Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села на современном этапе'

Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / RURAL SOCIAL INFRASTRUCTURE / RURAL AREAS / GOVERNMENT SUPPORT / AND STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тулупникова Валентина Алексеевна, Энкина Екатерина Владимировна

Рассмотрена сущность социальной инфраструктуры села, проведен анализ показателей развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры России на современном этапе, выявлены основные проблемы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of the development of the social infrastructure of the village at the present stage

The essence of the social infrastructure of rural areas, the analysis of rural development indicators of social and engineering infrastructure in Russia at the present stage, the basic problems of its development.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села на современном этапе»

максимальное значение коэффициента оценки распределяется по трем оценочным показателям.

Апробация разработанной методики была проведена на примере трех сельскохозяйственных предприятий в Костромском и Красносельском районах Костромской области, типичных по направлению специализации (молочно-мясное скотоводство). Полученные данные представлены в табл. 3.

Выборочное обследование подтвердило работоспособность методики и выявило зависимость производственно-экономических результатов деятельности от уровня развития производственной инфраструктуры.

В рациональном формировании и совершенствовании производственной инфраструктуры кроется колоссальный резерв повышения эффективно-

сти сельскохозяйственного производства [2]. Учитывая тот факт, что обновление производственной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий за счет федеральных и региональных средств происходит чрезвычайно медленно, производителям сельскохозяйственной продукции следует принимать активное участие в реализации программ государственно-частного партнерства, учитывая возможность модернизации ее объектов за счет собственных средств.

Список литературы

1. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: в 9 т. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. — Т. 6: Технические средства, производственные помещения и инфраструктура. — 440 с.

2. Экономика сельского хозяйства / Под ред. В.Т. Во-дянникова. — М.: КолосС, 2007. — 390 с.

УДК 338.43:316.334.55

В.А. Тулупникова, канд. экон. наук Е.В. Энкина, канд. экон. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Под социальной инфраструктурой в экономической литературе понимается совокупность объектов инженерной и культурно-бытовой сферы, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей населения с целью закрепления его в конкретном регионе. Роль социальной инфраструктуры в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная ее задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. В размещении объектов социальной инфраструктуры и размещении населения существует некая зависимость и территориальная общность. С одной стороны, система расселения обусловливает территориальную организацию социальной инфраструктуры, а с другой — степень развития объектов социальной инфраструктуры влияет на заселенность территории. Социальная инфраструктура направлена на восстановление и развитие трудовых ресурсов региона, повышенное качество которых является залогом успешного экономического развития как регионального, так и национального. В этой связи в развитии объектов социальной инфраструктуры должны быть заинтересованы все ступени органов власти.

Российская Федерация исторически являлась аграрной страной. В начале XX века в сельской

местности проживало более 85 % жителей. С ростом городов это число за последние десятилетия значительно сократилось: в России около 75 % населения проживает в городах и поселках городского типа. Остальные 25 % (около 40 млн чел.) остаются сельскими жителями.

Социально-бытовые потребности любого человека независимо от места его проживания являются первоочередными, а значит, особо важными. В городской местности жители являются наиболее «защищенными» и обеспеченными объектами социально-инженерной инфраструктуры. Противоположная ситуация складывается на селе, где в негодность пришло около 70 % инфраструктурных объектов. Во многом благодаря этому с начала 90-х годов XX в. начался стремительный процесс вымирания российской деревни. «Бегство» людей в города привело к значительной дифференциации в развитии городской и сельской местности.

Согласно данным статистики, за годы реформ с 1990 по 2010 год число дошкольных учреждений сократилось на 43 тыс., или наполовину (с 87,9 до 45,6 тыс.). Число детей в них сократилось — с 9009 до 5105 тыс. чел. Аналогичное положение складывается со школами. Дневных общеобразовательных учреждений сократилось на 13 312 ед. (с 67 571 до 54 259 тыс.). В 2011 году было построе-

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В АПК

но школ на 60,5 тыс. мест, в том числе в сельской местности на 21,9 тыс. мест. Для сравнения — в 1990 году было построено школ на 514 тыс. мест. А сегодня в сельской местности одна школа приходится на три—четыре села. Негативная ситуация складывается и в здравоохранении. Сеть больничных учреждений сократилась наполовину. За прошедшее 20 лет на 3 тыс. меньше стало поликлиник, на 7 тыс. сократилось число фельдшерско-акушерских пунктов. Малодоступной или вовсе недоступной стала первичная медпомощь во многих населенных пунктах, особенно в сельской местности. Развитие учреждений культуры также является важным компонентом социальной инфраструктуры села, способствующим закреплению и развитию трудовых ресурсов, воспитанию молодого поколения. В то же время с развитием частнособственнических отношений в России этому вопросу стало уделяться крайне малое внимание. За последние 20 лет в стране закрыто 24,8 тыс. клубов и домов культуры (третья часть), 15,6 тыс. библиотек (четвертая часть), из 77,2 тыс. киноустановок осталось 7 тыс. Социальная и культурная база продолжает разрушаться и на селе. За годы реформ здесь закрыто 15,6 тыс. клубов, 4,3 тыс. библиотек. В плачевном состоянии продолжает оставаться жилищный фонд страны и обеспечение жильем граждан. В настоящее время жилой фонд России составляет 3,2 млрд кв. м, или в среднем 22 кв. м на человека. Для сравнения, в Норвегии, например, эта цифра составляет 74 кв. м, в США — 70, в Германии — 50, на Украине — 26. Износ фонда достигает 20 %. Благоустроенный фонд составляет 1,96 млрд кв. м, или 61,2 %. Жилье каждой четвертой семьи находится в плохом или очень плохом состоянии. Определенные надежды связывались с ФЦП «Жилище» и национальным проектом «Доступное жилье». Однако недостаток финансирования фактически свел эти надежды лишь к легкому латанию дыр. Так что основной прирост жилого фонда пока идет за счет индивидуального строительства сельского населения [1].

