Научная статья на тему 'Государственное управление и регуляция экономических процессов как залог становления социальной экономики'

Государственное управление и регуляция экономических процессов как залог становления социальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление и регуляция экономических процессов как залог становления социальной экономики»

УДК [338.242.4:35](100)

Степаненко С.В.,

кандидат наук государственного управления, доцент кафедры экономической теории НУГНСУ, докторант Института проблем государственного управления и местного самоуправления НАГУ (Украина, г. Киев)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ЗАЛОГ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматриваются вопросы, связанные с регуляторным влиянием государства на процессы социально-экономического развития и становления социальной справедливости в стране.

Ключевые слова: государственное управление, государство, исполнительная власть, законодательная власть, рыночная экономика, социально-ориентированная экономика, модель, принципы.

П остановка проблемы. Одним из важнейших заданий современного экономического развития является эффективное сочетание рыночной экономики с государственной регуляцией. Сегодня уже всем становится понятно, что рыночная экономика без государственного управления существовать не может.

Важной в данной ситуации является лишь степень участия государства в регуляции экономического и социального развития страны. Поэтому актуальным является определение того тонкого предела между государственным управлением и рыночной экономикой, который бы обеспечивал гармоничное развитие страны в мировом пространстве.

Анализ последних исследований и публикаций. Существует значительное количество тождественных понятий к государственному управлению. К таким можно отнести "государственный менеджмент", "новый государственный менеджмент", "публичный менеджмент", "администрирование", "управление", "правление", но

суть, которую они включают в себя, отличается незначительно. Для определения сущности понятия "государственное

управление" проведем анализ некоторых научных трудов, которые получили обобщение в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ дефиниций понятия "государственное управление"

Автор Источник Определение

1 2 3

В.Бакуменко 2; с. 63 практическое, организационное и регулирующее влияние государства на общественную жизнедеятельность людей, которое опирается на его властную силу, с целью ее сбережения или изменения

Н. Нижник 7; с. 5-6 подзаконная деятельность органов исполнительной власти, направленная на практическую реализацию общественной жизни и обеспечение личной безопасности граждан, создание условий для их материального, культурного и духовного развития

Н. Нижник 14; с. 17-18 деятельность исполнительно-распорядительного характера, основное направление которой — исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов

В. Аверъянов 1; с. 6 особенная и самостоятельная разновидность деятельности государства, которую осуществляет отдельная система специальных государственных органов — органов исполнительной власти

В. Юсупов 21; с. 19 властная организационная деятельность исполнительно-распорядительных органов государственного управления

Ю. Бытяк 3; с. 261 самостоятельный вид государственной деятельности, который имеет организационный, исполнительно-распорядительный характер, особенной группы государственных органов (должностных лиц) относительно практической реализации функций и задач государства в процессе повседневного непосредственного руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством

Целью исследования является анализ заграничного опыта осуществления государственного управления и возможности применения некоторых его особенностей в украинской практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задания:

— систематизировать уже существующие наработки ученых в сфере государственного управления;

— изучить практическое осуществление государственного управления в зарубежных странах;

— определить особенности регуляции государственного управления в зависимости от органов, его осуществляющих.

Изложение основного материала. Из вышеприведенной таблицы следует, что на

сегодня единственной точки зрения относительно трактовки понятия "государственное управление" не существует. Каждый научный работник имеет собственную точку зрения, которая отличается такими дискуссионными вопросами:

— или осуществляется государственное управление в пределах исполнительной власти, или же необходимо разграничивать их?

— только ли исполнительная ветвь власти включает в сферу своей регуляции государственное управление или же оно является составляющей в регуляции законодательных, исполнительных и судебных органов власти?

Для выяснения ответов на эти вопросы обратимся к практическому опыту осуществления государственного управления

таких стран, как Франция, Англия, Соединенные Штаты Америки, Швеция, Германия, Польша, Российская Федерация,

Беларусь. Особенности осуществления государственного управления можно обобщить в таблице 2.

