Научная статья на тему 'Государственное регулирование территориального размещения отраслей сельского хозяйства центрального Черноземного региона'

Государственное регулирование территориального размещения отраслей сельского хозяйства центрального Черноземного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печеневский В.Ф.

В статье рассматриваются роль и место государственного регулирования процессов размещения и специализации основных видов сельскохозяйственной продукции в регионе. Дается оценка методических подходов к субсидированию сельскохозяйственного производства. Формируются принципы распределения бюджетных средств, и приводится методика государственного регулирования размещения сельхозпроизводства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Печеневский В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование территориального размещения отраслей сельского хозяйства центрального Черноземного региона»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА

В статье рассматриваются роль и место государственного регулирования процессов размещения и специализации основных видов сельскохозяйственной продукции в регионе. Дается оценка методических подходов к субсидированию сельскохозяйственного производства. Формируются принципы распределения бюджетных средств, и приводится методика государственного регулирования размещения сельхозпроизводства в регионе.

В условиях рыночной экономики каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель, исходя из своих организационно-экономических возможностей, самостоятельно принимает решение, какую продукцию он будет производить. При этом определяющим фактором является максимально возможный объем получения прибыли в сложившихся условиях хозяйствования. Вместе с тем структурные сдвиги в размещении производства продукции, углубление его специализации и усиление концентрации во многом определяются политикой государства - его способностью и возможностью влиять на эти динамичные процессы. Эти изменения требуют существенных перемен в организационно-экономическом механизме, который должен стимулировать специализацию и концентрацию производства отдельных видов продукции в регионах с наилучшими для этого почвенно-климатическими и социально-экономическими условиями.

Установлено, что ключевую роль в формировании специализированных зон производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия играет государственное регулирование процессов рационального размещения агропромышленного производства на основе территориально-отраслевого разделения труда, углубления специализации и усиления концентрации производства [1].

В настоящее время во многих регионах усилиями ученых-аграрников разработаны к использованию разные методические подходы к организационно-экономическому механизму регулирования размещения и развития сельскохозяйственного производства.

Отметим среди них наиболее перспективные.

Учеными Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (ГНУ ВНИИЭСХ) разработана методика [2], ставящая во главу угла восстановление и поддержку межотраслевого паритета цен и доходов, исходя из которой можно рассчитать сумму денежных средств, изымаемую из агропромышленного комплекса, и на ее базе строить механизм распределения бюджетных средств между субъектами хозяйствования в том или ином регионе. Однако при этом не учитывается в должной мере уровень производственного потенциала в сельхозпредприятиях, который даже в масштабах одной микрозоны неодинаков. Поэтому данный подход нуждается в совершенствовании.

Методический подход, разработанный в ГНУ ВНИИ экономики и нормативов [3], основан на расчете показателя поддержки на 1 руб. валовой продукции, в среднем сложившимся в сельском хозяйстве по стране, и его сравнении с показателями в регионах - для достижения общероссийского уровня в случае отрицательной разницы. Однако поскольку условия хозяйствования и обеспеченность бюджетным финансированием регионов могут значительно различаться, то такой подход, по нашему мнению, не достаточно объективен.

Исследователями Всероссийского научно-исследовательского института организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве (ГНУ ВНИИОПТУСХ) предлагается методика [4], согласно которой вначале определяются затраты, необходимые для простого и расширенного воспроизводства с учетом балльной оценки земли, а затем рассчитываются источники поступления бюджетных финансовых средств по сельскохозяйственным предприятиям. Очевидно, что здесь недостаточно полно учитывается производственный потенциал хозяйств того или иного региона.

Перечисленные методические подходы распределения бюджетных финансовых средств основаны на применении цен реализации на сельскохозяйственную продукцию и цен на используемые сельхозтоваропроизводителями ресурсы с последующим определением потребности в субсидиях. Однако в современных условиях планировать такие цены весьма проблематично.

