Научная статья на тему 'Государственное регулирование конкуренции как средство создания в России высокоразвитой экономики'

Государственное регулирование конкуренции как средство создания в России высокоразвитой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНКОСТРОЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИ-РОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водомеров Николай Кириллович

В статье анализируются последние программы российского правительства по развитию машиностроения. Обосновывается, что эти программы не в состоянии преодолеть сложившиеся под воздействием конкуренции негативные тенденции. Делается вывод о необходимости усиления государственного регулирования конкуренции в российской экономике. Предлагаются направления совершенствования государственной промышленной политики. Анализируются резервы увеличения средств, направляемых на реализацию государственной промышленной политики. Предлагаются методы мобилизации этих средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование конкуренции как средство создания в России высокоразвитой экономики»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В РОССИИ ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКИ

Водомеров Николай Кириллович

доктор экономических наук, профессор. Курский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, заведующий кафедрой экономических дисциплин г. Курск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются последние программы российского правительства по развитию машиностроения. Обосновывается, что эти программы не в состоянии преодолеть сложившиеся под воздействием конкуренции негативные тенденции. Делается вывод о необходимости усиления государственного регулирования конкуренции в российской экономике. Предлагаются направления совершенствования государственной промышленной политики. Анализируются резервы увеличения средств, направляемых на реализацию государственной промышленной политики. Предлагаются методы мобилизации этих средств.

Ключевые слова: станкостроение; производство машин и оборудования; промышленная политика; кон -куренция; государственное планирование экономики; методы государственного регули-рования экономики

Код УДК: 338.2

Annotation. This article is devoted to analysis the latest Russian government's program for the development of mechanical engineering. The author proves, that these programs are not able to overcome the prevailing competitive pressures negative trends. There is the conclusion of the need to strengthen state regulation of competition in the Russian economy.The directions of improving the state's industrial policy are showed. The author makes an analysis the potential for increasing the funds allocated for the implementation of the state's industrial policy. So he pro-poses the methods of mobilization of these funds.

Keywords: machine tools; machinery and equipment; industrial policy; competition; government plan-ning of the economy, methods of state regulation of the economy

Высокоразвитая экономика - это экономика, которая в состоянии обеспечить все свои отрасли передовой техникой, причем в значительной мере - за счет внутреннего производства. К таким экономикам сегодня относятся США, Япония, Германия и др. развитые страны. Для достижения Россией состояния высокоразвитой экономики в ключевую роль играет создание отечественного производства машин и оборудования, способного выдерживать конкуренцию с лучшими мировыми образцами. Однако за годы реставрации капитализма производство машин и оборудования в России резко сократилось и продолжает падать, его конкурентоспособность в целом, - если не считать отдельные виды техники, еще пользующиеся спросом на мировом рынке, - существенно понизилась.

Главной причиной такого положения является неолиберальный социально-экономический курс правительства России, проводимый с начала 1990-х гг. Неолибералы утверждали, что главный недостаток российской экономики заключался в слабости конкуренции, которую объявили основным и чуть ли не единственным фактором общественного прогресса. По их заявлениям, развитие конкуренции должно было привести к удалению из экономики бесперспективных предприятий и заставить остальных существенно повысить уровень конкурентоспособности своей продукции. Под предлогом всемерного развития конкуренции были проведены широкомасштабная приватизация государственной собственности и кардинальная либерализация экономики, в том числе и внешнеэкономический отношений. Российские предприятия были одним махом вброшены в отношения конкуренции, как с отечественными, так и с иностранными копаниями. К этому добавились последствия разрыва складывавшихся десятилетиями кооперационных связей российских предприятий с их партнерами из бывших стран СЭВ и республик СССР. Большинство предприятий оказалось в кризисном состоянии.

Вследствие почти восьмикратного сокращения производственных инвестиций в 1990-е гг. спрос на машины и оборудование в тот период резко упал. Все это нанесло сокрушительный удар по отечественному машиностроительному комплексу, прежде всего - по станкостроению. Ввиду отсутствия спроса и финансовых ресурсов, предприятия, производящие механообрабатывающее оборудование, не имели возможности обновлять техническую базу производства, осваивать новые виды продукции и технологии, лишались квалифицированных кадров, теряли свои былые конкурентные преимущества. Оживление экономики в 2000-е гг. вызвало рост производственных инвестиций российских предприятий. Однако он удовлетворялся главным образом уже за счет импорта техники, причем далеко не самой передовой, поскольку запрет на поставку в нашу страну высокоэффективного оборудования двойного назначения из США и стран - их союзников сохраняется. Основным поставщиком станков в Россию становится Китай. Отечественное производство машин и оборудования вытесняется, предприятия отрасли закрываются, отрасль угасает.

