Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/02EVN415.pdf DOI: 10.15862/02EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/02EVN415)
УДК 33
Семилетова Елена Викторовна
Аппарат Государственной Думы Россия, Москва1
Ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по природным
ресурсам, природопользованию и экологии E-mail: [email protected]
Киселёва Светлана Петровна
ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»
Россия, Москва2
Кафедра «Рационального природопользования и экологической безопасности»
Заместитель Заведующего кафедрой Доктор экономических наук Профессор E-mail: [email protected]
Государственное управление эколого-ориентированным развитием в РФ: история и перспективы
1 103265, Москва, ул. Охотный ряд, дом. 1
2 109542, Москва, Рязанский проспект, 99
Аннотация. Государственная политика любой страны направлена на решение задач ее развития, экологические вопросы является частью такой политики. В статье рассмотрены отдельные этапы истории отечественной экологической политики, ее зависимость от экономических приоритетов и политических условий. Указаны основные стратегические документы в области экологического развития, механизмы их реализации. Автор уделяет внимание предпосылкам формирования целей экологической политики, ее содержанию и механизмам реализации, исходя из текущих экологических и иных проблем. Описан текущий этап государственного управления охраной окружающей среды на основе совмещения целей промышленной и экологической политики. Рассмотрен механизм реализации такой политики на основе перехода промышленности на принципы «наилучших доступных технологий». Автором делается вывод о необходимости формирования инструментов оценки достижения поставленной цели, в частности посредством оценки увеличения доли промышленных предприятий, реализующих программы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Такие показатели должны позволить оценить эффективность государственных мер регулирования, в частности мер экономического стимулирования модернизации промышленности, а также мер государственной поддержки внедрения наилучших доступных технологий.
Ключевые слова: природоохранная политика; экологическое развитие; модернизация промышленности; экологическая политика; промышленная политика; экологизация производства; наилучшие доступные технологии; цели экологического развития; институт «наилучших доступных технологий».
Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ №15-02-00616 «Разработка механизма эколого-ориентированного технологического развития экономики».
Ссылка для цитирования этой статьи:
Семилетова Е.В., Киселёва С.П. Государственное управление эколого-ориентированным развитием в РФ: история и перспективы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/02EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/02EVN415
Государственная политика, ее приоритетные направления отражают наиболее существенные и общественно значимые задачи общества. Решение экологических задач, безусловно, относятся к таковым. Ведущие направления, содержание, формы и методы управленческой деятельности во многом зависят от уровня развития человеческой цивилизации и каждой отдельной страны, осознания сути и остроты экологического противоречия.
Экологическая политика в нашей стране берет свое начало в XI веке. При этом первые письменные законодательные акты по охране природы в России были направлены в основном на ограничение природопользования, регулирование охоты, сохранение редких и ценных видов растений и животных. В дальнейшем потребовалось государственное вмешательство в вопросы охраны лесов, сохранения почвенного покрова, чистоте водоемов. Кроме этого принимались меры по ограничению хозяйственной деятельности. Так, в 1754 году в связи с необходимость охраны лесов вокруг старой столицы Российского государства был издан Указ «О ликвидации всех хрустальных, стеклянных и железных заводов на расстоянии 200 верст от Москвы» [1].
Политика государства в конкретной общественной сфере, в том числе в экологической, неразрывно связана с социально-экономическими условиями в стране, с изменениями ключевых государственных институтов. Так, после отмены крепостного права в России возник новый этап государственного экологического регулирования. Необходимо было ввести новые «правила игры» в новых экономических отношениях. Вообще для целей охраны окружающей среды и экологического развития вопрос права собственности на природные ресурсы является ключевым. Сущность этой проблемы в контексте взаимоотношений человека и природы отражена в теореме американского экономиста Р.Коуза, согласно которой социальный оптимум загрязнений автоматически достигается в случае четко определенных прав собственности [2].
Кроме экономических условий возникновению в России выраженной (в той или иной форме) государственной экологической политики способствовала научная общественность и сопутствующие ей научные открытия. В.В. Евланов упоминает о крепостном химике Семене Власове, который разработал способ утилизации отходов монетного производства, а также предложил применять в сернокислом производстве специально обработанные деревянные ящики вместо свинцовых камер, удешевляющие производство более чем в 100 раз [1]. Можно сказать, что это были первые примеры ресурсосберегающих, наилучших доступных технологий.
