народы кавказа. традиции и современность
the nations of the caucasus. traditions and modernity
Научная статья УДК 93/94
DOI 10.18522/2072-0181-2023-116-32-38
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 1990-2000 ГОДЫ (опыт республики северная осетия-алания)
З.А. Тургиева
STATE AND PUBLIC INITIATIVES TO PRESERVE ETHNO-CULTURAL DIVERSITY IN THE TRANSITION PERIOD 1990-2000 (experience of the republic of north ossetia-alania)
Z.A. Turgieva
Исследование современной культурной политики привлекает внимание многих исследователей. Анализ различных аспектов проблемы сохранения традиционных культурных ценностей, национальной культурной идентичности и развития социально-культурной среды, находит отражение в работах ученых: З.В. Кануковой, З.Т. Плие-вой, Б.В. Туаевой [1-4], Н.М. Геновой [5], В.С. Жидкова [6], Н.М. Великой, Г.В. Тартыга-шевой [7], Е.С. Толок [8].
В настоящее время в условиях глобализации, коммерциализации, рыночной экономики наблюдаются негативные тенденции в сфере сохранения и развития традиционной культуры. Культурное наследие представляет собой ресурс, способный поддерживать стабильное состояние общества, особенно в условиях социально-политических и экономических катаклизмов. Вот почему проблема сохранения этнокультурного разнообразия и традиционных ценностей, а также поиск механизмов защиты национальной
Тургиева Зарина Арсеновна - младший научный сотрудник отдела истории СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН; 362040, Российская Федерация, г. Владикавказ, пр. Мира, 10, аспирант Северо-Осетинского университета им. К.Л. Хетагурова, e-mail: [email protected].
культуры - одна из ключевых в истории современной России.
Исследователями рассматриваются следующие компоненты проблемы в сфере культуры за последние тридцать лет: вестернизация, упадок уровня духовного развития, ухудшение состояния памятников культурного наследия, разрыв связей между поколениями и т.д.
В исследовании Н.М. Великой и Г.В. Тар-тыгашевой приводятся результаты опроса «Мониторинг общественного мнения населения относительно актуальных социокультурных угроз». Согласно данным опроса, точка зрения как экспертов, так и населения совпадает в оценке культурного кризиса в России: больше половины респондентов отметили, что за последние 25 лет культура в стране пришла в упадок [7, с. 73].
Е.С. Толок в своем исследовании приводит результаты экспертного опроса, проведенного в 2016 г. Центром научной политической мысли и идеологии. В соответствии с полученными данными, балльная оценка нравственного состо-
Zarina Arsenovna Turgieva - Junior researcher of the History Department, V.I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies of the Vladikavkaz Scientific Centre of RAS; 10 Mira Ave., Vladikavkaz, Russian Federation, 362040, PhD student at the K.L. Khetagurov North Ossetian University, e-mail: [email protected].
яния современной российской молодежи стала в 1,5 раза ниже, чем оценка молодого поколения в последние годы СССР [8].
В работах З.В. Кануковой, Б.В. Туаевой [1-4], отдельно рассматривается деятельность осетинских диаспор, общественного движения «Стыр Ныхас» и их роль в сохранении традиционной культуры.
Стоит отметить, что большинство исследователей в процессе изучения тематики сохранения национальной культурной идентичности преимущественно рассматривали вопрос ухудшения состояния памятников культурного наследия, проводили анализ теоретической стороны проблематики, а также социологические исследования. Однако в целом исследователями в меньшей степени уделялось внимание государственным и общественным инициативам в области сохранения традиционных ценностей.
Цель настоящего исследования выявить характер деятельности органов государственной власти и общественных организаций в реализации культурной политики, направленной на сохранение и развитие традиционных культурных ценностей и этнокультурной составляющей, межэтнической гармонизации и поликонфессиональной самобытности в Северной Осетии в сложные для страны 1990-2000 гг.
