Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА ВАКЦИН ОТ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА ВАКЦИН ОТ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПАНДЕМИЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА ВАКЦИН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ВАКЦИН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарайская Ольга Анатольевна, Терехова Полина Сергеевна

В статье проведен сравнительный анализ опыта государственного регулирования разработки и производства вакцин от новой коронавирусной инфекции в США, Великобритании и Российской Федерации. Разработка вакцины отличается особой сложностью, масштабом требуемых инвестиций, барьерами для входа и высокими требованиями к образованию ученых, занимающихся исследованиями в этой области. Установлено, что правительства и регулирующие органы исследуемых стран вполне способны успевать за быстрорастущими темпами изменений в мировом пространстве, в частности модифицировать вакцины в связи с появлением новых штаммов коронавируса. Кроме того, показано, что развитые страны (Соединенные Штаты Америки и Великобритания) значительно опережают другие страны в сфере разработок и производства вакцины от COVID-19. В ходе анализа выявлены причины непризнания российских вакцин западными странами. В результате предложены меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и инфраструктурного обеспечения эффективного функционирования государственного управления в сфере разработки и производства вакцин от коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарайская Ольга Анатольевна, Терехова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION IN THE SPHERE OF DEVELOPING AND PRODUCING COVID-2019 VACCINES: COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The article provides a comparative analysis of the experience of state regulation of developing and producing COVID-19 vaccines in the United States, the United Kingdom and the Russian Federation. Vaccine development is characterized by particular complexity, the scale of investment required, barriers to entry, and high educational requirements for scientists involved in research. It has been found that the governments of the studied countries are quite capable of keeping up with the rapidly growing pace of changes in the world (in particular, modifying vaccines due to new strains of coronavirus). Furthermore, it has been shown that developed countries, in particular the United States of America and the United Kingdom, are significantly ahead of other countries in the developing and producingCOVID-19 vaccines. The analysis also revealed the reasons for non-recognition of Russian vaccines by Western countries. As a result, measures aimed at improving the regulatory framework and infrastructure support for the effective functioning of public administration in developing and producing COVID-19 vaccines are proposed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА ВАКЦИН ОТ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

DOI: 10.24412/2070-1381-2022-90-32-43

Государственное управление в сфере разработки и производства вакцин от новой коронавирусной инфекции: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта

Зарайская Ольга Анатольевна

Кандидат экономических наук, старший преподаватель, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: ZarayskayaOA@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 5232-3966

Терехова Полина Сергеевна

Студентка, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: TerekhovaPS@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 1231-0201

Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ опыта государственного регулирования разработки и производства вакцин от новой коронавирусной инфекции в США, Великобритании и Российской Федерации. Разработка вакцины отличается особой сложностью, масштабом требуемых инвестиций, барьерами для входа и высокими требованиями к образованию ученых, занимающихся исследованиями в этой области. Установлено, что правительства и регулирующие органы исследуемых стран вполне способны успевать за быстрорастущими темпами изменений в мировом пространстве, в частности модифицировать вакцины в связи с появлением новых штаммов коронавируса. Кроме того, показано, что развитые страны (Соединенные Штаты Америки и Великобритания) значительно опережают другие страны в сфере разработок и производства вакцины от COVID-19. В ходе анализа выявлены причины непризнания российских вакцин западными странами. В результате предложены меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и инфраструктурного обеспечения эффективного функционирования государственного управления в сфере разработки и производства вакцин от коронавирусной инфекции.

Ключевые слова

Пандемия COVID-19, государственные меры борьбы с пандемией, государственное регулирование в сфере разработки и производства вакцин, государственная политика в области производства вакцин, государственная политика, государственное управление.

State Regulation in the Sphere of Developing and Producing C0VID-2019 Vaccines: Comparative Analysis of Russian and Foreign Experience

Olga A. Zarayskaya

PhD, Assistant of Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: ZarayskayaOA@spa.msu.ru

Polina S. Terekhova

Student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: TerekhovaPS@spa.msu.ru

Abstract

The article provides a comparative analysis of the experience of state regulation of developing and producing COVID-19 vaccines in the United States, the United Kingdom and the Russian Federation. Vaccine development is characterized by particular complexity, the scale of investment required, barriers to entry, and high educational requirements for scientists involved in research. It has been found that the governments of the studied countries are quite capable of keeping up with the rapidly growing pace of changes in the world (in particular, modifying vaccines due to new strains of coronavirus). Furthermore, it has been shown that developed countries, in particular the United States of America and the United Kingdom, are significantly ahead of other countries in the developing and producingCOVID-19 vaccines. The analysis also revealed the reasons for non-recognition of Russian vaccines by Western countries. As a result, measures aimed at improving the regulatory framework and infrastructure support for the effective functioning of public administration in developing and producing COVID-19 vaccines are proposed.