Критическая ситуация, сложившаяся в машиностроении, уже нашла свое отражение и понимание в документах российского правительства. Вот что написано, например, в подпрограмме «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы (постановление правительства РФ от 1 июля 2011 г. № 531):

«Тенденции дальнейшего развития производства механообрабатывающего оборудования и инструмента представляются резко отрицательными.

...Тем не менее, потребность (потенциальный спрос) российского машиностроения в механообрабатывающем оборудовании очень велика, что обусловливается крайне высоким уровнем износа. Парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий российское машиностроение, с 1990 года сократился примерно на 1 млн. единиц и составляет сегодня около 1,3 - 1,5 млн. единиц. В среднем за указанный период ежегодно из парка оборудования было выведено более 60 тыс. станков. Возраст более 50 процентов оборудования превышает 20 лет и скоро перейдет или уже перешел критическую отметку в 26 лет, которая соответствует 100-процентному физическому износу оборудования.

В последние годы быстро росла доля импорта во внутреннем потреблении станков и инструмента, достигающая сегодня почти 90 процентов . по многим товарным позициям станкостроения и инструментальной промышленности российское производство либо отсутствует, либо производимая в России продукция уступает зарубежным аналогам в техническом отношении. . Без вмешательства государства станкостроение в России в ближайшие годы может утратить возможность выполнять функции фондообразующей отрасли для российского машиностроения, в результате чего машиностроение попадет в тотальную импортную зависимость от поставщиков

механообрабатывающего оборудования и инструмента иностранных государств. ... Задачи (по развитию станкостроения) не могут быть решены ... без участия государства в силу недостатка собственных средств у российских организаций станкостроительной и инструментальной промышленности, низкой рентабельности производства, неблагоприятного прогноза внутреннего и внешнего спроса на их продукцию и практической недоступности для них банковских кредитов.

Низкая инвестиционная привлекательность отечественного станкостроения препятствует притоку капитала в отрасль из экономически эффективных сырьевых секторов российской экономики и иностранных государств . ставка на привлечение иностранных инвестиций в отрасль, в том числе в форме организации совместных предприятий при государственной поддержке, не имеет перспективы, пока рентабельность внутрироссийского производства механообрабатывающего оборудования и инструмента не превзойдет рентабельность их импорта» [6, с. 6-7].

Главная цель подпрограммы была определена как «создание и развитие в России производств тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного)» [6, с. 11]. Этим намечалось достичь еще более значимой цели: достижения «такого уровня развития отечественной станкостроительной и инструментальной промышленности в научно-техническом, производственном и инфраструктурном аспектах, при котором станкоинструментальная промышленность могла бы устойчиво обеспечивать российское машиностроительное производство, прежде всего организации его стратегических отраслей, большинством необходимых видов механообрабатывающего оборудования и инструмента, превосходящих по своим техническим характеристикам и конкурентоспособности лучшие зарубежные аналоги» [6, с. 11].

В ходе реализации подпрограммы было намечено к 2016 году, в частности:

• ликвидировать критическую зависимость российских стратегических организаций от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства;

• обеспечить технологическое перевооружение организаций российского машиностроения и процесс постоянного воспроизводства и совершенствования применяемых ими технологий производства [6, с. 2].

В соответствии с программой, «доля машиностроения в структуре экономики должна составить в 2020 году 23% по сравнению с 14,9 процента в 2007 году» [6, с. 5]. (Здесь необходимо уточнить, что речь идет, видимо, о доле машиностроения в объеме промышленной продукции, которая в 2007 г. была равна 14,7%. Доля же машиностроения «в экономике» была намного ниже 14,9%.).

Методы, с помощью которых программа предусматривает рост отечественного станкостроения:

• финансирование государственного заказа на разработку конкретных технологий;

• финансирование реконструкции конкретных научно-исследовательских и производственных организаций;

• привлечение зарубежных ноу-хау, как путем их приобретения, так и путем инвестирования иностранного капитала в капитал российских предприятий, а также приобретения зарубежных компаний;

• введение обязательной покупки оборонными предприятиями отечественных станков, кроме тех случаев, когда отечественные аналоги импортных станков отсутствуют.

В целом подпрограмму развития станкостроения и инструментальной промышленности можно оценить как важный шаг в направлении налаживания эффективного государственного регулирования конкуренции.