Таблица 2 — Органы государственной власти, которые осуществляют государственное

управление в странах мира

Страна Государственное устройство Форма правления Структура, которая осуществляет государственное управление

1 2 3 4

Франция унитарное государство парламентско-прези-дентская республика Совет Министров (Правительство) (исполнительная ветвь власти)

Англия унитарное государство конституционная монархия Правительство во главе с премьер-министром (исполнительная ветвь власти)

США федеративное государство президентская республика Двухпалатный Конгресс (законодательная ветвь власти)

Швеция унитарное государство конституционная монархия Парламент Швеции (исполнительная ветвь власти)

Германия федеративное государство парламентская республика Федеральное правительство (исполнительная ветвь власти)

Польша унитарное государство парламентская республика с многопартийной системой Совет Министров (Правительство) (исполнительная ветвь власти)

Россия федеративное государство президентская — парламентская республика Правительство Российской Федерации (исполнительная ветвь власти)

Беларусь унитарное государство президентская республика Совет Министров (исполнительная ветвь власти)

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что в целом государственное управление подконтрольно исполнительным органам власти. А так как все ветви власти любой страны находятся во взаимодействии и взаимозависимости, в широком значении можно констатировать, что государственное управление осуществляют все органы государственной власти, а именно законодательная, исполнительная и судебная.

В сфере исполнительной власти важным вопросом функционирования исполнительной ветви власти в Украине является распределение управленческих функций на территориальном уровне, что в перспективе может выглядеть, основываясь на зарубежный опыт, следующим образом: функции разработки государственной политики, проектов, нормативно-правовых актов и целевых программ общегосударственного значения должны

быть прерогативой украинского правительства [15, с. 190].

Государственная регуляция экономики в рыночных отношениях устанавливается самим содержанием государства как института, который представляет интересы населения. На сегодня самой развитой является модель направлений государственного управления в экономической сфере, которую предложили американские экономисты Макконелл и Брю. Они выделяют следующие важнейшие функции государства в экономике [18, с. 218]:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы для эффективного функционирования рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение прибылей и богатства.

4. Коррекция распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

Активное использование и осуществление данных направлений является реальной возможностью для эффективного функционирования государственного управления и регуляции.

И.Р. Михасюк: "Государственная регуляция — это комплекс мероприятий государства, направленных на направление субъектов экономической деятельности, в направлении, необходимом для достижения поставленных органами государственной власти и управления целей" [12; с. 8].

А.С. Булатов: "Государственная регуляция экономики в условиях рыночного хозяйства — система типичных мероприятий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и приспособления социально-экономической системы к условиям, которые изменяются" [10; с. 261].

Л. Ходов: "Государственная регуляция экономики в условиях рыночного хозяйства является системой типичных мероприятий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к условиям, которые изменяются" [20].

Д.С. Зухба, Е.Н. Зухба, Н.Г. Каптуренко считают: "Государственная регуляция — комплекс экономических и политических мероприятий, которые осуществляют государственные органы с целью координации экономических процессов, направленных в поддержку оптимальных пропорций общественного производства и предотвращения в нем кризисных ситуациий" [11].

С.В. Мочерний: «Государственная регуляция — комплекс основных форм и методов целеустремленного влияния государственных учреждений и организаций на развитие общественного способа производства (в том числе производительных сил, технико-экономических, организационно-экономических и социально-экономических отношений) для его стаби-

лизации и приспособления к условиям, которые изменяются» [13; с. 379].

В.П. Орешин: "Государственная регуляция экономики — это деятельность органов власти относительно влияния их на процесс общественного воссоздания с целью достижения общественно полезных результатов" [19; с. 14].

Л.И. Дидкивска и Л.С. Головко: «Государственная регуляция — влияние государства на социальное развитие страны» [8].

Д.М. Стеченко: "Государственная регуляция — влияние государства на воспроизводительные процессы в экономике соответствующими средствами с целью со-риентирования субъектив ведения хозяйства и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов государственной политики общественного развития" [17; с. 5].

В. Братишко: "Государственная регуляция экономики — это процесс целеустремленного влияния на предприятие, то есть на создание новых стоимостей, а также производство и использование ВНП. И входит этот процесс в круг интересов исключительно государства как руководящей системы в обществе" [4].

