Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кураленко П.А., Холодий А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ»

измерение : пособие по региональной экологической политике / С.Н. Бобылев. - М. : Акрополь, ЦЭПР, 2007. — 60 с.;

2. Бобылев, С.Н. Индикаторы устойчивого развития России / С.Н. Бобылев, П.А. Макеенко // М:ЦПРП, 2001. - Стр. 220;

3. Глазырина И.П. Исследование качества роста региональной экономики в контексте концепции устойчивого развития / И.П. Глазврина // Экономика природопользования. — 2006. — № 4. — С. 21-30;

4. Даванков, А. Ю. Социально-экономическая оценка природно-техногенных комплексов. Екатеринбург : Изд-во УрО РАН, 1998. 238 с.;

5. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2012 году / Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области - Вологда, 2013. - 260 с.;

6. Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов Вологодской области, выпуск 16 / Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области - Вологда, 2011. - 240 с.;

7. Кривов, В.Д. Экологические аспекты устойчивого развития / аналитический доклад // Аналитический вестник №12 (455). - Стр. 102;

8. Повестка дня на XXI век / ООН, Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Рио-де-Жанейро, 1992

9. Состояние окружающей среды в Вологодской области в 2012 году / стат. сборник // Вологдастат, 2013. - 74 с.;

Кураленко П.А. студент ЭБ1533 Холодий А.А. студент ЭБ1533 ФГБОУ ВПО Кубанский государственный

аграрный университет Россия, г. Краснодар ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ Одним из наиболее спорных вопросов экономической теории является роль государства в экономике страны. В ходе длительного развития и усовершенствования экономики не выявлено определенного способа исследования механизма государственного регулирования. Вопрос о роли государства в экономике стал центральным в изучении ХХ века, именно в тот период, когда была выявлена ограниченность мнений «классической школы». До этого времени в ряде стран существовала экономика свободной конкуренции, требовавшая невмешательства государства в рыночные отношения [7]. После «Великой депрессии» 30-х годов, стало понятно, что свободная конкуренция уходит в прошлое и на смену ей выходит экономика крупного производства, которая порождала тенденции к монополии, которая не могла существовать при свободной конкуренции. Монополизм

превращается в тормоз экономического развития, еще Ленин подчеркивал, что всякая монополия тянет за собой застой и умирание. Именно из-за государственного монополизма, экономика бывшего СССР была практически неэффективной. От монополизма, зародившегося в Х1Х в. нельзя было избавиться, но его можно было научиться контролировать, т.е. постоянно ограничивать. Впервые способ регулирования государством экономических процессов, при сохранении рыночной экономики был разработан Д. Кейнсом. В 1936 г. была опубликована его работа «Общая теория занятости, процента и денег». В тот период времени необходимо было найти выход из кризиса, создать все необходимые условия для роста производства и преодолеть безработицу. Кейнс говорил о том, что вмешательство государства неизбежно. Суть подхода состояла в том, чтобы найти методы активизации и способы стимулирования совокупного спроса и тем самым воздействовать на расширение производства и количество предлагаемых товаров. Так же Кейнс выделяет в своей теории роль инвестиций, он считает, что чем больше размеры инвестиций, тем больше масштабы производства. Главным инструментом воздействия государства на экономику ученый считал бюджетную и фискальную политику.

Проблема вмешательства государства в экономику, пожалуй, никогда не была так актуальна, как сейчас, так как в результате прошлогоднего кризиса экономика государства пошатнулась и самостоятельно прийти в норму ей не удастся, поэтому в данном случае необходима помощь государства для нормализации экономики. Под нормализацией подразумеваются целенаправленные изменения в ведении народного хозяйства и внедрение новых способов ведения рыночной экономики. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства должно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, а так же контролирующего характера, осуществляемые государственными учреждениями и общественными организациями, так же деятельность государства должна быть направлена на то, чтобы сориентировать микроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта по пути углубления экономических реформ и достижения более высокого уровня и качества жизни. Основой государственного регулирования является ВВП, который перераспределяется через госбюджет, внебюджетные фонды и социальные организации. Отсюда следует, что эффективность государственного регулирования экономики при прочих равных условиях выше, чем государственные доходы, и чем большая часть ВВП идет на перераспределение государством, тем более значительную роль играет государственный сектор [1]. Но не стоит забывать, что у доходов государства и госсектора есть относительные границы роста.

1 Границы роста государственных доходов:

- границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

- социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму и

средних слоев;

- границы прироста ВВП (конъюнктурные границы).

Так же говоря о границах государственного регулирования экономики нельзя забывать, что так же ограничены возможности государственной собственности [2]. Госсектор не может захватывать все новые позиции в главных отраслях народного хозяйства. Не случайно в конце 80-90 гг. в большинстве постиндустриальных стран велась приватизация объектов государственной собственности. Хотя до сих пор есть страны, где доля государственного сектора все еще высока, примером такой страны может послужить Дания, в которой вмешательство государства в экономику составляет 70%.