Указанная цель предполагает решение следующих задач: на основе материала архивных фондов, опубликованных источников, периодических изданий изучаемого периода исследовать работу общественных организаций; выявить проблемы, с которыми сталкивались государственные структуры и общественные движения в процессе реализации культурных инициатив.
Роль государственных структур и активной части общественности является ключевой в улучшении состояния социально-культурной среды, проведения культурной политики, сохранения культурных ценностей как в отдельно взятых регионах, так и в целом в стране.
Переходный период 1990-2000 гг., связанный с кардинальной сменой политического режима и экономической системы страны, оказал существенное воздействие на каждую сферу жизнедеятельности общества. И ретроспективный взгляд в изучении аспектов сохранения этнокультурного разнообразия и культурного наследия в рамках отдельно взятого региона этого периода, представляется нам важным в научно-теоретическом и практическом плане. Разработка представленной тематики позволит выявить взаимосвязь между деятельностью государст-
венных и общественных структур в сохранении этнокультурной идентичности. В практическом плане обращение к опыту прошлого позволит избежать допущенных ошибок и применить позитивные практики. Игнорирование указанной проблематики может привести к утрате исторической памяти, разрыву связей между поколениями, духовному оскудению, потере национального богатства страны.
Источниковую базу нашего исследования составили материалы Центрального государственного архива РСО-Алании, опубликованные источники, научные публикации и материалы периодических изданий. Исследование выполнено в рамках ретроспективного, историко-срав-нительного методов.
Республика Северная Осетия-Алания является многонациональной и многоконфессиональной. Многовековая история региона способствовала формированию традиционных элементов культуры, обычаев, морально-нравственных ценностей, что составляет культурное наследие республики. Стихийные кризисные процессы, происходившие в стране в 1990-е годы, оказали негативное воздействие на развитие и сохранение накопленного веками культурного потенциала республики. Рыночная экономическая система, пришедшая на смену плановой экономики, сопровождалась появлением коммерциализации в области культуры, превращением культурной продукции в товары и услуги, где качество уступило количеству.
Тем не менее, с целью сохранения и развития накопленного опыта прошлого в республике органами государственной власти и инициативами общественности был предпринят ряд мер. Важнейшей общественной инициативой по сохранению национальной идентичности и культурно-ценностных ориентиров является появление народного общественного движения «Стыр Ныхас». В традиционном осетинском обществе Ныхас представлял собой Народное собрание, высший орган управления, игравший важнейшую роль в консолидации осетинского народа. Ныхас являлся многоуровневой организацией, а функционал включал в себя решение как хозяйственно-административных, правовых, политических вопросов, так и обмен между поколениями, передачу старшими традиционной осетинской культуры молодому поколению [1, с. 9].
В условиях кризиса, последовавшего за распадом СССР, «Стыр Ныхас» и подобные ему объединения, ставившие перед собой цель возрождения осетинской традиционной культуры,
стали востребованными. В мае 1993 г. по решению II съезда осетинского народа, была учреждена Всеосетинская организация «Стыр Ныхас». Возрожденная общественная структура была создана в целях выражения воли осетинского народа в Северной и Южной Осетии, а также многочисленных осетинских диаспор ближнего и дальнего зарубежья [9].
В районах республики функционировали районные Ныхасы, во главе которых стоял председатель вместе со своим заместителем [3]. Председатель «Стыр Ныхас», М.И. Гиоев отмечал, что члены организации регулярно выезжали в районы республики с целью глубокого изучения мнения жителей населенных пунктов, оказания практической помощи районным и сельским Ныхасом, чтобы лучше знать мнение сограждан [10].
По словам председателя, «Стыр Ныхас» долгое время был лишен элементарной материальной базы и средств, для организации своей многосложной работы [9, с. 1]. В 1996 г. «Стыр Ныхас» получил возможность создать свой первый печатный орган с одноименным названием. Задачи газеты обозначил председатель общественного движения «Стыр Ныхас» М.И. Гиоев: «Трудно переоценить роль нашей газеты и в деле борьбы за возрождение и пропаганду традиционной национальной культуры, складывавшейся веками. Прогрессивные традиции и обычаи, национальный уклад жизни осетин, национальный колорит - этот тот благородный отпечаток прошлого, с которым мы должны вступить в XXI в., как деятельные участники всемирного исторического процесса. Это - залог нашего выживания в новом веке, который будет чреват историческими потрясениями, спровоцированными борьбой наций на государственное самоопределение» [9].
