Научная статья на тему 'Государственные приоритеты внешнеэкономической деятельности Украины в условиях стабилизации экономики'

Государственные приоритеты внешнеэкономической деятельности Украины в условиях стабилизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
іНТЕГРАЦіЯ / ЗОВНіШНЬОЕКОНОМіЧНА ДіЯЛЬНіСТЬ / іНВЕСТИЦіЙНА ПРИВАБЛИВіСТЬ / ГЛОБАЛіЗАЦіЯ / СТАБіЛіЗАЦіЯ ЕКОНОМіКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / INTEGRATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / GLOBALISATION / STABILISATION OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головня Елена Михайловна

Статья посвящена участию Украины в мировых экономических процессах. Проанализированы факторы, влияющие на оживление экспортной деятельности страны. Составляющей внешнеэкономических отношений является экономическое, торговое, научно-техническое, информационное и культурное сотрудничество, которое дает возможность более полно раскрыть и задействовать внутренний потенциал территорий. Основу углубления сотрудничества должна составлять экономическая составляющая как исходная для активизации других видов отношений между странами. Для интеграции нашей страны актуально не только обеспечение свободы движения товаров, услуг и факторов производства, но и координация экономической политики государств, которые стремятся приблизить экономическое развитие отдельных стран интеграционного комплекса и отдельных регионов внутри этих стран. Отмечены факторы, от которых зависит интеграция государства в мировое пространство. Среди них: ограниченная пропускная способность отечественной транспортной и пограничной инфраструктуры; существенное повышение уровня тенизации экономики; повышение уровня цен на энергетический импорт и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Priorities of Foreign Economic Activity of Ukraine under the Conditions of Stabilisation of Economy

The article is devoted to participation of Ukraine in the world economic processes. It analyses factors that influence revival of the export activity of the country. A component of foreign economic relations is economic, trade, scientific and technical, information and cultural co-operation, which gives a possibility to expand and use better the internal potential of territories. The basis of deepening co-operation should be an economic component as the original one for activation of other types of relations between the countries. Not only ensuring freedom of movement of goods, services and production factors is topical for integration of our country but also co-ordination of economic policy of states that aim at advancing economic development of individual countries of the integration complex and individual regions within these countries. The article marks out factors, from which integration of a state into the world environment depends. They include: limited carrying capacity of the domestic transportation and border-line infrastructure, significant increase of the level of shadow economy; increase of the level of prices on energy import and others.

Текст научной работы на тему «Государственные приоритеты внешнеэкономической деятельности Украины в условиях стабилизации экономики»

государственные приоритеты внешнеэкономическом деятельности Украины в условиях стабилизации экономики

головня Е. М.

УДК 351/339.54

Головня Е. М. Государственные приоритеты внешнеэкономической деятельности Украины в условиях

стабилизации экономики

Статья посвящена участию Украины в мировых экономических процессах. Проанализированы факторы, влияющие на оживление экспортной деятельности страны. Составляющей внешнеэкономических отношений является экономическое, торговое, научно-техническое, информационное и культурное сотрудничество, которое дает возможность более полно раскрыть и задействовать внутренний потенциал территорий. Основу углубления сотрудничества должна составлять экономическая составляющая как исходная для активизации других видов отношений между странами. Для интеграции нашей страны актуально не только обеспечение свободы движения товаров, услуг и факторов производства, но и координация экономической политики государств, которые стремятся приблизить экономическое развитие отдельных стран интеграционного комплекса и отдельных регионов внутри этих стран. Отмечены факторы, от которых зависит интеграция государства в мировое пространство. Среди них: ограниченная пропускная способность отечественной транспортной и пограничной инфраструктуры; существенное повышение уровня тенизации экономики; повышение уровня цен на энергетический импорт и другие.

Ключевые слова: интеграция, внешнеэкономическая деятельность, инвестиционная привлекательность, глобализация, стабилизация экономики. Табл.: 3. Формул: 2. Библ.: 8.