В общих чертах, допустимые приделы вмешательства государства в экономику достаточно широки, для того чтобы разумные решения прилагаемые государством и эффективно работающие механизмы рынка позволили решить, если не все, то по крайней мере, основные социально-экономические проблемы [4]. Если же государство начинает делать больше, чем ему отмерено рынком, то в большинстве случаев произойдет деформация рыночных процессов, упадет уровень производства и, как правило, за этим последует снижение уровня и качества жизни населения. И тогда, рано или поздно нужно будет необходимо освободить экономику от чрезмерного вмешательства государства. Так уж устроено рыночное хозяйство и с этим необходимо считаться, проводя различные социально-экономические реформы не только в нашей стране, но и так же в ряде других стран. На мой взгляд, государству необходимо снимать обременяющие его функции его в экономике в тех сферах, где в большей степени приемлем рыночный механизм. Но не стоит забывать о том, что государство нельзя «изгнать» из экономики, а напротив экономика нуждается в его помощи [5]. Появляется один главный вопрос, в какой мере и в каком качестве государство может и должно действовать в экономической сфере. Во все время своего существования государство было связано с хозяйственной жизнью общества. Правда, на первых порах оно было занято главным образом, поддержанием порядка в стране, военными делами и межгосударственными связями. Но так же, ему приходилось заниматься и экономическими вопросами своей страны. В его обязанности входило сбор налогов и организация денежного обращения.

В современных условиях экономика не может обойтись без вмешательства государства. Необходимость такого вмешательства объясняется рядом объективных причин, такими как:

1) Рост обобществления производства. Экономика усложнилась в своей структуре. В наше время, она представляет огромный хозяйственный организм с множествами составляющих ее частей и элементов. Резкое увеличение крупных предприятий и фирм, увеличение масштабов их деятельности ведут за собой расширением хозяйственных связей, нарушение которых грозит негативными последствиями для многих. Появление

крупных предприятий и фирм может быть положительным для одних и совершенно противоположным для других. Конкуренция между предприятиями может привести к увеличению капитала одного из них и банкротству другого предприятия, которое предоставило рабочие места определенному количеству населения. В данном моменте возникает потребность в современном преодолении таких ситуаций. Такую ситуацию возможно решить только при помощи государства, потому что только оно имеет возможность подняться над разрозненными интересами хозяйственных субъектов и привести их к общей пользе [3]. Неоценима роль государства в решении крупных экономических проблем страны. Ярким примером может служить очистка крупных водоемов в случае их загрязнения нефтепродуктами. Это легче сделать государству с его крупным разветвленным управленческим аппаратом и средствами.

2) Усиление научно-технического прогресса. Технический прогресс в наше время неизмеримо увеличил свою мощь. Чтобы продолжить дальнейшее развитие науки и техники, требуется огромные затраты, даже самые крупные предприятия иногда не способны обеспечить материальную поддержку в этом. Как правило, наиболее значительные затраты на развитие науки и техники несет государство.

3) Изменения в государственной инфраструктуре. Раньше вопросы воспроизводства рабочей силы волновали только предпринимателей или самих работников. НА данный момент это стало интересами государства. Государство уделяет большое внимание условиям труда рабочих. Государство обязано следить за другими социальными явлениями, которые связаны с экономикой. В наше время, уход работников на пенсию, пособие по безработице, медицинское обслуживание - все это непременно касается государства.

На изменения экономической роли государства действуют множество факторов, иногда бывает и в противоположную сторону. Отсюда следует необходимость в повышении экономической эффективности производства и усиления экономических стимулов, развитие экономической системы требует разгосударствления и снижения вмешательства государства в экономическую жизнь. Но необходимость выполнения широких социальных программ или достижения военных целей требует усиления экономической роли государства [6]. Раньше государство выполняло в основном роль «ночного сторожа», направляя свои усилия на сохранение существующих экономических отношений. Оно относительно мало участвовало в хозяйственной жизни. С возникновением машинного производства, усложнением экономических связей в обществе деятельность государства оживилась.

В экономической области государство выступает в двух лицах - как организатор своей экономики страны и как один из хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность. С одной стороны, оно направляет свою хозяйственную жизнь, а с другой - само

участвует в хозяйственных операциях, действует как крупнейший предприниматель.

Для реализации своих функций государство вырабатывает экономическую политику. Под последней понимается линия поведения государства в решении хозяйственных вопросов, осуществляемая с помощью тех или иных мероприятий. Она включает:

- цели и задачи экономического развития;

- разработку основных экономических мероприятий ;

- поиск источников средств;

- определение хозяйственного механизма для реализации намеченного

[7].

Экономическая политика формируется под явлением назревших хозяйственных задач, внутренний и международной обстановке. Она подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику. Первая представляет экономический курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных экономических проблем. В отличии от этого экономическая тактика выражает действия нацеленные на конкретизацию стратегических установок, применительно к текущему периоду времени. Она концентрирует внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих «узких» мест в экономике.

