Научная статья на тему 'Государственное регулирование как важный фактор экономической политики Норвегии'

Государственное регулирование как важный фактор экономической политики Норвегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3253
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНИЦИАТИВА ЧАСТНОГО СЕКТОРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СОБСТВЕННИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаман Валерий Валерьевич

В статье описывается государственное регулирование как одно из важнейших направлений экономической политики Норвегии. Правительство Норвегии ставит перед собой цель –сделать экономику Норвегии одной из ведущих инновационных и динамично развивающихся в мире в рамках тех отраслей, в которых у страны есть конкурентные преимущества. государственное регулирование осуществляется косвенными и прямыми методами. косвенные методы государственного регулирования подразумевают поддержку инновационных проектов в промышленности и торговле, стратегических научных исследований, поощрение международного коммерческого сотрудничества. в рамках прямых методов государственного регулирования правительство Норвегии селективно видоизменяет развитие стратегических приоритетных отраслей экономики, таких как энергетика, судостроение, рыболовство и рыборазведение, туризм с их ориентацией на защиту окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulations as an Important Factor of Economic Policy of Norway

The Government’s goal is that Norway should become one of the world’s leading, innovative, dynamic and knowledge-based economies in areas in which it has comparative advantages. The State interference is divided into physical and indirect control. According to indirect control the Government supports research projects in trade and industry, as well as in strategic research, commercial initiatives and international research collaboration. It terms of physical control the Government’s intervention involves areas in which Norway has a particular competitive advantage, such as maritime, marine, energy and travel industries and with regard to the environment.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование как важный фактор экономической политики Норвегии»

МЕНЕДЖМЕНТ: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ

В.В. Атаман УДК 332.146

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НОРВЕГИИ

В статье описывается государственное регулирование как одно из важнейших направлений экономической политики Норвегии. Правительство Норвегии ставит перед собой цель - сделать экономику Норвегии одной из ведущих инновационных и динамично развивающихся в мире в рамках тех отраслей, в которых у страны есть конкурентные преимущества. Государственное регулирование осуществляется косвенными и прямыми методами. Косвенные методы государственного регулирования подразумевают поддержку инновационных проектов в промышленности и торговле, стратегических научных исследований, поощрение международного коммерческого сотрудничества. в рамках прямых методов государственного регулирования правительство Норвегии селективно видоизменяет развитие стратегических приоритетных отраслей экономики, таких как энергетика, судостроение, рыболовство и рыборазведение, туризм с их ориентацией на защиту окружающей среды.

Ключевые слова: экономическая политика, государственное регулирование, сравнительное преимущество, государственное регулирование, прямые методы государственного регулирования, косвенные методы государственного регулирования, стратегические исследования, инициатива частного сектора, международное коммерческое сотрудничество, конкурентное преимущество, государственный сектор экономики, государственная собственность, последовательный собственник.

Valeri V. Ataman

state regulations as an important factor of economic policy of norway

The article focuses on public regulation as one of the most important subjects of Norwegian economic policy. The Government's goal is that Norway should become one of the world's leading, innovative, dynamic and knowledge-based economies in areas in which it has comparative advantages. The State interference is divided into physical and indirect control. According to indirect control the Government supports research projects in trade and industry, as well as in strategic research, commercial initiatives and international research collaboration. It terms of physical control the Government's intervention involves areas in which Norway has a particular competitive advantage, such as maritime, marine, energy and travel industries and with regard to the environment.

Key words: economic policy, public regulation, comparative advantages, state interference, physical control, indirect control, strategic research, commercial initiatives, international research collaboration, competitive advantage, state ownership, public ownership, predictable owner.

^Экономическое развитие любой страны мира напрямую зависит от устремлений и воли экономических субъектов: государства, организаций, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономику, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями влияния на развитие экономической системы обладает государство, которое осуществляет выработанную им экономическую политику, исходящую из целевых установок и учитывающую сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемая в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

каждая страна характеризуется своеобразными и неповторимыми историческими, общественно-экономическими, природными, этническими и иными характеристиками, что влияет, в том числе, на особенности и традиции проводимой государством в них экономической политики. Наиболее важным фактором экономической политики является государственное регулирование экономики, которое формируется и эволюционирует с учетом таких факторов региональной специфики отдельно взятой страны, как обеспеченность данной страны теми или иными стратегически важными природными ресурсами, отраслевая структуры промышленности, емкость национального рынка, роль политических сил левой и правой ориентации в функционировании государства, структуры собственности в экономике. Вмешательство государства в экономику осуществляется посредством системы мер прямого и косвенного государственного регулирования.

