Научная статья на тему 'Государственное регулирование в сфере производства и оборота алкогольной продукции'

Государственное регулирование в сфере производства и оборота алкогольной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1447
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЦЕНЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / EFFICIENT STATE POLICY / ALCOHOL GOODS / PRICES AND TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Александр Михайлович

Анализируется совокупность показателей, связанных с потреблением алкоголя продукции, приводится группировка стран по уровням этих показателей. На этой основе формулируется определение эффективности государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции и выбирается страна, проводящая наиболее эффективную политику. Осуществляется анализ цен на алкогольную продукцию и её налогообложения. Даются практические предложения по изменению существующей в России ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation in the Alcohol Goods Production and Circulation Sphere

The group of parameters related to alcohol goods production and circulation is analyzed, different countries are classified according to the level of these parameters. On this base the definition of state policy efficiency is formulated and the country with the most efficient state policy is chosen. Alcohol production is analyzed on the price level of alcohol products and alcohol products taxation rules are investigated. Some proposals for current situation correction are given.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в сфере производства и оборота алкогольной продукции»

А-М- Соловьев

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В мире около двух млрд. чел. потребляют алкогольную продукцию, а 76,4 млн. чел. страдают алкоголизмом. Выявлена причинная связь между потреблением алкоголя и более чем 60-ю типами заболеваний [1, р. 1]. Серьезные проблемы, связанные с потреблением алкоголя, имеются и в России. Так, Россия в 2004 г. по показателям смертности (на 100 000 чел.) занимала: первое место по случайным отравлениям - 36,6, второе место по преднамеренному вреду - 61,4 и по ДТП - 25,8, а также пятое место по ишемической болезни сердца - 285,4. Последствия потребления алкоголя являются одной из острых проблем российской действительности [2, а 108]. Целью данной работы является попытка обоснования с учетом мирового опыта формы государственного регулирования рынка алкоголя в России (монополия, лицензирование, свободные торговля и производство).

Проведенное нами исследование [2] позволяет в качестве показателей, определяющих эффективность государственной политики в производстве и обороте алкогольной продукции, выбрать:

• объем потребления абсолютного алкоголя на душу населения;

• объем незафиксированного потребления абсолютного алкоголя на душу населения;

• количество трезвенников;

• злоупотребление алкоголем среди всего населения;

• данные по смертности, связанные с потреблением алкоголя (смертность, преднамеренный вред, ДТП, случайные отравления, беспорядки, цирроз печени, рак гортани и ротовой полости, ишемическая болезнь сердца).

Под эффективной будем понимать ту форму государственного управления производством и оборотом алкогольной продукции, при которой уровень смертности и нелегального объема потребления является низким.

При этом следует принять во внимание следующие положения, принятые на основе различных проведенных в России исследований:

322

1) причиной неучтенного производства является заметная разница в цене между «домашней» и аналогичной легальной продукцией, большую роль в неучтенном потреблении играют низкие доходы, а также традиции и привыгаки населения [2, с. 114];

2) алкоголь наносит большой ущерб экономике любой страны в виде не только неуплаченных налогов и сборов, но и сокращения продолжительности жизни, смертей и увечий [2, с. 114];

3) государственный контроль в производстве и обороте алкогольной продукции следует рассматривать с учетом специфики каждой конкретной страны: религии, обыгааев и привычек, доходов населения и т.д. [2, с. 114];

4) люди, которые являются трезвенниками, зарабатывают меньше, чем потребляющие алкогольную продукцию [3,4];

5) увеличение цены на любой тип алкогольной продукции (кроме водки) приводит к сокращению ее потребления [5];

6) риск быть пьющим возрастает с ростом личного дохода и наличием пьющего в семье [5];

7) более высокий доход приводит к сокращению потребления алкоголя низкого качества, однако, рост дохода приводит к большой частотности потребления алкоголя [5];

9) самое бедное население в сельской местности потребляет алкоголя на 40% больше, чем аналогичное городское население [5].