Keywords

COVID-19 pandemic, state measures to fight the pandemic, state regulation in developing and producing vaccines, state policy in the field of vaccine production, state policy, public administration.

Введение

На сегодняшний день наиболее значимым вопросом для большинства развитых и развивающихся государствпо-прежнемуостаетсясозданиеиразработкавакциныоткоронавирусной |инфекции COVID-19. Ее производство, а также изготовление других вспомогательных медицинских

материалов превратилось в серьезную глобальную проблему1. Власти разных стран мира выделяют миллиарды долларов для профилактики коронавирусной инфекции и борьбы с последствиями распространения этого заболевания, однако Соединенные Штаты Америки остаются лидерами в этой области. Успешным считается и опыт таких стран, как Китай, Южная Корея, Вьетнам [Никонов 2020].

Методология

Для проведения исследования были использованы следующие научные методы: количественные методы сбора данных о проводимой государствами политики в сфере регулирования производства вакцин, сравнительный анализ, анализ нормативно-правовых актов, контент-анализ материалов зарубежных и российских исследователей государственных мер в области разработки и производства вакцин от коронавирусной инфекции.

Для сравнения современных инструментов государственного регулирования разработки вакцин от новой коронавирусной инфекции COVID-19 в России, Великобритании и Соединенных Штатах Америки в условиях кризиса 2020-2021 гг. были использованы наиболее релевантные и актуальные сведения о мерах, которые предпринимают правительства этих стран для эффективного противодействия распространению инфекции.

Государственная политика в области производства вакцины от COVID-19

Вопрос о том, какая из существующих в мире вакцин наиболее эффективна, остается открытым со времен появления самых первых разработок и исследований (история появления вакцин представлена на Рисунке 1). Поиск ответа на него усложняется тем, что на оценку вакцин влияют не только медицинские показатели, но и политические интересы стран. Так, «Спутник V» является первой в мире официально зарегистрированной вакциной от новой коронавирусной инфекции, однако по-прежнему не признается практически всеми странами Европы, а также Великобританией, Соединенными Штатами Америки и Канадой.

Рейтинги и публикуемые статистические данные изменяются в режиме реального времени. Согласно американской компании Bloomberg, в ноябре 2020 г. первое место принадлежало вакцине AstraZeneca, или так называемой «Оксфордской вакцине», разработкой которой занимался Оксфордский университет совместно с британо-шведской компанией AstraZeneca2.

1 Yadav P.,Weintraub R. 4Strategies toBoosttheGlobalSupplyofCovid-19 Vaccines // HarvardBusiness Press [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2021/05/4-strategies-to-boost-the-global-supply-of-covid-19-vaccines (дата обращения: 08.12.2021).

2 Astra-Oxford Shot Is Key to Escaping Pandemic for Many Nations// Bloomberg [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-11-22/astra-oxford-shot-is-key-to-escaping-pandemic-for-many-тШ^(дата обращение: 05.12.2021).

Рисунок 1. История производства вакцин от новой коронавирусной инфекции COVID-193

По состоянию на декабрь 2020 г. Правительство Великобритании потратило почти 1,251 млрд рублей (12 млрд фунтов стерлингов) на производство вакцин против COVID-19, но ожидается, что в ближайшие годы расходы, согласно Национальному аудиторскому бюро, вырастут.

При этом данные на март 2021 г. говорят о том, что с выработкой антител к новой коронавирусной инфекции и снижением вероятности заражения лучше всего справляется американская вакцина Moderna (после нее в рейтинге наиболее качественных и подающих надежды вакцин идут Pfizer-BioNTech, Novavax, а лишь потом AstraZeneca)4.

Таким образом, данных, которые помогли бы определить самую безопасную и надежную вакцину, на сегодняшний день все еще нет; впрочем, можно выделить страны, которые наиболее успешно и эффективно справляются с разработкой и производством вакцин от коронавирусной инфекции. К таковым справедливо было бы отнести Соединенные Штаты Америки, Российскую Федерацию, Великобританию и Китай, каждая из которых активно участвует в разработке вакцины от COVID-19 (Рисунок 2).

