Научная статья на тему 'Государственное стимулирование развития инновационных предприятий'

Государственное стимулирование развития инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОТРАСЛИ / ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерофеева Наталья Киреевна

В статье проводится анализ проблем развития инновационных секторов экономики в России и методов государственного стимулирования данных процессов. Выделены основные финансовые механизмы, влияющих на эффективную деятельность инновационного предприятия; определены рациональные концепции управления предприятий инновационных отраслей. В работе отражены способы коммерциализации технологий малыми предприятиями и защиты прав на изобретения при выполнении государственных заказов. Предложены финансовые механизмы долгосрочного планирования инновационных отраслей и методы поддержки научно-производственных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование развития инновационных предприятий»

Ерофеева Н.К.

Государственное стимулирование развития инновационных предприятий

Основными направлениями стратегического развития российской экономики являются модернизация отраслевого хозяйства и стимулирование инновационной деятельности российских предприятий. Цели и задачи инновационной политики государства сформулированы в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2025 г., Комплексной программе научно-технологического развития и технологической модернизации экономики российской Федерации до 2015 г. Финансовый кризис привел к значительному сокращению расходов предпринимателей на инновации и в последние годы усиливается зависимость экономики от импорта продукции и технологий1.

Вхождение России в ВТО требует создание конкурентоспособной продукции, развитых финансовых рынков, поэтому выявление факторов стимулирующих развитие инновационного рынка, активности предприятий в этой сфере особо актуальны в настоящее время. Основными инструментами государственной политики поддержки инноваций являются федеральные целевые программы (в 2010 г. на них приходилось 8,1 % расходов федерального бюджета, в том числе на наукоемкие - около 1,7 %).Главными в этой области являются ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Национальная технологическая база» и отраслевые программы в области авиастроения, судостроения, космоса, ядерной энергетики и т. д.

В качестве огромной антикризисной помощи государством выделены бюджетные средства на поддержку различных проектов и предприятий высокотехнологичных отраслей, размер их вырос почти в 2,4 раза в этот период. С этой целью созданы около 10 госкорпораций, где на основе финансового механизма государственно-частного партнерства запланированы проекты модернизации в атомной отрасли, нанотехнологий, промышленных инноваций, ЖКХ, авиа - и судостроения, автодорожного комплекса. В последнее время произошли также изменения в законодательном стимулировании промышленных предприятий по их финансовому оздоровлению, что значительно сократило темпы банкротства.

Проблемы преодоления кризиса в промышленном секторе экономике заключаются в отсутствии стратегических направлений адекватного развития отраслевой структуры народного хозяйства России. Недостаточно проводится стимулирование налоговыми и административными механизмами для развития инновационного рынка отечественной продукции, отсутствие законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав малых предприятий, отсутствие коммерциализации технологий замедляет предпринимательскую активность и выход конкурентоспособной российской продукции на международные рынки. Практика показывает, что отечественные предприятия неэффективно проводят внутреннюю финансовую политику, которая заключается в отсутствии стратегии деятельности на финансовых рынках; недостаточном знании конъюнктуры рынка, нежелании внедрения научных разработок; низком уровне квалификации финансовых менеджеров и отсутствии долгосрочного планирования в области дивидендной, финансовой и налоговой политики предприятия.

1 Стратегия научного и инновационного развития в Российской федерации на период до 2015 г. Протокол Правительства РФ от 08.07.2004 г. № 24.

Процедуры разработки и внедрения новых финансовых механизмов управления -дело сравнительно новое для российских организаций, но последствия финансового кризиса показали неизбежность проведения данных мероприятий с целью сохранения существующего бизнеса компаний. Многими российскими предприятиями при разработке и внедрении антикризисных мероприятий уже используются концепция рационального управления (снижение издержек за счет внутрипроизводственных резервов; эффективное использование всех видов ресурсов и внутрипроизводственных резервов); опережающая (антиципативная), восстанавливающая (реактивная) и системная антикризисная диагностика. В антикризисном управлении финансами предприятия применяют в основном два концептуальных подхода: приростной и предпринимательский. Первый применяют с целью минимизации отклонений от традиционной деятельности и сохранения бизнеса, а второй - для выявления новых финансовых возможностей с предварительной оценкой будущих рисков в инновационной деятельности и создания высокого ресурсного потенциала организации. Очевидно, что выбор в этом случае зависит от выбранной стратегии, специфики бизнеса и внешних факторов и условий на формирования механизмов при разработке финансовой политики на предприятии2.

