Научная статья на тему 'Государственное регулирование международного туризма в Байкальском регионе'

Государственное регулирование международного туризма в Байкальском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
334
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный рынок / инфраструктура туризма / административные службы / государственная поддержка / природные ресурсы / инвестирование / конкурентоспособность / материально-техническая база / экологический туризм / сравнительный анализ / regional market / tourism infrastructure / administrative services / government support / natural resources / investment / competitiveness / material and technical basis / ecological tourism / comparative analysis

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Крыжановская Елена Леонидовна

Анализируются основные тенденции развития туризма, раскрываются проблемы государственного регулирования международного туризма в Иркутской области и Республике Бурятия, выявляется несовершенство государственных структур управления туризмом и правовой основы туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Крыжановская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic trends of tourism development are analyzed the problems of state regulation of international tourism in the Irkutsk region and the Republic of Buryatia are disclosed imperfection of tourism management state structures and legal basis of tourist activities are revealed.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование международного туризма в Байкальском регионе»

УДК 338.48(57) Е.Л. КРЫЖАНОВСКАЯ

ББК 65.433(2Рос) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: elena-pismo@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

Анализируются основные тенденции развития туризма, раскрываются проблемы государственного регулирования международного туризма в Иркутской области и Республике Бурятия, выявляется несовершенство государственных структур управления туризмом и правовой основы туристской деятельности.

Ключевые слова: региональный рынок, инфраструктура туризма, административные службы, государственная поддержка, природные ресурсы, инвестирование, конкурентоспособность, материально-техническая база, экологический туризм, сравнительный анализ.

E.L. KRYZHANOVSKAYA

post-graduate student of Baikal National University

of Economics and Law,Irkutsk e-mail: elena-pismo@mail.ru

GOVERNMENT REGULATION OF INTERNATIONAL TOURISM IN BAIKAL REGION

Basic trends of tourism development are analyzed; the problems of state regulation of international tourism in the Irkutsk region and the Republic of Buryatia are disclosed; imperfection of tourism management state structures and legal basis of tourist activities are revealed.

Keywords: regional market, tourism infrastructure, administrative services,

government support, natural resources, investment, competitiveness, material and technical basis, ecological tourism, comparative analysis.

В настоящее время развитие туризма в отдельно взятом регионе невозможно без поддержки государства. У Иркутской области (ИО) и Республики Бурятия (РБ) есть все предпосылки для активного развития международного туризма, однако в данных регионах существует ряд проблем сдерживающего характера.

Туриндустрия ИО и РБ, как и всей страны, испытала негативное влияние переходного периода: стихийный процесс ликвидировал систему централизованного финансирования отрасли и управления ею. В 1990-х гг. главным для государства было построение государственной системы, достижение бюджетной обеспеченности, что вытесняло задачу развития туротрасли. Бизнес-структуры при нестабильном турпотоке и малых госинвестициях в инфраструктуру не считали целесообразным

инвестировать в туризм. Развитие туротрас-ли — локомотива всей сферы услуг региона — происходило стихийно, без поддержки и контроля государства. Это стало очевидно для госструктур — были созданы советы и департаменты по туризму при областной, региональной и муниципальных администрациях. В настоящее время исполнительным органом госвласти ИО является Управление по туризму Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы. За последние годы это третье преобразование турадминис-трации, что не идет на пользу ее деятельности. Данные процессы отражают ситуацию и на федеральном уровне: турадминистрация то становится самостоятельным органом, то вновь входит в состав совмещенного ведомства, курирующего туризм наряду со спортом, культурой и т.д.

© Е.Л. Крыжановская, 2009

Таблица 1

Показатели, характеризующие развитие туризма в ИО

Показатель 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество туристов, тыс. чел. 56,48 223,60 291,26 401,30 480,90 529,00 539,00

В том числе иностранных, тыс. чел. 24,24 32,40 38,88 44,14 54,40 51,80 56,50

Объемы потребления туристами, млн р. Нет данных 1 927,6 2 366,3 3 424,8 4 590,4 5 278,4 Нет данных

Объем частных инвестиций, млн р. Нет данных Нет данных Нет данных 215 424 470,4 470

Источник: URL: http://www.govirk.ru; Цвигун И.В. Тенденции и проблемы развития международного туризма как формы ВЭД Иркутской области // Роль финансово-экономического образования в инновационном развитии регионов России: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под ред. В.И. Самарухи, И.В. Цвигун. Иркутск, 2008. Ч. 2. С. 410; Царева Н.В. Оценка совокупного дохода от туризма в ИО и РБ // Там же. С. 402; URL: http://www.bsn.irk.ru (расчеты автора).

В РБ госструктура управления отраслью реорганизовывалась всего раз: в 1995 г. был создан госкомитет РБ по делам физкультуры, спорта, туризма и молодежи, а в 2005 г. было организовано Республиканское агентство по туризму, которое и взяло на себя все функции по управлению отраслью.