3 Составлено авторами по COVID-19 vaccine tracker // Regulatory affairs professional society [Электронный ресурс]. URL: https://www.raps.org/news-and-artides/news-artides/2020/3/covid-19-vaccine-tracker (дата обращения: 30.01.2022).

4What's the Best Covid Vaccine? Why It's Not So Simple// Bloomberg [Электронный ресурс]. URL: https://www.Bloomberg.com/news/articles/2021-03-10/what-s-the-best-covid-vaccine-why-it-s-not-so-simple-quicktake(дата обращение: 05.12.2021).

д

Российская Федерация

Соедини HHbie Штаты Америки

Рисунок 2. Число вакцин, произведенных Российской Федерацией, Великобританией и Соединенными Штатами Америки по состоянию на 2022 год5

Мировым лидером по государственным затратам на создание вакцины от COVID-19 являются Соединенные Штаты Америки. Еще в мае 2020 г. на исследовательские работы правительство этой страны выделило 194,52 млрд рублей (2,6 млрд долларов), а частные компании— 523,72 млрд рублей (7млрд долларов). Более того, активно выделялись гранты на разработку и коммерциализацию вакцины американской фармакологической компании Novavax, подписывались контракты и с фармакологической корпорацией Pfizer, работающей совместно с немецкой BioNTech, американской фармакологической компанией Moderna и британской AstraZeneca. По состоянию на август 2020 г. Федеральное правительство выделило более 673 млрд рублей (9 млрд долларов) на разработку и производство вакцин-кандидатов, а в итоговой сумме американские расходы на разработку вакцины превышают расходы Великобритании.

Государственныемеры регулирования в США

Лаборатории по исследованию материалов в Соединенных Штатах получали финансирование для исследований SARS-CoV-2, нового коронавируса, вызывающего COVID-19. Так, например, Национальный институт стандартов и технологий получил 6 млн долларов США для проведения исследований по улучшению тестирования и диагностики COVID-19; Цзясин Хуанг из Северо-Западного университета получил финансирование для разработки самодезинфицирующейся медицинской маски для лица, которая деактивирует вирусы при контакте; Доминик Конколевич из Университета Майами в Огайо получил финансовую поддержку для разработки новых синтетических полимерных материалов, которые можно было бы использовать на поверхностях с высоким уровнем контакта для минимизации передачи вируса [Meiksin 2020].

Сейчас в рамках борьбы с пандемией основной масштабной целью Белый дом ставит увеличение поставок вакцин в бедные страны путем инвестирования миллиардов долларов в расширение производственных мощностей США с целью производства не менее одного миллиарда доз в год начиная со второй половины 2022 г. Такой план был объявлен

5 Составлено авторами по COVID-19 vaccine tracker // Regulatory affairs professional society [Электронный ресурс]. URL: https://www.raps.org/news-and-artides/news-artides/2020/3/covid-19-vaccine-tracker (дата обращения: 20.01.2022).

17 ноября 2021 г., и главным образом он направлен на увеличение доступности вакцин6. Кроме того, США намерены осуществить планомерную подготовку к будущим пандемиям, вызванным новыми штаммами вируса7. Администрация Байдена указала на необходимость обеспечения способности производить примерно 100 миллионов мРНК-вакцин в месяц против COVID-19 или других пандемических вирусов8.

Достойным внимания является тот факт, что американцы рассматривали вариант привлечения ученых-социологов для более эффективной борьбы с пандемией, поскольку в такое непростое время необходимо налаживать отношения с населением на всех уровнях: глобальном, национальном, государственном и местном9. Действительно, такая тактика оказалась бы полезной для страны, так как сейчас данные говорят о рекордно низком или близком к нему уровню доверия населения к правительству в США [Robinson et al. 2020]. Согласно исследованиям, проведенным американскими учеными, наиболее надежными, по мнению современных американцев, являются специализированные (Центр по контролю и профилактике заболеваний США), а также местные организации (личные врачи) [Robinson et al. 2021].

Государственные меры регулирования в Великобритании

Государственные меры, направленные на поддержку разработки и производства вакцин от COVID-19 в Великобритании, отличаются прежде всего в области нормативно-правового обеспечения. Одним из важнейших документов по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Соединенного Королевства являлся план, опубликованный на сайте Правительства и включающий информацию о самом вирусе, подготовке страны к противодействию вспышкам инфекционных заболеваний и конкретных планируемых действиях10.

