для которых расходы на ЖКХ были весьма обременительными, так как на их долю приходилось от 19 до 22 % всех расходов местных бюджетов в 1960 — 1980-е годы (для сравнения: в 1950-е годы было только около 10 %).

Довольно интересную динамику демонстрировали расходы, связанные с торговлей. За 1950-е годы они выросли в 5 раз, затем в первой половине 1960-х годов они снизились в 1,5 раза, чтобы во второй половине 1960-х годов вновь вырасти почти в 3 раза. В дальнейшем, с 1970 по 1989 годы, они будут стабильно снижаться. За эти 19 лет сокращение достигнет 15 раз, а сумма расходов по данной статье в 1988 году окажется в 1,7 раза меньше суммы 1950 года. Большую часть этих расходов в начале 1950-х годов составляли затраты на внешнюю торговлю, которая обходилась бюджету около 1 млрд руб. (в ценах 1961 года), или около 2 % государственного бюджета. Для сравнения: расходы на внутреннюю торговлю в этот период были всего лишь от 56 до 90 млн руб., или около 0,2 % расходов госбюджета. К сожалению, в последующие периоды данные о расходах на внешнюю торговлю из статистических сборников исчезнут. Тем не менее можно предположить, что в последующие годы эта пропорция по затратам на внешнюю и внутреннюю торговлю сохранялась. Однако появление в статистических сборниках в конце 1980-х годов отдельной категории расходов на внешнеэкономическую деятельность позволяет считать приведенные в таблице 2 сведения за 1980-е годы только расходами на внутреннюю торговлю.

Часть расходов на народное хозяйство не расписывалась подробно в опубликованных сборниках, эта часть составила категорию прочих расходов на народное хозяйство. Объем и удельный вес этих прочих расходов от пятилетки к пятилетке увеличивались (см. табл. 2), достигнув к 1988 году цифры в 82,5 млрд руб. (34 % расходов на народное хозяйство, или 17 % всех расходов госбюджета), а в 1989 году — 130,6 млрд руб. (65 % расходов на народное хозяйство, или 27 % всех расходов госбюджета).

5. Расходы на социально-культурные мероприятия

В структуре общих расходов государственного бюджета СССР одну из главнейших позиций занимали расходы на социально-культурные мероприятия, в которые включались расходы, связанные с финансированием систем образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также социальные расходы государства.

Таблица 3

Структура расходов на социально-культурные мероприятия в государственном бюджете СССР в 1950—1980-е годы (млн руб.)

Сфера Год 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1989

просвещение 5151 6070 7992 13245 18226 24755 29907 35978 44407

наука 539 825 2314 4265 6543 8032 10081 13625 10056

здравоохранение 2112 3056 4777 6623 9207 11383 14651 17485 24415

физ. культура 28 57 64 45 77 87 170 126 198

социал. расходы 3843 4709 9790 13986 21888 32786 43988 58360 70237

Одним из самых крупных по объему финансирования разделов среди расходов на социально-культурные мероприятия были расходы на просвещение (табл. 3). В среднем они составляли около 11 % от всех расходов государственного бюджета и включали в себя содержание всех уровней системы образования и воспитания, культурно-просветительскую работу среди детей и взрослых, подготовку кадров в высших учебных заведениях и системе профессионально-технического обучения, содержание учреждений культуры, а также поддержку искусства, печати, телевидения и радиовещания. Суммарный объем расходов по всем этим статьям вырос в 8,6 раза с 5,1 млрд руб. в 1950 году до 44,4 млрд руб. в 1989 году. В среднем ежегодный прирост этих расходов составлял 5,4 %. Единственный раз в 1966 году было отмечено сокращение расходов на 19 % по сравнению с предыдущим годом. Причем это сокращение было сделано за счет снижения расходов союзной части государственного бюджета, в то время как расходы республик по данным статьям не сокращались.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы на просвещение были в большей своей части отнесены к полномочиям союзных республик и местных бюджетов, значение которых в финансировании данной сферы постоянно увеличивалось. Так, в 1950-е годы на их долю приходилось около 65 % всех расходов госбюджета на просвещение, в 1960-е годы — 75 %, в 1970-е годы — 85 %, а в конце 1980-х годов — 90 %. Статистические данные позволяют вычислить долю заработной платы среди всех расходов на нужды просвещения, осуществляемых из бюджетов союзных республик. В среднем за весь период она составляла около 52 %.

