Научная статья на тему 'Государственное регулирование закупочной деятельности'

Государственное регулирование закупочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2460
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ. PROCUREMENT / PUBLIC PURCHASES / GOVERNMENT REGULATION / COMPETITIVE PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравчук Надежда Валентиновна

Исследованы основные положения законодательной базы регулирования закупочной деятельности в Российской Федерации. Проанализирован механизм регулирования закупочной деятельности государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF PUBLIC PURCHASES

Major legislative provisions governing procurement in the Russian Federation were investigated. The mechanism of public purchases regulation by the government was analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование закупочной деятельности»

УДК 338.24:347.451 Н.В. Кравчук

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследованы основные положения законодательной базы регулирования закупочной деятельности в Российской Федерации. Проанализирован механизм регулирования закупочной деятельности государством.

Major legislative provisions goveming procurement in the Russian Federation were investigated. The mechanism of public purchases regulation by the government was analyzed.

В связи с переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственного регулирования закупочной деятельности. Плановые, жестко регламентированные процессы осуществления закупок сменились приобретением продукции на конкурентных условиях, когда заказчик имеет возможность выбора из большого числа предложений поставщиков.

В современных условиях государство является крупнейшим заказчиком и потребителем товаров, работ и услуг и тем самым оказывает влияние на развитие экономики.

Мировая практика выработала достаточно надежный аппарат решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов с использованием информационных ресурсов.

Управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов в сфере государственных закупок является одной из приоритетных функций правительства.

В настоящее время в России правовое регулирование закупок осуществляется в рамках двух федеральных законов: Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

и Федерального закона от 18.07.2011 № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В первом документе устанавливаются правовые механизмы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заказов. Второй документ закладывает принципы осуществления закупочной деятельности государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также иными хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.[1]

Для Закона № 22Э-ФЗ характерно рамочное регулирование вопросов закупочной деятельности, но вместе с тем необходимо отметить ряд норм, содержащих весьма конкретные и обязательные для исполнения требования. [2] Одно из самых жестких требований в нем предъявляется к информационному обеспечению закупочной деятельности заказчика. В частности, речь идет об обязанности заказчика размещать на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) следующую информацию:

• положение о закупке, а также изменения, вносимые в него (ч. 1 ст. 4 Закона № 22Э-ФЗ);

• план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее одного года (ч. 2 ст. 4 Закона № 22Э-ФЗ);

• извещение о проведении конкурса или аукциона (ч. 5 ст. 4 Закона № 22Э-ФЗ);

• сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (п. 1 ч. 19 ст. 4 Закона № 22Э-ФЗ);

• сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 22Э-ФЗ);

• сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Пра-

вительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 22Э-ФЗ (п. 3 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).[3]

Проведя сравнительный анализ положений Закона № 223-ФЗ и Закона № 94-ФЗ, был выявлен ряд схожестей и различий.[4]

В качестве повторяющихся положений указанных законов можно отметить:

• способы закупки (конкурс, аукцион);

• ведение реестра недобросовестных поставщиков;

• общий сайт для информационного обеспечения - www.zakupki.gov.ru;

• возможность установить приоритет товаров российского происхождения, а также участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства;

• возможность закупки у единственного поставщика (при закупке не более 100 тыс. руб.).

Основные различия в правовом регулировании законов № 223-ФЗ и 94-ФЗ приведены в таблице 1.[3,4]

Особое внимание следует обратить на отсутствие жесткой регламентации критериев отбора победителя, что позволяет заказчикам самостоятельно установить указанные критерии с учетом отраслевых особенностей.

Законом 223-ФЗ также сформулированы некоторые вопросы, которые Правительство РФ вправе урегулировать. Среди них, например, утверждение перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме; установление приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Правительство РФ вправе при необходимости установить особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно отметить, что 7 мая 2012 г. в Госдуму был внесен законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее - Законопроект). Президент РФ уже подписал закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и он вступит в си--9 -

лу 1 января 2014 г.

Закон призван урегулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - госзакупки) и в случае принятия заменит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о госзакупках).

Закон впервые формулирует принципы федеральной контрактной системы:

• открытость федеральной контрактной системы;

• конкуренция в федеральной контрактной системе;

• профессионализм заказчика;

• единство федеральной контрактной системы;

• ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. [5]

Законом предусмотрены существенные изменения правил осуществления госкзакупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом контроля деятельности государственных и муниципальных заказчиков и их должностных лиц. В Российской Федерации будет создана федеральная контрактная система, которая заменит существующий порядок госзакупок. Впрочем, значительная часть положений Закона о госзакупках сохранится в новой системе в той или иной форме. В частности, почти в неизменном виде в нее войдут существующие способы проведения госзакупок.

Существенным нововведением станет долгосрочное планирование государственных и муниципальных закупок. Закон предусматривает изменение правил определения начальной цены госконтракта, правил оценки заявок на участие в госзакупках, правил надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков.[5]

В соответствии с положениями закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений или в строго определенных законом случаях у единственного поставщика.

