Научная статья на тему 'Государственное стимулирование повышения энергоэффективности промышленного производства: анализ международного опыта'

Государственное стимулирование повышения энергоэффективности промышленного производства: анализ международного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL PRACTICES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / GOVERNMENT ENERGY EFFICIENCY PROGRAMME / GOVERNMENT STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Игорь Борисович, Минеева Анна Сергеевна

Рассмотрена проблема повышения энергоэффективности промышленного производства посредством применения механизмов государственного стимулирования. Приведены результаты анализа международного опыта применения механизмов государственного регулирования сферы потребления энергоресурсов с целью повышения эффективности их использования. Выявлены рыночные барьеры, сдерживающие повышениеэнергоэффективности промышленного производства. Представленыхарактеристикисуществующих в международной практике механизмов государственного стимулирования в сфереэнергопотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government stimulation of the industrial energy efficiency improvement: analysis of international practices

This article examines the issue of gaining the industrial energy efficiency improvement through the appliance of government stimulation mechanisms. The research provides the analysis of international practices of implementation the mechanisms of government regulation in the field of energy consumption. This research has revealed and analyzedthe market barriers restraining the industrial energy efficiency improvement. This paper provides the analysis of the existing in the international practice instruments of the government stimulation in the area of energy consumption.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование повышения энергоэффективности промышленного производства: анализ международного опыта»

УДК 338.42:621.31

И.Б. Сергеев, А.С. Минеева, 2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Рассмотрена проблема повышения энергоэффективности промышленного производства посредством применения механизмов государственного стимулирования. Приведены результаты анализа международного опыта применения механизмов государственного регулирования сферы потребления энергоресурсов с целью повышения эффективности их использования. Выявлены рыночные барьеры, сдерживающие повышениеэнергоэффектив-ности промышленного производства. Представленыхарактеристикисуще-ствующих в международной практике механизмов государственного стимулирования в сфереэнергопотребления.

Ключевые слова: энергоэффективность, международный опыт, государственное стимулирование, государственные программы повышения энергоэффективности.

Введение

Одной из заметных тенденций в глобальном энергетическом балансе за последние три десятилетия стало значительное повышение уровня энергоэффективности. В промышленно развитых странах проблематика эффективного использования энергоресурсов приобрела особую важность вследствие энергетических кризисов 1970-х гг., а именно в результате нефтяных кризисов 1973 г. и 1979 г. [1]. Ключевыми аспектами утвержденной ООН концепции сбалансированного производства и потребления, направленного на устойчивое развитие, являются принципы разумного управления ресурсами, экологически приемлемого производства и ресур-соэффективности, а также принципы экосертификации и стандартизации [2]. Однако достижение данной цели не представляется возможным без качественного пересмотра концепции использования природных ресурсов, в частности энергетических.

Ключевой сферой внедрения энергоэффективных технологий являются энергоемкие отрасли промышленности. На долю промышленных отраслей производства приходится приблизительно 1/3 от общего мирового объема потребления энергии,

при этом потенциал энергосбережения мировой промышленности оценивается экспертами в 31 ЭДж/год, что составляет 26 % валового мирового промышленного энергопотребления [3]. В связи с этим, повышение энергоэффективности данной отрасли приобретает особую значимость в масштабах глобального энергетического баланса.

Глобальное состояние мировой горнодобывающей промышленности характеризуется целым комплексом негативных тен-денций,актуальных в равной мере, как для развитых, так и для развивающихся стран. Среди прочих глобальных вызовов, стоящих перед горнодобывающими компаниями, особое место занимает проблема снижения доли энергетических затрат в общем объеме затрат на производство. Согласно исследованию, проведенному W. Prindle, в компаниях, представляющих энергоемкие отрасли производства затраты на энергоресурсы с 2000 года увеличились более чем втрое [4]. В сложившихся жестких экономических условиях вопрос сокращения производственных затрат и ресурсосбережения представляет собой реальную возможность для существенного повышения конкурентоспособности горнодобывающей компании рынке. Однако в современных экономических условиях компания, обладающая энергоемкими производственными процессами и заинтересованная во внедрении энергоэффективных производственных технологий, а также эффективных систем энергоменеджмента, сталкивается с проблемой существования рыночных барьеров, обусловленных отсутствием необходимой институциональной среды. При этом создание критически важных институциональных условий представляется возможным посредством разработки и применения механизмов государственного регулирования сферы энергопотребления.