Подсчитав в структуре расходов на просвещение только расходы на статьи, относящиеся к системе образования, мы можем увидеть, что финансирование по ним за весь период выросло в 7,6 раза (табл. 4). При этом

Таблица 4

Расходы государственного бюджета СССР на образование в 1950-е — 1980-е годы (млн руб.)

Учреждение / Год 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1989

детские сады 332,1 361 697 1823,5 2600,4 3513,3 4770,1 6026,6 3800,9

школы всех типов 2074 2520,3 3673,8 6181,4 6853,9 8606,5 9180,4 11386,6 15989,7

высшие учебные заведения 721 1020,5 1167 1593,5 2188 2972,1 3750,9 4066 5357,7

техникумы 442,4 592,2 527 842,9 1220,7 1789,6 2028 2183,5 2094

профтехучилища 554,3 575,9 612,2 915,9 1313,1 2091,9 2685,9 3068,5 4166,1

медленнее всего увеличивалось финансирование техникумов (4,6 раза), а быстрее всего развивалась сеть детских садов, расходы по содержанию которых увеличились в 18 раз к 1985 году, а затем начали стремительно сокращаться. Доля расходов на образование в структуре всех расходов государственного бюджета СССР в 1950-е годы составляла около 9 %, к 1965 году она выросла до 11 %, затем в 1970-е годы вновь вернулась к уровню около 9 %, чтобы в дальнейшем продолжить снижение до 6,5— 7,5 % в 1980-е годы. В пересчете на душу населения расходы на образование в 1950-е годы составляли около 23 руб. на каждого жителя СССР в год, в 1970 году — 58,6 руб., в 1989 году — 109,5 руб. Соответственно, в душевом выражении они выросли только в 4,7 раза.

По финансированию учреждений культуры в рамках расходов на просвещение, к категории которых они относились, статистические сборники позволяют вычленить расходы на содержание сетей библиотек и театров. По библиотекам рост составил 13,4 раза с 60,4 млн руб. в 1950 году до 813 млн руб. в 1989 году. По поддержке театрального искусства расходы выросли в 9 раз с 30 млн руб. в 1950 году до 268 млн руб. в 1989 году. Причем планку в 100 млн руб. в год они преодолели только во второй половине 1970-х годов.

Расходы на науку, по официальным статистическим данным, были одной из наиболее быстро растущих статей бюджета. Всего они выросли в 31 раз с 539 млн руб. в 1950 году до 169,3 млрд руб. к 1988 году, увеличиваясь в среднем на 7,6 % в год. Только в 1989 году на волне начавшегося бюджетного кризиса они были сокращены сразу же на 41 %. Однако это сокращение может отчасти объясняться и изменением методики подсчета расходов на оборону. Доля науки в общих расходах государственного

бюджета в начале 1950-х годов колебалась в диапазоне от 1,2 до 1,5 %, затем она выросла до 3 % к началу 1960-х годов, достигнув максимума в 4 % в период с 1964 по 1974 годы. В 1980-е годы она держалась на уровне в 3,5 %, сократившись до 2 % в 1989 году. По мнению Е. Т. Артемова, суммарные расходы на науку в середине 1960-х годов составляли 2,3 % ВВП [Артемов, 2006, с. 166], а в 1980-е годы, уже по подсчетам коллектива авторов из Федерального исследовательского центра «Информатика и управление», они достигли уровня от 2,8 до 3,5 % ВВП СССР [Петровский и др., 2018, с. 56]. Если исходить из оценки С. Г. Синельникова, что государственный бюджет СССР аккумулировал от 45 до 55 % ВВП страны в разные годы [Синельников, 1995, с. 4], то, приняв в качестве среднего значения 50 %, мы получаем, что расходы на науку, например, в 1966 году, должны были оказаться на уровне около 4,6 % от всех расходов госбюджета. По факту же они составили 4,3 %, то есть оценка Е. Т. Артемова оказалась довольно точной. Тем не менее, по данным Министерства финансов [НТР, 1990, с. 14], вместе с внебюджетными средствами расходы на науку в СССР выросли с 11,7 млрд руб. в 1970 году до 37,8 млрд руб. в 1988 году, что дает для этого года около 4 % ВВП. Доля же так называемых внебюджетных средств в финансировании науки выросла с 44 % в 1970 году до 55 % в 1980-е годы.