До начала ХХ века охрана природы и обеспечение рационального использования природных ресурсов не были оформлены в отдельное направление государственной политики, не имели комплексного правового и ведомственного регулирования. В то же время первые природоохранные акты и природоохранные общественные структуры, хотя и не обладающих государственными полномочиями и юридическими правами, имели большое значение в становлении государственной экологической политики России.
Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила социально-экономическую систему нашей страны. Все природные богатства стали принадлежать государству, что в свою очередь потребовало формирования эффективной политики управления природными ресурсам и их охраной. В связи с необходимостью исследований природных ресурсов в 20-х годах Советским правительством создана Комиссия по изучению естественных производительных сил. Именно эта комиссия осуществляла обоснование пятилетних планов развития страны, активизировала экологические исследования по отдельным регионам и республикам [3, а 22]. Активное участие в разработке
государственной системы природоохранного права принял глава первого Советского правительства В.И. Ленин. Рациональное использование природных ресурсов, представлялась ему как комплексная проблема, которая включает в себя использование вторичного сырья, научно-обоснованный подход к включению природных ресурсов в экономический баланс страны..» [3]. Обоснование включения экологических издержек в хозяйственные циклы была обоснована В.И. Лениным следующим образом: «...например, если речь идет о сдаче леса, то надо предусмотреть, чтобы правильно велось лесное хозяйство. Если речь идет о сдаче нефти, то надо предусмотреть борьбу с обводнением. Таким образом, тут нужно соблюдение научно-технических правил и рациональная эксплуатация» [3]. Следует отметить, что эти идеи созвучны современным концепциям эколого-сбалансированного развития общества. Однако по мнению большинства историков экологической политики нашей страны эти идеи не нашли своего реального закрепления в государственных решениях, во многом по причине дальнейших политических преобразований.
Составление первого общегосударственного пятилетнего плана развития экономики страны в 1928 году потребовало новых подходов в изучении и последующей эксплуатации природных ресурсов. Ощущалась острая потребность в единой концепции природопользования (а значит и охраны природы) [3, а 27]. Именно с началом пятилеток, которые по нашему мнению, являются прообразом государственных программ, стратегий социально-экономического развития в современном понимании, выявились различные подходы к экологической тематике. Существовало два концептуальных подхода: экоцентрический и антропоцентрический. Сторонники первой концепции указывали на недооценку и пренебрежение задачами охраны природы, на необходимость гармоничного развития отношений общества и природы (В.И. Вернадский, А.Н. Чаянов, Н.И. Вавилов). Противоположная точка зрения исходила из концепции неисчерпаемости природных ресурсов, которая и возобладала, определив на длительный период отношение к экологическим проблемам центральных органов страны. Бурная индустриализация, коллективизация, широкое распространение новой идеологии во многом обусловили смену представлений о взаимоотношении человека и природы». В.И. Данилов-Данильян отмечает, что «события, происшедшие у нас в эпоху индустриализации, были бы совершенно невозможны...без того простора для роста за счет экстенсивных источников, который в нашем веке более всего был характерен для России (до 70-х годов)» [4].
Некоторые авторы относят период 50-60 годов ХХ века к переломным в части природоохранной политики в нашей стране. На ХХ съезде КПСС (1956) ставится задача по развитию производительных сил и повышению материального благосостояния народа, что означало и усиление воздействия на окружающую среду, нарушение экологического равновесия в индустриально развитых или развивающихся регионах страны. В документах съезда были обозначены следующие направления экологической политики:
1. Модернизация общественного производства на основе достижений научно-технического прогресса.
2. Обеспечение «комплексного использования сырья, снижение норм расходов сырья и материалов, внедрение заменителей дефицитных и дорогостоящих видов сырья, материалов и цветных металлов.
3. Расширение научно-исследовательской деятельности по разработке экономических и технологических процессов, сокращающих цикл производства и снижающих расход сырья [1, а 27].
