УДК 338.242.2:332.33
08.00.00 Экономические науки
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Жердева Оксана Викторовна к.э.н.
SPIN-код РИНЦ 3185-6981
Столярова Марина Александровна к.э.н., доцент кафедры SPIN-код РИНЦ 7959-6101 Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Высокую эффективность использования земельных ресурсов при условии сохранения почвенного плодородия обеспечивает реализация организационно-экономических мероприятий, важнейшим из которых является механизм государственной поддержки. В целях адаптации к требованиям ВТО, в России с начала 2013 г. был введен порядок предоставления и распределения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства (погектарные субсидии). Данные выплаты направлены на компенсацию части затрат на покупку минеральных удобрений и химических средств защиты растений, финансирование мероприятий по повышению плодородия и качества почвы. Порядок предоставления погектарных субсидий конкретным сельхозпроизводителям внутри субъекта РФ закрепляется на региональном законодательном уровне. При этом каждый регион вправе устанавливать свои критерии для распределения бюджетных средств. Главными условиями предоставления погектарной субсидии в Краснодарском крае являются посевная площадь под сельскохозяйственными культурами, площадь, засеянная многолетними травами, и площадь, на которую вносились органические удобрения. Такой подход будет способствовать стремлению землепользователей к неоправданному расширению посевных площадей в условиях ведения экстенсивного производства с нарушением научно обоснованных зональных технологий возделывания полевых культур и, как следствие, нарушению процесса воспроизводства почвенного плодородия. С целью решения возникающей проблемы в статье уточнены региональные критерии предоставления погектарных субсидий, включающие наряду с традиционными условиями уровень эффективности использования земли и ее качество, что позволит активировать деятельность хозяйствующих субъектов в сфере более эффективной реализации приемов воспроизводства
UDC 338.242.2:332.33 Economical sciences
STATE SUPPORT AS AN ELEMENT OF THE LAND RESOURCES REPRODUCTION
Zherdeva Oksana Viktorovna
Cand.Econ.Sci
SPIN-code RSCI 3185-6981
Stolуarova Marina Aleksandrovna Cand.Econ.Sci., associate professor SPIN-code RSCI 7959-6101
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The implementation of organizational and economic activities, the most important of which is the mechanism of state support, is ensured by high efficiency of land use while maintaining soil fertility. In order to adapt to the requirements of the WTO, the order of distribution and the provision of subsidies to decoupled support to farmers in crop production (per hectare subsidies) was introduced in Russia since the beginning of 2013. These payments are directed to the compensation of the costs for the purchase of fertilizers and plant protection chemicals, financing measures to improve soil fertility and soil quality. The order of per hectare subsidies to farmers in specific subject of the Russian Federation is fixed on regional legislative level. In addition, each region has the right to establish its own criteria for budget allocation. The main conditions of the subsidy per hectare in the Krasnodar region are sown area under crops, the area sown to perennial grasses, and the area on which organic fertilizers have ever been put.This approach will contribute to the unjustified expansion of acreage by land users in the conditions of extensive production in violation of the science-based zonal technologies of field crops cultivation and, consequently, a violation of the process of soil fertility reproduction. In order to overcome the problem, the regional criteria for granting per hectare subsidies are specified in the article. They include not only traditional terms but also the level of land use efficiency and its quality, which will promote economic entities in the area for more efficient implementation methods of soil fertility reproduction
плодородия почв
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГЕКТАРНЫХ СУБСИДИЙ, ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО
Keywords: STATE SUPPORT, PER-HECTARE SUBSIDIES ALLOCATION MECHANISMS, LAND RESOURCES, REPRODUCTION
Современное состояние воспроизводства земельного фонда сельскохозяйственного назначения как в целом по России, так и в большинстве регионах характеризуется сокращением обрабатываемых земель, ухудшением их качества, снижением экономической заинтересованности товаропроизводителей в рациональном землепользовании. Несовершенство отдельных механизмов и инструментов государственного регулирования обеспечения почвенного плодородия, необходимость повышения эффективности функционирования отечественного сельского хозяйства и увеличения конкурентоспособности его отраслей требуют научного обоснования и разработки рекомендаций по улучшению состояния воспроизводства земельных ресурсов и эффективности их использования в аграрном производстве, совершенствования организационно-экономических механизмов реализации основных направлений повышения результативности землепользования в сельскохозяйственных организациях.
