пшеницы, хлопчатника и других сельхозкультур, входящих в госзаказ. На оставшейся части угодий предлагается высаживать другие сельскохозяйственные культуры для проведения научно обоснованного севооборота, а также полного выполнения для общего земельного участка плана по производству урожая сельхозкультур, входящих в госзаказ.
Применение в сельхозпроизводстве новых организационно-правовых форм в соответствии с международным опытом и требованиями времени, национальными особенностями открывает широкие возможности для развития малого и среднего бизнеса.
Арендаторы, фермеры и дайханские объединения, получившие право самостоятельно решать вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, предприниматели, которые, открыв собственный бизнес, занимаются производством, заготовкой и переработкой сельхозпродукции, её хранением, перевозкой и реализацией, вносят всё возрастающий вклад в насыщение внутренних рынков разнообразной продовольственной продукцией, а также имеют возможность экспортировать её излишки.
В Туркменистане выделяются значительные финансовые средства на ирригацию и мелиорацию сельхозугодий, закупку спецтехники от ведущих мировых производителей для постоянного обновления технического парка АПК. Только в текущем году крупная партия сельскохозяйственной техники американской компании «John Deere» была закуплена для частных сельхозпроизводителей страны, которые могут её приобрести с помощью банковского кредита.
Для поддержания в надлежащем рабочем состоянии ранее приобретённой техники принято решение о закупке запасных частей, колёс, смазочных масел и расходных материалов для пахотных и пропашных тракторов марок «John Deere» и «Claas», а также комбайнов «John Deere».
Модернизация инфраструктуры и техническое переоснащение отечественного АПК способствуют повышению производительности труда, обеспечению устойчивого развития отрасли.
Неотъемлемой составляющей масштабных планов, осуществляемых в сельскохозяйственном секторе, является рациональное использование водных ресурсов путём внедрения в производство современных водосберегающих технологий и последних научных достижений.
Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том I. Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
2. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том II (Приложения). Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
© Мурадов М., Атаев Л., 2024
УДК 338.48
Мурадов М., преподаватель Туркменского государственного института экономики и управления.
Джумадурдыева Г., студент Туркменского государственного института экономики и управления.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
Аннотация
В статье рассматривается тема государственное регулирование занятости населения страны.
Ключевые слова:
регулирование занятости, государства.
Основными направлениями государственной политики в сфере занятости населения являются:
1) обеспечение каждому равных прав и возможностей для свободного выбора по своему усмотрению профессии, рода занятий и места работы, на здоровые и безопасные условия труда;
2) социальная поддержка безработных;
3) проведение экономической, финансовой, налоговой и инвестиционной политики, направленной на стимулирование создания новых рабочих мест, в том числе для лиц с инвалидностью и других лиц, нуждающихся в государственной поддержке;
4) ориентация системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами социально-экономического развития Туркменистана;
5) создание условий для трудовой активности и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
6) создание условий для трудоустройства лиц, нуждающихся в государственной поддержке;
7) формирование единой информационной базы, связанной с вопросами занятости населения;
8) координация деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, направленных на обеспечение занятости населения, и осуществление контроля за их выполнением;
9) защита внутреннего рынка труда путём установления квоты на привлечение иностранной рабочей
силы;
10) осуществление международного сотрудничества в сфере занятости населения.
К занятому населению относятся:
1) лица, работающие на предприятиях (в том числе в дайханских объединениях и дайханских хозяйствах), организациях и учреждениях;
2) лица, работающие в международных организациях, находящихся на территории Туркменистана, а также граждане Туркменистана, работающие за пределами Туркменистана;
3) избранные в выборные органы, назначенные или утверждённые на должность;
4) граждане Туркменистана, проходящие воинскую службу в Вооружённых Силах Туркменистана, других войсках и военных органах Туркменистана по призыву или обязательству;
5) лица, занятые на временных и сезонных работах;
6) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели (далее - индивидуальные предприниматели);
7) лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
8) лица, работающие у работодателей-физических лиц, применяющих наёмный труд;
9) домашние работники, работающие у работодателей-физических лиц;
10) надомники;
11) самозанятые лица;
12) лица, проходящие профессиональную подготовку в образовательных учреждениях, в учебных подразделениях предприятий необразовательного профиля, а также в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией;
13) лица, проходящие подготовку, переподготовку или повышение квалификации;
14) лица, за которыми в соответствии с законодательством Туркменистана сохраняется место работы;
15) обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях Туркменистана и за его пределами;
16) работники религиозных организаций;
17) лица, занятые на иных работах, не запрещённых законодательством Туркменистана. Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том I. Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
2. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том II (Приложения). Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
© Мурадов М., Джумадурдыева Г., 2024
УДК 33
Мырадов М.
Заведующий кафедрой экономики труда Нурмухаммедова М.
Студент факультета маркетинг Туркменский государственный институт экономики и управления
г. Ашхабад, Туркменистан
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Аннотация
В данной статье представлен краткий обзор особых условий выплаты заработной платы. Также обсуждается порядок оплаты труда на работах с вредными и (или) опасными (особо вредными и (или) особо опасными) условиями труда.
Ключевые слова
Заработная плата, почасовая, неполная занятость, оплата в выходные дни, вредные работы, условия труда.
Сверхурочная работа оплачивается в двойном размере. За работу, выполняемую сверхурочно, по усмотрению работника допускается повышение заработной платы в размере, не превышающем количество часов, отработанных сверхурочно. Работа, выполненная в праздничные, нерабочие праздничные дни и памятные дни, по соглашению сторон может быть вознаграждена предоставлением выходных или двойной заработной платой.
Оплата работ, выполненных в выходные, праздничные и памятные дни, осуществляется следующим образом:
1. Подрядчикам - в двойном размере по договорным ставкам;
2. Работникам, которым выплачивается почасовая или дневная заработная плата, - двойная часовая или дневная заработная плата (тарифы);
3. Работникам, получающим ежемесячную заработную плату, если работа выполняется в объеме одного месяца рабочего времени в праздничные дни, в размере часовой или дневной заработной платы