- ВУЗЫ И НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕГИОНА -
UNIVERSITIES AND SCIENTIFIC INSTITUTIONS OF THE REGION
УДК 94:372.4(470.65)
DOI 10.18522/2072-0181-2021-108-4-130-137
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИМ. В.И. АБАЕВА -ЦЕНТР МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОСЕТИНОВЕДЕНИЯ
З.В. Канукова
V.I. ABAYEV NORTH-OSSETIAN INSTITUTE OF HUMANITARIAN AND SOCIAL STUDIES -CENTER FOR INTERDISCIPLINARY OSSETIAN STUDIES
Z.V. Kanukova
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, недавно отметивший свое 100-летие, имеет богатую историю, насыщенную яркими именами авторитетных ученых, славными традициями, сотнями уникальных исследований и научных мероприятий [1].
С историей института тесно связана история формирования науки об осетинах, которая начиналась со сбора памятников устного народного творчества. Сегодня институт осуществляет проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в различных отраслях гуманитарной науки - фольклористике, языкознании, археологии, этнологии, истории, литературоведении, искусствоведении, современных социально-политических процессах.
В центре научного внимания археологов находятся проблемы этногенетических и этно-
Канукова Залина Владимировна - доктор исторических наук, профессор, директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева - филиала Владикавказского научного центра Россйской академии наук, 362040, Республика Северная Осетия - Алания, г Владикавказ, пр. Мира, 10, e-mail: [email protected], тел.: 8(672)536961.
культурных процессов на территории Кавказа в системе соответствующих связей Евразии в эпоху древности и Средневековья. Особое место в исследованиях занимают вопросы истории алан Кавказа и других регионов, их историко-культурного наследия у современных народов Юга России. Материалы Даргавсского катакомбно-го могильника оперативно вводятся в научный оборот и позволяют сделать вывод о широких экономических и культурных связях раннесред-невекового аланского населения Центрального Кавказа с окружающим миром (Р.Г. Дзаттиати, А.А. Туаллагов, А.А. Цуциев) [2; 3]. Качественный анализ материалов, подробное описание конструктивных и технологических особенностей артефактов, их социокультурная интерпретация, определение генезиса и кросс-региональных связей способствуют многофакторному анализу историко-культурных процессов. Мультидисциплинарный подход, основанный
Zalina Kanukova - North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Research named after V.I. Abaev - branch of Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 10 Mira Avenue, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania, 362040, e-mail: [email protected], tel.: 8(672)536961.
на корреляции результатов анализа источников и научных разработок с привлечением данных смежных гуманитарных дисциплин, надежно пополняет арсенал концептуальных идей, которые способствуют развитию исследований в области древней и средневековой истории Центрального Кавказа.
Институт осуществляет многоаспектное исследование традиционной культуры осетин в динамике общественного развития, в условиях внешних экономических, социальных, политических и культурных влияний, с учетом наличия локальных вариантов культуры, сложившихся в результате особенностей исторического развития. Этнологами созданы фундаментальные труды по этнической культуре осетин [4-6], исследуются ее материальные и духовные формы, выявляется инновационный потенциал традиционной культуры в современной жизни. В указанных и других публикациях предложены новые варианты прочтения символов, стереотипов и нормативных предписаний (Л.А. Чибиров, А.А. Хадикова, А.В. Дарчиев, С.Г. Кцоева). Важным объектом внимания этнологов является исследование концептов этничности, которые дают широкие возможности для понимания ресурсов восстановления единого духовного пространства разделенных осетин, а также анализа их этнической реальности [7]. Исследованы традиционные конфликтогенные факторы и миротворческие практики посреднических институтов традиционного общества; обнаружены неизвестные ранее способы разрешения конфликтов, сложные процессы взаимодействия традиционного третейского суда с новым российским законодательством [8]. Проведено исследование традиционного пласта военной материальной культуры, воинского этикета и кодекса чести, выявлены трансформации в комплексе вооружения, военной амуниции и конском снаряжении осетин в процессе их взаимодействия с российской военной культурой [9].
