Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СБЫТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боттаев Ж.Х., Туменов М.Х., Боттаев К.Х.

С переходом к рыночной модели экономики государство не может административно и командно на основе директив осуществлять регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Государство дополняет рынок. От такой кооперации выигрывают и общество, и конкретные отрасли экономики предприятия. Государство и рынок взаимно дополняют друг друга в регулировании базовых воспроизводственных процессов в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF STRATEGY OF MARKETING THE PRODUCTS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

With the transition to a market economy the state cannot administrative and commandand on the basis of directives to regulating the activities of economic entities. The state complements the market. From this win cooperation and society, and particular sectors of economy of enterprise. The state and the market are mutually complementary in the regulation of the basic reproduction processes in the economy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 332.1:631.11

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Боттаев Ж. Х. - кандидат экономических наук, старший преподаватель

Туменов М. Х. - студент Боттаев К. Х. - студент

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

GOVERNMENT REGULATION OF STRATEGY OF MARKETING THE PRODUCTS

OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Bottaev Zh. H. - Candidate of Economics, Senior Teacher Tumens M. Kh. - 5th year student Bottaev K. H. - 1 year student

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

С переходом к рыночной модели экономики государство не может административно и командно на основе директив осуществлять регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Государство дополняет рынок. От такой кооперации выигрывают и общество, и конкретные отрасли экономики предприятия. Государство и рынок взаимно дополняют друг друга в регулировании базовых воспроизводственных процессов в экономике.

Ключевые слова: государство, сбыт, сельское хозяйство.

Эффективность сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом определяется состоянием внешней среды, в которой работают предприятия. Одним из основных субъектов внешней среды является государство. Государство воздействует на рынок лишь косвенно, устанавливая материально-технические и организационно-правовые условия его функционирования, хозяйственный статус ЛПХ (личных подсобных хозяйств), а также порядок сбыта продукции хозяйств, подведомственных государству, уровень государственных закупочных и розничных цен. Таким образом, управление рынком осуществляется в основном экономическими методами. В этой связи очевидно преимущество колхозной торговли перед другими формами сбыта продукции. Следовательно, от поведения государства зависит состояние сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Государство не может непосредственно устанавливать цену на сельскохозяйственные продукты, оно осуществляет регулирование цены

With the transition to a market economy the state cannot administrative and command-and on the basis of directives to regulating the activities of economic entities. The state complements the market. From this win cooperation and society, and particular sectors of economy of enterprise. The state and the market are mutually complementary in the regulation of the basic reproduction processes in the economy.

Key words: state, market, agriculture.

при помощи товарных интервенций. При низких ценах и избытке предложения на внутреннем рынке, государство осуществляет экспорт продукции и тем самым повышает внутреннюю цену сельскохозяйственной продукции, повышая уровень рентабельности сельхозпроизводства. При росте цены и недостатке предложения, государство осуществляет товарные интервенции уже на внутреннем рынке, тем самым удовлетворяя спрос и снижая цену.

На сегодня все еще не решен вопрос: в каком статусе должно и может выступать государство: в статусе ночного сторожа или же статусе арбитра между продавцом и покупателем? Причина спора вовсе не в негативном отношении к государству, а в эффективности мер государственного регулирования и государственной помощи субъектам хозяйствования. Определенные ограничения на поведение государства накладывает членство России в ВТО и взятые ею обязательства. Государственное регулирование и государственная поддержка особенно важны в отношении сельского хозяйства, а конкретно -

Известия КБГАУ - № 1(3), 2014

Экономические науки

производителя сельскохозяйственного продукта первой необходимости,каждодневности.

Наиболее спорным моментом в модели государственного регулирования и поддержки является механизм взаимодействия государства и субъектов сельского хозяйства. Речь идет о том, чтобы создать такой механизм партнерских отношений, в котором государство помогало бы развитию, и при этом стимулировало высокопроизводительный труд, обеспечивало бы занятость населения, рост доходов, расширяя внедрение инноваций.

Возникает, однако, еще проблема: на что должно воздействовать государство: производство, потребление, переработку или сбыт сельскохозяйственной продукции? В зависимости от того, на что направлена государственная помощь, определяются не только механизмы, но и инструменты государственного регулирования.

При условии, что государство влияет на сельскохозяйственное производство, в ход вступают такие инструменты как субсидии, дотации, субвенции и т. п., которые во многих странах и в соответствие с требованиями ВТО запрещены и наказываются. Кроме того, при регулировании и поддержке производства возникает вопрос, на что следует направлять средства поддержки: субсидии, дотации и т.п.: на продукт или же, на субъект производства (СХП, крестьянские подворья, фермерские хозяйства)? Однозначного ответа наша практика не дает. Зарубежная практика дает, но отличается, во-первых, широким диапазоном инструментов и институтов, во-вторых, наше сельское хозяйство сильно отличается от зарубежного, как по природно-климатическим, так и по производственно-хозяйственным и историческим условиям и факторам. Поэтому копировать западные модели поддержки, очевидно, следует с большой осторожностью.

