Научная статья на тему 'Государственное управление природоохранной деятельностью при добыче углеводородов на шельфе Китая'

Государственное управление природоохранной деятельностью при добыче углеводородов на шельфе Китая Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
401
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОЕНИЕ МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / DEVELOPMENT OF MARINE OIL AND GAS RESOURCES / RISK MANAGEMENT / EMERGENCY SITUATIONS / ENVIRONMENTAL PROTECTION / LEGISLATIVE BASE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Митина Наталья Николаевна, Сунь Хао, Дроздова Екатерина Андреевна

С развитием экономики Китая спрос на углеводороды растет. После нескольких десятилетий эксплуатации нефтегазовых месторождений на суше и их истощения спрос и потребности развития общества Китая вряд ли могут удовлетворить оставшиеся традиционные ресурсы. В качестве альтернативы импорт большого количества углеводородов представляет угрозу для энергетической безопасности страны. Мировая разведка энергоресурсов переместилась с суши на море, особенно на глубоководные участки. Запасы нефтегазовых ресурсов в прибрежных районах Китая, особенно в Южно-Китайском море, огромны, их добыча в настоящее время является наиболее перспективной. Увеличение интенсивности добычи приводит к увеличению в морских акваториях числа аварийных разливов нефти и утечек газа, что создает проблемы для правительства, вынуждает принимать законы и правила, регламентирующие управление рисками в процессе добычи углеводородов. На основе анализа зарубежного передового опыта в предотвращении и смягчении последствий аварий и аварийных ситуаций, имеющих место при разработке месторождений углеводородов в морях, в настоящей статье описываются мероприятия, улучшающие систему управления рисками. Предлагаются методы, направленные на минимизацию последствий воздействия аварий на нефтяных и газовых месторождениях на морскую среду обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Митина Наталья Николаевна, Сунь Хао, Дроздова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Environmental Management in Hydrocarbons Extraction in the Offshore of China

With the development of China's economy, demand for hydrocarbons is increasing. After decades of onshore oil and gas exploitation and depletion, the demand and development needs of China's society are unlikely to meet the remaining traditional resources. Alternatively, the importation of large quantities of hydrocarbons poses a threat to the country's energy security. World energy exploration has moved from land to sea, especially to deep-sea areas. Oil and gas reserves in the coastal areas of China and especially in the South China Sea are huge, their production is currently the most promising. The increase in the intensity of production leads to an increase in the number of accidental oil spills and gas leaks in the marine areas, which creates problems for the government, forcing it to adopt laws and regulations governing risk management in the process of hydrocarbon production. Based on the analysis of foreign best practices in preventing and mitigating the consequences of accidents and emergencies occurring in the development of hydrocarbon deposits in the seas, this article proposes measures to improve the risk management system. Methods aimed at minimizing the effects of accidents at oil and gas fields on the marine environment are proposed.

Текст научной работы на тему «Государственное управление природоохранной деятельностью при добыче углеводородов на шельфе Китая»

Экономика природопользования

Митина Н.Н., Сунь Хао, Дроздова Е.А.

Государственное управление природоохранной деятельностью при добыче углеводородов на шельфе Китая

Митина Наталья Николаевна — доктор географических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: natalia_mitina@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 3074-5570

Сунь Хао — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: sunhao01@mail. ru

Дроздова Екатерина Андреевна — студентка, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Москва, РФ. E-mail: drozdovacat1996@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 1880-2004

Аннотация

С развитием экономики Китая спрос на углеводороды растет. После нескольких десятилетий эксплуатации нефтегазовых месторождений на суше и их истощения спрос и потребности развития общества Китая вряд ли могут удовлетворить оставшиеся традиционные ресурсы. В качестве альтернативы импорт большого количества углеводородов представляет угрозу для энергетической безопасности страны. Мировая разведка энергоресурсов переместилась с суши на море, особенно на глубоководные участки. Запасы нефтегазовых ресурсов в прибрежных районах Китая, особенно в Южно-Китайском море, огромны, их добыча в настоящее время является наиболее перспективной. Увеличение интенсивности добычи приводит к увеличению в морских акваториях числа аварийных разливов нефти и утечек газа, что создает проблемы для правительства, вынуждает принимать законы и правила, регламентирующие управление рисками в процессе добычи углеводородов. На основе анализа зарубежного передового опыта в предотвращении и смягчении последствий аварий и аварийных ситуаций, имеющих место при разработке месторождений углеводородов в морях, в настоящей статье описываются мероприятия, улучшающие систему управления рисками. Предлагаются методы, направленные на минимизацию последствий воздействия аварий на нефтяных и газовых месторождениях на морскую среду обитания.

Ключевые слова

Освоение морских нефтегазовых ресурсов, управление рисками, чрезвычайные ситуации, охрана окружающей среды, законодательная база.