Исследование этнических элит как хранителей и носителей традиционной культуры и вместе с тем как главных участников межэтнического взаимодействия и проводников инокуль-турного влияния стало важным направлением исследований традиционной культуры и новым импульсом в развитии генеалогии народов Кавказа (И.Т. Марзоев) [10]. Проведено исследование процессов адаптации осетин к городскому пространству, особое внимание уделено выявлению инновационного потенциала этнической культуры, ее самообновленческих функций и
адаптационных ресурсов в новых экономических и социальных условиях [11-13].
Историки института изучают процессы модернизации традиционных обществ Центрального Кавказа в социально-экономическом, политическом и культурном измерениях, в контексте общекавказской, общероссийской истории и культуры и широком временном диапазоне - от генезиса ранних форм государственности до кризиса имперской государственности в регионе в начале ХХ в. А в масштабе социокультурной эволюции - от разных исторических форм традиционной культуры до урбанизированной и модернизированной северокавказской повседневности. Исследован длительный и сложный процесс формирования осетинского этноса, преемственно связанного с обширным иранским миром скифо-сармато-аланских племен Евразии, но глубоко укорененного в социально-культурной среде кавказских народов (Ф.Х. Гутнов, А.Л. Чибиров, А.В. Дарчиев) [14-16].
Активное присутствие аланской проблематики в общественном дискурсе региона привело к необходимости создания источниковедческого проекта - сборника, в котором собраны выдержки из античных, средневековых источников, работ российских и зарубежных ученых, материалы академических и энциклопедических изданий, свидетельствующие об алано-осетинской преемственности [17].
Полученные историками результаты исследования взаимодействия традиционной и государственно-административной системы управления в Осетии в ходе ее включения в территориально-административную и политико-правовую систему Российской империи (Е.И. Кобахидзе, С.А. Айларова, С.В. Дарчиева) обладают определенной теоретической значимостью ввиду универсальности для имперской России политико-административной ситуации взаимодействия типологически разных управленческих систем [18].
Выявлены историко-социальные сферы профессиональной и общественной деятельности осетинской интеллигенции во второй половине XIX в., ее роль в социально-культурных мо-дернизационных изменениях в горском социуме (Э.Ш. Гутиева, К.Р. Дзалаева, Л.К. Гостиева) [1921], а также исследованы механизмы культурной политики в контексте общественно-политических преобразований в послевоенное десятилетие и в период оттепели (И.Т. Цориева) [22]. Выявлена ведущая тенденция культурного процесса в полиэтничном социуме - сочетание несомнен-
ных позитивных сдвигов в образовательном и научном уровне общества, в художественной культуре с ограничением свободы творческого самовыражения, унификацией национальных культур под воздействием интернационализации и интеграции общественной жизни в экономике и культуре, их интеграции в российский социум.
В 2019 г., к столетию института, создан обобщающий фундаментальный труд «История Осетии» в двух томах, в котором впервые северная и южная части Осетии рассмотрены как составляющие единого историко-культурного процесса [23].
Главным научным направлением, объединяющим работу фольклористов института, является мифоэпическая картина мира. Объектом исследования является семантика архаичных мифов, мифологем и мифологических образов в мифофольклорной традиции осетин, мифологические и легендарные песни о сакральных персонажах, обрядовая поэзия, инициационные мотивы в мифологии и фольклоре осетин, ритуальная обусловленность структурно-композиционных особенностей нарративных текстов различных жанров осетинского фольклора в контексте мировой мифологической традиции. С привлечением общеиранского фольклорного материала реализованы проекты по систематизации и изданию волшебных и новеллистических сказок. Проводится исследование сакральных персонажей и символов фольклорной прозы осетин (Д.В. Со-каева), сравнительный анализ осетино-кавказ-ских фольклорных параллелей (Ф.М. Таказов).
Реализованы проекты по систематизации и изданию оригинальных текстов нартовских сказаний (семь томов), изданы сборники научных статей по материалам международной научной конференции «Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации», ряд монографических исследований (Л.А. Чибиров, Э.Б. Сатцаев, М.В. Дарчиева) [24-26]. Монография Л.А. Чибирова издана и на английском языке.
