Научная статья на тему 'Государственное участие в сфере устойчивого экономического и социального развития общества'

Государственное участие в сфере устойчивого экономического и социального развития общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / MODERNIZATION / INNOVATIVE ACTIVITY / FINANCIAL RESOURCES / DEMOGRAPHIC TENDENCIES / ECONOMIC GROWTH / SOCIAL POLICY / COMPETITIVE ABILITY / INVESTMENT APPEAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Боткин Игорь Олегович, Маликова Диляра Мансуровна

Рассматриваются проблемы социального и экономического развития региона. Дана оценка и намечены перспективы государственного участия в преодолении кризисных явлений, касающихся демографии, модернизации производства и формирования научно-технического потенциала Удмуртской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Боткин Игорь Олегович, Маликова Диляра Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government collaboration in stable social and economical society progress

The article presents social and economical development problems. The assessment of government collaboration in overcoming of сrisis events concerning demography, production modernization and in forming of scientific and technological potential of the Udmurt Republic is given and the prospects of mentioned collaboration are outlined.

Текст научной работы на тему «Государственное участие в сфере устойчивого экономического и социального развития общества»

8

2011. Вып. 3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 65.261

О.И. Боткин, И. О. Боткин, Д.М. Маликова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Рассматриваются проблемы социального и экономического развития региона. Дана оценка и намечены перспективы государственного участия в преодолении кризисных явлений, касающихся демографии, модернизации производства и формирования научно-технического потенциала Удмуртской Республики.

Ключевые слова: модернизация, инновационная активность, финансовые ресурсы, демографические тенденции, экономический рост, социальная политика, конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность.

Усиление роли субъектов Российской Федерации в социально-экономической деятельности приобретает все большее значение и актуальность. Состояние и развитие общества определяется в значительной степени количеством и составом населения, его жизненным уровнем и трудовым потенциалом. Это объясняется тем, что демографические процессы находятся под влиянием экономических, социальных и политических факторов, оказывают влияние на все без исключения стороны общественной жизни.

Советский период в жизни нашей страны - время бурного роста городов, индустриализации, интенсивного вовлечения в хозяйственный оборот природных богатств в районах, удаленных от плотно заселенных территорий. По мере того как промышленность набирала силу и постепенно превращалась в ведущую отрасль материального производства, урбанизация (рост городов, особенно крупных, и распространение городского образа жизни) становилась преобладающим направлением пространственной организации жизнедеятельности общества.

Наиболее массовое и социально значимое направление миграций - переселение из сел в города. Например, за 1926 - 1985 гг. в России село отдало городу более 100 млн. человек. Численность городского населения за это время увеличилась в 7 раз, а сельского уменьшилась на 20%, или сократилась на 3 млн. человек, и составила на начало 2003 г. 38,7 млн. человек. Его доля в общей численности населения снизилась с 38,7 до 26,7%. Статистика свидетельствует о том, что сокращение сельского населения идёт более интенсивно, нежели городского.

Феномен депопуляции населения связан с ростом смертности и снижением рождаемости. Пересечение этих тенденций приводит к снижению общей численности населения страны. Депопуляция городского населения России началось в 1991 г., а сельского - в 1992 г. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменений коэффициента естественной убыли населения России, %

Годы Город Село Соотношение показателей убыли село / город, %

1992 -1,7 -0,9 52,9

1993 -5,2 -4,9 94,2

1994 -6,1 -6,1 100,0

1995 -5,8 -5,6 96,6

1996 -5,1 -5,8 113,7

1997 -4,8 -6,1 127,1

1998 -4,6 -5,4 117,4

1999 -6,1 -7,0 114,8

2000 -6,3 -7,2 114,3

2001 -6,4 -7,0 109,4

2002 -6,1 -7,8 127,9

2003 -5,8 -7,3 135,4

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2011. Вып. 3

Очевидно, что кардинальные изменения, произошедшие в экономических, социальных и политических отношениях, способствовали возникновению крупных городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом. Если в 1897 г. в России было 7 таких городов, то в 1926 уже 22, а в настоящее время их насчитывается уже 168.

Эти данные в большей мере характеризуют качественную сторону урбанизации, чем просто данные о доле городского населения. Как известно, в мире она сегодня составляет 50%, в России -73%, а в Удмуртии - 69 % [4].

