Научная статья на тему 'Государственные контракты: инвестиционное обеспечение организации производства'

Государственные контракты: инвестиционное обеспечение организации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ / PRODUCTION ORGANIZATION / LIGHT INDUSTRY / INVESTMENTS / STATE CONTRACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюков Ю.А.

Рассмотрена структура задачи и стратегические альтернативы инвестиционной поддержки процессов совершенствования организации производства предприятий легкой промышленности для работы по государственным контрактам. Изучены возможности снижения рисков и сроков выполнения заказов по государственным контрактам, предложены алгоритмы и показатели обоснования инвестиций в производства легкой промышленности с учетом особенностей спроса государственных заказчиковIn this article, I have considered the structure of the problem and strategic alternatives for investment support of processes for improving the organization of light industry enterprises production for work under state contracts. As it is known, the tasks of direct investment include the expansion of production capacities of existing products and the development of an assortment of new products in accordance with changes in technical characteristics (and requirements for them). The timely solution of these problems allows enterprises to stably fulfill government orders, adapt to the prospective requirements of the customer, and become a strategic outline of the organization and planning of its work. In this regard, I have analyzed the possibilities of reducing risks and terms of execution of orders under state contracts, proposed algorithms and indicators for substantiating investments in light industry production, taking into account the particularities of state customers demand.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные контракты: инвестиционное обеспечение организации производства»

Государственные контракты: инвестиционное обеспечение организации производства

Рассмотрена структура задачи и стратегические альтернативы инвестиционной поддержки процессов совершенствования организации производства предприятий легкой промышленности для работы по государственным контрактам. Изучены возможности снижения рисков и сроков выполнения заказов по государственным контрактам, предложены алгоритмы и показатели обоснования инвестиций в производства легкой промышленности с учетом особенностей спроса государственных заказчиков

Ю.А. Малюков1

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина», 7.7.7.7.7.7.7@bk.ru

1 проректор, Москва, Россия

Для цитирования: Малюков Ю.А. Государственные контракты: инвестиционное обеспечение организации производства // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 4. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10404

ключевые слова

организация производства, легкая промышленность, инвестиции, государственные контракты

адачи прямых инвестиции в предприятия текстильной и легкоИ промышленности, работающие в условиях государственного заказа, — это [1]:

1. Расширение мощностей производства существующей продукции в соответствии с ростом потребностей государственных заказчиков.

2. Освоение ассортимента новой продукции в соответствии с изменением технических характеристик (и требований к ним), закупаемой в рамках госзакупок (по 44-ФЗ и 223-Ф3) [2].

Своевременное решение указанных задач позволяет предприятиям стабильно выполнять госзаказы, адаптироваться к перспективным требованиям заказчика, становится стратегическим контуром организации и планирования его работы [3-6]. Бизнес-процесс планирования переоснащения предприятий, реинжиниринга технологических процессов и финансирования проектов, работающих по госзаказам, включает четыре стадии (рис. 1):

1.Маркетинговое изучение перспективных планов и требований на рынке госзаказчиков.

2. Согласование с заказчиком требований к перспективной номенклатуре и поставляемому объему продукции. 2.1. Совместная разработка с ним перспективной продукции, закупаемой по госконтрактам, участие в исследованиях госзаказчика.

3. Разработка плана вложений в модернизацию, расширение, реинжиниринг производства, создание и освоение новой продукции.

3.1. Обоснование модели финансирования плана капиталовложений.

4. Реализация инвестиционных планов и капиталовложений.

Рассмотрим каждую стадию данного бизнес-процесса, их формализацию и декомпозицию.

Необходимость маркетинговой проработки рынка госзаказа обусловлена изменениями требований к качеству, номенклатуре и объемам продукции, поставляемой по государственным контрактам. Заказчики изменяют их как из-за объективных (научно-технический прогресс в отрасли), так и субъективных причин (в соответствии с положениями 44-ФЗ и 223-Ф3).

Сегменты целевого рынка госкон-трактной продукции, требующие маркетингового изучения, проанализируем на примере производства современных синтетических нетканых материалов — утеплителей, выпускаемых по технологии «эйрлэйд» (аэродинамическое формирование волокнистого холста с последующим термоскреплением).

