Научная статья на тему 'Государственные программы Российской Федерации как инструмент инновационного развития'

Государственные программы Российской Федерации как инструмент инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4480
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / INNOVATION ACTIVITY / FEDERAL TARGET PROGRAMMES / STATE PROGRAMMES OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоварова Наталья Владимировна

В статье дана оценка показателей инновационного развития в Российской Федерации. Обозначена роль государственных программ, федеральных целевых программ как инструментов государственной финансовой поддержки инновационной деятельности в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROGRAMME SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article the evaluation of innovation development indices in the Russian Federation is given. The role of state programmes, federal target programmes as an instrument of state support of innovation activity in Russia is indicated

Текст научной работы на тему «Государственные программы Российской Федерации как инструмент инновационного развития»

УДК 336.5:001.895(470)

пивоварова н.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: pivovarova_nv@mail.ru

государственные программы российской федерации как инструмент инновационного развития

В статье дана оценка показателей инновационного развития в российской Федерации. обозначена роль государственных программ, федеральных целевых программ как инструментов государственной финансовой поддержки инновационной деятельности в россии.

ключевые слова: инновационная деятельность, федеральные целевые программы, государственные программы российской Федерации.

В современных условиях политического и социально-экономического развития любой страны приоритетным направлением является формирование инновационной экономики. На роль государства в стимулировании инновационного процесса существуют различные точки зрения. Однако бесспорно то, что государственная финансовая поддержка инновационной деятельности заключается в реализации комплексной инновационной политики. Под государственной поддержкой инновационной деятельности следует понимать применение совокупности финансовых инструментов, обеспечивающих повышение экономической заинтересованности всех участников инновационного процесса в разработке и продвижению продукции с новыми потребительскими свойствами. О государственном влиянии на развитие инновационной деятельности следует говорить не в плане того, «большим» оно должно быть или «меньшим», а в плане достижения наибольшей эффективности стимулирования данной сферы.

В России пока существует значительное отставание в развитии науки и ее взаимосвязи с

новационного развития Российской Федерации характеризуют относительно низкий уровень и неустойчивую динамику по многим параметрам. Так, доля организаций, осуществляющих технологические инновации, остается существенно ниже аналогичного зарубежного показателя: в России 9 %, в развитых странах - 40 - 60 %; уровень инновационной активности организаций в России - 10,3 %, в промышленно-развитых странах - 50 - 70 %. Для формирования стабильной инновационной экономики России необходимо увеличение числа организаций, осуществляющих технологические инновации, с нынешних 10 % от общего числа хозяйствующих субъектов до среднего уровня стран Европейского союза -около 40 %. (Таблица 1).

По оптимистичным оценкам, доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) в России составляет около 1,0 % ВВП против 1,3 % в Китае и около 2,5 % в ЕС (Таблица 2). В Концепции социально-экономического развития России предусмотрено увеличение величины затрат на научные исследования и разработки до 3-3,5 % ВВП к 2020 г. за счет бюджетных и частных источников.

промышленным производством. Показатели ин-

Таблица 1. Международные сопоставления показателей инновационной активности стран, 2012 год [1]

Уд. вес организаций, Уд. вес, Уд. вес

Инновационная осуществляющих организаций, затрат

активность технологические получивших на технологич.

организаций, инновации в общем бюджетное инновации в общем

процент числе организаций, финансирование, объеме отгруженных

процент процент товаров, процент

России 10,3 9,1 23,1 2,52

Германия 79,3 64,2 21,6 2,12

Финляндия 56,2 46,4 35,1 2,93

Швеция 59,6 48,5 - 2,91

Италия 56,3 40,4 29,2 1,33

Франция 53,5 34,3 46,1 1,07

Характерным отличием России от таких стран, как США, стран-участников ЕС и Китая является преобладание доли финансирования научных исследований за счет средств государства. Если в большинстве стран доля средств частного сектора превосходит долю государственных расходов, то в России наблюдается обратная ситуация. Так, в рассматриваемых странах доля частного финансирования составила: в Японии - 77%, в Китае - 69%, в Германии - около 68%, в США - 65%, в России - всего лишь 29%. В то же время доля финансирования научных исследований и разработок за счет государственных средств составила от 16% в Японии до 29% в США, в России - 61% [3, с. 15] (Таблица 3).