Что касается непосредственно регистрации и производства вакцин против COVID-19, любая новая вакцина должна была получить лицензию на продажу от Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA) до конца переходного периода выхода Великобритании из ЕС (31 декабря 2020 г.). После этого Агентство по регулированию лекарственных средств и товаров медицинского назначения (MHRA) несло ответственность за выдачу разрешения на продажу в Великобритании. Чтобы продавать медицинский продукт только в Великобритании, заявители должны следовать национальной процедуре подачи заявки на получение торговой лицензии во всех четырех странах Великобритании. Этот процесс может занять до 210 дней, не считая времени, необходимого для предоставления дополнительной информации или необходимых данных.

Правительство Великобритании заранее провело особую подготовку к внедрению вакцины против COVID-19: внесение поправок в Положения о лекарственных средствах для человека 2012 г., основной законодательный акт, регулирующий лекарственные средства в Великобритании. Новое положение 174A позволило выдавать временное разрешение на

6U.S. to Fund Additional 1 Billion Covid Vaccine Doses a Year// Bloomberg. Politics [Электронный ресурс]. URL: https://www.Bloomberg.com/news/articles/2021-11-17/u-s-to-fund-additional-1-billion-covid-19-vaccine-doses (дата обращения: 09.12.2021).

7 The U.S. aims to lift Covid vaccine manufacturing to create a billion doses a year // The New York Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2021/11/17/us/covid-vaccines-supply.html (дата обращения: 09.12.2021).

8 Biden administration will invest billions to expand coronavirus vaccine manufacturing // The Philadelphia Inquirer [Электронный ресурс]. URL: https://www.inquirer.com/health/coronavirus/biden-administration-invest-vaccines-manufacturing-20211117. Ь1ш!(дата обращения: 09.12.2021).

9 Sgaier S., Saldanha N. Biden's Covid-19 Task Force Needs Behavioral Scientists // Harvard Business Press [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2020/12/bidens-covid-19-task-force-needs-behavioral-scientists(дата обращения: 08.12.2021).

10 Coronavirus action plan:a guide to what you can expect across the UK. Policy paper// Gov.UK [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/coronavirus-action-plan/coronavirus-action-plan-a-guide-to-what-you-can-expect-across-the-uk (дата обращения: 09.12.2021).

нелицензированный продукт (например, вакцину от COVID-19) при соблюдении определенных условий безопасности, качества и эффективности, установленных MHRA. Таким образом, 2 декабря Агентство по регулированию лекарственных средств и товаров медицинского назначения (MHRA) предоставило временное разрешение на использование в Великобритании вакцины Pfizer/FosunPharma/BioNTech. Великобритания заказала вакцины у семи разных поставщиков, три из которых производятся на территории Королевства. К ним относятся вакцина Pfizer/BioNTech и вакцина AstraZeneca Оксфордского университета, а также вакцина Moderna.

Государственные меры регулирования в России

Переходя к анализу российского опыта государственных мер в сфере разработки и производства вакцин от COVID-19, следует отметить, что пандемия в России имеет свои отличительные характеристики, определенную специфику, которая, безусловно, оказывает влияние и на предпринимаемые государством меры, в частности это существенные социально-экономические диспропорции в развитии российских регионов; наличие протяженной границы с Китаем; постепенное распространение инфекции с периодической стабилизацией ситуации [Чубарова, Шарова 2020].

Российские затраты на создание лабораторно-испытательного комплекса в целях разработки кандидатной вакцины против новой коронавирусной инфекции были субсидированы из федерального бюджета, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 №2020" Субсидия предоставлялась на возмещение 100% фактически понесенных в 2020 г. и документально подтвержденных затрат организации, уставная деятельность которой направлена на производство и реализацию препаратов биомедицинского назначения, в том числе профилактических, диагностических, лечебных средств, используемых в медицине.

Высокая доля затрат на здравоохранение объективно объясняется характером сегодняшней рецессии, ее эпидемическим происхождением и низкими затратами на здравоохранение в России в последние годы [Бобылева и др. 2020]. Так, например, на разработку и производство препарата «Спутник V», первой в России зарегистрированной вакцины против коронавируса, федеральный бюджет выделил «Национальному исследовательскому центру эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи» 1,8 млрд рублей в виде государственных субсидий, а на производство вакцины «ЭпиВакКорона» было выделено свыше 2млрд рублей. Более того, в сентябре 2020 г. премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении дополнительных 4,1 млрд рублей на закупку вакцины от гриппа, хотя на тот момент уже было выделено 22,5 млрд рублей.