Традиционным направлением для института является музыкальный фольклор. В последние годы осуществлена жанровая систематизация обрядовых песен, выявлены общие тенденции исторического развития фольклорного компонента обрядовой культуры на протяжении последних полутора столетий (Д.М. Дзлие-ва) [27]. Готовятся к изданию «Исторические песни осетин».
К числу реализованных литературоведческих проектов относится комплексное междис-
циплинарное исследование художественной культуры осетин (Р.Я. Фидарова). Процессы изменения традиционной культурной парадигмы под влиянием мировых религий, общественных модернизаций и межэтнических контактов исследованы в широких хронологических рамках - с древнейших времен до конца XIX в. [28].
Большое внимание уделено исследованию принципов нарративного анализа, осмыслению процессов изменения традиционной организации осетинского повествования и авторских стратегий (середина XX - начало XXI в.), функций и особенностей этнофольклорных и мифологических вкраплений в структуру и семантику художественного текста под углом пересмотра оценок, сложившихся в осетинской филологической науке (И.В. Мамиева) [29].
Произведения осетинской детской литературы проанализированы в ракурсе жанрово-сти-левого развития (автобиографическая, психологическая повесть и рассказы, литературная сказка), в тесной связи с методами психологической коррекции личности и как действенный инструмент сказкотерапии (А.Б. Бритаева). Впервые в осетинском литературоведении объектом исследовательского внимания стала литературная сказка [30; 31]. Исследованы процессы взаимосвязи русской и осетинской литератур, определен вклад русских поэтов-переводчиков в осетинский переводческий процесс на различных этапах его развития (Е.Б. Дзапарова) [32].
Лингвисты занимаются вопросами грамматики и лексики осетинского языка, его функционирования и эволюции. Исследованы различные терминосистемы осетинского языка, разработана терминологическая номенклатура, соответствующая современным реалиям. На материале современного осетинского языка рассмотрено развитие общественно-политической и экономической терминосистем под воздействием экстралингвистических процессов. Изучены особенности молодежного социолекта, описано отражение приоритетов современного политического истеблишмента в языковом узусе. Разработаны принципы неографирования номинативов и трансноминативов (Л.Б. Гацалова, Л.К. Парсиева) [33].
Проведено лингвистическое описание говоров дигорского диалекта осетинского языка с выявлением их фонетических, лексических и грамматических особенностей. Выявлена современная дислокация различных типов говоров и количества их носителей; впервые проведен анализ разновременных фиксаций озрекского и
стур-дигорского говоров, проанализированы их звуковые, лексико-семантические и синтаксические особенности (И.Н. Цаллагова).
В сопоставительном аспекте исследована фонетика и морфология осетинского языка и южных диалектов языка пашто (Э.Б. Сатца-ев) [34].
Составлены «Большой русско-осетинский словарь» (Гацалова, Парсиева), «Осетино-рус-ско-английский словарь» в двух томах (Т.А. Гуриев, Э.Т. Гутиева, Е.А. Тулатова), «Осетино-не-мецкая лексикография. Концепция универсального двуязычного осетинско-немецкого словаря», «Русско-осетинский, осетинско-русский словарь лингвистических терминов» (Л.Б. Гаца-лова), «Осетинско-русский словарь» в четырех томах (Э.Т. Гутиева),
Группой молодых ученых проведены прикладные исследования по корпусной лингвистике, что позволило существенно увеличить объем устного корпуса осетинских текстов, а также создать базу для расширения национального корпуса осетинских устных и письменных текстов.
Институт сохраняет и развивает традиции научной школы Василия Ивановича Абаева в рамках этнолингвистического направления. Первый в осетиноведении опыт этнолингвистического исследования погребально-поминальной обрядности осетин в ее ритуально-вербальной системе представлен Е.Б. Бесоловой: исследован обрядовый текст и его семантическая, аксиологическая и функциональная природа на основе богатых лингвистических, этнографических, фольклорных, мифологических, культурологических и археологических данных. Проведены исследования осетинского языка в контексте традиционной культуры, этнолингвокультуро-логические исследования языка фольклора, обрядовой и ремесленной лексики как отражения картины мира осетин (Ф.О. Абаева, М.В. Дарчи-ева; и др.) [35-38].