Вместе с тем этот шаг оказался недостаточным для существенного улучшения в этой одной из ключевых отраслей машиностроения. После двух лет реализации подпрограммы председатель правительства РФ Д. А. Медведев (июль 2013 г.) был вынужден констатировать, что положение в станкостроении остается «далеко не блестящим». Им были озвучены следующие цифры: В 2012 году по объемам производства металлообрабатывающего оборудования Россия по-прежнему занимает 22-е место в мире ($179 млн.), уступая Китаю ($27,54 млрд.), Японии ($16,25 млрд.), Германии ($13,62 млрд.), а также Ю. Корее, Италии, Тайваню, США и Швейцарии. Удельный вес станкостроительной отрасли в ВВП России составляет 0,03%, тогда как у лидеров рынка -Германии, Японии и Китая - этот показатель достигает 1%. В итоге иностранные производители занимают почти 90% российского рынка. Причем он отметил, что большинство покупаемых Россией сложных станков работает по принципу «черного ящика»: производитель не разрешает его разбирать, отслеживает его местонахождение по GPS, регулярно получает все данные о его использовании и даже может остановить работу станка удаленно. По словам Д.А. Медведева, «мы зависим от решений, которые принимаются в других странах», и «в любой момент этот краник можно завернуть» [3, 8]. Общий объем инвестиций в основной капитал предприятий отрасли в 2006 -2012 годах составил всего 2,7 млрд. рублей. Иностранные инвестиции в станкоинструментальную промышленность России незначительны (в 2012 году - $4,7 млн.) и не оказывают заметного влияния на развитие производства [3, 8]. К этому следует добавить, что среднемесячное производство станков и механического оборудования за 9 месяцев 2013 года опустилось примерно до 50% среднемесячного уровня 2010 года [11].

Председатель правительства РФ поставил задачу «переломить» ситуацию в станкостроении. Для этой цели он поддержал идею передачи государственной корпорации «Ростех» эксклюзивного права на поставку российского и импортного оборудования для оборонных заводов [3, 8].

По оценке газеты «Коммерсантъ», 80 процентов закупок станков в ближайшие годы придется на предприятия ОПК [7], следовательно, на предприятиях, не относящихся к ОПК, процесс модернизации явно не ускорится. Более того, в промышленности России идет неуклонное сокращение числа действующих станков, что отражает кризисное состояние машиностроения и металлообработки (табл. 1).

Таблица 1

Численность российского станочного парка, тыс. шт.

Год 2009 2010 2011 2012 2013

Металлорежущие станки 877 787 703 628 563

Кузнечнопрессовые машины 311 280 250 222 197

Источник: Никитин Г. Станкостроение изменит облик [4]

Почему же принятая подпрограмма по развитию станкостроения оказалась недостаточно действенной? Изложим нашу точку зрения на этот вопрос. Прежде всего, обращает на себя внимание относительная незначительность объема средств, которые выделены на реализацию подпрограммы (табл. 2).

Таблица 2

Объемы финансирования подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы (млн. руб., в ценах соответствующих лет)

Финансирование 2011-2016 годы В том числе

Всего 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Всего 26480 4090 4394 4921 5580 4255 3240

в том числе:

средства федерального бюджета 13440 2245 2447 2803 2495 1950 1500

из них: НИОКР 10590 1745 1847 2118 1960 1630 1290

капитальные вложения 2550 400 500 585 535 320 210

прочие нужды 300 100 100 100 - - -

средства внебюджетных источников 13040 1845 1947 2118 3085 2305 1740

из них: НИОКР 10590 1745 1847 2118 1960 1630 1290

капитальные вложения 2450 100 100 - 1125 675 450

прочие нужды - - - - - - -

Источник: Подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» [6]

Максимальный объем финансирования предусмотрен на 2013 г., после чего финансирование неуклонно сокращается. Но и в 2013 году сумма 5580 млн. руб., - менее 0,009% ВВП, (из них средства федерального бюджета - 2495 млн. руб., менее 0,004% ВВП), - явно недостаточна, чтобы добиться перелома в состоянии станкостроения.

Основная часть финансирования направлена на выполнение НИОКР. В 2012 г. она составила всего 0,6% всех внутренних расходов на НИОКР, а средства, выделенные на эти цели из федерального бюджета, - 0,4% затрат государства на финансирование НИОКР (рассчитано нами по данным источников: [9, 10]).

Объем финансирования капиталовложений, предусмотренный подпрограммой на 2012 г., был менее 0,8% инвестиций в основной капитал по виду деятельности: «производство машин и оборудования». А расходы на финансировании капиталовложений подпрограммы из федерального бюджета в том же году - менее 0,02% всех расходов федерального бюджета на экономику (рассчитано по данным источника [9]).