Ежемесячно Правительство Российской Федерации публикует новые распоряжения, связанные с регулированием разработки вакцины от COVID-19 в России (основные постановления представлены на Рисунке 3). Большинство распоряжений включаютв себя информацию о выделении бюджетных ассигнований в целях, например, «софинансирования расходных обязательств финансовому обеспечению мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для

11 Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2020 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 г. субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, направленных на создание лабораторно-испытательного комплекса в целях разработки кандидатной вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 370785/ (дата обращения: 09.12.2021).

лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVГО-19)»12, «финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции ШVГО-19»13, «предоставления субсидий подведомственным Роспотребнадзору федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение опытно-промышленного производства медицинских изделий (тест-систем)»14, «для осуществления закупки лабораторного оборудования в целях развития устойчивой системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения»15.

"О закупке лекарственных препаратов для медицинского применения для реализации мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (СО\/Ю-19)"

"О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"

Официальные документы

/

Документы Министерства здравоохранения

Приказ "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции СО\/Ю~19"

\

"О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" "О поощрении"

Указы Президента РФ

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ

• "Об усилении мер, направленных на предотвращение завоза и распространения на территории Российской Федерации нового штамма СОУЮ-19"

Рисунок 3. Официальные документы, издаваемые Российской Федерацией, регламентирующие поддержку сферы здравоохранения, в связи с кризисом, вызванным

новой коронавирусной инфекцией COVID-1916

На разработку вакцины от новой коронавирусной инфекции, а также тест-систем Правительство выделяет миллиарды рублей из государственного бюджета. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22.01.2021, из резервного фонда Правительства

12 Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 №127-р «О выделении в 2021г. бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура в целях финансового обеспечения мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (cOviD-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 374979/ (дата обращения: 07.12.2021).

13 Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2020 № 2806-р «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 г. Минздраву России бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 366424/ (дата обращения: 07.12.2021).

14 Распоряжение Правительства РФ от 23 июня 2020 г. № 1659-р «О выделении Роспотребнадзору в 2020 г. бюджетных ассигнований на предоставление субсидий подведомственным Роспотребнадзору федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение опытно-промышленного производства медицинских изделий (тест-систем)» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74212465/ (дата обращение: 07.12.2021).

15 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 2892-р // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011100006 (дата обращения: 09.12.2021).

16 Составлено авторами на основе информации, представленной на сайте СтопКоронавирус.РФ.

Российской Федерации в 2021 г. будут выделены бюджетные ассигнования в размере 2,087,650 тыс. рублей на предоставление субсидии федеральному бюджетному учреждению науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в целях финансового обеспечения производства вакцины «ЭпиВакКорона»; такой объем помощи связан с необходимостью производства не менее 2,150,000 доз этой вакцины и ее поставок в субъекты Российской Федерации17.

Согласно информации на официальном сайте СтопКоронавирус.РФ18, государство продолжает активно заниматься борьбой с пандемией и в 2021 г. потратило 850млрд рублей из федерального бюджета на борьбу с COVID-19. Кроме того, на сегодняшний день семь научных центров в России занимаются разработкой вакцины от коронавируса, каждый из которых получает значительную финансовую поддержку со стороны государства; разрабатывается система оказания психологической помощи врачам из-за выросшей нагрузки, а также поддерживается население, пострадавшее в период пандемии,— более 2,5 трлн рублей было направлено на поддержку россиян, что составляет более 10% федерального бюджета (Рисунок 4).

if

в 50 млрд рублей

На борьбу oOQVIP-19 в 2021 году.

2,5 трлн рублей

На поддержну

IJ'UOUL* ЙМ I* I-

период павдвмии, Вгаим? 1СЖ федерального

Затраты Федерального бюджета Российской Федерации

127тб члн рублем

На обеспечение работы

избыпьньп бригад лги лечений пащн4нТп£ С

к -п рс+н ввп рус н ой инфекцией.

242 млн рублей

ЕЭгсрапсиискаму абшл^тпсиному двпивению добровольцев в сфере здравоохранении 'ЕЗоЛОн I еры-ме^ики"

V

68 тыс рублей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Едм1 ин.прпмоиип-а страховая выплата длр медикои и случае

30рг#€1нир COVID 19 из

рабочем М6СК.