Головня Елена Михайловна - доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента внешнеэкономической деятельности, Винницкий национальный аграрный университет (ул. Солнечная, 3, Винница, 21008, Украина)

E-mail: ellens@meta.ua

УДК 351 / 339.54 Головня О. М. Державні пріоритети зовнішньоекономічної діяльності України в умовах стабілізації економіки

Стаття присвячена участі України у світових економічних процесах. Проаналізовано чинники, що впливають на пожвавлення експортної діяльності країни. Складовою зовнішньоекономічних стосунків є економічне, торгівельне, науково-технічне, інформаційне та культурне співробітництво, яке дає можливість більш повно розкрити й використати внутрішній потенціал територій. Основу поглиблення співпраці повинна складати економічна складова як початкова для активізації інших видів стосунків між країнами. Для інтеграції нашої країни актуально не лише забезпечення свободи руху товарів, послуг і факторів виробництва, але й координація економічної політики держав, які намагаються наблизити економічний розвиток окремих країн інтеграційного комплексу та окремих регіонів усередині цих країн. Відмічено чинники, від яких залежить інтеграція держави у світовий простір. Серед них: обмежена пропускна спроможність вітчизняної транспортної та пограничної інфраструктури; істотне підвищення рівня тінізації економіки; підвищення рівня цін на енергетичний імпорт та інші. Ключові слова: інтеграція, зовнішньоекономічна діяльність, інвестиційна привабливість, глобалізація, стабілізація економіки.

Табл.: 3. Формул: 2. Бібл.: 8.

Головня Олена Михайлівна - доктор економічних наук, доцент, доцент кафедри менеджменту зовнішньоекономічної діяльності, Вінницький національний аграрний університет (вул. Сонячна, 3, Вінниця, 21008, Україна) E-mail: ellens@meta.ua

UDC 351 / 339.54

Golovnya Ye. M. State Priorities of Foreign Economic Activity of Ukraine under the Conditions of Stabilisation of Economy

The article is devoted to participation of Ukraine in the world economic processes. It analyses factors that influence revival of the export activity of the country. A component of foreign economic relations is economic, trade, scientific and technical, information and cultural co-operation, which gives a possibility to expand and use better the internal potential of territories. The basis of deepening co-operation should be an economic component as the original one for activation of other types of relations between the countries. Not only ensuring freedom of movement of goods, services and production factors is topical for integration of our country but also co-ordination of economic policy of states that aim at advancing economic development of individual countries of the integration complex and individual regions within these countries. The article marks out factors, from which integration of a state into the world environment depends. They include: limited carrying capacity of the domestic transportation and border-line infrastructure, significant increase of the level of shadow economy; increase of the level of prices on energy import and others.

Key words: integration, foreign economic activity, investment attractiveness, globalisation, stabilisation of economy.

Tabl.: 3. Formulae: 2. Bibl.: 8.

Golovnya Yelena M.- Doctor of Science (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Management (vul. So-nyachna, 3, 21008, Ukraine)

E-mail: ellens@meta.ua

В каждой стране деятельность институтов государственной власти должна быть направлена на решение существующих и возникающих проблем с целью создания условий для эффективного развития нации. Те задачи, решение которых является неотложным из-за их определяющего влияния на происходящие процессы, становятся приоритетными. Они требуют усиленного внимания со стороны государства, комплексного и системного подхода к ним, партнерского взаимодействия всех институтов власти и граждан страны.

Сегодня для Украины приоритетными являются программы создания условий для развития и стабилизации экономики. Социально-экономическое положение Украины требует формирования новейшего механизма обеспечения макроэкономической стабильности в условиях открытости и глобализации экономики. Такая цель может быть достигнута в атмосфере органического сочетания с целями поддержки высоких темпов экономического роста и качественной структурной перестройкой. Ведущая роль в решении такого задания

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

принадлежит внешнеэкономической политике, которая формируется, учитывая стабилизационные ориентиры ведения экономики.