Учитывая вышеизложенное, предлагается методический подход, согласно которому государственное регулирование размещения и специализации сельскохозяйственного производства должно осуществляться путем дифференцированного воздействия бюджетными субсидиями на финансовые результаты по тем или иным отраслям и видам продукции на той или иной территории (области, региона). Главное преимущество такого подхода заключается в том, что он соответствует правилам ВТО и непосредственное воздействие на финансовый результат сельхозтоваропроизводителей может быть отнесено к мерам «зеленой корзины», размер которой практически неограничен.

В настоящее время государственная поддержка предоставления субсидий сельскохозяйственным организациям по субъектам Центрально-Черноземного района (ЦЧР) оказывает малозаметное воздействие на их аграрную экономику. В целом по ЦЧР (в среднем за 2008-2012 гг.) уровень рентабельности за счет субсидий повысился с 23 до 25%. В Воронежской и Тамбовской областях он увеличился соответственно на 4,1 и 2,1% проц п. и достиг 22 и 26,8%. Приведенные показатели свидетельствуют о необходимости совершенствования принципов и методов предоставления средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

К основным принципам распределения бюджетных средств в целях регулирования размещения и специализации сельскохозяйственного производства можно отнести следующие.

1. Нерентабельные виды продукции в силу неблагоприятных природно-экономических условий для их производства не должны включаться в прогнозную схему развития сельского хозяйства с государственной поддержкой, за исключением тех, которые необходимо возделывать в целях продовольственной безопасности или при условии невозможности их производства в других регионах с меньшими затратами.

2. Субсидии по каждому виду сельскохозяйственной продукции следует распределять между регионами по единым нормативам - в расчете на единицу площади пашни (поголовья скота) и произведенной (реализованной) продукции.

3. Соотношение между субсидиями, распределяемыми по соответствующим нормативам, должно максимально учитывать различия регионов по их биоклиматическому потенциалу.

4. Отрасли и виды сельскохозяйственной продукции, доходность которых без бюджетных средств превышает средний по сельскому хозяйству уровень рентабельности с учетом этих средств, могут пользоваться только той частью субсидий, которые стимулируют рост объемов производства и реализации продукции, т.е. только по нормативу на единицу продукции.

5. Расчеты, связанные с разработкой нормативов предоставления средств государственной финансовой поддержки, целесообразно выполнять, используя матричный метод анализа и прогнозирования сельскохозяйственного производства.

Таким образом, основываясь на вышеизложенных положениях, можно утверждать, что основной целью государственного механизма регулирования процессов территориально-отраслевого размещения отраслей является оптимизация производства сельскохозяйственной продукции посредством дифференцированного государственного субсидирования.

Формирование и функционирование такого механизма включают последовательность следующих действий. Вначале в процессе анализа проводится сравнение фактической рентабельности каждого вида сельскохозяйственной продукции с нормативной. Если уровень фактической рентабельности определенного вида продукции оказывается выше нормативного, то на производство данного вида продукции государственные субсидии не выделяются. Но если фактический уровень рентабельности становится ниже нормативного, то из бюджета выделяются субсидии в таком размере, чтобы довести фактический уровень до нормативного. В формализованном виде это условие можно записать так:

п

Если 2 > Ян , то С/ = 0 или С = Ян - Я-- / 100, (1)

/-1

где Я/ и Ян - соответственно фактический и нормативный уровень рентабельности вида продукции, %; С/ - размер выделенных субсидий.

Ввиду отсутствия готовых нормативов по областям ЦЧР предлагается определять нормативный уровень рентабельности, исходя из средних (многолетних) показателей прибыльности относительно затрат и с учетом размера государственной поддержки по видам продукции в ЦЧР.

Исходя из вышеизложенных правил и принципов, фактическая сумма государственных субсидий, выделенная для развития сельскохозяйственного производства ЦЧР в среднем за 2008-2012 гг. в размере 20572 млн. руб. была распределена следующим образом.

