Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / WORLD ECONOMIC CRISIS / САНКЦИИ / SANCTIONS / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзагоева И.Т., Дзагоев В.А., Мусаева Б.М.

Агропромышленный комплекс Российской Федерации занимает исключительное место в жизни страны, ибо основная его функция заключается в обеспечении продовольственной безопасности. От уровня развития АПК зависит качество жизни населения, его благосостояние. Сложившееся состояние отечественного АПК радикально отличается от положения аграрной сферы в аграрноориентированных странах с развитой рыночной экономикой, ведущих агропромышленное производство в схожих агроклиматических и природных условиях. Надо отметить, что такое положение объясняется, в первую очередь, тем, что сельское хозяйство в продвинутых аграрноориентированных странах на деле является одной из самых приоритетных отраслей, о чем свидетельствуют выделяемые ежегодно государственные средства. Так, в 2010 году в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) на развитие аграрной сферы было выделено более 300 млрд. долларов, по прогнозу к 2030 году развитые страны на нужды сельского хозяйства направят более 620 млрд. долларов. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства в странах ЕС в среднем за 2000-2010 гг. составил 730 долларов на 1 га. сельхозугодий, в США - 94, Канаде - 62, для сравнения - в России - на 1 га выделяется менее 10 долларов. Исходя из того, что против России приняты санкции политические и экономические, возникает вопрос - как отечественному сельскому хозяйству эффективно функционировать в новых условиях. Целью статьи явились исследование проблемы совершенствования структуры управления и государственного регулирования АПК региона. Сделан вывод о необходимости усиления роли государства в регулировании сельского хозяйства, формировании органов управления с рыночным мышлением, способных нести адаптивные функции. Отмечено, что систему управления АПК и сельскими территориями необходимо развивать, начиная с товаропроизводителей и муниципалитетов, в целях соединения интересов сельхозпредприятий всех форм собственности и сельских территорий в увеличении производства конкурентоспособной продукции и улучшении социальной инфраструктуры села.The agro-industrial complex of the Russian Federation takes the exclusive place in country life because his main function consists in ensuring food security. The quality of life of the population, his welfare depends on the level of development of agrarian and industrial complex. The developed condition of domestic agrarian and industrial complex considerably differs from position of the agrarian sphere in the agrarnooriyentirovannykh the countries with the developed market economy, conducting agro-industrial production in similar agroclimatic and an environment. It should be noted that such situation is explained, first of all, by the fact that agriculture in advanced the agrarnooriyentirovannykh the countries in practice is one of the most priority branches what the allocated annually public funds testify to. So, in 2010 in the countries of OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) more than 300 billion dollars have been allocated for development of the agrarian sphere, according to the forecast by 2030 the developed countries will direct more than 620 billion dollars to needs of agriculture. Level of the state support of agriculture in EU countries for 2000-2010 has averaged 730 dollars on 1 hectare. farmlands, in the USA - 94, - 62, for comparison - in Russia - less than 10 dollars are allocated to Canada for 1 hectare. Proceeding from the fact that against Russia sanctions political and economic are accepted there is a question - as it is effective to domestic agriculture to function in new conditions. The purpose of article were a research of a problem of improvement of structure of management and state regulation of agrarian and industrial complex of the region. The conclusion is drawn on need of strengthening of a role of the state for regulation of agriculture, formation of governing bodies with market thinking, capable to bear adaptive functions. It is noted that the control system of agrarian and industrial complex and rural territories needs to be developed, since producers and municipalities, for connection of interests of agricultural enterprises of all forms of ownership and rural territories in increase in production of competitive production and improvement of social infrastructure of the village.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

И. Т. Дзагоева

д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, Горский ГАУ

I. T. Dzaoeva

Doctor of Economics, Professor of the Accounting Department, Gorskiy GAU

(mbc_@mail.ru 89288568777) В.А. Дзагоев

к.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга, Горский ГАУ

V.A. Dzagoev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and

Marketing, Gorskiy GAU (mbc_@mail.ru 89188272697)

Б.М. Мусаева

ассистент кафедры «Экономика предприятий», Чеченский государственный университет

B.M. Musaeva

Assistant of the Department of Economics of Enterprises, Chechen State University

(mbc_@mail. ru 89287891735)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. Агропромышленный комплекс Российской Федерации занимает исключительное место в жизни страны, ибо основная его функция заключается в обеспечении продовольственной безопасности. От уровня развития АПК зависит качество жизни населения, его благосостояние.