Исследованию путей и проблем внешнеэкономической деятельности Украины посвящены научные труды многих украинских и зарубежных ученых. В частности, вопрос государственной регуляции внешнеэкономической деятельности как фактора повышения эффективности национального производства изучают Босак А. О., Дармиць Р. З., Кузьмин О. Е., Филина Г. И. Организационно-экономические рычаги формирования внешнеэкономических связей регионов исследует Ткач О. В., Яворский А. И. и др.

Вместе с тем, некоторые концептуальные вопросы внешнеэкономической деятельности Украины в условиях стабилизации экономики нуждаются в последующей проработке. Это, в частности, осмысление причин низкой интеграции Украины в мировое экономическое пространство. Предпосылкой этого является анализ динамики внешнеэкономической деятельности Украины и вложений в виде прямых иностранных инвестиций. Цель статьи - поиск необходимых шагов в построении эффективной системы принятия решений во внешнеэкономической сфере страны.

Ряд русских и украинских экономистов справедливо считают, что в ближайшие десятилетия нужно будет сделать выбор между двумя моделями глобализации - преобладающей сегодня неолиберальной (которая продолжает и заостряет тенденции и противоречия постиндустриального общества) и перспективной, гуманистично-ноосферной. Глобализационные тенденции влияют на все процессы общественного развития, не обходя при этом международные экономические отношения. Составляющей внешнеэкономических отношений является экономическое, торговое, научнотехническое, информационное и культурное сотрудничество, дающее возможность полнее раскрыть и задействовать внутренний потенциал территорий. Основу углубления сотрудничества должна составлять экономическая составляющая как исходная для активизации других видов отношений между странами.

Неотложной потребностью включения Украины в мировые интеграционные процессы является органическое сочетание интеграционного движения с расширением добрососедских отношений со странами СНГ и странами - членами ЕС. Как известно, интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран или группы прилегающих территорий соседних стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства. Для интеграции актуально не столько обеспечение свободы движения товаров, услуг и факторов производства, сколько координация экономической политики государств, которые имеют цель приблизить экономическое развитие отдельных стран интеграционного комплекса и отдельных регионов внутри этих стран.

о

о

Е?

т

о

о

о_

<

*

Внешнеэкономическая деятельность Украины развивается под воздействием распространения эффекта членства Украины во ВТО, приобретенного еще в 2008 г. Адаптируя законодательство в экономической сфере и национальную регуляторную систему к требованиям ВТО, Украина постепенно отошла от отраслевого субсидирования, льготного налогообложения. Это должно способствовать улучшению предпринимательского климата в стране и ее инвестиционной привлекательности. Основным достижением вступления во ВТО является то, что государство получило возможность применять принципы и механизмы ВТО для последующего развития внешней торговли и увеличения товарооборота со странами - основными партнерами [6, с. 71].

Сегодня вряд ли найдутся оппоненты утверждения, что пренебрежение состоянием финансовой безопасности, особенно в условиях консолидации финансовых рынков и формирования глобальной финансовой системы, может привести к подрыву системы жизнеобеспечения государства с последующей потерей ее финансовой независимости [4, с. 51]. Мировой финансовый кризис засвидетельствовал повышенную чувствительность финансовой системы Украины к событиям на мировых рынках, что повлекло глубокую девальвацию национальной валюты и наращивание рисков банковской системы. В кризисный период в результате дестабилизации отечественных финансов наблюдается стагнация в динамике международного финансового сотрудничества украинских субъектов экономики. Но в условиях дефицитного состояния текущего счета платежного баланса Украины прилив внешних финансовых ресурсов является важным фактором финансовой стабилизации страны [7, с. 76].