Исторически сложилось так, что совокупность прямых методов регулирования оказалась доминантой экономической поли-

тики в большинстве промышленно развитых стран. По этой причине в развитых странах широко применялись такие инструменты государственного регулирования, как селективная отраслевая поддержка определенных производств; национализация отдельных отраслей промышленности и поддерживающих ее деятельность инфраструктурных отраслей экономики (кредитно-финансовая, транспортная, отрасль связи). Государство в промышленно развитых странах в рамках прямого воздействия на промышленность часто уделяло внимание проблеме территориальной несбалансированности ее развития, региональным диспропорциям. Это отразилось в разработке государственных программ районного развития промышленных предприятий для преодоления социальной напряженности в слаборазвитых в индустриальном отношении зонах тех или иных стран.

Рассматривая группу косвенных методов регулирования, следует отметить, что как средство решения проблем экономического развития они стали играть все более возрастающую роль в последнее время, дополняя и даже в чем-то подменяя прямые методы государственного регулирования промышленного роста в условиях зрелого рыночного хозяйства. Они стали отражением перехода во многих странах к идеологии государства как гаранта здоровой и благоприятствующей конкурентоспособности национальных промышленных субъектов среды в широком смысле. косвенные методы воздействия на экономику осуществляются государством через бюджетную, налоговую, финансово-кредитную и таможенную политику.

Особенно активная роль государственной экономической политики в Норвегии предопределяется региональной спецификой страны: узостью национального рынка, и, в связи с этим, невозможностью создания сильно диверсифицированной отраслевой структуры промышленности и народного хозяйства в целом. Государственное регулирование было необходимо для создания

сильной экспортно ориентированной промышленности. Норвегия избегала вступления в торгово-экономические союзы с главными странами Западной Европы, учитывая степень зависимости экспортных отраслей от государственной поддержки, без которой в таких группировках они бы лишились преимуществ. Несмотря на позитивное отношение к международному сотрудничеству, Норвегия лишь изредка выступала как убежденный сторонник какой-либо международной организации. Правительство обычно действовало осторожно и вступало в такие организации скорее из-за опасения понести ущерб, оставаясь за их пределами, чем из-за преимуществ, связанных с членством в них. кроме того, в рамках ограничений, установленных той или иной международной организацией, норвежское правительство всегда стремилось оставить за собой максимальную свободу выбора.

Формирование системы государственного регулирования экономики Норвегии берет свое начало в середине 1940-х годов, когда идеи автаркии были очень популярны в стране. За создание мощной системы государственного регулирования путем непосредственного вмешательства правительства в отраслевые проблемы индустриального сектора через разнообразные механизмы выступали левые социалисты, левое крыло Рабочей партии и Коммунистическая партия Норвегии, которые на тот период времени составляли сильную оппозицию в парламенте. В 1945 г. Норвежская рабочая партия (НРП) получила большинство на выборах и оставалась у власти в течение 20 лет. После прихода НРП к власти Норвегия провозгласила курс на расширение внешней торговли, что стало причиной большого внимания со стороны государства к развитию экспортных отраслей. Регулирующая роль государства была расширена до планирования в масштабах всей страны. Был введен государственный контроль за ценами на товары и услуги. В конце 1940-х годов Норвегия начала вести активную политику защиты национального производителя от иностранной

конкуренции, для этих целей применялись меры сдерживания импорта и селективная поддержка отраслей промышленности посредством государственных дотаций, кредитов, целевых налоговых льгот.

Норвегия скептически относилась к вступлению в международные экономические организации, из-за опасения норвежцев, что экономика страны окажется неконкурентоспособной при предоставлении равных условий для национальных и иностранных производителей. Скептицизм норвежцев привел к полному провалу инициатив межскандинавского экономического сотрудничества. Первая попытка создания североевропейского таможенного союза сорвалась в 1950 г. Главной причиной этого стало опасение норвежцев, что экономика страны окажется неконкурентоспособной на общем североевропейском рынке, в частности, что ее обрабатывающие отрасли не смогут соревноваться с высокоэффективной шведской промышленностью, а сельское хозяйство - с более мощным датским. Переговоры 1954 - 1956 гг. также не привели к положительному результату. Однако в других, более узких областях, ситуация была лучше: в 1952 г. северные страны отменили паспорта для поездок внутри региона, в 1954 г. был создан общий рынок труда, а в 1956 г. скандинавские страны учредили совместную авиакомпанию (САС). В 1953 г. для обсуждения острых проблем и проведения дискуссий между политическими делегациями парламентов северных стран был образован Северный совет. Но и в этом процессе Норвегия не была движущей силой. Норвегия проявляла большую заинтересованность в создании многосторонней атлантической торговой организации, чем экономических блоков в Европе. Вступление страны в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в 1960 г. стало своего рода компромиссом. И в правительстве, и в стортинге в этой связи высказывались сомнения, но все соглашались, что нужно следовать примеру Великобритании - важнейшего торгового партнера страны. К концу 1950-х гг. пра-

вительство Норвегии отчетливо сознавало необходимость дальнейшей индустриализации для создания основ нового роста и увеличения занятости. Вступление в ЕАСТ представляется продолжением прежней политики, нацеленной на развитие экспорта.