Анализ существующих барьеров

Проблема существования рыночных барьеров, сдерживающих развитие механизмов повышения эффективности использования энергетических ресурсов, вызывает значительный научный интерес [5, 6, 7]. Эксперты признают, что большая часть потенциала повышения энергоэффективности остается нереализованной в связи с наличием так называемого «несоответствия уровня энергоэффективности» («Theenergyeffíciencygap»), понятия, отражающего разницу между фактически существующим уровнем

энергоэффективности и более высоким, выгодным с точки зрения потребителя. Многие исследователи посвятили свои работы анализу этого феномена [8, 9, 10, 11]. Международное энергетическое агентство признает основными причинами столь значительного нереализованного потенциала энергоэффективности имеющие место рыночные барьеры, а также неэффективность существующего рыночного механизма [12].

Российская горнодобывающая промышленность обладает рядом особенностей, определяющих специфику данных барьеров. Наиболее существенные факторы, сдерживающие развитие механизмов повышения энергоэффективности, характерные для российской горнодобывающей промышленности, можно объединить в 3 группы (основано на [3] дополнено, адаптировано):

• Барьеры финансового характера.

• Барьеры рыночного, организационного, информационного и поведенческого характера.

• Внешние барьеры.

Барьеры финансового характера представляют собой несовершенства механизма распределения финансовых и инвестиционных ресурсов. Одним из основных факторов, препятствующих реализации проектов, направленных на повышениеэнергоэффек-тивности, является несоответствие таких проектов требованиям классического инвестиционного анализа. Эксперты также отмечают тенденцию к минимизации срока окупаемости проектов: финансирование получают проекты, срок окупаемости которых не превышает 18—24 месяцев, в то время как проекты по повышению уровня энергоэффективности характеризуются значительно более долгим сроком окупаемости [3]. Чаще всего компании предпочитают избегать инвестирования средств в проекты, реализация которых сопряжена с высокими финансовыми рисками. В свою очередь проекты по повышению энергоэффективности могут рассматриваться как высоко рисковые, так как им свойственна неопределенность в связи с невозможностью прогнозирования цен на энергоносители. Кроме того, компании предпочитают инвестировать средства в проекты, направленные на увеличение объемов производства, нежели на проекты, направленные на сокращение затрат. Сокращение расходов представляется целесообразным посредством реализации менее капиталоемких мероприятий.

Барьеры рыночного, организационного, информационного и поведенческого характера обусловлены отсутствием достаточных знаний менеджмента в сфере энергосберегающих технологий, а также отсутствием доступа к информации о новых энергоэффективных технологических решениях. С точки зрения менеджмента компании, проекты, направленные на повышение энергоэффективности, подвержены значительному влиянию технологических и операционных рисков, что связано с существенными отличиями данных проектов от текущих производственных. Для разработки и финансовой оценки мероприятия, направленного на повышение энергоэффективности, предприятию необходимо понести существенные транзакционные издержки, что тоже препятствует разработке новых проектов. Относительно низкая цена и доступность энергоресурсов также объясняют отсутствие интереса у российских горнодобывающих компанийк проблемам энергопотребления. К сожалению, повышение энергоэффективностипока не является движущей силой для многих предприятий.