В целях создания благоприятного инновационного климата и содействия коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в зарубежной и российской практике используются следующие методы государственной поддержки:

а) методы прямой государственной поддержки в форме финансирования из бюджетов различных уровней определенных проектов, организаций, целевых программ, государственных программ и т.п.;

в) косвенные методы государственной поддержки, среди которых, в первую очередь, следует выделить налоговые льготы, методы ускоренной амортизации, инвестиционные налоговые кредиты и др.

К прямым методам государственной поддержки относятся:

- финансирование инновационной и инвестиционной деятельности за счет бюджетных средств;

- финансирование НИОКР, предусмотренных приоритетными направлениями развития науки и техники, национальными научно-исследовательскими программами;

- инвестирование бюджетных средств в капитал венчурных фондов;

Таблица 2. Международные сопоставления уровня инновационного развития и наукоемкости, 2012 год [2]

Доля расходов на научные исследования Доля высокотехнологич. продукции в общем объеме Доля оборудования в общем объеме мирового экспорта,

в ВВП, процент экспорта товаров, процент процент

США 2,69 32 13,0

Китай 1,3 20 7,1

Япония 2,98 26 9,7

Германия 2,48 18 4,8

Франция 2,15 23 3,4

Великобритания 1,87 31 5,3

Италия 1,04 10 1,1

Россия 1,00 8 0,04

Канада 1,84 15 1,2

Страны Затраты на исследования и разработки, в процентах

Государственный сектор Частный сектор Зарубежные источники

Россия 61,1 28,8 9

Китай 24,7 69,1 2

ЕС 34,7 54,1 9

США 29,3 64,9 -

Великобритания 31,9 45,2 17

Япония 16,2 77,1 -

Италия 50,7 39,7 8

Германия 28,4 67,6 4

Франция 38,4 52,2 7

Канада 32,7 48,0 9

Таблица 3. Структура затрат на исследования и разработки по источникам финансирования

в различных странах, 2006 год [4]

- осуществление целевых государственных закупок инновационной продукции, услуг, технологий;

- размещение государственных заказов, обеспечивающих начальный спрос на инновационные продукты;

- создание и финансирование государственных научных организаций, научных центров, технопарков, лабораторий;

- создание государственных фондов поддержки внедрения инноваций;

- предоставление бюджетных субсидий (грантов) научным коллективам, ученым, производственным инновационным предприятиям;

- формирование научной инфраструктуры;

- предоставление государственных гарантий;

- предоставление льготных кредитов и др.

Несмотря на достаточно широкий перечень финансовых инструментов, федеральный бюджет РФ всегда оставался главным источником финансирования научных исследований и разработок. Независимо от абсолютных размеров бюджетных расходов доля государственного финансирования ежегодно остается примерно на одном и том же уровне в течение последних лет, составляя около 60 % суммарных внутренних расходов на научные исследования. В настоящее время объем финансирования научной сферы из средств федерального бюджета РФ на поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований составляет около 2,76 % его расходной части или 0,5 % валового внутреннего продукта(Таблица 4).

Доля расходов на прикладные научные исследования в федеральном бюджете РФ достигает 0,74 % от ВВП [5]. Наибольшие статьи расходов на прикладные научные исследования наблюдаются традиционно в сфере национальной обороны и национальной экономики.

На поддержку инноваций с 2010 г. государством ежегодно выделяется более 1,1 трлн рублей, что составляет свыше 10 % федерального бюджета РФ. Значительная часть этих средств расходуется на государственные закупки. Это связано с тем, что в условиях неопределенности и финансово-экономического кризиса государственный заказ стал для многих предприятий стал одним из источников гарантированного финансирования.

В соответствии с основными направлениями государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий (утв. Распоряжением Правительства РФ от 11.12.2002 г. № 1764-р) предусмотрено, что государственный заказ должен обеспечивать взаимосвязь научных исследований и инновационных разработок с программами социально-экономического развития страны.

Основу государственного заказа на научно-техническую продукцию до 2014 г. в большинстве случаев составляли федеральные целевые программы (далее - ФЦП), государственная программа вооружения Российской Федерации и государственный оборонный заказ. Формирование и реализация федеральных целевых программ осуществлялись на основе принципов, определенных Правительством РФ с учетом приоритетных целей социально-экономического развития страны и регионов, направлений структурной

Таблица 4. Финансирование науки из средств федерального бюджета Российской Федерации

в 2000-2012 гг. [5] В миллиардах рублей

Показатели 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Расходы федерального бюджета РФ на науку, всего 17,4 76,9 97,4 132,7 162,1 219,1 237,6 313,9 355,9

в том числе:

