106
Демерчи В. В.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В РАМКАХ РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования развития промышленного сектора экономики и промышленной политики в рамках региона. Акцентируется внимание на проблемах управления промышленной политикой на уровне федерального округа, и выдвигается предложение по назначению нового субъекта управления. Обосновываются предложения по модернизации экономики и созданию новой промышленной политики, способной преодолеть технологический застой.
Ключевые слова. Промышленная политика, промышленность, федеральный округ, регион, государственное регулирование, модернизация экономики.
Demerchi V.V.
STATE REGULATION OF THE INDUSTRIAL POLICY’S DEVELOPMENT WITHIN
THE REGION
Abstract. The article deals with the problems of the state regulation of the industrial development and industrial policy within the region. The attention is focused on the problems of management of industrial policy within the Federal District, and put forward a proposal for the appointment of a new subject of management . The offers on the economy’s upgrading and the creation of the new industrial policy, which will be able to overcome the technological stagnation are settled down.
Keywords. Industrial policy, industry, federal district, region, state regulation, the economy’s upgrading.
Д Д Д
Необходимость использования государственного регулирования в развитии экономики промышленности в рамках административно-территориальных образований, в частности федеральных округов, на сегодняшний день осознана экономистами государственных управленческих структур, а также научным сообществом. Эта работа активизировалась после выхода Указов Президента РФ [8, 9], связанных с созданием новых единиц территориального деления страны - федеральных округов, в пределах которых окружные структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных структур, образованных в пределах федерального округа, получили возможность реализовывать принадлежащие им полномочия.
С момента создания федеральных округов прошло 15 лет, они прочно вошли в практику управления национальной экономикой. Обширное распространение получила практика разработки стратегий развития экономики в пределах федеральных округов страны, как инструмента государственного ре-
ГРНТИ 06.56.31 © Демерчи В.В., 2015
Виктория Вадимовна Демерчи - аспирантка кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 004-33-77. E-mail: demerchi282@gmail.com.
Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. В.П. Воробьева.
Статья поступила в редакцию 15.11.2015 г.
Для ссылок: Демерчи В.В. Государственное регулирование развития промышленной политики в рамках региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96). С. 106-109.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
107
гулирования, в рамках которого разрабатывались стратегические приоритеты и цели экономического развития, определялись пути их практической реализации. При исследовании проблематики государственного регулирования развития промышленной политики в пределах региона следует опираться на существующую правовую базу:
1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Данный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координацию государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. В законе № 172-ФЗ предусмотрен основополагающий документ стратегического планирования - Стратегия социально-экономического развития РФ.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. - «Стратегия 2020» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-Р). Однако на сегодняшний день, ни экономические, ни социальные, ни политические сценарные условия, в которых формировалась Стратегия-2020, уже не актуальны. Более того, Минэкономразвития РФ предоставило Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года. Основным приоритетом должно стать обеспечение высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Реализация Стратегии-2030 предполагает проведение преобразований, нацеленных на повышение эффективности государственного управления и преодоление технологического отставания [7].
3. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015 г.). Закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в стране.
На протяжении последних лет, вопросы совершенствования государственного регулирования развития промышленной политики в рамках региона исследовались в работах В.Е. Рохчина, А.Е. Карлика, Т.Е. Дмитриевой, В.М. Замятиной, А.В. Кондратьевой, Н.М. Межевича, Кузнецова С.В. и др. Ими установлено, что ключевое место в экономике федерального округа занимает промышленность, которая является структурообразной отраслью российской экономики и непосредственно влияет на возможность достижения стратегических целей государственного развития. Промышленный сектор экономики РФ - это важнейший сектор материального производства, являющийся приоритетным для экономического развития страны, ее региональных структур, в частности федеральных округов.
В Федеральной службе государственной статистике (Росстате РФ) промышленность подразделяется на три основных категории: добыча полезных ископаемых (24%), обрабатывающие производства (65%) и производство электроэнергии, газа и воды (11%). В 2014 году произошли важные для промышленности события: европейские санкции и ослабление курса рубля по отношению к мировым валютам, в частности, к доллару и евро. В результате индекс промышленного производства РФ в 2014 г. вырос на 1,3%, по сравнению с 2013 г. Однако этот уровень все еще не сравнялся с показателем 2010 и 2011 гг., когда индекс был выше в среднем на 6% (см. табл.).
Таблица
Индекс промышленного производства по субъектам РФ [1]
Регион Российской Федерации 2010 2011 2012 2013 2014
Центральный федеральный округ (ФО) 107,3 105,0 103,4 100,4 101,7
Северо-Западный ФО 105,5 106,9 105,7 101,4 101,4
Южный ФО 107,9 107,7 102,6 99,8 97,9
Северо-Кавказский ФО 108,6 109,5 107,8 104,4 105,2
Приволжский ФО 103,4 109,8 106,3 106,2 100,4
Уральский ФО 109,6 109,4 104,5 101,8 102,5
Сибирский ФО 104,3 101,9 101,6 101,1 100,7
Дальневосточный ФО 118,2 106,4 107,2 104,7 102,7
Крымский ФО 106,9 109,1 103,0 103,3 106,7
108
Демерчи В. В.