Международные финансовые организации в процессе кредитования навязывают определенные условия, которые выдвигаются в интересах главных акционеров и вызывают проблему в нашем государстве как в стране-реципиенте (нарастание долга, возникновения цепи долгов, уплата долга государственным имуществом, наступление дефолта). Фактором господства иностранных производителей на рынке Украины является нечестная конкуренция, которая становится возможной в результате занижения стоимости импортного товара во время таможенного оформления. Предоставление развитыми странами гуманитарной и технической помощи также имеет своим следствием загромождение украинского рынка низкокачественными товарами, перенесение в Украину расходов на их утилизацию, притеснение отечественного производства, а фирмы-поставщики еще и извлекают дополнительную выгоду благодаря налоговым льготам. Глобальные кризисные тенденции почти нивелировали возможность воспользоваться преимуществами международной экономической интеграции Украины.

Важной особенностью сегодняшних реалий является повышение конкурентоспособности украинских производителей. Но говорить о качественных изменениях эффективности украинской экономики пока еще рано. У большинства украинских предприятий низкая восприимчивость к инновациям и модернизации.

В 2012 г. лишь 16,2 % предприятий осуществляли инновационную деятельность [3]. К сожалению, конкуренция для многих предприятий не является стимулом к модернизации и повышению эффективности. Для того, чтобы стимулы стали постоянными, необходимы последующие усилия по выравниванию конкурентных условий в экономике, улучшение инвестиционного климата государства, регионов, предприятий.

У спешной интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство препятствуют такие проблемы: отсутствие системного подхода к международной интеграции и сотрудничеству; низкая товарная и географическая диверсификованность украинского экспорта; недостаточное использование потенциала торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ. Основные показатели интегрирования Украины в мировую систему ведения хозяйства представлены в табл. 1. Анализ свидетельствует о негативных тенденциях относительно участия государства во внешне-экономической деятельности. Среди них отрицательное сальдо баланса внешней торговли товарами и низкий коэффициент покрытия импорта.

тельности в странах СНГ и отдельных азиатских странах, что поддерживает спрос на инвестиционные товары -продукцию украинского машиностроения и сырьевые товары отечественного производства; отмена торговых ограничений и упрощение процедур импорта в отдельных странах - торговых партнерах. В частности, существенной тенденцией стало укрепление Украины как ведущего экспортера на мировом рынке подсолнечного масла (этому способствовало упрощение с 2010 г. процедур импорта подсолнечного масла из Украины в ЕС).

В то же время потенциальные возможности роста экспорта из Украины тормозит ряд факторов как внутреннего, так и внешнего происхождения: повышение уровня цен на энергетический импорт, в первую очередь на импортированный природный газ, а также нефть в результате роста мирового спроса; конкурентная девальвация национальных валют в ряде стран, что в условиях недостаточной динамики отдельных составляющих мирового спроса привело к потере ценовой конкурентоспособности национальной продукции на международных рынках; внедрение протекционистских торговых мероприятий относительно продукции, произведенной в Украине; ограничение пропускной спо-

Таблица 1

Показатели интегрирования Украины в мировую систему ведения хозяйства

Показатель 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2011 г. 2012 г. Отклонение 2012 г. к 2004 г., +/-

Объем экспорта товаров, млн долл. США 32666,1 38368,0 66954,4 68394,2 68809,8 36143,7

Объем импорта товаров, млн долл. США 28996,8 45038,6 85535,3 82608,2 84658,0 55661,2

Внешнеторговый оборот, млн долл. США 61662,9 83406,6 152489,7 151002,4 153467,8 91804,9

Внешнеторговое сальдо, млн дол. США 3669,3 -6670,6 -18580,9 -13614,0 -15848,2 -19817,5

Коэффициент покрытия импорта 1,13 0,85 0,78 0,82 0,81 -0,32

Рассчитано автором по [3].

Для оценки изменения экспорта и импорта рассчитаем индексы физического объема (/р, индекс цен

(1р) и индекс условий торговли:

Т _ Е Р . г _ Е Р Р Е Ро ■%’ Р Е Ро ■%’

де р - цена (стоимость единицы товара); q - объем какого-либо товара в натуральном выражении; р^-значение соответствующего показателя в текущем периоде; р^0- значение этих показателей в базисном периоде. Результаты представлены в табл. 2.