Сложившиеся в настоящее время условия развития российской аграрной экономики характеризуются многоукладностью хозяйствования, формированием рыночных отношений, различной
ресурсообеспеченностью сельхозпроизводителей. В этих условиях требуется определенная корректировка организационно-экономических и экологических аспектов землепользования, направленных на:
- сохранение количественных и качественных параметров земель сельскохозяйственного назначения, в первую очередь, пашни;
- обеспечение воспроизводства почвенного плодородия;
- повышение интенсивности использования пахотных земель;
- увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в расчете на единицу земельной площади;
- предотвращение появления и дальнейшего развития негативных процессов, происходящих на почвах;
- сохранение агроландшафтов и окружающей природной среды на основе применения научно обоснованной системы земледелия.
В качестве одного из механизма решения данных задач выступает бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей.
Среди основных направлений государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в части производства продукции растениеводства выступает повышение почвенного плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур. Именно это ценнейшее свойство земли во многом определяет эффективность ее использования в аграрном производстве, что требует пристального внимания со стороны государства, направленного на оценку соблюдения всеми землепользователями требований по обеспечению сохранения и воспроизводства плодородия почв. Характеризуя его особо важную роль плодородия в сельском хозяйстве, К. И Панкова, А. Ф Корнеев, А. А. Капитонов отмечают, что именно возможный рост плодородия почв способствует преодолению сложности физического расширения границ обрабатываемых земельных участков. В этом случае повышение плодородия почв равноценно увеличению площадей сельскохозяйственных земель, при относительной экономии их площади и затрат на обработку земельных угодий [4, с. 7].
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» основными направлениями государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:
- стимулирование инвестиционной деятельности по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- развитие инфраструктуры государственной агрохимической службы;
- организация научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- утверждение государственных заказчиков производства агрохимикатов и пестицидов, добычи торфа и производства продуктов его переработки, а также создания и производства оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения [8].
Для обеспечения реализации положений указанного закона была принята Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года». В рамках данной программы государство оказывало поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидирования компенсации части затрат на приобретение минеральных удобрений российского производства, средств химической защиты растений, горюче-смазочных материалов, предусмотренную ранее действующей госпрограммой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2013 гг.». Основной целью данной программы являлась реализация комплекса мер по предотвращению деградации сельскохозяйственных угодий и недопущению их выбытия из сельскохозяйственного оборота, повышению плодородия почв и
увеличению на этой основе производства сельскохозяйственной продукции [14]. Однако на сегодняшний день можно констатировать неэффективность мер, предусмотренных указанной целевой программой. По экспертным оценкам, в настоящее время в земледелии России сложился отрицательный баланс питательных веществ. Ежегодно вынос основных элементов питания из почвы с урожаем сельскохозяйственных культур значительно превышает их возврат с вносимыми удобрениями и растительными пожнивными остатками. Также наблюдается значительное снижение содержания наиболее ценного элемента почвы, обеспечивающего ее плодородие, - гумуса [3].
Аналогичные процессы, характеризующие ухудшение состояния сельскохозяйственных земель, происходят и в Краснодарском крае. Отмечено снижение средневзвешенного содержания гумуса, подвижного фосфора и обменного калия и перераспределение их в группы более низкой обеспеченности, что в значительной степени обусловлено недостаточным применением органических и минеральных удобрений. В целом по краю содержание гумуса снизилось с 4,01 % до 3,75 %, или 8,5 тонны с 1 га. Результаты исследований, проведенных кубанскими учеными-почвоведами, свидетельствуют, что в прошлом столетии содержание гумуса в почве в крае каждые двадцать снижалось примерно на 0,02 %. Такие темпы снижения гумуса привели к тому, что в настоящее время практически 67 % кубанских черноземов содержат менее 4 % органического вещества, то есть считаются слабогумусными [9]. Таким образом, эффективность реализации мероприятий, проведенных за 20062012 гг. в рамках соответствующей краевой целевой программы, можно поставить под сомнение.
