Научная статья на тему 'Государственное регулирование цен'

Государственное регулирование цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н.В.

Рассматриваются основные компоненты налоговой системы, и оценивается ее роль как инструмента воздействия на экономическую деятельность в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование цен»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Н. В. Семенова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Рассматриваются основные компоненты налоговой системы, и оценивается ее роль как инструмента воздействия на экономическую деятельность в стране.

В условиях становления рыночной системы хозяйствования, когда воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные монополии, особое значение приобретает разработка механизма регулирования экономических процессов.

В механизме управления экономикой особая роль принадлежит косвенному регулированию ценообразования. Косвенные меры стали применяться в западноевропейских странах с начала ХХ в., когда инфляционный рост цен превратился в устойчивую тенденцию. Косвенное регулирование цен, как правило, нацелено на изменение конъюнктуры рынка, создание благоприятного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

К методам косвенного регулирования цен относятся государственные закупки, налоговая система, изменение денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций, управление государственными расходами, установление норм амортизации и т. д. Этими мерами государство старается обеспечить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и сдержанному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, их формирующие, факторы макроэкономического характера. К такого рода факторам относятся налоги.

Налоги далеко не однозначно воздействуют на уровень и структуру себестоимости и цен по различным отраслям и предприятиям. Некоторые налоги установлены с учетом специфики отдельных видов производства. Например, налоги, связанные с разработкой природных ресурсов, включаются в себестоимость продукции предприятий добывающих отраслей. Даже общие для всех отраслей и предприятий налоги, такие, как

платежи на социальные нужды, налог на имущество и некоторые другие, по-разному влияют на уровень затрат и цен в связи с различной трудоемкостью и фондоемкостью производств.

Наибольшее влияние на структуру и уровень цен оказывают НДС, акцизы и налог на прибыль, причем воздействие налога на прибыль значительно меньше, чем НДС и акцизов (по подакцизным товарам). Ставка НДС в настоящее время определена в размере 18% (первоначальная ставка 1992 г. - 28%), а ставка налога на прибыль - в размере 24%. Однако ставка НДС установлена к цене реализации, а ставка налога на прибыль -к прибыли, составляющей лишь часть цены.

Прибыль как та часть произведенного национального дохода, которая подвержена наибольшему перераспределению, тесно взаимодействует с уровнем себестоимости и цены. В условиях рыночных отношений каждое предприятие пытается максимизировать прибыль, увеличивая объемы производства, сокращая себестоимость и, как правило, повышая цены. К сожалению, приходится констатировать, что в российской экономике в условиях инфляции и монополизма производителей, увеличение прибыли достигается в значительной степени за счет роста цен.

Прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Основные ее компоненты: финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), основные средства и иное имущество предприятия, доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. Таким образом, прибыль - это разница, образующаяся в том случае, если поступления от продаж предприятия превышают его общие издержки.

Отметим, что следует, различать валовую и чистую прибыль. Валовая прибыль есть разница между всеми поступлениями от продаж и издержками. Чистая же прибыль образуется из валовой прибыли за вычетом расходов на распространение, управление и финансирование. От этой прибыли и исчисляется налог на прибыль. Эта прибыль после уплаты налога распределяется межу акционерами.

Величина прибыли зависит, во-первых, от прибыли на 1 руб. продаж: если расходы повышаются, то снижается прибыль; если конкуренция приводит к снижению продажных цен, то прибыль также понижается (и наоборот). Во-вторых, от величины товарооборота - любой рост объемов сбыта приводит к росту прибыли.

Начиная с 1992 г. в Российской Федерации по примеру большинства стран с развитой рыночной экономикой прямые налоги четко отделены от косвенных. Такое разделение дает возможность возложить на каждую из этих групп налогов решение вполне определенных задач. На-

пример, НДС и акцизы в основном предназначены для формирования доходной части бюджета.

Стабильному поступлению этих налоговых платежей в бюджет способствует относительно простая методика их исчисления. Так, размер НДС рассчитывается исходя из установленной ставки и стоимости оборота (стоимости реализованной продукции, работ и услуг, выраженной в ценах) за вычетом уплаченного НДС по аналогичной ставке по использованным в производстве материальным затратам, услугам и работам со стороны.

После введения НДС (с января 1992 г.) все цены были повышены почти на одну треть, так как первоначальная ставка налога составляла 28%. Самое большое воздействие на уровень и структуру цен оказывает НДС по товарам, облагаемым акцизом. Дело в том, что по этим товарам ставка налога на добавленную стоимость устанавливается к ценам, включающим акцизы. В этом случае резко возрастает косвенное налогообложение товаров.

Сам по себе налог на добавленную стоимость - это налогообложение товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. Процентная ставка этого налога может различаться в зависимости от вида товара. В платежных документах НДС выделяется отдельной строкой, поэтому его уплату проконтролировать достаточно легко.

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог с предприятия. В отличие от акцизов он уплачивается со всех видов товаров. Как косвенный налог НДС является формой надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не влияет на доходность предприятия. Этот налог устанавливается не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в роли его сборщиков.