Кроме финансирования НИОКР и капитальных вложений, направлением финансирования было приобретение ноу-хау. Видимо, это направление отражено в статье «прочие нужды». Оценим

приближенно, сколько ноу-хау можно приобрести на 100 млн., выделенных подпрограммой на 2012 г. В 2012 году в России всего было приобретено за рубежом 59 ноу-хау на общую сумму 201,5 млн. долл. [9]. Следовательно, на одну сделку было затрачено примерно 3,4 млн. долл., или около 110 млн. руб. Значит, на 100 млн. руб. можно было приобрести разве что одно ноу-хау.

Ясно, поэтому, что подпрограмма по развитию станкостроения и инструментальной промышленности и не могла оказать существенного влияния на состояние этой отрасли. Доля машиностроения в объеме промышленной продукции не повысилась с 14,7%, а, напротив, снизилась в 2012 г. до 12,5% (рассчитано по данным источника [9]).

Разумеется, у государства, кроме станкостроения, есть и многие другие, тоже важные направления финансирования, а доходы государства ограничены, и необходимо выдерживать сбалансировать государственных финансов. Однако таким же фактом является и то, что при таких мизерных объемах финансирования станкостроения кардинальным образом ситуацию в этой отрасли не улучшить.

В конце 2012 г. правительством была принята программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», рассчитанная на период 2013-2020 гг. В программе говорится:

«... Стало очевидно, что без участия государства в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера промышленность не сможет выйти на необходимый уровень конкурентоспособности и обеспечить реализацию конкурентных преимуществ на внешнем и внутреннем рынках. . Для развития этого важнейшего сектора экономики, выведения его на современный технологический, экономический и управленческий уровень . необходимо выработать государственную промышленную политику, определяющую национальные цели и приоритеты в сфере промышленности, сформировать стратегии развития отраслей промышленности и инструменты их реализации» [2, с. 10].

В этой программе поставлены задачи по развитию всех основных отраслей промышленности и определены основные методы их решения:

• совместное государственное и частное финансирование конкретных НИОКР и проектов реконструкции предприятий и организаций;

• субсидирование процентных ставок на техническое перевооружение предприятий;

• меры протекционизма, включая таможенную политику, введение обязательного для государственных и муниципальных органов приобретения отечественной техники, - кроме тех случаев, когда отсутствуют отечественные аналоги зарубежной техники, - участие государства в финансировании зарубежных выставок отечественной техники и др.

В то же время в программе утверждается, что поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, - значит, в том числе и производства машин и оборудования, - будет состоять, в частности, в поэтапном сокращении доли государства в капитале компаний этих отраслей. «Выход государства из капитала промышленных компаний, - записано в программе, -. будет способствовать интеграции российских предприятий в международные цепочки создания стоимости. Поддержка стратегических инвесторов-лидеров в своих секторах даст возможность привлечь передовые промышленные технологии, необходимые для обновления ассортимента и технологической базы промышленности» [2, с. 12].

Вызывает удивление, что в отношении станко-инструментальной отрасли в программе приводятся более низкие объемы финансирования по сравнению с рассмотренной выше подпрограммой, хотя делается ссылка на то, что финансирование будет идти в соответствии с последней. Так, на 2013 год заложена сумма 2692,1 млн. рублей; на 2014 год - 2397 млн. рублей; на

2015 год - 1868,5; на 2016 год - 1500 млн. рублей. На последующие годы: 2017 год - 1500 млн. руб.; 2018 год - 1600; 2019 год - 1650; 2020 год - 1750 млн. руб. [2, с. 122].

Примерно такого же порядка объемы финансирования предусмотрены на развитие других видов производства машин и оборудования. Так, на развитие тяжелого машиностроения в 2014 году намечено выделить 1500 млн. руб.; в последующие годы сумма финансирования будет постепенно увеличиваться до 1791,5 млн. руб. в 2017 году. [2, с. 131]. На развитие сельхозмашиностроения на 2014 год запланирована сумма 400 млн. руб., на последующие годы финансирование будет постепенно расти и достигнет к 2020 году 534 млн. руб. [2, с. 57]. На развитие машиностроения специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника): 2014 - 110 млн. руб., затем - постепенный рост до 170 млн. руб. в 2020 г. [2, с. 66]. На развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения: 2014 год - 1200 млн. руб.; затем повышение до 5190 млн. руб. в 2015 год и последующее сокращение до 4120 млн. руб. в 2018 году [2, с. 140].

Общие объемы государственного финансирования на все отрасли промышленности, предусмотренные программой, составляют: на 2013 год - 51,5; 2014 год - 35,1; 2015 год -27,0; 2016 год - 12,9; на 2017-2020 годы - примерно по 11,5 млрд. руб. в год [2, с. 6].