В 2013 г. в связи с вступлением России в ВТО начала действовать новая Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2013-2020 годы» [2]. Одной из основных целей госпрограммы является воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства. Для достижения поставленной цели разработана подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», выполнение которой предполагает поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства». Государственной программой предусмотрен новый механизм субсидирования - поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей, не связанная с производственными показателями растениеводства, средства которой относятся к так называемой «зеленой корзине». Данные меры господдержки заменили выплату прямых субсидий на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации (минеральных удобрений и пестицидов) и горючесмазочных материалов, что соответствует условиям ВТО.
Государственные субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства направлены на возмещение части затрат в расчете на гектар посевной площади, в частности, на:
- проведение комплекса агротехнологических работ;
- повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства;
- повышения плодородия и качества почв.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» от 27 декабря 2012 г. № 1431 установлены определенные условия для предоставления субсидий. Во-первых, в регионе должна быть утверждена региональная целевая программа, предусматривающая
поддержку доходов аграриев в области растениеводства, во-вторых, на законодательном региональном уровне должен быть закреплен порядок и условия предоставления из бюджета субъекта РФ средств на оказание данной поддержки. Погектарная субсидия выплачивается из средств федерального и бюджета субъекта на критериях софинансирования [11].
Распределение государственных субсидий между субъектами осуществляется в зависимости от интенсивности использования посевной площади в регионе и состояния почвенного плодородия. Министерство сельского хозяйства РФ объясняет это тем, что уровень интенсивности использования посевных площадей в регионе рассматривается как показатель, стимулирующий увеличение посевных площадей с одновременным повышением их продуктивности, в том числе и за счет сохранения и восстановления плодородия почв. То есть размеры ставок субсидий рассчитываются с применением индекса, учитывающего состояние плодородия почв и интенсивности использования посевных площадей. Размер субсидий обратно пропорционален показателю почвенного плодородия, что оказывает корректирующее повышающее влияние на размер субсидий» [7]. Также утверждена минимальная ставка субсидии, которая должна обеспечить минимально гарантированный объем господдержки и равномерное распределение субсидий. Соотношение минимальной и надбавочной частей субсидии - 60 % и 40 % соответственно [7].
По мнению академика И. Г. Ушачева, «эти показатели в целом учитывают различия субъектов Российской Федерации по структуре производства, почвенному плодородию, и поэтому даже в таких разных регионах как Астраханская область и Краснодарский край получаются близкие значения субсидий в расчете на 1 га посевной площади: 260 и 277 руб./га соответственно» [13].
Порядок предоставления погектарных субсидий конкретным сельхозтоваропроизводителям внутри субъекта РФ закрепляется на региональном законодательном уровне. При этом каждый регион устанавливает свои критерии для распределения бюджетных средств. Так, в Тамбовской области выделяются деньги на гектар только яровых посевов. В Тверской области обязательным условием является размер посевной площади и объем животноводческой продукции не ниже уровня предыдущего года, а также повышение средней заработной платы примерно на 10 %. Подход к субсидированию в Курганской области предусматривает расчет выплат с учетом повышающего коэффициента 2 при применении ресурсосберегающих технологий и понижающего коэффициента 0,5 - при традиционных технологиях. В Челябинской области при выплате погектарной субсидии учитываются наличие скота и страхование посевов [1]. Размер субсидии аграриям Курской области зависит от интенсивности использования посевных площадей и коэффициента почвенного плодородия. В Ростовской области установлены ставки субсидий на 1 га посевной площади, посевной площади кормовых культур и площади посевов многолетних трав. Среди главных условий при выплате погектарных выплат в Республике Адыгея и Волгоградской области можно выделить урожайность сельскохозяйственных культур. Очевидно, что, устанавливая свои условия погектарного субсидирования, каждый регион стремится косвенно стимулировать наиболее значимые для него направления развития сельскохозяйственных отраслей.