Как правило, эта продукция поставляется заказчикам по государственным контрактам (44-ФЗ и 223-ФЗ) в качестве деталей специальной экипировки, одежды и форменного обмундирования различных государственных организаций, производственных предприятий госкомпаний или компаний с государственным участием. В связи со спецификой рынка и места в цепи поставок изготовителя утеплительных материалов (рис. 2) объектами маркетингового мониторинга становятся:

► рынок организаций, предприятий и отраслей — потребителей конечной продукции, поставляемой по контрактам. В этом сегменте изучаются и анализируются ассортиментные, ценовые, качественные тенденции изменения требований к продукции и используе-

Начало бизнес-процесса

1. Маркетинговое изучение перспективных планов и требований на рынке госзаказчиков

Отдел маркетинга

Прогноз номенклатуры и объема перспективных госзаказов

2. Согласование с заказчиком требований и условий к перспективной номенклатуре и поставляемому объему продукции

Техническое задание по освоению новой номенклатуры и объемов производства

Отдел технологий, стандартизации и технического контроля

Отдел госконтрактной работы (фронт-офис отдела сбыта)

Рис. 1. Конфигурация бизнес-процесса планирования переоснащения, реинжиниринга технологических процессов и привлечения финансирования проектов предприятий, работающих по госзаказам

[Configuration of the planning business process of re-equipment, reengineering of technological processes and attracting financing for projects of enterprises working on state orders]

мым материалам организаций — конечных заказчиков;

► рынок швейных предприятий — потребителей материалов, создающих и поставляющих конечные изделия

Рис. 2. Цепочка поставок и производства продукции для исполнения госконтрактов на закупку швейных изделий с участием предприятия — изготовителя утеплительных материалов [Supply and production chain for the state contracts execution for the clothing purchase with the participation of the insulation materials manufacturer]

госзаказчикам. Исследуются разработки нового ассортимента, товарной и маркетинговой политики, а также политики закупок;

► локальный и мировой рынки продукции аналогичного назначения, предназначенной для государственных закупок и розничного потребления. Анализируются новые разработки, изменения потребительских предпочтений в отношении технических требований к продукции и материалам;

► рынок исследований и разработок целевой конечной продукции и материалов для выявления перспективных технических новинок;

► рынок технологического оборудования. Цель — выявление новых ассортиментных технологических возможностей и перспективного уровня производительности основных фондов.

По результатам мониторинга формируется оценка трендов изменения потребностей государственных заказчиков, определяются возможности и угрозы для предприятия, работающего по госзаказам, формируется прогноз номенклатуры и объемов возможных госзаказов (используется в качестве входного события для согласования и совместной разработки с заказчиком требований к перспективной номенклатуре и поставляемому объему продукции).

Процессы согласования и разработки требований к перспективной продукции, поставляемой по госконтрактам, являются слабо формализуемой деятельностью. В зависимости от обстоятельств может меняться сторона, инициирующая диалог предприятия-поставщика и заказчика. Причины бывают разными: особенности организационной структуры заказчика, передача им данной функции на аутсорсинг или его конкурентная стратегия. В последнем случае это может стать следствием конкурентных действий других изготовителей, пытающихся вытеснить продукцию данного предприятия-поставщика с рынка или получить долгосрочное преимущество, освоив новый ассортимент,

недоступный конкурентам и более выгодный государственному заказчику.

Имеется ряд общих факторов, влияющих на реализацию данных процессов:

► проактивная инициативная позиция организации, представляющей государственных заказчиков (фронт-офиса отдела продаж);

► постоянный контакт как с конкретным швейным предприятием — непосредственным потребителем материалов, так и с конечным заказчиком;

► постоянная коммуникация с организациями и государственными органами, влияющими на формирование требований к продукции, закупаемой по госконтрактам, номенклатуры закупок (стандартизация, сертификация, регулирование), а также деятельное участие в работе этих организаций;

► взаимодействие с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими институтами.

Итогом согласования и разработки требований к перспективной продукции в рамках бизнес-процесса планирования переоснащения, реинжиниринга технологических процессов и привлечения финансирования проектов предприятий, работающих по госзаказам, становится формирование технического задания по освоению новой номенклатуры и объемов производства. Техническое задание — основа для разработки плана вложений в мо-

Процессы согласования и разработки требований к перспективной продукции, поставляемой по госконтрактам, являются слабо формализуемой деятельностью

дернизацию, расширение, реинжиниринг производства, для создания и освоения новой продукции. В нем можно выделить три направления:

► расширение производства для наращивания объемов и сокращения времени производства заказов;

► повышение качественных параметров выпускаемой продукции;

► освоение производства нового ассортимента.

Дерево структурирования задач разработки плана вложений в модернизацию представлено на рис. 3. Из рисунка следует, что инструментами реализации данного плана являются:

► планирование инвестиций в реинжиниринг бизнес-процессов (в том числе технологических);

► планирование капиталовложений в оборудование и производственную инфраструктуру.