С целью стимулирования инновационных отраслей и конкурентоспособной продукции государством ведущих зарубежных стран оказывается поддержка в патентовании новых продуктов и технологий, которые повышают рыночную оценку бизнеса, особенно при проведении различных видов реструктуризации бизнеса и оценки стоимости выпускаемых пакетов акций. Данная возможность особо отмечалась в прошлом, ученым Й.Шумпетером, и определялась как временное монопольное право фирмы. Для стимулирования развития инновационных технологий и создания равных условий для разных форм предприятий в США был введен Закон Бея-Доула (с 1980 г.), направленный на коммерциализацию технологий малыми предприятиями и лицензирование (патентование) прав на изобретения при выполнении государственных заказов по НИОКР. По этому закону фирмы малого бизнеса обязаны предоставлять правительству право применения изобретений, полученных с использованием федеральных средств, без выплаты роялти. Данный закон стимулировал рост подачи заявок со стороны частного сектора на патентование и лицензирование, многие университеты начали перечислять изобретателям от 25% до 33% полученных роялти, причем в данном случае установилась обратная связь между изобретателями-производителями инновационной продукции - спросом на рынках интеллектуальной и инновационной продукции3.

В российском бизнесе инновационные предприятия редко занимаются регистрацией собственных прав на изобретения, планированием роста рыночной стоимости во времени и получением дополнительных доходов от использования нематериальных активов в будущем из-за отсутствия механизмов государственной поддержки в этой сфере. В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлены, по существу, две льготы, направленные на активизацию инноваций: 1) право изымать затраты на НИОКР из налогооблагаемой базы, относить их на себестоимость продукции; 2) право на инвестиционный налоговый кредит, который позволяет в течение определенного срока и на определенных условиях (в том числе при внедрении инноваций) уменьшить платежи по налогу с последующей поэтапной оплатой суммы кредита и начисленных процентов. Отечественные предприятия также преодолевают высокую налоговую нагрузку, особенно при введении дополнительных страховых платежей с 2011г. Для эффективной деятельности предприятий малого и среднего

2 Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): учеб. М.: Проспект, 2007. С. 93-101.

3 Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 87-89.

бизнеса должны быть созданы начальные условия для активизации инновационного процесса, снижение кредитной ставки значительно предотвратит дефицит оборотных средств, позволит обеспечить финансовый рычаг для производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.

Российскими экономистами предлагаются различные механизмы стимулирования инвестиционных проектов в инновации, например налоговое стимулирование по срокам реализации: если проект не реализован в срок, и его производство предприятием не будет начато, все суммы инвестиционного налогового кредита подлежат уплате с начислением пеней в общем порядке, как за несвоевременную уплату налога; упрощенный характер перехода от инвестиционного налогового кредита, предусмотренного налоговым законодательством, к налоговым каникулам, и т.д. В случае невыполнения налог уплачивается с начислением пеней. Предлагается создать единый координационный центр поддерживающий инновационные технологии от идеи НИОКР - разработка технологий - развитие-коммерциализация -производство4. Но в данном случае эти предложения так и остаются только на бумаге, а в реальности государством стимулируется деятельность госкорпораций, причем законодательством для них установлены особые условиях функционирования на финансовых рынках, льготное предоставление финансовой отчетности фискальным органам, оценка эффективности государственных вложений и выполнения финансовых показателей не носит обязательный характер. Следует признать, что государством не ставится никаких ограничений в наращивании текущих активов, организации могут иметь значительные запасы сырья и готовой продукции, «раздувать» дебиторскую задолженность, удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов может быть достаточно высоким, а период оборачиваемости оборотных средств может быть слишком длинным. Эти условия часто используются крупным бизнесом, особенно данная ситуация наблюдается на предприятиях с государственной и муниципальной формой собственности. С этой целью можно представить пример финансового планирования и жесткого контроля за целевым характером использования бюджетных средств в государственных контрактах США для всех предприятий, где обязательно оцениваются показатели: прямые затраты (direct cost), косвенные затраты (indirect costs), общие и административные расходы (general and administrative costs), суммарные затраты (total costs), целевая цена контракта (target contract price), окончательная цена контракта (final contract price), целевая прибыль подрядчика (target profit), допустимые затраты (allowable), дополнительные статьи затрат (allocable costs). Федеральные контракты США для предприятий на научную и инновационную продукцию

унифицированы и проводится контроль за ценами, которые могут быть как:

- контракт с фиксированной ценой и ее последующей корректировкой по

скользящей шкале цен;

- контракт с фиксированной ценой и ее последующей корректировкой по

фактическим издержкам;

- контракт с фиксированной ценой и поощрительным вознаграждением с

фиксированными показателями;

- контракт с возмещением издержек;

- контракт на основе долевого участия;

- контракт с возмещением издержек и фиксированным вознаграждением;

- контракт с возмещением времени и материалов;

4 Бурлаков Э.А. Состояние и перспективы модернизации инновационного промышленного производства Российской экономики // Финансовая экономика. 2010. № 4. С. 41.

- контракт с возмещением издержек, поощрительным вознаграждением и прибылью5.