Анализируя индекс промышленного производства по регионам, можно сделать вывод, что не все федеральные округа (ФО) в 2014 г. показали рост. Например, в Северо-Западном ФО индекс опустился на 1,9%. Тенденция спада была замечена и в Северо-Кавказском ФО, индекс которого понизился на 5,8% в 2014 г. Только в Дальневосточном ФО, Приволжском ФО и Центральном ФО была отмечена положительная тенденция, за счет чего, в целом по РФ в 2014 г. результат оказался выше, чем годом ранее. Развитие промышленности федеральных округов невозможно без поддерживающих мер государства, его административных, юридических и экономических возможностей. Одна из функций государства состоит в разработке и реализации действенных механизмов достижения эффективности промышленного производства, в этой связи требует рассмотрения целесообразность государственной промышленной политики, что является важной составляющей экономической политики государства.
Ядром научно-технологического потенциала страны является оборонно-промышленный комплекс (ОПК) [2], который тесно связан с государственной программой вооружения, государственным оборонным заказом и международным военно-техническим сотрудничеством. Для повышения эффективности работы ОПК необходимо: реструктурировать и оптимизировать имеющиеся мощности и научно-производственный потенциал; сохранить конкурентоспособность на внешнем рынке; обеспечить обороноспособность страны и развитие высокотехнологичного сектора экономики России. Реализация данных тезисов не может быть достигнута без участия государства, которое является основным заказчиком предприятий ОПК.
На сегодняшний день, в условиях перехода к новому типу инновационной экономики, особую роль приобретают вопросы формирования нового структурообразующего ядра промышленности за счет приоритетных наукоемких отраслей и высоких технологий, а также вопросы разработки новой концепции управления промышленной политикой. Говоря о промышленной политике, является целесообразным разделить мнение авторов [5] и выделить сущность понятия региональной промышленной политики, которая формулируется как «система намерений и действий, реализующих интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов». Выбор данной трактовки можно объяснить следующим образом: в рамках этого понятия региональная промышленная политика выступает в качестве одной из составляющих государственной промышленной политики, реализующей экономические и политические интересы различных структур государственного регулирования, а назначение ее заключается в обоснованном выборе субъекта.
В научной практике уже трактовалась идея выдвижения субъекта государственного регулирования развития промышленной политики в пределах федерального округа [3]. Автор предложил наделить аппарат полномочного представителя РФ функциями главного субъекта государственного регулирования развития промышленной политики в пределах федерального округа. Однако, это мнение не нашло отражение в дальнейшей практике развития государственного регулирования развития экономики в пределах округа, о чем свидетельствует отсутствие последних научных изданий в данной области и в нормативно-правовой базе. Ученые Санкт-Петербургского государственного экономического университета [6] выдвинули другую идею, а именно: в качестве субъекта государственной региональной промышленной политики назначить окружные структуры, которые могут осуществлять регулирование экономического развития в пределах региона.
Мнение ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета, на наш взгляд, является более конструктивным, так как идея опирается на уже существующие примеры Северо-Кавказского ФО, Дальневосточного ФО и Крымского ФО, где на сегодняшний день созданы федеральные министерства экономического развития. Таким образом, видится продуктивным создание в пределах федерального округа такого субъекта управления. Для решения задач модернизации экономики, а в частности для перехода к новой модели экономического роста, связанной с опережающим развитием секторов промышленности и услуг, необходимо создание новой промышленной политики, которая поможет преодолеть технологический застой и сделать шаг в новый технологический уклад.
Данный вопрос был освящен в статье Кузнецова С.В. и Межевича Н.М. [4], где авторы абсолютно точно описали сегодняшнее состояние промышленной политики государства. Справедливо разделить мнение авторов о том, что кризис действительно стал шансом на реиндустриализацию России, и что на современном этапе необходимость модернизации экономики и создание новой промышленной политики стали императивом выживания страны. Главным в новой политике видится опора на импортозамещение, эффективное использование кадрового и научного потенциала, создание новой организа-
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
109
ционной структуры управления промышленной политики, создание инновационных кластеров, а также опора на отрасли производства, которые могут обеспечить технологический прорыв и переход на новый технологический уклад.
ЛИТЕРАТУРА
1. Индексы промышленного производства по субъектам РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/# (дата обращения
01.10.2015 г.).
2. Комаров А.Г. Государственное регулирование развития высокотехнологичного промышленного комплекса в условиях нестабильной экономической среды. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 204 с.
3. Кондратьева А.В. Система стратегического планирования развития промышленности в федеральных округах России: научное обеспечение построения и функционирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 131 с.
4. Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Промышленная политика в условиях вызовов 2015 года. Перспективы для России и Санкт-Петербурга // Экспертный Союз. 2015. Спецвыпуск № 3.
5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1977. 137 с.
6. Максимцев И.А., Карлик А.Е., Рохчин В.Е. Государственное регулирование экономического развития в пределах федеральных округов в научных исследованиях СПбГЭУ // Известия СПбГЭУ. 2015. № 1 (91). с. 7-17.
7. Программа XIV Общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: Пространство выбора и выбор пространства», г. Санкт-Петербург, 19-20 октября 2015 г.
8. Указ Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе // Собр. законодательства РФ. 2000. № 20. Ст. 2112
9. Указ Президента РФ № 1149 от 21 июня 2000 г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Собр. законодательства РФ. 2000. №26. Ст. 2748.