Большинство задач решаются с помощью одного из названных организационных инструментов, тогда как

Рис. 3. Структурирование задач разработки плана вложений в модернизацию предприятия, работающего по государственным контрактам [Structuring the tasks of developing an investment plan for modernization of an enterprise operating under state contracts]

Рис. 4. Обобщенный алгоритм реализации функции планирования вложений в модернизацию предприятия, работающего по государственным контрактам

[A generalized algorithm for the implementation of the function of planning investments in the modernization of an enterprise operating under state contracts]

Статья поступила в редакцию 10.02.2020

для совершенствования процессов и расширения ассортимента путем модернизации существующего оборудования необходимо использовать оба названных инструмента одновременно: вложения в реинжиниринг бизнес-процессов (реорганизацию) и вложения в капитальную инфраструктуру (основные средства). Так, для повышения качества и расширения выпу-

скаемой номенклатуры нетканых материалов требуется одновременная разработка плана и реализация следующих организационно-экономических задач:

► закупка новых гарнитур рабочих органов с лучшими характеристиками (кардных гарнитур чесальных машин и разрыхлительно-трепальных агрегатов, игл и игольниц, валов каландра, конвейерной ленты печи термоскрепления и т.п.);

► перерасчет и оптимизация параметров технологических режимов (реинжиниринг технологических процессов);

► реорганизация процессов обслуживания и эксплуатации оборудования (реинжиниринг бизнес-процессов);

► реорганизация структуры производственных служб и подразделений.

Может быть разработан обобщенный алгоритм реализации функции планирования вложений в модернизацию предприятия для дальнейшей работы по государственным контрактам (рис. 4). Его главные составляющие — анализ возможных источников финансирования конкретных планов мероприятий и разработка финансовой модели для них (можно использовать стандартные подходы, предложенные, например, в [7, 8]). ■

Продолжение следует

Список литературы

1. Малюков Ю.А., Силаков А.В. Государственный контракт: ключевые показатели и критерии производственного менеджмента // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 8.

2. Стукалин С.В., Демшин С.В., Макитрин А.В. Технико-экономическая оценка рисков реализации проектов: зависимость от импортных материалов // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 4.

3. Ананичев Д.А. Оценка соответствия технологических ресурсов предприятия требованиям производственного планирования // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. — 2015. — Т. 29. — № 3.

4. Бочуров А.А., Курбанов А.Х., Шильников В.Г. Государственные контракты: противодействие теневым экономическим процессам // Компетентность. — 2018. — № 9-10.

5. Куликова О.М. Актуальные вопросы повышения уровня экономической стабильности предприятий легкой промышленности в условиях инновационной активности // Наука и бизнес. — 2018. — № 11(89).

6. Куликова О.М. Формирование функциональных блоков экспресс-оценки стабильности промышленного предприятия // Наука и бизнес. — 2018. — № 8(86).

7. Силаков А.В. Управление составом товарного портфеля в существующих технологических бизнес-единицах средних промышленных предприятий // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2011. — № 2.

8. Силаков А.В. Формирование товарного портфеля в рамках проектов создания новых технологических бизнес-единиц промышленных предприятий // Управление проектами и программами. — 2011. — № 1.

9. Силаков А.В., Иващенко Н.С. Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе анализа его сбалансированности // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 6.

10. Недосекин А.О. Финансовый менеджмент на нечетких множествах // Аудит и финансовый анализ. — 2003. — № 3.

State Contracts: Investment Support for Production Organization

Yu.A. Malyukov1, Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education A.N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), 7.7.7.7.7.7.7@bk.ru

1 Vice-Rector, Moscow, Russia

Citation: Malyukov Yu.A. State Contracts: Investment Support for Production Organization, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2020, no. 4, pp. 19-23. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10404

In this article, I have considered the structure of the problem and strategic alternatives for investment support of processes for improving the organization of light industry enterprises production for work under state contracts. As it is known, the tasks of direct investment include the expansion of production capacities of existing products and the development of an assortment of new products in accordance with changes in technical characteristics (and requirements for them). The timely solution of these problems allows enterprises to stably fulfill government orders, adapt to the prospective requirements of the customer, and become a strategic outline of the organization and planning of its work. In this regard, I have analyzed the possibilities of reducing risks and terms of execution of orders under state contracts, proposed algorithms and indicators for substantiating investments in light industry production, taking into account the particularities of state customers demand.

1. Malyukov Yu.A., Silakov A.V. Gosudarstvennyy kontrakt: klyuchevye pokazateli i kriterii proizvodstvennogo menedzhmenta [State Contracts: Key Indicators and Criteria for Production Management], Kompetentnost' / Competency (Russia), 2019, no. 8, pp. 30-39.

2. Stukalin S.V., Demshin S.V., Makitrin A.V. Tekhniko-ekonomicheskaya otsenka riskov realizatsii proektov: zavisimost' ot importnykh materialov [Technical and economic risk assessment of project implementation: dependence on imported materials], Kompetentnost' / Competency (Russia), 2019, no. 4, pp. 22-25.

3. Ananichev D.A. Otsenka sootvetstviya tekhnologicheskikh resursov predpriyatiya trebovaniyam proizvodstvennogo planirovaniya [Conformity assessment of enterprise technological resources to production planning requirements], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Tekhnologiya legkoy promyshlennosti, 2015, v. 29, no. 3, pp. 6-10.

