ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ
А.В. Непечида, студент А.Д. Чаплынский, студент
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-7-139-141
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие сущность государственного регулирования сферы торговли в России. Выявлены основные направления государственного регулирования. Раскрыты основные задачи государственного регулирования сферы торговли местным органам власти. Обоснована роль государства в вопросах развития отрасли.
Ключевые слова: торговая сфера, государство, регулирование, управление, органы местного самоуправления, эффективность, факторы, задачи.
Сфера торговли и услуг представляет собой такой вид общественных отношений, которые выстроены на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем, продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, работ и услуг. Это одна из очень перспективных сфер экономики, которая способна к саморегулированию и играет большую роль в социально-экономическом развитии страны.
Основной функцией сферы торговли является производство и доведение до покупателя товаров и услуг, с целью удовлетворения его потребностей. Однако, формы и виды торговли так обширны, что существует очевидная необходимость в их контролировании.
Как показывает опыт многих стран, любые торговые взаимоотношения должны регулироваться со стороны государства, которое призвано решать возникающие препятствия для успешного функционирования данной сферы. Под этим обычно понимают изменения организационных видов взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сектора, оптимизация уже имеющихся и разработка новых методов и инструментов воздействия, которые будут отвечать современным тенденциям и эффективно решать поставленные государством задачи по развитию, как самой сферы торговли, так и достижению общих экономических целей.
К тому же, за государством закрепляется функция создания конкурентоспособной среды для всех участников торговой сферы, с целью многостороннего развития этой и взаимосвязанных сфер [4].
На сегодняшний день очень важно поддерживать баланс между выполнением общих государственных целей по социально-экономическому развитию и участием предпринимательского сектора в данном процессе. Дело в том, что предпринимательский сектор составляет огромную часть всей сферы торговли, так как это основа того, что понимается под терминами малого и среднего бизнеса в стране, поэтому его участие крайне важно в вопросах развития сферы торговли и рынка и, как итог, всей экономики в целом [2]. Однако, важно не только привлечь данный сектор, но и эффективно решать возникающие в нём проблемы, чтобы процесс выполнения поставленных социально-экономических задач не прерывался, а предпринимательский сектор мог и дальше осуществлять свою производственную деятельность, удовлетворяя собственные и общие интересы. Для этого государству необходимо разработать и реализовать такие меры и инструменты воздействия, которые бы позволили это сделать в полном объеме.
Общей стратегической целью государства в сфере торговли и предпринимательства принято считать создание эффективных методов и инструментов регулирова-
ние рынка и обеспечение его безопасности. Здесь важно отметить, что перед государством стоит задача контролировать протекающие в данном секторе экономики процессы, а не воздействовать напрямую на предпринимателей, осуществляющих в нем свою деятельность. Таким образом, всё сводится, в большинстве случаев, к общему нормативно-правовому воздействию между государством и участниками сферы торговли, вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Как правило, под основными и важнейшими задачами государственного регулирования в сфере торговли понимают:
- стимулирование деловой активности;
- разработка и принятие законов, которые бы позволили создать необходимую правовую базу для предпринимателей и обеспечивали их защиту;
- создание свободной конкурентной среды;
- борьба с монополией на рынке товаров и услуг;
- создание различных торговых структур;
- соблюдение норм трудового законодательства;
- разработка программ развития предприятий;
- развитие эффективной логистики в стране;
- ограничение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
- регулирование внешнеэкономической деятельности;
- защита внутреннего рынка по средствам повышения доли отечественной продукции на рынке и регулирование иностранных инвестиционных процессов;
- создание товарно-денежного равновесия с помощью проводимой финансовой, налоговой и инвестиционной политики;
- модернизация контролирующих структур;
- совершенствование механизмов корпоративного менеджмента.
Все представленные выше задачи обязательно распределяются между соответствующими органами государственной власти, каждому из которых отводится
своя роль в процессе регулирования сферы торговли и предпринимательства. На федеральном уровне самыми важными органами являются: Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития, Федеральные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. За ними закрепляются следующие основные задачи [3]:
- проверка соблюдения правил торговли и качества производимых товаров;
- осуществление контроля над соблюдением порядка цен по отдельным группам товаров на предприятиях;
- контроль осуществляемых производственных процессов;
- своевременное реагирование и выявление нарушений, некачественных товаров или услуг, не соответствующих стандартам;
- защита прав потребителей;
- координация действий с другими контролирующими органами.
Таким образом, федеральные органы государственной власти решают общие вопросы разработки государственной торговой политики, определяют общие направления регулирования и методов её осуществления.
Однако ввиду того, что большинство предприятий реализует свою деятельность на какой-то определенной территории, одного контроля со стороны федеральных государственных органов власти будет недостаточно. Здесь важно определить, какими функциями и полномочиями будут наделяться местные органы самоуправления.
В общей системе основных задач государственного регулирования сферы торговли местным органам власти отводятся [5]:
- разработка торговой политики в регионе, с учетом его сильных и слабых сторон;
- поддержка местных предпринимателей и стимулирование развития малых форм бизнеса на территории;
- создание всех необходимых условий для роста предпринимательской активности в регионе с помощью инвестиционной и налоговой политики;
- осуществление контроль над деятельностью предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории;
- анализ ситуации на территориальном рынке и своевременное реагирование на возникающие в нём проблемы.
Разделение полномочий и обязанностей между федеральными органами власти и органами местного самоуправления в вопросах регулирования сферы торговли и предпринимательства помогает более эффективно и своевременно решать возникающие в сфере вопросы и проблемы и применять более подходящие инструменты и методы регулирования [4].
Таким образом, регулирование сферы торговли со стороны государства - необходимая мера для достижения поставленных социально-экономических задач по развитию не только территории, где осуществляют свою деятельность представители малого и среднего бизнеса, но и всей страны в целом, так как сфера торговли неотъемлемый элемент экономики страны. Достижение необходимых результатов возможно только при условии использования и разработки таких мер и методов воздействия на данную сферу, которые бы отвечали современным экономическим тенденциям, а главное эффективно и своевременно решали не только возникающие проблемы, но и способствовали достижению основных целей сферы торговли в стране.
Библиографический список
1. Геращенко М.М., Геращенко С.М. Правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации // Вестник ПензГУ. - 2019. - №1 (25).
2. Климовских Н.В., Ратова А.А., Агаркова Е.С. Государственные услуги для субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 11-1. - С. 133-136.
3. Нимгирова Н.И., Бадмаев Б.Л., Фисенко В.Ю., Мантышева Б.С. Правовое регулирование торговой деятельности в России // Аграрное и земельное право. - 2019. - №7 (175).
4. Окарова В.Б., Климовских Н.В. Зарубежный опыт реализации государственной поддержки предпринимательства // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. -С. 216-219.
5. Чеглов В.П. Проблемы регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и пути их решения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - №3 (55).
STATE REGULATION OF THE SPHERE OF TRADE
A.V. Nepechida, Student A.D. Chaplinsky, Student
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses the issues that reveal the essence of state regulation of the sphere of trade in Russia. The main directions of state regulation are revealed. The main tasks of state regulation of the sphere of trade to local authorities are disclosed. The role of the state in the development of the industry is substantiated.
Keywords: trade sphere, state, regulation, management, local self-government bodies, efficiency, factors, tasks.