Развитие туризма — одно из наиболее перспективных направлений развития экономики Байкальского региона. За период с 2000 по 2008 г. ИО посетило порядка 2,7 млн туристов, из них иностранных — 357,3 тыс. Больше всего интуристов в ИО приезжают из Германии, Кореи, КНР, Англии, Австралии, Франции, США и Японии. Согласно программе развития туристско-рекреационного комплекса Байкальского региона, которую разрабатывает правительство ИО, доходы от туризма к 2020 г. составят до 30 млрд р. ежегодно, поступления в бюджет увеличатся в 20 раз1. Всего же ИО может принимать до 1,5 млн туристов в год. В табл. 1 представлены данные о развитии туризма в ИО.

Из табл. 1 видно, что за рассматриваемый период количество туристов увеличилось почти в 10 раз, тогда как количество интуристов — более чем в 2 раза. Это говорит о слабом позиционировании ИО за рубежом, низкой конкурентоспособности и слабой туристической привлекательности региона.

За период с 2003 по 2007 г. турпоток в Бурятию увеличился на 38%. По итогам 2007 г., в Бурятии побывало 229,3 тыс. туристов, среди которых 19 тыс. иностранных (табл. 2)2. В РБ интуристы приезжают в основном из КНР, Монголии, Германии, США, Франции. За 2004-2006 гг. оборот туристских предприятий и организаций возрос почти в 2 раза и составил в 2006 г. 574,7 млн р.

Таблица 2

Показатели, характеризующие развитие туризма в РБ

Показатель 2005 2006 2007 2008

Количество туристов, тыс. чел. 166,7 162,5 229,3 250

В том числе иностранных, тыс. чел. 19,05 18 19 Нет данных

Источник: URL: http://www.egov-buryatia.ru;

URL: http://www.baikaltravel.ru; Царева Н.В. Оценка совокупного дохода от туризма в ИО и РБ // Роль финансово-экономического образования в инновационном развитии регионов России. С. 406 (расчеты автора).

Анализируя данные таблиц, можно сделать вывод, что на рынке туризма наблюдается позитивная тенденция роста показателей турактивности. Однако к этим данным следует относиться с осторожностью: число интуристов рассчитывается по России в целом без разбивки по регионам. Для статистики въезда в ИО и РБ берется информация коллективных средств размещения (КСР) и турфирм. Эти данные завышены, так как из-за несовершенства статистики один и тот же турист учитывается неоднократно.

Становление и развитие туризма характеризуются системой определенных экономических и финансовых показателей, которые отражают количественный объем реализуемых туруслуг и их качественную сторону:

- объем туристского потока;

- средняя величина туристских расходов в сутки;

- состояние и развитие материально-технической базы туристского комплекса;

- показатели финансово-экономической деятельности турфирмы;

- показатели развития международного туризма.

Информация об объеме турпотоков, определяемом такими показателями, как общее число туристов (Ч); число туродней (Д); средняя продолжительность пребывания туристов в регионе (/ср), важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Используя данные, приведенные в табл. 1 и

2, произведем подсчет числа туродней по формуле Д = Ч • !ср.

В 2008 г. число туродней, проведенных в ИО интуристами, составило Д = 56 500 • 2 = = 113 000; внутренними туристами Д = = 482 500 • 5 = 2 412 500. Расчет аналогичного показателя за 2007 г. по РБ имеет следующий вид: Д = 19 000 • 2 = 38 000 (интуристы), Д = 210 300 • 5 = 1 051 500 (внутренние туристы).

Величина суммарных туристских расходов в регионе определяется по формуле

Р! = Д • ^

где Рср — средние расходы туриста за сутки.

В 2008 г. средние расходы интуристов в ИО составили Р^ = 113 000 • 150 дол. (4 080 р.) = 16 950 000 дол. (461 040 тыс. р.), внутренних туристов — Р^ = 2 412 500 х х 100 дол. (2 720 р.) = 241 250 000 дол. (6 568 800 тыс. р.).

Данные о расходах получатся приблизительные. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а размер потраченной суммы туристом часто забывается.

В последние годы на мировом туррынке наблюдается рост спроса на экотуризм — на 10% в год. По оценкам экспертов, к 2020 г. экотуризм составит 21,8% всего рынка, или 340 млн турприбытий3. В табл. 3 произведен расчет показателей относительной туристской устойчивости.

Анализируя данные табл. 3, можно сделать следующие выводы: острой проблемой в ИО является недостаточное количество турви-зитов в регион, а следовательно, небольшой объем поступлений в бюджет, что характеризует данные показатели как критические. В РБ ситуация иная: основная проблема — недостаток мест в КСР. Другие показатели сферы туризма в обоих субъектах характеризуются как устойчивые или нестабильные и требуют организации регулярного мониторинга: количество мест в КСР в ИО в разных показателях характеризуется или как нестабильное, или как устойчивое. Так, показатель числа прибытий на одно место в гостинице устойчивый, тогда как показатель числа мест в гостинице на 1 км2 определяется как нестабильный. Это говорит о нехватке гостиниц в ИО.