4. Bochurov A.A., Kurbanov A.Kh., Shil'nikov V.G. Gosudarstvennye kontrakty: protivodeystvie tenevym ekonomicheskim protsessam [State contracts: counteraction to shadow economic processes], Kompetentnost', 2018, no. 9-10, pp. 33-37.

5. Kulikova O.M. Aktual'nye voprosy povysheniya urovnya ekonomicheskoy stabil'nosti predpriyatiy legkoy promyshlennosti v usloviyakh innovatsionnoy aktivnosti [Actual issues of increasing the level of economic stability of light industry enterprises in the conditions of innovative activity], Nauka i biznes, 2018, no. 11(89), pp. 20-25.

6. Kulikova O.M. Formirovanie funktsional'nykh blokov ekspress-otsenki stabil'nosti promyshlennogo predpriyatiya [Formation of functional blocks for express assessment of the industrial enterprise's performance], Nauka i biznes, 2018, no. 8(86), pp. 8-13.

7. Silakov A.V. Upravlenie sostavom tovarnogo portfelya v sushchestvuyushchikh tekhnologicheskikh biznes-edinitsakh srednikh promyshlennykh predpriyatiy [Managing the composition of the product portfolio in existing technological business units of medium-sized industrial enterprises], Marketing i marketingovye issledovaniya, 2011, no. 2, pp. 154-168.

8. Silakov A.V. Formirovanie tovarnogo portfelya v ramkakh proektov sozdaniya novykh tekhnologicheskikh biznes-edinits promyshlennykh predpriyatiy [Formation of a product portfolio within the framework of projects to create new technological business units of industrial enterprises], Upravlenie proektami i programmami, 2011, no. 1, pp. 48-63.

9. Silakov A.V., Ivashchenko N.S. Vybor struktury tovarnogo portfelya predpriyatiya na osnove analiza ego sbalansirovannosti [The choice of the enterprise product portfolio structure based on its balance analysis], Marketing v Rossii iza rubezhom, 2004, no. 6, pp. 71-87.

10. Nedosekin A.O. Finansovyy menedzhment na nechetkikh mnozhestvakh [Financial management on fuzzy sets], Audit i finansovyy analiz, 2003, no. 3, 195 P.

key words

production organization, light industry, investments, state contracts

References

ПОЛИГРАФИЯ АСМС (499) 175 42 91

верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать, ч/б копирование

Государственные контракты: инвестиционное обеспечение организации производства1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрена структура задачи и стратегические альтернативы инвестиционной поддержки процессов совершенствования организации производства предприятий легкой промышленности для работы по государственным контрактам. Изучены возможности снижения рисков и сроков выполнения заказов по государственным контрактам, предложены алгоритмы и показатели обоснования инвестиций в производства легкой промышленности с учетом особенностей спроса государственных заказчиков

Ю.А. Малюков1

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина», 7.7.7.7.7.7.7@bk.ru

1 Окончание. Начало см. в № 4/2020

1 проректор, Москва, Россия

Для цитирования: Малюков Ю.А. Государственные контракты: инвестиционное обеспечение организации производства// Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 5. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10404

ключевые слова

организация производства, легкая промышленность, инвестиции, государственные контракты

редприятия, работающие в сфере государственных закупок, имеют доступ к льготным режимам финансирования, в частности с помощью субсидирования Госбюджетом процентной ставки на кредиты. Решение о предоставлении мер поддержки принимается в каждом конкретном случае на основе правового анализа существующего регулирования и правоприменительной практики (с учетом опыта работы, например, Минпром-торга России).

Меры поддержки для обеспечения льготных условий финансирования проектов модернизации промышленных предприятий, работающих в том числе и по государственным контрактам, чаще оказываются при закупке нового технологического оборудования (а не при реализации проектов реинжиниринга бизнес-процессов). Однако последнее тоже возможно, в частности, в случае нахождения точек сопряжения, например с национальным проектом «Цифровая экономика».

Выбор конкретного плана модернизации производственной инфраструктуры предприятия легкой промышленности, работающего на рынке государственных контрактов, может строиться на технико-экономических показателях, определяемых по финансовой модели (к примеру, как показано в [7, 8]), в том числе:

► максимума NPV проекта;

► минимума срока окупаемости;

► максимума простого (недисконтиро-ванного) денежного потока;

► максимума внутренней нормы доходности;

► оптимизационных подходов на основе комбинирования максимизации/ми-

нимизации и установления ограничения различных показателей [9].

Технико-экономическое обоснование капиталовложений для реорганизации производства (системы основных фондов или производственных бизнес-процессов) может разрабатываться на стандартных моделях и методах обоснования вложений в производство [8], при этом рассматриваются следующие ключевые альтернативные сценарии, определяющие эффективность инвестиций:

► снижение расходов или рисков штрафных санкций из-за уменьшения объемов производства и качества продукции, установленных государственным заказом;

► получение новых государственных контрактов на поставку новой госкон-трактной продукции.