Деятельность Всеосетинской организации распространялась и на подрастающее поколение. Учитывая, что особенно негативные последствия социально-политических и экономических потрясений в стране в 1990-е гг. отразились на молодых людях, стоял острый вопрос о воспитании будущего поколения и культивирования у молодежи духовно-нравственных ценностей. «Стыр Ныхас» стал инициатором созыва Первого съезда союза молодежи. Обращаясь к будущему поколению, общественная организация «Стыр Ныхас» отмечала, что молодежная организация является важной составляющей, способной в условиях современных процессов объединить осетинскую молодежь, направить усилия на общественно-полезные дела, а также
обогащения национального культурного достояния [11].
Деятельность Союза молодежи строилась под руководством Всеосетинского народного совета «Стыр Ныхас». Основные направления деятельности этой молодежной организации были сформулированы на основе установок и решений съездов осетинского народа, в которых были определены главные стратегические задачи этноса: консолидация нации, всемерная защита территориальной целостности, жизненного пространства, развитие традиционной национальной культуры [11].
Одной из важнейших задач деятельности Союза молодежи являлось развитие у молодежи национального самосознания, глубокого чувства принадлежности к своей малой родине, готовности приумножать ее духовные и нравственные ценности, воспитание чувства ответственности за честь, достоинство и независимость отечества, всемерное поддержание и пропаганда национальных традиций и обычаев [11].
Органы государственной власти республики оказывали всяческую поддержку «Стыр Ны-хасу». В 1999 г., в соответствии с постановлением Правительства республики, Всеосетинскому народному совету «Стыр Ныхас» было выделено 38 тыс. руб. из резервного фонда Правительства Республики Северная Осетия-Алания для издания книги К. Хетагурова «Балцы зараг» («Походная песня»), запланированной к 140-летнему юбилею основоположника осетинской литературы [12]. По инициативе общественного движения в республике было реализовано большое количество фестивалей с национальной тематикой, съезды осетинского народа и т.д. [3].
В 2010 г. Совет получил статус Международного общественного движения «Высший Совет Осетин», что стало одним из важнейших событий в деятельности общественного движения и позволило ему расширить сферы своего влияния и возможностей [3].
Создание осетинских диаспор за пределами республики было определяющим шагом в сохранении национальной самобытности народа. В феврале 1990 г. в Москве была создана осетинская диаспора «Фарн», что представляло собой большое событие в жизни московских осетин. 4 февраля 1994 г. был утвержден Устав московского культурного центра «Алания», ставшим правопреемником «Фарна» и одной из самых крупных осетинских диаспор России. Президентом московского Центра осетинской культуры «Алания» стал Георгий Тимофеевич Толпаров.
Г.Т. Толпаров имел опыт в административно-педагогической работе, был директором одной из лучших экспериментальных школ Москвы, являвшейся базовой для Академии наук. Целями и задачами «Алании» стало совершенствование межнациональных отношений, изучение истории, культуры, языка осетинского народа, а также поддержка связи с Осетией, другими регионами компактного проживания осетин с целью обмена опытом. Примечательно, что при организации был предусмотрен так называемый «Суд чести»: «В нашей диаспоре много людей, которые воспринимают слова о чести и достоинства не как пустой звук, они живут в соответствии с этакими понятиями. Если же кто-то нарушит этот кодекс чести, будет осужден нашим общественным судом по законам горской морали», - утверждал Г.Т. Толпаров [13].
В соответствии с осетинскими традициями, Уставом московского культурного центра «Алания» был предусмотрен Совет старейшин. В цели и задачи Совета Старейшин входило руководство процессов воспитательной работы на основе лучших национальных и интернациональных традиций. Совет старейшин возглавлял В.М. Агкацев, его заместители - два известных генерала - К.Д. Карсанов и А.З. Кусов [13].