Эти направления крайне созвучны современным приоритетным направлениям экологической политики, которые закреплены в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», их актуальность не потерялась, видимо, по причине их не достижения до настоящего времени. Таким образом, необходимость сочетания промышленной и экологической политики уже давно отмечалась на государственном уровне.
В 70-е годы ХХ века в связи с ухудшающимися экологическими показателями органы управления вынуждены обращать внимание на вопросы соразмерности экономического экстенсивного развития и повышения нагрузки на природные объекты. Главным управлением по охране природы отмечались две причины неблагополучной экологической ситуации: чрезвычайно низкий уровень технологической эффективности и отсутствие единой системы контроля и очистки сточных вод, мониторинга состояния водных ресурсов [1, а 30]. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (1972) была закреплена политическая цель -с 1974 года разрабатывать планы развития народного хозяйства одновременно с перспективными и годовыми планами проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов [5].
В 1975 году принимаются «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» с отдельным разделом о разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. С этого года раздел «охрана природы» является обязательной частью ежегодных планов социально-экономического развития. В 1979 году принимается постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Таким образом, руководство страны в 70-х годах сделало попытку изменений в системе управления природопользованием и охраной природы путем совершенствования планирования экономического развития страны. В это же время появляются первые попытки оценить эффективность промышленного производства, по сути, оценить природоемкость и ресурсоэффективность применяемых технологий. Оценивались также природоохранные затраты, например, в конце 70-х годов включение 1 км3 воды в повторный оборот оценивалось в сумму около 20 млн. руб. [1, а 60]. В то время эти показатели отражали технологическую неэффективность. В статье Е. Гайдара и В. Ярошенко отмечается, что «.. .на единицу продукции общество расходовало значительно больше сырья, энергии, чем это было достигнуто на миром уровне, а это обстоятельство толкало на еще больший прессинг на природу» [6].
В период перестройки все больше стали очевидны последствия природоресурсной политики, принимается Постановление Верховного совета СССР «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов», где закреплена задача по переходу на ресурсосберегающие технологии, для чего предусмотрено 2,5 млрд. рублей на капительные вложения (1985). Переломным моментом становиться Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы» (1988), в котором отмечалась необходимость учета экономических интересов общества и конкретных природопользователей, а также введения государственного экологического контроля за развитием производства. Однако, в связи с политическими событиями, цели не были реализованы.
Распад СССР обострил также трансграничные и межрегиональные экологические проблемы. В целях обеспечения единой экологической политики и координации природоохранных усилий в 1992 году Российская Федерация подписывает со странами СНГ Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды.
В начале 1990-х в стране наблюдается спад промышленного производства. В 1992 году он составляет 20% по сравнению с предыдущим годом. В 1994 году снижение промышленного производства достигает 40% в машиностроении, в химической
промышленности - свыше 30%, по отдельным отраслям - от 30 до 60% [6]. В начале 2000-х по оценкам К.С. Лосева «сложилась специфическая рыночная система, в которой нет стимула для повышения эффективности производства. В период перехода от централизованно управляемой к рыночной системе должна закладываться высокоэффективная экономика, основана на ресурсосбережении, особенно в энергосбережении, повторном использовании материалов, рециклинге отходов и их минимизации» [7].
Основные принципы, цели и задачи природоохранной политики Российской Федерации были сформулированы в Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (1994). На реализацию первоочередных целей и задач нацелен первый Национальный План действий по охране окружающей среды на период с 1999 по 2001. В этот период остро ощущалась (как впрочем и ранее) необходимость пересмотра концепции государственной экологической политики. В очередной период подъема экономики экологические проблемы не могли уже решаться на основе «устаревших» подходов. Политика «ликвидации загрязнений» не могла обеспечить решение экологических проблем, необходимо было устранять причину загрязнений, «корректировать» технологическую основу хозяйственного механизма.
Учитывая преобладание в российской экономике природоэксплуатирующих отраслей, усилия государственного регулирования необходимо было направлять в первую очередь на их «экологизацию». Это направление государственной экологической политики нашло отражение в основных стратегических документах нашей страны. В первую очередь необходимо отметить Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», основные положения которого направлены на повышение энергетической и экологической эффективности в области энергетики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, а также стимулирование применения энергосберегающих и экологически чистых технологий. Указанные цели потребовали разработки и принятия отдельного Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»3. После этого повышение энергоэффективности экономики стало государственным приоритетом. С учетом значительного воздействия ТЭК на окружающую среду это, безусловно, отвечает и приоритетам экологической политики.