Морские нефтегазовые ресурсы Китая

Увеличение потребления в Китае энергии1, рост добычи и, как следствие, истощение наземных нефтегазовых ресурсов оказали значительное влияние на преимущественную разведку и разработку морских месторождений, поспособствовав переходу от мелководья к глубоководным участкам. Береговая линия Китая имеет

1 Shirley Zhao. Energy Policy and the Balance between Public and Private Sectors in China and France, 1973— 2011: A Senior Honors Thesis. San Diego, California: Department of Political Science University of California, 2013.

протяженность более 18 000 км2, акватории, находящиеся под юрисдикцией Китая,

2 2 охватывают 3 млн км и включают более 5000 островов площадью более 500 м . К

территориальным водам Китая относятся Бохайское море площадью 31 120 км2,

22 Желтое море — 30 303 км , Восточно-Китайское море — 38 980 км и ЮжноКитайское море — 23 330 км . Мелководная зона моря (глубиной от 0 до 15 м) имеет площадь 123 800 км , что составляет 2,6% от территориальных вод страны.

На китайском континентальном шельфе, занимающем более 1,3 млн км2, обнаружено семь крупных нефтегазоносных бассейнов, 30 нефтегазовых месторождений, более 800 млн т нефти, более 130 млрд м природного газа. Наибольшие залежи нефти расположены в заливе Бохай, устье реки Чжуцзян, заливе Бейбу. Газ в основном сконцентрирован в Восточно-Китайском море. Разведка нефти и газа в Китае сосредоточена главным образом на северном шельфе Бохайского моря, но ведется и в других морях.

Разработкой морских углеводородов в КНР занимается Китайская национальная морская нефтяная корпорация. Нефтяные месторождения, открытые в Китае, обычно расположены на глубинах, не превышающих 300 м, поскольку разведочные технологии Китая существенно отстают от опыта западных стран в данной сфере3. Китай стремится за счет капитальных вложений и инвестиций в технологии в кратчайшие сроки наверстать упущенное, чтобы иметь возможность самостоятельно исследовать и осваивать глубоководные нефтегазовые месторождения4.

2 Ф^АКМПШШШШ++М ФШШ+¥Ж2017 [Я], ФШШ+ЖШ± 2017. ГСУ (Государственное статистическое управление КНР. Китай, Статистический ежегодник 2017. Пекин: Китайское статистическое Изд-во, 2017).

3 Экологические угрозы добычи углеводородов. Энергетический бюллетень. Выпуск № 7. М.: Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, 2013.

4 ФШйЖЙШ^Ш^^ШЯ^ р] 2013. (Чжан Шаоцзе. Исследование роста потребления энергетики в Китае и ответные мероприятия. Изд-во Ун-т Цзилинь, 2013).

Рисунок 1. Карта основных нефтегазоносных бассейнов Китая5

Источники загрязнения моря. Морская добыча углеводородов включает этапы разведки, разработки и транспортировки, и каждый из этих этапов влияет на экологическое состояние окружающей среды в районах6 проведения работ и прохода судов. Причины загрязнений морских акваторий могут быть как природными, так и антропогенными и могут возникнуть на любом этапе работ. Буровые установки, подводные трубопроводы, дноуглубительные корабельные каналы загрязняют морские воды и донные грунты буровыми шламами, буровым раствором, содержащим нефтепродукты и тяжелые металлы, который используется для смазки и регулирования давления при бурении, а также материалами горных пород и высококонцентрированными растворами солей (вскрышными породами), извлеченными из нефтяной или газовой скважины. Загрязнения могут переноситься течениями на километры от буровой установки, накапливаясь в пищевых цепях гидробионтов, в том числе в ценных промысловых породах рыб. Шум во время разведки и добычи углеводородов на морском дне может уменьшить жизнеспособность обитателей моря, привести к изменениям в их поведении, временной или постоянной потере слуха и даже к физическим травмам у таких крупных морских животных, как киты, тюлени и дельфины7.

5 Ли Го Юй. Геология нефти и газа Китая / Науч. ред. В.С. Вышемирского. Новосибирск: Изд. ОИГГМ СО РАН, 1992.

6 аШШК^ЖГ^^ШШЖ^Ж ЯШШ. М'>Ц (Хи Зонгью, Линг Джингао, Янг Баохуа, Лиу Шаодзин. Прогресс и предложения по разработке правил горнодобывающей промышленности в международном районе морского дна // Тихоокеанский журнал. 2016. № 10. С. 9-17.).

7 Impacts of Drilling on the Outer Continental Shelf. Defenders of Wildlife // Defenders of Wildlife [Электронный ресурс].

276

Установка добывающего оборудования приводит к изменению рельефа морского дна. Во время разведки и эксплуатации месторождения нарушение геологической структуры нефтегазоносного пласта, стихийные бедствия, хранение и транспортировка сырой нефти8, непредвиденные обстоятельства и техногенные аварии влияют на морскую среду, приводя к значительному экологическому ущербу. Самыми распространенными причинами могут быть загрязнения, вызванные поломкой оборудования; аварией на нефте- или газодобывающей платформе; разрывом нефтегазовых трубопроводов или аварией морских судов9.

