Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы и направления'

Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы и направления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / PROBLEMS / TENDENCY OF STATE REGULATION / REGIONAL ECONOMY / OPERATIVE AND STRATEGIC LEVEL OF MANAGEMENT / FEDERAL TARGET PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Александр Алексеевич

В статье рассматриваются проблемы и перспективы государственного регулирования региональной экономики на оперативном и стратегическом уровнях, анализ существующей ситуации и возможные методологические подходы решения задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF MARKET ECONOMY: REGIONAL ASPECT, PROBLEMS AND TENDENCIES

The article deals with the problems and perspectives of the state regulation of regional economy at the operative and strategic levels, analysis of the situation and possible methodological approaches of solving the problems

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы и направления»

УДК 332 УДК 338 ББК 65.050.2

Руденко А.А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

Rudenko A.A.

STATE REGULATION OF MARKET ECONOMY: REGIONAL ASPECT, PROBLEMS AND TENDENCIES

Ключевые слова: проблемы, направления государственного регулирования,

региональная экономика, оперативный и стратегический уровень управления, федеральные целевые программы

Key words: problems, tendency of state regulation, regional economy, operative and strategic level of management, federal target programs.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и перспективы государственного регулирования региональной экономики на оперативном и стратегическом уровнях, анализ существующей ситуации и возможные методологические подходы решения задач

Annotation

The article deals with the problems and perspectives of the state regulation of regional economy at the operative and strategic levels, analysis of the situation and possible methodological approaches of solving the problems

Современные условия и практика функционирования не только рыночного регионального экономического хозяйства, но и общественно-территориальных систем в целом, одним из значимых факторов, обеспечивающих результативность их развития, определяют эффективную систему управления.

Изменения в любой региональной социально-экономической системе обуславливаются влиянием внешней среды, на которую она в свою очередь также воздействует в той или иной форме. При этом в практике международного, государственного и регионального менеджмента активно и достаточно давно реализуются механизмы долгосрочного управления. Вместе с тем существующий формат реализации государственных и региональных стратегий явно несостоятелен ввиду недостаточной эффективности, а иногда и отсутствия системы мониторинга и корректировки стратегических программ, разработанных ранее.

Несмотря на то, что рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования направлений развития хозяйствующих региональных субъектов, он объективно не может обеспечить достижения долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами.

В этой связи, реальные процессы социально-экономической жизни региона по-прежнему настойчиво требуют не только отказа от устаревших принципов властного управления региональной экономикой, но и скорейшего формирования действительно эффективных механизмов государственного управления и взаимодействия различных уровней территориальных образований. В условиях общественно-политических и

экономических реформ в мировом сообществе и России вопросы государственного управления, региональной экономикой приобретают все большую актуальность. События финансовых кризисов 1998, и особенно 2008 гг. в значительной степени показали и необходимость, с одной стороны, использования в управлении экономикой региона механизмов государственной системы, и с другой - недостаточную их эффективность функционирования в существующем виде.

В этой связи следует отметить, что для решения экономических проблем региональные рынки выступают наиболее эффективным механизмом организации взаимосвязей. Вместе с тем, он способен функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним следует отнести:

- законодательное определение прав собственности;

- защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

- гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;

- использование конкурентного механизма ценообразования;

- ограничение монопольных тенденций в региональной экономике.

Кроме этого, элементы государственного регулирования региональной экономики необходимы также в тех случаях, когда она находится на этапе спада, когда по различным причинам рыночная конъюнктура неуместна, не достигает цели или не дает удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством (оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т.п.).

Рыночные механизмы неуместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам и т.д.

К нерегулируемым "провалам" рынка, следует отнести и некоторые макроэкономические проблемы: общее равновесие национальной экономики; взлеты и падения производственного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной региональной экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, равновесие всех элементов системы.

При этом, к сожалению, в России к началу экономических реформ 90-х годов XX века государственный механизм управления региональной экономикой оказался структурно деформированным, неэффективным и неспособным к стратегическому развитию. Это отчасти и сейчас проявляется в структурных диспропорциях, неразвитости механизмов практического использования богатого социально-демографического, научного, технического, культурного и природного потенциала регионов.

При этом осуществляемые в настоящее время в России реформы создают предпосылки для развития позитивных процессов и в обществе в целом, и в экономике территорий в частности.

