ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ С. А. Волкова, канд. экон. наук, доцент, Т. А. Волкова, канд. экон. наук,
доцент
Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются инструменты государства, которые используются для обеспечения роста качества жизни населения. Уделено внимание экономическим и административным методам регулирования. Показано, что ведущую роль в обеспечении качества жизни населения в Российской Федерации играет государство
Повышение качества жизни - стратегическая цель развития государства.
Обеспечение роста качества жизни со стороны государства осуществляется на уровне федеральном, на уровне региона, местном уровне (муниципалитеты). В настоящем исследовании рассмотрим систему государственных инструментов федерального уровня, обеспечивающих рост качества жизни населения.
Процесс обеспечения роста качества жизни населения осуществляется с использованием инструментов экономического и административного регулирования. К экономическим инструментам следует отнести реализацию монетарной политики, фискальной политики, а также производство общественных благ. Важнейшими инструментами экономического регулирования являются: государственные программы и проекты, лимитирование объема государственных услуг, запреты и ограничения в государственном секторе и секторе предпринимательства, защита общества от отрицательных внешних эффектов рынка, сглаживание асси-метричности информации (рис.1).
Разработка государственных программ и проектов преимущественно нацелена на оказание социальной помощи населению. В разных странах степень оказания помощи со стороны государства отличается. Так, например, в Германии уровень социальной защиты коррелирует с длительностью профессиональной деятельности, где в базовой части находится социальное страхование. Кроме того, действует принцип профессиональной солидарности, который предусматривает функционирование страховых фондов, управление ими осуществляется на паритетных началах предпринимателями и наемными работниками. Первые аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, откуда и осуществляют страховые выплаты. Финансирование данной системы не реализуется за счет государственного бюджета, но вместе с тем, государство оказывает помощь малообеспеченным слоям населения, не имеющим по разным причи-
нам возможности получать страховые выплаты [4, с. 19].
В Великобритании действуют принцип универсальности системы социальной защиты (помощь имеют возможность получить все нуждающиеся) и принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат. Финансирование системы реализуется за счет средств страховых взносов и собираемых налоговых отчислений. В модели предусмотрено социальное страхование с достаточно низкими выплатами социальных пособий [4, с. 19-20].
Особенностью финской модели является учет различных социальных рисков и сложных жизненных ситуаций, требующих общественной поддержки. Социальная защита гарантирована всем жителям страны и не коррелирует с уплатой страховых взносов и занятостью. Государство также реализует активную перераспределительную политику, ориентированную на выравнивание доходов. В качестве условия работы этой модели следует рассматривать общество, функционирующее на принципах институционального общества благосостояния [4, с. 20].
Испанская модель является развивающейся, уровень социальной защищенности низок, функции социальной защиты возложены на семьи и родственников. О социальной политике можно сказать, что имеет пассивный характер. Помимо этого отмечаются диспропорции в структуре социальных расходов [4, с.20].
В нашей стране обеспечение роста качества жизни населения на государственном уровне предполагает реализацию проектов в сферах: демографической политики; здравоохранения; образования; занятости, трудовых отношений, социального партнерства; пенсионного обеспечения, социального страхования; социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан; жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства; физкультуры и спорта; культуры и туризма.
В качестве примера рассмотрим несколько направлений реализации социальной политики. Так, в сфере демографической политики предполагается реализация Концепции государственной семейной политики, которая предполагает развивать экономическую самостоятельность семьи, систему госу-
дарственной поддержки семей, помощь семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, профилактику семейного неблагополучия и ряд других мероприятий [1]. Реализация концепции планируется в два этапа: первый - 2015-2018 годы, второй 2019-2025 годы.
Механизм обеспечения качества жизни
В сфере здравоохранения ведущими программными документами являются «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» [2]. Кроме этого, в субъектах РФ сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, основанная на принципе территориального планирования и демографических показателях:
1 уровень - оказание первичной медико-санитарной помощи;
2 уровень - межмуниципальный - оказание специализированной медицинской помощи, в основном в экстренной и неотложной формах;
3 уровень - региональный, предполагает оказание специализированной, в частности высокотехнологичной медицинской помощи.
Госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» включает три подпрограммы: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России», «Обеспечение реализации государственной программы» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011 -2017 годы [3].
В сфере социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан утвержден план реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Государственные программы и проекты финансируются за счет средств федерального бюджета, средств регионов. Кроме того, привлекаются денежные средства предпринимательского сектора.
Запреты и ограничения в государственном секторе и секторе предпринимательства нацелены на сдерживание чрезмерного роста индекса цен, на удовлетворение, в первую очередь, внутреннего спроса на товары и услуги и ряд других направлений.
Защита общества от отрицательных внешних эффектов в настоящее время приобретает особую актуальность. По мнению Г.И. Тамошиной и других авторов «появление внешних отрицательных эффектов происходит вместе с развитием рынка, ростом масштабов экономики и одновременным усложнением системы отношений между субъектами рынка» [5, с .36]. Так, развитие хозяйственного комплекса страны при доминировании традиционного промышленного производства сопряжено с загрязнением окружающей среды. В этом случае
крайне необходим государственный контроль в сфере экологии.
Асимметричность распределения информации позволяет извлекать сверхприбыли отдельным хозяйствующим субъектам, в то время, как остальные несут повышенные расходы или приобретают некачественный товар или услугу. Так, неполное и ложное информирование потребителя о свойствах продукции наносит ему материальный и моральный ущерб. Сглаживание ассиметричности информации предполагает контроль качества предлагаемых рынком товаров и услуг, установление государством барьеров для недобросовестной рекламы со стороны производителей и т.д.
По нашему мнению, необходимо формирование новых ценностей и ориентиров, в основе которых будет личное участие граждан в процессе повышения своего качества жизни. Сегодня немалая часть населения, по-прежнему рассчитывает на всестороннюю помощь государства и в недостаточной степени самостоятельно заботится об улучшении личного качества жизни. Следует принимать во внимание, что общество нуждается в высоких нравственных нормах, надежной правовой системе, социальной справедливости. Фундаментом экономического и социального развития страны служит образование и развитие человеческого капитала. Как отмечают В.П. Воронин и О.В. Осе-нева «переход к инновационной экономике невозможен без развития и творческого использования человеческого капитала... Образование представляет собой одну из форм капитала, т.к. является источником удовлетворения потребностей в будущем. Развитие человеческого капитала предполагает постоянное вложение инвестиций в образование, на подготовку персонала в условиях производства в период трудовой деятельности (повышение квалификации, переобучение, охрана здоровья, охрана труда), постоянное его наращивание на основе саморазвития, самосовершенствования в течение всего жизненного процесса» [6,С. 45]. По данным рейтинга Всемирного экономического форума и компании Mercer, по индексу человеческого капитала Россия заняла 26 место из 124 государств [7], что свидетельствует о высоком уровне развития человеческого капитала в стране, и в немалой степени, обеспечивается посредством принимаемых государством мер по обеспечению роста качества жизни населения.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618 - р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года « 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://government.ru/docs/7594/
3. Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 323). [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://government.ru/docs/11914/
4. Антропов, В.В. Экономические модели социальной защиты в государствах ЕС [Текст] :
автореф. д-ра. экон. наук : 08.00.14 / Владислав Владимирович Антропов. - Москва, 2007. - 48 с.
5. Общественное благосостояние и механизмы его формирования: монография [Текст] / Г.И. Тамошина [и др.]. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. - 121 с.
6. Осенева, О.В. Управление человеческим капиталом на основе процессного подхода в интересах инновационного развития [Текст] / В.П.Воронин, О.В.Осенева // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2011. - №11 - С. 45-47 .
7. РФ заняла высокое место в мировом рейтинге человеческого капитала, благодаря уровню образования // Учительская газета. - 15 мая. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ug.ru/news/15083
E-mail: w-swetlana.volkova77@yandex.ru
Ключевые слова: качество жизни, обеспечение роста качества жизни, модели обеспечения роста качества жизни населения