Усиление государственного вмешательства в экономику происходило из-за того, что самой мощной политической силой в стране является Норвежская рабочая партия, которая находилась у власти в 1935 - 1965 гг., в 1971 - 1972 гг., в 1973 - 1981 гг., в 1986 - 1989 гг., в 1990 - 1997 гг., в 2000 - 2001 гг., 2004 - 2007 гг., 2009 - 2011 гг. именно экономическая политика данной политической партии создала систему государственного регулирования в экономике страны, которая носит фундаментальный характер: государственные интересы присутствуют в крупнейших компаниях страны, занятых нефтегазодобычей, электроэнергетике, машиностроении, в области связи и телекоммуникаций, производстве цветных металлов и удобрений, в строительстве, банках, авиасообщении, добыче горнорудного сырья, военно-промышленном комплексе, телерадиовещании, производстве алкогольных напитков. В целом государству принадлежат акции в компаниях, стоимость которых оценивается в 900 млрд крон или 100 млрд долл. (половина всего норвежского народного хозяйства).

В конце 1990-х гг. и начале 2000-х политическая ситуация в Норвегии изменилась и началось падение популярности НРП, но государственная экономическая политика в корне не изменилась. Даже процесс реорганизации системы прямого экономического участия государства в нефтегазовой деятельности на шельфе и частичной приватизации государственной компании «Статойл», начатый правительством НРП в 2001 и проведенный коалиционным правительством центристских партий и консервативной партии «Хейре» в 2002-2003 гг., имел своей целью не либерализацию норвежской нефтегазовой отрасли, а привлечение иностранных инвестиций и облегчение вхождения концерна в

международные альянсы с другими нефтяными компаниями. Падение популярности Норвежской рабочей партии в последние годы аналитики влиятельного норвежского печатного издания «Афтенпостен» объясняют тем, что в конце 1990-х - начале 2000-х наблюдалось усиление эклектичности партийной политики НРП. Социал-демократы по различным вопросам проводят в жизнь то лозунги консервативной партии хейре (например, всемерное сближение с ЕС, приватизация государственного нефтегазового концерна «Статойл») или даже идеи прогрессистов (снижение акцизов на крепкие спиртные напитки), то пытаются увеличить налоги на предпринимателей в соответствии со стремлениями левых социалистов, то используют идеи клерикалов из христианской народной партии и др. политических сил. Совпадение фундаментальных ценностей нации, составляющих платформу той или иной партии Норвегии, приводит к спокойной смене избирателями своей политической ориентации. Разница в политических, социально-экономических, экологических и иных приоритетах норвежских партий или не очень велика, или размыта. Различия, а не противоречия между ними сводятся, в основном, к подходам в отношении темпов и масштабов изменений налогового законодательства, расходованию «нефтяных денег», функционированию госсектора, положению в социальной сфере, приоритетам в области охраны окружающей среды, вопросам иммиграционной политики. Переход из числа приверженцев одной партии в стан другой происходит достаточно часто, что полностью подтверждается опросами общественного мнения, регистрирующими резкие колебания симпатий избирателей в течение даже непродолжительных промежутков времени.

Основными целями государственного регулирования экономики Норвегии на современном этапе развития являются:

• повышение конкурентоспособности промышленности в целом с упором на экспортное развитие нефтегазового комплекса;

• повышение эффективности государственного сектора в экономике;

• поддержание социальной стабильности в обществе;

• решение проблемы территориальной несбалансированности и региональной диспропорции в развитии промышленности.

Для решения поставленных целей в Норвегии в основном применяются прямые методы государственного регулирования, среди которых необходимо отметить создание мощного государственного сектора в нефтегазодобывающей сфере и активное государственное участии в ряде ключевых производств, обусловливающих функционирование производственной инфраструктуры (транспорт, электроэнергетика, связь). такое селективное прямое вмешательство государства в промышленную деятельность дополняется мерами косвенного воздействия на частный сектор промышленности через бюджетную, налоговую, финансово-кредитную, таможенную и региональную политику.