Табл. 1. Различия в правовом регулировании законов 94-ФЗ и 223-ФЗ

Закон №94-ФЗ Закон №223-ФЗ

Правовые основы закупки товаров, работ, услуг Гражданский кодекс РФ Конституция РФ

Бюджетный кодекс Гражданский кодекс РФ

Закон № 94-ФЗ Закон № 223-ФЗ

Иные федеральные законы Иные федеральные законы и нормативные правовые акты

Положение о закупке

Заказчики Государственные органы; Госкорпорации, госкомпании

Органы управления государственными внебюджетными фондами Субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и т.п.

Органы местного самоуправления Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Казенные учреждения Автономные учреждения

Бюджетные учреждения Хозяйственные общества с долей РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности более 50%

Иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Дочерние хозяйственные общества указанных выше видов юридических лиц, имеющих в них долю в совокупности более 50%

Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, имеющих в них долю в совокупности более 50%

Участники Юридические лица Юридическое лицо (несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника)

Физические лица Физические лица (несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника)

Индивидуальные предприниматели Индивидуальные предприниматели (несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника)

Срок подачи заявок Открытый конкурс - не менее 30 дней Конкурс и аукцион - не менее 20 дней

Открытый аукцион (электронный аукцион) - не менее 20 дней Иные способы закупки - сроки на усмотрение заказчика

Запрос котировок - не менее 7 дней

Критерии отбора победителя Регламентированы в рамках закона № 94-ФЗ Отсутствует жесткая регламентация (устанавливается в закупочной документации на основании положения о закупке)

Создается единая информационная система, где указывается информация о планах закупок, об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписа-

ний. Эта информация будет общедоступной и будет предоставляться на безвозмездной основе.

Кроме того, новый закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В настоящее время заказчики имеют право ограничивать участие иностранных производителей только по мотивам государственной безопасности. Новым же законом предлагается предоставить правительству право вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, но и с целью стимулирования отечественной экономики. Таким образом, правительство будет иметь право по отдельным сегментам универсально принять решение об ограничении доступа иностранного производителя.

Новый закон содержит ряд элементов антикоррупционной направленности, в частности, речь идет о вопросах регламентации общественного контроля и общественного обсуждения. [6]

Таким образом, закупочная деятельность - это одна из наиболее динамично развивающихся, с позиции осмысления и применения научных разработок на практике, сфер деятельности. [7] И российское законодательство создает механизмы эффективного правового регулирования ее не только в сфере государственного заказа, но и в сферах экономических отношений с высокой долей участия государства и муниципалитетов, тем самым оптимизируя закупочную деятельность и развивая экономику страны в целом.

Библиографический список

1. Ткачева Ю.А. Антикоррупционные стандарты в системе публичных закупок: правовые аспекты [Электронный ресурс]. - URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/46/index-667086.html_(дата обращения 20.05.2013);

2. Закупки согласно 223-Ф3 - с 01 апреля 2012 г. новые правила [Электронный ресурс]// Экспертная сеть по вопросам государственного управления «Госбук». - URL: http://www.gosbook.ru/node/48369 (дата обращения: 18.05.2013);

3. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. От 11.07.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

5. Проект Федерального закона N 68702 - 6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

6. Президент положил конец госзакупкам, подписав закон о ФКС [Электронный ресурс]// РБК весь мир. - URL: http://top.rbc.ru/economics/ 08/04/2013/852999.shtml (дата обращения 20.05.2013).

7. Король А.Н., Елисеев А.Е.Основные тенденции в развитии закупочной деятельности// Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2008.- №2.- С.13-15.

УДК 65.0

С.Г. Авруцкая, А.И. Комарова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОЕКТОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПОРТФЕЛЯ

Современный проектный менеджмент подразумевает управление портфелями проектов. Рассмотрены различные критерии для оценки проектов и составления портфеля.

Modem project management requires managing project portfolios. Différent criteria for project évaluation and selection were investigated.

Разработанный в конце 50-х годов проектный подход к управлению доказал свою эффективность и находит все более широкое распространение. Это обусловлено как изменением моделей корпоративного управления, переходом от крупных производственно-хозяйственных комплексов к рассредоточенным сетевым структурам с широким использованием внешних ресурсов (контракты, аутсорсинг), так и изменениями во внешней среде - сокращением жизненного цикла продукта, переориентацией компаний с внутренних бизнес-процессов на потребителей, взрывом объема знаний и изменением уровня технологий, возникновением глобальной конкуренции, быстрым развитием стран третьего мира, возрастанием роли международного разделения труда и открытием новых рынков.

Современное управление проектом уже не используется в исключительных случаях, а может применяться к управлению любыми объектами, особенно актуально его применение к внедрению информационных технологий, инновационной деятельности и НИОКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.