Внешние барьеры, оказывающие негативное воздействие на внедрение энергоэффективных технологий и процессов, определены отсутствием необходимой институциональной и нормативной среды. Неопределенность, связанная с потенциально изменчивым государственным регулятором,а также с непредсказуемым развитием нормативно-правовой базы, в значительной мере определяет высокие внешние риски проекта, что существенно снижает привлекательность его реализации. Кроме того, отсутствие разработанных и утвержденных стандартов и протоколов контроля определяет крайнюю сложность оценки результативности реализованных проектов.

Анализ существующих механизмов государственного регулирования сферы энергопотребления Анализ существующих механизмов государственного регулирование сферы энергопотребления представляет особый интерес. В литературе существует несколько теоретических подходов к анализу механизмов государственного регулирования, из которых можно выделить подход, предложенный ЫМепиСаг^оп-Капуата [13]. Среди существующих инструментовгосударствен-ного регулирования сферы энергопотребления они выделяют четыре основные категории: информационные, экономические, ад-

министративные, а также государственное регулирование в сфере проведения конструктивных изменений (по [13], адаптировано).

Инструменты информационного воздействия представляют собой различные средства информационного обеспечения, направленного на развитие более глубокого понимания менеджментом компаний процессов энергопотребления. Отсутствие инициатив по повышению производственной энергоэффективности в значительной степени связано с отсутствием осведомленности о потенциальных возможностях сокращения энергопотребления. Наиболее распространенным способом реализации данной концепции является публикация государственными энергетическими агентствами различных информационных изданий, руководств, рекомендаций, статистических отчетов и методических положений. Также к данной категории средств государственного регулирования могут быть отнесены различные процедуры сертификации, категоризации и стандартизации, позволяющие классифицировать компании по уровню энергоэффективности. Основная цель данного аспекта государственного регулирования - привлечь внимание бизнеса к проблеме энергоэффективности, а также способствовать развитию понимания преимуществ внедрения связанных с ней технологий. Концептуально информационное воздействие направлено на добровольное внедрение компаниями эффективных систем энергоменеджмента, в связи с чем, даже при условии интенсивного информационного воздействия, результаты будут заметны лишь в долгосрочной перспективе. Также существенным фактором, оказывающим влияние на эффективность применения инструментов информационного воздействия, является степень доступности информации.

Экономические инструменты включают в себя различные системы налогообложения, ценообразования, субсидирования, механизм торговли квотами на промышленные выбросы С02, а также снижение процентной ставки для инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности. Применение экономических инструментов подразумевает конкретные временные рамки, а также определенные процедуры контроля и отчетности перед органами власти. Экономические инструменты воздействия, приводящие к росту экологических затрат, в первую очередь, направлены на повышение мотивации компаний повы-

шать уровень энергоэффективности. В связи с этим, эффективное применение экономических механизмов позволяет получить существенные изменения энергопотребления, однако только в долгосрочной перспективе. Повышение уровня энергоэффективности может быть достигнуто посредством более широкого приме -нения экономических механизмов, но сфера внедрения такого рода регуляторных инструментов ограничена факторами социально-политического характера, такими как развитие регионов, конкурентоспособность национальной промышленности, а также занятостью населения. Кроме того, эффективность применения экономического регулирования в значительной степени определяется степенью внимания менеджмента к вопросам защиты окружающей среды. При определенных обстоятельствах, затраты, связанные с загрязнением окружающей среды, могут трактоваться как неизбежные производственные затраты. Значительную роль в обеспечении приоритетности экологических аспектов бизнеса играет информационное воздействие. Таким образом, можно утверждать, что эффективное применение инструментов информационного обеспечения позволит существенно повысить эффективность использования экономических механизмов государственного регулирования.

Инструменты административного характераявляются наиболее жестким механизмом государственного регулирования, однако позволяет получить существенный результат без промедлений. Как и в случае с экономическими инструментами, использование административных механизмов регулирования подразумевает не только внедрение, но и прямой контроль исполнения предписанных норм. В данную категорию включены различные утвержденные государственные стандарты в сфере охраны окружающей среды, лицензирование промышленного производства, а также нормативные требования, установленные в законодательном порядке, нарушение которых влечет за собой взыскания, штрафы, а также запрет на осуществление деятельности.

