References and Sources
1. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti (GAVO). F.105. Op. 1. D.29.
2. GAVO. F.T1. Op. 1. D. 44.
3. GAVO. F. 71. Op. 13. D. 159.
4. GAVO. F. 55. Op. 5. D. 26.
5. GAVO. F. 55. Op. 5. D. TO.
6. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 37. T. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 58.
8. GAVO. F. T1. Op. 1. D. 169.
9. GAVO. F. 342. Op. 1. D.11.
10. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 56.
11. GAVO. F. 3T. Op. 1. D. 1.
12. GAVO. F. 3T. Op. 1. D. T4.
13. GAVO. F. 342. Op. 1. D.22.
14. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 49.
15. GAVO. F. 342. Op. 1. D.25.
16. GAVO. F. 342. Op. 2. D. 1.
1T. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1920 g. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR M.: Izdatel'stvo Upravleniya delami Sovnarkoma SSSR, 1943. 1033 s.
18. Fastov A.G., Epifanov A.E., Lomov V.S., Mulukaev R.S., Kantemirov A.V. Organy vnutrennih del Rossii: istoriya stanovleniya i razvitiya. Volgograd: Volgogradskaya akademiya MVD RF, 2005. 228 s.
ЕПИФАНОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела по изучению проблем истории МВД России Научно-исследовательского центра Академии управления МВД России. EPIFANOV, ALEKSANDR E. - Doctor of Law, Professor; Chief Scientist, Department for the Study of Historical Problems of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Research Center of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russia) ([email protected])
УДК 340.158:342.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-45-51
бахмадов б.д. государственность чеченской республики
Ключевые слова: Терская республика, Горская республика, автономия, округ, Чечня, РСФСР, ЧИАССР, ЧИР.
В статье, прежде всего на примере Чечни, рассматривается проблема политических и правовых (юридических) оснований возникновения и становления такой формы государственности как автономия в составе РСФСР. В хронологическом порядке анализируются политические, конституционные и иные нормативно-правовые акты, которые служили регулятором возникновения, становления, совершенствования и изменения форм национальной государственности в России в XX веке. Показано, что становление государственности Чечни началось с 16 февраля (1 марта) 1918 г., когда она вошла в состав Терской области (республики), по государственному устройству являвшейся союзом народов, пользующихся национально-территориальной автономией. Однако и тогда, и в составе Горской АССР (1921-1922) она представляла собой лишь административно-территориальную единицу, основанную по национальному признаку, которая не может быть отнесена к государственным образованиям в форме автономии. Лишь 30 ноября 1922 г. появилась Чеченская автономная область, в 1936 г. трансформированная в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧИАССР) (с перерывом в 1944-1957 гг.). 27 ноября 1990 г. ЧИАССР была преобразована в ЧИР, а с ноября 1991 г. ЧИР стала именоваться Чеченской республикой.
BAKHMADOV, B.D. STATEHOOD OF THE CHECHEN REPUBLIC
Key words: Terek Republic, Mountainous Republic, autonomy, district, Chechnya, RSFSR, CHIASSR, CHIR.
In the article, primarily on the example of Chechnya, the problem of political and legal (legal) grounds for the emergence and formation of such a form of statehood as autonomy within the RSFSR is considered. Political, constitutional and other legal acts that served as a regulator of the emergence, formation, improvement and change of forms of national statehood in Russia in the 20th century are analyzed in chronological order. It is shown that the formation of the statehood of Chechnya began on February 16 (March 1), 1918, when it became part of the Terek region (republic), which, according to the state system, was a union of peoples enjoying national-territorial autonomy. However, even then, and as part of the Mountain ASSR (1921-1922), it was only an administrative-territorial unit based on a national basis, which cannot be attributed to state formations in the form of autonomy. Only on November 30, 1922, the Chechen Autonomous Region appeared, in 1936 it was transformed into the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic (ChlASSR) (with a break in 1944-1957). On November 27, 1990, the CHIASSR was transformed into the CHIR, and from November 1991, the CHIR became known as the Chechen Republic.