Урбанизация приводит к повышению роли городов в жизни населения, кристаллизации особой и всё шире распространяющейся городской культуры, образа жизни, вызывает сдвиги в развитии производительных сил, расселения, психологии людей.

Повышение качества жизни населения официально провозглашено генеральной стратегической целью современной социальной политики. Эту цель сформировала история развития страны в последние годы. Главный «инструмент» создания прогрессивного общества - это деятельный, умный, образованный и здоровый человек [2].

Рыночное реформирование привело к обострению множества противоречий экономического и социального развития страны и её отдельных территориальных образований. Наслоение противоречий, с одной стороны, унаследованных от прежней экономической системы с другой - во многом обусловленных ошибочно проводимой политикой в социальной сфере, привели к её деградации, к усилению деформационных процессов формирования доходов населения, в том числе заработной платы [1].

Динамика номинальных денежных доходов населения с 1997 по 2009 г. в Удмуртии характеризовалась следующими показателями (табл. 2) [4].

Таблица 2

Динамика доходов населения Удмуртской Республики

Показатели 1997 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб., 1997 г. - тыс. руб. 707 1405 1831 2533 6266 7826 9581

Реальные денежные доходы, % к предыдущему году 104 110 106 105 121,9 113,4 105,8

Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 780,5 1742 2595 3445 7798 9839 12154

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. 362,0 822,5 1132,1 1437 2764 3568 4401

Прожиточный минимум населения, руб. 407 994 1323 1601 2926 3441 4011

Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги 112 122 120 118 112 114 114

Следует отметить, что социальная инфраструктура во многом определяет экономическое развитие региона, при этом прослеживается и обратная взаимообусловленность. Социальные и экономические аспекты являются отражением общих тенденций развития общества. Если в целом по республике можно проследить положительную динамику развития по отдельным структурам экономики, то состояние социально-экономической среды в сельской местности можно охарактеризовать как довольно сложное.

Снижение объемов и эффективности сельскохозяйственного производства и ломка механизмов социальной защиты без замены их на новые привели не только к ухудшению условий труда и трудовых отношений, но и к разному падению стоимости рабочей силы в отрасли. В Удмуртской Республике с 2000 г. по уровню оплаты труда работники сельского хозяйства находятся на последнем месте среди отраслей экономики, и межотраслевой разрыв в размере заработной платы постоянно увеличивается. В формировании материального положения населения можно выделить несколько тенденций,

каждая из которых отражает глубинные трансформации структуры общества.

Тенденция первая - ориентация населения на частный сектор экономики усиливает её социальное неравенство, дело не только в текущих доходах, различие в которых начало проявляться в сфере распределения и перераспределения собственности, доступа к важнейшим общественным благам.

Опыт показывает, что неравенство в собственности, в доходах и уровне жизни стимулирует экономическое развитие, вместе с тем, за определенными пределами социально-экономическое неравенство начинает играть обратную роль: богатство и бедность погашают, а то и вообще подавляют стимулы развития, ведут к деградации общества. Такое положение во многом предопределяет направление тех мер в социальной политике, которые государство должно реализовать в перераспределительных процессах. В числе первостепенных мер - это повышение производительности труда, ибо уровень производительности труда в стране отстает от развитых стран. Низкая производительность становится «камнем» на шее бизнеса.

Одним из путей повышения производительности труда является улучшение условий работы и стимулирование людей к инновационному поведению. Президент Российской Федерации Д. Медведев отмечает, что «уровень производительности труда не только экономическая, но и важнейшая социальная и ценностная проблема». Сюда же, кстати, вплотную примыкают и демографические проблемы. С одной стороны, успешные работники могут создать достойный уровень жизни для своих семей, с другой - производительность труда способна в определенной мере компенсировать нехватку рабочей силы. В любом случае повышение производительности труда - это в первую очередь задача работодателя.

В 1990-е гг. понятие «производительность труда» было принижено в лексиконе экономистов. Падение производства способствовало тому, что значительная часть экономики была потребительской. Речь шла о выживании. Только после кризисного 1998 г. начался некоторый рост, и производительность труда вновь стала актуальной.

Сегодня «восстановительный» этап развития российской экономики достиг уровня завершения, а рубль - той точки, когда импорт привел к тому, что девальвация рубля не стимулирует отечественного товаропроизводителя. Например, всплеск цен на продовольствие на мировом рынке во многом спровоцировал и продолжает стимулировать российскую инфляцию.