Обеспечение повышения экологической эффективности экономики оказалось более сложной задачей. Можно сказать, что для ее выполнения потребовалось уточнять само содержание экологической политики. В дополнение к Экологической доктрине РФ4 Президентом РФ утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года5, в которых также закреплена цель по формированию сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Экологизация производства требовала «перестройки» технологической основы производственной деятельности, перехода на принципиально иные технологии, которые должны были отвечать следующим критериям: в процессе функционирования не наносить вреда и не разрушать окружающую природную среду; в процессе расширения и развития не выходить за рамки «пределов роста» или «хозяйственно емкости» биосферы; способствовать закономерному воспроизводству природной среды; быть «сопряженными с природными процессами или даже способствовать улучшению окружающей среды [8].
3 Принят 23 ноября 2009 года, № 261ФЗ.
4 Одобрена распоряжением Правительства РФ 31 августа 2002 года №1225-р.
5 Утверждены 30 апреля 2012 года.
Таким образом, государственную экологическую политику необходимо было соотнести с промышленной политикой, объединив по возможности их цели. Известно, что экономическое развитие предусматривает увеличение эксплуатации природных ресурсов и сопутствующее этому загрязнение природы. Однако, прямая зависимость «экономический рост-рост загрязнения» может быть преодолена за счет внедрения эффективных мер государственного регулирования. Рассогласование трендов роста экономических результатов и потребления природных ресурсов получило название «эффект дикаплинга», которое широко используется в лексиконе ученых и политиков [9]. Данный эффект напрямую связан со снижением природоемкости экономики, которое может быть достигнуто за счет перехода на ресурсосберегающие и экономически эффективные технологии.
Причиной деградации окружающей среды, возникновение негативных изменений в ней, в основном, связано с воздействием устаревших физически и морально технологий и фондов. В 1990-е года экономический кризис обострил ситуацию с обновлением устаревшего оборудования (таблица 1).
Таблица 1
Степень износа и коэффициенты обновления основных фондов (источник: www.gks.ru)
1992 1995 2002 2005 2008 2013
Степень износа основных фондов, % 40,6 38,6 44,0 43,5 45,3 47,7
Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в % от общей стоимости основных фондов на конец) 3,6 1,9 2,2 3,0 4,2
Особенно велик износ фондов в электроэнергетике, нефтедобывающей, топливной, химической и нефтехимической отраслях промышленности, которые являются одновременно основными загрязнителями окружающей среды [9, а 38]. В соответствии со значением коэффициента обновления основных фондов с 1970 по 2008 г. этот коэффициент уменьшился в 2,5 раза. Если в 1970 г. обновлялось 10,6% фондов, то в 2008 г. только 4,2%. По данным Минприроды в 2014 году 70% используемых в производстве технологий устарели и экологически и энергетически неэффективны [10]. Ситуация с внедрением НДТ в секторальном разрезе отражена в таблице 2.
Таблица 2
Уровень внедрения НДТ по отраслям (источник: www.minpromtorg.gov.ru)
Отрасль/показатели Обрабатывающая промышленность Энергетический комплекс Нефтегазовый комплекс
Доля основных фондов, соответствующих НДТ около 25% 10% 20 %
Средний мировой уровень 60 % 60 % 40 %
В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности в июле 2011 года утверждены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также перечень критических технологий российской федерации 6. Среди таких направлений обозначены - рациональное природопользование и энергоэффективность, энергосбережение. В список критических технологий включены, например, технологии мониторинга и
6Указ Президента 7 июля 2011 года РФ № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
В марте 2014 года Правительством России утвержден комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ)7. Первоочередной мерой по реализации поставленных в Комплексе мер задач, являлось принятие соответствующих законодательных изменений. В 2014 году принят Федеральный закон № 219-ФЗ8, направленный на комплексное реформирование системы управления охраной окружающей среды внедрение принципов НДТ в экологическое регулирование хозяйственной деятельности.