Н. Саниахметова: "Государственная регуляция экономики — основанная на законодательстве одна из форм государственного влияния на экономику путем установления и применения государственными органами правил, нацеленных на коррекцию экономической деятельности физических и юридических лиц, которая поддерживается возможностью применения правовых санкций при их нарушении" [16; с. 122].

"Экономическая безопасность характеризуется таким состоянием национальной экономики, которое позволяет хранить стойкость к внутренним и внешним угрозам, возможность к расширенному самовоспроизводству и способность удовлетворять потребности лица, семьи, общества, государства" [6; с. 415].

Выводы из данного исследования и перспективы последующих разработок в данном направлении. С точки зрения американского исследователя И. Селени, посткоммунистический режим в Украине целесообразно рассматривать как систему

капиталистов без капитализма, поскольку в результате концентрации после проведения приватизации приватизированных активов в руках избранных появился узкий круг больших частных собственников.

Таким образом, частная собственность в Украине приобретена ее нынешними владельцами преимущественно не в результате их собственного труда и накоплений и не в результате производства дополнительной стоимости, а сугубо через экспроприацию государственной собственности. Эта особенность социально-экономического контекста создает общий фон, на котором в разных сферах жизнедеятельности человека оказывается социально-экономическое неравенство: и относительно желаемого проведения досуга или отпуска, и относительно покупки соответствующих товаров и услуг.

Социальная ответственность субъектов ведения хозяйства разных форм собственности (социальная ответственность бизнеса) заключается в том, что целью их деятельности "перестало быть максимальное присвоение прибыли, а определяющим является удовлетворение социальных потребностей и интересов всех слоев населения" [9; с. 418].

То есть предприниматели всех форм собственности должны осознавать: для того, чтобы существовать и развиваться, они должны поддерживать ту социальную среду, в которой находятся. Основными направлениями обеспечения такой ответственности являются «производство качественных товаров и предоставление соответствующих услуг, которые удовлетворяют общественно необходимые потребности населения, создание надлежащих условий труда для работоспособного населения, сохранение окружающей среды, установление заработной платы на уровне стоимости рабочей силы, уплата налогов в фонды социального страхования» [9; с. 419].

Понятие "социальная экономика" зародилось в Германии и было впервые предложено Л. Ерхардом. Он разработал концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства. В основу понятия социальной экономики им были положе-

ны обеспечение социальных гарантий населения, социальная направленность рыночного хозяйства.

По мнению О.Г. Головнина социально-ориентированная экономика —это модель современного общества, которое организовано на принципах социальной справедливости, равенства, законности, социальной защищенности, которая обеспечивает своим гражданам социально-экономические гарантии, занятость и высокий уровень жизни. Он также считает, что социальная экономика представляет собой совокупность социально-экономических отношений между людьми, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Она создает определенную экономическую систему, которая сознательно ориентирована на развитие личности, экономический рост и социальный прогресс, повышение благосостояния и уровня жизни в стране [5].

Следовательно, можно сделать такие выводы. Государственная регуляция экономики преследует такие долгосрочные, перспективные цели: структурная перестройка народного хозяйства, повышение темпов экономического роста, создание наиболее благоприятных условий для функционирования механизма общественного воспроизводства, поддержка социального партнерства и в конечном итоге обеспечение на этой основе высокого уровня и качества жизни широких слоев населения, то есть придание рыночной экономике социальной направленности.

Библиографический список

1. Державне управлшня в Украш: навчальний поабник / [за заг. ред. В.Б. Авер'янова]. - К.: Вид-во ТОВ "СОМИ", 1999. - 265 с.

2. Державне управлшня: словник-дов1дник / [уклад. Бакуменко В. Д. та ш.; за заг. ред. В.М. Князева, В.Д. Бакуменка]. — К.: Вид-во УАДУ, 2002. — 228 с.

3. Адмшстративне право Украши / [за ред. Ю. П. Битяка]. — Х.: Право, 2001. — 528 с.

4. Братишко В. Национальная экономика как объект государственного управле-

ния / Братишко В. // Экономика Украины. - 1994. - № 6. - С. 71-77.