Одним из важнейших разделов бюджета были расходы на здравоохранение (табл. 3), к ним относились расходы на содержание сети лечебно-профилактических учреждений, в том числе больниц и диспансеров (что составляло львиную долю по данной категории расходов), расходы на проведение санитарно-профилактических мероприятий, а также на детские ясли. За весь период общие расходы на здравоохранение увеличились в 11,5 раз с 2,1 млрд руб. в 1950 году до 24,4 млрд руб. к 1989 году. Самые большие приросты отмечались в пятой (44 %) и шестой (56 %) пятилетках, а минимальные (19 %) в одиннадцатой пятилетке (1981—1985 годы). В среднем расходы на здравоохранение увеличивались на 6 % в год. Однако в душевом выражении рост за весь период оказался существенно скромнее — всего 7,2 раза. По оценкам А. Г. Вишневского, изучавшего данную проблему в сравнении с другими странами, расходы на здравоохранение в СССР на душу населения в 1960 году составили около 27 руб., в 1970 — 49 руб., в 1980 — 72 руб., а в 1990 — 124 руб. [Вишневский, 1998, с. 120]. Однако расчеты, сделанные автором настоящей статьи, дают несколько иные цифры: 11,7 руб. на душу населения в 1950 году, 22,8 руб. в 1959 году, 38 руб. в 1970 году, 55 руб. в 1979 году и 85,1 руб. к 1989 году. Получается, что ситуация с государственным финансированием здравоохранения была еще хуже, чем ее описывал А. Г. Вишневский.

Всего на нужды здравоохранения тратилось от 4,5 % до 6,5 % государственного бюджета СССР при среднем значении 5,4 %. В основном система здравоохранения финансировалась из бюджетов республик и местных бюджетов, на долю которых приходилось в разные годы от 80 % до 95 % расходов по данной статье. Причем союзный бюджет играл в этом вопросе относительно заметную роль только до 1961 года, когда на его долю приходилось от 10 до 22 % расходов, а в дальнейшем его доля будет составлять только 5—6 %. Для бюджетов республик расходы на здравоохранение занимали в 1950-е годы в среднем около 19 % их расходов, но в последующие периоды их доля снизится в до 10 %.

Расходы на физическую культуру и спорт в СССР занимали весьма скромное место (табл. 3). Только в 1950-е годы они немного превышали 0,2 % от всех расходов государственного бюджета, а затем снизились до 0,1 %, Несмотря на это, они демонстрировали достаточно интересную динамику (рис. 5). В целом расходы по данной статье выросли в 7 раз с 28 млн руб. в 1950 году до 198 млн руб. в 1989 году. До 1970 года они находились на уровне в среднем около 47 млн руб. в год, затем с 1970 по 1976 годы они поднялись до 76—90 млн руб., после чего во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов они стремительно выросли, достигнув максимума в 308,3 млн руб. в 1979 году. Этот аномальный пик объясняется подготовкой к проведению московской олимпиады 1980 года. Затем до 1986 года происходит коррекция расходов, впрочем, закрепившая их новый уровень

Рис. 5. Расходы на физическую культуру и спорт в государственном бюджете СССР в 1950—1980-е годы (млн руб.).

на отметке около 120 млн руб. Но в конце 1980-х годов отмечается новый стремительный подъем расходов до 198 млн руб. к 1989 году.

Социальные расходы государственного бюджета СССР включали в себя расходы на социальное обеспечение; расходы на государственное социальное страхование; государственные пособия многодетным и одиноким матерям; а также средства, переданные в союзный фонд социального обеспечения колхозников. За весь изучаемый период они выросли в 18 раз с 3,8 млрд руб. в 1950 году до 70,2 млрд руб. в 1989 году. За это время их доля во всех государственных расходах выросла с ок. 9% в первой половине 1950-х годов до 14—15 % в 1970-е — 1980-е годы. Таким образом, бремя социальных расходов для государственного бюджета постоянно увеличивалось. Среди всех видов социальных расходов медленнее всего увеличивались пособия многодетным и одиноким матерям. Их рост составил всего 2 раза с 365 млн руб. в 1950 году до 731,5 млн руб. к 1989 году. В пересчете на душу населения рост социальных расходов оказался несколько ниже — 11 раз. Если в 1950 году по этим статьям приходилось около 21 руб. на человека, то в 1959 году — 46,8 руб., в 1970 — 90,5 руб., в 1979 — 167 руб. и в 1989 — 245 руб.