30 ноября 2022 года исполнилось 100 лет государственности Чеченской республики. Исходя из знаменательности этого события, мы решили еще раз подвергнуть исследованию эволюцию форм административно-территориального и государственного устройства Чечни в советский период 1918-1991 гг. При этом мы исходим из того, что, исследуя вопрос о Чечне, его невозможно рассматривать вне связи с развитием других национально-территориальных единиц Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (далее РСФСР, Россия).
Сама по себе тема эволюции форм государственности терских (горских) народов России, в т.ч. и Чечни, в отечественной исторической, политической и юридической науке не нова. Ей посвящено немало научных трудов ученых - историков, политологов, юристов. В частности,
отметим публикации А.Х. Дудаева [1], Ю.И. Кониева [2], С.Н. Джугурьянца [3], А.Х. Бугаева [4], П.И. Юсупова [5], М.И. Алхазурова [6], М.И. Бакаева [7], М.Х. Сайдумова [8] и др.
Исследования по данному вопросу в советский период были подчинены коммунистической (марксистской) доктрине, носили выраженный идеологический характер, зависели от общественно-политической ситуации того времени, а нередко и от текущих установок партийных руководителей, даже их настроений и предпочтений. При этом в немалой степени они зависели и от еще не изживших себя и навязываемых обществу отрицательных стереотипов о чеченском народе. В данной статье не преследуется цель вступать в какую-либо полемику, опровергать или признавать выводы других авторов. С уважением воспринимая существующую научную традицию, в то же время, как бывший участник процесса совершенствования формы государственности Чеченской республики, оставляю за собой право на собственную точку зрения на оценку обстоятельств, сопутствовавших формированию государственности Чечни.
Термин «государственность» начал употребляться в научных трудах ученых-юристов, в выступлениях высших должностных лиц, вошел в речевой оборот и закрепился в отечественной науке как новое, более широкое, чем понятие государство, в середине 50-х годов XX века. Представители юридической науки полагают, что понятия государственность и государство тождественны, однако с той разницей, что государственность охватывает не только структуры власти и политические движения, но и возникновение, развитие, оформление и признание государства мировым сообществом.
В словаре русского языка под государственностью подразумевается государственный строй, государственная организация [9, с. 145]. Что означает термин «автономия»? «Автономия [гр. autonomía < autos сам + nomos закон] - 1) самоуправление, право какой-л. территории самостоятельно осуществлять государственную власть или управление, предоставленное ей конституцией; 2) государственное образование, пользующееся таким правом» [10, с. 21].
Политической и правовой основой национальной политики Советской России явилась «Декларация прав народов России», принятая Советом Народных Комиссаров 2 (15) ноября 1917 г. [11, с. 35-36]. Особое значение имело также обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» [12, с. 66-67].
16 февраля (1 марта) 1918 г. в Пятигорске открылся второй съезд народов Терека, на котором были представлены все народности региона (567 делегатов). В числе других съезд рассмотрел национальный вопрос, и пришел к пониманию того, что решение национального вопроса основывается на самоопределении народов, а Терская область по государственному устройству является союзом народов, пользующихся национально-территориальной автономией. Терская область была провозглашена на съезде Терской Советской республикой. Была принята Конституция Терской республики, в которой закреплялось положение о том, что она является составной частью РСФСР [13, с. 15]. На высоком законодательном уровне об автономии было упомянуто в Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР допускала возможность добровольного объединения населения в автономные образования при наличии таких признаков, как особый быт, национальный состав, вхождение в состав РСФСР [14].
Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г. была образована Автономная Горская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР, включавшая территории, занимаемые чеченцами, ингушами, осетинами, кабардинцами, балкарцами, карачаевцами. Соответственно, она состояла из Чеченского, Назрановского, Балкарского, Владикавказского, Кабардинского и Карачаевского округов, а также городов Грозного и Владикавказа, как отдельных административных единиц [13, с. 3 0-31 ]. Были сформированы высшие органы власти и управления ГССР: Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и пр. В ЦИК и Совнарком входили представители соответствующих субъектов ГССР. Председателем Президиума ЦИК был избран Т.Э. Эльдарханов, Совнарком возглавил С.А. Такоев. В Совет Народных Комиссаров вошли наркомы: внутренних дел И.Б. Зязиков, социального обеспечения -А.И. Горчханов, рабочее-крестьянской инспекции - И.Г. Мальсагов, юстиции - И.Ф. Станский, просвещения - К.С. Бутаев и другие.
Созданием Горской республики было завершено юридическое оформление коллективной автономии горских народов Северного Кавказа [13, с. 32-35]. Однако оказалось, что Горской республике не суждено было долгое существование. В первозданном виде она не просуществовала
и года. Уже 1 сентября 1921 года ВЦИК выделил Кабардинский округ в отдельную автономную область. Начался распад Горской ССР. Окончательно Горская республика была упразднена 7 июня
1924 года [13, с. 53-54]. При этом Чечня была выделена в автономную область 30 ноября 1922 года. Был утвержден революционный комитет в составе 13 человек под председательством Таштемира Эльдарханова [15, с. 462; 16].
В процессе последующего административного строительства, декретом ВЦИК от 26 января
1925 г. из Донской области, Кубано-Черноморской, Терской и Ставропольской губерний, города Грозный и автономных областей Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Адыгейской (Черкесской) и Чеченской был образован Северо-Кавказский край с центром в городе Ростове-на-Дону [3, с. 49-50]. Через месяц 26 февраля 1925 года в состав Северо-Кавказского края были включены Северо-Осетинская и Ингушская автономные области, Сунженский округ и г. Владикавказ [13, с. 55-56].
Вслед за этим, 11 мая 1925 г. был утвержден измененный текст Конституции РСФСР. В ст. 13 этой Конституции было закреплено более определенное, чем в предыдущей Конституции, положение о том, что «РСФСР признает право за отдельными национальностями на выделение по решению их съездов Советов, с утверждения верховных органов РСФСР, в автономные советские социалистические республики и области» [17]. В этой редакции определялись и возможные формы государственности - автономная республика или автономная область.
В начале 1929 г. г. Грозный и Сунженский округ вошли в состав Чеченской автономной области [13, с. 55-56]. Далее с Чеченской автономной областью была объединена Ингушская автономная область, что подтверждается соответствующим документом.
«№25. Постановление Президиума ВЦИК СССР об образовании Чечено-Ингушской автономной области
15 января 1934 г.
В согласии с выраженной волей трудящегося населения Чеченской и автономных областей Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:
Автономную область Ингушетию объединить с Чеченской автономной областью, образовав Чечено-Ингушскую автономную область, с центром в городе Грозном, входящую в состав Северо-Кавказского края.
Председатель Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.
Секретарь Всероссийского
Центрального исполнительного Комитета А. Киселев» [15, с. 623].
Вторая половина 30-х годов ознаменовалась важными политическими событиями, связанными с совершенствованием и укреплением государственности Советского Союза. Были приняты Конституции СССР (5.12.1936), РСФСР (21.01.1937), Чечено-Ингушской АССР (22.06.1937). По Конституции СССР, Чечено-Ингушская автономная область, наряду с другими автономными областями, была преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (далее Чечено-Ингушская АССР, ЧИАССР). Это же положение было воспроизведено и в Конституции РСФСР. В ст.14 Конституции РСФСР указывалось, что РСФСР состоит из краев, областей, республик и автономных областей. Автономные республики имеют свои Конституции, которые подлежат утверждению РСФСР. В Конституцию РСФСР были введены положения о высших органах государственной власти автономных республик (ст. 56-64), глава 6 об органах государственного управления Автономных республик (ст. 65-72) и глава 7 - об органах государственной власти автономных областей (ст. 73-76).
Предполагаемое преобразование Чечено-Ингушской Автономной области в Чечено-Ингушскую Автономную Республику народами Чечни и Ингушетии было встречено с воодушевлением и заверением, что в ближайшее время ЧИАССР превратится в одну из передовых республик [18, с. 124-131].