В институте проводятся социологические исследования по широкому кругу проблем в режиме мониторинга, что позволяет изучать динамично развивающиеся социальные процессы. В поле зрения социологов и политологов -вопросы становления гражданского общества, социальное самочувствие граждан, проблемы русскоязычного населения региона, социально-нравственные установки населения СКФО, религиозные, гендерные, межнациональные и межконфессиональные отношения, проблемы геополитики и безопасности. Проведен контент-анализ основных нормативно-законода-
тельных актов в сфере молодежной политики и дана научная оценка неоднозначным процессам, способствующим формированию ценностно-нормативной системы современной молодежи (Е.В. Федосова, А.Н. Гадиева, Б.А. Синанов, Б.В. Туаева, Н.Х. Дзагурова) [39].
Создан «Этнографический атлас Республики Северная Осетия - Алания», который содержит справочный материал о региональных особенностях, об истории, численном, этническом и конфессиональном составе населения РСО-Алании, о национально-культурных объединениях. Изучена миграционная история, социальный и профессиональный состав, поведенческие стратегии в условиях адаптации к новой среде обитания, способы конструирования этнокультурной идентичности, сохранность традиционной культуры, интеграция в экономику и культуру принимающего общества [40].
Многие перспективы научной деятельности СОИГСИ связаны с дальнейшим развитием комплексных, междисциплинарных исследований. В ближайших планах - завершение работы над «Энциклопедией осетинской Нартиады» в трех томах под руководством Л.А. Чибирова и масштабным научно-популярным проектом СОИГСИ «Алания от А до Я», которые станут несомненным вкладом в выполнение важной государственной задачи в области изучения, сохранения и освоения историко-культурного наследия. Проекты основаны на исследованиях многих поколений ученых - лингвистов, фольклористов, историков, археологов, этнологов, психологов, педагогов и культурологов. Популяризация научных знаний о древней и средневековой истории и культуре, языке и фольклоре, мифологии и искусстве, сохранение исторической памяти, осознание духовно-нравственного наследия в сочетании с применением коммуникационных и информационных технологий, созданием на базе издания «Алания от А до Я» сетевых мультимедийных продуктов представляется перспективным направлением в сохранении, популяризации и использовании историко-культурного наследия. К концу 2021 г. ожидается выход ряда монографий в издательстве «Наука», в планах - создание словарей и обобщающих трудов по истории и культуре.
В указанных проектах использована большая часть материалов Научного архива СОИГСИ, который формировался с 1919 г. В целях сохранения бесценных коллекций документов и материалов, их вовлечения в мировой научно-информационный оборот в институте со-
здана лаборатория, которая проводит масштабные работы по оцифровке фондов архива и по совершенствованию информационно-поисковой системы. При поддержке гранта Президента РФ оцифрован Фонд редкой книги Научной библиотеки.
Научный журнал «Известия СОИГСИ» ведет свою историю с 1925 г., сегодня он входит в перечень ВАК. В 2020 г. ученый совет СОИГСИ принял решение о создании нового журнала «Kavkaz-Fomm» для публикации материалов учрежденных СОИГСИ конференций: «Всероссийские Миллеровские чтения», «Генеалогия народов Кавказа», «Нартоведение на рубеже ХХ-ХХ1 веков», «Гуриевские чтения» и др. Каждая из них имела свое периодическое издание - сборники материалов, реорганизованные в научный журнал.
Особое внимание уделяется научной молодежи. В институте активно действует научно-образовательный отдел «Гуманитарий» (руководитель Э.Ш. Гутиева), который курирует аспирантуру, проводит сезонные школы-конференции молодых ученых, имеет свой научный журнал «Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых». Для молодых исследователей учреждена книжная серия «Первая монография».
