ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 336.0/.5
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
STATE SOCIAL EXTRA-BUDGETARY FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE FRAMEWORK OF NATIONAL SECURITY
Бит-Шабо Инесса Витальевна
Bit-Shabo Inessa Vitalevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of financial, banking and customs law, Saratov state academy of law, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье дан анализ контрольных полномочий Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Автором предложено дифференцировать контрольные полномочия государственных социальных внебюджетных фондов на организационные, информационные, обеспечительные. Вывод содержит предложения о необходимости принятия поправок в действующее законодательство в целях совершенствования эффективности финансового контроля в системе национальной безопасности РФ.
Ключевые слова: финансовая дисциплина, государственный финансовый контроль, государственные социальные внебюджетные фонды, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, национальная безопасность.
The paper analyzes the supervisory powers of the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund, and the Federal Compulsory Health Insurance Fund. The author suggests the necessity to differentiate the
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
supervisory powers of the state social extra-budgetary funds into organizational, information, and security powers. The conclusion contains recommendations to amend the current legislation in order to improve the efficiency of financial control in the system of the national security of the Russian Federation.
Keywords: fiscal discipline, state financial control, state social extra-budgetary funds, Pension Fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund, Federal Compulsory Health Insurance Fund, national security.
Одним из ведущих направлений современной политики Российской Федерации является повышение уровня финансовой дисциплины всех участников финансовых правоотношений, которую необходимо рассматривать как основополагающее условие устойчивого экономического развития государства и повышения степени национальной безопасности. Финансовый контроль справедливо признать основным инструментом достижения обозначенной цели, что обусловливает повышенный научно-практический интерес к данному институту.
В России исторически сложилась ситуация, при которой подконтрольные субъекты систематически нарушают возложенные на них обязанности, что обнаруживается исключительно при проведении контрольных мероприятий. Одной из причин подобного поведения является незнание правовых основ или их неточное исполнение. При этом причиной подобной «правовой безграмотности» можно назвать как нежелание самих подконтрольных субъектов повышать уровень правовых знаний, неинформирование контролирующими органами о действующих в области контроля правовых нормах, периодических изменениях и прочем, так и разрозненность правовых норм, закрепляющих основы финансового контроля.
Проблемы государственного финансового контроля занимали умы ученых еще в конце XIX - XX вв. Так, Э.Н. Берендтс писал: «Государственный контроль, для того чтобы действовать действительно с пользой, должен быть поставлен самостоятельно и должен быть вооружен достаточной властью, чтобы предупредить всякое злоупотребление государственными средствами ... Он должен быть поставлен независимо от органов администрации, заведующих доходами и расходами. он должен быть поставлен в независимое положение и в отношении законодательных учреждений.» [1].
Следует обозначить наличие достаточного нормативного правового регулирования публичного финансового контроля, о чем пишет профессор А.Н. Козырин, отмечающий его несомненную значимость и необходимость его постоянного исследования даже при условии имеющихся концептуальных разработок ведущими учеными в области финансового права [2].
В системе органов финансового контроля особое место занимают государственные социальные внебюджетные фонды, задачей которых является реализация социальной политики государства, обозначенной основным законом.
На основании ст. 3 Закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в рамках уплаты страховых взносов полномочиями контролирующего субъекта наделен Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, в обязанности которых вменен контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (либо перечисления) страховых взносов в социальные государственные внебюджетные фонды.
Контрольные полномочия распространяются на уплату следующих видов страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование (в Пенсионный фонд Российской Федерации);
- на обязательное медицинское страхование (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в Фонд социального страхования Российской Федерации).
Следует обратить внимание на то, что контроль со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации распространяется и на процедуру выплаты обязательного социального обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18).