В Конституции ЧИАССР были закреплены положения: 1) ЧИАССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян (ст.1); 2) политическую основу ЧИАССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождение чеченского и ингушского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома
националистической контрреволюции (ст.2); 3) ЧИАССР входит в состав РСФСР на правах Автономной Республики (ст.13); 4) Законы СССР и РСФСР обязательны на территории ЧИАССР; в случае расхождения действуют законы СССР и РСФСР (ст.16); 5) каждый гражданин ЧИАССР является гражданином РСФСР и СССР (ст.17); 6) Верховный Совет ЧИАССР является высшим и законодательным органов государственной власти ЧИАССР (ст.19 и 21); 7) он избирается гражданами ЧИАССР по избирательным округам сроком на четыре года по норме один кандидат на шесть тысяч населения (ст.22); 8) Верховный Совет избирает Председателя и двух его заместителей (ст.25); 9) образует Правительство ЧИАССР - Совет Народных Комиссаров ЧИАССР (ст.37) [19].
12 декабря 1937 г. состоялись выборы в Верховный Совет СССР. От ЧИАССР было избрано 12 депутатов [18, с. 124-131]. 26 июня 1938 г. состоялись одновременно выборы депутатов в Верховный Совет РСФСР [18, с. 112-119] и в Верховный Совет ЧИАССР. В Верховный Совет РСФСР от ЧИАССР было избрано 5 депутатов, в Верховный Совет ЧИАССР были избраны 112 депутатов по 112 избирательным округам. 25-29 июля 1938 г. состоялась первая сессия Верховного Совета ЧИАССР первого созыва, на которой были сформированы органы государственной власти Президиум Верховного Совета ЧИАССР (председатель Тамбиев Ю.Д), правительство -Совнарком ЧИАССР (председатель Моллаев С.К.) и др. [18, с. 113-118].
Воодушевленный приобретением статуса государства в форме автономной республики народ Чечено-Ингушетии добросовестно трудился на всех участках трудовой деятельности, принимал самое активное участие в Великой Отечественной войне, проявляя мужество и героизм. Однако 23 февраля 1944 года руководство СССР осуществило репрессивную акцию, выслав чеченцев и ингушей в Сибирь, Казахстан, Киргизию с ярлыком изменников родины. ЧИАССР была упразднена, полномочия депутатов от ЧИАССР оказались прекращенными, чеченцы и ингуши были лишены права быть избранными в органы власти вплоть до 1958 г. ЧИАССР сначала была преобразована в Грозненский округ в составе Ставропольского края, затем - в самостоятельную Грозненскую область в составе РСФСР [15, с. 674-676].
Лишь после 13-летнего перерыва 9 января 1957 г., руководствуясь решениями XX съезда КПСС [20, с. 101-105], Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О восстановлении ЧИАССР в составе РСФСР» [20, с. 107]. В этот же день, 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ о восстановлении ЧИАССР и упразднении Грозненской области [15, с. 875-876]. 11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Этим законом были утверждены Указы Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. о восстановлении ЧИАССР, внесены изменения и дополнения в ст.22 Конституции СССР о том, что ЧИАССР входит в состав РСФСР [21, с. 111].
Вслед за этим, 16 марта 1958 года прошли выборы в Верховный Совет ЧИАССР 2-го созыва (1958-1962 гг.) наряду с выборами в Верховный Совет СССР 5-го созыва (1958-1962 гг.). В Верховный Совет ЧИАССР были избраны 116 депутатов по 116 избирательным округам. В Верховный Совет СССР от ЧИАССР были избраны 13 депутатов [21, с. 110-118]. 1 марта 1959 г. состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР 5-го созыва (1959-1963 гг.). От ЧИАССР туда были избраны пять человек по пяти избирательным округам [22].