- фундаментальные исследования 8,2 32,0 42,8 54,8 69,7 83,2 82,2 91,7 36,6

- прикладные научные исследования 9,2 44,8 54,6 77,9 92,4 135,9 155,5 222,2 269,2

В процентах к расходам федерального бюджета РФ 1,69 2,19 2,27 2,22 2,14 2,27 2,35 2,87 2,76

В процентах к ВВП 0,24 0,36 0,36 0,40 0,39 0,56 0,53 0,58 0,57

и научно-технической политики, прогнозов развития общегосударственных потребностей и наличия финансовых ресурсов, результатов анализа социального и экономического развития России, экологического состояния, внешних политических и экономических условий. Федеральные целевые программы, как правило, финансируются не только из федерального бюджета РФ, но и из бюджетов субъектов РФ, а также за счет частных источников. Однако, эти средства пока не отражаются ни в прогнозе социально-экономического развития страны, ни в проекте федерального бюджета.

На 2011-2014 годы было предусмотрено 17 программ в области инновационного развития и модернизации экономики. Основными из них явились:

- ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20072012 гг.», на финансирование которой за весь период было выделено более 100 млрд рублей;

- ФЦП «Развитие инфраструктуры наноин-дустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», на которую было выделено 24944,6 млн р., из них 27733 млн р. - средства федерального бюджета [6].

В 2013 - 2014 гг. данные программы получили свое развитие в рамках реализации государственных программ Российской Федерации. (Таблица 5)

Государственная программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации наиболее важных государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития страны и ее безопасности.

Основой разработки государственных программ являются положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и основные направления деятельности Правительства РФ на соответствующий пе-

Таблица 5. Государственные программы в области развития науки и инновационной деятельности, предусмотренные федеральным бюджетом Российской Федерации на 2014 год [7] В миллионах рублей

Название программы 2013 г. 2014 г.

Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» 145 402,6 150 952,7

Подпрограммы:

«Фундаментальные научные исследования» 83 614,2 95 667,2

«Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области 1 714,9 1 601,5

перспективных технологий»

«Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» 8 848,2 13 332,0

«Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований 3 210,5 3 260,4

и разработок»

«Международное сотрудничество в сфере науки» 6 037,1 6 376,7

ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным

направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» 22 364,5

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы - 5 504,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» 111 559,9 132 650,7

Подпрограммы:

«Формирование благоприятной инвестиционной среды» 8 776,3 17 059,0

«Развитие малого и среднего предпринимательства» 19 815,0 21 569,7

«Стимулирование инноваций» 17 292,4 8 623,8

«Кадры для инновационной экономики» 524,5 512,6

«Создание и развитие инновационного центра «Сколково» 24 320,0 26 802,5

риод, а также федеральные законы, решения Президента РФ и Правительства РФ [8]. Преобладающая часть всех мероприятий государственных программ реализуется посредством предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на условиях их софинансирования из субфедеральных бюджетов.

Помимо характеристики текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития России, основных показателей и анализа социальных, финансово-экономических и других рисков реализации программ, прогноза развития соответствующей сферы и запланированных социально-экономических показателей и прогноза ожидаемых результатов, каждая государственная программа содержит:

- перечень подпрограмм и федеральных целевых программ, реализуемых в рамках госпрограммы, и их обоснование;

- характеристику мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы;

- обоснование объема финансовых средств, необходимых для реализации государственной программы на различных ее этапах, а также оценку возможности выделения дополнительных объемов финансирования для достижения индикаторов государственной программы или подпрограммы;

- характеристику соответствующей сферы социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, в том числе прогноз величины расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в случае их участия в реализации государственной программы, а также перечень реализуемых ими мероприятий;

- методику оценки эффективности реализации государственной программы.

Оценка эффективности реализации государственной программы в настоящее время начинается еще на этапе ее разработки и планирования показателей и осуществляется по методикам, принятым международными организациями. Это позволяет своевременно контролировать ход реализации программы, решение поставленных задач и достижение целей государственной программы. В настоящее время в перечне государственных программ

Российской Федерации, утверждены программы по следующим разделам:

- инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ);

- новое качество жизни (13 программ);

- обеспечение национальной безопасности (2 программы);

- сбалансированное региональное развитие (5 программ);

- эффективное государство (5 программ).

Следует отметить, что большинство целевых программ являются узкоотраслевыми (в сфере образования, здравоохранения, занятости населения, реформы пенсионной система и др.), охватывающими лишь какую-то одну сферу общественной жизнедеятельности, в то время как государственные программы существенно превосходят целевые программы по широте охвата экономики.