Индекс физического объема (Ласпейреса) показывает, во сколько раз изменилась стоимость продукции текущего периода за счёт изменения цены. Индекс цен (Пааше) показывает, во сколько бы раз изменилась стоимость продукции базисного периода за счёт изменения цены. То есть, на сколько процентов изменилась стоимость продукции (текущего или базисного периода) за счёт изменения цены.

В свою очередь, оживлению экспортной деятельности предприятий Украины способствует: рост спроса на рынках стран - основных торговых партнеров; рост промышленного производства и инвестиционной дея-

собности отечественной транспортной и пограничной инфраструктуры, что обусловило повышение расходов экспортных производств и потери в результате невозможности быстрого использования позитивной динамики внешнего спроса.

Общемировой рост объемов торговли влияет на расширение географии внешнеторговых операций Украины. Важной тенденцией является диверсификация источников снабжения сырой нефти к Украине. В значительной мере это произошло благодаря выполнению контракта между Государственной нефтяной компанией Азербайджана и Украиной [6, с. 74].

Коренная структурная перестройка экономики Украины невозможна без инвестиций. Одной из проблем выхода из финансово-экономического кризиса является проблема привлечения капитала в экономику. Для оживления экономики нашего государства необходим значительный приток средств частных инвесторов и прежде всего - большого корпоративного национального капитала, который может успешно адаптироваться к условиям рынка.

Экономический рост, увеличение ВВП, решения проблемы бедности и повышения качества жизни насе-

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

ления являются теми вопросами, которые в значительной степени зависят от активизации инвестиционной деятельности. Одной из главных задач правительственной политики на современном этапе должно стать проведение последовательной и взвешенной экономической политики, направленной прежде всего на улучшение инвестиционного климата в стране.

Индексы физического объема, средних цен и условий

того, прямые иностранные инвестиции несут в себе такие угрозы: подавляющее направление инвестиций у производства четвертого, третьего и второго технологических укладов; неравномерность регионального распределения средств; монополизация иностранными инвесторами некоторых отраслей украинской экономики; риск массового оттока капитала.

Таблица 2

торговли во внешней торговле товарами Украины, %

Индекс физического объема (Ласпейреса) (Jp) Индекс цен (Пааше) (lp) Индекс условий торговли

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Количественный Ценовой

2008 г.

110,5 114,9 123,0 122,8 96,2 100,1

2009 г.

81,0 53,5 73,2 99,2 151,3 73,8

2010 г.

103,2 113,1 126,0 118,1 91,2 106,7

2011 г.

106,0 112,8 125,6 120,6 94,0 104,1

2012 г.

102,6 93,4 98,1 110,2 109,8 89,0

О

о

Е?

m

о

о

о_

<

*

Si

Ш

Составлено автором по [3].

По оценке United Nations Conference on Trade and Development (Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД), Украина по Inward FDI Performance Index (Индекс привлечения прямых иностранных инвестиций) заняла 35-ю рейтинговую позицию среди 141 страны мира, а по Inward FDI Potential Index (Индекс потенциала привлечения прямых иностранных инвестиций) - 44 позицию [2].

По оценке European Business Association (Европейской бизнес-ассоциации) Индекс инвестиционной привлекательности Украина в 2011 г. вырос до 3,4 против 3,28 в четвертом квартале 2010 г., однако некоторые тенденции в изменении инвестиционного климата в стране вызывают обеспокоенность у инвесторов [1]. Треть представителей иностранных компаний, которые работают в Украине, отмечают, что качественные изменения инвестиционного климата в стране не состоялись. Инвесторы отмечают, что улучшилась ситуация с возмещением НДС, однако и далее ухудшается процесс упрощения таможенных процедур и техническая регуляция. Остальные характеристики, а именно: реформирование судебной системы, земельная реформа, валютная регуляция - остались без изменений.