Довольно странным представляется тот факт, что в официальной статистике из общих объемов социальных расходов не вычленялись в качестве самостоятельного показателя расходы на пенсионное обеспечение граждан. Тем не менее в доступных статистических сборниках имеются данные об объеме средств, заложенных на эти нужды, в бюджетах союзных республик. По бюджету Союза ССР таких сведений нет, но, учитывая незначительное число пенсионеров «союзного значения», эти пробелы можно проигнорировать. Итак, до проведения пенсионной реформы 1956 года на пенсионное обеспечение в республиканских бюджетах имелось от 56 до 94 млн руб. (приблизительно 0,1 % от всех расходов госбюджета). К 1960 году объем пенсионных расходов вырастает в 88 раз по сравнению с 1950 годом и достигает 5 млрд руб. К 1970 году эта цифра более чем удвоится и достигнет 11 млрд руб. Следующее удвоение произойдет к 1981 году (22 млрд руб.). К сожалению, в сборниках второй половины 1980-х годов эти статьи отсутствуют, поэтому максимум мы можем увидеть в 1985 году, когда на пенсионное обеспечение из бюджета республик было направлено почти 29 млрд руб. Таким образом, общий рост с 1950 по 1985 годы составил рекордные 509 раз! Доля пенсионного обеспечения во всех расходах государственного бюджета в 1960-е — 1980-е годы поднялась до 7 %, а среди расходов союзных республик до 15 %. При этом необходимо иметь в виду, что резко выросло количество самих пенсионеров. Так, в 1955 году, то есть до проведения пенсионной реформы, право на по-

лучение пенсии имело только 13,4 млн человек [Капустина, 2019, с. 50— 64], а к 1989 году их число увеличилось до 59,7 млн человек [НХ, 1990].

6. Расходы на оборону, государственное управление и прочие расходы

Самостоятельной статьей расходов государственного бюджета СССР, полностью финансируемой из союзного бюджета, были расходы на оборону (рис. 2—3.). В статистических сборниках отображались только цифры затрат на содержание армии и флота. В то время как расходы на разработку новых видов вооружения, их производство и постановку на боевое дежурство до 1989 года скрывались в общем объеме расходов на народное хозяйство. В 1950 году только содержание армии обходилось казне в 8,2 млрд руб. (в ценах 1961 года), что составляло 20 % от всех расходов государственного бюджета. А, по оценкам Н. С. Симонова, вместе с расходами на содержание органов внутренних дел и госбезопасности они доходили до 25 % [Симонов, 1996, с. 242]. В среднем в 1950-е годы по данной статье расходовалось около 9,7 млрд руб. (20 % бюджета). Реализованное в 1960 году масштабное сокращение численности вооруженных сил СССР не привело, однако, к сокращению расходов на содержание армии. Наоборот, в 1961 году они выросли до 11,5 млрд руб., а к моменту отставки Н. С. Хрущева в 1964 году— до 13,2 млрд руб. Тем не менее нельзя не отметить, что в относительных цифрах их доля в общих расходах все же снизилась до 14 %. К 1969 году расходы на оборону достигли 17 млрд руб. и затем на долгое время (вплоть до 1985 года) они были зафиксированы на этом уровне. Такое нормирование привело к заметному сокращению доли данной статьи в общих расходах госбюджета с 11,5 % в 1970 году до 4,5 % в середине 1980-х годов Фиксированные расходы на оборону в 1970—1980-е годы были предметом особой гордости и должны были демонстрировать международной общественности миролюбивый характер советского государства. Хотя любому независимому наблюдателю было понятно, что официально объявленная цифра не может включать расходов на космическую программу СССР или на ведение войны в Афганистане.

Судить об объеме закрытой части военного бюджета позволяют данные за 1989 год, когда в официальной статистике впервые была предпринята попытка оценить реальные затраты не только на содержание личного состава армии и флота, но и на все военное строительство, материально-техническое обеспечение и другие затраты Министерства обороны СССР [ГБ, 1990, с. 16]. Рассчитанная Министерством финансов СССР цифра превысила 75,2 млрд руб., то есть оказалась в 3,7 выше прошлогодней (20,2 млрд руб. в 1988 году). Отсюда можно предположить, что примерно такой же уровень скрытых расходов военного назначения существовал и в предшествующие годы. Одна-

ко, что любопытно, доля расходов на оборону в госбюджете 1989 года даже с учетом этих, ранее не отображавшихся, затрат оказалась всего 15,6 %, то есть намного ниже, чем в 1950 году. Данный факт демонстрирует, что советская экономика во второй половине 1980-х годов все же была значительно менее милитаризированной по сравнению с началом 1950-х годов. Однако нельзя не согласиться с мнением исследовавшего этот вопрос В. Н. Мамя-ченкова, что именно раздутые расходы на оборону в 1950—1980-е годы в значительной мере оказывали сдерживающее воздействие на темпы роста уровня жизни населения в СССР [Мамяченков, 2016, с. 261—277].