В норвежской конституции закреплено: «все недра принадлежат норвежскому народу и использовать их нужно с учетом интересов последующих поколений». В дополнение к конституции в 1985 году принимается Закон о нефтяной деятельности, пересмотренный в 1997 г. и действующий по настоящее время. В этом законе установлено, что «Норвежское государство имеет права собственника на подводные нефтяные месторождения и исключительное право на управление полезными ресурсами», «никто иной, кроме Государства, не может осуществлять нефтяную деятельность без лицензий...». Лицензии на разведку и добычу нефти выдаются раундами, примерно раз в два года. Государство имеет право назначать оператора работ по каждому из месторождений, формировать консорциумы и распределять доли участников в них, что вместе гарантирует ограничение доли участников каждой из компаний, особенно иностранных.

Опираясь на конституцию и законы, в Норвегии создали эффективную модель регулирования нефтяной промышленности, где прямые методы государственного регулирования, такие как государственные предприятия и непосредственное государственное предпринимательство, дополняются косвенными - законодательной базой, системой административного лицензирования, системой специального налогообложения в отрасли. Эта модель позволила государству обеспечить и сохранить контроль над нефтяной промышленностью, которая оказалась под пристальным вниманием различных транснациональных корпораций, игравших на первом этапе ведущую роль в развитии этого сектора норвежской промышленности. и хотя тНк выступали партнером государства на всем протяжении нефтяной истории Норвегии, в основном следуя в фарватере норвежской стратегии освоения континентального шельфа, тем не менее, государство очень часто рассматривало их в качестве противников, что на деле представляется определенной традицией норвежского общества.

Главной составляющей системы государственного регулирования нефтегазового комплекса Норвегии является государственный сектор в этой отрасли. Разработкой месторождений и добычей нефти и газа занимаются 3 государственные компании: «Статойл», «Норск Гидро» и «Петоро». Именно через эти компании осуществляется реализация государственных экономических интересов в сфере разведки, производства и транспортировки углеводородов.

В нефтяной промышленности королевства огромные приоритеты отдаются государственному концерну «Статойл», который учрежден решением парламента в 1972 г. и является по своей производственной и финансовой структуре вертикально интегрированной компанией. Деятельность концерна включает в себя крупные программы по разведке нефтегазовых месторождений как в пределах норвежских территориальных вод, так и за границей, производство и про-

дажу сырой нефти, природного газа и продуктов глубокой переработки углеводородного сырья. Несмотря на то, что компания принадлежит государству, её деятельность регулируется теми же законами, включая налоговую сферу, которые применяются к 30 другим частным норвежским и иностранным компаниям, действующим в топливно-энергетическом комплексе Норвегии. Политика государства в отношении «Статойл» направлена на сохранение компанией статуса «политически независимой».

Второй крупной компанией, занятой в производстве углеводородов на норвежском континентальном шельфе, является «Норск Гидро», которая была создана в 1905 г. Кроме добычи нефти и газа в сферу деятельности концерна входит нефтепереработка, нефтехимическое производство, производство биополимеров, легких металлов (алюминия, магния) и минеральных удобрений, обеспечение электроэнергетических проектов, искусственное разведение рыбы. В компании «Норск Гидро» доля государства составляет 44%, что позволяет министерству нефти и энергетики Норвегии оказывать серьезное влияние на деятельность компании.

Еще одна крупная государственная компания, задействованная в производстве углеводородов, - «Петоро». Эта компания является исключительно управляющей, она не осуществляет самостоятельных операций. отметим, что компания «Петоро» является правоприемником Финансово фонда прямого участия государства в нефтяных операциях, который был создан для того, чтобы ограничить возможности концерна «Статойл». Сложившаяся к середине 1980-х годов ситуация в нефтегазовой отрасли Норвегии привела к тому, что компания «Статойл» одновременно выступала в качестве коммерческого оператора топливно-энергетического комплекса страны и административного инструмента, так как норвежские правила устанавливали долю участия государственного сектора в арктических разработках через обязательное предоставление «Статойл» в каждой лицензии свыше 70%, в разработках в Северном