Последствиями аварийных ситуаций являются утечки на нефтедобывающих платформах и танкерах, что вызывает большое количество нефтяных загрязнений на поверхности воды. Маслянистая нефтяная пленка покрывает большие площади акваторий и препятствует проникновению солнечного света в морскую воду, при этом качество воды ухудшается, ослабляется самоочищающая способность моря, что влияет на выживаемость его обитателей. Мономолекулярные нефтяные пятна покрывают перья птиц, лишая их возможности летать и сохранять тепло. Удаление нефтяных пятен требует значительных трудовых и финансовых затрат. Утечка химических веществ может привести к гибели большого количества гидробионтов10.

После прекращения работ на месторождении платформы и трубопроводы не демонтируются. Из-за долговременного воздействия морской воды происходит их коррозия. В результате тяжелые металлы и другие токсические вещества проникают в воду, что приводит к дополнительной деградации окружающей водной среды обитания.

Регулирующие права и обязанности органов власти всех уровней, а также предприятий, в том числе занимающихся добычей углеводородов, в сфере защиты окружающей среды. Основу законов по охране окружающей среды составляют «Конституция Китайской Народной Республики»11, «Закон о защите окружающей

URL: https://www.defenders.org/publications/impacts of outer continental shelf drilling.pdf (дата

обращения 16.02.2018).

8 ттш. жй^й^шй^&тдрдаш т^тж^тш, 2007 ш

: 120-123 (Цзэн Цзяннин, Сюй Сяоцюнь. Экологический риск разлива нефти на дне морского нефтепровода и контрмеры //Морское дело: развитие и управление. 2007. № 3. С. 120-123).

9 ШЪЯ МЙ^ЭДЭД^^^Ш^ [J]. ЮЙЙо 2007 (12) (Вэн Шигуан. Современное состояние загрязнения нефтью морской среды и обсуждение контрмер // Корабль. 2017. № 12. С. 6-8.).

10 [J] . 2016^ЛЯ Шз (6) Ш шлШ(ЛиХао. Важность охраны окружающей среды при добыче нефти и газа в море // Наука и технология в Тянь Цзинь. 2016. Т. 43. № 6. С. 85-86.).

11 Ф^Айй^ПШ^й 2018. (Конституция Китайской Народной Республики. Редакция 2018 года).

среды»12, «Закон о защите морской среды»13 и «Закон о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды, вызванного твердыми отходами»14.

Существуют отдельные требования и стандарты для предприятий, занимающихся сбросом загрязняющих веществ в море: они должны подать отчет в местный орган по охране окружающей среды и предоставить технические документы, регулирующие деятельность по контролю за загрязнением моря. Для выбросов нефтесодержащих сточных вод с неподвижных или подвижных платформ или других морских объектов необходимо также соблюдать соответствующие национальные стандарты, в частности стандарт на выброс нефтесодержащих сточных вод, создаваемых морской нефтяной промышленностью ^В4914-85). На основании данного стандарта все предприятия нефтегазовой отрасли разделены на две категории. К первой относятся предприятия, располагающиеся в районах Ляодунского, Бохайского, Тонкинского заливов и залива Лайчжоу, а также на территории особо охраняемых морских зон, туристических прибрежных зон и в пределах 10 км от берега. К второй категории — все остальные. В зависимости от присвоенной категории предприятия пользуются правом на разный объем выбросов, а именно: для предприятий первой категории допустимый объем нефти в сточных водах в среднем в месяц составляет не более 30 мг на литр, при единоразовом выбросе не более 45 мг на литр, для предприятий второй категории — 50 и 75 мг на литр соответственно (таблица 1)15.

Таблица 1. Максимально допустимый объем содержания нефтепродуктов в

сточных водах (мг\л)

Категория Средний показатель за месяц Макисмальный показатель при единоразовом выбросе

Первая 30 45

Вторая 50 75

12 ф^Хйй^ПШ^ШШЯй. (Закон об охране окружающей среды Китайской Народной Республики. Редакция 2014 года).

13 Ф^Айй^ПШШ^^ШШЯй. (Закон об охране морской окружающей среды Китайской Народной Республики. Редакция 2017 года).

14 Ф^АйМПШШ^Ж^^^Ж^пй. (Закон Китайской Народной Республики о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды твердыми отходами. Редакция 2016 года).

15 (Национальный стандарт Китайской Народной Республики. Развитие морской нефтяной отрасли. Допустимое содержание углеводородов в сточных водах) // Kjs.Mep.Gov.cn [Электронный ресурс]. URL: http://kis.mep.gov.cn/hibhbz/bzwb/shibh/swrwpfbz/198508/W020061027524580505532.pdf. (дата обращения 22.01.2018).

Стандарт GB4914-2008 устанавливает максимально допустимую концентрацию опасных веществ при морской разведке и добыче нефти. В соответствии с данным стандартом все районы разведки и добычи нефти и газа условно разделены на три категории. К первой категории относятся акватории Бохайского и Тонкинского заливов, особо охраняемые государством морские зоны, а также зоны в пределах четырех миль от берега. Ко второй категории — другие территории в рамках зоны, располагающейся не ближе четырех, но не дальше 12 миль от берега. К третьей — все остальные акватории.