Главным условием вхождения российских организаций на конкурентные рынки является обеспечение реализации инновационных технологий, создание новых концепций и финансовых механизмов в повышении стоимости бизнеса, увеличения производительности и быстрой окупаемости привлекаемых финансовых источников.

Стратегическое планирование инновационного развития российской экономики должно проводиться с учетом модернизации оборудования всего отраслевого хозяйства и стимулирование инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Преодоление кризиса в промышленном секторе экономики должно проводится системно, с построением стратегии развития отраслевой структуры народного хозяйства России, системы проведения государственных закупок, обеспечения равных условий для всех форм предприятий, повышения эффективности в реализации научнотехнических проектов, прозрачности финансовой деятельности государственных корпораций, построение инфраструктуры инновационного рынка, обеспечения трансферта технологий на международные рынки, создание банка идей (инноваций) и защита интеллектуальной собственности, сокращение административных барьеров в прохождении стадий проектного цикла создания продукции.

В практике деятельности российских компаний руководители недостаточно глубоко проводят мониторинг финансовых показателей деятельности, финансовое планирование и формирование бюджетов предприятия проводится на краткосрочную перспективу, оценка финансовых вложений, рисков работы фирмы на финансовых рынках часто вообще не учитывается в перспективной деятельности. В современных условиях для большинства организаций характерна, как уже упоминалось выше, «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами организации и фискальными интересами

государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков;получением временных сверхприбылей и производством качественной (инновационной) продукцией и т. д.

Одной из задач реформирования финансовых механизмов инновационного предприятия является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа его экономического состояния, постановки стратегических целей, оценки конкурентоспособности будущей инновационной продукции на международных рынках, ее коммерциализации. К числу основных, стратегических задач развития организации в современных условиях можно отнести:

- оптимизация структуры капитала организации и обеспечение его финансовой устойчивости в кризисных ситуациях;

- максимизация прибыли;

- обеспечение инвестиционной привлекательности бизнеса;

- создание эффективного механизма управления предприятием с целью снижения финансовых рисков при разработке и внедрении инновации;

- достижение прозрачности финансово-хозяйственного состояния организации для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;

- использование предприятием различных рыночных механизмов в привлечении финансовых средств (особенно средств частных инвесторов).

Целью совершенствования финансового стимулирования государства в области инновационной политики должна стать: наиболее полная мобилизация финансовых

5 Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика: механизм регулирования. М.: Наук, 2002. С. 246-317.

ресурсов экономики, разработка действенных механизмов развития всех секторов в долгосрочной перспективе, стимулирование деятельности предприятий по привлечению инвестиций в основные фонды, необходимо создать инфраструктуру поддержки инновационного рынка отечественной продукции, конкурентоспособность на зарубежных рынках отечественной продукции должна поощряться государством в виде смягчения налоговой нагрузки на бизнес и снижением налогов на финансовые операции с ценными бумагами в развивающихся инновационных отраслей экономики.

Взаимосвязанная совокупность избранных государством финансовых методов и приемов управления в области стратегических, тактических целей и задач должны образовать ядро инновационной политики российской экономики. При формировании финансовой политики государства по конкретному направлению организации инноваций должны осуществляться выбор проектов по критериям эффективности из нескольких, альтернативных вариантов и прогнозом конкретных результатов их деятельности. Финансовая политика построения инновационного рынка должна определяться комплексом различных задач, финансовых механизмов и инструментов государственного стимулирования, окончательное решение по выбору значимых инновационных проектов необходимо оценивать независимой компетентной организацией в области экономики, науки, инноваций и защиты прав собственности.

В отраслевом развитии предприятий необходимо оценивать критерии эффективности инновационных проектов компаний. Они должны быть оценены с точки зрения существующих механизмов государственного стимулирования производства и реализации инновационной продукции, оптимизации финансовой и налоговой деятельности самого предприятия. На основе интегрального критерия оценки рыночной и деловой активности предприятий, финансовые управляющие должны разрабатывать стратегию и инструменты активного выхода инноваций на внутренние, региональные и зарубежные рынки, с целью повышения конкурентоспособности производимой продукции и повышения добавленной стоимости собственного бизнеса. В работе предприятий постоянно должен проводиться курс на применение новейших методов управления производством и кадрами, а государство должно стимулировать данные процессы.

Список литературы:

1. Бурлаков Э.А. Состояние и перспективы модернизации инновационного промышленного производства Российской экономики // Финансовая экономика. 2010.

2. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере. М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Ковалев В.В. Финансы организаций(предприятий):учеб. М.: Проспект, 2007.

4. Стратегия научного и инновационного развития в Российской федерации на период до 2015 г. Протокол Правительства РФ от 08.07.2004 г. № 24.

5. Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика: механизм регулирования. М.: Наука, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.