Рис. 6. Динамика бюджетных расходов СССР на государственное управление в 1950—1980-е годы (млн руб.).

Расходы на государственное управление (рис. 6.), включавшие содержание государственного аппарата и судебной системы (а в первой половине 1950-х годов еще и органов МВД), были наиболее медленно растущей статьей. За все время они увеличились всего в 2,4 раза. Кроме того, долгое время они искусственно нормировались и сдерживались правительством. В начале 1950-х годов они составляли 1,3—1,4 млрд руб. (в ценах 1961 года). С 1954 года они начали снижаться, достигнув в 1961 году своего минимума в 1,08 млрд руб. Затем до 1964 года они увеличивались незначительно, но с 1965 года наблюдается относительно интенсивный рост в среднем на 4,5 % в год. По сравнению с минимумом 1961 года расходы по данной статье удвоились к 1977 году, достигнув уровня в 2,1 млрд руб., и утроились к 1989 году (3,38 млрд руб.). Некоторое снижение расходов на госаппарат наблюдалось всего дважды, в 1970 и 1987 годах, на волне кампаний по борьбе с бюрократизмом, но, как видно на графике (рис. 4), эти меры имели весьма

кратковременный эффект. Доля расходов на управление в государственном бюджете неуклонно снижалась с 3,3 % в 1950 году до 1,5 % к 1960 году, 1 % к 1970 году, а в 1980-е годы на эти нужды тратилось от 0,6 до 0,8 % всех государственных расходов. Довольно любопытным фактом является то, что доля союзного бюджета в этих расходах была существенно меньше доли республиканских бюджетов. В среднем за весь период соотношение было примерно 28 % против 72 %. Таким образом, республики распоряжались более чем двумя третями всех расходов по данной статье.

Как уже говорилось выше, до 1957 года существовало такое направление расходов, как выплаты по государственным внутренним займам. Сами внутренние займы у населения (особенно займы, реализуемые по подписке, носившие «добровольно-принудительный» характер) в сталинской экономике являлись одной из важнейших статей дохода государства, приносившей ежегодно 3—4 млрд руб., или от 5 до 8 % всех доходов госбюджета. Этими доходами распоряжалось союзное правительство. Однако использование такого источника дохода имело и обратную сторону — необходимость осуществления отложенных выплат населению по выигрышным облигациям и возврата средств в сберегательные кассы, откуда также осуществлялись займы. В 1950 году суммарно эти выплаты составили 511,4 млн руб. (1,2 % всех расходов госбюджета) и в дальнейшем они неуклонно возрастали, достигнув к 1955 году цифры в 1,4 млрд руб. (2,6 % всех расходов госбюджета). Таким образом, обслуживание внутреннего долга становилось с каждым годом все более обременительным для государства. По сути, в значительной мере новые займы брались для погашения старых. По мнению исследовавшего этот вопрос М. Д. Новикова, общая сумма внутреннего долга к 1957 году достигала 260 млрд руб. (26 млрд руб. в ценах 1961 года, что было эквивалентно 44 % всех доходов государства за 1956 год), и сложности с его обслуживанием стали главной причиной отказа в 1957 году правительства от дальнейшей практики размещения массовых внутренних займов. При этом одновременно правительство отказывалось и от своих долговых обязательств по этим займам, что фактически означало технический дефолт [Новиков, 2020, с. 95—101].

В конце 1980-х годов в статистических сборниках появился еще один вид расходов, ранее не выделявшийся официальной статистикой в отдельную категорию — расходы на внешнеэкономическую деятельность. В 1988 году по этой статье было израсходовано 26 млрд руб., а в 1989 — 28 млрд руб. (соответственно 5,6 % и 5,8 % всех расходов госбюджета). В данную категорию включались внешнеторговые субсидии, покрывавшие разницу между ценой импортного товара на внешнем и внутреннем рынках, а также расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга

СССР. По оценкам А. Н. Илларионова [Илларионов, 2011] и С. Г. Синельникова [Синельников, 1995, с. 29], объем внешнего долга СССР достиг к 1989 году цифры в 53,9 млрд долларов США. К сожалению, имеющиеся статистические данные не позволяют определить, какую именно долю от расходов на внешнеэкономическую деятельность составляли расходы на обслуживание внешнего долга. Но можно предположить, что в условиях существенного ухудшения торгового баланса СССР в конце 1980-х годов, происходившего на фоне неблагоприятной конъюнктуры цен на энергоносители (основной позиции советского экспорта), удельный вес данного показателя должен был увеличиваться.