5. Головнш О.Г. Основи сощально! економжи: Шдручник / О.Г. Головнш - К.: Ар^тей, 2006. - 612 с.

6. Глобамзацш i безпека розвитку / Б^орус О.Г., Лук'яненко Д.Г., Гончарен-ко М.О., Зленко В.А., Зернецька О.В. / НАН Укра!ни; 1нститут свггово! економiки i мiжнародних вщносин; Ки1вський нацiональний економiчний ун-т. Олег Григорович Б^орус (наук. ред.). - К., 2001. -240 с.

7. Державне управлшня в Украш! центрамзащя i децентрал1зац1я: [моногр.] / Кол. авт.; в1дп. ред. Н.Р. Нижник. - К.: Вид-во УАДУ, 1997. - 448 с.

8. Дщювська Л.1. Державне регулюван-ня економжи: Навч. пос16. / Дщювська Л.1., Головко Л.С.. - К.: Знання-Прес, 2000. -209 с.

9. Економ!чна енциклопед^я. - У 3-ох т. / [редкол.: Б.Д. Данилишин та ш., вщп. ред. С.В. Мочерний]. - К.: Вид. центр «Академия», 2002. - Т. 3. - 952 с.

10. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1995. -632 с.

11. Зухба Д.С. Принципы и проблемы государственного регулирования экономики / Зухба Д.С., Зухба Е.Н., Каптуренко Н.Г. -Донецк: ИПЦ «Донецк», 1991. - 25 с.

12. Михасюк 1.Р. Державне регулюван-ня економжи: Подручник / Михасюк 1.Р., Швайка Л.А. - Льв1в: «Магнолия плюс»; ви-давець СПД ФО «В.М. Пiча», 2006. - 220 с.

13. Мочерний С.В. Економ!чна теор!я: Пос16ник для студентiв вищих заклад!в осв1ти / Мочерний С.В. - К.: Вид. центр «Академия», 1999. - 592 с.

14. Нижник Н.Р. Деяю аспекти сучасно! концепцп державного управлiння в Украш / Н.Р. Нижник // В1сник УАДУ. - 1995. -Вип. 4. - С. 17-25.

15. Решота О. Удосконалення державного управлшня Укра!ни 1з використан-ням досвщу зарубiжних кра1н: проблеми та перспективи / О. Рештота // Ефектившсть державного управлiння: зб.наук.праць, 2009. - Вип. 18/19. - С. 187-193.

16. Саниахметова Н.А. Регулирование предпринимательской деятельности

в Украине: организационно-правовые аспекты / Саниахметова Н.А. — Одесса,

1998. - С. 122.

17. Стеченко Д.М. Державне регулю-вання економжи: Навч. поабник / Стеченко Д.М. - К.: МАУП, 2000. - 176 с.

18. Теор1я та практика державного управлшня: зб. наук. праць. — Х.: Вид-во ХарНАДУ «Мапстр», 2007. - Вип. 4 (19). -324 с.

19. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / Орешин В.П. - М.: Юристъ,

1999. - 272 с.

20. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник / Ходов Л.Г. - М.: Изд-во БЭК, 1997. - 332 с.

21. Юсупов В. А. Научные основы государственного управления в СССР / В.А. Юсупов, Н.А. Волков. - Казань: Изд-во Казанского унта, 1972. - 98 с.

Reference

1. DERZHAVNAY.A. upravlinnya in Ukraini: Navchalna posibnik / [per zag. Ed. B. B.Aver ' Janov]. - K.: Type of LLC « SOMI «, 1999. - 265 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. DERZHAVNAY.A. upravlinnya: vocabulary - dovidnik / [lifestyle. Bakumenko V.D. that in., For zag. Ed. V. Knyazev, VD Bakumenko]. - K.: Type of UADU, 2002. - 228 p.

3. Administrativne right Ukrainy / [ed for. P. Bityaka]. - H.: Right, 2001. - 528 p.

4. Bratishko B. The national economy as an object of public administration / Bratish-ko V. // Economy of Ukraine. - 1994, № 6.

- S. 71-77.