Участие государства в проведении конструктивных изменений направлено на изменение концепции потребления энергоресурсов в целом. Данная категория инструментов в большей степени способствует использованию энергоэффективных технологий такими конечными потребителями энергии, как домашние

хозяйства. Внедрение функциональных изменений в поведенческую модель конечных потребителей энергии обеспечивает качественное изменение структуры потребления энергоресурсов, однако достижение такого результата представляется возможным только в долгосрочной перспективе.

Проанализировав вышеперечисленные механизмы государственного регулирования сферы энергопотребления, можно отметить, что принципиальной их основой является директивный принцип, опирающийся на вертикаль власти. Единственным исключением может быть признан механизм информационного воздействия, так как его использование не подразумевает дальнейшей оценки и контроля за исполнением. Применение жестких механизмов регулирования, установленных в законодательном порядке, с одной стороны, обеспечивает достижение желаемых результатов в кратчайшие сроки, однако с другой стороны, не способствует изменению концепции энергопотребления в долгосрочной перспективе.

Однако в последнее время в мировой практике получил распространение новый механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере рационального потребления энергоресурсов, не подразумевающий применение жестких императивных инструментов — механизм добровольных экологических соглашений. Концептуальной основой данного механизма стало равноправное взаимодействие сторон в части определения целей и задач повышения энергоэффективности, сроков реализации и прочих условий внедрения технологий использования энергоресурсов. Реализация добровольных соглашений, как и прочие механизмы регулирования, подразумевает наличие различных процедур контро-ляиотчетности, однако специфика этих процедур определяется бизнесом. Это принципиальное различие обеспечивает более высокую перспективность сотрудничества, так как обе стороны воспринимают друг друга как партнеры, что способствует развитию большей мотивации для реализации проекта [13].

Можно сделать вывод, что существующие механизмы государственного регулирования в сфере энергопотребления обладают некоторыми несовершенствами, однако эффективное применение подобного рода механизмов, в рамках реализации государственных программ по повышению уровня энергоэффективности,

способствует созданию экономических и институциональных условий, критически необходимых для преодоления существующих барьеров и несовершенств рыночного механизма.

Анализ мировой практики применения государственных

программ по повышению энергоэффективности

В рамках данного исследования был проанализирован международный опыт практического применения государственных регулирующих инструментов, стимулирующих повышение энер-гоэффективностипромышленного производства. Как показывает анализ международного опыта, основой построения системы эффективного энергопотребления является формирование комплексных политических и экономических инструментов воздействия на конечных потребителей энергии [14].

Япония

Первый нефтяной кризис 1973 года послужил для Японии сигналом к активному развитию научно-исследовательской работы в сфере энергоэффективных технологий. В 1979 году, вследствие Второго нефтяного кризиса, был разработан закон о рацио -нальном использовании энергии, регулирующий сферу промышленного и гражданского энергопотребления. Среди основных положений, утвержденных данным законом, можно выделить сле-дующие(основано на [1]):

1) Определена необходимость иметь в штате сотрудников компании сертифицированного специалиста в сфере энергоменеджмента.

2) Определена необходимость опубликования обязательной отчетности, в полной мере раскрывающей структуру энергопотребления компании.

3) Разработан механизм предоставления налоговых льгот, а также предоставление льготного финансирования для реализации проектов, нацеленных на повышение энергоэффективности.

3) Определена необходимость осуществления планирования использования энергоресурсов, включающего поэтапное снижение энергопотребления, как минимум на 1 % ежегодно.