море - от 20 до 50%. Из-за опасений, что компания в силу своего уникального положения начнет самостоятельно определять государственную политику в нефтегазовом секторе, т.е. фактически подменит интересы государства и норвежского общества своими узкокорпоративными интересами, норвежское правительство пошло в 1984 г. на разделение всех государственных активов в нефтяной отрасли на две части: на государственную собственность, которой управляет министерство нефти и энергетики, и на собственность компании «Статойл». На основе активов, перешедших под управление министерства нефти и энергетики в 1985 г., был создан Финансовый фонд прямого участия государства в нефтяных операциях. Это увеличило поступления в бюджет и перевело «Статойл» из владельца ресурсов в управляющего. С 1985 до 1996 г. доля Финансового фонда прямого участия во всех лицензиях составляла 50%. Но в 1996 г. эта доля сократилась с 50 до 30%, а также было сокращено число участников в одной лицензии. В целом холдинг участвовал в 150 месторождениях и обеспечивал 40% общей добычи. В 1999 г. доля Фонда прямого участия государства в нефтяных операциях в новых лицензиях сократилась в среднем до 15%. Аргументируя тем, что нефтегазовая отрасль продвигается на север в труднодоступные районы, что требует увеличения производственных издержек и привлечения крупного иностранного капитала, компания «Статойл» в 1998 - 1999 гг. предлагала включить фонд в состав компании и провести существенную приватизацию, что обеспечит увеличение капитализации нового образования «Статойл»/Фонд прямого участия государства в нефтяных операциях. В апреле 2001 г. парламент утвердил план продажи 15% фонда - «Статойлу», ещё 6,5% фонда в марте 2002 г. были проданы «Норск Гидро» и восьми другим операторам топливно-энергетического комплекса. Оставшиеся 78,5% Финансового фонда прямого участия государства в нефтяных операциях реорганизованы в новую государственную компанию «Петоро».

Прямые методы государственного регулирования нефтегазовой отрасли норвежской экономики дополняются косвенными мерами, важнейшей среди которых является финансово-государственная политика в отношении нефтегазового комплекса. Доходы от нефтяных операций частично идут на покрытие дефицита в других отраслях экономики Норвегии, а частично закачиваются в Государственный нефтяной фонд, который создавался для решения стратегических задач развития экономики.

В Норвегии, в отличие от России, осознают то, что нефтяные запасы со временем полностью истощатся, и было решено создать запас прочности для будущих поколений. Государственный нефтяной фонд создан и функционирует в соответствии с одноименным законом от 22 июня 1990 г. Данный правовой акт регулирует вопросы аккумулирования средств в фонде, а также порядок управления этими средствами. В законе особо подчеркнуто, что средства Фонда представляют собой финансовую основу для достижения долгосрочных целей государства, с привлечением для этого доходов от эксплуатации норвежских нефтегазовых месторождений.

Фонд формируется за счет денежных средств от добычи нефти и газа, поступающих в него через госбюджет, и дополняется прибылью от аккумулированных накоплений. капитал Фонда складывается из следующих денежных поступлений: совокупные доходы от налогообложения нефтегазодобычи, взимаемые в соответствии с законами «О налогообложении деятельности при эксплуатации месторождений углеводородного сырья на норвежском континентальном шельфе» и «Об осуществлении нефтегазодобывающей деятельности»; доходы от сборов за выбросы в атмосферу СО2 при осуществлении нефтегазодобычи на континентальном шельфе; государственные доходы по соглашениям об отчислениях чистой прибыли в рамках отдельных лицензий на добычу углеводородного сырья; дивиденды по акциям «Статойл», «Норск Гидро», «Петоро»; до-

ходы государства от возможных продаж своих долей участия в нефтяных компаниях. За вычетом прямых инвестиций государства в нефтегазодобычу и отчислений государства в Государственный фонд страхования нефтегазодобычи. В законе подчеркнуто, что средства фонда могут использоваться лишь для перевода определенных сумм в государственный бюджет по решению Стортинга и не должны расходоваться иным образом, в т.ч. на предоставление средств Фонда в виде кредитов государству или частным физическим и юридическим лицам. хотя закон о Государственном нефтяном фонде вступил в силу с 1 января 1991 г., первые перечисления в Фонд были произведены только в мае 1996 г., поскольку в 1991 - 1995 гг. бюджет сводился с дефицитом. таким образом, важным условием перечислений средств в Фонд является профицит госбюджета.

капитал Фонда размещается как и прочие финансовые активы государства. Фонд не может брать кредиты, приобретать права или брать на себя обязательства, т.е. вступать в гражданско-правовые отношения с частнопредпринимательскими структурами или органами государственной власти, а также выступать в качестве истца или ответчика. Средствами Фонда от имени государства управляет министерство финансов. Отношение к накоплениям Фонда характеризуется отложенным на длительную перспективу распределением и использованием его средств, т.е. он может быть назван «неприкосновенным финансовым запасом» государства.

Предпринимавшиеся попытки склонить власти к вложению хотя бы небольшой части накопленных средств в решение в общем-то неотложных задач, например, ликвидацию технологического отставания ряда отраслей Норвегии от среднего по ОЭСР уровня, реорганизацию системы высшего образования и подъем фундаментальных наук, совершенствование системы здравоохранения и расширение предоставляемых в этой области услуг и т.п., успехом не увенчались. Неприкосновенность фонда моти-

вируется тем, что его средства могут быть востребованы только тогда, когда доходы государства, в том числе от нефтегазодобычи, станут меньше, чем расходы. Отметим, что рост государственных расходов, в том числе из-за старения населения, в перспективе очевиден, как очевидно и постепенное истощение запасов углеводородов на норвежском шельфе, являющихся одним из основных источников пополнения доходной части бюджета.