В Краснодарском крае порядок погектарных выплат утвержден постановлением главы администрации (губернатора) «О предоставлении за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» от 1 марта 2013 № 168. Из федерального бюджета на выплату погектарных субсидий в 2013 г. сельскохозяйственным
товаропроизводителям края было выделено 1,028 млд. руб., в 2014 г. -1,004 млд. руб. Объем средств, выделенных на указанные цели из краевого бюджета в 2014 г., также сократился. При этом анализ структуры государственной поддержки за счет средств регионального бюджета показал, что на оказание несвязанной поддержки кубанским аграриям была направлена большая часть денежных средств (табл. 1).
Исходя из выделенных бюджетных средств в 2013 г. размер господдержки в крае составил 600 руб. за гектар для всех посевов сельскохозяйственных культур и 1000 руб. за гектар для посевных площадей, на которых вносились органические удобрения, а также для посевов риса и многолетних трав. В результате сокращения бюджетных средств, выделенных в 2014 г., кубанским сельхозтоваропроизводителям были возмещены расходы на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв исходя из 295,5 руб. за 1 га посевной площади. Для площадей, засеянных многолетними травами или рисом либо удобренных органическими удобрениями (не менее 20 т/га) эта сумма составила 492,4 руб. за 1 га [10].
Таблица 1 - Объем и структура государственной поддержки сельского хозяйства
за счет бюджета Краснодарского края, 2013-2014 гг.*
Направления государственной поддержки Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.
Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии 75794 186335 4,8 14,1
Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам 404939 272403 25,5 20,7
Государственная поддержка отраслей животноводства 155544 187047 9,8 14,2
Государственная поддержка отраслей растениеводства 43683 64464 2,7 4,9
Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 495187 366557 31,2 27,8
ФЦП «Социальное развитие села» 236591 - 14,9 -
Государственная поддержка малых форм хозяйствования 50643 40000 3,2 3,0
Государственная поддержка экономически значимых региональных программ 126519 - 8,0 -
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - 201877 - 15,3
Всего 1588900 1318683 100,0 100,0
* Составлено автором на основе источника [15]
На наш взгляд, при таком подходе к распределению субсидий, предполагающем минимально гарантированные ставки абсолютно для всех землепользователей, сельскохозяйственные товаропроизводители будут стремиться, не к воспроизводству земельных ресурсов и повышению эффективности их использования, а к расширению посевной площади в условиях ведения экстенсивного производства с нарушением научно обоснованных зональных технологий возделывания полевых культур. И такая перспектива ожидает большинство регионов России. Эту же проблему затрагивают президент и вице-президент Российского зернового союза А. Злочевский и А. Корбут. Анализируя практику погектарной поддержки, они отмечают, что «уравнительный подход при доступе к средствам стимулирует патернализм у неэффективных хозяйствующих
субъектов, большая часть из которых не проводила и не будет проводить работу по повышению плодородия почв и совершенствованию технологий» [5].
Очевидно, что в целях реального стимулирования землепользователей к более эффективной реализации приемов воспроизводства почвенного плодородия при разработке механизма распределения указанных субсидий должен использоваться дифференцированный подход, учитывающий эффективность использования земли с учетом ее качества.