Рисунок 4. Затраты Федерального бюджета Российской Федерации, направленные на борьбу

с новой коронавирусной инфекцией в 2021 г.19

В условиях пандемии необходима наибольшая слаженность действий всех членов общества: от административного аппарата, врачебного персонала до каждого гражданина [Владиславлева, Керов 2020]. И здесь достаточно показательным является опыт города Москвы, который реализует и активно продвигает концепцию «Здорового города», которая позволила определить новые характеристики городской среды, непосредственно влияющие на снижение

17 Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2021 №103-р «О выделении в 2021г. бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета субсидии федеральному бюджетному учреждению науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях финансового обеспечения производства вакцины «ЭпиВакКорона Вакцина на основе пептидных антигенов для профилактики COVID-19»» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LaW 374980/ (дата обращения: 09.12.2021).

18 Мобилизация системы здравоохранения// СтопКоронавирус.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://стопкоронавирус.рф/what-is-done/measures/mobilizacija sistemy zdravoohranenia.html (дата обращения: 09.12.2021).

19 Составлено авторами по Мобилизация системы здравоохранения// СтопКоронавирус.РФ [Электронныйресурс].URL: https://стопкоронавирус.рф/what-is-done/measures/mobilizacija sistemy zdravoohranenia.html (дата обращения: 09.12.2021).

распространения коронавируса в столице [Нарожная, Поленок 2021]. Для борьбы с пандемией COVID-19 Правительство Москвы использовало не только медицинские меры, но и меры организации городского пространства.

Сравнительный анализ государственной политики в сфере регулирования производства вакцин

Исследуя затраты государственных бюджетов анализируемых нами стран, которые направляются на разработку и производство вакцин от COVID-19, стоит отметить, что далеко не во всех странах уровень открытости государственного управления одинаков. Так, нормативно-правовые акты в Великобритании и Соединенных Штатах Америки содержат достаточное количество информации, что минимизирует негативные последствия их неверной трактовки и дезинформации. Интересен опыт Великобритании в этом вопросе, где между правительством Великобритании и социальными сетями заключено соглашение о противодействии дезинформации о вакцинах против COVID-1920. В то же время, например, Китай информацию о государственных расходах, направляемых на разработку и производство вакцин от новой коронавирусной инфекции, не публикует.

Сравнительный анализ эффективности государственного участия в разработке и производстве вакцин от новой коронавирусной инфекции на территории США, Великобритании и Российской Федерации целесообразно проводить по трем направлениям (Таблица 1).

Таблица 1. Эффективность государственной политики в сфере производства вакцин от новой коронавирусной инфекции в США, Великобритании и Российской Федерации21

Российская Федерация Соединенные Штаты Америки Великобритания

Количество вакцин, произведенных с участием страны 4 4 1

Процент привитого населения по состоянию на 17 января 2022 г.22 47% 62% 70%

Затраты государственного бюджета на разработку и производство вакцин от новой коронавирусной инфекции Нет данных $3.54 триллиона (270,224 триллиона рублей) £12 миллиардов (1,25 триллиона рублей)

Что касается российских затрат на разработку и производство вакцины, то точных данных в открытом доступе об общей сумме государственных затрат нет. Однако регулярно публикуются отдельные официальные документы Правительства РФ, содержащие информацию о размерах государственных субсидий, направляемых на стимулирование производства вакцины, а также иные государственные документы.

Заключение

В результате исследования выявлено, что правительства и регулирующие органы исследуемых стран вполне способны успевать за быстрорастущими темпами изменений в мировом пространстве (в частности, модифицировать вакцины в связи с появлением новых штаммов

20 Regulatory approval of COVID-19 vaccines in the UK. Rapid response // UK Parliament [Электронный ресурс]. URL: https://post.parliament.uk/regulatory-approval-of-covid-19-vaccines-in-the-uk/ (дата обращения: 08.12.2021).

21 Составлено авторами по The federal government has spent $3.59 trillion in response to COVID-19 // USA spending [Электронный ресурс] https://www.usaspending.gov (дата обращения: 12.01.2022); UK spending on Covid vaccines hits nearly £12bn, watchdog says // Financial times [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/58b11945-71b1-4f96-b389-695e162642fb (дата обращения: 08.12.2021).