Государственный нефтяной фонд выступает в качестве заказчика по отношению к Центральному банку Норвегии «Норгес Банку», на который возложены функции оперативного управления средствами Фонда. В соглашении с министерством финансов определено наполнение портфеля Фонда конкретными акциями и облигациями тех стран, в которые разрешено инвестировать его средства. Поэтому данный портфель называется «рекомендательным». По сути, он отражает инвестиционную стратегию заказчика в отношении средств Фонда. Минфином установлены также предельно допустимые отклонения, которые в реальности могут возникать между прибылью от фактического размещения средств и прибылью «рекомендательного портфеля» ценных бумаг.

75% портфеля акций Фонда управляется в соответствии со стратегией индексации. Управление портфелем акций на основе индексов осуществляется внешними управляющими, среди которых можно выделить «Барклайс Глобал Инвесторс», «Дойтче Ас-сет Менеджмент», «Гартмор Инвестмент Менеджмент». Цель управления с использованием индексов заключается в получении отдачи от капиталовложений на том уровне, который был бы максимально приближен к объемам прибыли, если за основу брать требования «рекомендательного портфеля». На практике это означает, что управляющие покупают либо все акции, входящие в «рекомендательный портфель», либо делают это выборочно, исходя из ожидаемой прибыли на уровне его требований.

В октябре 1997 г. Минфином Норвегии были утверждены предписания по управлению Нефтяным фондом. В них предусматривалось, что от 30% до 50% средств Фонда будут инвестироваться в акции компаний, а остальная часть - в иностранные государственные облигации. При вложении средств нефтяного фонда в акции должно соблюдаться следующее правило: доля фонда в акционерном капитале иностранной компании не должна превышать 1%. Средства Государственного нефтяного фонда размещаются на зарубежных рынках ценных бумагах в пропорциях: 60% - в облигации иностранных государств и 40% - в акции. Средства, помещаемые в акции, распределяются в соответствии с предписанием министерства финансов королевства по географическому признаку. 50% средств, используемых в качестве вложений во все виды ценных бумаг (т.е. в акции и облигации), расходуется в Европе, 30% - в США и Канаде, остающиеся 20% - в Азии, Австралии и Океании.

В предписании министерства финансов приводится также перечень стран, в компании которых могут вкладываться средства. Основной принцип, положенный в основу составления данного весьма консервативного перечня, заключается в том, что в него включаются страны, в которых действуют высокоразвитые и надежные фондовые рынки в условиях стабильного и благоприятного законодательства, регулирующего операции с ценными бумагами. В Европе это страны ЕС, а также Швейцария, в Америке - США и Канада, в Азии - Япония, Гонконг, Сингапур, а также Австралия и Новая Зеландия. С 1 января 2000 г. по предложению правительства этот перечень был расширен и в него включены 7 новых стран: Бразилия, Греция, Мексика, Тайвань, Таиланд, Турция и Южная Корея.

Средства нефтяного фонда, предназначенные для инвестирования в акции, делятся на 2 пакета. 75% средств фонда, которые должны быть инвестированы в акции, рассредоточены по иностранным компаниям, причем пакет акций, приобретаемый фон-

дом в той или иной компании, должен быть пропорционален доле, занимаемой акциями этой компании на фондовом рынке соответствующей страны. Поэтому данная форма управления капиталом нефтяного фонда получила название «индексной». Цель очевидна: за счет дисперсии рисков и управления ими обеспечить сохранность вложений фонда в иностранные ценные бумаги. Второй пакет, составляющий 25%, предназначен для инвестирования в акции. Средства размещаются в более свободном режиме, исходя из соображений получения максимальной прибыли на вложенный капитал.

Необходимо отметить, что эффективность системы государственного регулирования нефтегазовой отрасли проявилась в том, что Норвегия оказалась одной из немногих стран, для которых мировой нефтяной кризис 1973 г. оказался выгодным. Положительным моментом для Норвегии оказалась фактическая готовность государственных органов к нефтяному кризису, что можно объяснить изначально твердо сформулированной позицией в отношении государственного регулирования национальной экономики в целом, и для нефтяного сектора в отдельности.