Таким образом, завершилось и политическое, и юридическое, и фактическое восстановление автономии ЧИАССР. Далее статус автономии ЧИАССР не претерпел никаких изменений ни в Конституции СССР от 7 октября 1977 г., ни в Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 г. ни в Конституции ЧИАССР тех лет.
Коренные изменения в статусе Чечено-Ингушетии произошли в связи с принятием Верховным Советом ЧИАССР 27 ноября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики. Основные положения этой Декларации выделим ниже:
«Верховный Совет Чечено-Ингушской республики... торжественно провозглашает государственный суверенитет Чечено-Ингушской республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство» (один из пунктов преамбулы).
Чечено-Ингушская республика есть суверенное государство, созданное в результате самоопределения чеченского и ингушского народов. Суверенитет Чечено-Ингушской республики
- естественное и необходимое условие существования государственности Чечено-Ингушетии (ст.1).
Государственный суверенитет Чечено-Ингушской республики провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь и свободное развитие (ст.2).
Носителем суверенитета и источником государственной власти в Чечено-Ингушской республике является ее многонациональный народ ...(ст.3). [23, с. 3-6].
В связи с принятием Декларации, Верховный Совет Чечено-Ингушской республики в тот же день постановил: установить 27 ноября - день принятия Декларации о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики Днем национального возрождения чеченского и ингушского народов [23, с. 3-6].
14 мая 1991 г. Верховный Совет, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Чечено-Ингушской республики, внес изменения и дополнения в Конституции ЧИАССР. Из названия Конституции были исключены слова «автономная советская социалистическая». Чечено-Ингушетия стала именоваться «Чечено-Ингушская республика (ЧИР)». Все основные положения Декларации были включены в Конституцию [24, 12 июня].
В данном контексте, приходим к следующим выводам:
1. С 16 февраля (1 марта) 1918 г. Чечня вошла в состав Терской области (республики), которая по государственному устройству являлась союзом народов, пользующихся национально-территориальной (не государственной) автономией. С 20 января 1921 г. Чечня находилась в составе Горской АССР. И эти формы, по нашему мнению, относятся больше к статусу административно-территориальной единицы, основанной по национальному признаку, которая не может быть отнесена к государственным образованиям в форме автономии.
В своем развитии Чеченская республика прошла следующие формы государственности: 1. с 30 ноября 1922 г. - Чеченская автономная область; 2. с 26 января 1925 г. - Чеченская автономная область в составе Северо-Кавказского края; 3. с 15 января 1934 г. - Чечено-Ингушская автономная область; 4. с 5 декабря 1936 г. - Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЧИАССР).
7 марта 1944 г. ЧИАССР, как автономная государственно-территориальная единица, была ликвидирована и восстановила свой статус ЧИАССР 9 января 1957 года. Наконец, 27 ноября 1990 г. ЧИАССР была преобразована в ЧИР, а с ноября 1991 г. ЧИР стала именоваться Чеченской республикой, как независимое государство. В связи с учреждением поста Президента Чечено-Ингушской республики, 3 сентября 1991 г. Верховным Советом ЧИР были внесены очередные изменения в Конституцию и принят закон о выборах Президента Чечено-Ингушской Республики [24, 4 сентября].
Ни в Декларации, ни в Конституции не было ни слова о том, что ЧИР входит в состав СССР или РСФСР. Юридически Чеченская республика приобрела статус самостоятельного независимого государства и существовала в таком качестве фактически до конца 90-х годов XX века. Этому способствовали отдельные представители, как сейчас принято говорить, федерального центра России, которые настояли на роспуске законных органов государственной власти. Именно по их попустительству власть в Чечне перешла к представителям Исполкома Общенационального Конгресса Чеченского Народа (ОКЧН). Независимость Чеченской Республики ни РФ, ни другими государствами признана не была.
Через год после принятия Конституции РФ 1993 г. руководство России, развалившее великое могучее государство Советский Союз, под видом восстановления конституционного порядка в Чеченской республике развязало войну против чеченского и других народов, проживавших в Чечне (так называемая «первая чеченская война»), которая, по мнению министра обороны РФ и других официальных лиц того времени, должна была завершиться в течение двух часов взятием г. Грозного. Их расчет не оправдался, война продолжалась около двух лет и завершилась в представлении народных масс поражением Российской армии.