Так, целями государственной программы «Развитие науки и технологий» являются формирование эффективного сектора научных исследований и разработок и обеспечение его главной роли в процессах модернизации российской экономики. Мероприятия данной государственной программы позволяют сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития науки и технологий в России и направлены на формирование национальной и региональной инфраструктуры российской науки, развитие её кадрового потенциала и материально-технической базы, повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований. Ожидаемыми показателями реализации данной программы к 2020 году являются:

- увеличение доли машин и оборудования в возрасте до 5 лет в организациях, выполняющих научные и прикладные исследования, до 65%;

- увеличение объема внутренних затрат на научные исследования в размере до 3% валового внутреннего продукта;

- рост доли внебюджетных источников финансирования во внутренних затратах на исследования и разработки до 57 %;

- увеличение удельного веса учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки до 15% [9].

Целью государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная эко-

номика» является создание благоприятного инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса; повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов; повышение эффективности государственного управления. Мероприятия программы направлены на поддержку хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, в первую очередь субъектов малого и среднего бизнеса. Результатом реализации программы в первую очередь должны стать рост количества организаций, осуществляющих технологические инновации, увеличение численности работников, занятых на малых и средних предприятиях [10].

Масштаб и ширина охвата российской экономики госпрограммой «Экономическое развитие и инновационная экономика» очень значительна. Мероприятия госпрограммы затрагивают цели и задачи других госпрограмм, оказывая на них свое влияние. Согласно анализу, проведенному Центром стратегического управления ФБНУ «ИМЭИ», из 54-х основных мероприятий госпрограммы на цели и задачи других программ оказывает влияние 25 основных мероприятий, что составляет 46% общего числа основных мероприятий программы. При этом основные мероприятия госпрограммы оказывают влияние на 24 другие государственные программы [11].

В условиях ограниченности бюджетных средств и необходимости достижения поставленных целей главная задача состоит в обеспечении эффективности и результативности государственных программ. Практика реализации федеральных целевых программ показала, что

используемая при формировании целевых программ методика бюджетирования, ориентированного на результат, определяющая ключевые цели, задачи и показатели оценки деятельности субъектов бюджетного планирования, оказалась недостаточно эффективной. В связи с этим общими принципами разработки и реализации государственных программ в области инновационного развития и модернизации экономики России должны стать:

- формирование государственных программ исходя из целей социально-экономического развития России в целом и субъектов РФ в частности и определение индикаторов их достижения;

- определение органов власти, отвечающих за реализацию государственной программы и достижение конечных результатов;

- разработка конечных результатов реализации государственных программ, характеризующих удовлетворение потребностей субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, и непосредственных результатов, характеризующих объемы, качество и своевременность государственной финансовой поддержки;

- разработка критериев оценки результативности и эффективности реализации государственных программ в области инновационного развития и модернизации экономики, определение периодичности проведения такой оценки и механизма принятия соответствующих решений;

- открытость и прозрачность информации о реализации государственных программ.

17.12.2014

Список литературы:

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. - 472 с.

2. Дынкин А. Экономика знаний в России и мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fp6.csrs.ru/news/ data/dynkin.

3. Мануйленко, В.В. Сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современых условиях / В.В. Мануй-ленко, А.А. Мищенко // Финансы и кредит . - 2012. - № 41 (521). - С. 21 - 31.

4. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации // Москва, 2009. - 206 с.

5. Индикаторы науки: 2014: статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2014. - 472 с.

6. Федеральные целевые программы. Федеральное агентство по науке и инновациям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fasi.gov.ru/fcp/compl/

7. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: федеральный закон от 02.12.2013 г. № 349-ФЭ // Справочно-правовая система «Гарант».

8. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08. 2010 г. № 588 // Справочно-правовая система «Гарант».

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 20.12.2012 г. № 2433-р. // Справочно-правовая система «Гарант».

10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 467-р. // Справочно-правовая система «Гарант».

11. Отчет о проведении прикладного экономического исследования «Оценка и определение кросс-влияния основных мероприятий и ведомственных целевых программ, подпрограмм одних государственных программ Российской Федерации на цели и задачи других государственных программ Российской Федерации» (заключительный) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/programs/documents.

Сведения об авторе:

Пивоварова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры финансов Оренбургского государственного университета

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372476, e-mail: pivovarova_nv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.