Интересам страны наиболее соответствует развитие нефтяной отрасли, способствующее, прежде всего, преимущественному росту других секторов экономики. В нефтяную политику Норвегии органически вошли экологические задачи сохранения чистоты прибрежных акваторий не только самих по себе, но и как места размещения других отраслей хозяйства: рыболовства, марикультуры, туризма. Выдача лицензий на разведку и разработку месторождений в Норвежском море проводится в небольших размерах и в ограниченных районах. Это объясняется стремлением сохранить контроль над уровнем активности и её географическим размещением, не потерять совместимость с промышленным рыболовством и не оказать на него отрицательного влияния. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективное регулирование нефтегазо-

вой отрасли способствует усилению роли государства во всей экономической жизни норвежского общества, давая правительству огромные рычаги влияния.

Государственный сектор в экономике Норвегии присутствует не только в топливно-энергетическом комплексе. Государство широко представлено в оборонных компаниях, таких как «Рауфос АСА»

- 50,37% акций принадлежит государству, «Гродегаард АС» - 100%, «Наммо» - 45%, «Конгсберг Групен» - 50%. В государственный сектор норвежской экономики входят: «Энтра Айндом», компания, занимающаяся недвижимостью - 100% акций принадлежит государству, «Стор-Осло Локалтра-фик», компания общественного транспорта в регионе Большого Осло - 33,33%, «Теле-нор», крупнейший телекоммуникационный концерн, - 77,68%, «Гаско», оператор газотранспортных систем, - 100%, «Стат-крафт», крупнейшая энергетическая компания, - 100%, «Стор Норске Шпицберген Кулкомпани», компания, занятая в угледобыче на архипелаге Шпицберген, - 51%, «НСБ», государственные железные дороги,

- 100%, «Постен», почтовая компания, -100%, «Бане Теле», телекоммуникационная компания, - 100%, «Комуналбанкен», банк по региональному обслуживанию, - 80% и некоторые другие, менее значимые для норвежского хозяйства компании.

Но не только прямые методы государственного регулирования определяют экономическую политику королевства Норвегия, кроме них широко представлены косвенные методы регулирования. Наиболее значимыми среди косвенных мер являются социально-экономическая политика и региональная политика Норвегии.

Политика перераспределения доходов Норвежского государства призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности. Норвегия - страна с наилучшими в Европе социальными программами:

Норвежская семья, живущая за чертой города, получает за каждого ребенка более 1.600$.

Норвежские дети посещают бесплатные детские сады.

Работающим норвежским женщинам оплачивается десятимесячный декретный отпуск.

Работающим норвежцам полагаются специальные денежные доплаты на время отпусков.

Аренда квартир субсидируется государством.

Все расходы на образование покрываются государством.

Медицинское обслуживание, включая зубоврачебную помощь, является бесплатным для постоянных жителей Норвегии. Государство оплачивает им лечебные путевки на канарские острова и в другие курортные места, если они в этом нуждаются.

Пособие по старости эквивалентно заработной плате квалифицированного индустриального рабочего.

При этом на ближайшие десятилетия в Норвегии не предвидится какого-либо сокращения государственных ассигнований на социальные нужды.

Одной из наиболее важных социально-экономических сфер, реформированию которой уделяется большое внимание в Норвегии, в последнее время является сфера пенсионного обеспечения. Сейчас выплаты пенсий по старости и нетрудоспособности из госбюджета уже составляют 100 млрд крон в год. При этом численность неработающих, составляющая более 1 миллиона человек на данный момент, будет в ближайшие годы увеличиваться по причине старения населения.

В Норвегии в 2002 г. была создана специальная комиссия по подготовке предложений о реформе системы пенсионного обеспечения. комиссия, возглавляемая бывшим министром финансов С. Юнсоном, изучает возможности аккумулирования средств, получаемых от уплаты налогов по социальному страхованию, и «нефтяных денег» в

крупных фондах. Такое фондирование позволит добиться определенной независимости от государственных финансов, а также использовать прибыль, получаемую от размещения этих средств на фондовых рынках, что также облегчит давление на бюджет. Все политические партии Норвегии поддерживают данную идею, расходясь лишь по отдельным непринципиальным деталям ее реализации.

Очень важное место в экономической политике королевства занимает региональная политика, так как она направлена на выравнивание различных регионов Норвегии в их экономическом развитии, что весьма актуально для нашей страны с ее проблемами в данной области.

В региональной политике внутри страны правительство провозгласило курс на децентрализацию, которая полностью опирается не на макроэкономические соображения, а на социально-культурные особенности регионов. Главный тезис региональной политики в Норвегии - люди должны жить там, где они родились, то есть поддержка направлена на то, чтобы помочь человеку остаться в районе, где он родился. Области региональной политики: развитие экономической деятельности, поддержка и сохранение рабочих мест (занятости), поддержка индивидуума (адресная направленность на человека).