Ст. 29 Закона 212-ФЗ закрепляет перечень прав, которыми наделены органы, контролирующие уплату страховых взносов, каковые целесообразно дифференцировать на несколько групп:
1) организационные, дающие возможность претворять в жизнь процедуру взимания страховых взносов в соответствии с действующим
Информационная безопасность регионов. 2015. № 2(19)
российским законодательством, среди которых право:
- вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля над уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или имеют противоречивый характер;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;
2) информационные, заключающие в себе возможность информационного обмена между различными органами власти для достижения основной цели деятельности - своевременного взимания страховых взносов в полном объеме, а именно право:
- требовать в соответствии с действующим российским законодательством о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;
- получать доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля над выполнением банками установленных действующим законодательством обязанностей;
- получать у регистрирующего органа сведения о регистрации плательщиков страховых взносов в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, у налоговых органов - информацию о налогоплательщиках, включая информацию, составляющую налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации;
- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика страховых взносов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды;
3) обеспечительные (либо гарантирующие), имеющие основной целью создание условий для уплаты обязанными субъектами страховых взносов, к которым можно отнести право:
- определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщи-
ками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля над уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;
- взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в установленном законодательством порядке;
- предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены действующим федеральным законодательством;
- проводить проверки в порядке, установленном настоящим федеральным законом;
- требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;
- отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля над уплатой страховых взносов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации о страховых взносах;
- обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов.
Равно как и контроль в иных сферах финансовых правоотношений, финансовый контроль над уплатой страховых взносов осуществляется в различных формах.
Учет плательщиков страховых взносов следует рассматривать как одну из основных базовых форм разбираемого финансового контроля, которую можно анализировать с позиций как фискальной, так и статистической значимости. Обязанность по учету плательщиков возложена на Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Исполняется она на основании данных учета (регистрации) плательщиков в качестве страхователей с учетом отдельных особенностей, устанавливаемых Правительством РФ. Так, отдельные осо-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
бенности закреплены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1097 (ред. от 7 декабря 2011 г.) «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 107), а также постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 248 «Об особенностях постановки на учет в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации международных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации» (СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1639).
Учет страхователей по обязательному пенсионному страхованию, т.е. процедура регистрации и снятия с регистрационного учета, осуществляется на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 1 декабря 2014 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (ред. 28 июня 2014 г.) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определяет порядок учета страхователей по данному виду страхования.
Справедливости ради необходимо указать на то, что уплата страховых взносов может яв-
ляться предметом независимого финансового контроля, осуществляемого аудиторскими организациями. К настоящему времени не сложилось единой методики контроля расчетов с внебюджетными фондами. Аудиторские организации разрабатывают собственные методы осуществления процедур контроля.
На сегодняшний день одной из проблем повышения эффективности финансового контроля, осуществляемого государственными внебюджетными фондами, является отсутствие единого нормативного правового акта, аккумулирующего все правила его осуществления. Необходимость применения целого ряда законов порождает как ошибки в правоприменении, так и неоднозначность толкования правовых норм применяющим их субъектом.
Действительно, принятие подобного нормативного правового акта позволит точно определить круг прав и обязанностей государственных внебюджетных фондов в области финансового контроля, вытекающих из социально значимых задач, стоящих перед ними, и в общем смысле позволит достойно реализовать политику государства, имеющую своей целью достижение высокого уровня финансовой дисциплины как одного из факторов обеспечения национальной безопасности.
Библиографический список (References)
1. Берендтс Э.Н. Русское финансовое право / авт. пред. Р.С. Куракин, Е.В. Семенова; доп. мат. П.С. Зи-новатного, И.В. Зиноватной. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. С. 104.
Berendts E.N. (2013) Russkoye finansovoye pravo / avt. pred. R.S. Kurakin, Ye.V. Semenova; dop. mat. P.S. Zinovatnogo, I.V. Zinovatnoy. [Russian financial law / ed. by R.S. Kurakin, Ye.V. Semenova, P.S. Zinovatniy, I.V. Zinovatnaya.] M.: RIOR: INFRA-Moscow. S. 104.
2. Козырин А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. № 1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Kozyrin A.N. (2014) Pravovyye osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo finansovogo kontrolya v Rossiys-koy Federatsii. [The legal framework of the state and municipal financial control in the Russian Federation.] // Reformy i pravo. № 1. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».
3. Низмутдинова А.Р. Методика контроля расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 2(29). С. 35 - 40.
Nizmutdinova A.R. (2013) Metodika kontrolya raschetov strakhovykh vznosov v gosudarstvennyye vnebyudzhetnyye sotsial'nyye fondy. [Methods of controlling insurance premiums payments in the state extra-budgetary social funds.] // Aktual'nyye voprosy ekonomicheskikh nauk. № 2(29). S. 35 - 40.
Информационная безопасность регионов. 2015. № 2(19)