Таким образом, максимальные объемы финансирования, заложенные на 2013 год, составляют всего около 0,4% плановых расходов федерального бюджета на этот год, или менее 0,08% ВВП. Затем они становятся еще меньше. Такие масштабы финансирования вряд ли обеспечат перелом в развитии не только отечественного производства машин и оборудования, но и промышленности в целом, поскольку они не отвечают сущности и масштабам проблемы модернизации, стоящей перед российской экономикой.

Ключевое звено модернизации экономики - налаживание конкурентоспособного производства машин и оборудования. Однако в настоящее время техническая база большинства предприятий этой отрасли в значительной мере, - если не целиком, - физически и морально изношена, требует своей замены, причем - не отдельных звеньев, а всей технологической цепочки. Чтобы решить эту задачу, предприятиям требуются такие суммы денег, которыми они не располагают. Рассчитывать на получение требуемых сумм взаймы предприятия также не могут, поскольку они уже перекредитованы и не могут гарантировать кредиторам возврат денег за счет выручки от реализации своей продукции. Риск отсутствия спроса на продукцию предприятий очень велик в сложившейся ситуации, когда импорт уже на 90% вытеснил отечественные машины и оборудование.

Государство может гарантировать спрос на машины и оборудование только со стороны государственных учреждений и предприятий, подконтрольных государству, - которых будет становиться все меньше ввиду продолжения политики приватизации.

Чтобы кардинально сократить риск отсутствия спроса на отечественные машины и оборудование, необходимо сделать их конкурентоспособными. А для этого требуется не только обновить весь технологический цикл на предприятиях, производящих конечный продукт - технику, или даже построить новые предприятия этой отрасли. Для этого нужно, чтобы и предприятия, поставляющие в отрасль материалы, детали, узлы, комплектующие, также были конкурентоспособными, а сегодня это далеко не так. Необходимо также преодолевать ценовой пресс на машиностроение со стороны отечественных предприятий - поставщиков, обладающих монопольной властью, выражающийся в постоянном удорожании металла, электроэнергии, топлива, ж.д. перевозок. (В этом плане замораживание цен и тарифов естественных монополистов , намеченное на 2014 год, может сыграть положительную роль).

Кроме того, необходимы масштабные исследования и разработки, направленные на создание

и освоение производства новых видов машин и оборудования, способных выдерживать конкуренцию со стороны ведущих мировых производителей. Требуется подготовка высококвалифицированных кадров инженеров и рабочих, поиск талантливых руководителей предприятий (в том числе и за рубежом).

Иначе говоря, решить проблему создания в России высокоразвитой экономики невозможно путем «точечного» государственного финансирования отдельных производственных процессов, предприятий или исследовательских коллективов. При таком подходе задача модернизации в основном перекладывается на частный капитал, - отечественный или зарубежный, - в надежде, что конкуренция выведет экономику на нужные позиции.

Весь предыдущий период реставрации капиталистической экономики уже показал, что приватизированные машиностроительные предприятия отнюдь не стали звеньями интернациональных высокоэффективных технологических цепочек, - как надеются авторы рассматриваемой программы, - а в большинстве своем если не перестали вообще существовать, то находятся в процессе угасания.

Этот опыт убедительно показал также, что частный капитал в России, - как и везде в мире, -идет главным образом в те отрасли, где выше норма прибыли и ниже риски потери капитала. А к таким отраслям производство машин и оборудования отнюдь не относится. Но дело не только в этом, а и в том, что собственникам обособленных частных капиталов объективно не под силу решить перечисленные выше задачи по подъему отечественного производства машин и оборудования. Даже в тех случаях, когда они располагают средствами, превышающими объемы инвестирования в свои предприятия, им совершенно не выгодно, - ввиду высоких рисков, -вкладывать капитал в отечественное производство машин и оборудования. Они направляют его либо в другие виды деятельности, приносящие стабильные доходы, либо скупают активы за рубежом и там наращивают размеры капитала.

Это подтверждается данными статистики. Принятие программ по развитию станкостроения и промышленности в целом не снизило оттока частного капитала. В 2012 году он составил 53,8 млрд. долл., а за 9 месяцев 2013 года - 48,2 млрд. долл. За весь 2013 год, по оценке министерства экономического развития РФ, он составит около 60 млрд. долл. [5]. В течение длительного периода Россия является чистым кредитором остального мира. Размеры чистого кредитования остального мира, например, в 2011 году составили 1 821 696 млн. руб., или 3,3% ВВП [9].