Здесь ярко проявилось предупреждение В.И. Ленина о том, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что
ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке» [25, с. 527-530].
Литература и источники
1. Дудаев А.Х. Возникновение и основные этапы становления Чечено-Ингушской национальной советской государственности. М., 1964.
2. Кониев Ю.И. Национально-государственное строительство на Тереке. Орджоникидзе: Издательство «ИР», 1969.
3. Джугурьянц С.Н. От вековой отсталости к социализму. Осуществление ленинской национальной политики в Чечено-Ингушетии (191T-1941 гг.) Сборник документов и материалов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 19TT.
4. Бугаев А.М. Развитие Чечено-Ингушской советской автономии. 195T - 19T8 гг. М., 198T.
5. Юсупов П.И. От отсталости к расцвету и сближению наций. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1982.
6. Алхазуров М.И. Становление и развитие Чеченской республики: историко-политический анализ. М., 2006.
T. Бакаев А.Х. Восстановление Чечено-Ингушской АССР: предпосылки, условия и этапы решения проблемы (1950-е -начало 1960-х годов. Пятигорск, 2012.
8. Сайдумов М.Х. Периодизация этапов восстановления и развития Чеченской государственности с ХХ но XXI вв.: Правовые основы Советского, постсоветского и Российского периодов государственно-правового развития республики // Северо-Кавказский юридический вестник, 2020. №1. С.20-30.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: T0 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., нерераб. и дон. М.: Рус. Яз., 1989.
10. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словаврь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. 2-е тзд., стер. М.: ООО Издательский Центр «Азбуковник», 2006.
11. Декларация нрав народов России. Сборник Законов СССР. В 2-х т. Т.1. М.: Издательство «Известия Советов Депутатов Трудящихся», 1968.
12. История Советской Конституции ( в документах). 191T-1956. М., 195T.
13. Кониев Ю.И. Национально-государственное строительство на Тереке. Орджоникидзе: Издательство «ИР», 1969.
14. Сборник законов СССР. В 2-х т. Т.1. М.: Издательство «Известия Советов Депутатов Трудящихся», 1968. С. 44-61.
15. Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней. политике России и СССР (начало Х1Х -середина XX в.). М.: РОССПЭН, 2011.
16. Библиотека нормативно-правовых актов СССР // www.Iibussr.ru
1T. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. 1925. Ст.218.
18. Бахмадов Б.Д. Выборы депутатов от Чечено-Ингушской АССР в Верховный Совет СССР первого созыва (193T-1941). // Вестник ЧГУ. 201T. №4 (28).
19. Конституция Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1958.
20. Восстановление Чечено-Ингушской АССП (1953-1962). Сборник документов и материалов. Т.1. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2013.
21. Бахмадов Б.Д. Выборы в Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР второго созыва (1958-1962). // Вестник ЧГУ. 2018. №2 (30).
22. Бахмадов Б.Д. Выборы депутатов Верховного Совета РСФСР 2, 3, 4 созывов от Грозненской области и 5 созыва от Чечено-Ингушской АССР. // Вестник ЧГУ. 2019. №3 (35). С.108-112.
23. Верховный Совет Чечено-Ингушской республики. Информационный бюллетень №1. Грозный. Январь, 1991. С. 3-6.
24. Голос Чечено-Ингушетии. 1991.
25. Ленин В.И. О национальном вопросе и национальной политике. М.: Политиздат, 1989.
References and Sources
1. Dudaev A.H. Vozniknovenie i osnovnye etapy stanovleniya Checheno-Ingushskoj nacional'noj sovetskoj gosudarstvennosti. M., 1964.