22 Как идет вакцинация в различных странах мира. Интерактивная карта // BBC News. Русская служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-56029977 (дата обращения: 19.01.2022).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022 40

коронавируса). Однако на практике развитые страны, в частности США и Великобритания, значительно опережают своих менее успешных соседей.

При этом непризнание российских вакцин многими развитыми странами можно объяснить следующими причинами:

— экономическими (вследствие конкуренции между крупными фармацевтическими компаниями за первенство в производстве вакцин на мировом рынке, не желающими иметь еще одного конкурента (тем более российского));

— политическими. Нынешняя «гонка вакцин» напоминает «гонку вооружений» и «космическую гонку» во второй половине XX в. между двумя мировыми супердержавами: СССР и США. В одном из источников даже вспомнили про первый искусственный спутник Земли, который был запущен Советским Союзом: «Теперь Владимир Путин и те, кто находится на его орбите, надеются на аналогичный успех с новой вакциной "Спутник V"»23;

— незавершенностью всех этапов испытаний (по мнению некоторых западных экспертов). Зарубежные СМИ активно критикуют «Спутник V» и «Спутник-Лайт», ссылаясь на «скудные данные, невыполненные обещания и коррупцию»24.

Тем не менее, по данным на 25 января 2022 г., 71 страна с суммарным населением свыше 4 млрд человек, что составляет более половины населения нашей планеты, официально признала «Спутник V»25, который в настоящее время находится на втором месте в мире после AstraZeneca, обогнав вакцину компании Pfizer, по числу одобрений.

Немаловажно, что, согласно статистике Министерства финансов РФ, по состоянию на 25 января 2022 г. более 69 миллионов россиян полностью вакцинированы отечественными вакцинами, что составляет 47% населения страны (Рисунок 5). Возможно, само слово «спутник» скоро станет синонимом научного прорыва в России26.

7Q7,

Великобритания

47К

Российская ФедераииЯ

Соединенные Штаты Америк к

Рисунок 5. Процент привитого населения по состоянию на 17 января 2022 г.27

23 Vaccine Dreams and Russian reality// Think Global Health [Электронный ресурс]. URL: https://www.thinkglobalhealth.org/article/vaccine-dreams-and-Russian-reality (дата обращения: 08.12.2021).

24 Russia's Vaccine Diplomacy Is Mostly Smoke and Mirrors// Carnegie [Электронный ресурс]. URL:https://carnegieendowment.org/2021/08/03/russia-s-vaccine-diplomacy-is-mostly-smoke-and-mirrors-pub-85074 (дата обращения: 08.12.2021).

25 О Спутник V// Спутник [Электронный ресурс]. URL: https://sputnikvaccine.com/rus/about-vaccine/ (дата обращения: 08.12.2021).

26 Там же.

27 Составлено авторами на основе: Как идет вакцинация в различных странах мира. Интерактивная карта // BBC News. Русская служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-56029977 (датаобращения: 19.01.2022).

По мнению ряда экономистов, сейчас самой главной задачей является восстановление эффективной координации между крупными мировыми державами, международными и неправительственными организациями в целях преодоления пандемии и оказания помощи всем страдающим людям в развитых странах [Бобылев, Григорьев 2021]. Российская Федерация, Великобритания и Соединенные Штаты Америки активно участвуют в разработке вакцины от COVID-19. Разработка вакцины отличается особой сложностью, масштабом требуемых инвестиций, барьерами для входа и высокими требованиями к образованию ученых, занимающихся исследованиями в этой области. Для преодоления этих трудностей должна реализовываться политика, направленная на развитие инфраструктуры знаний и создание институтов, способствующих процветанию технологий и финансированию инноваций. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, ясно показал, что подобные меры жизненно необходимы, так как неожиданные, непоследовательные, непредсказуемые и неопределенные события, вызываемые пандемией, поступательно разрушают наше общество и бросают вызов государственному сектору [Ansell et al. 2020]. Более того, ряд политических мер может включать совершенствование и развитие международного сотрудничества между научными кругами и промышленностью и создание производственных агломераций за счет привлечения иностранных инвестиций в крупные предприятия транснациональными компаниями.

Список литературы:

Бобылев С.Н., Григорьев Л.М. В поисках новых рамок для Целей устойчивого развития после COVID-19:страны БРИКС// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 25-51.DOI: 10.380.S0/2078-3809-2021-13-1-2.S-.S1.