К сожалению, иностранные инвесторы достаточно часто осуществляют недобросовестное поведение относительно нашего государства. Это проявляется в таких действиях: сброс в нашу страну обветшалых технологий; свертывание производства и научно-технических работ с целью перевода их заграницу; захват перспективных сфер экономики страны-реципиента; покупка предприятий с целью их перепродажи; превращение компаний страны в технологический придаток. Кроме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате сальдо в торговле высокотехнологическими товарами и услугами устанавливается в интересах развитых стран, а структура украинского экспорта удостоверяет неэффективное использование научнотехнологического потенциала. Характерной чертой участия страны в мировых процессах является то, что практически по всем важнейшим показателям внешнеэкономической безопасности Украина продолжает находиться за опасным пределом (табл. 3).

Одной из первоочередных задач развития евро-регионального сотрудничества нашего государства является решение комплексного развития страны на основе эффективного использования естественно ресурсного, демографического, производственного и научно-технического потенциала. Реализация этого направления будет осуществляться в рамках выполнения соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с регионами Республики Польша, Республики Молдова, Российской Федерации. Будут развиваться торгово-экономические связи с Австрией, Германией, Чехией, Словакией и другими.

Интеграция Украины и ее внешнеторговый курс зависим от действия многих факторов, среди которых есть и геополитический. Данный фактор тесно связан с глобализационными процессами, играет важную роль в формировании внешнеэкономических связей со странами Европы, Азии, странами - членами СНГ. Территория нашего государства используется для транзитных перевозок, что обеспечивает определенные валютные поступления. Это касается нефте-, газо- и продуктопроводов,

линий электропередач, которые связывают Украину с другими государствами, морского и речного транспорта, транзитных железнодорожных путей и строительства автомобильных коридоров, которые протягиваются из Азии в Европу.

Существующий геоэкономический потенциал может обеспечить Украине надлежащее место в мировом хозяйственном комплексе, стать базой для разработки перспективных планов и развития производительных сил. Одним из механизмов трансферта кризисов служит дискриминационная внешнеторговая политика. Украина имеет преимущественно отрицательное сальдо в торговле с передовыми партнерами. Так, добиваясь текущей геополитической выгоды, США стабилизирует торговлю с Украиной. Страны ЕС пытаются наверстать потери на других рынках через увеличение экспорта в Украину, в результате чего отрицательное сальдо Украины в торговле из ЕС растет. Такое положение связано с изменением конфигурации отношений развитых стран. Экономика Украины существенно отличается от экономики постиндустриального типа, в которой во время классической депрессии или структурного кризиса происходит реструктуризация имеющейся технологической структуры и строится фундамент для последующего экономического роста.

хозяйствования вынуждены скрывать свои доходы, потому что расходы на их деятельность при существующих налогах превышают доходы. Еще одной причиной является несовершенство других институций, которые должны создавать нормальные условия для существования и регуляции рыночных отношений. То есть незаконная деятельность в нашем государстве процветает в условиях, когда правовые ограничения превышают определенный социально принятый уровень, а также когда расходы на соблюдение действующих законов для ведения хозяйственной деятельности более высокие, чем доході от неё. Теневая экономика становится скорее средством выживания человека, чем увеличением прибылей фирм и предприятий.

ВЫВОДЫ

Таким образом, успех интеграции Украины в мировое хозяйство зависит от четкой, взвешенной стратегии внешнеэкономической политики, которая предусматривает весь комплекс проблем, связанных с внешней торговлей, инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством, поддержкой экономической безопасности. В дальнейшем интеграция Украины в мировую экономику требует радикальных рыночных превраще-

Таблица 3

Предельные значения отдельных аспектов внешнеэкономической безопасности, которые считаются

катастрофическими в мировой практике

Название показателя Предельно критическое значение, % Фактическое значение в Украине, % Вероятностные экономические последствия

Часть импортных продуктов питания 30 25,6 Стратегическая зависимость страны от импорта

Часть импортных топливных ресурсов 30 65 Зависимость государства от импортных топливных ресурсов

Часть в экспорте продукции отделочной промышленности 45 50,5 Колониально сырьевая структура экономики

Часть в экспорте высокотехнологической продукции 10 - 15 1 Технологическое отставание экономики

Коэффициент покрытия экспортом импорта, раз 1 0,82 Зависимость от внешнего рынка

Составлено автором по [3].