На протяжении столетий органы государственной власти оказывали поддержку как деятелям культуры, творческим объединениям, так и сфере культуры в целом. В период советской власти культурная деятельность находилась всецело под покровительством государственных структур. Однако в результате резкой смены политического режима, экономической системы, культура не сумела быстро адаптироваться к процессам демократизации. В результате чего, помимо духовно-нравственного кризиса, сфера культуры столкнулась со сложным финансовым положением. Большое количество культурных организаций, творческих коллективов не могли вести полноценную деятельность из-за отсутствия комфортных условий. Иллюстрацией данной проблемы может послужить ситуация с русским драматическим театром, который в 1991 г. в преддверии своего 120-летнего юбилея начал сезон на чужих сценах и площадках, а также в различных клубах [14]. Органами государственной власти предпринимались попытки оказания деятелям культуры, творческим коллективам и организациям финансовой поддержки и содействия в сохранении культурного наследия региона.
К примеру, в связи с участием республиканского Союза художников, Союза архитекто-
ров в разработке, строительстве памятников и мемориалов в населенных пунктах республики, а также тяжелым финансовым положением указанных союзов, Правительство РСО-Алании поручило Министерству финансов республики предусмотреть в проекте «О республиканском бюджете на 1999 год» статью об освобождении Союза художников РСО-Алании и Северо-Осе-тинской организации Союза архитекторов от уплаты налога на имущество, налога с продаж и сборов на нужды образовательных учреждений в части, поступающей в республиканский бюджет в 1999 г. [15].
Несмотря на тяжелое положение библиотечного дела, в 1998 г. научная библиотека им. С.М. Кирова получила статус национального достояния. В связи с чем, Правительство республики поручило Министерству культуры установить работникам библиотеки персональные надбавки в размере 50 % к должностным окладам, а также установить продолжительность ежегодного отпуска работникам библиотеки 34 дня [16].
С целью взаимодействия Президента РФ с организациями и деятелями культуры и искусства в 1996 г. был образован Совет по культуре и искусству.* В республике Северная Осетия-Алания о функциях и деятельности Совета говорил заместитель председателя Совета по культуре при президенте РСО-Алании Солтан Евгеньевич Ужегов: «Наши функции обращать внимание президента на наиболее насущные проблемы развития культуры. Решение за ним, ну а контроль за исполнением - прерогатива правительства, прежде всего, министерства культуры» [17]. С.Е. Ужегов отмечал, что к 2001 г. были «отремонтированы здания Осетинского, Русского театров, Союза композиторов. Новые апартаменты получил ансамбль "Алан", а народившийся Дигорский театр - помещение бывшего Дворца культуры ОЗАТЭ на время, пока реконструируется его "дом" - бывший кинотеатр "Ракета". Кардинально обновился Художественный музей им. Туганова, буквально возродились музей К. Хетагурова, кинотеатры "Октябрь", ставший концертным залом, и "Терек". Принято решение о ремонте музыкального театра. Существенную материальную помощь получили театры для «экипировки» спектаклей. К сожалению, пока обойден заботой кукольный театр "Саби"»[17].
Положительным вкладом государства в сохранение этнокультурного разнообразия ре-
* Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству М1р://%г%гмг.кгетНп. га/ а^/Ьапк/10138.
спублики стали проведенные фестивали, получившие большой общественный резонанс: театральный «Сцена без границ», собравший участников со всего Кавказа, и международный кинофорум. Союз композиторов отметил свой юбилей двадцатью четырьмя концертами фестиваля «Панорама музыки Осетии XX века» [17].