Из расчетов были исключены отрасли и виды продукции, рентабельность которых без субсидий превышает средний уровень рентабельности по сельскому хозяйству ЦЧР, составляющий 23,1%, поскольку в этом случае сельхозтоваропроизводители субсидий не получают или могут пользоваться только той их частью, которая стимулирует рост объемов производства и реализации продукции. Затем уровень рентабельности с учетом субсидий корректируется до реального уровня выравнивания, а общая сумма фактических субсидий распределяется между отраслями и видами продукции по формуле:

СХ/ ЗЕ/ (ЯЕвыравн. ЯХ/ без суб.Х (2)

где С^- - размер субсидий, выделяемых всем регионам ЦЧР для финансовой поддержки данного вида продукции (отрасли), млн. руб.; З^- - сумма затрат на производство данного вида продукции в целом по ЦЧР без затрат на несубсидируемые виды продукции, млн.руб.; Я^щраин. - уровень выравнивания рентабельности, %; Я^- дез ^ - средняя рентабельность производства данного вида продукции (отрасли) в ЦЧР без учета субсидий, %.

Для распределения полученных сумм для каждого вида продукции между областями ЦЧР предлагается использовать два норматива: в расчете на 1 га пашни (на 1 гол. скота) и на 1 ц произведенной (реализованной продукции). Соотношение между этими нормативами может меняться в зависимости от перспектив развития размещения сельскохозяйственного производства. В качестве первого варианта установлено соотношение 0,5:0,5 (табл. 1).

Расчеты распределения субсидий между регионами по этому принципу свидетельствуют, что общий объем всех субсидий, необходимый для целей государственного регулирования размещения сельскохозяйственного производства, увеличился на 3,9%, или на 848,6 млн. руб. по сравнению с фактическим и составил 22675,9 млн. руб., что согласуется с правилами субсидирования ВТО по сельскому хозяйству.

Таблица 1

Распределение субсидий по отраслям и видам продукции между областями ЦЧР, млн. руб.

ц «¡3 о Нормативы

ю о «¡3 о «¡3 о «3 Ь распределения

аяк О д

Вид продукции 1 г д жская а о оро В ская аякц ё £ аяк с в £ н по го Итог на площадь пашни (поголовья скота) на объем реализации продукции

Фактическая сумма госу-

дарственных субсидий

для развития сельского

хозяйства 11231,1 4272,1 2326,0 2675,0 1323,1 21827,3 0,5 0,5

Зерновые и зернобобовые - 2517,3 - 1639,4 1684,2 5840,9 0,646 0,136

Сахарная свекла - 369,5 - 201,5 291,0 862,0 0,095 0,036

Подсолнечник - - - - - - - -

Картофель 72,3 143,8 93,6 - 147,0 456,7 0,039 0,353

Овощи 146,5 235,7 - 141,4 145,4 669,0 0,059 0,0195

Итого по растениеводству 218,8 3266,3 93,6 1982,3 2267,6 7828,6 0,839 0,720

Молоко - 3051,5 1416,0 1260,3 480,1 6507,9 0,017 0,419

Мясо:

крупный рогатый скот 935,3 1329,8 535,1 481,6 172,6 3454,4 0,003 0,347

свиньи - 1244,3 - 1832,4 - 3076,7 0,002 0,205

овцы и козы 56,3 308,0 175,5 78,8 46,6 665,2 0,006 8,485

птица 161,2 47,5 34,6 215,6 20,4 479,3 0,004 0,035

Шерсть 3,5 15,6 7,1 - 1,7 27,9 0,0003 0,009

Яйца 366,5 110,9 6,9 115,9 35,7 635,9 0,006 0,071

Итого по животноводству 1522,8 107,60 2175,2 3984,6 1057,1 14847,3 0,0383 9,571

Всего 1741,6 9373,9 2268,8 5966,9 3324,7 22675,9 0,8773 10,291

В целях стимулирования размещения производства необходимых видов сельскохозяйственной продукции хозяйства-субъекты ЦЧР осуществляют оценку приоритетов и предпочтений их развития посредством применения повышающих или понижающих коэффициентов. С их помощью можно увеличивать за счет государственных субсидий рентабельность приоритетных видов продукции (например, молочное и мясное скотоводство) или (и) сокращать поддержку неперспективных (например, подсолнечник и др.). Данный вариант перераспределения государственных субсидий в областях ЦЧР приведен в табл. 2.

