Научная статья на тему 'Государственное регулирование региональной агроэкономической системы в условиях институциональных трансформаций'

Государственное регулирование региональной агроэкономической системы в условиях институциональных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ АГРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурдугов А. В.

В статье автором с теоретико-методических позиций рассматривается механизм государственного регулирования аграрноориентированной экономики, дополняется система принципов региональной экономической политики, а также разработан алгоритм поэтапного анализа и прогнозирования развития простарнственно локализованных систем, что позволило идентифицировать уровень институционального воздействия на экономику региона в целом и оценить эффективность государственной поддержки отдельных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование региональной агроэкономической системы в условиях институциональных трансформаций»

Г осударственное регулирование региональной агроэкономической системы в условиях институциональных трансформаций State regulation of regional agroeconomic system in the institutional transformation

Мурдугов А.В., аспирант

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

Murdugov A., a graduate student of the Stavropol State Agrarian University Аннотация: в статье автором с теоретико-методических позиций рассматривается механизм государственного регулирования аграрноориентированной экономики, дополняется система принципов региональной экономической политики, а также разработан алгоритм поэтапного анализа и прогнозирования развития простарнственно локализованных систем, что позволило идентифицировать уровень институционального воздействия на экономику региона в целом и оценить эффективность государственной поддержки отдельных отраслей.

Abstract: The author of the theoretical and methodological position is considered a mechanism of state regulation agrarian economy, supplemented by a system of principles of regional economic policy, and developed an algorithm for phase analysis and prediction of systems, allowing to identify the level of institutional impacts on the regional economy as a whole and to evaluate effectiveness of public support for individual industries.

Ключевые слова: государственное регулирование, региональная аграрная политика, региональная агроэкономическая система, институциональные трансформации.

Keywords: government regulation, a regional agricultural policy, regional agro-economic system, the institutional transformation.

Проблеме совершенствования методов государственной аграрной политике по регулированию отраслевых региональных экономических систем уделяется значительное внимание со стороны ученых и специалистов в области региональной экономики. Однако современная наука пока не выработала единые концептуальные подходы к синтезированию существующих положений, отражающих особенности и закономерности функционирования хозяйствующих структур в соответствующих территориальных образованиях.

Региональное производство вполне правомочно именоваться системой, так как обладает всеми присущими ей признаками. Его целевой функцией является удовлетворение потребностей населения и смежных отраслей в продуктах и сырье, имеется входной элемент, представленный совокупностью применяемых ресурсов, сам процесс (производство), а также выходной элемент - продукция. К экономической системе агропромышленное производство можно отнести на том основании, что в своем производстве она аккумулирует не только материальные ресурсы, но и построена на экономических отношениях между ее субъектами. Отраслевой системой агропромышленное производство является на том основании, что входит в общую народнохозяйственную систему региона в рамках отрасли - сельского хозяйства. Обобщая вышесказанное можно дать общую трактовку мультифункциональной региональной экономической системы, как особой формы взаимоотношений между экономическими процессами хозяйствующих субъектов в рамках определенной отрасли региональной экономики.

Определение связей между составляющими элементами отраслевой региональной экономической системы, означает установление ее структуры. Для любой экономической системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом. Отраслевая региональная экономическая система, как развивающийся механизм, состоит из нескольких элементов (рисунок 1).

Проведенный анализ показал, что региональные экономические системы могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня социально-экономического развития региона, и в их название уже будет включено дополнительное определение - отраслевые. Последнее подразумевает выявление особенностей состояния и развития подсистем региона, конкретизацию проблем этого развития и используется для целей региональной политики.

Рисунок 1 - Структура мультифункциональной региональной экономической системы

В условиях посткризисного развития обсуждать вопрос о перспективах развития экономики России не только до 2020 г., но и на более длительный срок - до 2030-2050 гг., а также определять абсолютные показатели развития агропромышленного комплекса на 20-40 лет крайне сложно и, видимо, нецелесообразно. Однако вполне возможно обозначить основные принципы

функционирования и развития региональной аграрной политики, являющиеся структурными элементами общего механизма региональной аграрный политики. Сам механизм представлен следующими элементами: ресурсы, региональной агарной политики, объекты, формы, принципы, методы, концепции и инструменты (рисунок 2).

Основной чертой региональной политики является ее системность, то есть наличие определенных принципов его протекания, на основе которых возможно эффективное достижение всего набора стратегических и тактических целей. Совокупность принципов должна учитывать особенности современного периода развития региона, а именно состояние региональной аграрной экономики, роль региональных институтов управления рынком, шкалу общественных приоритетов и т.д. Авторским дополнением в этой части исследования является выделение дополнительной группы принципов коррек-ционо-адаптационного характера: самостоятельности, дотационности, мобильности, адаптивности, прогнозируемости. Принцип прогнозируемости выделен автором обособлено, позволяющего учитывать влияние на прогнозируемые показатели не только внутренних, но и внешних факторов.