Национальный язык является ключевой составляющей в сохранении национальной самоидентичности и самобытности народа. В условиях духовно-нравственного кризиса, язык становится уязвимым аспектом культурного наследия, вследствие чего его сохранение приобретает особую важность. Литературный осетинский язык, составляющий один из базисов традиционного осетинского общества, обеспечивающих его преемственность в эпоху глобализации, а также ее многочисленных последствий, нуждается в дополнительных инициативах и повышенном внимании со стороны республиканских органов государственной власти и общественности. Важно осознание, что национальный язык - способ сохранить историю, традицию и культуру народа. С целью повышения общественного внимания к сохранению и развитию осетинского языка как важнейшей составной части национальной культуры президент Северной Осетии А. Дзасохов в 2003 г. своим Указом учредил в республике ежегодный праздник - День осетинского языка и литературы, который приурочен ко времени выхода в свет жемчужины осетинской поэзии - «Ирон фандыр» («Осетинская лира») Коста Хетагурова (май 1899 г.) [18].
РСО-Алания представляет собой полиэтнический регион, на территории которого проживают представители более 100 национальностей. В кризисный период 1990-х гг. в стране образовывалось большое количество национальных движений, однако деятельность многих организаций носила негативный характер. В РСО-Алании наблюдается позитивный опыт формирования подобных организаций, целью которых являлось сохранение культурного наследия народов республики. Наиболее ярким примером консолидации представителей различных народов, проживающих на территории республики, является общественно-политическое движение «Наша Осетия» [4, с. 222]. Еще в 1989 г. в столице Северной Осетии, в г. Владикавказе, появляется армянский клуб «Наири», а в 1991 г. «Наири» стал национальным культурно-благотворительным обществом «Эребу-ни» [19]. В число появившихся организаций, развивающих различные аспекты культурно-
го наследия народов Северной Осетии, входят: греческое общество «Прометей», национально-культурное общество «Русь», еврейское культурно-просветительское и творческое общество «Шолом», национально-культурное грузинское общество «Эртоба» и т.д. [4, с. 224]. Деятельность данных общественных организаций в первую очередь носила культурно-просветительский характер. Активное взаимодействие с органами государственных структур РСО-Ала-нии позволило данным объединениям вести активную деятельность, а также способствовать этнической толерантности в регионе.
Таким образом, осмысление характера деятельности государственных структур, роста общественных инициатив в Республике Северная Осетия-Алания по сохранению этнокультурного разнообразия в переходный период 1990-2000 гг. показало, что роль государства является ключевой в формировании и проведении культурной политики и сохранении национального достояния, особенно в условиях трансформационных процессов. Безусловно, культуре присуще адаптационные свойства и процессы самоорганизации. Однако, как показывает опыт РСО-Алании, сфера культуры в России не была приспособлена к условиям рыночных механизмов и демократизации, следствием чего стала уязвимость к внешним изменениям. Для возрождения культурного наследия необходима помощь со стороны государства, поддержка актуальных общественных инициатив. Учитывая кризисное состояние социокультурной среды, экономического положения, государству не удалось в первое десятилетие образования РФ выработать единую концепцию культурной политики, что привело к неравномерному развитию культуры, упадку духовных ценностей.
Анализ фактического материала показал, что поступательная помощь от государственных структур, общественные инициативы, хотя и имели ряд позитивных тенденций, однако, не способны были полностью решить потребности и проблемы в культурной сфере. Вот почему необходимо осмысление и четкое понимание происходящих в стране культурных процессов, их региональной специфики для выработки единых принципов культурной политики.
ЛИТЕРАТУРА 1. Канукова З.В. Общественный совет в Осетии: традиция и инновация // Успехи современной науки. 2016. № 11. С. 9-11.
2. Канукова З.В., Туева Б.В., Плиева З.Т. Художественная культура в процессах формирования гражданской идентичности // Известия СОИГСИ. 2017. Выпуск 25 (64). С. 77-87.
3. Туаева Б.В. Осетинские диаспоры в современном мире // В мире научных открытий. 2015. № 3-6 (63). С. 2763-2772.
4. Туаева Б.В. Вопросы сохранения этнокультурного разнообразия России: Северо-Кавказский регион // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 84. С. 218-224.