В табл. 1 сгруппированы показатели, связанные с производством и оборотом алкогольной продукцией, и страны мира по низким, средним и высоким значениям этих показателей. Последние выбирались только для стран, имеющих общую религию (христианство) и схожие природно-климатические условия. В качестве таких стран выйраны: Армения, Украина, Исландия, Норвегия, Швеция, США, Канада, Англия, Финляндия, Россия, Франция, Чехия, Германия, Италия, Испания. Если информация по какому-либо показателю для страны отсутствует, то она в таблице не указытается. Диапазон значения показателей выбран на основе «условно» из анализа данных по всем странам мира.

Как показывают данные табл. 1, Россия имеет весьма плохие значения показателей по большинству позиций, что характеризует существующую государственную политику в производстве и обороте алкогольной продукции как неэффективную.

По данным табл. 1 можно определить конкретную страну с наиболее «низким» уровнем показателей, связанных с потреблением алкоголя, и сравнить систему регулирования рынка алкоголя в ней с системой регулирования в России.

323

Страновое сравнение показателей, связанных с потреблением алкоголя

Таблица 1

Показатель Уровень показателя (страны мира)

низкий средний высокий

Объем потребления абсолютного алкоголя на душу населения, л От 0 до 5 включительно: Армения, Украина Ог 5 до 10 включительно: Исландия, Норвегия, Швеция, США, Канада Более 10: Англия, Финляндия, Россия, Франция, Чехия, Германия, Италия, Испания

Объем незафиксированного потребления абсолютного алкоголя на душу населения, л ОгО до 3 включительно: Армения, Исландия, Норвегия, Швеция, США, Канада, Англия, Финляндия, Франция, Чехия, Германия, Италия, Испания Ог 3 до 6 включительно: Россия Более 6: Украина

Количество трезвенников, % к численности населению От 0 до 30 включительно: Армения, Исландия, Норвегия, Швеция, Канадз, Англия, Финляндия, Россия, Франция, Чехия, Германия Ог 30 до 60 включительно: США Более 60: нет

Злоупотребление алкоголем, % к численности населения От 0 до 5 включительно: -Испания Ог 5 до 10 включительно: Украина, Россия, Италия Более 10: Канада, Исландия, Англия, Германия

Данные по смертности и ее причинам (на 100 ООО чел.):

а) смертность От 0 до 5 включительно: Армения, Канада, Германия, Испания Ог 5 до 10 включительно: Украина, Россия, Исландия, Норвегия, США, Франция, Италия Более 10: Швеция, Англия, Финляндия, Чехия

б) преднамеренный вред ОтО до 15 включительно: Армения, Украина, Норвегия, Канада, Англия, Чехия, Германия, Италия, Испания Ог 15 до 30 включительно: Исландия, Швеция, США, Франция ОгЗО: Россия

Продолжение табл. 1

О!

В) ДТП От 3 до 10 включительно: Армения, Исландия, Норвегия, Швеция, Канада, Англия, Финляндия, Чехия, Германия Ог 10 до 17 включительно: Украина, США, Франция, Италия, Испания Ог 17: Россия

г) случайные (правления От 0 до 5 включительно: Армения, Украина, Исландия, Норвегия, Швеция, Канада, Англия, Чехия, Германия, ОНА, Франция, Италия, Испания Ог 5 до 20 вкгаочигельно: Финляндия Более 20: Россия

д) беспорядки ОгОдо 1 включительно: Чехия, Италия, Испания, Англия Ог 1 доЗ включительно: Канада, США, Исландия, Швеция Более 3: Финляндия, Франция, Германия, Норвегия

е) цирроз печени От 2 до 10 включительно: Канада, США, Финляндия, Исландия, Норвегия, Испания, Швеция, Англия Ог 10 до 20 включительно: Армения, Чехия, Франция, Германия, Италия Более 20: Украина

ж) рак гортани и ротовой полосга От 0,5 до 2 включительно: Финляндия, Исландия, Швеция Ог2 до 3 вкгаочигельно: Армения, Канада, США, Италия, Норвегия, Англия Более 3: Украина, Россия, Чехия, Франция, Германия, Испания

з) ишемическая болезнь сердца Ог 30 до 100 включительно: Канада, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Испания, Швеция Ог 100 до 200 включительно: США, Чехия, Финляндия, Исландия, Англия Более 200: Армения, Украина, Россия

Источники: [1, 2, б].