Затем устанавливается максимально допустимое содержание вредных веществ в буровом растворе и буровом шламе для каждой из категорий. В случае если речь идет о буровом растворе на водной основе и соответствующем буровом шламе, то максимально допустимое содержание нефтепродуктов в выбросах для территорий первой категории <1% (кроме территорий Бохайского залива, где выброс данного типа раствора и шлама не рекомендуется), второй — <3%, третьей — <8%; максимально допустимое содержание ртути для все трех категорий — <1 мг на кг; максимально допустимое содержание кадмия для всех трех категорий — <3 мг на кг. В случае если речь идет о буровом растворе на масляной основе и соответствующем буровом шламе, то максимально допустимое содержание нефтепродуктов в выбросах для территорий первой категории < 1% (кроме территорий Бохайского залива, где выброс данного типа раствора и шлама запрещен), второй — менее или равно 3%, третьей — менее или равно 8%; максимально допустимое содержание ртути для все трех категорий <1 мг на кг; максимально допустимое содержание кадмия для всех трех категорий <3 мг на кг (таблица 2)16.

16 (Национальный стандарт

Китайской Народной Республики. Развитие морской нефтяной отрасли. Допустимые концентрации загрязняющих веществ в выбросах при разведке и разработки морских нефтяных месторождений) // Doc88 [Электронный ресурс]. URL: http://www.doc88.com/p-857247907934.html. (дата обращения 22.01.2018).

Таблица 2. Максимально допустимое содержание вредных веществ в буровом

растворе и буровом шламе

Тип загрязнителя Категория Допустимое содержание

<1% (кроме территорий Бохайского залива, где

Первая выброс данного типа

Буровой раствор на водной основе и Нефть раствора и шлама не рекомендуется)

буровой шлам Вторая <3%

Третья <8%

Ртуть 1, 2, 3 <1 мг на кг

Кадмий 1, 2, 3 <3 мг на кг

<1% (кроме территорий Бохайского залива, где

Первая выброс данного типа

Буровой раствор на масляной основе и Нефть раствора и шлама запрещен)

буровой шлам Вторая <3%

Третья <8%

Руть 1, 2, 3 <1 мг на кг

Кадмий 1, 2, 3 <3 мг на кг

Разработка морских месторождений из-за технических ограничений и

различных, в том числе экологических, требований является дорогостоящей, поэтому ведется только в случае получения гарантированной максимальной экономической выгоды и ускоренными темпами с использованием передовых технологий и принципов научного управления и безопасного производства. Из-за различий в геологических условиях на суше и под водой разработка морского нефтегазового месторождения должна проходить комплексную экспертизу. С целью определения возможности проведения крупномасштабной эксплуатации недр изучаются возможности разработки нефтегазоносного пласта, проводятся технико-экономические исследования. В зависимости от срока службы оборудования период эксплуатации морской скважины не превышает трех-пяти лет. На небольших нефтяных месторождениях цикл добычи еще короче, в отличие от наземного месторождения, разработка которого может продолжаться 15-20 лет. Таким образом, освоение нефтяных и газовых месторождений является весьма рискованной отраслью17.

Управление в условиях аварийных ситуаций. При разработке морских месторождений нефти и газа крайне высок риск возникновения экологической катастрофы, поскольку авария либо нарушение технологического процесса на любом из этапов добычи или транспортировки могут привести к инцидентам, влияющим на морскую среду, а также ограничивающим эффективное использование ресурсов и

17 Paterson John et al. Decommissioning of Offshore Oil and Gas Installations // Oil and Gas Law: Current Practice and Emerging Trends. Dundee: Dundee University Press, 2011. P. 324-325.

комплексное экономическое развитие региона. Фактически размер риска тесно связан с восприятием риска и с ответом на риск различных заинтересованных групп18. Реакция различных слоев населения на возникновение чрезвычайных ситуаций значительно различается. При отсутствии в стране эффективно функционирующей государственной системы реагирования на чрезвычайные ситуации экологические катастрофы могут привести к большим экономическим и людским потерям, стать причиной паники среди населения. Возможность распространения загрязнений в соседние территориальные воды усиливает риски возникновения межгосударственных конфликтов. Чтобы справиться с внезапными рисками утечки нефти и газа, разработка государственной комплексной системы управления чрезвычайными ситуациями является единственным способом эффективного устранения аварии и минимизации вреда.

Управление в условиях чрезвычайных ситуаций было впервые разработано в Соединенных Штатах. В тридцатых годах прошлого века Правительство США организовало Комитеты по реагированию на чрезвычайные ситуации в качестве меры по устранению возникающих неожиданных стихийных бедствий и организации единой скоординированной деятельности по спасению людей в чрезвычайных случаях. К 1960 году отделы Комитета были открыты во всех районах страны, контролировали и анализировали неординарные случаи и значительно уменьшали воздействие и ущерб, вызванные чрезвычайными происшествиями.