Все виды механизмов поддержки можно разделить на прямые и косвенные, которые реализуются через общественную деятельность, то есть включены в государственную систему. В Норвегии трехуровневая система: первый уровень - государственный, второй - губернский, третий - коммуны.

Губернский уровень в Норвегии, в отличие от России, не имеет столько прав в экономической деятельности. Он отвечает за систему дорог, средней школы, больницы, региональное планирование (то есть система развития инфраструктуры и повышения квалификации населения, проживающего на данной территории). Причем главная задача - дать населению по всей Норвегии одина-

ковый набор услуг в данной области. Но в сравнении с губерниями коммуны предоставляют больше услуг.

Итак, в отличие от России, третий уровень - коммун - является ключевым как в определении региональной политики центра, так и в хозяйственной активности субъектов экономической деятельности. коммуна - это город с прилежащими окрестностями, но никогда - два города. Экономический район - это объединение коммуны и прилегающего района другой коммуны, связанного экономической деятельностью. Однако это не мешает объединению позиций губерний и коммун для решения некоторых вопросов проведения экономических программ. Это процесс никак не регулируется со стороны государства, но всячески приветствуется.

Все механизмы поддержки регионов в Норвегии можно разделить на два механизма:

• широкий механизм, который «включен» в систему государства;

• узкий механизм, направленный непосредственно на регионы.

В стоимостном соотношении наблюдается преобладание широкого механизма над узким. так, бюджет по финансированию программ в первом случае составляет 500 млрд норвежских крон, а во втором - 2 млрд.

Широкий механизм: самый важный инструмент данного механизма - это социальная защита населения. так называемый фонд пенсий, куда включаются все виды пенсий, пособия по безработице, которые идут напрямую человеку. Бюджет данных мероприятий составляет 160 млрд крон. Второй инструмент региональной политики состоит из двух составляющих:

1) политика по секторам;

2) политика (механизмы) перед коммунами.

Сектор - это отношения к власти. Отрасль - вид экономической деятельности населения. Политика по секторам разделена на следующие виды: инфраструктура, отраслевые механизмы, образование. В основу

политики положен региональный принцип распределения средств исходя из объективных оценок.

Деятельность коммун отчасти финансируется из центра. Местные налоги составляют большую долю доходов местного бюджета. Центр может изменить лишь механизм распределения. Переводы денег в коммуны носят рамочный или специализированный характер, то есть выделяются на специальные цели, которые заранее оговорены. Рамочные переводы денег в коммуны должны компенсировать недостатки в составе населения и качестве его, а также должны обеспечить равенство услуг, предоставляемых коммунами населению. Эти деньги переводятся государством независимо от приоритетов по отраслям. коммуны сами определяют эти приоритеты. Рамочные переводы зависят от таких объективных факторов, как демографическая характеристика, доля детей, способы размещения населения, на которые коммуны не в состоянии влиять.

Программные цели (специализированные) на основе законности или добровольности. В первом случае государство, принимая закон, обеспечивает его финансирование на региональном уровне, во втором случае коммуна сама разрабатывает программу и берет деньги у государства для ее реализации. При этом соблюдается принцип коммунального самоуправления.

Узкий механизм в настоящее время приобретает большее значение, и ему уделяется повышенное внимание, так как наметилась тенденция урбанизации населения в Норвегии, а этот механизм направлен прежде всего на человека и не включен в государственную систему. хотя по финансированию он уступает широкому механизму.

Существуют две географические области:

1) зона мероприятий (северный Тромс, Финнмарк). Существуют особенные мероприятия, которые реализуются только там. Самые важные - снижен налог на работодателя (в Финнмарк до 0 %), банк по образованию - с каждым годом проживания в

данных областях уменьшает долг на 10 %, однако существуют ограничения - данная льгота действует 10 лет, то есть не более 50 % от ссуды может быть уменьшено, а также подоходный налог ниже, чем по стране в целом.

2) Поддержка регионам. Вся Норвегия разделена на 4 зоны. Главное мероприятие - это поддержка инвестиций от 0 до 50 % через $N0 (структура под Департаментом по региональной политике), а также механизмы повышения квалификации проживающего населения и поддержка человеческим и материальным ресурсом.

В настоящее время существует мнение о том, что можно улучшить политику в отношении регионов другими способами, нежели переводами денег. Например, через повышение квалификации и поддержку программ губерний. Эти мероприятия лежат в компетенции широкого механизма, что еще раз подчеркивает важность его перед узким механизмом. При изменении политики в области поддержки регионов сначала изучаются последствия данных изменений для региона, а затем принимается решение на уровне правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.