Государственные закупки в системе публичного права и административно-правового регулирования
Бутко Татьяна Павловна,
аспирант Российской таможенной академии E-mail: [email protected]
В последнее время огромное внимание государственных органов, средств массовой информации, общественности стала привлекать сфера отношений, связанных с государственными и муниципальными закупками.
Государственные закупки яркий пример отображения тесного взаимодействия частных и публичных интересов. Дискуссия о природе правовой принадлежности в сфере государственных закупок длится ни одно десятилетние. По мнению большинства юридических деятелей государственные закупки напрямую связаны с системой публичного права и административно-правовым регулированием отношений в сфере государственных закупок. Началом данных взаимоотношений является общественный интерес, который заключается в удовлетворении публичной потребности, что в целом отображает основную принадлежность к системе административного права.
В статье рассмотрены основные правовые аспекты государственных закупок в системе публичного права и административно-правового регулирования. Публичные интересы в сфере государственных закупок. Специфика Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в системе административно-правового регулирования.
Ключевые слова: закупки, административное право, публичное право, ответственность.
Правоотношения, возникающие в рамках государственных и муниципальных закупок, в последнее время все чаще стали привлекать особое внимание государственных и муниципальных органов, а также общественности.
Ряд правовых деятелей считают, что эта специфическая сфера, в которой тесно взаимодействуют частные и публичные интересы. Данный аспект позволяет сказать, что подобное явление представляет собой комплексный характер правового регулирования сферы государственных закупок. Главной целью при достижении единого подхода в этой идеологии является выравнивание баланса публичных и частных интересов.
При планировании и нормировании государственных закупок, нормы административного-правового регулирования, занимают также немаловажное место.
Существует ряд признаков, которые позволяют определить правоотношения, возникающие в сфере государственных закупок к особой разновидности административно-правого регулирования, включающий обширный набор административно-правовых средств, которые устанавливают контроль материальных потоков для обеспечения нужд государственных учреждений, а также регулируют функции и действия органов государственной власти.
В системе государственных закупок процедура размещения заказа отображает сущность отношений организационного характера, основной смысл данного понятия заключается в определении субъекта, который на выгодных условиях эффективно и качественно может удовлетворить государственные и муниципальные нужды.
Порядок проведения закупочной процедуры для государственных и муниципальных нужд, закреплен императивными нормами, это означает, что он не подлежит изменению по соглашению сторон.
В правоотношениях, возникающих при проведения государственных закупок, всегда в качестве субъекта (участника данных правоотношений, выступает исключительно государственный орган.
Государственные закупки подконтрольны только органам публичной администрации, а именно Федеральной административной службе.
В качестве основного средства защиты нарушенных прав при проведении государственных закупок является жалоба.
При обнаружении факта нарушения порядка проведения процедуры размещения государственного заказа участники закупки привлекаются к админи-
5 -о
сз
<
стративной ответственности, что в очередной раз говорит о публичном характере правоотношений.
В целом систему государственных закупок для государственных и муниципальных нужд можно охарактеризовать, как комплекс правовых и технологических средств, при взаимодействии которых ряд государственных и муниципальных структур, включая органы государственной власти, предприятия и учреждения с государственным участием, закупают товары, работы и услуги у различных контрагентов.
Публичность в правоотношениях в сфере государственных закупок, определяет потребность государства, муниципальных образований в материальном обеспечении товарами, работами и услугами.
Для обеспечения материальными потребностями, государство ежегодно выделяет бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, а также подключает иные источники финансирования.
Исходя из сказанного, следует отменить, что публичный характер административно-правового регулирования системы государственных закупок, определяет именно целевая направленность и источники финансирования.
Частные интересы в изучаемой сфере правовых отношений, определяют предприниматели, которые выступают в качестве участников государственных закупок, а именно поставщики, подрядчики, исполнители.
Развитию системы государственных и муниципальных закупок для обеспечения государственных нужд в том виде, в котором она действует в настоящее время, положило начало вступление в силу норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
Но все то, что когда-то казалось новым, неизученным и в то же время необходимым, стало обесцениваться, с точки зрения правового практического опыта и непосредственного применения на практике.
Через несколько месяцев после принятия Федерального закона № 44-ФЗ, были внесены первые правовые поправки. В последующие периоды количество существенных изменений и корректировок увеличилось в разы, и в год достигало не малое количество.
Ряд вносимых изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ связаны в первую очередь с развитием и совершенствованием действующих механизмов в системе государственных закупок. Многие поправки разработаны в рамках антикризисных мероприятий.
— Реформирование Федерального закона № 442 ФЗ особенно в последние годы все больше под-й тверждает, что значительное внимание уделяется ° именно публичным и частным интересам, а также ав административно-правовому регулированию.
Так, за время реформирования системы государственных закупок усовершенствован и оптимизирован порядок проведения электронных торгов, что облегчает участие в закупочных процедурах юридических и частных лиц (предпринимателей).
Правоотношения поставщиков и заказчиков, которые принимают участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд четко регламентированы Федеральным законом- 44-ФЗ. За нарушение каких-либо норм Федерального закона 44-ФЗ предусмотрены штрафные санкции и разные виды ответственности, включая административную.
При несоблюдении правил в реализации закупок, Заказчик будет вынужден заплатить весомый штраф. Решение о применение санкций к заказчику выносится ФАС.
Если просмотреть хронологию изменений за последние три года, то смело можно сказать, что вносимые поправки направлены именно на оптимизацию государственных и частных интересов.