Такую ситуацию нельзя объяснить лишь «инвестиционной непривлекательностью России». По уровню валового накопления (свыше 25% ВВП в 2011 и 2012 гг.) (рассчитано на основе данных источника [9]) наша страна намного превосходит все развитые страны Европы, США и Японию, хотя и уступает Китаю. По размерам привлечения прямых иностранных инвестиций в 2012 году Россия обошла все страны ЕС, кроме Великобритании, и заняла восьмое место в мире (табл. 3). В 2011 г. Россия была на седьмом месте в мире по этому показателю (выше всех стран ЕС, в том числе и Великобритании) [4].

Таблица 3

Страны с наиболее высокими показателями годового притока иностранных инвестиций в

2012 году, млрд. долл.

Показатель США КНР Гонконг Бразилия Великобритания Австралия Сингапур Россия

Приток прямых иностранных инвестиций 167,6 121,1 74,6 65,3 62,4 57,0 56,7 51,4

Дело не в том, что в России недостаточно привлекательный инвестиционный климат, а в том, что инвестиции не идут в те отрасли, которые в них наиболее остро нуждаются, в том числе - в производство машин и оборудования. Доля инвестиций, направляемых в этот вид производства, как внутренних, так и иностранных, в течение многих лет не превышает 1% всего объема инвестиций.

Дело также не только в том, что коррупция мешает созданию новых предприятий. Коррупция есть в любой стране. Она в основной своей части является порождением капиталистической собственности на средства производства. Наемный рабочий, инженер, врач, педагог или крестьянин в состоянии дать лишь небольшую взятку и в качестве платы за решение вопросов, не относящихся к деятельности предприятий. Другое дело - собственник капитала. Чем крупнее капитал, тем больше размер взятки, которую способен дать его собственник. Дача взятки выгодна собственнику капитала, она освобождает его от строгого соблюдения закона и позволяет наращивать прибыль, расширяет свободу его действий. Если бы не было коррупции, деятельность бизнесменов резко затруднилась бы. Пришлось бы полностью платить налоги, соблюдать экологические нормативы, стандарты продукции, правила провоза товаров через границу и прочие ограничения, установленные законодателями.

Не особенно сильно на деле мешают развитию бизнеса в России и трудности регистрации и отчетности предприятий. Об этом говорит постоянное увеличение числа предприятий. Другое дело, что в одних видах деятельности оно растет очень быстро, а в других - сокращается, - в тех, где капиталу невыгодно работать. Так, общее число предприятий в России регулярно растет. Но оно растет в основном в сфере торговли и услуг, а в большинстве производственных отраслей, в том числе - в производстве машин и оборудования, - из года в год сокращается. Так, с 2005 по 2012 гг. общее число предприятий в России увеличилось на 119,1 тыс., а в производстве машин и оборудования - сократилось на 30,5 тыс., т.е. на 41,1%. В настоящее время число действующих предприятий в этом виде производства составляет примерно 25,6 тыс. Численность занятых в производстве машин и оборудования в 2000 году насчитывала 2081 тыс. чел., в 2005-ом - 1205 тыс. чел., а в 2012 году - уже 805 тыс. чел. В то же время общая численность занятых в экономике, -главным образом за счет увеличения занятости в торговле, сфере услуг и государственном аппарате, - за тот же период неуклонно росла. В 2000 году она составляла 65273 тыс. чел., в 2005-ом - 66792, в 2012-ом - 67969 тыс. чел. [9].

Для того, чтобы кардинально переломить ситуацию в российском производстве машин и оборудования, - а, значит, и создать в нашей стране высокоразвитую экономику, - необходимо, на наш взгляд, существенно повысить государственное вмешательство в развитие этой отрасли.

Во-первых, нужно перейти от программ «точечного» финансирования отдельных проектов машиностроения к государственному планированию развития не только этой отрасли в целом, но и смежных производств, поставляющих средства производства в отрасль, а также планированию обеспечения всего этого комплекса отраслей результатами исследований и разработок, необходимых для создания конкурентоспособной продукции, - как создаваемых отечественными разработчиками, так и зарубежными фирмами. Причем государственные планы должны предусматривать многократное увеличение объемов производства и реализации машин и оборудования с целью обеспечения потребностей в нем национальной экономики как минимум на 80-90%, - уровня, характерного для стран-лидеров мирового машиностроения. Горизонт планирования, на наш взгляд, не должен превышать 7-10 лет, т.е. среднего срока службы рабочих машин и оборудования в развитых странах. Задания плана должны быть строго согласованы между собой и конкретизированы по их исполнителям и срокам. Они должны быть выполнимыми и выгодными для исполнителей.