Институт НДТ заимствован из практики природоохранного регулирования Евросоюза и США. В развитых странах концепция Best Available Technology (наилучшая доступная технология) применяется наравне с концепцией «загрязнитель платит». Одним из наиболее важных следствий применения этого механизма, помимо общего снижения объёма выбросов, является ускоренное технологическое развитие. Предприятия, вынужденные принимать дополнительные меры по снижению выбросов при условии сохранения себестоимости на конкурентоспособном уровне, вынуждены уделять особое внимание развитию технологий, повышению их эффективности, снижению всех возможных затрат. Таким образом, внедрение НДТ является инструментом как экологической, так и промышленной политики государства.
24 июня 2015 года Президент Российской Федерации В.Путин на заседании Совета при Президенте по науке и образованию отметил, что проблема рационального использования природных ресурсов в нашей стране до сих пор не решена. Президент РФ обратил внимание руководства промышленных компаний на необходимость осуществления экологических программ, направленных на решение вопросов ресурсосбережения9. Эффективная реализация политики государства требует наличия соответствующей системы оценок ее результатов. Это позволяет осуществлять своевременную корректировку механизмов ее реализации и уточнять целевые показатели. Данные показатели должны найти свое отражение в программных документах страны. По оценкам Минприроды России в результате принятия 219-ФЗ, а также выполнения Комплекса мер предусматривается достижение конкретных показателей (таблица
3).
7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 398-р.
8 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9 www.kremlin.ru
Таблица 3
Контрольные показатели достижения целей экологического развития
(источник - www.mnr.gov.ru)
Показатель 2019-2022 2022-2029
Количество предприятий, реализующих программы внедрения НДТ, шт. 300 15 000
Объем выбросов на единицу ВВП, тонн / млн. руб ВВП 0,31 0,21
Количество городов с очень высоким и высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, шт. 50 25
Доля сбросов загрязненных сточных вод крупнейших водопользователей, в общем объеме сбросов загрязненных сточных вод, % 45 30
Актуальным представляется разработка показателей достижения целей политики НДТ. Качество и актуальность такой политики определяется по результатам ее реализации. Отсутствие или недостаточная проработанность политики обуславливает отставание в развитии этой сферы деятельности, а, в случае с экологической политикой, сказывается на качестве жизни населения и может вызвать деградацию окружающей природной среды. В этой связи конечная цель по увеличению предприятий, реализующих программы внедрения НДТ, требует установления промежуточных показателей, позволяющих оценить эффективность государственных мер регулирования, в частности мер экономического стимулирования модернизации промышленности, а также мер государственной поддержки внедрения НДТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евланов В.В. Экология и политика: Исторические аспекты взаимосвязи экологии и политики (50-80-е годы). Монография. М.: Прометей, 1992.
2. Экология и экономика природопользования: учебник для ВУЗов / под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В Н. Лопатина: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.
3. Соколов В.В. Очерки истории экологической политики России. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.-с. 22.
4. Данилов-Данильян В.И. Бегство к рынку. М., 1991. с. 43.
5. Пиджаков А.Ю. Советская экологическая политика 1970-х-начала 1990-х. -СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 1994.-с. 56.
6. Глазьев С.Ю. Состояние экономики России и необходимы меры по преодолению кризиса // Реформы в России с позиций устойчивого развития. Новосибирск, 1995. с. 26-30.
7. Лосев. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М., Космосинформ, 2001, с. 311.
8. Экологическая политика: основания и методология реализации / отв. ред. Н.М. Мамедов.- М.: Изд-во РАГС, 2004, 284 с.
9. Приоритеты национальной экологической политики / под ред. В.М. Захарова. -М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009, 152 с.
10. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Эколого-ориентированное инновационное развитие национальной экономики. М.: ЦНИТИ «Техномаш», 2009.
11. Киселева С.П. и др. Стратегические направления инновационного развития предприятий. Коллективная монография / под науч. ред. Н.В. Клочковой. Иваново: Изд-во «Научная мысль», 2011.
12. Гвоздкова И.А., Киселева С.П. Инновационное развитие в области технологического обеспечения экологической безопасности топливно-энергетического комплекса. Интернет-журнал «Науковедение». [Электронный ресурс]-режим доступа: свободный, 2012, №4(13).
