20 The scientific heritage No 39 (2019)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Кострова Ю.Б.
к.э.н., доцент
Заведующий кафедрой бизнеса и управления Филиал ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте» в г. Рязани
STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
Kostrova Yu.
Ph.D., Associate Professor Head of the Department of Business and Management Ryazan branch of the «Moscow University the name of S. Y. Witte»
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальный вопрос регулирования развития сельских территорий. Проведен анализ состояния сельских территорий РФ, в соответствии с результатами которого обосновывается утверждение о том, что основными проблемными точками являются сокращение оттока молодых и перспективных кадров из села, низкий уровень доходов сельского населения, высокий уровень сельской безработицы, низкий уровень дошкольного и среднего образования, медицинского обслуживания, а также социальной и экономической грамотности сельского населения. Автор приходит к выводу, что именно реализация программы комплексного развития сельских территорий (2020 по 2025 гг.) является одним из важнейших инструментов устойчивого развития сельских территорий. Конечным результатом должно стать обеспечение экономического и социального роста не только непосредственно жителей рассматриваемой территории, но также и развитие региона в целом.
Abstract
This article deals with the topical issue of regulation of rural development. The analysis of rural territories of the Russian Federation, in accordance with the results of which substantiates the assertion that the main problem areas are reducing the outflow of young and promising cadres from the village, low rural incomes, high level of rural unemployment, low level of preschool and secondary education, health care, and social and economic literacy of the rural population. The author comes to the conclusion that the implementation of the program of integrated rural development (2020 to 2025) is one of the most important tools for sustainable rural development. The end result should be the provision of economic and social growth not only directly to the inhabitants of the territory in question, but also the development of the region as a whole.
Ключевые слова: сельская территория, сельское население, качество жизни, государственное регулирование, государственная программа развития сельских территорий.
Keywords: rural territory, rural population, quality of life, state regulation, state program of development of rural territories.
Сельская территория - это пространство вне городов и пригородов с определенным набором природных, климатических, социальных и экономических ресурсов, культурным и историческим потенциалом, и особенным подходом к развитию таких территорий.
Сельские территории РФ находились в колоссальном упадке в период 90-х годов прошлого века [1]. Начало 21 века не способствовало созданию качественных программ для наращивания социально-экономического потенциала. Действенные механизмы не были внедрены и требовали проработки и переосмысления [3].
С 2000 года сельское население России сократилось на 2,14 млн. человек, на начало 2019 года оно составляет 37,3 млн. человек, или 25% населения страны.
По итогам переписи населения в 2010 году в России насчитывалось более 19 тыс. населенных пунктов, в которых никто не проживает. 87% сельских жителей выбрали для жизни поселения до 10 тыс. человек. Такие населенные пункты отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не
обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего малого бизнеса, не имеют базы для оказания населения образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг [2].
Уровень безработицы на селе только по официальной статистике почти в два раза больше, чем в городе - 8% против 4,3%. 20% сельских жителей получают доходы ниже прожиточного минимума, более 67% жилищного фонда не имеет необходимого благоустройства [6].
По данным Минсельхоза РФ, 400 тыс. сельских школьников приходится учиться во вторую и даже третью смену [5]. В некоторых поселениях и вовсе нет школ, учащимся ежедневно приходится проходить несколько километров до ближайшего учебного учреждения.
Ненамного лучшая ситуация складывается и с доступностью медицинских услуг. Чтобы получить первичную помощь, среднему жителю сельской местности нужно преодолевать по 11 км до больницы или фельдшерского пункта. В некоторых регионах расстояния до лечебных учреждений весьма
больше усредненных значений: в Сибирском федеральном округе - больше 12 км, а в Северо-Западном - 35 км.
Только половина из населения деревень имеют скоростной интернет дома, для сравнения - в городе эта цифра составляет почти 80%. Всего 29% сельских поселений подключены к магистральному газопроводу, только 37% имеет центральную систему водоснабжения, в менее, чем 4,5% есть центральная канализация [5].
По действующей программе в 2019 году из федерального бюджета выделят 17,4 млрд. рублей на развитие сельских территорий. При этом, как отмечает Минсельхоз, каждый год российские регионы направляют заявки на софинансирование, в 4 раза превышающие предусмотренный объем средств [5].