Во-вторых, такое планирование в условиях частной собственности на средства производства, разумеется, будет иметь не директивный, а индикативный характер. Оно будет опираться на

систему стимулов, побуждающих предприятия достигать запланированных целей; и на конкуренцию между предприятиями, - с привлечением к производству в России и иностранного капитала, - за получение своего места в системе заданий государственного плана. Оно также должно предполагать имущественную ответственность собственников предприятий за срыв заданий государственного плана и, - хотя и льготный, - но возмездный характер предоставления государством финансовых средств, необходимых для выполнения государственного плана.

В-третьих, в плане должно быть предусмотрено строительство новых производственных объектов, обеспеченных передовой техникой, - с участием государственного и частного капитала, поскольку строительство новых объектов зачастую бывает эффективнее реконструкции старых.

В-четвертых, государству целесообразно проводить политику, стимулирующую вертикальную интеграцию предприятий, участвующих в технологической цепочке производства машин и оборудования. Это, - как учит опыт Японии и Южной Кореи, совершивших в свое время мощный рывок в развитии машиностроения, - позволит сделать производство более устойчивым, маневренным и конкурентоспособным.

В-пятых, для решения задач подъема машиностроения необходима дифференцированная налоговая и кредитная политика в отношении отраслей экономики, которая должна сделать наиболее выгодными инвестиции в те виды деятельности, которые в наибольшей степени способствуют научно-техническому прогрессу страны.

В-шестых, государственное планирование не должно отказываться и от активного использования протекционистских мер, допустимых, с точки зрения членства России в ВТО, - в целях развития отечественного производства и расширения сбыта его продукции. Целесообразно использовать заниженный курс российского рубля для повышения конкурентоспособности отечественных товаров. В этом плане государство могло бы масштабно закупать резервную валюту на валютном рынке, а затем приобретать на нее передовые технологии за рубежом (с последующей передачей на определенных условиях предприятиям), нанимать зарубежных специалистов для реализации конкретных проектов и т. д. Такой вариант использования инвалюты был бы более эффективным, чем ее использование в качестве чистого кредитования остального мира.

Для планомерного создания в стране высокоразвитой экономики государству потребуются немалые финансовые средства. В стране они имеются, но принадлежат частным собственникам. Значительная часть этих средств используется далеко не в интересах развития отечественной экономики. Речь идет, прежде всего, о следующих направлениях использования финансовых ресурсов:

1. Отток капитала за рубеж, используемый не для целей продвижения российских товаров за границей, а лишь для извлечения доходов из иностранных активов или для приобретения объектов недвижимости для личного пользования и т.п. Объем таких ежегодно уходящих из российской экономики средств, заработанных главным образом от продажи сырья, измеряется десятками миллиардов долларов. Его можно рассматривать как прямые потери нашей экономики.

2. Использование собственниками капитала доходов предприятий для оплаты дорогостоящих предметов и услуг роскоши, многочисленной личной обслуги. Сумма таких средств также, по-видимому, исчисляется десятками миллиардов долларов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Инвестиции в основной капитал торгово-посреднической деятельности, ежегодный размер которых явно не соответствует той роли, которую она играет в материализации достижений научно-технического прогресса (табл. 4).

4. Золотовалютные резервы Банка России, превышающие в настоящее время 520 млрд. долл., явно завышены. Значительная их часть могла бы быть использована государством для приобретения технологий и передовой техники за рубежом с последующей передачей предприятиям, например, на условиях лизинга. Это было намного более эффективное использование, поскольку привело бы к росту производства и отчислений в бюджет, чем вкладывание валютных резервов в облигации иностранных государств. Если считать, что для бесперебойной внешней торговли необходимо иметь валютные резервы, равные даже шести месячным объемам импорта (обычно считается, что достаточно трех месячных объемов импорта), то величина резервов должна была бы быть на уровне примерно 220 млрд. долл. Следовательно, 300 млрд. долл. - резерв, который вполне может быть использован для модернизации российской экономики.

Таблица 4

Инвестиции в основной по некоторым видам деятельности, в 2012 г.

Вид деятельности Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб. Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1960,7 15,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 427,3 3,4

Финансовая деятельность 201,1 1,6

Гостиницы и рестораны 50,3 0,4

Производство машин и оборудования 75,4 0,6

Источник: Россия в цифрах - 2013г. [9]

Накапливание валюты в резервах Банка России, обычно, объясняют необходимостью поддержания курса валюты в определенных пределах, что, в конечном счете, нужно для того, чтобы российские компании могли рассчитываться по своим внешним долгам. Объем внешнего долга российских негосударственных организаций на октябрь 2013 г. составил уже 613 млрд. долл. и превысил резервы Банка России [1]. При значительном падении курса рубля рублевый эквивалент задолженности увеличится, и у компаний возникнут трудности с возвратом внешних заимствований, как это уже было в 2008-09 гг. Это может обернуться переходом собственности на российские активы в руки нерезидентов. Данная ситуация, в свою очередь, возникла вследствие того, что кредитование за рубежом обходится российским компаниям дешевле, чем в России, а, в конечном счете - следствием кредитно-денежной политики самого Банка России. Однако от снижения курса рубля имеются и очевидные плюсы: рублевые доходы экспортеров, а, значит, и доходы бюджета, вырастут; конкурентоспособность импортных товаров понизится, вырастет спрос

на отечественные товары. При этом сохранится способность государства предоставить кредиты российским компаниям для проведения платежей по внешнему долгу, если возникнет угроза перехода стратегических активов в собственность нерезидентов.