Однако даже в США, которые являются мировым технологическим и экономическим лидером, аварийные службы проявляют растерянность и некомпетентность. Примером может служить авария, произошедшая 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе на буровой платформе «Deepwater Horizon», принадлежавшей швейцарской компании, арендованной British Petroleum. Взрыв, пожар и затопление платформы привели к тому, что со дна скважины в морскую воду в течение трех месяцев вытекала нефть. Все принимаемые меры оказались неэффективными. На борьбу с пятном сырой нефти длиной 200 км и шириной 100 км британские нефтяные компании потратили более 1 млрд долларов США19. При этом британская нефтяная компания не смогла справиться с последствиями аварии самостоятельно, в ситуацию

18 ШПтШт^ШЖЪШШЖТЫЪШШ 2016 I 26 (4) Щ\(ВангГанг. Характеристики и механизмы формирования экологических рисков в морях: анализ и теория // Демографические ресурсы и окружающая среда Китая. 2016. Т. 26 № 4. С. 22-29).

2015

19 ШД ФВШ^А^Ж, 2011,(5) :б-10. (Цзэ Фэн. Освоение океана и риски во время разлива нефти в Мексиканском заливе, США // Научный журнал Океанского ун-та. 2011. № 5. С. 6-10).

пришлось вмешаться США, Норвегии, Ирану и другим 10 странам в рамках международного сотрудничества, чтобы предоставить персонал и все необходимое для устранения разлива нефти. Авария была вызвана отказом технического оборудования нефтедобывающей платформы. Правительство Соединенных Штатов не строго контролировало и преждевременно разрешило добычу, а Британская нефтяная компания должным образом не проконтролировала этапы строительства. В управлении системой реагирования на чрезвычайные ситуации Правительство не действовало оперативно, поэтому меры по оказанию помощи осуществлялись медленно. В процессе надзора государственные регулирующие органы получали взятки, игнорировали предупреждения об опасности и пренебрегали своими обязанностями. Несомненно, по технической силе и экономической мощи США являются мировыми лидерами. Однако в процессе ликвидации разливов нефти использовались многие методы, которые оказались неэффективными, что не позволило быстро запечатать скважину и привело к значительным разливам нефти.

Глубина моря, давление и температура существенно различаются на различных участках акватории, и сырая нефть, сформировав зонтикообразный нефтяной купол, достигла поверхности моря. В настоящее время она постепенно рассеивается и дрейфует из Мексиканского залива в Атлантический океан. Последствия такого рода аварий непредсказуемы и являются предметом дискуссий и дополнительных исследований.

Развитие государственной системы реагирования на чрезвычайные ситуации в КНР. Управление в условиях чрезвычайных ситуаций — это система мер по стандартизации процесса управления, охватывающая все этапы мониторинга, оценки20, анализа и обработки информации об инцидентах. Конечной целью системы управления чрезвычайными ситуациями является эффективная минимизация риска и достижение наилучших результатов по сокращению нанесенного ущерба. Государственная система управления в условиях чрезвычайных ситуаций является службой принятия решений и управления21, которая координирует все правительственные ведомства в области диспетчеризации чрезвычайных ситуаций, обмена информацией и своевременного выявления проблем, исследования каждого конкретного случая, разработки технологий быстрого реагирования и обучения

20 (Чжанг Шаошуи. Оценка рисков разливов нефти и ликвидация аварийных ситуаций при строительстве морских нефтяных объектов. Циндао: Изд-во Океанского ун-та, 2015).

21 2010, 30 (2): 268-271.

(Ван Цзи, Ван Чэджи. Анализ морской окружающей среды: Управление чрезвычайными ситуациями, правительственные координационные механизмы // Морская экология. 2010. № 30 (2). С. 268-271).

персонала. В КНР Государственная система реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие в результате разработки морских нефтегазовых месторождений, включает следующие этапы деятельности:

Во-первых22, раннее предупреждение и мониторинг. На стадии геологоразведочных работ необходимо использовать передовые технологии, всестороннюю оценку условий добычи морских месторождений и экономических выгод с целью избежать отсутствия информации, приводящей к возникновению чрезвычайных ситуаций. Правительство должно избегать недобросовестного подхода к этапу геологоразведки, а также регулировать разведку и разработку морских нефтегазовых ресурсов в соответствии с законами, создавать надежные сети мониторинга с помощью спутников, буев самолетов, контролировать производство и техническое состояние добывающих платформ, транспортных трубопроводов, судоходных линий и транспортирующих нефть судов, правильно распоряжаться заброшенными платформами. При указанном выше подходе вероятность возникновения риска минимизируется, а в случае возникновения внезапной аварийной утечки чрезвычайная ситуация своевременно выявляется и экстренно направляются техника, оборудование и персонал на ее устранение.