Кульминационная вмешательство государства в экономику наступает обычно в чрезвычайных условиях, чаще всего в период экономических кризисов, когда требуется мобилизация всех ресурсов и возможностей для нормализации экономической обстановки.

Смена приоритетов государственного регулирования в развитых индустриальных странах за последние десятилетия выразилась и в том, что на первый план наряду со стимулированием развития конкурентной сферы выходят действия государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды и экология и т.д.

Опыт ГРЭ в индустриально-развитых странах для России предполагает конкретно-исторический подход и к этому опыту, и к нынешнему состоянию нашего общества, его проблемам и противоречиям. С одной стороны, налицо феномен неуправляемости экономики, с другой стороны: низкая финансовая, платежная и налоговая дисциплина, низкий профессиональный уровень аппарата управления, отсутствие достоверной информации, в том числе статистической о процессах, происходящих в народном хозяйстве. В России не сложились еще зрелые рыночные отношения. Это означает, что у нас недостаточно развита рыночная инфраструктура, слаба законодательная база, дефицит кадров, подготовленных к работе в условиях рыночной экономики. Поэтому в условиях, когда старый хозяйственный механизм уже

не действует, а новый — только формируется, необходимо создание российского варианта ГРЭ, эффективность которого находится в прямой зависимости, как от силы государства, так и от степени зрелости рыночных отношений.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что к факторам, которые определяют качество и эффективность государственного регулирования экономики, относится сильная государственная власть — законодательная, исполнительная и судебная. Качество и эффективность ГРЭ в значительной мере определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность ГРЭ зависят от адаптивности его методов и инструментов к быстро изменяющимся хозяйственным и социальным ситуациям в обществе.

Использованные источники:

1. Андреев С.Ю. Роль государственной поддержки в развитии кролиководства Краснодарского края / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2010. - №02(056). С. 1 - 14. - Шифр Информрегистра: 0421000012\0037, IDA [article ID]: 0561002001. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2010/02/pdf/01.pdf

2. Андреев С.Ю. К вопросу о государственном регулировании конъюн-ктуры рынка зерна / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - №02(056). - С. 22 - 32. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2010/02/pdf/03.pdf

3. Андреев С.Ю. Строительство мини-элеваторов как направление государственного регулирования конъюнктуры рынка зерна / С.Ю. Андреев, С.А. Дьяков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - №08(072). С. 261 - 271. - Шифр Информрегистра: 0421100012\0321, IDA [article ID]: 0721108022. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/08/pdf/22.pdf

4. Андреев С.Ю. Социально-экономические аспекты повышения эффективности кролиководческого бизнеса: автореф. дис. канд. экон. наук / С.Ю. Андреев. - Краснодар, 2008. - 26 с.

5. Андреев С.Ю. Экономические циклы в современной макроэкономической теории / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. -№01(075). С. 247 - 266. - Шифр Информрегистра: 0421200012\0055, IDA [article ID]: 0751201020. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2012/01 /pdf/20.pdf

6. К вопросу о социально-экономической значимости государственной поддержки развития сельского туризма в Краснодарском крае / М.П. Дулин, С.Ю. Андреев, Е.А. Мищенко, Е.М. Заводов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2014. - №06(100). С. 852 - 865. - IDA [article ID]: 1001406055. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/06/pdf/55.pdf

7. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. - Изд. 16-е., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 602 с.

Кушнаренко Т.В., к. с.х. н. доцент, докторант Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону РОЛЬ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА В ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КАРКАСА РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассматриваются функции региональной информационной системы мониторинга в формировании устойчивого экономического каркаса региона как базовой платформы перехода на несырьевую модель развития с вовлечением потенциала хозяйственных укладов территории. Предложено создание и определено место специализированного Координационного совета в рамках организационно-управленческого механизма функционирования системы.

Ключевые слова: система мониторинга, несырьевая модель развития, экономический каркас, регион, хозяйственный уклад.

Особенностью текущего этапа функционирования российской экономики и ее регионов в условиях изменившегося макроэкономического окружения является существенная коррекция механизмов и инструментов регионального управления, базирующихся на максимальном выявлении внутренних источников территорий. В их числе - ресурсные возможности исторически сформировавшихся укладов. Результаты проведенного анализа потенциалов укладов регионов с позиций возможностей их реализации в стратегиях несырьевого развития позволил сделать вывод, что ни один из укладов в современных российских условиях не обладает достаточным потенциалом к формированию механизмов саморазвития территорий, стимулирующих решение задач модернизации их экономики. Поэтому задачи модернизации реального сектора должны ориентировать региональные стратегии на формирование «разномасштабной» структуры экономики регионов, в основу которой должны быть положены сетевые формы взаимодействия бизнеса, обеспечивающие интеграцию потенциалов отдельных типов укладов. В соответствии с этим формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.