2. Koniev Yu.I. Nacional'no-gosudarstvennoe stroitel'stvo na Tereke. Ordzhonikidze: Izdatel'stvo «IR», 1969.
3. Dzhugur'yanc S.N. Ot vekovoj otstalosti k socializmu. Osushchestvlenie leninskoj nacional'noj politiki v Checheno-Ingushetii (191T-1941 gg.) Sbornik dokumentov i materialov. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 19TT.
4. Bugaev A.M. Razvitie Checheno-Ingushskoj sovetskoj avtonomii. 195T - 19T8 gg. M., 198T.
5. Yusupov P.I. Ot otstalosti k rascvetu i sblizheniyu nacij. Groznyj: Checheno-ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1982.
6. Alhazurov M.I. Stanovlenie i razvitie Chechenskoj respubliki: istoriko-politicheskij analiz. M., 2006.
T. Bakaev A.H. Vosstanovlenie Checheno-Ingushskoj ASSR: predposylki, usloviya i etapy resheniya problemy (1950-e - nachalo 1960-h godov. Pyatigorsk, 2012.
8. Sajdumov M.H. Periodizaciya etapov vosstanovleniya i razvitiya Chechenskoj gosudarstvennosti s XX po XXI vv.: Pravovye osnovy Sovetskogo, postsovetskogo i Rossijskogo periodov gosudarstvenno-pravovogo razvitiya respubliki // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik, 2020. №1. S.20-30.
9. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: T0 000 slov / Pod red. N.Yu. Shvedovoj. 21-e izd., pererab. i dop. M.: Rus. YAz., 1989.
10. Zaharenko E.N., Komarova L.N., Nechaeva I.V. Novyj slovavr' inostrannyh slov: 25 000 slov i slovosochetanij. 2-e tzd., ster. M.: OOO Izdatel'skij Centr «Azbukovnik», 2006.
11. Deklaraciya prav narodov Rossii. Sbornik Zakonov SSSR. V 2-h t. T.1. M.: Izdatel'stvo «Izvestiya Sovetov Deputatov Trudyashchihsya», 1968.
12. Istoriya Sovetskoj Konstitucii ( v dokumentah). 191T-1956. M., 195T.
13. Koniev Yu.I. Nacional'no-gosudarstvennoe stroitel'stvo na Tereke. Ordzhonikidze: Izdatel'stvo «IR», 1969.
14. Sbornik zakonov SSSR. V 2-h t. T.1. M.: Izdatel'stvo «Izvestiya Sovetov Deputatov Trudyashchihsya», 1968. S. 44-61.
15. Vajnahi i imperskaya vlast': problema CHechni i Ingushetii vo vnutrennej. politike Rossii i SSSR (nachalo XIX - seredina XX v.). M.: ROSSPEN, 2011.
16. Biblioteka normativno-pravovyh aktov SSSR // www.Iibussr.ru
1T. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Raboche-Krest'yanskogo Pravitel'stva RSFSR. 1925. St.218.
18. Bahmadov B.D. Vybory deputatov ot Checheno-Ingushskoj ASSR v Verhovnyj Sovet SSSR pervogo sozyva (193T-1941). // Vestnik CHGU. 201T. №4 (28).
19. Konstituciya Checheno-Ingushskoj ASSR. Groznyj, 1958.
20. Vosstanovlenie Checheno-Ingushskoj ASSP (1953-1962). Sbornik dokumentov i materialov. T.1. Nal'chik: OOO «Pechatnyj dvor», 2013.
21. Bahmadov B.D. Vybory v Verhovnyj Sovet Checheno-Ingushskoj ASSR vtorogo sozyva (1958-1962). // Vestnik CHGU. 2018. №2 (30).
22. Bahmadov B.D. Vybory deputatov Verhovnogo Soveta RSFSR 2, 3, 4 sozyvov ot Groznenskoj oblasti i 5 sozyva ot Checheno-Ingushskoj ASSR. // Vestnik CHGU. 2019. №3 (35). S.108-112.