5. Golovnin O.G. Bases sotsialnoi ekonomiki: Pidruchnik / O. Golovnin - K.: Aristey 2006. - 612.

6. Globalizatsiya i Bezpeka rozvitku / Bilorus O.G., Luk'yanenko D.G., Goncha-renko M.O., V.A. Zlenko, Zernetska O.V. / National Academy of Sciences of Ukraine; Institut svitovoi ekonomiki i mizhnarodnih vidnosin; Kiivsky natsionalny ekonomichny Univ. Oleg Grigorovich Bilorus ( nauk. ed.).

- K., 2001. - 240.

7. DERZHAVNAY.A. upravlinnya in Ukraini: tsentralizatsiya i detsentralizatsiya [monograph]. / Col. auth., Vidp. Ed. NR Nizh-nik. - K.: Type of UADU, 1997. - 448 p.

8. Didkivska L.I. DERZHAVNAYA reguly-uvannya ekonomiki: Navch. posib / Didkivska L.I., Golovko L.S. — K.: Knowledge — Pres, 2000. - 209 sec.

9. Ekonomichna Enzyklopädie. — In 3 — oh t / [Editorial Board.: B.D. Danilishin that in., Vidp. Ed. SV Mocherny]. — K.: Appearance. center « Akademiya «, 2002. — T. 3. — 952 sec.

10. Economy: Textbook / Ed. Assoc. A.S. Bulatov. — Moscow: Publishing House of the BEC, 1995. — 632 p.

11. Zukhba D.S. Principles and problems of government regulation of the economy / Zukhba D.S., Zukhba E.N., Kapturenko N.G. — Donetsk: CPI «Donetsk «, 1991. — 25.

12. Mihasyuk I.R. DERZHAVNAYA regu-lyuvannya ekonomiki: Pidruchnik / Mihasyuk I.R., Schweich L.A. — Lviv: «Magnoliya plus»; vidavets SPD FO «VM Picha» 2006. — 220.

13. Mocherny S.V. Ekonomichna teoriya: Posibnik for studentiv vischih zakladiv osviti / S.V. Mocherny — K.: Appearance. center «Akademiya», 1999. — 592 p.

14. Nizhnik N.R. Deyaki ASPECTS suchasnoi kontseptsii sovereign upravlinnya in Ukraini / N.R. Nizhnik // News UADU. — 1995. — Vip. 4. — S. 17 — 25.

15. Reshoty O. Udoskonalennya sovereign upravlinnya Ukrainy iz vikoristannyam dosvidu zarubizhnih kraïn: the problem is the perspective / O. Reshtota / / Efektivnist sovereign upravlinnya: zb.nauk.prats 2009. — Vip. 18/19. - S. 187-193.

16. Saniahmetova N.A. Regulation of business activity in Ukraine: the organizational and legal aspects / N.A. Saniahmetova -Odessa, 1998. - S. 122.

17. Stechenko D.M. DERZHAVNAYA regulyuvannya ekonomiki: Navch. posibnik / Stechenko D.M. - K.: AIDP, 2000. - 176 p.

18. Teoriya that practice sovereign upravlinnya: S.T. Science. Prace. - H.: Type of Harnad «Magistr», 2007. - Vip. 4 (19). -324 p.

19. Oreshin V.P. State regulation of the national economy: Studies. Manual / V.P. Oreshin - Moscow: Yurist, 1999. - 272.

20. LG Moves Principles of state policy: Trainee / LG Moves - M: Izdvo BEC. 1997. - 332 p.

21. Yusupov V.A. Scientific foundations of public administration in the USSR / VA Yusu-pov, N. Volkov. - Kazan: Kazan University Press, 1972. - 98.

Stepanenko S.V., e-mail: [email protected]

Associate Professor of Economic Theory Department, National University of State Tax Service of Ukraine, doctoral student of Institute of Public Administration and Local Government of NAPA, PhD in Public Administration, Kyiv

PUBLIC ADMINISTRATION AND REGULATION OF ECONOMIC PROCESSES AS A KEY TO DEVELOPMENT OF SOCIAL ECONOMY

The questions related to the regulatory influence of the state on the processes of socio-economic development and the establishment of social justice in the country.

Key words: public administration, the government, the executive, the legislature, the market economy, socially oriented economy model principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.