На этой основе могут быть, хотя бы и приближенно, сформулированы рекомендации по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России. Данные табл. 1 позволяют в качестве «эталонной страны» выделить Канаду, ее сравнение с Россией будет проводиться по следующим параметрам:

• государственный контроль (монополия на продажу или (и) производство, лицензирование и свободные торговля и производство);

• места ограничений потребления алкогольных напитков (учреждения здравоохранения, образования, правительства; общественный транспорт, парки, улицы, спортивные мероприятия, места проведения досуга, рабочие места);

• возрастной предел потребления, ограничения по рекламе алкоголя (телевидение, радио, печатные материалы, рекламные щиты, молодежные и спортивные мероприятия).

Рассмотрим особенности государственного регулирования рынка алкоголя в Канаде. Здесь существует монополия на продажу всех алкогольных напитков [2, с. 111] и лицензированная система их производства. В то же время нет ограничений на рекламу алкогольных напитков в средствах массовой информации (телевидение и радио, печатные материалы и рекламные щиты), на спортивных мероприятиях, и имеются частичные ограничения для молодежных соревнований [7, рр. 64, 67]. С другой стороны, в Канаде существует ограничение на потребление алкогольных напитков в общественных учреждениях. Так, например, разрешено потребление алкогольных напитков в учреждениях здравоохранения, частично разрешено в образовательных и правительственных учреждениях, на спортивных мероприятиях и на досуге, запрещено в парках и общественном транспорте. В России действуют «либеральные» ограничения, так запрещена реклама всей продукции, кроме пива, на ТВ и радио, причем ограничения распространяются на рекламу пива до 23-00 часов; запрещено потребление алкоголя в общественных местах. Реклама и потребление алкогольной продукции в других местах частично разрешены.

Необходимо сказать и о возрастном пределе потребления алкоголя. Это очень важный показатель, поскольку, чем раньше человек начинает пить, тем больше он подвержен воздействию алкоголя как физически, так и психологически. В Канаде разрешено потреблять алкогольную продукцию с 19 лет (в России с 18).

На доступность алкогольной продукции оказывает влияние также и количество мест продажи. Количество торговых точек, продающих крепкие алкогольные напитки, в расчете на 100 000 человек в России в 7-10 раз выше, чем в странах Скандинавии. В Исландии на 1 мага-

326

зин, торгующий крепкими алкогольными напитками, приходится 15,9 тыс. человек, в Норвегии - 4,5 тыс. чел., в Финляндии -6,3 тыс. чел., в Швеции - 4,5 тыс. чел. [8].

Другими важными факторами, оказывающими влияние на выбор форм государственного регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции, являются цены и налогообложение. Цена на алкогольные напитки зависит от уровня налогообложения в стране. Неэффективное налогообложение создает предпосылки для возникновения «теневого» рынка и имеет ряд негативных последствий: смертность, алкоголизм, правонарушения и т.д. Если налоговое законодательство «непрозрачно», то существует высокая вероятность создания «теневых» криминальных схем ухода от уплаты налогов. Факторами создания «теневого» рынка производства и оборота алкогольной продукции являются высокая прибыль и рентабельность, слабый контроль со стороны государства. В связи с этим анализ цен и налогообложения может дать ответы на некоторые вопросы. Например: почему покупают неучтенный алкоголь? С чем это связано: с привычками или ценой на «домашнюю продукцию»? Каков объем налогового давления?

Таблица 2

Цены алкогольных напитков в долларах США, по состоянию на 31 октября 2002 г. в некоторых странах мира