По мере развития энергоэффективных технологий данный законопроект подвергался редакции. Однако, вплоть до нынешнего момента является основным документом, регулирующим сферу энергосбережения и рационального потребления энергоре-

сурсов. Были разработаны стандарты эффективности использования энергии, утвержденные на государственном уровне, а также был создан Центр энергосбережения, организация, занимающаяся разработкой и внедрением новых энергосберегающих технологий, а также оценкой потенциала энергосбережения и выявлением несоответствий установленным нормам и стандартам [1].

Одним из ключевых этапов в развитии проблематики эффективного использования энергоресурсов стало принятие в 1997 году Киотского протокола в рамках Конвенции ООН, формулирующего стратегию снижения эмиссии С02 посредством сокращения энергопотребления. Одной из ключевых инициатив в сфере энергоэффективности, появившихся в результате принятия Киотского протокола стало появления утвержденной Японской Федерацией Бизнеса стратегии — «Добровольный план действий по вопросам экологии и окружающей среды». Данная стратегия мотивирует отраслевые ассоциации стремиться к снижению удельного потребления энергии на единицу производимой продукции с целью сокращения эмиссии С02 посредством разработки и внедрения новых энергоэффективных технологий. Следует отметить, что впоследствии механизм добровольных соглашений получил довольно широкое применение в сфере государственного регулирования энергопотребления. США

Соединенным Штатам Америки удалось достичь значительных результатов благодаря реализации систематической и планомерной политики в сфере использования энергоресурсов, включающей в себя реализацию большого ряда программ и проектов, как в промышленном, так и в гражданском секторе. Уже в период с 1975 по 1980 гг. федеральным правительством было принято множество законопроектов, направленных как на развитие образовательных программ для подготовки специалистов в области энергоэффективности, так и на формирование механизмов финансового стимулирования инновационной деятельности в сфере энергоэффективности. Были разработаны официально признанные стандарты в области энергопотребления [15], а также были выделены значительные государственные средства для проведения научно-исследовательских изысканий в данной сфере. Неотъемлемой частью политики США в сфере повышения эф-

фективности использования энергоресурсов стала разработка и реализацияспециальных государственных программ, целью которых стало осуществление технической и информационной поддержки по внедрению энергоэффективных технологий промышленным предприятиям и коммунальным службам, а также предоставление финансово-материальных стимулов для более широкого применения инновационных технологий. Одним из наиболее успешных примеров реализации государственной программы регулирования сферы энергопотребления признан механизм, реализованный в Калифорнии. Для финансирования проектов по разработке и внедрению энергоэффективных технологий в данном штате была реализована законодательная инициатива, устанавливающая обязательную плату с каждого потребленного кВт электроэнергии в размере 3 % от его цены, что позволило обеспечить финансирование многим научно-исследовательским проектам по разработке новых технологий эффективного использования энергоресурсов, а также способствовало развитию уже существующих программ и проектов [1].

ЕвропейскийСоюз

Нефтяные кризисы 70-х годов существенно повлияли не только на концепцию энергопотребления ведущих европейских стран, но и на формирование стратегических инициатив: вопросы рационального энергопотребления на протяжении нескольких десятков лет обладают ключевой важностью, как с политической, так и с экономической точки зрения.

В связи с этим, за последние 30-40 лет в ЕС был принят широкий спектр мер, направленных на повышение энергоэффективности: были инициированы научно-исследовательские программы, реализованы образовательные программы по подготовки специалистов в сфере энергоэффективности, была реализована финансовая поддержка развитию новых технологий и проектов посредством грантов и дотаций, были разработаны единые стандарты. Однако в последнее время глубокое беспокойство всего мирового сообщества вызывают вопросы климатических изменений, а также защиты окружающей среды. Стратегическим планом развития ЕС «Europe 2020» определены три ключевых направления развития: защита климата и окружающей среды, энергетическая безопасность и технологическое лидерство. В этой связи

решение проблемы повышения общего уровня энергоэффектив-ностиимеет особую значимость, так как способствует развитию все трех стратегических направлений [14].