В рамках государственной программы Республики Северная Осетия - Алания «Национально-культурное развитие осетинского народа» планируется проведение молодежных конференций, издание книг, создание словарей, организация комплексных экспедиций.
СОИГСИ ведет активную международную деятельность, сотрудники выезжали в экспедиции и на международные конференции в Турцию, Иран, Италию, Хорватию. Стажировку в институте проходили ученые из Германии, Венгрии, Турции, из Университета Алламе Табатабаи и Института кавказских исследований Ирана.
Генетическое родство персидского и осетинского языков предопределило интерес к совместным исследованиям в области языка и фольклора. Предприняты первые попытки выявления общеиранского наследия в словарном фонде осетинского языка, в эпической традиции, этнической культуре. Часть нартовских сказаний переведена на фарси, изданы совместные научные статьи, материалы международных конференций, проведены научные стажировки. В ноябре 2020 г. состоялся международный российско-иранский научный семинар «В.И. Абаев в истории иранистики», посвященный 120-летию со дня рождения ученого. Выполняются грантов-
ские проекты по истории иранцев на Северном Кавказе. В связи с усилением интереса ираноязычных ученых к исследованиям в области осетинского языка, фольклора и литературы планируется подготовка к печати и издание краткого осетинско-персидского и персидско-осетинского словаря.
Важное значение для осетиноведения имеет «турецкий» проект. Проведено исследование исторического пути развития северокавказских диаспор на территории Османской империи, изучена этносоциальная трансформация осетинской диаспоры в Турции от расселения осетин в османский Анатолии в виде изолированных сельских общин в середине XIX в. до их превращения в урбанизированное сообщество на современном этапе (Г.В. Чочиев) [41]. В ходе экспедиций института в Турцию исследован характер этносоциальных и этнокультурных процессов, механизмов сохранения и поддержки этнической идентичности на различных этапах 150-летней истории диаспоры, конструирования современной идентичности, перспективы национально-культурного развития. Тема актуализирована и необходимостью изучения беспрецедентного диаспорного движения осетин Турции по возрождению этнического самосознания, традиций, языка и культуры в целом.
Таким образом, главным результатом деятельности института является создание осети-новедения как комплексного научного направления, представленного исследованиями в области лингвистики, фольклора, литературы, истории, археологии, этнологии, социально-политических исследований. В перспективных планах -дальнейшее развитие междисциплинарных осе-тиноведческих исследований в широком контексте мировой науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. СОИГСИ - 100 лет. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. 117 с.
2. Alanica. Сборник избранных статей доктора исторических наук А.А. Туаллагова. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. 563 с.
3. Дзаттиаты Р.Г. Избранное. Археология, этнография, история Осетии. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2018. 640 с.
4. Чибиров А.Л. Традиционная духовная культура осетин. М.: РОССПЭН, 2008. 711 с.
5. Осетины / отв. ред. З.Б. Цаллагова, Л.А. Чибиров. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2012. 608 с.
6. Осетинская этнографическая энциклопедия. Владикавказ: Проект-пресс, 2012. 688 с.
7. Хадикова А.Х. Этнические образы и традиционные модели поведения осетин. Владикавказ: СО-ИГСИ ВНЦ РАН, 2015. 441 с.
8. Дауева Т. Т. Конфликты и миротворческие практики в осетинском обществе (конец XVIII - начало XX в.). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. 226 с.
9. Багаев А.Б. Военное дело осетин XV-XIX вв. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2011. 215 с.
10. Марзоев И.Т. Тагаурские князья в Северной Осетии. Рига: Lambert, 2018. 476 с.
11. Дзалаева К.Р. Городская культура осетин (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2009. 194 с.
12. Туаева Б.В. Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине XIX - начале XX в. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2008. 204 с.
13. Канукова З.В. Традиция в современном обществе. Владикавказ: Ир, 2018. 135 с.
14. Гутнов Ф.Х. Скифы и аланы. Владикавказ: Проект-пресс, 2014. 319 с.
15. Чибиров А.Л. Иранство как предчувствие: Вопросы иранистики в трудах М.И. Ростовцева. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2016. 174 с.