НДС облагаются обороты по реализации товаров и услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне; обороты товаров и услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки обращения, а также товаров и услуг, реализуемых своим работникам; обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров и услуг другим предприятиям или физическим лицам; обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

Для всех товаров и услуг НДС установлен, как уже отмечалось, в размере 18%. По ставке 10% НДС взимается с предприятий, производящих и реализующих продовольственные товары, кроме подакцизных; с товаров детского ассортимента по утвержденному перечню; с сельскохозяйственной продукции; книжной продукции, связанной с образованием,

наукой и культурой; лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Налог на прибыль и налог на добавленную стоимость - основные источники доходов бюджета. НДС обеспечивает примерно 36% всех поступлений от косвенных налогов, а налог на прибыль - 76% всех поступлений от прямых налогов.

Еще один налог, взимаемый с потребления и способствующий к росту цен - акциз. Этот косвенный налог уплачивает покупатель определенных товаров: водки, табака, бензина, автомобиля и драгоценностей.

Формально плательщиками акциза выступает предприятие, производящее подакцизную продукцию, но в действительности его оплачивает потребитель при покупке товара или получении услуг. Отсюда следует, что акциз, как и НДС, является ценообразующим фактором.

Акцизы установлены по строго определенному перечню товаров и включаются в цену производителя товара. Этот налог дифференцирован по видам товаров в зависимости от соотношения затрат и цен. Так, низкая себестоимость спирта и водки и высокие цены на них позволили установить по этим видам продукции высокие ставки акциза (от 80 до 90% к стоимости в отпускных ценах). На товары, по которым высоким ценам не сопутствуют низкие затраты, ставки акцизов установлены ниже. Иными словами, размеры акцизов определяются в строгой зависимости от соотношения цен и затрат на различные виды товаров.

Тесно связаны с ценами, не только с внутренними, но и мировыми таможенные пошлины. Система таможенных пошлин строится таким образом, чтобы не допустить на национальный рынок иностранные товары по ценам ниже цен отечественных производителей. Экспортируемые товары в целях усиления их конкурентоспособности на внешних рынках налогом не облагаются. В ряде случаев по таким товарам даже предоставляются государственные субсидии.

В Российской Федерации таможенные пошлины устанавливаются к стоимости как импортируемых, так и экспортируемых товаров. Объясняется это хроническим дефицитом федерального бюджета, который наблюдался все последние годы. Импортные пошлины устанавливаются с целью пополнения доходов бюджета и сдерживания импорта в условиях напряженного платежного баланса и большой внешней задолженности. Импортные пошлины определяются в процентах к контрактной (импортной) стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка РФ.

В течение последних лет делались попытки с помощью налогов вести борьбу с ростом цен. С этой целью были установлены отчисления в бюджет всей прибыли предприятий-монополистов, полученной сверх утвержденных нормативов рентабельности. Такие отчисления - это способ

изъятия сверхприбыли предприятий-монополистов. Налог направлен на сдерживание инфляционного роста цен и предотвращения получения монопольными предприятиями экономически необоснованной прибыли.

Таким образом, взаимосвязь цен и налогов проявляется в рыночной экономике в разных плоскостях. Во-первых, цены и налоги решают очень близкие и взаимосвязанные задачи. Во-вторых, цены служат исходной основой для определения количества и размера налогов. В-третьих, налоги в значительной степени определяют уровень и структуру цен и характеризуют степень реализации ими функции перераспределения.

Налогообложение представляет собой один из главных инструментов политики цен и доходов, поскольку налоги непосредственно формируют государственные доходы, а параллельно с этим - конечные доходы предприятий и граждан. Кроме того, некоторые налоги и сборы входят в себестоимость, а отдельные - представляют собой своеобразную государственную надбавку к ценам производителей продукции. Следовательно, изменения в налогообложении способны либо уменьшить, либо увеличивать доходы и цены.

Помимо политики цен и доходов на налоговую систему оказывают влияние и другие составные части общеэкономической политики. Противоречивая совокупность задач, стоящих перед системой налогообложения, и образует собственно налоговую политику.

Всякое налогообложение является изъятием части произведенного продукта или его денежного эквивалента в доход государству. Эти изъятия либо используются непосредственно на нужды государственного управления, либо перераспределяются при помощи государственного бюджета и внебюджетных фондов в пользу отдельных социальных групп. Увеличение изъятий в виде налогов способно сдерживать совокупный платежеспособный спрос, соответственно влияя на динамику цен. И наоборот, уменьшение изъятий расширяет платежный спрос. Однако следует учитывать, что при этом изменяется динамика государственных расходов и создаваемый им спрос. Поэтому политика налогов неоспоримо представляет собой инструмент воздействия на любую деловую активность.

Список литературы

1. Маренков Н. Л. Экономическая теория цены и ценообразования в рыночных отношениях в России / М.: УРСС, 2002.

2. Россия в цифрах. 2003 / Госкомстат России. М., 2003.

3. Nierhaus W. Verprufft die Steuersenkung in den Preisen // IFO Schnell-dienst. 2001. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.