Поэтому становится очевидным, что следующий этап экономического развития может быть только инновационным, который невозможен без повышения производительности труда.

Как показывают данные официальной статистики Российской Федерации, показатель производительности труда одного работника не публикуется. По нашему мнению, с определенной долей условности его можно заменить величиной ВРП, приходящегося на одного занятого в экономике (табл. 3) [4].

Таблица 3

Динамика объема ВРП, приходящегося на одного занятого в экономике, тыс. руб.

Территория 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г.

Российская Федерация 19,41 89,18 162,82 269,49 331,86

Республика Башкортостан 20,08 83,11 135,80 212,19 273,92

Удмуртская Республика 15,95 69,43 113,97 183,76 212,80

Пермский край 24,46 94,10 155,48 256,47 294,89

Оренбургская область 15,88 74,95 113,46 209,99 287,04

Курганская область 12,71 72,76 84,72 115,20 154,06

Свердловская область 25,43 78,52 138,37 230,06 314,16

Челябинская область 19,24 76,19 134,75 209,23 262,55

Рейтинг Удмуртской Республики по объему ВРП 5 6 5 6 6

Величина ВРП, приходящаяся на одного занятого в экономике, на протяжении исследуемого периода (с 1995 г. по 2006 г.) по регионам была ниже аналогичного показателя для РФ, причём это отставание увеличивалось с каждым годом. По величине ВРП на одного занятого Удмуртия отстает

от РФ, а среди регионов Урала занимает 5 - 6-е место из 7. Отставание республики по величине ВРП на одного занятого в экономике во многом объясняется спадом производства и высокими темпами выбытия основных производственных фондов и мощностей. Экономику Удмуртской Республики необходимо модернизировать. Нужно определиться с её преимуществами. Очевидно, что это наличие природных ресурсов и человеческого потенциала. Эти два фактора не дают полного эффекта, поскольку отделены друг от друга: практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста и обостряется проблема технологического отставания, при том, что в республике есть инновационные программы, зачастую находящие своё применение за пределами республики. Поэтому только прорывные инновационные технологии способны обеспечить резкое ускорение роста производительности труда. В настоящее время инновации создаются прежде всего в небольших фирмах. Очевидно, что без предоставления малому инновационному бизнесу налоговых послаблений или иных преференций не решить задачи экономического роста.

Характеризуя инновационную активность Удмуртской Республики, можно рассмотреть динамику численности организаций, осуществляющих технические инновации (табл. 4) [4].

Таблица 4

Динамика численности организаций Удмуртской Республики, осуществляющих технологические инновации

Территория 2001 г. 2008 г.

Число организаций Удельный вес, % Число организаций Удельный вес, %

Республика Башкортостан 91 11,7 97 12,6

Республика Марий Эл 13 5,6 17 7,5

Республика Мордовия 25 9,6 25 8,8

Республика Татарстан 117 14,1 122 14,3

Удмуртская Республика 59 12,9 59 11,4

Чувашская Республика 61 17,6 75 18,9

Кировская область 35 8,0 45 9,2

Нижегородская область 129 13,5 131 13,2

Оренбургская область 48 14,9 57 17,0

Пензенская область 28 8,6 28 9,3

Пермский край 96 23,2 102 26,4

Самарская область 103 17,8 91 13,8

Саратовская область 54 8,5 55 7,7

Ульяновская область 38 8,2 40 8,7

Доля затрат Удмуртской Республики на научные исследования и разработки в составе ПФО с 2007 г. по 2008 г. снизилась с 524 млн. руб. до 459 млн. руб., или сократилась на 12,4%, в том числе затраты на научные исследования в вузах возросли с 77 млн. руб. до 93 млн. руб. и в некоммерческих организациях соответственно - 22 и 30 млн. руб.

Однако по объему отгруженной инновационной продукции в расчёте на душу населения республика занимает среди регионов ПФО только 10-е место, а доля инновационной продукции в промышленности не превышает 8%. Республика располагает большими потенциальными возможностями в инновационной области. Создана уникальная смазочная композиция на основе наноразмерных частиц минеральных материалов, обладающая высокими антифрикционными характеристиками. Прикладные исследования в области наноматериалов успешно ведёт Ижевский электромеханический завод «Купол» [3].