Страна о 1 ш я о о, лм ® — ы о ак, лм Страна о, лм ш я о о, лм ® — ы о ак, лм

0 ^ «п га £ о5 га г- 0 ^ «п В 75 о5 В 75

Хорватия 0,53 1,99 4,49 Италия 1,64 2,95 15,25

Грузия 0,28 0,35 0,69 Латвия 0,56 2,22 6,2

Германия 0,79 2,95 5,32 Литва 0,42 2,72 4,9

Исландия 2,27 15,86 29,73 Люксембург 0,89 6,87 7,78

Ирландия 2,07 8,93 13,81 Чехия 0,22 1,18 3,39

Израиль 1,05 4,19 4,19 Нидерланды 0,59 4,53 8,47

Дания 1,01 3,98 18,46 Словакия 0,47 2,54 5,33

Болгария 0,21 1,2 1,91 Испания 0,67 0,76 9,1

Финляндия 1,85 4,92 21,2 Швеция 1,29 3,9 22,95

Франция 0,66 2,25 11,61 Швейцария 1,06 5,29 8,93

Канада 0,89 3,91 13,89 Великобритания 2,61 5,51 18,93

Россия Австрия 0,66 3,03 6,49

2002 0,47 2,34 2,81 Азербайджан 0,61 1,02 1,84

2006 0,63 3,86 4,73 Беларусь 0,27 1,61 2,09

2009 1,70 4,29 5,30 Эстония 0,56 3,75 5,15

Украина 0,28 1,01 1,97 Молдова 0,33 1,95 1,41

Норвегия 2,53 9,99 37,25 Босния и Герце- 0,76 1,49 6,35

США 0,74 2,99 - говина

Румыния 0,30 1,50 1,13

Источник: [7, рр. 43-45; 9, с. 67].

327

В табл. 2 представлены статистические данные о ценах на алкогольную продукцию в некоторых странах мира. Самые низкие цены отмечены: на пиво - в Болгарии (0,21 долл.), на вино - в Грузии (0,35 долл.), на водку - в Грузии (0,69 долл.). С другой стороны, самые высокие цены приходятся: на пиво - в Великобритании (2,61 долл.), на вино - в Исландии (15,86 долл.), на водку - в Норвегии (37,25 долл.). Цены на алкогольную продукцию в России находятся на «среднем» уровне (на пиво - 0,47 долл., на вино - 2,34 долл., на водку - 2,81 долл.). Отражая ценовую доступность алкогольной продукции следует принять во внимание не только абсолютное значение стоимости определенной алкогольной продукции, но и ее цены по отношению к среднемесячной заработанной плате. В России отношение цены такой продукции к среднемесячной номинальной заработной плате выше, чем в других странах мира, например, на пиво - 0,33%, на вино - 1,66%, на водку - 1,99% [8]. Следовательно, ценовая доступность алкоголя не является основной причиной высокого ее потребления в России [8].

Как известно, на формирование цены оказывают влияние следующие факторы: стоимость сырья, затраты на заработанную плату и взносы на обязательное медицинское страхование, стоимость энергоносителей, косвенные налоги (акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС)), затраты на амортизацию и прочее. Так, в структуре стоимости алкогольной продукции важную роль играют налоги (акциз и НДС).

В табл. 3 представлена статистическая информация о налогообложении алкогольной продукции по некоторым странам мира. В качестве налога в исследовании фигурирует НДС и акциз (в процентах от розничной цены). Самый большой НДС в Швеции (25,0%), а самый малый - в Чехии (5,0%). Больше всего акцизов взимается на пиво и вино (продуктов спиртосодержащих) в Исландии (64 и 58%), а на водку - в Украине (85%). Акциз на пиво наименьший в России - 4,0%, на вино - в Австрии, Хорватии, Чехии, Германии, Италии, Люксембурге, Испании и Швейцарии - 0,0%; на водку - в Германии 13,8%. В то же время в странах, где есть монополия (Финляндия, Швеция и Исландия), налоги на крепкие спиртные напитки высоки. В России налоги на все алкогольные напитки, кроме водки (крепких спиртных напитков), находятся на низком уровне, а акциз на водку - ниже, чем в некоторых европейских странах (Испания, Италия, Германия, Франция).

В настоящее время в России предпринимаются существенные позитивные шаги по регулированию производства и оборота алкогольной продукции. К ним относится и разработанная «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года».