Простое сложение всех видов расходов, отображаемых в официальных статистических сборниках, не позволяет получить в итоге 100 %. Фиксируемая разница сводилась автором данной статьи в отдельную категорию — прочие расходы. Их доля в структуре всех расходов госбюджета в 1950 году была около 9 % (3,6 млрд руб.), затем к 1960 году она снизилась до 5 % (впрочем, сумма осталась прежней 3,6 млрд руб.), к 1970 году произошло дальнейшее снижение до 3 % (4,5 млрд руб.), но потом к 1980 году поднялась опять до 5 % (достигнув уже 15,1 млрд руб.) и сохранялась на этом уровне до конца 1980-х годов (26,2 млрд руб. на 1989 год). К сожалению, официальная статистика не раскрывает структуры прочих расходов. Но путем вычисления доли этих расходов в союзном и республиканском бюджетах можно установить, с какого уровня бюджета они делались. Так, в 1950 году 96 % этих расходов осуществлялись из союзного бюджета, в 1960—1970-е годы его доля снизилась до 72—76 %, а в 1980-е годы вновь выросла до 82—85 %. Кроме того, если к общей категории прочих расходов приплюсовать прочие расходы на народное хозяйство, можно подсчитать удельный вес всех не отраженных в статистических сборниках расходов. Для 1950 года это будет около 12 % госбюджета, в 1960 — 10%, в 1970 — 13 %, в 1980 — 18 %, в 1989 — 32 %.

7. Заключение

Подводя итог, необходимо заметить, что постоянно увеличивающиеся расходы государственного бюджета СССР на протяжении почти всего изучаемого периода обеспечивались и поддерживались сопоставимым ростом доходов. Только во второй половине 1980-х годов этот баланс был нарушен, что привело к острому бюджетному кризису и росту государственного долга. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в условиях уже начавшегося бюджетного кризиса правительство не рискнуло пойти на общее сокращение расходов ни в сфере капиталовложений в промышленность, ни в финансировании социальной сферы, ни в расходах на обо-

рону. Образовавшийся кассовый разрыв правительство вынуждено было закрывать внешними займами и увеличением денежной массы, что усугубило скрытую инфляцию, проявляющуюся в форме товарного дефицита. При этом резко снизилась прозрачность государственного бюджета из-за увеличения доли прочих расходов, особенно в части союзного бюджета. Построение социального государства в СССР в 1950—1970-е годы наряду с грузом военных расходов стало тяжелым бременем для бюджетной системы, ограничивающим возможности маневра для правительства в условиях разразившегося во второй половине 1980-х годов бюджетного кризиса.

Курс на определенную децентрализацию расходов государственного бюджета привел к росту значения бюджетов союзных республик, на которые было возложено обязательство финансировать практически всю социальную сферу: образование, здравоохранение, пенсионную систему и т. п., а также содержать систему жилищно-коммунального хозяйства. Управление этими жизненно важными для населения сферами укрепляло политические позиции республиканского руководства и подогревало его финансовые аппетиты и политические амбиции. А уже это, в свою очередь, влияло на рост центробежных тенденций и сепаратистских настроений в союзных республиках.

Источники и ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. ГБ, 1956 — Государственный бюджет СССР за четвертую и пятую пятилетки (1946—1950 и 1951—1955 гг.). Статистический сборник / отв. ред. Г. Дундуков, сост. Г. Дар-ков. Министерство финансов СССР. — Ленинград : Госфиниздат СССР, 1956. — 138 с.

2. ГБ, 1966 — Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик. Статистический сборник / ред. Н. В. Гаретовский, сост. Г. В. Дарков. — Москва : Финансы, 1966. — 224 с.

3. ГБ, 1972 — Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик 1966—1970 гг. Статистический сборник / отв. ред. В. С. Павлов, сост. Г. В. Дарков. — Москва : Финансы, 1972. —231 с.

4. ГБ, 1976 — Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик 1971—1975 гг. Статистический сборник / отв. ред. В. С. Павлов, сост. Н. И. Шишкина. — Москва : Финансы, 1976. — 214 с.

5. ГБ, 1982 — Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик 1976—1980 гг. Статистический сборник / отв. ред. и сост. В. Г. Пансков. — Москва : Финансы, 1982. — 184 с.

6. ГБ, 1987 — Государственный бюджет СССР. 1981—1985 гг. Статистический сборник / отв. В. Г. Пансков. — Москва : Финансы и статистика, 1987. — 214 с.

7. ГБ, 1988 — Государственный бюджет СССР. 1988. Краткий статистический сборник / отв. В. В. Барчук. — Москва : Финансы и статистика, 1988. — 159 с. ISBN 5-279-00138-4.