Исследованиями ученых-экономистов установлено, что на протяжении последних лет программы субсидирования сельского хозяйства не влияют на финансовое состояние организаций. При этом доказано, что увеличение размера господдержки в 100 раз также не оказывает устойчивого и значимого влияния на финансовое положение сельхозпроизводителей [6]. Поэтому, по нашему мнению, более актуальным и перспективным научным направлением современных исследований должна стать разработка рекомендаций, ориентированных на поиск оптимальных решений распределения бюджетных ресурсов и методики определения наиболее эффективных сельхозпроизводителей.
В целях установления критериев, позволяющих дифференцировать региональную бюджетную поддержку, на наш взгляд, можно использовать предлагаемую авторами методику определения отдачи балло-гектара, разработанную в дополнение к существующим натуральным, стоимостным и относительным показателям экономической эффективности землепользования.
Для расчета отдачи балло-гектара предлагается использовать следующую формулу:
_ VI + к]
(1)
где О - отдача балло-гектара, руб.;
Ф - объем производства 1-го вида товарной продукции растениеводства, т; Pi -цена продажи 1-го вида товарной продукции растениеводства, руб.; ^ - объем производства j-го вида товарной продукции животноводства, т;
Pj - цена продажи j-го вида товарной продукции животноводства, руб.; к| - доля расходов на корма собственного производства в структуре себестоимости ]-го вида товарной продукции животноводства; 8 - площадь сельскохозяйственных угодий, га; Ьс - средневзвешенный совокупный почвенный балл [12].
Пересчет площади сельскохозяйственных угодий в условные кадастровые гектары на основе совокупного почвенного балла позволяет выровнять между собой различные по качеству земли в целях объективной и реальной оценки эффективности их использования [12].
Показатель отдачи балло-гектара при сопоставлении с фактически достигнутыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта в расчете на физическую площадь земельных угодий дает возможность определить, насколько сельхозтоваропроизводитель рационально и эффективно использует природный потенциал обрабатываемых земель и, соответственно, выявить эффективных и неэффективных землепользователей.
С учетом предложенной методики расчета отдачи балло-гектара предлагается корректировать ставки субсидий с учетом соотношения отдачи балло-гектара, рассчитанной по конкретному хозяйствующему субъекту, и среднерайонного уровня. Величина данного показателя может
устанавливаться по административным районам ежегодно региональным министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
На основе расчета средних показателей отдачи балло-гектара за 2012 г. по Выселковскому (40367 руб.), Динскому (38332 руб.) и Тбилисскому (34473 руб.) районам, совокупный почвенный балл в которых составляет соответственно 85, 84 и 82, определен предлагаемый размер субсидий для пилотных организаций в 2013 г. (табл. 2).
Таблица 2 - Расчет государственной поддержки, направленной на воспроизводство
земельных ресурсов, в организациях Краснодарского края, 2013 г.
Показатель ООО «Русь» Выселковского ООО АФ «Луч» Динского ЗАО «Заря» Тбилисского
района района района
Посевная площадь под
сельскохозяйственными культурами (без 1317 4820 5233
площади посева многолетних трав), га
Ставка субсидий на 1 га посевной площади, руб. 600 600 600
Размер субсидий на посевную площадь
под сельскохозяйственными культурами, 790,2 2892 3139,8
тыс. руб.
Посевная площадь под многолетними 50 142 594
травами, га
Ставка субсидий на 1 га посевной площади под многолетними травами, руб. 1000 1000 1000
Размер субсидий на посевную площадь под многолетними травами, тыс. руб. 50,0 142,0 594,0
Фактический размер субсидий, тыс. руб. 840,2 3034,0 3733,8
Совокупный почвенный балл 85 84 82
Отдача балло-гектара, тыс. руб. 29,2 26,1 35,3
Отношение отдачи балло-гектара к среднерайонному показателю 0,672 0,712 1,057
Предлагаемый размер субсидий, тыс. руб. 564,6 2160,2 3946,6
Проведенный анализ позволил установить, что в ООО «Русь» Выселковского района и ООО АФ «Луч» Динского района, отдача балло-гектара заметно ниже по сравнению со среднерайонными показателями, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании земель, характеризующихся относительно высоким плодородием почв. В связи с
этим в исследуемых организациях размер субсидий, рассчитанных по предлагаемой методике, ниже соответственно на 32,8 % и 28,8 % по сравнению с величиной субсидий, определенных по действующим правилам. В ЗАО «Заря» Тбилисского района земельный потенциал используется более эффективно по отношению к средним районным показателям, поэтому предлагаемый размер субсидий на 5,7 % превышает фактический. Общая экономия бюджетных средств только по исследуемым организациям составляет 1149,4 тыс. руб.