В процессе корректировки произошло общее увеличение размеров субсидий для каждой области ЦЧР в целом. В абсолютном выражении большую поддержку получили хозяйства Тамбовской и Курской областей, меньшую - Белгородская область. Следует отметить, что такая корректировка допустима только в том случае, если в целом по РФ происходит увеличение размеров господдержки сельского хозяйства.

В других случаях необходимо соблюдать баланс между стимулированием развития одних отраслей (видов продукции) и ограничением других.

Изменение направления и объемов государственной поддержки отраслей (видов продукции) приведет к увеличению общей суммы прибыли и выравниванию уровня рентабельности продукции в областях ЦЧР. Например, в Воронежской области прибыльными станут такие отрасли, как производство мяса КРС, свинины, по которым уровень рентабельности достигнет соответственно 1,7 и 36,4% . В целом по ЦЧР из убыточных видов продукции останется только мясо КРС, причем его убыточность уменьшится с 26,5 до 6,2%. Наиболее рентабельным станет производство подсолнечника - 75%, картофеля - 32, овощей - 30, мяса свиней - 37, молока -27%. Фактическая и возможная рентабельность сельхозпродукции в ЦЧР при условии распределения субсидий показана на рисунке.

Таблица 2

Корректировка размеров распределяемых субсидий по коэффициентам предпочтений, млн. руб.

Культура, отрасль, вид продукции Белгородская обл. Воронежская обл. Курская обл. Липецкая обл. Тамбовская обл. Итого поЦЧР Коэффициенты предпочтения Перерасчет итого по ЦЧР Отклонение рассчитанных значений, млн. руб.

на площадь пашни (поголовья скота) на объем производства

Зерновые и зернобобовые - 2517,3 - 1639,4 1684,2 5840,9 1,0 1,0 5840,9 0,0

Сахарная свекла - 329,5 - 187,9 258,4 862,0 0,9 0,8 775,8 -86,2

Подсолнечник - - - - - - - - -

Картофель 72,3 143,8 93,6 - 147,0 456,7 1,0 1,0 456,7 0,0

Овощи 146,5 235,7 - 141,4 145,4 669,0 1,0 1,0 669,0 0,0

Растениеводство 218,8 3226,3 93,6 1968,7 2235,0 7826,6 X X 7742,4 -86,2

Молоко - 3075,5 1612,1 1358,5 1112,3 6507,9 1,1 1,1 7158,7 650,9

Мясо:

крупный рогатый скот 1050,8 1492,3 721,4 601,3 279,5 3454,4 1,2 1,2 4145,3 690,9

Свиньи - 1844,3 - 1832,4 - 3076,7 1,0 1,0 3076,7 0,0

овцы и козы 76,5 325,0 198,2 71,0 61,0 665,2 1Д 1,1 731,7 66,5

птица 161,2 47,5 34,6 215,6 20,4 479,3 1,0 1,0 479,3 0,0

Шерсть 3,5 15,6 7,1 - - 1,7 27,9 1,0 1,0 27,9 0,0

Яйца 366,5 110,9 6,9 115,9 35,7 635,9 1,0 1,0 635,9 0,0

Животноводство 1658,5 6311,4 2580,3 4194,7 1510,6 14847,3 X X 16255,5 1407,7

Всего 1877,3 9537,7 2673,9 6163,4 3745,6 22675,9 X X 23997,9 1321,5

Прирост:

млн. руб. 135,7 163,8 405,1 196,5 420,8 480,3 _ . 1322,0 1322,0

% 7,2 1,7 15,1 3,2 11,2 2,1 - - 5,5 -

Примечание.

1. По строке «сахарная свекла» приведены понижающие коэффициенты предпочтения.

2. На возделывание культуры «подсолнечника» государственные субсидии не выделялись.