Рассмотрим постановку и решение технико-экономических задач в каждом случае.

1. Реорганизация и модернизация производства (и за счет внедрения новых технических средств основных фондов, и реинжиниринга бизнес-процессов производства) могут повысить уровень и стабильность качества продукции, производительности предприятия, что снижает риски и неопределенность результата выполнения государственного контракта (заказа в его рамках), а также возможных штрафных санкций.

Графическая модель снижения рисков выполнения заказа в части объема и сроков выпуска продукции показана на рис. 5. Расчет сроков выполнения заказов производится по схеме и формулам, предложенным А.О. Недосеки-ным [10].

Из комплекса формул нечетко-множественного анализа Недосекина сле-

дует, что при снижении абсолютной величины и неопределенности (разброса) ожидаемого времени выполнения заказа величина риска срыва выполнения заказа уменьшается.

К примеру, рассчитаем исходный риск срыва срока выполнения заказа по госконтракту.

Исходный оценочный срок исполнения госзаказа T = [200, 230, 250] часов, критический срок исполнения G = 215 часов.

По этим данным и формулам (3-5):

а = (215 - 200) / (230 - 200) = 0,5;

R = (215 - 200) / (250 - 200) = 0,3;

Risk(G) = 1 - 0,3(1 + ((1 - 0,5)/0,5) X

X ln(1 - 0,5)) = 1 - 0,3(1 - 0,30103) = 79,0 % (риск неприемлем).

В результате модернизации и реорганизации производства оценка срока исполнения заказа изменилась: T = [190, 200, 218] часов при том же критическом сроке исполнения заказа G = 215 часов.

a = (218 - 215) / (218 - 190) = 0,0789;

R = (215 - 190) / (218 - 190) = 0,9211;

Risk' (G) = (1 - 0,9211) X X (1 + ((1 - 0,0789)/0,0789) X X ln(0,9211) =

= 0,0789(1 + 11,67(-0,0357)) = 4,60 %.

В расчетном примере величина штрафных санкций на исполнение одного заказа составляет 0,5 млн руб., количество исполняемых заказов по государственному контракту — 8/год. Расчет годовой потенциальной экономии на штрафных санкциях определяется разницей потенциальной величины штрафов по базовому варианту и по варианту модернизации и реорганизации производства:

ДШ = Ш - Ш' = = ш X NX (Risk(G) - Risk'(G)).

Для расчетного примера экономия от исключения потенциальных штрафов в годовом объеме работы по госзаказам находится следующим образом:

Выбор конкретного плана модернизации производственной инфраструктуры предприятия может строиться на технико-экономических показателях

ДШ = 0,5 X 8 (0,79 - 0,046) = = 2,98 млн руб./год.

Решение о технико-экономическом обосновании затрат в этом случае целесообразно принимать на основе расчета простого срока окупаемости затрат на модернизацию и реорганизацию производства с учетом потенциальной экономии на штрафных санкциях. Поскольку оценка штрафов носит возможностную природу и не привязана к конкретным периодам времени, использование модели дисконтированного денежного потока в данном случае является нецелесообразным. Срок окупаемости будет определяться как:

То = (1е + Зр + 1П:)/ДШ,

где 1е — затраты на приобретение технических средств основных производственных фондов;

Зр — внутрипроизводственные и внешние затраты на внедрение и реорганизацию производственных процессов;

Рис. 5. Нечеткая модель снижения рисков по срокам выполнения госзаказа в результате модернизации и реорганизации производства [A fuzzy model of risk reduction by the terms of the state order because of production modernization and reorganization]

Int — проценты за использование кредита.

Так, при установке быстроходного конденсора в нетканом производстве, повышающего производительность линии с оценкой затрат Ie = 5 млн руб., Зр = 0,6 млн руб., Int = 2 млн руб. на 5 лет, окупаемость проекта с учетом выявленной годовой экономии составит:

То = (5 + 0,6 + 2) / 2,98 = 2,6 года.

Предельный срок окупаемости определяется на уровне стратегического менеджмента предприятия. 2. Технико-экономическое обоснование проектов модернизации и реор-

Таблица 1

Росто-размерная сетка утепленной спецодежды для холодных условий внешней среды [The growth-sized grid of the insulated clothing for cold environmental conditions]

Рост, см [Height, cm] Зависимость потребности в утепленной спецодежде от размера [Dependence of the need for insulated clothing on the size] Итого, % [Total, %]