Инновационные проекты есть и в строительной индустрии, в сельском хозяйстве и в других отраслях. Не случайно Удмуртия вошла в число пятнадцати инновационно активных регионов, с которыми планирует заключить соглашение о сотрудничестве корпорация РОСНАНО. Например, в теку-

щем году расходы на поддержку отдельных отраслей экономики выросли относительно прошлого года на 908 млн. руб., или более чем на 11%, и составили с учётом средств федерального бюджета 8,7 млрд. руб.

В ближайшей перспективе перед республикой стоят задачи по сохранению экономического потенциала республики и созданию условий для формирования новых точек экономического роста. Решение этой проблемы обеспечит конкурентоспособность экономики Удмуртской Республики. Важно не только поддержать приоритетные и высокотехнологичные секторы экономики, но и эффективно проводить модернизацию базовых промышленных производств, сельского хозяйства и строительства. Усилия в этой области должны быть направлены на привлечение частных инвестиций для проведения исследований и разработок, укрепления взаимодействия науки, государства и бизнеса [3].

Вторая тенденция - это качественные структурные изменения в базовом образовании в рамках новой российской социальной политики.

Что такое инвестиции в человека? Это прежде всего вложения в образование, инвестиции в школы и вузы, в карьерный рост молодых специалистов, в подготовку кадров.

Достижение поставленной цели связывается с переходом экономики от сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности производственного капитала.

Обеспечение эффективного использования конкурентоспособного человеческого капитала становится главным фактором регионального развития. Созидательная роль человека труда раскрывается через содержание таких категорий, как «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «рабочая сила», «трудовой потенциал», «экономически активное население», «кадровый потенциал». Не рассматривая содержание этих категорий и статистический аспект трудовых ресурсов, представляется, что забота о здоровье людей - это главный ресурс не только для социального эффекта, но и для экономического результата. Можно сделать вывод: что если общество способно каждому человеку дать образование и возможность проявить инициативу, значит, это общество само по себе инновационное.

В узком понимании инновационное общество - это общество, которое основу своего благополучия создает за счет эксплуатации технических новшеств и изобретений. Среди них:

- модернизация системы образования, связанного с фундаментальной наукой, обеспечивающего доступность образовательных услуг, ориентированных на формирование человеческого капитала;

- проведение реформ в здравоохранении, позволяющих изменить ситуацию со здоровьем населения;

- модернизация ЖКХ, создание рынков жилья, обеспечение населения доступным и качественным жильем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека.

При формировании человеческого капитала для будущей экономики России следует иметь в виду, что инвестиции в человека - мероприятие не разовое, а системное, связанное с созданием благоприятных условий для будущего развития региона и улучшения качества жизни населения.

Развитие человеческого капитала предопределяет необходимость обеспечения воспроизводства населения, преодоления сложившихся демографических тенденций, постепенной стабилизации общей численности населения региона, а также поддержки молодых семей для стимулирования рождаемости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахинов Г.А., Камилов Д.А. Социальная функция государства в условия рыночной экономики: вопросы теории и практики. М.: ИНФРА, 2006. С. 10.

2. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы: учеб. пособие / Центр экспертизы и маркетинга КГУ. Казань, 2006. С. 9.

3. О положении в республике: ежегодный доклад Президента Удмуртской Республики Государственному Совету Удмуртской Республики. Ижевск, 2009. 24 дек.

4. Статистические сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике за 2000 - 2009 гг.

Поступила в редакцию 04.04.11

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

O.I. Botkin, I.O. Botkin, D.M. Malikova

Government collaboration in stable social and economical society progress

The article presents social and economical development problems. The assessment of government collaboration in overcoming of crisis events concerning demography, production modernization and in forming of scientific and technological potential of the Udmurt Republic is given and the prospects of mentioned collaboration are outlined.

Keywords: modernization, innovative activity, financial resources, demographic tendencies, economic growth, social policy, competitive ability, investment appeal.

Боткин Олег Иванович, Botkin O.I.,

доктор экономических наук, профессор doctor of economics, professor

Боткин Игорь Олегович, Botkin I.O.,

доктор экономических наук, профессор doctor of economics, professor

Маликова Диляра Мансуровна, Malikova D.M., candidate of economics

кандидат экономических наук The Udmurt branch of Economics Institute

Удмуртский филиал Института Экономики УрО РАН of Ural department of RAS,

426034, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 426000, Russia, Izhevsk, Lomonosova st, 4

E-mail: dil-ma@mail.ru E-mail: dil-ma@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.