328

Таблица 3

Уровень налогообложения алкогольной продукции по некоторым странам мира в 2004 г., %

а а а а а а

о° и и и ^ и ^ и ^ и ^

Страна о" Д Н Акциз пиво, Акциз вино, Акциз водку, Страна ОД Н Акциз пиво, Акциз вино, Акциз водку,

Норвегия 24,0 - - - Россия 20,0 4,0 3,0 35,0

Азербайджан 18,0 15,0 25,0 50,0 Россия* 44,6

Беларусь 20,0 - - - Словакия 23,0 7,5 25,0 35,0

Босния и 20,0 13,0 3,3 22,4 Испания 16,0 6,18 0,0 22,3

Герцеговина Швеция 25,0 25,9 33,8 67,1

Болгария 20,0 5,8 9,40 22,7 Швейцария 7,5 - 0,0 -

Хорватия 22,0 25,0 0,0 53,0 Украина 20,0 20,0 50,0 85,0

Чехия 5,0 - 0,0 - Англия 17,5 - - -

Дания 25,0 34,2 17,6 41,5 Канада 19,0 - - -

Финляндия 22,0 38,0 36,0 67,0 США 8,0 - - -

Франция 16,9 8,8 3,1 33,2 Австрия 20,0 - 0,0 -

Германия 16,0 6,6 0,0 13,8 Италия 20,0 11,0 0,0 20,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исландия 24,5 64,0 58,0 80,0 Латвия 18,0 4,4 16,9 44,2

Ирландия 21,0 20,4 22,5 41,3 Литва 18,0 - - -

Израиль 18,0 - - - Нидерланды 19,0 20,0 9,4 45,8

Люксембург 15,0 - 0,0 -

* Указаны данные с учетом НДС, акциза и других налогов в 2009 г.

Источник: [7, р. 53-54; 9, с. 93].

Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ являются: значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции; повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка (введение минимальной цены продажи на водку с 2010 г. позволило на законодательном уровне «закрепить» производство легальной водки).

Индикаторами достижения результатов реализации рассматриваемой Концепции являются:

Первый этап (2010-2012 гг.):

• снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15%;

• снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции;

• повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом.

329

Второй этап (2013-2020 гг.):

• ликвидация нелегального алкогольного рынка;

• снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции;

• снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;

• снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией.

В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена.

С 2011 г. произошло повышение акцизов, что может негативно сказаться на российском рынке алкогольной продукции. Повышение акцизов является одной из мер по борьбе с высокими масштабами потребления алкогольной продукции в мире, но в условиях России это будет, скорее всего, иметь негативный эффект, так как спрос на крепкую алкогольную продукцию при повышении акцизов будет смещен в сторону аналога - самогона. Таким образом, на наш взгляд, увеличение акцизов негативно скажется на производстве и обороте алкогольной продукции.

Повышение эффективности государственного контроля в производстве и обороте алкогольной продукции требует, на наш взгляд, введения в России монополии на продажу алкогольных напитков. Первым шагом в этом направлении может быть введение монополии в определенном субъекте РФ и проверка ее эффективности. После анализа смертности, динамики потребления алкоголя в этом регионе и поступления доходов в бюджет можно будет говорить об эффективности данной меры. В случае формирования позитивных тенденций на снижению смертности, связанной с потреблением алкогольной продукции, и увеличению поступлений в бюджет в субъекте РФ монополию на продажу алкогольной продукции можно вводить и в России в целом.

Литература и информационные источники

1. Global Status Report on Alcohol 2004. World Health Organization Department of Mental

Health and Substance Abuse. Geneva. 2004.

2. Соловьев A.M. Анализ производства и оборота алкогольной продукции в мире // Проблемы прогнозирования, 4, 2010.

3. Bryant R.R., V.A. Sumaranayake, and A. Wilhite. Alcohol use and wages of young men:

Whites vs. nonwhites //International Review of Applied Economics 6(2). (1992)

330

4. Zarkin G.A. et al. Alcohol use and wages: New results from the National Household Survey on Drug Abuse // Journal of Health Economics 17(1). (1998).

5. Andrienko Y., Nemtsov A. Estimation of Individual Demand for Alcohol // Centre for Economic and financial Research at New Economic School, January 2006.

6. Rehm J, Gmel G, eds. Alcohol per capita consumption, patterns of drinking and abstention worldwide after 1995. Appendix 2. European Addiction Research, 7(3): 2001.

7. Global Status Report: Alcohol Policy. World Health Organization, 2004.

8. Соловьев A.M. Социальные последствия потребления алкогольной продукции в России // Экономический анализ: теория и практика. 31(196), 2010 октябрь, Москва.

9. Ценыг в России. 2010.

10. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. М°2128-р.

331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.