Успешно реализуемые некоторые рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования позволяют сейчас отмечать реальные возможности формирования в субъектах РФ социально-экономических систем, способных осуществлять переход к устойчивому развитию, что конечно потребует скоординированных действий во всех сферах федерального и регионального уровней, адекватной переориентации социальных, экономических и общественных институтов

регионов, регулирующая роль которых в таких преобразованиях, по мнению многих специалистов, является основополагающей.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию региона должно предполагать разработку системы программных и прогнозируемых документов долгосрочного характера, включающих в качестве составного регионального компонента прогнозы изменений внешней среды и отдельных её систем в результате хозяйственной деятельности.

В настоящее время и в России и в Самарской области в условиях необходимости реализации долгосрочной социально-экономической политики в области модернизации, структурного обновления региональной экономики, повышения уровня и качества жизни населения существенно возрастает роль стратегического управления. Следует отметить, что Минэкономразвития РФ уделяет определенное внимание оптимизации механизмов государственного стратегического управления и совершенствованию инструментов реализации средне- и долгосрочных приоритетов государства в области социальноэкономического развития. Так например, в 2009 году Минэкономразвития России совместно с Минфином РФ был разработан и внесен в Правительство РФ проект федерального закона о государственном стратегическом планировании.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации.

Законопроект учитывает отечественный и мировой опыт государственного стратегического планирования, а также включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в РФ и за рубежом.

В рамках развития метода проектного управления как эффективного способа решения ключевых социально-экономических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ (далее Концепция) на период до 2020 г. и Основными направлениями деятельности Правительства (ОНДП) РФ на период до 2012 г., Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ была сформирована методическая база по разработке карт-проектов по реализации ОНДП РФ на период до 2012 г., составлению отчетов о ходе их исполнения.

Инструментом исполнения Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года являются проекты ОНДП. Перечень проектов ОНДП утвержден в составе Основных направлений деятельности Правительства РФ и при принятии состоял из 60 проектов. В течение 2009 года Минэкономразвития России проводилась работа по отладке механизма разработки и реализации проектов ОНДП, корректировке перечня проектов.

В октябре 2009 г. утверждена новая редакция ОНДП (распоряжение Правительства РФ от 2 ноября № 1622-р) с уточненными значениями целевых показателей, отражающих влияние мирового кризиса. В соответствии с уточненными показателями было принято решение о доработке сформированных министерствами в течение 2009 года проектов.

Вместе с тем следует отметить, что недостаточно эффективно осуществляется методическое руководство по разработке карт-проектов и их экспертизе. При этом, по мнению экспертов из всех поступивших проектов только по 9-ти следовало давать положительное заключение.

Кроме того, созданная автоматизированная информационная система по сопровождению планирования и исполнения в рамках государственной автоматизированной системы «Управление проектов» по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года так же недостаточно эффективна.

В 2009 году формирование инвестиционных расходов, включая расходы на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), осуществлялось в рамках составления проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2010-2012 гг. (рисунок 1).

С учетом внесенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающих формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год и определение на плановый период 2011-2012 гг.. основных характеристик федерального бюджета, инвестиционные расходы в составе принятого Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг..» составили на 2010 год 1102,8 млрд. рублей, в том числе на реализацию 58 федеральных целевых программ (ФЦП) -802,3 млрд. рублей, или 72,8% от общего объема инвестиционных расходов, на реализацию бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, - 300,5 млрд. рублей.

Основной задачей на 2011год является разработка проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг.., которая будет осуществляться в соответствии с графиком, утвержденным Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, и с учетом приоритетов, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации.

%

76 74 72 70 68

2009 2010 2011 2012

Рисунок 1 - Доля средств на реализацию федеральных целевых программ в общем объеме инвестиционных расходов по годам

Анализируя вышеотмеченное и прогнозируя возможное содержание долгосрочных программ, следует отметить, что стратегии государственного управления региональной экономикой, по мнению специалистов, могут определяться системой задач, связанных с поиском ответов на ключевые вопросы, образующие 6 групп (кластеров):

1. Определение периодичности трансформаций в различных сферах

функционирования рыночного хозяйства государства и региона.

2. Определение социально и культурно значимых целей федерального и регионального уровня.

3. Определение человеческих, природных, технико-технологических, производственных, финансовых, геополитических и местных ресурсов.

4. Разработка основ материального обеспечения воспроизводства населения региона.