Показатель числа прибытий на 1 км2 в обоих субъектах характеризуется как критический, тогда как количества прибытий на одного жителя — устойчивый. Это объясняется тем, что турпоток ежегодно стабильно растет (без критических снижений), но по районам (на 1 км2) распределяется неравномерно.

Таблица 3

Расчет показателей относительной туристской устойчивости*

Показатель Состояние Значение показателя для ИО Значение показателя для РБ

Критичес- кое Нестабильное Устойчивое

Число прибытий на 1 км2 П > 1 000; П < 1 100 < П < 1 000; 1 < П < 10 10 < П < 100 0,7 Критичес- кое 0,65 Крити- ческое

Число прибытий на одного жителя П > 10; П < 0,01 1 < П > 10; 0,01 < П < 0,1 0,1 < П < 1 0,2 Устойчивое 0,24 Устой- чивое

Доходы от туризма на одного жителя, р. П > 10 000; П < 1 1 000 < П < 10 000; 1 < П < 100 100 < П < 1 000 2 025 Нестабиль- ное 524,8 Устой- чивое

Доля поступлений в ВРП П > 40; П < 1 10 < П < 40; 1 < П < 2 2 < П < 10 0,1 Критичес- кое 0,68 Крити- ческое

Число мест в гостинице (КСР) на 1 тыс. жителей П > 100; П < 1 25 < П < 100; 1 < П < 5 5 < П < 25 2,4 (6,6) Нестабильное (устойчивое) 1,5 Неста- бильное

Число прибытий на одно место в КСР П > 100; П < 10 50 < П < 100; 10 < П < 25 25 < П < 50 30 Устойчивое 152,87 Крити- ческое

Число мест в КСР на 1 км2 П >10; П < 0,01 1 < П < 10; 0,01 < П < 1 0,1 < П < 1 0,02 Нестабиль- ное 0,004 Крити- ческое

* При расчете показателей относительной туристской устойчивости использовалась методика И. Петрасова.

Сравнительный анализ ИО и РБ выявил как множество сходных параметров, так и существенные различия. Сходные параметры:

1. Долгое время туротрасль в регионах развивалась без должного госрегулиро-вания.

2. Задача развития международного туризма была поставлена недавно.

3. Турадминистрации активно сотрудничают с общественными турорганизациями (Сибирская байкальская ассоциация туризма, Байкальская региональная ассоциация туризма, НП «Байкальский туристский альянс»). Таким образом, госструктуры учитывают проблемы участников регионального тур-рынка, отстаивая местные интересы на федеральном уровне.

4. Турпоток постоянно растет, что говорит о правильном направлении проводимой политики, но эффективность такой политики еще низка.

5. В обоих субъектах требуется улучшение состояния материально-технической базы туркомплекса и продолжение оказания господдержки развитию туризма, выравнивание сезонного дисбаланса турпотоков.

6. ИО и РБ вошли в семерку субъектов РФ, где будут функционировать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа — «Ворота Байкала» и «Байкальская гавань».

Различия в следующем:

1. Преобразование турадминистрации ИО не идет на пользу развитию туризма в области, тогда как в РБ можно отметить стабильную работу госструктуры управления отраслью.

2. В РБ республиканский закон о туризме4 был принят еще в 1996 г., тогда как вопрос о принятии закона о туризме в ИО поднят только сейчас.

3. ИО и РБ предлагают, с одной стороны, одинаковый турпродукт, с другой стороны, у каждого региона своя специфика. Например, в РБ находится центр буддизма России, что привлекает паломников со всего света.

Таким образом, в ИО и РБ сложились достаточно сильные рекреационные комплексы и есть огромный потенциал для их развития. Однако остается нерешенным целый пласт проблем: законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура сферы туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в регионе.

Примечания

1 URL: http://www.tourinfo.ru.

2 URL: http://www.baikaltravel.ru.

3 Стратегия социально-экономического развития ИО до 2020 года. Иркутск, 2008. С. 128.

4 О туризме: закон Республики Бурятия от

7 июля 2008 г. № 369-1У [Электронный ресурс]. URL: http://www.baikaltravel.ru.

Bibliography

About tourism: law of the Republic of Buryatia d.d. 7 July 2008. № 369-IV [Electronic resource]. URL: http:// www.baikaltravel.ru.

Socio-economic development strategy of the IR untill 2020. Irkutsk, 2008.

Tsareva N.V. Determination of total revenue of tourism in the IR and the RB // The role of financial and economic education in Russia's regions innovation development: international research and pract. conf. proceedings: in 2 parts / ed. by V.I. Samarukha, I.V. Tsvigun. Irkutsk, 2008. Part 2.

Tsvigun I.V. Trends and problems of international tourism development as a foreign economic activities form in the Irkutsk region // The role of financial and economic education in Russia's regions innovation development: international research and pract. conf. proceedings: in 2 parts / ed. by V.I. Samarukha, I.V. Tsvigun, Irkutsk, 2008. Part 2.

URL: http://www.baikaltravel.ru.

URL: http://www.bsn.irk.ru.

URL: http://www.egov-buryatia.ru.

URL: http://www.govirk.ru.

URL: http://www.tourinfo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.