БобылеваА.З., АньшинВ.М., ПтицынА.В. Новые вызовы:сравнительный анализ международных реактивных антикризисных мер в связи с пандемией COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 81. С. 24-48. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10077.

ВладиславлеваТ.Б., Керов В.А. Государственное управление региональным развитием в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №83. С.22-46. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10107.

Нарожная Д.А., ПоленокД.А. Особенности подхода «Здоровый город» в управлении общественным здоровьем в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. №85. С.122-141. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-85-122-141.

Никонов В.А. Мир после COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 82. С. 5-21. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10091.

Чубарова Т.В., Шарова М.А. Государственная политика как фактор, влияющий на развитие пандемии COVID-19:выводы для России// Государственное управление. Электронный вестник. 2020.№83. С. 84-107. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10110.

Ansell C., S0rensen E., Torfing J. The COVID-19 Pandemic as a Game Changer for Public Administration and Leadership? The Need for Robust Governance Responses to Turbulent Problems // Public Management Review. 2021. Vol. 23. Is. 7. P. 949-960. DOI: https://doi.org/10.1080/14719037.2020.1820272.

MeiksinJ. Government Funding Ramps up COVID-19 Research around the Globe // Cambridge University Press. MRS Bulletin. Vol. 45. 2020. P. 521-528. DOI: fíttps://doi.org/10.1557/mrs.2020.183.

RobinsonS., RipbergerJ., GuptaK., RossJ., FoxA., Jenkins-SmithH., SilvaC. The Relevance and Operations of Political Trust in the COVID-19 Pandemic // Public Administration Review. 2020. Vol. 81. Is. 6. P. 11101119. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.13333.

RobinsonS., RipbergerJ., GuptaK., RossJ., FoxA., Jenkins-Smith H., Silva C. Trust in Government Agencies in the Time of COVID-19. Cambridge: Cambridge University Press, 2021. DOI: https://doi.org/10.1017/9781108961400.

References:

Ansell C., S0rensen E., Torfing J. (2021) The COVID-19 Pandemic as a Game Changer for Public Administration and Leadership? The Need for Robust Governance Responses to Turbulent Problems. Public Management Review. Vol. 23. Is. 7. P. 949-960. DOI: https://doi.org/10.1080/14719037.2020.1820272.

BobylevS., GrigoryevL. (2021) In Search of the Contours of the Post-COVID Sustainable Development Goals: The Case of BRICS. Nauchnyye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. Elektronnyy zhurnal. Vol. 13. No. 1. P. 25-51.DOI: 10.38050/2078-3809-2021-13-1-25-51.

BobylevaA.Z., AnshinV.M., PtitsynA.V. (2020) New Challenges:Comparative Analysis of International Reactive Anti-Crisis Measures in Response to COVID-19. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 81. P. 24-48. DOI: 10.24411/2070-1381-2019- 10077.

ChubarovaT.V., SharovaM.A. (2020) Public Policy as a Factor Influencing Spread of COVID-19 Pandemic: Lessons for Russia. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 83.P. 84-107. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10110.

MeiksinJ. (2020) Government Funding Ramps up COVID-19 Research around the Globe. Cambridge University Press. MRS Bulletin. Vol.45. Is.7. 2020. P. 521-528. DOI: https://doi.org/10.1557/mrs.2020.183.

NarozhnayaD.A., PolenokD.A. (2021) Urban Health Approach in Public Health Management in the Context of Coronavirus Pandemic (COVID-19). Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 85. P. 122-141. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-85-122-141.

NikonovV.A. (2020) The World after COVID-19. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 82.P. 5-21. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10091.

RobinsonS., RipbergerJ., GuptaK., RossJ., FoxA., Jenkins-SmithH., SilvaC. (2020) The Relevance and Operations of Political Trust in the COVID-19 Pandemic. Public Administration Review. Vol. 81. Is. 6. P. 11101119. DOI: https://doi.org/10.1111/puar. 13333.

RobinsonS., RipbergerJ., GuptaK., RossJ., FoxA., Jenkins-SmithH., SilvaC. (2021) Trust in Government Agencies in the Time of COVID-19. Cambridge: Cambridge University Press. DOI: https://doi.org/10.1017/9781108961400.

VladislavlevaT.B., KerovV.A. (2020) Public Administration of Regional Development amid COVID-19 Pandemic. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No.83. P. 22-46. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10107.

Дата поступления/Received: 10.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.