В заключение следует сказать, что саратовская школа административного права, основоположником которой является профессор Василий Михайлович Манохин, пользуется уважением и признанием во всей России. Традиции такой научной школы, ее основополагающего правового института - государственной службы, необходимо изучать, анализировать и распространять на всю административно-правовую действительность.
1 См.: Старилов Ю.Н. Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сомнения...: Сборник избранных научных трудов. Воронеж, 2010. С. 82.
2 См.: Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 5-14; Он же. Государственная служба // Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 292.
3 См.: Уваров В.Н. Государственная служба и управление: учебник. Петропавловск, 2004. С. 270-271.
4 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22, ст. 2063.
5 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.
6 См.: Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 16.
7 См.: Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Киляс-ханова. М., 2008. С. 168.
8 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебник. Саратов, 2003. С. 136-137.
9 См.: Булыга Р. Административное право России: учебник. М., 2008. С. 169.
10 См.: Манохин В.М. Государственная служба // Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 293.
11 См.: Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Киляс-ханова. М., 2008. С. 170.
12 См.: Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 9. С. 9.
H.H. Ковалева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФOРMАЦИOННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье анализируются тенденции модернизации государственного управления в условиях использования информационных технологий. Обосновывается необходимость адмипистративпо-правового воздействия па сферу использования информационных техпо-логий, особенно в государственном управлении.
Ключевые слова: государственное управление, использование информационных технологий, информационная сфера.
N.N. Kovaleva
STATE MANAGEMENT IN THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY
This article analyzes trends in the modernization of public administration in terms of information technology, as well as justifying the need for administrative and legal impact on the scope of the use of information technology, especially in government.
Keywords: state administration, the use of information technology, information sphere.
В настоящее время в деятельности государственных органов власти активно используются информационные технологии, с одной стороны, а с другой стороны, идут процессы модернизации государственного управления под влиянием
© Ковалева Наталья Николаевна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская 40 государственная юридическая академия); e-mail: kovaleva.natalia@mail.ru
Н.Н. Ковалева
• Государственное управление в условиях использования информационных технологий
внедрения информационных технологий в общественную жизнь. В органах государственного управления создаются специальные структуры в сфере разработки, внедрения и сопровождения государственных информационных систем и сетей. В то же время под влиянием активного использования информационных технологий в жизни общества и отдельных людей меняется общественное и правовое сознания конкретных личностей. Данные тенденции требуют корректировки правового регулирования на уровне государства, в частности, трансформации административно-правового регулирования в условиях использования информационных технологий.
В.М. Манохин отмечает, что предмет административного права не может быть «вечным», неизменным, а также, что теория и практика требуют дальнейшего изучения и совершенствования предмета административного права1. При этом он указывает, что формирование государственного управления как специфического вида государственной деятельности обусловило необходимость регулирования этой деятельности административным правом2. Также В.М. Манохин выделяет в предмете административного права область государственно-административного регулирования, к которой относит меры по стимулированию и концепции по различным видом деятельности, использование средств массовой информации3. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что формы государственно-административного регулирования расширяются, что обусловливает регулирование использования информационных технологий в государственно-административном порядке.
Кроме того, государственное управление само по себе приобретает специфику под воздействием использования информационных технологий. Подчеркивая с
—I
особое значение информационной деятельности в государственном управ- | лении, Е.С. Устинович предлагает не ограничиваться простым сложением р
а
информационно-емких направлений деятельности государственных органов, с а рассматривать использование информационных технологий в деятельности | государственных органов системно4. Системный подход при исследовании у
Из
указанных процессов обеспечит наиболее значимые эффекты в социальном с
т
развитии. н
Государственное управление в условиях использования информационных 1
5
технологий определяет следующие тенденции своего развития: правовые и и
1Ь
организационно-управленческие механизмы создания оптимальных условий е
с
для удовлетворения информационных потребностей различных субъектов |
права и управления; раскрытие инновационного потенциала информатизации Д
е
государственного управления5. и
В то же время информационные технологии взаимодействуют, преобразуют •
»> »> ю
и организуют движение такого объекта, как информационный ресурс, который (
9
в этом случае выступает в качестве одного из объектов государственного управ- • ления. з
Информационные технологии являются составной частью информационной среды, а их использование — средством обеспечения взаимодействия органов власти, организаций и граждан. Отсюда следует, что информационная среда может быть объектом управленческого воздействия со стороны органов государственного управления. Основные структурные элементы информационной среды - это информационный ресурс, информационные технологии и информа- 41
ционные системы, направленные на обеспечение информационных потребностей общества и государства.
Государственные и муниципальные органы, средства массовой информации, общественные и политические объединении могут быть отнесены к субъектам государственного управления в условиях использования информационных технологий.