5. Генова Н.М. Формирование структуры культурного пространства региона в адаптационной модели развития культурной политики // Омский Научный Вестник. 2011. № 2 (96). С. 197-201.
6. Жидков В.С. О специфике искусства XXI века // Государственный институт искусствознания. 2012. № 3. С. 22-37.
7. Великая Н.М. Тартыгашева Г.В. Кризис культуры в современной России: экспертное мнение и оценки населения // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 3. С. 65-75.
8. Толок Е.С. Культурное наследие российской цивилизации и пути его сохранения // Культурологический журнал. 2019. № 2 (36). [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_41160940_72356698.pdf. (дата обращения: 05.11.2023).
9. Гиоев М.И. Председатель Всеосетинского народного совета СТЫР НЫХАС. В добрый путь! // Стыр Ныхас. № 1. Январь 1996. С. 1.
10. Записал Т. Чихтисов. В единстве - сила каждого народа // Стыр Ныхас. № 16 (54). Октябрь 1998. С. 1.
11. К первому съезду осетинской молодежи. Основные направления деятельности Всеосетинского Союза Молодежи. Обращение к осетинской молодежи // Стыр Ныхас. № 16-17 (32-33). Октябрь 1997. С. 4.
12. Центральный государственный архив РСО-Ала-ния. Ф. 958. Оп.1. Д. 885. Л. 142.
13. Быть визитной карточкой Осетии. Беседу вела
B. Зыгина с Г.Т. Толпаровым // Северная Осетия. № 52 (21607). 19 марта 1994. С. 3.
14. Толасова Б. Занавес еще не поднят // Социалистическая Осетия. № 14 (20808). 19 января 1991. С. 5.
15. Центральный государственный архив РСО-А. Ф. 958. Оп. 1. Д. 847. Л. 136.
16. Центральный государственный архив РСО-А. Ф. 958. Оп. 1. Д. 791. Л. 64.
17. Культура - символ самобытности. Интервью Н. Даниловой с заместителем председателя Совета по культуре при Президенте республики
C.Е. Ужеговым // Эхо. № 17-18 (154). С 5 по 12 ноября 2001. С. 6.
18. Президент Республики Северная Осетия-Алания А. Дзасохов. Указ о Дне осетин-
ского языка и литературы 7 февраля 2003 г. № 13 // Аланты Ныхас. № 1 (110). Февраль 2003. С. 1.
19. Армянское национальное культурно-благотворительное общество «Эребуни» во Владикавказе: итоги деятельности и перспективы//Армянский историко-этнографический сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://armeniansite.ru/armyanskie-diaspory/armyanskoe-natsionalnoe-kulturno-blagot-voritelnoe-obshchestvo-erebuni-vo-vladikavkaze-itogi-deyatelnosti-i-perspektivy.html. (дата обращения: 05.11.2023).
REFERENCES
1. Kanukova Z.V Advances in modern science, 2016. no.11. Р. 9-11.
2. Kanukova Z.V, Tueva B.V., Plieva Z.T. Proceedings of SOIGSI, 2017. no. 25 (64). Р. 77-87.
3. Tuaeva B.V. In the world of scientific discoveries, 2015. no. 3-6 (63). Р. 2763-2772.
4. Tuaeva B.V. Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen 2008. no. 84. Р. 218-224.
5. Genova N.M. Omsk Scientific Vestnik, 2011. no. 2(96). Р. 197-201.
6. Zhidkov V.S. State Institute of Art History, 2012. no. 3. Р. 22-37.
7. Velikaya N.M. Tartygasheva G.V. Herald of Russian State University of Humanities. Series «Philosophy. Sociology. Art History, 2020. no. 3. Р. 65-75.
8. Tolok E.S. Culturological Journal), 2019. vol. 3, no. 2 (36), available at: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_41160940_72356698.pdf. (accessed: 05 november 2023).