Таким образом, можно выделить ряд ключевых направлений, требующих скорейшей реализации в целях дальнейшего устойчивого развития сельских территорий:
- сокращение оттока молодых и перспективных кадров из села;
- повышение уровня доходов сельского населения;
- снижение сельской безработицы;
- развитие дошкольного и среднего образования, медицинского обслуживания в сельской местности;
- повышение социальной и экономической грамотности сельского населения.
Современный этап является переломным для села. Именно сейчас происходит переосмысление важности правильной организации работы сельских поселений и территорий. Для того чтобы сократить отток людей из сел и способствовать развитию сельского хозяйства, Минсельхоз РФ разработал государственную программу комплексного развития сельских территорий, которую планирует реализовать с 2020 по 2025 годы. В ее рамках планируется развивать новые технологии в сельской местности, улучшать жилищные условия селян и повышать уровень их занятости.
Реализация программы позволит не только сохранить население в деревнях, но и привлечь новые кадры из города. Одной из главных целей новой программы станет повышение доли благоустроенного жилья в деревнях. Для этого планируется разработать и внедрить инструмент сельской ипотеки, которая предусматривает возмещение банкам недополученных доходов по займам. Сельские жители смогут получать ипотеку по выгодной ставке от 0,1 до 3% годовых на срок до 25 лет. Помимо ипотеки, они смогут брать льготные кредиты на развитие инженерной инфраструктуры, то есть на подведение коммуникаций к домам, по ставке до 5% годовых. Предполагается также сохранить и уже действующие инструменты: например, софинансирование строительства жилья специалистам, которые переехали в сельскую местность, с привлечением средств работодателя. Через 5 лет проживания аграрий может выкупить жилье по цене, которая не
превышает 10% расчетной стоимости строительства, или за 1% - через 10 лет. Субсидировать планируется не только покупку частного жилья, но и компактную застройку в регионах.
В рамках программы государство также будет возмещать предпринимателям до 30% от затрат по заключенным трудовым договорам с учащимися и предоставлять льготные кредиты по ставке до 3% на развитие инфраструктуры села.
За счет бюджетных средств планируется обновить транспорт на селе, построить и реконструировать систему водоснабжения и канализации, газифицировать и благоустроить деревни. Так, в мероприятиях программы прописано создание в сельской местности пунктов по раздельному сбору мусора, проведение интернета, строительство школ и детских садов, развитие дорожной системы.
Государство планирует потратить на реализацию программы 50 048 млн. рублей в 2019 году, 43 994 - в 2020 году и 33 609 - в 2021 году. Всего на развитие сельских территорий государство рассчитывает потратить более 1 трлн. рублей.
Очевидно, что такая программа устойчивого развития сельских территорий необходима сельским территориям. Она поможет привлечь новые кадры, предотвратить отток населения и сокращение численности сельских поселений. Молодые специалисты не будут работать в сельской местности без должного уровня развития сельских территорий. Финансовая поддержка от государства, растущие зарплаты в сельском хозяйстве, безусловно, привлекают молодежь в село, но они не удержат надолго молодого специалиста, если в конкретном сельском населенном пункте нет необходимой инфраструктуры: детского сада и школы, организации досуга, медицинской помощи и, наконец, благоустроенного жилья. Если существенно сократить разрыв в обустроенности жизни между селом и городом, если сделать жизнь в сельской местности социально-комфортной, то не только сельская молодежь останется в хозяйствах - смело можно прогнозировать и приток городского населения
Таким образом, государственная программа развития сельских территорий является важной и своевременной. Первоочередной задачей государства остается создание комфортной среды в сельской местности. Государству необходимо активно заниматься развитием инфраструктуры на селе: подводить отопление, центральное водоснабжение, интернет, работать над доступностью образования и медицины.
Каждая сельская территория при грамотном планировании позволяет достичь значительных результатов и обеспечить экономический и социальный рост не только непосредственно жителей этой территории, но также и дать толчок региону в целом. Повсеместное развитие сельской местности, если бы оно протекало равномерно, привело бы к наращиванию экономического потенциала страны и позволило бы равномернее распределить потенциал по территориям [3].
Список литературы
1. Кострова Ю.Б. Повышение экономической эффективности функционирования регионального продовольственного рынка (на примере Рязанской области) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева. Рязань, 2005.