При анализе ситуации в области развития инфраструктуры становится совершенно очевидным, что без вмешательства государства, без принятия срочных радикальных мер положительных сдвигов в данной сфере не будет. Смещение направлений экономического роста национальной экономики в сторону повышения качества жизни населения приводит к необходимости увеличения объемов инвестиций в эту сферу. На сегодняшний день в России для поддержания и развития социальной инфраструктуры на селе реализуются ряд региональных проектов, а также федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», в рамках которой на реализацию мероприятий по развитию социально-инже-

нерной инфраструктуры в сельской местности за 2003—2012 годы было выделено 292,6 млрд р., в том числе за счет средств федерального бюджета — 56,1 млрд р., средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — 115,8 млрд р., внебюджетных источников — 120,71 млрд р. (Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р)).

Вместе с тем вследствие допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных в концепции федеральной программы мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах потенциала сельских территорий, повышения качества жизни на селе. Федеральные и региональные власти приняли решение о продолжении намеченного ранее пути. Была разработана новая федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 гг. и на период до 2020 года». С учетом полученного опыта Концепция развития сельских территорий была дополнена и продлена до 2020 года.

В этой связи реализация мероприятий Программы направлена на достижение основных целей: улучшение социально-демографической ситуации в сельской местности, приближение условий жизнедеятельности на селе к городскому уровню. Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014—2020 годах поэтапно.

Первый этап (2014—2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных субъектами Российской Федерации на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий.

К завершению первого этапа Программы предполагается, что в результате реализации мер государственной политики по адаптации агропромышленного комплекса России во Всемирной торговой организации будет достигнут более высокий уровень развития отрасли, определяющий и более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.

В этой связи второй этап реализации Программы (2018—2020 годы) предполагает наращивание темпов социального развития села согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.

Прогнозный объем финансирования Программы в 2014—2020 гг. в соответствии с базовым вариантом составит 299,2 млрд р., из которых средства федерального бюджета составят 90,4 млрд р., средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 134,5 млрд р., внебюджетных источников — 74,3 млрд р.

Вступление России в новое торговое пространство требует повышения конкурентоспособности ее агропромышленного комплекса, сосредоточенного именно в сельских регионах страны. Таким образом, повышение привлекательности проживания в сельской местности является особо актуальной проблемой переходного периода членства в ВТО.

Государственное регулирование в составе ВТО предполагает деятельность правительства в рамках трех категорий («корзин») — зеленой, желтой и голубой. Государственная поддержка в рамках желтой и голубой корзин носит четко лимитированный характер, так как способна непосредственно влиять на торговлю. Относительно свободно можно направлять бюджетные денежные средства на развитие социально-инженерной инфраструктуры, осуществление ветеринарного и фитосанитарного контроля, научные исследования и подготовку кадров. Одним словом, на развитие села, основной сферой производства которого является сельское хозяйство. Развитие сельскохозяйственных отраслей и состояние объектов социальной инфраструктуры находятся в прямой зависимости друг от друга. Ухудшение развития одного элемента вызовет спад в развитии второго и наоборот. Таким образом, для успешного развития экономики сельской местности необходимо до 2018 года совершить гро-

мадный скачок в повышении привлекательности проживания на селе.

Рассматривая государственную политику в области сельского хозяйства и социальной инфраструктуры западных стран, надо отметить, что государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом представляет собой сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Именно благодаря комплексному развитию сельских территорий, США, Канада, страны ЕС являются в настоящее время крупнейшими экспортерами сельскохозяйственной продукции.

Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется множество экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру как для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса, так и для формирования эффективной социально-инженерной инфраструктуры в сельской местности.

Список литературы

1. Арефьев Н.В. Развитие инфраструктуры в России на современном этапе // Инфраструктура России: Федеральный справочник. — Т. 2. — С. 189—195.

УДК 633.1:631.5.005.591.6 Т.С. Печенина

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

С каждым годом мировое потребление зерновых культур возрастает. ФАО прогнозирует рост мирового потребления зерновых в 2013—2014 годах на 3,2 %, что обусловливает, соответственно, необходимость наращивания темпов и объемов производства.

В РФ общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет около 200 млн га, из которых основная часть приходится на пашню, примерно 130 млн га. Следует отметить, что наибольшие за-

пасы чернозема в мире сосредоточены на территории нашей страны [1—6].

Если ранжировать продуктивные земли по группам (табл. 1), видно, что Россия находится в числе мировых лидеров по площади пашни и лесов в абсолютных и относительных показателях.

Как видно из табл. 1, Россия занимает одно из наилучших мест в мире по трем ключевым показателям:

• общая площадь пашни;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.