44-46 48-50 52-54 56-58 60-62

1. (158-164) 0,50 1,50 1,50 1,00 0,50 5,00

2. (164-170) 1,00 3,00 3,00 2,00 1,00 10,00

3. (170-176) 3,00 9,00 9,00 6,00 3,00 30,00

4. (176-182) 3,50 10,50 10,50 7,00 3,50 35,00

5. (182-188) 1,50 4,50 4,50 3,00 1,50 15,00

6. 188+ 0,50 1,50 1,50 1,00 0,50 5,00

Итого 10,00 30,00 30,00 20,00 10,00 100,00

Таблица 2

Расчет годовой потребности по росто-размерной сетке в утепленной спецодежде для холодных условий внешней среды для госзаказчика [Calculation of the annual demand for a growth-dimensional grid in insulated clothing for cold environmental conditions for a state customer]

Рост, см [Height, cm] Зависимость годовой потребности1 в утепленной спецодежде от размера, комплект [Dependence of annual demand in insulated clothing on size, set] Итого [Total]

44-46 48-50 52-54 56-58 60-62

1. (158-164) 375,0 1125,0 1125,0 750,0 375,0 3750,0

2. (164-170) 750,0 225,00 2250,0 1500,0 750,0 7500,0

3. (170-176) 2250,0 675,00 6750,0 4500,0 2250,0 22500,0

4. (176-182) 2625,0 787,50 7875,0 5250,0 2625,0 2625,00

5. (182-188) 1125,0 337,50 3375,0 2250,0 1125,0 11250,0

6. 188+ 375,0 112,50 1125,0 750,0 375,0 3750,0

Итого 7500,0 2250,00 22500,0 15000,0 7500,0 75000,0

1 при норме снабжения 0,5 ед./год и численности персонала 150 000 человек

ганизации производства предприятий легкой промышленности, направленных на получение новых государственных контрактов на поставку продукции, начинается с оценки объемов потребности в продукции заказчика (предприятия, организации, ведомства). Для подобных расчетов необходимо выявить:

► численность персонала организации-заказчика, которого нужно обеспечить определенными предметами вещевого имущества (спецодежды);

► нормы снабжения;

► росто-размерную сетку и количественную разбивку целевой аудитории пользователей;

► нормы расхода материала предприятия-поставщика на пошив предметов вещевого имущества по росто-размер-ной сетке;

► технико-экономические показатели производства целевой продукции (материалов) в проекте (цена единицы, себестоимость единицы, капиталовложения в проект);

► ожидаемую долю предприятия в обеспечении данного заказчика.

Численность персонала организации-пользователя (как и нормы снабжения) выявляется при проведении предварительных переговоров с заказчиками или с помощью статистических/нормативных данных.

Росто-размерная сетка создается по нормативам швейной промышленности или данным конечного заказчика государственных контрактов (табл. 1). Она показывает распределение г . % количества потребителей по росто-раз-мерным комбинациям в процентах.

Годовая потребность в закупке вещевого имущества каждой росто-раз-мерной комбинации с учетом заданной численности персонала, подлежащего снабжению, Чп, и нормы снабжения N данным вещевым имуществом определяется как:

ПВИ.. = Чп X N X г.. ,%.

На основе росто-размерной сетки, численности подлежащего снабжению персонала Чп, например 150 тысяч человек, и нормы снабжения №, например 0,5 единицы на человека в год,

может быть рассчитана общая потребность в вещевом имуществе для госзаказчика, штук/комплектов в год:

п k

ПВИ = • N • Гу.

¿=1 ]=1

Пример расчета приведен в табл. 2.

Для росто-размерной сетки утепленной спецодежды может быть задана соответствующая сетка расхода материала-утеплителя на комплект соответствующей росто-размерной комбинации пТу кг/компл (табл. 3). Ее параметры определяются в процессе переговоров предприятия, изготавливающего материалы, со швейным предприятием — партнером в работе по государственным контрактам.

В конечном итоге производится оценка потребности в нетканом утеплителе, ПМ, кг/год, выпускаемом предприятием для удовлетворения потребности заказчика, в рамках 44-ФЗ или 223-Ф3 по формуле:

п k

ПМ = ЦЧп• N • тг птг].

I=13=1

Расчет потребности в утеплительном материале представлен в табл. 4.

Определение величины потребности госзаказчика в материалах предприятия с учетом величины прогноза технико-экономических показателей производства нетканых утеплителей

Таблица 3

Сетка расхода материала-утеплителя на комплект утепленной спецодежды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Insulation material consumption grid for a set of insulated clothing]

Рост, см Расход материала, кг/компл [Consumption of material, kg/set]

[Height, cm] 44-46 48-50 52-54 56-58 60-62

1. (158-164) 1,50 1,60 1,70 1,80 1,90

2. (164-170) 1,60 1,70 1,80 1,90 2,00

3. (170-176) 1,70 1,80 1,90 2,00 2,10

4. (176-182) 1,80 1,90 2,00 2,10 2,20

5. (182-188) 1,90 2,00 2,10 2,20 2,30

6. 188 см+ 2,00 2,10 2,20 2,30 2,40

Таблица 4

Расчет потребности в утеплительном нетканом материале

для удовлетворения потребности в госзакупках утепленной спецодежды

заказчика по 44-ФЗ или 223-Ф3

[Calculation of the need for insulating non-woven material to meet the need for public procurement of the customer's insulated clothing according to Federal Law 44 or Federal Law 223]