К отрицательным факторам интеграции страны следует также отнести существенное повышение уровня тенизации. Такая негативная тенденция входит в антагонистичное противоречие с интересами долгосрочного социально-экономического роста. Существуют много причин того, что хозяйствующие субъекты идут в «тень», увеличивая неформальный сектор экономики. К ним можно отнести, во-первых, изменения в экономике - как институционные, так и структурные, происходящие в процессе реформ. Во-вторых, происходит процесс обнищания, уменьшения платежеспособности населения, которое побуждает работоспособное население искать дополнительных доходов. Существенной причиной роста тенизации является несовершенство налоговой системы, из-за которого субъекты ведения

ний во всей внутренней системе ведения хозяйства, которая отвечала бы реализации основных направлений эффективной интеграционной деятельности страны. Цели реформ в сфере международной интеграции и сотрудничества должны быть направлены на выработку сбалансированной внешнеэкономической политики, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Украины.

Учитывая сложившуюся ситуацию в стране и зарубежный опыт, среди приоритетов государства по поддержке и развитию внешнеэкономической деятельности целесообразно выделить следующие акценты: усиление организации деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций; совершенствование финансовых механизмов поддержки экспорта; стимулирование про-

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

грамм по поддержке экспортно ориентированных малых и средних предприятий; создание единого информационного портала, включающего в себя региональные информационные ресурсы во внешнеэкономической сфере.

Необходимость принятия стратегии внешнеэкономической политики определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей нашего государства складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях, так и необходимостью перехода Украины на инновационный путь развития. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. European Business Association // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eba.com.ua/ua

2. United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. unctad.org/templates/webflyer.asp?

3. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ukrstat. gov.ua

4. Мелих О. Валютно-курсова політика та її вплив на фінансову безпеку держави / О. Мелих // Вісник НБУ, 200В. -серпень. - С. 50 - 55.

5. Министерство экономического развития и торговли Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/

6. Модернізація України - наш стратегічний вибір: Щорічне Послання Президента України до Верховної Ради України. - К., 2011. - 416 с.

7. Програма економічних реформ України на 2010 -2014 рр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.president.gov.ua/docs/

S. Стратегія регіонального розвитку [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.content.net.ua/ registration/ content/ua 1630/pages/f7626.doc

REFERENCES

European Business Association. http: //www. eba. com.

ua/ua

Gosudarstvennyy komitet statistiki Ukrainy. http: //www. ukrstat. gov. ua

Melykh, O. "Valiutno-kursova polityka ta ii vplyv na fin-ansovu bezpeku derzhavy" [Exchange rate policy and its impact on financial security of state]. Visnyk NBU (200В): 50-55.

Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia i torgovli Ukrainy. http: //www.me.gov.ua/control/uk/publish/

Modernizatsiia Ukrainy - nash stratehichnyi vybir: Shcho-richne Poslannia Prezydenta Ukrainy do Verkhovnoi Rady Ukrainy [Modernization of Ukraine - our strategic choice: Annual Address of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine]. Kyiv, 2011.

"Prohrama ekonomichnykh reform Ukrainy na 2010 - 2014 rr. " [Economic Reform Program of Ukraine for 2010 -2014]. http: //www. president.gov.ua/docs/

"Stratehiia rehionalnoho rozvytku" [Regional Development Strategy]. http: //www.content.net.ua/registration/ content/ua 1630/pages/f7626. doc

"United Nations Conference on Trade and Development", http: //www.unctad.org/templates/webflyer.asp?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.