Ключевым аспектомполитики в сфере повышения промыш-леннойэнергоэффективности в странах ЕС является ориентированность на сокращение эмиссии С02. Для решения данной задачи был разработан механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов, являющийся фундаментальным элементом в политике ЕС по борьбе с климатическими изменениями. В странах ЕС создано множество организаций как правительственного, так и неправительственного характера, деятельность которых направлена на осуществление контроля, мониторинга и анализа в сфере энергопотребления, разработаны программы информационной, технологической поддержки проектов по повышению эффективности использования энергоресурсов. Благодаря внедрению и развитию программ по повышению промышленной энергоэффективности странам ЕС удалось сократить долю промышленного энергопотребления в общем объеме потребляемой энергии с 33 % в 1990 до 25 % в 2010 [16].

В связи с мировым финансовым кризисом объем финансиро-ванияпроектов, направленных на повышение энергоэффективности, несколько сократился, что потребовало разработки дополнительных государственных механизмов, стимулирующих приток инвестиций в данную сферу [14]. Одним из наиболее успешных примеров проведения такой политики стала программа повышения эффективности энергопотребления в энергоемких отраслях, реализованная в Швеции. Крупные компании, представляющие энергоемкие отрасли производства и удовлетворяющие установленным критериям, получают возможность принять участие в программе повышения энергоэффективности, получая при этом существенные налоговые льготы. Реализация данной программы позволила сократить валовое промышленное потребление электроэнергии на 1,45 ТВт/год, вследствие чего имело место сокращение потребления тепловой энергии и топливной энергии порядка 950 ГВт/год. По мнению экспертов, общий объем энергосбережения, достигнутый в рамках программы, оценивается в размере 70 млн. евро в год, что значительно превышает объем возможных налоговых поступлений [3].

Заключение

Задача повышенияэнергоэффективности на сегодня является одним из глобальных вызовов, стоящих как перед развитыми, так и перед развивающимися странами. Мировое сообщество все больше обеспокоено вопросами климатических изменений в связи с эмиссией СО2, что непосредственно связано с вопросами рационального энергопотребления. Однако для развития энергоэффективных технологий, равно как и эффективных систем энергоменеджмента, необходимо преодолеть ряд трудностей, связанных с несовершенством рыночного механизма.

Горнодобывающая промышленность играет важнейшую роль в экономике России, в связи с чем, конкурентоспособность данной отрасли на мировом рынке во многом определяет степень и перспективы экономического состояния всей национальной промышленности. В то время как мировое промышленное производство потребляет более 30 % от общего объема энергопотребления, потенциал промышленного энергосбережения в значительной степени остается нереализованным в связи с существующими рыночными барьерами, а также несовершенствами рыночного механизма. Существование рассмотренных несовершенств рыночного механизма, представляющих собой препятствия для развития и внедрения энергоэффективных решений, определяет необходимость разработки и развития государственных программ энергоменеджмента, а также применения механизмов государственного регулирования сферы энергопотребления. Посредством реализации государственных программ, компаниям может предоставляться возможность получить информационную и техническую поддержку в течение периода разработки и внедрения, что снижает многие существенные для менеджмента компании риски. Разумное государственное участие в формировании программы энергоменеджмента позволит повысить энергоэффективность российской горнодобывающей промышленности, что повлечет за собой повышение конкурентоспособности национальной горной промышленности. Кроме того, развитие системы поддержки инициатив по повышению эффективности энергоменеджмента сформирует спектр положительных аспектов повышения энергоэффективности для промышленного предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

1. Geller H. et al. Policies for increasing energy efficiency: Thirty years of experience in OECD countries// Energy Policy. 2006. No.34, pp. 556-573.

2. United Nations Environment programme Web site. URL: http://www.unep. org/resourceefficiency/Home/WhatisSCP/tabid/105574/Default.aspx

3. Reinaud J., Goldberg A. Ten Key Messages for Effective Policy Packages Sharing best practices in industrial energy efficiency policies, Institute for industrial productivity, June 2011. URL:http://www.iipnetwork.org/Tenkey_policy_IIP.pdf.