3. По отраслям «растениеводство» и «животноводство» отмеченные знаком «х» коэффициенты не рассчитывались.

4. В строку «мясо КРС, свиней, овец и коз» введены повышающие коэффициенты в целях стимулирования размещения производства.

%

Рисунок. Оценка рентабельности сельскохозяйственной продукции в ЦЧР до (-А-) и после перераспределения субсидий (-♦-)

В качестве третьего варианта распределения субсидий с целью экономического воздействия государства на размещение и развитие тех или иных отраслей (видов продукции) в регионе предлагается подход, основанный на использовании двойственных нормативов и дифференцированного соотношения - на площадь пашни (поголовья скота) и на объем реализации продукции. Например, увеличение доли финансовых средств на площадь пашни (поголовья скота, птицы) с 0,5 до 0,8 означает усиление стимулирования роста поголовья скота и вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Одновременно изменяя соотношение в диапазоне от 0 до 1, можно изменить общую сумму субсидий в пользу регионов, работающих в худших почвенно-климатических условиях, если это соотношение приближается к 1 и, наоборот, в пользу регионов с лучшими условиями - если оно приближается к 0. Предложенные варианты перераспределения государственных субсидий в областях ЦЧР предложены в табл. 3.

Таблица 3

Варианты распределения государственных субсидий в областях ЦЧР, млн. руб.

Вариант Белгород- Воронеж- Курская Липецкая Тамбовская Итого

распределения ская обл. ская обл. обл. обл. обл. по ЦЧР

Фактический размер

выделенных субсидий 11231,1 4272,1 2326,0 2675,0 1323,1 21827,3

Перераспределение

субсидий:

вариант 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 0,5 на площадь

(поголовье скота),

0,5 на объем реали-

зации продукции 1741,6 9379,9 2268,8 5966,9 3324,7 22675,9

вариант 2

- с учетом коэффици-

ентов предпочтений 1877,3 9537,7 2673,9 6163,4 3745,6 23997,3

вариант 3

- 0,8 на площадь

(поголовье скота),

0,2 на объем реали-

зации продукции 1772,2 9530,1 2351,5 5500,3 3521,8 22675,9

Несмотря на то, что расчеты проводятся по нормативам в расчете на 1 га пашни (1 гол. скота) и на 1 ц продукции, по правилам ВТО субсидии должны предоставляться непосредственно сельхозпроизводителям в каждом регионе независимо от конкретных показателей (площади пашни, поголовья скота, объемов реализации продукции) в том или ином году. Они должны устанавливаться в виде фиксированных сумм, размер которых может изменяться только в случае инфляционной или иной индексации, т. е. они будут независимыми от реальных результатов деятельности товаропроизводителей и, таким образом, не будут оказывать искажающего влияния на торговлю. Выплачиваться они могут по частям в определенные даты по нормативу на единицу площади, поголовья скота, но не фактическую, а определенную в базовом периоде.

Предлагаемый методический подход может стать действенным инструментом органов управления АПК, позволяющий принимать на его основе управленческие решения по рационализации структуры производства и размещения отраслей и видов продукции на территории ЦЧР. Данный механизм государственного регулирования территориального размещения отраслей сельского хозяйства в ЦЧР способствует решению проблем продовольственной независимости, повышению эффективности использования ресурсного потенциала и увеличению объема производства сельскохозяйственной продукции.

Литература

1. Силаева Л.П. Концептуальные положения регионального размещения и специализации агропромышленного производства в России // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 7-8.

2. Алтухов А.И., Ушачев И.Г. Территориально-отраслевое разделение труда — основной фактор развития агропромышленного производства России //АПК: экономика, управление. 2011. № 8.

3. Коллектив авторов. Экономический анализ и прогноз социально-экономических процессов в аграрном секторе экономики. Ростов н/Д: Изд-во ГНУ НИИЭ и Н Россельхозакадемии, 2010.

4. Миндрин А.С. Методология исследования проблем территориального размещения в сельском хозяйстве // АПК: Экономика, управление. 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.