Систематизация автором принципов обусловлена необходимостью осуществления научно-обоснованного прогнозирования развития регионального аграрного производства и разработкой региональных целевых программ в рамках аграрной политики. Учитывая, что основной целью региональной аграрной политики является развитие аграрного производства в контексте улучшения уровня жизни сельского населения, эта система принципов построена с учетом трансформации регионального хозяйства и обоснования основных направлений его реструктуризации. Особое значение в условиях пот-скризисного периода приобретают принципы коррекционно-адаптационного характера, так как при реализации региональной агарной политики принципы мобильности, адаптивности, дотационности и прогнозируемости являются непременным условием повышением ее эффективности.

Отсутствие адекватных и эффективных форм и методов государственного воздействия на региональную экономику является одной из причин тер-

риториальной дифференциации, уменьшения инвестиционной привлекательности при одновременном нарастании кризисных явлений во многих региональных социально-экономических системах и повышении угроз экономической безопасности, имеющих выраженный региональный характер.

Рисунок 2 - Механизм государственной региональной аграрной политики

Все это требует установления приоритетных задач государственной региональной политики, отвечающих интересам экономической безопасности

России, при одновременном выявлении факторов снижения угрозы экономической безопасности региона. Такая постановка вопроса настраивает исследовательский процесс на изучение экономических, производственных, социальных и институциональных проблем, накопившихся в региональной аграрной политике. В силу этого основное внимание должно быть сконцентрировано на анализе развития региональной рыночной системы в мезоэко-номической среде.

В рамках проведения такого исследования должны определяться оценка эффективности региональной аграрной политики и разрабатываться адаптационные меры по их прогнозной реализации. Данный инструмент научного познания включает анализ объемных и стоимостных показателей производственной сферы, инфраструктуры, сферы реализации, исследования объемов государственной поддержки регионального аграрного комплекса, а также анализа межбюджетного взаимодействия на различных уровнях (рисунок 3).

Реализация предложенного алгоритма позволила автору получить следующие основные результаты: во-первых, за период с 2000 по 2010 г.г. объем инвестиций в основной капитал Ставропольского края увеличился в 6,4 раза больше и составил в 2010 году 72,3 млрд. рублей; во-вторых, доля производства промышленной продукции, приходящейся на Ставропольский края за период с 2000 года по 2010 сократилась на 17,8%, инвестиции в основной капитал составляют всего 7,4 % от общего объема инвестиций по СКФО, что почти на 30% меньше по сравнению с 2000 годом; в-третьих, объем иностранных инвестиций в 2010 году в экономику Ставропольского края составил 72407 тыс. долларов США, из них 53% - это прямые инвестиции (взносы в капитал, кредиты от зарубежных совладельцев предприятий), портфельные (акции и паи) - не было, 47% - торговые кредиты; в-четвертых, в целом по экономике региона в 2010 году было получено в 7,7 раз больше прибыли по сравнению с 2000 годом. Наибольшая прибыль в разрезе отраслей была получена в промышленности - 76 % от общего объема прибыли. Наиболее прибыльной отраслью является сельское хозяйство, в которой за исследуемый период рентабельность увеличилась на 12,5 %.

Рисунок 3 - Алгоритм поэтапного проведения анализа и прогнозирования развития отраслевых региональных рыночных систем

В соответствии с предложенным алгоритмом проведения анализа состояния и тенденций развития региональной агроэкономической системы, необходимо оценить степень государственного воздействия на нее. Анализ государственного воздействия на аграрный сектор носит двусторонний характер: с одной стороны это поступления от функционирования субъектов агробизнеса, с другой стороны, более существенной является поддержка агробизнеса стороны государственных и региональных властей.

По итогам 2010 года, из двух федеральных округов (СКФО и ЮФО), региональный бюджет был профицитным только в Ставропольском крае -плюс 1855,4 млн. рублей. Максимальна сумма доходов региональных бюджетов наблюдалась в Краснодарском крае (168647,3 млн. рублей) и Ростовской области (123192,9 млн. рублей). Поступление налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Ставропольского края составило 51199,9 млн. рублей за 2010 год, что на 18,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Позитивные процессы в экономике края способствовали тому, что процент поступлений доходов по всем указанным источникам с 2006 года сохраняет тенденцию роста по каждому пункту налоговых и неналоговых платежей бюджетной системы края.