16. Дарчиев А.В. Скифский военный культ и его следы в осетинской Нартиаде. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2008. 306 с.
17. А1ат sive aas: аланы-осетины в исторической науке. Владикавказ: Ир, 2019. 327 с.
18. Историко-культурное развитие Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XXI в.: от военно-народного управления к межкультурным коммуникациям / Е.И. Кобахидзе [и др.]. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2020. 367 с.
19. Гутиева Э.Ш. Социокультурное развитие пореформенной Осетии (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2013. 234 с.
20. Дзалаева К.Р. Осетинская интеллигенция (вторая половина XIX - начало XX века). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2012. 298 с.
21. Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве второй половины XIX - начала XX в. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2014. 557 с.
22. Цориева И.Т. Культура и власть в Северной Осетии (середина 40-х - 60-х гг. ХХ в.). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2008. 281 с.
23. История Осетии: в 2 т. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. Т. 1. 498 с.; Т. 2. 444 с.
24. Чибиров Л.А. Осетинская Нартиада. Мифологические истоки и ареальные связи. Владикавказ: Ир, 2016. 463 с.
25. Сатцаев Э.Б. Нартовский эпос и иранская поэма «Шахнаме» (сходные сюжетные мотивы). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2008. 156 с.
26. Дарчиева М.В. Мифоэпический хронотоп в осетинских эпических текстах. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. 349 с.
27. Дзлиева Д.М. Динамика исторического развития свадебного музыкального фольклора осетин. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2014. 362 с.
28. Фидарова Р.Я. Художественная культура осетин. М.: Наука, 2007. 362 с.
29. Мамиева И.В. В поисках слова: Автор и герой: динамика взаимоотношений. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2008. 368 с.
30. Бритаева А.Б. Осетинская литературная сказка: становление и развитие. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2009. 150 с.
31. Антология осетинской литературной сказки. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2010. 548 с.
32. Дзапарова Е.Б. Художественный перевод в осетинской литературе: проблема адекватности переводных текстов. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2014. 312 с.
33. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Активные процессы в лексической системе языка. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2020. 160 с.
34. Сатцаев Э.Б. Осетинский и афганский (пушту) языки: сравнительно-сопоставительный анализ. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2013. 134 с.
35. Бесолова Е.Б. Язык и обряд: похоронно-поми-нальная обрядность осетин в аспекте ее текстуально-вербального выражения. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2008. 406 с.
36. Бесолова Е.Б. Концептосфера этнографической лексики в языковой картине мира осетин. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2013. 218 с.
37. Абаева Ф.О. Обрядовый свадебный текст осетин (лексика, семантика и символика). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2013. 251 с.
38. Дарчиева М.В. Вербальный код осетинского обрядового текста. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. 370 с.
39. Этнокультурное пространство Республики Северная Осетия - Алания: механизмы управления / З.В. Канукова [и др.]. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2018. 50 с.
40. Этнографический атлас Республики Северная Осетия - Алания. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2020. 196 с.
41. Чочиев Г.В. Северокавказские (черкесские) организации в Турции (1908-1923 гг.). Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2009. 204 с.
REFERENCES
1. SOIGSI - 100 let [V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies - 100 years]. Vladikavkaz: V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2019, 117 p.
2. Alanica. Sbornik izbrannykh statey doktora is-toricheskikh nauk A.A. Tuallagova [Alanica. Collection of selected articles of Doctor of Historical Sciences A.A. Tuallagov]. Vladikavkaz, V.I. Abayev
North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2017, 563 p.
3. Dzattiaty R.G. Izbrannoe. Arkheologiya, etno-grafiya, istoriya Osetii [Selected works. Archaeology, ethnography, history of Ossetia]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2018, 640 p.
4. Chibirov A.L. Traditsionnaya dukhovnaya kultura osetin [Traditional spiritual culture of Ossetians]. Moscow, ROSSPEN, 2008, 711 p.