13. Вишняков Я.Д., Волостнов Б.И., Киселева С.П., Поляков В.В. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасности. Международный журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации», №2, 2013.
14. Семилетова Е.В. Оценка достижения целей экологического развития в системе государственного управления РФ. М: Горизонты экономики, №6 (19), 2014.
Рецензент: Перелет Ренат Алексеевич, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт системного анализа РАН.
Semiletova Elena Viktorovna
State Duma administration Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Kiseleva Svetlana Petrovna
State University of Management Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
State administration of environmental-oriented development in Russia: history and future development
Abstract. State administration directs on state goals decision. Environmental goals are the essential part of the state policy. Article considered some historical stage of ecological policy in Russia and its connection to economic policy. Current stage of state ecological policy combined with state industrial policy generally. Such policy tools and goals are described.
Keywords: environmental policy USSR; ecological development; industry modernization; ecological policy; industrial policy; "greening" industry; best available technologies; environmental goals; "best available technologies" policy.
REFERENCES
1. Evlanov V.V. Ekologiya i politika: Istoricheskie aspekty vzaimosvyazi ekologii i politiki (50-80-e gody). Monografiya. M.: Prometey, 1992.
2. Ekologiya i ekonomika prirodopol'zovaniya: uchebnik dlya VUZov / pod red. prof. E.V. Girusova, prof. V.N. Lopatina: YuNITI-DANA, Edinstvo, 2003.
3. Sokolov V.V. Ocherki istorii ekologicheskoy politiki Rossii. - SPb.: Izd-vo SPbUEF, 1994.-s. 22.
4. Danilov-Danil'yan V.I. Begstvo k rynku. M., 1991. s. 43.
5. Pidzhakov A.Yu. Sovetskaya ekologicheskaya politika 1970-kh-nachala 1990-kh. -SPb.: Izd-vo SPBUEF, 1994.-s. 56.
6. Glaz'ev S.Yu. Sostoyanie ekonomiki Rossii i neobkhodimy mery po preodoleniyu krizisa // Reformy v Rossii s pozitsiy ustoychivogo razvitiya. Novosibirsk, 1995. c. 26-30.
7. Losev. Ekologicheskie problemy i perspektivy ustoychivogo razvitiya Rossii v KhKhI veke. M., Kosmosinform, 2001, s. 311.
8. Ekologicheskaya politika: osnovaniya i metodologiya realizatsii / otv. red. N.M. Mamedov.- M.: Izd-vo RAGS, 2004, 284 s.
9. Prioritety natsional'noy ekologicheskoy politiki / pod red. V.M. Zakharova. - M.: Institut ustoychivogo razvitiya / Tsentr ekologicheskoy politiki Rossii, 2009, 152 s.
10. Vishnyakov Ya.D., Kiseleva S.P. Ekologo-orientirovannoe innovatsionnoe razvitie natsional'noy ekonomiki. M.: TsNITI «Tekhnomash», 2009.
11. Kiseleva S.P. i dr. Strategicheskie napravleniya innovatsionnogo razvitiya predpriyatiy. Kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. N.V. Klochkovoy. Ivanovo: Izd-vo «Nauchnaya mysl'», 2011.
12. Gvozdkova I.A., Kiseleva S.P. Innovatsionnoe razvitie v oblasti tekhnologicheskogo obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti toplivno-energeticheskogo kompleksa. Internet-zhurnal «Naukovedenie». [Elektronnyy resurs]-rezhim dostupa: svobodnyy, 2012, №4(13).
13. Vishnyakov Ya.D., Volostnov B.I., Kiseleva S.P., Polyakov V.V. Sovershenstvovanie mekhanizma stimulirovaniya innovatsionnogo razvitiya v oblasti ratsional'nogo prirodopol'zovaniya i ekologicheskoy bezopasnosti. Mezhdunarodnyy zhurnal «Problemy mashinostroeniya i avtomatizatsii», №2, 2013.
14. Semiletova E.V. Otsenka dostizheniya tseley ekologicheskogo razvitiya v sisteme gosudarstvennogo upravleniya RF. M: Gorizonty ekonomiki, №6 (19), 2014.