8. ГБ, 1990 — Государственный бюджет СССР. 1990. Краткий статистический сборник / отв. В. В. Барчук. — Москва : Финансы и статистика, 1990. — 160 с. ISBN 5-279-00375-1.

9. НХ, 1989 — Народное хозяйство СССР в 1989 году. Статистический ежегодник. — Москва : Госкомстат СССР, 1990. — 766 с.

10. НТР, 1990 — Научно-технический прогресс в СССР : статистический сборник. — Москва : Финансы и статистика,1990. — 270 с. ISBN 5-279-00275-5.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев Е.М. Население Советского Союза : 1922—1991 / Е. М. Андреев, Л. Е. Дарский, Т. Л. Харькова. — Москва : Наука, 1993. — 143 с. ISBN 5-02-013479-1.

2. Артемов Е. Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеинду-стриальной модернизации / Е. Т. Артемов. — Москва : РОССПЭН, 2006. — 256 с. ISBN 5-8243-0763-6.

3. Архипова С. В. Сравнение социальных расходов СССР и РФ / С. В. Архипова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 1—4. — С. 152—154.

4. Вишневский А. Г. Серп и рубль : консервативная модернизация в СССР / А. Г. Вишневский. — Москва : Изд. дом Гос. ун-та Высш. шк. экономики, 1998. — 432 с. ISBN 978-5-7598-0760-5.

5. Грачев Г. А. К оценке структурной эффективности расходной части государственных бюджетов / Г. А. Грачев // Terra Economicus. — 2011. — Т. 9, № 3. — С. 10—20.

6. Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917—1950 гг.) / В. П. Дьяченко. — Москва : Наука, 1978. — 496 с.

7. Илларионов А. Н. Долговая катастрофа 1991 г. [Электронный ресурс] / А. Н. Илларионова. — Режим доступа : https://aillarionov.livejournal.com/358666.html (дата обращения 30.04.2020).

8. Капустина О. В. К вопросу об источниках финансирования советской пенсионной реформы 1956 г. / О. В. Капустина // Экономика нового мира : научный журнал. — 2019. —Т. 4, № 1. — С. 50—64.

9. Мамяченков В. Н. Военные расходы бюджета как фактор сдерживания темпов роста уровня жизни населения в СССР в 1946—1991 гг. / В. Н. Мамяченков // Научный диалог. — 2016. — № 12. — С. 261—277.

10.НовиковМ. Д. Отмена внутренних массовых займов в СССР в 1957 г. : принятие решения, информационная компания и отношение общества / М. Д. Новиков // КЛИО. Ежемесячный журнал для ученых. — № 2. — 2020. — С. 95—101.

11. Петровский А. Б. Организация и управление наукой: опыт России / А. Б. Петровский, С. В. Проничкин, М. Ю. Стернин, Г. И. Шепелев // Труды института системного анализа Российской академии наук. — 2018. — Т. 68, № 4. — С. 53—73. DOI: 10.14357/20790279180406.

12. Пудовкин А. В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР / А. В. Пудовкин // Вестник МГИМО Университета. — 2015. — № 2 (41). — С. 217—223.

13. Рабинович Г. А. Государственный бюджет СССР / Г. А. Рабинович, М. В. Романовский, В. И. Колесников и др. — Москва : Финансы и статистика, 1988. — 383 с. ISBN 5-279-00073-6.

14. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е гг. : темпы экономического роста, структура, организация производства и управление / Н. С. Симонов. — Москва : Международные отношения, 1996. — 336 с. ISBN 5-86004087-3.

15. Синельников С. Г. Бюджетный кризис в России : 1985—1995 гг. / С. Г. Синельников. — Москва : Евразия, 1995. — 273 с. ISBN 5-88268-014-Х

16. Черемисинов Г. А. Столетие мобилизационного развития российской экономики / Г. А. Черемисина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2017. — Т. 17, № 4. — С. 368—389. DOI: 10.18500/19942540-2017-17-4-368-389.

Material resources

GB, 1956 — The State budget of the USSR for the fourth and fifth five-year plans (1946— 1950 and 1951—1955). Statistical collection. Ministry of Finance of the USSR. (1956). Leningrad: Gosfinizdat SSSR. 138 p. (In Russ).

GB, 1966 — The State Budget of the USSR and the budgets of the Union Republics. Statistical collection. (1966). Moscow: Finance. 224 p. (In Russ).