5. Osetiny / otv. red. Z.B. Tsallagova, L.A. Chibirov [Ossetians / Ed. by Z.B. Tsallagova, L.A. Chibirov]. Moscow, Institute of Ethnology and Anthropology of RAS, 2012. 608 p.
6. Osetinskaya etnograficheskaya entsiklopediya [Os-setian Ethnographic Encyclopedia]. Vladikavkaz, Proekt-press, 2012, 688 p.
7. Khadikova A.Kh. Etnicheskie obrazy i traditsion-nye modeli povedeniya osetin [Ethnic images and traditional models of behavior of Ossetians]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2015, 441 p.
8. Daueva T.T. Konflikty i mirotvorcheskie praktiki v os-etinskom obshchestve (konets XVIII - nachalo XX v.) [Conflicts and peacekeeping practices in Ossetian society (late XVIII - early XX century)]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2017, 226 p.
9. Bagaev A.B. Voennoe delo osetin XV-XIXvv. [Military affairs of Ossetians of the XV-XIX centuries]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2011, 215 p.
10. Marzoev I.T. Tagaurskie knyaziya v Severnoy Osetii [Tagauri princes in North Ossetia]. Riga, Lambert, 2018, 476 p.
11. Dzalaeva K.R. Gorodskaya kultura osetin (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.) [Urban culture of Ossetians (second sex. XIX - early XX centuries)]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2009, 194 p.
12. Tuaeva B.V Goroda Severnogo Kavkaza: ob-shchestvenno-kulturnaya sreda vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [Cities of the North Caucasus: socio-cultural environment in the second half of the XIX - early XX centuries]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2008, 204 p.
13. Kanukova Z.V Traditsiya v sovremennom ob-shchestve [Tradition in modern society]. Vladikavkaz, Ir, 2018, 135 p.
14. Gutnov F.Kh. Skify i alany [Scythians and Alans]. Vladikavkaz, Proekt-press, 2014, 319 p.
15. Chibirov A.L. Iranstvo kak predchuvstvie: Voprosy iranistiki v trudakh M.I. Rostovtseva [Iranism as a Premonition: Issues of Iranian Studies in the Works of M.I. Rostovtsev]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2016, 174 p.
16. Darchiev A.V. Skifskiy voennyy kult i ego sledy v osetinskoy Nartiade [Scythian military cult and its traces in Ossetian Nartiada]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2008, 306 p.
17. Alani sive aas: alany-osetiny v istoricheskoy nauke [Alani sive aas: Alans-Ossetians in historical science]. Vladikavkaz, Ir, 2019, 327 p.
18. Istoriko-kulturnoe razvitie Severnogo Kavkaza vo vtoroy polovine XIX - nachale XXI v.: ot voenno-narodnogo upravleniya k mezhkulturnym kommu-nikatsiyam / E.I. Kobakhidze [i dr.] [Historical and cultural development of the North Caucasus in the second half of the XIX - early XXI century: from military-people's management to intercultural communications / E.I. Kobakhidze [et al.]]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2020, 367 p.
19. Gutiyeva E.Sh. Sotsiokulturnoe razvitiye porefor-mennoy Osetii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Socio-cultural development of post-reform Ossetia (the second half of the XIX - the beginning of the XX century)]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2013, 234 p.
20. Dzalaeva K.R. Osetinskaya intelligentsiya (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka) [Ossetian intelligentsia (the second half of the XIX - beginning of the XX century)]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2012, 298 p.
21. Gostieva L.K. Pravoslavie v Osetii: ocherki opravo-slavnom dukhovenstve vtoroy poloviny XIX - nacha-la XX v. [Ossetian intelligentsia (the second half of the XIX-beginning of the XX century]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2014, 557 p.
22. Tsorieva I.T. Kultura i vlast v Severnoy Osetii (se-redina 40-kh - 60-kh gg. XX v.) [Culture and power in North Ossetia (mid-40s - 60s of the XX century)]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2008, 281 p.
23. Istoriya Osetii: v 2 t. [History of Ossetia: in 2 vols.]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2019, vol. 1, 498 p.; vol. 2, 444 p.