В начале июля 2021 года приняты масштабные поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ. Нововведения внесут существенные изменения в порядок проведения государственных закупок и участия в них.
Пакет оптимизационных изменений внесенных в Федеральный закон № 44-ФЗ включает в себя: снижение количества способов процедур размещения заказа; отсутствие документации закупочной процедуры; приведение к единообразию сроков проведения государственных закупок по отдельным этапам закупки; изменения в части предоставления обеспечения участником закупки; новые требования к участникам закупки; изменения в части заключения контракта по результатам проведения государственной закупки; новеллы при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и пр. [3]
Все вышеуказанные изменения в очередной раз подтверждают, что частные интересы при проведении государственных закупок имеют немаловажную роль.
В период пандемии Правительство определило ряд существенных особенностей, позволяющих снизить риски участия в закупки частным предприятиям. По мнению Министерства финансов, ФАС и МЧС пандемию смело можно отнести к форм-мажорным обстоятельствам, которые препятствуют выполнению обязательств сторонами. В письме ФАС РФ от 18.03.2020 № ИА/21684/20 приведены уточнения, что в ходе пандемии, при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок, следует учитывать форс-мажорные обстоятельства. [4]
В связи с распространением коронавируса в 2020 году Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ был внесен ряд изменений, так в ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, по соглашению сторон возможно изменение
срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Что в очередной раз подтверждает, что частные интересы при проведении государственных закупок имеют немаловажную роль.
Проводимая западными странами санкционная политика против России с подвергла Правительство РФ внести ряд изменений в законодательной сфере, так весной 2022 года Федеральный закон № 44-ФЗ модернизирован в части улучшения частных и публичных интересов при проведении государственных закупок. К наиболее важным изменениям Федерального закона № 44-ФЗ в системе государственных закупок, следует отнести сокращение общего срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта. Что положительно влияет на частные интересы предпринимателей.
Об изменениях и модернизации Федерального закона можно говорить очень много. И каждый раз анализирую правовую природу говорить об административно-правовом регулировании и соблюдении частных и правовых интересов. Институт государственных закупок в системе публичного права лучше рассматривать с точки зрения системного регулирования.
С каждым годом, благодаря, постоянным изменениям, вносимым в Федеральный закон № 44-ФЗ государственные закупки стали проще и доступнее для начинающих поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Увеличивается количество закупочных процедур для малого бизнеса. Крупные холдинги к закупкам среди субъектов малого и среднего предпринимательства не допускаются. Данный фактор говорит о том, что частные интересы улучшаются, а публичный характер системы государственных закупок модернизируется в лучшую сторону.
На основании вышеизложенного следует, что система государственных закупок отображает механизм обеспечения баланса правоотношений, возникающих между государственной властью, муниципалитетами и субъектами предпринимательской деятельности.
Но, не смотря на ряд постоянных изменений в сфере правового регулирования закупочной деятельности в системы государственных закупок, пробелы законодательства были, есть и будут. Модернизация и автоматизация системы государственных закупок будет осуществляться на каждом этапе политических и экономических изменений в стране.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 10.05.2022).
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 10.05.2022).
3. Информационный портал для участников закупок. - URL: http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zapros-kotirovok.html (дата обращения: 10.05.2022).
4. Портал государственных закупок. - URL: https:// www.pro-goszakaz.ru/article/102597-qqq-17-m4-05-04-2017-preimushchestva-zaprosa-kotirovok (дата обращения: 10.05.2022).
5. Стахова, М.В. Госзакупки. Новые правила игры. М.В. Стахова, Е.С. Урумова. - М.: Ин-фотропик Медиа, 2019.
6. Смирнякова, Ю.Л., Кровикова, М.А. Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства. Ю.Л. Смирнякова, М.А. Кро-вякова. Административное право и процесс. -2017.-№ 11
PUBLIC PROCUREMENT IN THE SYSTEM PUBLIC LAW AND ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION
Butko T.P.
Russian Customs Academy
Recently, the sphere of relations related to state and municipal procurement has begun to attract great attention of state bodies, mass media, and the public. Public procurement is a vivid example of the close interaction of private and public interests. The discussion about the nature of legal affiliation in the field of public procurement has lasted for more than a decade. According to the majority of legal figures, public procurement is directly related to the system of public law and administrative and legal regulation of relations in the field of public procurement. The beginning of these relationships is the public interest, which consists in satisfying a public need, which generally reflects the basic affiliation to the system of administrative law. The article discusses the main legal aspects of public procurement in the system of public law and administrative regulation. Public interests in the field of public
Keywords: procurement, administrative law, public law, responsibility.
References
1. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law No. 195-FZ of December 30, 2001 // SPS "Consult-antPlus" (date of application: 05.05.2022).
2. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the Contract system in the Procurement of goods, Works, Services to Ensure State and Municipal needs" // SPS "ConsultantPlus" (accessed 10.05.2022).
3. Information portal for procurement participants. - URL: http:// zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zapros-kotirovok.html (accessed: 10.05.2022).
4. Public Procurement Portal. - URL: https://www.pro-goszakaz. ru/article/102597-qqq-17-m4-05-04-2017-preimushchestva-zaprosa-kotirovok (date of appeal: 10.05.2022).
5. Stakhova, M.V. Public Procurement. New rules of the game. M.V. Stakhova, E.S. Urumova. - M.: Infotropik Media, 2019.
6. Smirnyakova, Y.L., Krovikova, M.A. Administrative responsibility for violation of the procedure for procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs
5
"O
C3
<