Таким образом, информационная среда страны одновременно выступает и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия. Сложная структура этого явления предполагает возможность оказания управляющего воздействия на отдельные объекты, которые в свою очередь выступают структурными элементами информационной среды.
В то же время именно использование информационных технологий представляет собой связующее звено, объединяющее всю совокупность объектов государственного управления в информационной сфере, т.к. использование информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов обеспечивает не только информационное взаимодействие органов власти, но и повышает уровень качества осуществления государственных услуг в сфере социальных отношений.
Как указывает В. М. Манохин, предметом административно-правовых отношений могут быть материально-технические действия, например, действия по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов. Определив предмет административного права как социальные отношения по государственному управлению, государственному регулированию и по а государственным услугам, В.М. Манохин предоставляет возможность обозначить ? информационные технологии как фактор, нуждающийся в государственной а. регламентации, причем регламентации административного типа6. | Кроме того, именно административное законодательство обеспечивает
I функционирование всего механизма государственно-правового регулирования
1 общественных отношений7. От уровня административного обеспечения исполь-
го
| зования информационных технологий в государственной деятельности зависит
§ социальная эффективность нормативных актов. Следовательно, эффективность
| административного обеспечения использования информационных технологий в
2 государственной деятельности в значительной мере зависит от эффективности ° взаимодействия всех субъектов государственной деятельности. В свою очередь ж взаимодействие во многом обеспечивается информационными технологиями, | причем не только между государственными органами Российской Федерации и I субъектов Федерации, но и с гражданами, средствами массовой информации и 1 другими институтами гражданского общества.
0
° Отсюда можно сделать вывод о том, что государственное управление в
го
¿5 условиях использования информационных технологий приобретает черты,
1 характерные для современного информационного общества: обеспечивает | государственно-административное регулирование государственных услуг не
только информационной направленности, но и других государственных социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д., позволяет осуществлять внутриорганизационное управление в государственных органах власти на более эффективной основе: повысить скорость доведения решений до исполнителей, проконтролировать ход и результат исполнения
42
решений, принять необходимые меры.
А.В. Колесников • Централизация и политизация местной власти в муниципальном районе
Поэтому использование информационных технологий в государственном управлении является предметом административно-правовых отношений, а сами информационные технологии как часть информационной среды, наряду с информационным ресурсом, представляют собой один из объектов государственного управления и активно воздействуют на внедрение в государственное управление элементов тесного взаимодействия.
1 См.: Манохин В.М. Административное право России: учебник. Саратов, 2011. С. 11-12.
2 См.: Манохин В.М. Отраслевой принцип в государственном управлении // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 3. С. 80-83.
3 См.: Манохин В.М. Административное право России: учебник. Саратов, 2011. С. 15.
4 См.: Устинович Е.С. Системный подход к пониманию информационной деятельности в государственной сфере // Информационное право. 2007. № 4. С. 3-4.
5 Подробнее об этом см.: КовалеваН.Н. Государственное управление в информационной сфере // Государство и право. 2013. № 2. С. 78-86.
6 См.: Манохин В.М. Административное право России: учебник. Саратов, 2011. С. 17, 23.
7 См.: Аникин С.Б., Чмыхало Е.Ю. Земельное законодательство в системе совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российское Федерации: административно-правовой аспект // Административное право и процесс. 2010. № 4. С. 7-12.
А.В. Колесников
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЗАЦИЯ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Статья посвящена процессу организационной централизации муниципальной власти
в районе путем сращивания исполнительных органов местного самоуправления админи- с
стративного центра района и органов самого муниципального района и политической и
централизации путем введения смешанной и пропорциональной систем выборов в пред- С
ставительные органы. а
Ключевые слова: Конституция РФ, администрация, представительный орган, пропор- о
циональная избирательная система, смешанная избирательная система, централизация g
власти, политизация муниципальной власти. S.
о
A.V. Kolesnikov р
с
CENTRALISATION AND POLITICIZATION OF LOCAL о
AUTHORITIES IN THE METROPOLITAN AREA |
р
The article is devoted to the process of organizational centralization of power in the mu- 4
nicipal area by merging the executive bodies of local government administrative center of the g
district and the authorities of the municipal district and political centralization , and by the й
introduction of a mixed proportional system of elections to representative bodies. а
Keywords : Constitution of the Russian Federation , the administration , the representative е
body , proportional system, a mixed electoral system , the centralization of power , the politi- 1
cization of the municipal government. •
№
СП 9
«Оценивать сущность и перспективы проходящей в настоящее время муни- • ципальной реформы необходимо в свете исторического развития нашей страны. g Это позволяет показать, как на практике при проведении в стране муниципальной реформы были реализованы изначальные установки, каковы ее базисные содержание, структурные элементы, стилистика исполнения»1.
©Колесников Андрей Владимирович, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kaviras@yandex.ru