Другая модель государственного регулирования и поддержки сельскому хозяйству идет через потребителя сельскохозяйственной продукции. Во многих странах эта модель получила достаточно широкое распространение. В качестве инструментов в данном случае используются также дотации и субсидии, только получают их конечные потребители или же перерабатывающие предприятия. Государство напрямую или же косвенно авансирует затраты потребителей сельскохозяйственной продукции. Другими инструментами данного механизма выступают тарифные и нетарифные ограничения импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции.

По-видимому, эта модель также как и предыдущая нуждается в определенных адаптацион-

ных механизмах и может быть применима в России ограничено.

Наконец, третья модель связана с поддержкой государством сельхозтоваропроизводителей через сбыт сельскохозяйственной продукции. В данном случае государство почти не использует дотации и субсидии, но активно и широко использует кредиты, таможенные и тарифные инструменты, ограничивающие или стимулирующие экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия. Кроме того, широко используется система нетарифных ограничений (санитарные нормы и т. п.), а также налоговые ограничения.

Во всех трех моделях речь идет о формировании партнерских отношений государства и сельхозтовапроизводителей.

Однако, когда речь идет о господдержке или госрегулировании сбыта сельскохозяйственной продукции, то есть имеется в виду, в первую очередь, разработка законов, регулирующих сбытовую деятельность, а не выдачу кредитов и проч., т. е. речь идет не только об инвестициях и капиталовложениях в сельское хозяйство, которые в целом регулируются уровнем технического оснащения производства, но также регулирование ставки кредита, налогообложения сельского хозяйства и т. п., но и таможенных пошлина, тарифах, объемах закупок тех или иных сельскохозяйственных продуктов, квотировании импорта и экспорта.

В этой связи, полагаем, что государству необходимо, с одной стороны, стимулировать расширение производства (предоставляя господдержку производителям, снижая налоги и т. д.), а с другой - создавать условия для увеличения спроса на продукцию.

Государство, выдавая кредиты, субсидии и дотации, а также устанавливая определенный уровень тарифов и т. п., создавая различного рода преференции получает определенные экс-терналии. В частности, наполняет внутренний продовольственный рынок продовольственной продукцией нужного качества и цены. Кроме того, оно решает проблему занятости населения.

Ставя заградительные пошлины на ввоз и квотируя импорт в страну сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, стимулирует сельскохозяйственные предприятия и организации развивать собственное производство, обеспечивать население городов и поселков продуктами собственного производства по соответствующим платежеспособности населения ценам и качеству.

Важным направлением развития сельского хозяйства является приобретение у сельскохо-

зяйственных предприятий продукции по договорным ценам. Это направление непосредственно развивается в контексте - модели поддержки и регулирования сбыта сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятиями.

Литература

1. Актуальные проблемы современной аграрной теории и политики // Науч. труд. ВИАПИ им. А.Тихонова. Вып. 15. - М.: ВИА-ПИ: ЭРД. 2005. - 455 с.

2. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ. - М.: Экономика. - 1991. - 271с.

УДК 338.512

3. Очерк эволюции аграрных институтов России / Рахаев Б.М.; Отд-ние обществ. наук РАН. - М.: Экономика, 2007. - 183 с.: ил., табл.; 20 ст . - Аннот. также англ. - Библиогр.: с. 157161 и в подстроч. примеч. - На рус. яз.

4. Боттаев Ж.Х. Разработка стратегии сбыта сельскохозяйственной продукции предприятиями АПК. // «Экономика и управление». - 2012. -№№5. - С. 104 - 106.

5. Государственная поддержка и механизм ее реализации в АПК. - М.: ВНИИЭСХ, 2008.

6. Зельднер А. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК (теория, методология, расчеты). - М., 2007.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЙ МЕХОВОЙ ОТРАСЛИ

Дурнев М. И., аспирант

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

MAIN MANUFACTURING COST FACTORS IN FUR INDUSTRY

Durnev M. I., Post-Graduate student

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Меховая отрасль в России является одной из важнейших частей легкой промышленности страны. В статье рассматривается структура себестоимости изделий предприятий меховой отрасли, приведены примеры типовых моделей шуб из мутона, выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на себестоимость изделия.

Ключевые слова: меховая отрасль, себестоимость.

Fur industry is one of the most important parts of light industry in Russia. The article describes manufacturing costs structure in fur industry, defines main among them, and gives examples of common fur coats made of mouton.

Key words: fur industry, manufacturing costs.

Веками мех служил человеку как средство защиты от холода и непогоды в зимний и весен-не-осенний периоды. Спрос на одежду из меха детерминирован во многом климатическими условиями проживания населения страны и соответственно географическим его расположением. Примечателен тот факт, что из 12 городов-миллионеров России [1] в широтах с более теплым климатом находятся только два, это Ростов-на-Дону и Волгоград, остальные тринадцать крупнейших городов России находятся в зонах, подверженных сильным холодам в зимний период. Поэтому одной из задач предприятий меховой отрасли является создание качественных и доступных по цене меховых изделий. Цена для

конечного потребителя зависит от отпускной цены предприятия-изготовителя, а та, в свою очередь, от себестоимости изделия.

Структура себестоимости мехового изделия представлена следующими компонентами:

1) переменные издержки включают:

- стоимость мехового полуфабриката;

- стоимость работ по изготовлению мехового изделия;

- стоимость прикладных материалов;

- стоимость доставки к пунктам реализации готового изделия и материалов;

2) постоянные издержки:

- затраты на рекламу;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.