Нерациональное использование земельных ресурсов или отставание от районных показателей на протяжении ряда лет (например, два или три года) может служить основанием для определения экономических санкций за ухудшение показателей почвенного плодородия на муниципальном или региональном уровнях, в том числе предусматривающих изъятие земли у нерадивых сельскохозяйственных товаропроизводителей и передачу ее более эффективным землепользователям.
Таким образом, дифференцированный подход при распределении субсидий позволит повысить стимулирование хозяйствующих субъектов к обеспечению расширенного воспроизводства почвенного плодородия и более рационально использовать ограниченные средства государственной поддержки.
Выделенные из федерального и краевого бюджетов средства на стимулирование расширенного воспроизводства земельных ресурсов должны направляться на повышение почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий, в частности, на увеличение внесения минеральных и органических удобрений, проведение работ по предотвращению негативных процессов на почвах (известкованию, фосфоритированию и гипсованию). На государственном или региональном уровне могут быть определены и другие направления стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области воспроизводства
почвенного плодородия, а также меры ответственности за нерациональное использование сельскохозяйственных угодий, прежде всего, земель пахотного клина.
В заключении хотелось бы отметить, что решение проблемы нарушения воспроизводственных процессов почвенного плодородия должно быть основано на кардинальном пересмотре отношения к земле, как основному источнику обеспечения продовольственной безопасности страны. В качестве приоритетных направлений воспроизводства и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения можно выделить реализацию интенсивной системы сельскохозяйственного производства, прежде всего, ориентированной на расширенное воспроизводство почвенного плодородия, при более совершенных механизмах государственного регулирования и нормативно-правовых гарантиях аграрных преобразований.
Список литературы
1 Ганенко, И. Первый погектарный год / И. Ганенко // Агроинвестор. - 2013. -№ 8(67). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/markets/article/12264-pervyy-pogektarnyy-god/.
2 Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
3 Дегтярева, С. М. Проблемы оценки земель сельскохозяйственного назначения / С. М. Дегтярева // Вестник ОрелГАУ 4 (09) [Электронный ресурс]. Режим http://elibrary.ru/item.asp?id=12836562.
4 Земельный рынок в сельском хозяйстве. - М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2006. -96 с.
5 Злочевский, А. Как «повязали» несвязанную поддержку / А. Злочевский, А. Корбут [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prodmagazin.ru/2014/01/01/kak-povyazali-nesvyazannuyu-podderzhku/.
6 Кцоев, А. Б. Теория экономических механизмов: субсидирование сельского хозяйства России / А. Б. Кцоев. Автореферат диссертации. 2012. - С. 38 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.econ.msu.ru.
7 МСХ РФ: о мерах поддержки сельхозпроизводителей в 2013 г., Минсельхоз России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sovecon.ru/analytics/market/news_6669.html.
8 О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения : [федер. закон: принят Гос. Думой 3 июля 1998 г. : по состоянию на 10 марта 2003 г.] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12112328/.
9 О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2012 году. Доклад министерства природных ресурсов Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dprgek.ru/content/section/470/detail/1177/.
10 Об утверждении ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 7 октября 2014 г. № 434 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/36994619/#ixzz3OsmeTcF7.
11 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства: утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1431 у. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант».
12 Столярова, М. А. Методические аспекты эффективности использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения / М. А. Столярова, О. В. Жердева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №02(096). С. 269-283. Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2014/02/pdf/20.pdf.