24. Chibirov L.A. Osetinskaya Nartiada. Mifologicheskie istoki i arealnye svyazi [Ossetian Nartiada. Mythological origins and areal connections]. Vladikavkaz, Ir, 2016, 463 p.
25. Sattsaev E.B. Nartovskiy epos i iranskaya poema "Shakhname" (skhodnye syuzhetnye motivy) [Nar-ty's epic and Iranian poem «Shahnameh» (similar plot motives)]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2008, 156 p.
26. Darchieva M.V Mifoepicheskiy khronotop v osetin-skikh epicheskikh tekstakh [Mythoepic chronotope in Ossetian epic texts]. Vladikavkaz, V.I. Abayev
North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2017, 349 p.
27. Dzlieva D.M. Dinamika istoricheskogo razvitiya svadebnogo muzykalnogo folklora osetin [Dynamics of historical development of wedding musical folklore of Ossetians]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2014, 362 p.
28. Fidarova R.Ya. Khudozhestvennaya kultura osetin [Artistic culture of Ossetians]. Moscow, Nauka, 2007, 362 p.
29. Mamieva I.V. Vpoiskakh slova: Avtor i geroy: dinamika vzaimootnosheniy [In Search of the Word: Author and Hero: The Dynamics of Relationships]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2008, 368 p.
30. Britaeva A.B. Osetinskaya literaturnaya skazka: stanovlenie i razvitie [Ossetian literary fairy tale: formation and development]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2009, 150 p.
31. Antologiya osetinskoy literaturnoy skazki [Anthology of the Ossetian literary fairy tale]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2010, 548 p.
32. Dzaparova E.B. Khudozhestvennyyperevod v osetinskoy literature: problema adekvatnosti perevodnykh tekstov [Literary translation in Ossetian literature: the problem of adequacy of translated texts]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2014, 312 p.
33. Gatsalova L.B., Parsieva L.K. Aktivnye protsessy v leksicheskoy sisteme yazyka [Active processes in the lexical system of the language]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2020, 160 p.
34. Sattsaev E.B. Osetinskiy i afganskiy (pushtu) yazy-ki: sravnitelno-sopostavitelnyy analiz [Ossetian and Afghan (Pashto) languages: comparative analysis]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2013, 134 p.
35. Besolova E.B. Yazyk i obryad: pokhoronno-pominal-naya obryadnost osetin v aspekte ee tekstualno-ver-balnogo vyrazheniya [Language and rite: funeral and memorial rite of ossetians in the aspect of its textual and verbal expression]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2008, 406 p.
36. Besolova E.B. Kontseptosfera etnograficheskoy lek-siki v yazykovoy kartine mira osetin [The conceptual sphere of ethnographic vocabulary in the linguistic picture of the world of Ossetians]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2013, 218 p.
37. Abaeva F.O. Obryadovyy svadebnyy tekst osetin (lek-sika, semantika i simvolika) [Ceremonial wedding text of Ossetians (vocabulary, semantics and symbolism)]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2013, 251 p.
38. Darchieva M.V. Verbalnyy kod osetinskogo obryado-vogo teksta [Verbal code of the Ossetian ritual text]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2012, 370 p.
39. Etnokulturnoye prostranstvo Respubliki Sever-naya Osetiya - Alaniya: mekhanizmy upravleniya / Z.V. Kanukova [i dr.] [Ethno-cultural space of the Republic of North Ossetia - Alania: governance mechanisms / Z.V Kanukova [et al.]]. Vladikavkaz, VI. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2018, 50 p.
40. Etnograficheskiy atlas Respubliki Severnaya Ose-tiya - Alaniya [Ethnographic Atlas of the Republic of North Ossetia - Alania]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2020, 196 p.
41. Chochiev G.V Severokavkazskie (cherkesskie) orga-nizatsii v Turtsii (1908-1923 gg.) [North Caucasian (Circassian) organizations in Turkey (1908-1923)]. Vladikavkaz, V.I. Abayev North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies, 2009, 204 p.
Поступила в редакцию 3 ноября 2021 г.