Во-вторых23, оценка ущерба и регулирование. Система управления чрезвычайными ситуациями, созданная Правительством Китая, должна заранее установить тип и класс аварии в конкретном случае, учитывая состояние и технические стандарты давшего сбой оборудования. В случае возникновения аварийной ситуации это позволит быстро оценить уровень возникшей опасности, централизованно распределить технику и персонал, скоординировать работу каждого отдела, своевременно выявить масштабы аварии и ресурсы, необходимые для ликвидации последствий, организовать последующие операции по очистке акватории и восстановлению окружающей среды. Получение полной и всесторонней информации о чрезвычайном происшествии позволит своевременно и полно проинформировать население с целью подавления тревожных настроений и массовой паники, а также расширить осведомленность людей о природе океана и сформировать у них глубокое понимание недопустимости загрязнения морской среды.

22 Ш1Ш, [и], шчттшш.2

010,20(1): 29-32. (Цуй Юань, Чжэн Годун, Ли Тяньбяо, Ли Янь Тао. Управление рисками разливов нефти и их предотвращение и контроль над морскими нефтяными объектами // Нефть, газ и защита окружающей среды. 2010. № 20 (1). С. 29-32).

23 (Жен Чюэхуэй, Ван Юэ, Фу Ван. Управление рисками в морской среде при опасности возникновения стихийных бедствий // Журнал фундаментальной науки и техники. 2006. Т. 14. Дополнительный номер, декабрь).

Наконец, обратная связь и восстановление окружающей среды. При разведке и добыче углеводородов всегда есть риск возникновения несчастных случаев, причиной которых является человеческий фактор24. При возникновении чрезвычайных ситуаций правительственные структуры, привлекая юридические органы, проводят расследование и анализируют причины аварии, изучая действия конкретной компании и персонала, чтобы установить меру ответственности тех или иных лиц и компенсировать экономические потери. После обработки информации о произошедшем инциденте Правительство посредством вложения финансовых средств25 обеспечивает очистку акватории, компенсируя ущерб, причиненный морской экосистеме, оказывает финансовую и техническую поддержку пострадавшим. В обязанность Правительства входит определение жертв и оценка ущерба для определения суммы возмещения26. Исповедуется принцип: тот, кто загрязняет, платит. Власти КНР полагают, что политика Правительства и государственная финансовая поддержка могут обеспечить эффективное функционирование системы управления чрезвычайными ситуациями27 и в случае аварии сыграть положительную роль в восстановлении морской экологической среды обитания28.

Однако ряд ученых полагает, что, несмотря на внешне хорошо отрегулированную систему государственного управления при добыче углеводородов, и у нее есть свои минусы, самым главным из которых является отсутствие единого закона, регулирующего все аспекты добычи нефти и газа, в том числе и экологическую составляющую. Ныне существующие законы о защите окружающей среды, которые регулируют экологический аспект добычи углеводородов, плохо скоординированы, и в этой хаотичной ситуации сложно регулировать природоохранную деятельность29.

24 М^,^^, [I]. ^ШШН'Шт, 2012 (4): 91-96. (Цзя Син, Ии Пин, Джан Цзунин. Обзор исследований в области морской экологической компенсации // Экономика сельского хозяйства и управление. 2012. № 4. С. 91-96).

25 )%ШЩ(Шен Хэйциэ. Финансовый компенсационный механизм реализации экологических ущербов в морской среде. Циндао: Изд-во Океанского ун-та, 2013).

26 ВФШ. [Л]. 2009 ( 3 ): 32~35 (Пенг Чун Нинг. О финансовом компенсационном механизме в части оплаты при экологическом ущербе // Чжанхан Форум. 2009. № 3. С. 32-35).

27 , , шштт^тттжтш [Л]. ,2013(1):65~67 (ДженгМяо-джанг, Лио Ян, Пенг Бен-ронг, и др. Проблемы и экономические меры, применяемые в процессе управления морскими акваториями // Экология и экономика. 2013. № 1. С. 65-67).

28 ст. 2011.

(Фэн Хонхон. Отраслевое регулирование исследования механизма экологической компенсации на примере морской нефтегазовой отрасли. Циндао: Изд-во Океанского ун-та, 2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 (Лиан Вэйпин. Исследование правовой системы предотвращения экологического ущерба от разлива морской нефти в Китае. Цзинань: Изд-во Педагогического ун-та, 2010).

Заключение

Для Китая по-прежнему существует проблема несовершенства глубоководной разведки и добычи нефти и газа. В настоящее время Правительство КНР активизирует усилия, направленные на создание новейших технологий, закупку современного оборудования и привлечение высококлассных специалистов для решения данной задачи.

В КНР необходимо скоординировать существующее природоохранное законодательство и на этой основе усовершенствовать Закон о защите морской среды.

В рамках проекта по добыче полезных ископаемых правительство должно оценивать и контролировать весь процесс, максимизировать экономические выгоды, защищать морскую среду от загрязнения и строго следить за реализацией проекта. Ранее разработанные и действующие проекты должны быть направлены на контроль производства с помощью новейших технологических средств, своевременно выявлять риски и предотвращать возникновение чрезвычайных ситуаций.