13 Ушачев, И. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. / И. Ушачев // АПК: Экономика, управление. -2013. - № 3. - С.13-26.
14 Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года». Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/sokhranenie_sel_khoz_zemel.
15 http://www.gp.specagro.ru.
References
1 Ganenko, I. Pervyj pogektarnyj god / I. Ganenko // Agroinvestor. - 2013. - № 8(67). [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.agroinvestor.ru/markets/article/12264-pervyy-pogektarnyy-god/.
2 Gosudarstvennaja programma «Razvitie sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 ijulja 2012 g. № 717 // [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
3 Degtjareva, S. M. Problemy ocenki zemel' sel'skohozjajstvennogo naznachenija / S. M. Degtjareva // Vestnik OrelGAU 4 (09) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim http://elibrary.ru/item.asp?id=12836562.
4 Zemel'nyj rynok v sel'skom hozjajstve. - M. : FGNU «Rosinformagroteh», 2006. - 96 s.
5 Zlochevskij, A. Kak «povyazali» nesvyazannuyu podderzhku / A. Zlochevskij, A. Korbut [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://prodmagazin.ru/2014/01/01/kak-povyazali-nesvyazannuyu-podderzhku/.
6 Kcoev, A. B. Teorija jekonomicheskih mehanizmov: subsidirovanie sel'skogo hozjajstva Rossii / A. B. Kcoev. Avtoreferat dissertacii. 2012. - S. 38 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.econ.msu.ru.
7 MSH RF: o merah podderzhki sel'hozproizvoditelej v 2013 g., Minsel'hoz Rossii [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.sovecon.ru/analytics/market/news_6669.html.
8 O gosudarstvennom regulirovanii obespechenija plodorodija zemel' sel'skohozjajstvennogo naznachenija : [feder. zakon: prinjat Gos. Dumoj 3 ijulja 1998 g. : po sostojaniju na 10 marta 2003 g.] // [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12112328/.
9 O sostojanii prirodopol'zovanija i ob ohrane okruzhajushhej sredy Krasnodarskogo kraja v 2012 godu. Doklad ministerstva prirodnyh resursov Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dprgek.ru/content/section/470/detail/1177/.
10 Ob utverzhdenii stavok subsidij na okazanie nesvjazannoj podderzhki sel'skohozjajstvennym tovaroproizvoditeljam v oblasti rastenievodstva. Prikaz ministerstva sel'skogo hozjajstva i pererabatyvajushhej promyshlennosti Krasnodarskogo kraja ot 7 oktjabrja 2014 g. № 434 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/36994619/#ixzz3OsmeTcF7.
11 Pravila predostavlenija i raspredelenija subsidij iz federal'nogo bjudzheta bjudzhetam sub#ektov Rossijskoj Federacii na okazanie nesvjazannoj podderzhki sel'skohozjajstvennym tovaroproizvoditeljam v oblasti rastenievodstva: utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 27 dekabrja 2012 g. № 1431 u. [Jelektronnyj resurs]. SPS «Garant».
12 Stoljarova, M. A. Metodicheskie aspekty jeffektivnosti ispol'zovanija zemel'nyh resursov sel'skohozjajstvennogo naznachenija / M. A. Stoljarova, O. V. Zherdeva // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №02 (096). - S. 269-283. Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/20.pdf.
13 Ushachev, I. Nauchnoe obespechenie Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gg. / I. Ushachev // APK: Jekonomika, upravlenie. - 2013. - № 3. -S.13-26.
14 Federal'naja celevaja programma «Sohranenie i vosstanovlenie plodorodija pochv zemel' sel'skohozjajstvennogo naznachenija i agrolandshaftov kak nacional'nogo dostojanija Rossii na 2006-2010 gody i na period do 2013 goda». Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 fevralja 2006 g. № 99 // [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.programs-gov.ru/sokhranenie_sel_khoz_zemel.
15 http://www.gp.specagro.ru.