GB, 1972 — The State Budget of the USSR and the budgets of the Union Republics of1966— 1970. Statistical collection. (1972). Moscow: Finance. 231 p. (In Russ).

GB, 1976 — The State Budget of the USSR and the budgets of the Union Republics of 1971— 1975. Statistical collection. (1976). Moscow: Finance. 214 p. (In Russ).

GB, 1982 — The State Budget of the USSR and the budgets of the Union Republics of1976— 1980. Statistical collection. (1982). Moscow: Finance. 184 p. (In Russ).

GB, 1987 — State Budget of the USSR. 1981—1985. Statistical collection. (1987). Moscow: Finance and Statistics. 214 p. (In Russ).

GB, 1988 — State Budget of the USSR. Brief statistical collection. (1988). Moscow: Finance and Statistics. 159 p. ISBN 5-279-00138-4. (In Russ).

GB, 1990 — State Budget of the USSR. Brief statistical collection. (1990). Moscow: Finance and Statistics. 160 p. ISBN 5-279-00375-1. (In Russ).

NH, 1989 — The National Economy of the USSR in 1989. Statistical Yearbook. (1990). Moscow: Goskomstat of the USSR. 766 p. (In Russ).

NTR, 1990 — Scientific and technical progress in the USSR: a statistical collection. (1990). Moscow: Finance and Statistics. 270 p. ISBN 5-279-00275-5. (In Russ).

References

Andreev, E. M., Darsky, L. E., Kharkova, T. L. (1993). Population of the Soviet Union: 1922— 1991. Moscow: The Science. 143 p. ISBN 5-02-013479-1. (In Russ).

Arkhipova, S. V. (2016). Comparison of social expenditures of the USSR and the Russian Federation. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 1—4: 152—154. (In Russ).

Artemov, E. T. (2006). Scientific and technical policy in the Soviet model of late industrial modernization. Moscow: ROSSPEN. 256 p. ISBN 5-8243-0763-6. (In Russ).

Cheremisinov, G. A. (2017). Centenary of the mobilization development of the Russian economy. Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Economics. Management. Right, 17 (4): 368—389. DOI: 10.18500 / 1994-2540-2017-17-4-368-389. (In Russ).

Dyachenko, V. P. (1978). History of Finance of the USSR (1917—1950). Moscow: The science. 496 p. (In Russ).

Grachev, G. A. (2011). To assess the structural efficiency of the expenditure part of state budgets. TerraEconomicus, 9 (3): 10—20. (In Russ).

Illarionov, A. N. The debt catastrophe of 1991. Available at: https://aillarionov.livejournal. com/358666.html (accessed 30.04.2020). (In Russ).

Kapustina, O. V. (2019). On the issue of sources of financing of the Soviet pension reform in 1956. The economy of the new world: scientific journal, 4 (1): 50—64. (In Russ).

Mamyachenkov, V. N. (2016). Budget Defence Spending as Factor of Growth Recession

in Living Standards of Population of USSR in 1946—1991. Nauchnyi dialog, 12(60): 261— 277. (In Russ).

Novikov, M. D. (2020). Cancellation of internal mass loans in the USSR in 1957: decisionmaking, information company and the attitude of society. CLIO. Monthly magazine for scientists, 2: 95—101. (In Russ).

Petrovsky, A. B., Pronichkin, S. V., Sternin, M. Yu., Shepelev, G. I. (2018). Organization and management of science: the experience of Russia. In: Proceedings of the Institute of System Analysis of the Russian Academy of Sciences, 68 (4): 53—73. DOI: 10.14357/20790279180406. (In Russ).

Pudovkin, A. V. (2015). Analysis of the pension system in the USSR. Bulletin of MGIMO University, 2 (41): 217—223. (In Russ).

Rabinovich, G. A., Romanovsky, M. V., Kolesnikov, V. I., etc. (1988). State budget of the USSR. Moscow: Finance and Statistics. 383 p. ISBN 5-279-00073-6. (In Russ).

Simonov, N. S. (1996). The military-industrial complex of the USSR in the 1920 s—1950 s: the pace of economic growth, structure, organization ofproduction and management. Moscow: International Relations. 336 p. ISBN 5-86004-087-3. (In Russ).

Sinelnikov, S. G. (1995). The budget crisis in Russia: 1985—1995. Moscow: Eurasia. 273 p. ISBN 5-88268-014-X. (In Russ).

Vishnevsky, A. G. (1998). Sickle and ruble: conservative modernization in the USSR. Moscow: Publishing House of the State University of Higher School of Economics. 432 p. ISBN 978-5-7598-0760-5. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.