Если направления использования золотовалютных резервов Банка России определяет само государство, то использование частного капитала - собственники этого капитала. Поэтому встает вопрос о том, каким образом государство может изменить в своих интересах использование частного капитала?

Ответ таков: нужно резко понизить выгодность для собственников капитала тех направлений использования средств, которые неэффективны, с точки зрения развития экономики; и, наоборот, повысить выгодность эффективных направлений. Кроме стимулирования вложения капитала в приоритетные виды производства, необходимо ввести налоги на приобретение дорогостоящих предметов и услуг роскоши; на перевод денег за рубеж для покупки объектов недвижимости или иностранных активов, если это не связано с продвижением российских товаров на зарубежные рынки; дифференцировать по видам деятельности ставки налогов и процентные ставки по кредитам, создав более выгодные вложения для приоритетных отраслей и менее выгодные - для видов деятельности, занятых посредничеством. Возможны и такие меры, как обязанность определенных отчислений государству на вывезенный за рубеж капитал, обязанность иностранных компаний реинвестировать прибыль в российскую экономику и т.д.

Вместе с тем государственная политика проводится конкретными чиновниками, многие из которых, как свидетельствуют факты, склонны подменять государственные интересы интересами личного обогащения. Коррупция, развивавшаяся в современной России, в состоянии загубить и извратить любые, даже самые перспективные начинания. Поэтому несомненно правы те, кто считает необходимым условием создания в нашей стране передовой экономики если не полную победу над коррупцией, то ее значительное вытеснение из жизни общества.

Преодоление коррупции - это вопрос о том, какие силы находятся у власти. Представители капитала вряд ли будут вести последовательную борьбу с коррупционерами, поскольку коррупция, как уже говорилось, - это в значительной своей части порождение самой капиталистической собственности. Она создает для собственников капитала свободу нарушать законы ради обогащения. В преодолении коррупции наиболее последовательно заинтересованы труженики, живущие на зарплату или пенсию, т. е. подавляющее большинство граждан России. Поэтому, прежде всего, их представители в государственном аппарате смогут организовать непримиримую борьбу с коррупционерами.

Таким образом, для создания в нашей стране высокоразвитой экономики нужны не только кардинальные изменения в государственной экономической политике, но и кардинальные изменения в составе самих органов власти. Органы власти должны избираться трудящимися, отчитываться перед трудящимися и быть сменяемыми по воле трудящихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень банковской статистики - 2013 - № 9(244) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru/publ/BBS/Bbs1309r.pdf - дата обращения: 11.10.2013

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/8/gosudarstvennaya_programma.pdf - дата обращения: 10.10.2013

3. Медведев призвал «переломить» ситуацию с развитием станкостроения в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2013/07/24/1156095.html - дата обращения: 01.10.2013

4. Никитин, Г. Станкостроение изменит облик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rg.ru/2013/03/12/promishlennost.html - дата обращения: 01.10.2013

5. Отток капитала из России в 2013 году может оказаться ниже прогноза ЦБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/17574231/ottok-kapitala-iz-rossii -v-2013-godu-mozhet-okazatsya-nizhe - дата обращения: 10.10.2013

6. Подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы [Постановление правительства РФ от 1 июля 2011 г. № 531.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - дата обращения: 01.10.2013

7. Попов, Е., Сафронов, И. «Ростех» призвали в многостаночники [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2240619 - дата обращения: 02.10.2013

8. Романов, А. Сомнений не осталось: российская экономика больна [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.km.ru/economics/2013/07/24/716517-somnenii-ne-ostalos-rossiiskaya-ekonomika-bolna - дата обращения: 01.10.2013

9. Россия в цифрах - 2013г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b13_11/ - дата обращения: 01.10.2013

10.Россия и страны мира - 2012г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b12_39/Main.htm (дата обращения - 10.10.2013

11.Социально-экономическое положение России - 2013г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/Main.htm - дата обращения: 02.10.2013

12.World Investment Report 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf - дата обращения: 10.10.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.