9. Gioev M.I. Styr Nykhas. № 1. January 1996. P. 1.
10. Recorded by T. Chikhtisov. Styr Nykhas. № 16 (54). October 1998. P. 1.
11. To the First Congress of Ossetian Youth. Main directions of activity of the All-Ossetian Youth Union. Address to the Ossetian Youth // Styr Nykhas. No. 16-17 (32-33). October 1997. P. 4.
12. Central State Archive of RNO-Alania, f. 958. inv. 1, case 885, sh. 142.
13. The conversation was conducted by V.Zygina with G.T. Tolparov. To be a calling card of Ossetia // North Ossetia March 19, 1994. no. 52 (21607). P. 3.
14. Tolasova B. Socialist Ossetia, January 19, 1991. no. 14 (20808). Р. 5.
15. Central State Archive of RSO-A, f.958, in vol. 1, case 847, sh.136.
16. Central State Archive of the RSO-A, f. 958, in vol. 1, case 791, sh. 64.
17. Interview by N. Danilova with S.E.Zhegov, Deputy Chairman of the Council for Culture under the President of the Republic. Culture is a symbol of identity // Ekho. № 17-18 (154). November 5-12. 2001. Р. 6.
18. President of the Republic of North Ossetia-Alania A. Dzasokhov. Decree on the Day of Ossetian Lan-
guage and Literature on February 7, 2003. № 13 // Alanty Nykhas. № 1 (110). February 2003. P. 1.
19. Armenian National Cultural and Charitable Society «Erebuni» in Vladikavkaz: results of activities and prospects // Armenian Historical and Ethnographic Website. available at: https://armeniansite.ru/ armyanskie-diaspory/armyanskoe-natsionalnoe-kulturno-blagotvoritelnoe-obshchestvo-erebuni-vo-vladikavkaze-itogi-deyatelnosti-
i-perspektivy.html. (accessed: 05 november 2023).
Статья поступила в редакцию 30.10.2023; одобрена после рецензирования 09.11.2023; принята к публикации 22.11.2023.
The article was submitted 30.10.2023; approved after reviewing 09.11.2023; accepted for publication 22.11.2023.
Научная статья
УДК 94 (47-57) 1917/1991
DOI 10.18522/2072-0181 -2023-116-38-45
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В ЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ НА ДОНУ И КУБАНИ В 1920-е ГОДЫ (на примере армянских и немецких
хозяйств)
А.В. Аверьянов
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COOPERATION IN THE ETHNIC ENVIRONMENT OF THE DON AND KUBAN IN THE 1920 (using the example of armenian and german farms)
A.V. Averyanov
Несмотря на рост исследовательского интереса к истории дисперсных этнических сообществ на Юге России, её экономическая составляющая по-прежнему остается недостаточно освященной. Этнические меньшинства, компактно проживавшие на Дону и Кубани, препарируются главным образом с точки зрения изучения их административно-территориального устройства, политики корени-зации, прежде всего, в сфере управления, культуры и образования. Экономическим сюжетам государственной политики в этнической среде и хозяйственным аспектам развития дисперсных этносов уделяется гораздо меньше внимания, несмотря на обилие фактического материала, который нуждается в дальнейшем анализе и систематизации.
Аверьянов Антон Викторович - доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории XX-XXI веков Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: [email protected], т. 8(863) 218-40-62.
Национальная политика советского государства выходила за рамки гуманитарной и управленческой сферы, будучи тесно связанной с экономическим курсом, в том числе в период НЭПа, коллективизации и индустриализации. Специфика советской национальной политики заключалась в том, что её объектом выступали все нерусские народы, и она автоматически охватывала все без исключения сферы их жизнедеятельности, в том числе складывавшиеся под влиянием государственной политики. Кардинальные подвижки в жизни народов Советского Союза были вызваны процессами коллективизации и индустриализации, на что обращают внимание современные авторы в рамках изучения этнополитики 1920-1930-х гг. Например, Д.А. Аманджолова рассматривает этносоциальные трансформации в 1930-е гг. под воздей-
Anton Averyanov - Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of National History of the XX-XXI centuries, Southern Federal University, 140 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: [email protected], tel. +7(863) 218-40-62.