5. Подготовка квалифицированных кадров для государственной и рыночной системы управления.

6. Своевременное реформирование социальных и экономических институтов регионального управления.

Исходя из целей стратегического управления вытекают цели оперативного управления региональной экономикой, а из них и тактического. Последний уровень в свою очередь должен учитывать характер социокультурных и экономических трансформаций. Исходя из характера этих трансформаций, могут определяться:

- направление региональной экономической политики;

- возможности роста социальных гарантий и экономического потенциала региона;

- направления партнерских отношений с федеральным центром, субъектами РФ и зарубежных стран.

Выработка экономической стратегии также связана с определением продолжительности, напряженности, пространственного размаха, экономической экспансии на региональном рынке производственных ресурсов (кадров, техники и технологий, сырья и капиталов).

Исходя из изложенного, представляется возможным дать следующую трактовку категории «государственное стратегическое управления региональной экономикой» - это система мер по достижению целей, преодолению кризисных ситуаций в структуре региональной экономики, возникающих вследствие изменения целевых установок и факторов внешней среды.

Указанный механизм должен базироваться на прогнозировании:

- трансформаций в политической, экономической, социальной сферах, в сфере образования и общественной ментальности;

- достижений в науке, технике и технологиях;

- условий и характера экономических кризисов в ближайшей и отдаленной перспективе;

- способов и инструментария антикризисного управления;

- направлений использования стратегических ресурсов;

- достаточности материального и технического обеспечения антикризисного управления;

- эффективности руководства органов регионального управления.

Средствами реализации государственного стратегического управления региональной экономикой являются органы власти и управления разного уровня. Содержание их деятельности по стратегическому планированию определяется необходимостью разработки и реализации планов долгосрочных мероприятий. К ним относятся:

- практическое осуществление планирования стратегии государственного управления региональной экономикой;

- принятие стратегических решений по смене курса управления и реорганизации органов управления;

- руководство подготовкой квалифицированных кадров для осуществления государственного управления региональной экономикой;

- руководство органами управления в ходе реализации долгосрочных программ.

Таким образом, следует отметить, что существующие тенденции и сложившиеся

рыночные механизмы кардинально меняют формы управления и хозяйствования государства на региональном рынке. Отсутствие адекватного современным условиям механизма управления протекающими там процессами существенным образом будет снижать результативность региона и его поступательное развитие.

Одной из значимых причин, приводящих к этому, является отсутствие целостного научного подхода к системе стратегического управления региональной экономикой в общей структуре управления государством, как неразделимой совокупности основных фаз

- планирования, организации, мотивации, регулирования и обеспечивающих фаз -контроля, учета и анализа. Причем две последние, как правило, рассматриваются обособленно от системы стратегического управления и только в контексте оперативного управления.

Существующая действительность доказывает очевидность и необходимость реализации стратегического управления на региональном уровне экономики. При этом одним из главных его принципов является ресурсное обеспечение, что и вполне очевидно, так как ни одна даже самая гениальная стратегия не может быть реализована, если она не будет обеспечена ресурсами, в необходимом объеме и в нужное время.

Систему стратегического управления региональной экономикой следует рассматривать как открытую систему, главные предпосылки эффективной деятельности которой находятся не столько внутри, а вне её. Эффективность функционирования этой системы определяется тем, насколько удачно она сможет приспособится к своему внешнему окружению, смогут ли государство и все его региональные системы своевременно распознать угрозы для своего существования.

Такой подход логично обусловливает стратегическое управление региональной экономикой, базирующееся на методах ситуационного планирования, организации,

мотивации, контроля, учета, анализа и регулирования на стратегическом уровне. В соответствие с этим все ее построение должно быть своего рода ответной реакцией на различные по своей природе воздействия, как со стороны внешней среды, так и некоторых ее внутренних характеристик.

Библиографический список

1. Хасби, Д. Стратегический менеджмент [Текст] / Д. Хасби. - М.: Контуры, 2008.

2. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента [Текст] / Пер. с англ. под. ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

3. Томпсон, А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов [Текст] / Пер. с англ. под ред. Зайцева Л.Г., М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

4. Сайт «Министерства здравоохранения и социального развития». http:// www.minzdravsoc.ru.

5. Сайт «Президента России». http://www.kremlin.ru.

6. Сайт «Федеральной службы государственной статистики». http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.