На морскую добычу углеводородов влияют разнообразные природные и антропогенные факторы, поэтому трудно прогнозировать риски в полном объеме. Правительству следует усовершенствовать комплексную систему аварийного управления чрезвычайными ситуациями с тем, чтобы при разливе сырой нефти последовала незамедлительная реакция, а в район бедствия были направлены необходимые ресурсы (техника, оборудование, персонал) для ликвидации загрязнения.

Благодаря анализу опыта разлива нефти в Мексиканском заливе мы видим, что разработка глубоководных нефтегазовых месторождений для любой страны и любой из нефтедобывающих компаний является проблемой. В случае аварии трудно справиться с этим в одиночку. Подобные техногенные катастрофы требуют от правительств и нефтяных компаний слаженной совместной работы по предупреждению аварий, мониторингу всех этапов и управлению всеми аспектами разработки нефтяных месторождений с целью предотвращения огромного экологического и, как следствие, экономического ущерба, вызванного морской добычей нефти и газа.

Последствия подобных крупномасштабных катастроф приводят к мысли о необходимости активизировать международное сотрудничество, разрабатывать прогрессивные методы, внедрять новые безопасные технологии добычи нефти и газа на шельфе в разных природных условиях, делиться опытом с предприятиями, обеспечивая максимально безопасную добычу нефти и газа в морских акваториях.

Список литературы:

1. Ли Го Юй. Геология нефти и газа Китая / Науч. ред. В.С. Вышемирского. Новосибирск: Изд. ОИГГМ СО РАН, 1992.

2. Экологические угрозы добычи углеводородов. Энергетический бюллетень. Выпуск № 7. М.: Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, 2013.

3. Ф^АЙ^^РН^Й 2018. (Конституция Китайской Народной Республики. Редакция 2018 года).

4. Ф^АЙЛ^Н^ШШЯЙ 2014. (Закон об охране окружающей среды Китайской Народной Республики. Редакция 2014 года).

5. 2017. (Закон об охране морской окружающей среды Китайской Народной Республики. Редакция 2017 года).

6. 2016. (Закон Китайской Народной Республики о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды твердыми отходами. Редакция 2016 года).

7. (Национальный стандарт Китайской Народной Республики. Развитие морской нефтяной отрасли. Допустимое содержание углеводородов в сточных водах) // Kjs.Mep.Gov.cn [Электронный ресурс]. URL: http://kis.mep.gov.cn/hibhbz/bzwb/shibh/swrwpfbz/198508/W02006102752458050553 2.pdf. (дата обращения 22.01.2018).

8. ФЩАшштшштотпшшмяштжшшшт

(Национальный стандарт Китайской Народной Республики. Развитие морской нефтяной отрасли. Допустимые концентрации загрязняющих веществ в выбросах при разведке и разработки морских нефтяных месторождений) // Doc88 [Электронный ресурс]. URL: http://www.doc88.com/p-857247907934.html. (дата обращения 22.01.2018).

9. ФФАЙ&ШШМШМ ФШШ^^2017 2017. (Государственное статистическое управление Китайской Народной Республики. Статистический ежегодник 2017. Пекин: Китайское статистическое издательство, 2017).

10. Shirley Zhao. Energy Policy and the Balance between Public and Private Sectors in China and France, 1973-2011: A Senior Honors Thesis. San Diego, California: Department of Political Science University of California, 2013.

11. 2013. (Чжан Шаоцзе. Исследование роста потребления энергетики в Китае и ответные мероприятия. Изд-во Ун-т Цзилинь, 2013).

12. Paterson John et al. Decommissioning of Offshore Oil and Gas Installations // Oil and Gas Law: Current Practice and Emerging Trends. Dundee: Dundee University Press, 2011. P. 324-325.

13. я^ж шт тш

(Хи Зонгью, Линг Джингао, Янг Баохуа, Лиу Шаодзин. Прогресс и предложения по разработке правил горнодобывающей промышленности в международном районе морского дна // Тихоокеанский журнал. 2016. № 10. С. 9-17.).

14. ж^а

^^Щ, 2007 (3): 120-123 (Цзэн Цзяннин, Сюй Сяоцюнь. Экологический риск разлива нефти на дне морского нефтепровода и контрмеры // Морское дело: развитие и управление, 2007. № 3. С. 120-123).

15. [J] . ^ШПШ 201б^ЛЯ Ш43 (6) m Ш^.Щ(ЛиХао. Важность охраны окружающей среды при добыче нефти и газа в море // Наука и технология в Тянь Цзинь. 2016. Т. 43. № 6. С. 85-86.).

16. 2016 i 26 (4) щ\(ьанг Ганг. Характеристики и механизмы формирования экологических рисков в морях: анализ и теория // Демографические ресурсы и окружающая среда Китая. 2016. Т. 26 № 4. С. 2229).