Рост, см [Height, cm] Потребность в утеплительном материале [The need for insulation] Итого [Total]

44-46 48-50 52-54 56-58 60-62

1. (158-164) 562,50 1800,00 1912,50 1350,00 712,50 6337,50

2. (164-170) 1200,00 3825,00 4050,00 2850,00 1500,00 13425,00

3. (170-176) 3825,00 12150,00 12825,00 9000,00 4725,00 42525,00

4. (176-182) 4725,00 14962,50 15750,00 11025,00 5775,00 52237,50

5. (182-188) 2137,50 6750,00 7087,50 4950,00 2587,50 23512,50

6. 188+ 750,00 2362,50 2475,00 1725,00 900,00 8212,50

Итого 13200,00 41850,00 44100,00 30900,00 16200,00 146250,00

Таблица 5

Расчет дисконтированного денежного потока проекта модернизации и реорганизации производства для выпуска нетканых утеплителей для поставок по государственным контрактам

[Calculation of the discounted cash flow of the production modernization and reorganization project for the production of non-woven insulation for supplies under state contracts]

Год [Year] Инвестиции, руб. [Investments, rubles] Потребность в материале, кг [The need for material, kg] Доля закупок, % [Purchases share, %] Маржа, руб./кг [Margin, rubles/kg] Коэфф. дисконтирования, % [Discount coefficient, %] NPV, тыс. руб. [NPV, thousand rubles]

0 18000000 -18000

1 146250 35,00 80 7,50 -14190,69767

2 146250 35,00 80 7,50 -10647,16063

3 146250 35,00 80 7,50 -7350,847095

4 146250 35,00 80 7,50 -4284,508926

5 146250 35,00 80 7,50 -1432,101326

6 146250 35,00 80 7,50 1221,301092

7 146250 35,00 80 7,50 3689,582411

8 146250 35,00 80 7,50 5985,658057

Рис. 6. Обобщенный алгоритм обоснования проектов реорганизации и модернизации предприятий для расширения поставок по государственным контрактам

[A generalized algorithm for substantiating projects for the reorganization and modernization of enterprises to expand supplies under state contracts]

Статья поступила в редакцию 10.02.2020

вании или отклонении проекта реорганизации и модернизации производства:

NPV = - ШУ + ,

(d +1/

(норма маржи на единицу выпускаемой продукции, м, руб./кг), оценки капиталовложений (Inv = Ie + Зр + Int), норматива, ограничивающего долю закупки заказчика от одного поставщика l, коэффициента дисконтирования d (%) позволяет рассчитать дисконтированный денежный поток проекта и определить срок его окупаемости (возврата инвестиций) как момент обращения NPV в ноль и на основании этого принимать решение об обосно-

где £ — номер года от момента начала проекта.

Пример расчета дисконтированного денежного потока проекта модернизации и реорганизации производства нетканых утеплителей для поставок по государственным контрактам приведен в табл. 5.

Решение задачи технико-экономического обоснования реорганизации и модернизации производства на предприятиях текстильной и легкой промышленности для увеличения объемов государственного заказа и заказа организаций, закупки которых регламентируются 223-Ф3, может быть формализовано в рамках алгоритма обоснования проектов реорганизации и модернизации предприятий (рис. 6).

Согласно приведенному расчету срок окупаемости проекта составляет 6 лет. Для российских предприятий легкой промышленности это пограничный срок обоснования или отклонения проекта вложений в реорганизацию и модернизацию производства, производственных процессов для расширения поставок по государственным заказам.

Конкретное решение принимается высшим руководством предприятия на стратегическом уровне менеджмента. ■

Список литературы

1. Малюков Ю.А., Силаков А.В. Государственный контракт: ключевые показатели и критерии производственного менеджмента // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 8.

2. Стукалин С.В., Демшин С.В., Макитрин А.В. Технико-экономическая оценка рисков реализации проектов: зависимость от импортных материалов // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 4.

3. Ананичев Д.А. Оценка соответствия технологических ресурсов предприятия требованиям производственного планирования // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. — 2015. — Т. 29. — № 3.

4. Бочуров А.А., Курбанов А.Х., Шильников В.Г. Государственные контракты: противодействие теневым экономическим процессам // Компетентность. — 2018. — № 9-10.

5. Куликова О.М. Актуальные вопросы повышения уровня экономической стабильности предприятий легкой промышленности в условиях инновационной активности // Наука и бизнес. — 2018. — № 11(89).

6. Куликова О.М. Формирование функциональных блоков экспресс-оценки стабильности промышленного предприятия // Наука и бизнес. — 2018. — № 8(86).