23. Verhovnyj Sovet Checheno-Ingushskoj respubliki. Informacionnyj byulleten' №1. Groznyj. Yanvar', 1991. S. 3-6.
24. Golos Checheno-Ingushetii. 1991.
25. Lenin V.I. O nacional'nom voprose i nacional'noj politike. M.: Politizdat, 1989.
БАХМАДОВ БАУДИН ДАДАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Чеченский государственный университет, Заслуженный юрист Российской Федерации. BAKHMADOV, BAUDIN D. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Chechen State University, Honored Lawyer of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 343.1(019) DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-51-54
потехин д.с.
к вопросу о состоянии прокурорского надзора в исправительных учреждениях владимирской области в конце 1960-х годов
Ключевые слова: советская прокуратура, положение о прокурорском надзоре, права и обязанности прокурора, места заключения, места лишения свободы, Владимирская область, заключенные.
В статье проведен анализ обязанностей прокуроров в сфере соблюдения законодательства за местами лишения свободы, в соответствии с положением о прокурорском надзоре СССР 1955 года. На конкретных примерах, по данным из архивных источников, рассматривается специфика работы прокурорского надзора прокуратуры Владимирской области по надзору за исправительно-трудовыми учреждениями. Показано, что состояние законности в ИТУ нельзя признать в полной мере удовлетворительным. Прокурорский надзор не отвечал предъявлявшимся к нему требованиям. Прокурорские проверки проводились не регулярно, причем в ряде случаев носили поверхностный характер. При проверках не всегда вскрывались недостатки в работе и негативные процессы в ИТУ, не выявлялись нарушения и не принимались действенные меры к их устранению.
POTEKHIN, D.S.
TO THE QUESTION OF THE STATE OF PROSECUTOR'S SUPERVISION IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE
VLADIMIR REGION IN THE END OF THE 1960S
Key words: Soviet prosecutor's office, regulation on prosecutorial supervision, rights and obligations of a prosecutor, places of detention, places of deprivation of liberty, Vladimir region, prisoners.
The article analyzes the duties of prosecutors in the field of compliance with the law for places of deprivation of liberty, in accordance with the regulation on prosecutorial supervision of the USSR in 1955. On specific examples, according to data from archival sources, the specifics of the work of the prosecutor's supervision of the prosecutor's office of the Vladimir region in the supervision of correctional labor institutions are considered. It is shown that the state of legality in the ITU cannot be considered fully satisfactory. Prosecutor's supervision did not meet the requirements for it. Prosecutorial checks were not carried out regularly, and in some cases they were superficial. During inspections, shortcomings in the work and negative processes in the ITW were not always revealed, violations were not identified and effective measures were not taken to eliminate them.
Идея правового государства означает систему взглядов и представлений о справедливом государственном устройстве, основанном на признании народа в качестве единственного источника власти, на ограничении государства законом, на идеях верховенства права, равной ответственности всех перед законом, демократического устройства государственной публичной власти [1].
В соответствии с положением о прокурорском надзоре в Союзе Советских Социалистических Республик (Положение), утвержденным указом высшего органа государственной власти - Президиума Верховного Совета СССР в 1955 году, высший надзор от имени государства за точным исполнением законов государственными органами, должностными лицами, организациями, и гражданами возлагался на Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура в этот период представляла собой централизованную систему и осуществляла свою деятельность с соответствующим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим без какого-либо подчинения местным органам власти. Возглавлявший эту систему Генеральный Прокурор СССР, отчитывался перед Верховным Советом СССР или перед Президиумом Верховного Совета СССР в период между сессиями. Также в перечень основных функций генерального прокурора входило издание нормативных документов, носящих обязательный характер для всех уровней органов прокуратуры, полномочия по отмене которых возлагались на Президиум Верховного Совета СССР. Одновременно полномочия генерального прокурора позволяли осуществлять представление в Президиум вопросов, подлежащих разрешению в законодательном порядке или требующих толкования закона.
Для достижения главной цели прокуратуры - высшего надзора за точным исполнением законов - устанавливались задачи по укреплению в СССР социалистической законности, охране общественного и государственного строя СССР от любых посягательств, охране социалистической собственности, а также гарантированных Конституцией СССР личных и