2. Кострова Ю.Б., Лящук Ю.О., Шибаршина О.Ю. Социально-экономические аспекты повышения региональной продовольственной безопасности (на материалах Рязанской области). - М. ЧОУВО «МУ. Им. С.Ю. Витте», 2018.
3. Лящук Ю.О. Специфические сельскохозяйственные риски, характеризующие кризисное состояние российского АПК // Материалы междуна-
родной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и управления АПК», -Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ им. П.А. Костычева, 2013. С. 308-317.
4. Шибаршина О.Ю. Государственное регулирование экономического роста // Сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов «Актуальные проблемы развития общества, экономики и права». - М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2017. С. 93-99.
5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mcx.ru/
6. Портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
ТРУДОВА М1ГРАЦ1Я ТА ÏÏ СОЦ1АЛЬН1 АСПЕКТИ В УМОВАХ EKOHOMI4HOÏ
ГЛОБАЛ1ЗАЦП
Кудласевич О.М.
кандидат економ1чних наук, старший науковий ствробтник ДУ «1нститут економжи та прогнозування НАН Укра'ти»
LABOR MIGRATION AND ITS SOCIAL ASPECTS IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC
GLOBALIZATION
Kudlasevych O.
Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher.
Institute of Economics and Forecasting, National Academy of Sciences of Ukraine
Анотащя
У статп проведено дослщження мнрадш робочо! сили, аналiз тендендш та спедифжу сощальних ас-пекпв трудово! миради в умовах eKOHOMi4HOi глобалiзадi!. Показано позитивш та негативш наслiдки трудово! миради; розкрито проблема сощального забезпечення вiтчизняних трудових мiгрантiв.
Abstract
The article explores labor migration, analysis of trends and specifics of social aspects of labor migration in the context of economic globalization. Positive and negative consequences of labor migration are shown; the problem of social security of domestic labor migrants is revealed.
Ключов1 слова: Трудова мiградiя, глобалiзацiя, соцiальне забезпечення, ринок прад^ трудоресурсна безпека держави, теоргя м1жнародно! мiградii.
Keywords: Labor migration, globalization, social security (social welfare), labor market, labor security of the state, theory of international migration.
В сучасних умовах дом^ючою тенденщею в мiжнародних вiдносинах е глобалiзацiя, одним iз проявiв яко! виступае мiжнародна мiграцiя робочо! сили. З уах видiв мiграцii для економiчного досль дження найбiльший iнтерес становить трудова ми-рацiя, тобто м^ац!я людей, що живуть за рахунок продажу свое! робочо! сили. Мiжнародна мiграцiя робочо! сили е формою мiжнародних економiчних вiдносин, в основi яко! лежить перемiщення факто-рiв виробництва. Це об'ективний процес, власти-вий ринковiй економiцi. Трудовi ресурси ввдпо-вiдно до ринкових закошв шукають собi найбiльш вигiдне застосування, що дае максимальну ефекти-вшсть. Ринок працi мае низку вагомих вiдмiнностей вiд iнших товарних риншв, на функцiонування ринку пращ мають вплив переважно демографiчний чинник, стутнь економiчноi активностi рiзних груп працездатного населения, стан економiчноi'
кон'юнктури, фаза економiчного циклу, а також процеси мiжнародноi трудово! мираци.
Анатз мiграцiйних процесiв та дослiдження !х соцiальних аспектiв набувають особливого зна-чення в контекстi сучасних економiчних реалiй та, вiдповiдно, наукових дослщжень. Проблема соща-льних аспектiв трудово! м^ащшотребуе пошуку ефективних шляхiв виршення. Трудова мiграцiя мiстить загрозу послаблення сощального захисту працiвникiв, а, отже, вимагае нових, нестандартних пiдходiв до оргашзацп соцiального забезпечення. Наразi особливо! актуальносп набувае оцiнка сощ-ально-економiчних наслiдкiв трудово! мiграцii, як для самих мцранпв, так i для краши в цiлому.
Проблемi аналiзу мирацшно! ситуацп на тере-нах Украши, дослiдженню питань теоретичного та прикладного аспекпв трудово! мираци, ощнщ впливу мираци на демографiчний та сощально-еко-