7. Силаков А.В. Управление составом товарного портфеля в существующих технологических бизнес-единицах средних промышленных предприятий // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2011. — № 2.

8. Силаков А.В. Формирование товарного портфеля в рамках проектов создания новых технологических бизнес-единиц промышленных предприятий // Управление проектами и программами. — 2011. — № 1.

9. Силаков А.В., Иващенко Н.С. Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе анализа его сбалансированности // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 6.

10. Недосекин А.О. Финансовый менеджмент на нечетких множествах // Аудит и финансовый анализ. — 2003. — № 3.

State Contracts: Investment Support for Production Organization

Yu.A. Malyukov1, Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education A.N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), 7.7.7.7.7.7.7@bk.ru

1 Vice-Rector, Moscow, Russia

Citation: Malyukov Yu.A. State Contracts: Investment Support for Production Organization, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2020, no. 5, pp. 24-29. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10404

key words

production organization, light industry, investments, state contracts

References

In this article, I have considered the structure of the problem and strategic alternatives for investment support of processes for improving the organization of light industry enterprises production for work under state contracts. As it is known, the tasks of direct investment include the expansion of production capacities of existing products and the development of an assortment of new products in accordance with changes in technical characteristics (and requirements for them). The timely solution of these problems allows enterprises to stably fulfill government orders, adapt to the prospective requirements of the customer, and become a strategic outline of the organization and planning of its work. In this regard, I have analyzed the possibilities of reducing risks and terms of execution of orders under state contracts, proposed algorithms and indicators for substantiating investments in light industry production, taking into account the particularities of state customers demand.

1. Malyukov Yu.A., Silakov A.V. Gosudarstvennyy kontrakt: klyuchevye pokazateli i kriterii proizvodstvennogo menedzhmenta [State Contracts: Key Indicators and Criteria for Production Management], Kompetentnost' / Competency (Russia), 2019, no. 8, pp. 30-39.

2. Stukalin S.V., Demshin S.V., Makitrin A.V. Tekhniko-ekonomicheskaya otsenka riskov realizatsii proektov: zavisimost' ot importnykh materialov [Technical and economic risk assessment of project implementation: dependence on imported materials], Kompetentnost' / Competency (Russia), 2019, no. 4, pp. 22-25.

3. Ananichev D.A. Otsenka sootvetstviya tekhnologicheskikh resursov predpriyatiya trebovaniyam proizvodstvennogo planirovaniya [Conformity assessment of enterprise technological resources to production planning requirements], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Tekhnologiya legkoy promyshlennosti, 2015, v. 29, no. 3, pp. 6-10.

4. Bochurov A.A., Kurbanov A.Kh., Shil'nikov V.G. Gosudarstvennye kontrakty: protivodeystvie tenevym ekonomicheskim protsessam [State contracts: counteraction to shadow economic processes], Kompetentnost', 2018, no. 9-10, pp. 33-37.

5. Kulikova O.M. Aktual'nye voprosy povysheniya urovnya ekonomicheskoy stabil'nosti predpriyatiy legkoy promyshlennosti v usloviyakh innovatsionnoy aktivnosti [Actual issues of increasing the level of economic stability of light industry enterprises in the conditions of innovative activity], Nauka i biznes, 2018, no. 11(89), pp. 20-25.

6. Kulikova O.M. Formirovanie funktsional'nykh blokov ekspress-otsenki stabil'nosti promyshlennogo predpriyatiya [Formation of functional blocks for express assessment of the industrial enterprise's performance], Nauka i biznes, 2018, no. 8(86), pp. 8-13.

7. Silakov A.V. Upravlenie sostavom tovarnogo portfelya v sushchestvuyushchikh tekhnologicheskikh biznes-edinitsakh srednikh promyshlennykh predpriyatiy [Managing the composition of the product portfolio in existing technological business units of medium-sized industrial enterprises], Marketing i marketingovye issledovaniya, 2011, no. 2, pp. 154-168.

8. Silakov A.V. Formirovanie tovarnogo portfelya v ramkakh proektov sozdaniya novykh tekhnologicheskikh biznes-edinits promyshlennykh predpriyatiy [Formation of a product portfolio within the framework of projects to create new technological business units of industrial enterprises], Upravlenie proektami i programmami, 2011, no. 1, pp. 48-63.

9. Silakov A.V., Ivashchenko N.S. Vybor struktury tovarnogo portfelya predpriyatiya na osnove analiza ego sbalansirovannosti [The choice of the enterprise product portfolio structure based on its balance analysis], Marketing v Rossii i za rubezhom, 2004, no. 6, pp. 71-87.

10. Nedosekin A.O. Finansovyy menedzhment na nechetkikh mnozhestvakh [Financial management on fuzzy sets], Audit i finansovyy analiz, 2003, no. 3, 195 P.

ПОЛИГРАФИЯ АСМС (499) 175 42 91 верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать,

ч/б копирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.