На третьем этапе исследования нами предлагается провести анализ тенденций и закономерностей развития региональных локальных рынков. В качестве примера такого локального рынка автор предлагает рынок продукции растениеводства, как доминирующий элемент в аграрном производстве исследуемого региона. А для оценки уровня интенсивности его развития необходимо провести сравнительных анализ с другими макро - и мезоуровне-выми рыночными системами, в качестве которых предлагается взять РФ, СКФО и составляющие субъекты СКФО. Исследование локальной рыночной системы предлагается проводить в трех направлениях: анализ ресурсной сферы, анализ инфраструктуры рынка и анализ сферы реализации. В результате проведенного анализа было определено: во-первых, рассматривая структуру посевных площадей, следует отметить, что по зерновым культурам в

разрезе всех трех исследуемых территорий наблюдается тенденция роста за последние десять лет: по РФ - на 1,4%, по СКФО - на 20,2%, по Ставропольскому краю - на 22,0%; во-вторых, за период с 2000 по 2010 годы урожайность зерновых культур в целом по РФ, сократилась на 28,4 %. Урожайность зерновых 2010 года стала рекордно низкой последние двадцать лет, поэтому динамика темпов роста получилась отрицательная, в то время как урожайность 2008-2009 гг. была в среднем на 40% больше; в-третьих, за исследуемые десять лет с 2001 по 2010 годы, рост цен на зерновые культуры по РФ составил плюс 91,2%, по СКФО и Ставропольскому краю в 2,1 раза. Цена на подсолнечник по РФ возросла в 2,7 раза, по СКФО и Ставропольскому краю - в 3,1 раза. Рост цен на картофель практически одинаков во всех исследуемых регионах - в 2,7 раза по сравнению с 2001 годом. Максимальное увеличение цен произошло по овощным культурам: по России - в 7,5 раза, по СКФО и Ставропольскому краю - в 8,8 раза. Рост цен на сахарную свеклу по РФ составил 240%, а по СКФО и Ставропольскому краю - 210 %; в-четвертых, по итогам 2010 года в России было зарегистрировано 92093 предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, из которых 2281 предприятие расположено в СКФО. В Ставропольском крае функционирует 842 предприятия по переработки сельскохозяйственной продукции (МЭЗы, МКС, маслобойни, пекарни, консервные заводы и т.д.). В Дагестане - 427 перерабатывающих предприятий, в КБР - 396, в Северной Осетии - 275, в Чеченской республике - 135, в КЧР - 130, в Ингушетии - 76; в-пятых, несмотря на сравнительную дешевизну хлебопродуктов, их потребление в среднем по РФ ниже нормы на 6%, в СКФО - на 3%. В Ставропольском крае потребляется на 14% хлебопродуктов больше по сравнению с физиологическими нормами. Потребление растительного масла в последние годы возросло на 20-30%, в 34 раза превышает нормы потребление сахара, но происходит это потребление не в чистом виде, а в продуктах переработки - сладостях, конфетах, соках и т.д. Потребление наиболее полезно группы продуктов растительного происхождения - овощей в целом по РФ меньше нормы на 9%. Население в регио-

нах-производителях овощных культур в среднем потребляет овощей больше нормы на 8-11%.

Для сбалансированного развития отраслевых региональных рыночных систем необходимо наличие среднесрочных программ развития, входящих в общую концепцию развития региона, направленных на поддержку товаропроизводителей и достижение общехозяйственных целей. В связи с этим, на следующем этапе автором предлагается корректировка стратегии региональной рыночной системы в рамках предложенного алгоритма поэтапного проведения анализа и прогнозирования выявленных тенденций развития отраслевых региональных рыночных систем.

Список литературы:

1. Бондарев, П.В. Системный анализ и прогнозирование уровня продовольственной обеспеченности населения региона в современных условиях предпринимательской среды: монография / П.В. Бондарев, Е.И. Громов, О.И. Шаталова. - Ставрополь: АГРУС, 2009. - 124 с.

2. Герасимов, А. Н. Экономический рост в аграрном производстве / А. Н. Герасимов. - Ставрополь: СНИИЖК, 2006.

3. Шаталова, О.И. Разработка концептуальных направлений развития рынка продукции растениеводства / О.И. Шаталова // Экономика и предпринимательство -2012.- №1.

4. Гладилин, А.В. Совершенствование экономического механизма аграрного производства / А.В. Гладилин, А.Н.Герасимов, Е.И. Громов и др. - Ставрополь : АГРУС, 2010. - 440 с.

5. Гладилин, А.В. Эконометрика: учебное пособие / А.В. Гладилин, А.Н.Герасимов, Е.И. Громов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 304 с.

6. Гладилин, А.В. Практикум по эконометрике: учебное пособие / А.В. Гладилин, А.Н.Герасимов, Е.И. Громов. - Ставрополь: АГРУС, 2009. - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.