4. Prindle W. From Shop Floor to Top Floor: Best Business Practices in Energy Efficiency, Pew Center on Global Climate Change, April 2010. URL: http://www.c2es.org/docUploads/PEW_EnergyEfficiency_FullReport.pdf.

5. Brown M.A. Market failures and barriers as a basis for clean energy// Energy Policy. 2001. No. 29, pp.1197-1207.

6. DeCanio S.J. Barriers within firms to energy-efficient investments// Energy Policy. 1993. No. 21, pp. 906-914.

7. Sorell S. The economics of energy efficiency / S. Sorell. Edward Elgar, 2004. 349 pp.

8. Interlaboratory Working Group. Scenarios for a Clean Energy Future, November 2000. URL: http://www.nrel.gov/docs/fy01osti/29379.pdf.

9. Ecofys. Economic Evaluation of Sectoral Emission Reduction Objectives for Climate Change. Economic Evaluation of Emission Reduction of Greenhouse Gases in the Energy supply Sector in the EU. Bottom-up Analysis. Final report, March 2001. URL: http://ec.europa.eu/environment/enveco/climate_change/pdf/en-ergy_supply.pdf.

10. Intergovernmental Panel on Climate Change. Climate Change 2001: The Scientific Basis, 2001. URL: http://www.grida.no/climate/ipcc_tar/wg1/pdf/wg1_tar-front.pdf.

11. Krewitt W. Market perspectives of stationary fuel cells in a sustainable energy supply system—long-term scenarios for Germany// Energy Policy. 2006. No. 34, pp. 793-803.

12. International Energy Agency. Mind the gap: Quantifying Principal-Agent Problems in Energy Efficiency, OECD/IEA, 2007. URL: https://www.iea.org/publi-cations/freepublications/publication/mind_the_gap.pdf.

13. Linden A. L., Carlsson-Kanyama A. Voluntary agreements—a measure for energy-efficiency in industry? Lessons from a Swedish programme //Energy Policy. 2002. ^ 30. No 10. pp. 897-905.

14. Energy Efficiency watch. Good practice ways out of energy debt: Implementation of energy efficiency policies in EU Member States, February 2013. URL: http://www.energy-efficiency-watch.org/fileadmin/eew_documents/Documents/EEW2/ Good_practice_ways_out_of_energy_debt_brochure.pdf

15. Clinton J., Geller H., Hirst E. Review of government and utility energy conservation programs //Annual review of energy. 1986. ^ 11. No 1. pp. 95-142.

16. European Energy Network. Energy efficiency in Europe: Overview of policies and good practices, January 2014. URL: http://www.enr-network.org/assets/files/ news_and_events/EnR-EEE-Broch-PaP-web.pdf.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Сергеев Игорь Борисович — профессор, доктор экономических наук, профессор, si.spb@mail.ru,

Минеева Анна Сергеевна — аспирант, anna-mineeva@list.ru, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».

UDC 338.42:621.31

GOVERNMENT STIMULATION OF THE INDUSTRIAL ENERGY EFFICIENCY IMPROVEMENT: ANALYSIS OF INTERNATIONAL PRACTICES

Sergeev I.B., Professor, doctor of Economics, National Mineral Resources University (University of Mines), Russia,

Mineeva A.S., PhD student, National Mineral Resources University (University of Mines), Russia.

This article examines the issue of gaining the industrial energy efficiency improvement through the appliance of government stimulation mechanisms. The research provides the analysis of international practices of implementation the mechanisms of government regulation in the field of energy consumption. This research has revealed and analyzedthe market barriers restraining the industrial energy efficiency improvement. This paper provides the analysis of the existing in the international practice instruments of the government stimulation in the area of energy consumption.

Key words: Energy efficiency, international practices, government stimulation, government energy efficiency programme.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.