17. 2015 % (Чжанг Шаошуи. Оценка рисков разливов нефти и ликвидация аварийных ситуаций при строительстве морских нефтяных объектов. Циндао: Изд-во Океанского ун-та, 2015).

18. ШШ, [J]

./'Й^Ш^ШШЯ.2010,20 (1): 29-32 (Цуй Юань, Чжэн Годун, Ли Тяньбяо, Ли Янь Тао. Управление рисками разливов нефти и их предотвращение и контроль над морскими нефтяными объектами // Нефть, газ и защита окружающей среды. 2010. № 20 (1). С. 2932).

19. ШПШШШШ^ЯШ.^Ш ft^S, , 2016 (14) (Жен Чюэхуэй, Ван Юэ, Фу Ван. Управление рисками в морской среде при опасности возникновения стихийных

бедствий // Журнал фундаментальной науки и техники. 2006. Т. 14. Дополнительный номер, декабрь).

20. Ш^^ИШЙШЙ^ЩШШЙ /Я&Щ 2013 (Шен Хэйциэ. Финансовый компенсационный механизм реализации экологических ущербов в морской среде. Циндао: Изд-во Океанского ун-та, 2013).

21. т. 2009 ( 3 ): 32-35

(Пенг Чун-Нинг. О финансовом компенсационном механизме в части оплаты при экологическом ущербе // Чжанхан Форум. 2009. № 3. С. 32-35).

22. тшштФттхшшт т.

2013(1):65~67 (Дженг Мяо-джанг, Лио Ян, Пенг Бен-ронг, и др. Проблемы и экономические меры, применяемые в процессе управления морскими акваториями // Экология и экономика. 2013. № 1. С. 65-67).

23. ФттШШ±.ШШ£.&ШШ&ШШШ2010%. (Лиан Вэйпин. Исследование правовой системы предотвращения экологического ущерба от разлива морской нефти в Китае. Цзинань: Изд-во Педагогического ун-та, 2010).

24. ет^ [I]. 1Шо 2007 (12) (Вэн Шигуан. Современное состояние загрязнения нефтью морской среды и обсуждение контрмер // Корабль. 2017. № 12. С. 6-8.).

25. [I]. 2012 (4): 91-96. (Цзя Син, Ии Пин, Джан Цзунин. Обзор

исследований в области морской экологической компенсации // Экономика сельского хозяйства и управление. 2012. № 4. С. 91-96).

26. шш

2011 (Фэн Хонхон. Отраслевое регулирование исследования механизма экологической компенсации на примере морской нефтегазовой отрасли. Циндао: Изд-во Океанского ун-та, 2011).

27. ШД

ФШШ^^^^Ш» 2011, (5) :6-10. (Цзэ Фэн. Освоение океана и риски во время разлива нефти в Мексиканском заливе, США // Научный журнал Океанского ун-та. 2011. № 5. С. 6-10).

28. ^«ШБ^ШЙ^та^ШШт.Б^Ш^, 2010,

30 (2): 268-271. (Ван Цзи, Ван Чэджи. Анализ морской окружающей среды:

Управление чрезвычайными ситуациями, правительственные координационные механизмы // Морская экология. 2010. № 30 (2). С. 268-271).

29. Impacts of Drilling on the Outer Continental Shelf. Defenders of Wildlife // Defenders of Wildlife [Электронный ресурс].

URL: https://www.defenders.org/publications/impacts of outer continental shelf drilling.pd f (дата обращения 16.02.2018).

Mitina N.N., Sun Hao, Drozdova E.A.

The State Environmental Management in Hydrocarbons Extraction in the

Offshore of China

Natalia N. Mitina — DSc (Geographical Sciences), Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: natalia mitina@mail.ru

Sun Hao — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: sunhao01@mail. ru

Ekaterina A. Drozdova — student, Moscow State Institute of International Relations (University), MFA of Russia, Moscow, the Russian Federation. E-mail: drozdovacat1996@gmail.com

Annotation

With the development of China's economy, demand for hydrocarbons is increasing. After decades of onshore oil and gas exploitation and depletion, the demand and development needs of China's society are unlikely to meet the remaining traditional resources. Alternatively, the importation of large quantities of hydrocarbons poses a threat to the country's energy security. World energy exploration has moved from land to sea, especially to deep-sea areas. Oil and gas reserves in the coastal areas of China and especially in the South China Sea are huge, their production is currently the most promising. The increase in the intensity of production leads to an increase in the number of accidental oil spills and gas leaks in the marine areas, which creates problems for the government, forcing it to adopt laws and regulations governing risk management in the process of hydrocarbon production. Based on the analysis of foreign best practices in preventing and mitigating the consequences of accidents and emergencies occurring in the development of hydrocarbon deposits in the seas, this article proposes measures to improve the risk management system. Methods aimed at minimizing the effects of accidents at oil and gas fields on the marine environment are proposed.

Key words

Development of marine oil and gas resources, risk management, emergency situations, environmental protection, legislative base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.