Сложившееся состояние отечественного АПК радикально отличается от положения аграрной сферы в аграрноориентированных странах с развитой рыночной экономикой, ведущих агропромышленное производство в схожих агроклиматических и природных условиях. Надо отметить, что такое положение объясняется, в первую очередь, тем, что сельское хозяйство в продвинутых аграрноориентированных странах на деле является одной из самых приоритетных отраслей, о чем свидетельствуют выделяемые ежегодно государственные средства. Так, в 2010 году в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) на развитие аграрной сферы было выделено более 300 млрд. долларов, по прогнозу к 2030 году развитые страны на нужды сельского хозяйства направят более 620 млрд. долларов. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства в странах ЕС в среднем за 2000-2010 гг. составил 730 долларов на 1 га. сельхозугодий, в США - 94, Канаде - 62, для сравнения - в России - на 1 га выделяется менее 10 долларов. Исходя из того, что против России приняты санкции политические и экономические, возникает вопрос - как отечественному сельскому хозяйству эффективно функционировать в новых условиях.

Целью статьи явились исследование проблемы совершенствования структуры управления и государственного регулирования АПК региона. Сделан вывод о необходимости усиления роли государства в регулировании сельского хозяйства, формировании органов управления с рыночным мышлением, способных нести адаптивные функции. Отмечено, что систему управления АПК и сельскими территориями необходимо развивать, начиная с товаропроизводителей и муниципалитетов, в целях соединения интересов сельхозпредприятий всех форм собственности и сельских территорий в увеличении производства конкурентоспособной продукции и улучшении социальной инфраструктуры села.

Annotation. The agro-industrial complex of the Russian Federation takes the exclusive place in country life because his main function consists in ensuring food security. The quality of life of the population, his welfare depends on the level of development of agrarian and industrial complex.

The developed condition of domestic agrarian and industrial complex considerably differs from position of the agrarian sphere in the agrarnooriyentirovannykh the countries with the developed market economy, conducting agro-industrial production in similar agroclimatic and an environment. It should be noted that such situation is explained, first of all, by the fact that agriculture in advanced the agrarnooriyentirovannykh the countries in practice is one of the most priority branches what the allocated annually public funds testify to. So, in 2010 in the countries of OECD (Organization for Economic Co-

operation and Development) more than 300 billion dollars have been allocated for development of the agrarian sphere, according to the forecast by 2030 the developed countries will direct more than 620 billion dollars to needs of agriculture. Level of the state support of agriculture in EU countries for 20002010 has averaged 730 dollars on 1 hectare. farmlands, in the USA - 94, - 62, for comparison - in Russia - less than 10 dollars are allocated to Canada for 1 hectare. Proceeding from the fact that against Russia sanctions political and economic are accepted there is a question - as it is effective to domestic agriculture to function in new conditions.

The purpose of article were a research of a problem of improvement of structure of management and state regulation of agrarian and industrial complex of the region. The conclusion is drawn on need of strengthening of a role of the state for regulation of agriculture, formation of governing bodies with market thinking, capable to bear adaptive functions. It is noted that the control system of agrarian and industrial complex and rural territories needs to be developed, since producers and municipalities, for connection of interests of agricultural enterprises of all forms of ownership and rural territories in increase in production of competitive production and improvement of social infrastructure of the village.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, государственная поддержка, мировой экономический кризис, санкции, импортозамещение.

Key words: agro-industrial complex, state regulation, state support, world economic crisis, sanctions, import substitution.

Цель исследований заключается в проведении и обобщении теоретических положений и практических рекомендаций государственного регулирования сельского хозяйства и разработке приоритетных направлений эффективного госрегулирования АПК.

Правовые основы реализации аграрной политики установлены на законодательном уровне, то есть, был принят ФЗ «О развитии сельского хозяйства», утверждены и реализуются Доктрина продовольственной безопасности РФ и Государственная программа развития сельского хозяйства на 2014-2020 годы, Программа развития сельских территорий, то есть, созданы условия для решения основных производственных финансово-экономических и социальных проблем, заложена основа поступательного развития АПК.

В то же время, в текущих социально-экономических условиях помимо известных проблем в сельском хозяйстве республики, в т.ч. риски и сезонность производства, современная структура поддержки сельского хозяйства, в силу острой нехватки частных и заемных инвестиций, а также выделяемых из федерального и регионального бюджетов средств, не в состоянии обеспечить модернизацию технического потенциала отрасли и развития инфраструктуры села [6, 7, 17].

Более того, многие сельхозтоваропроизводители не могут получать господдержку в том числе в виде льготных кредитов на проведение полевых работ из - за высокой закредитованности и отсутствия ликвидного обеспечения, что сдерживает развитие производства, отсюда и низкая оплата труда и соответствующее кадровое обеспечение и др. Сегодня во всех республиках Северо-Кавказского федерального округа ставится конкретная задача - увеличить объемы качественной сельхозпродукции и снизить затраты на ее производство в целях импортозамещения производства. Так, например, Коэффициент использования сельскохозяйственных угодий в Чеченской республике в среднем за исследуемый период — 37,6, что значительно ниже среднего регионального уровня. Ко-эффициент использования площади пашни составляет 41,2, что говорит о том, что пашня в республике используется лишь наполовину.

По данным государственного земельного учета общий земельный фонд Чеченской Республики составил на 1 января 2009 года 245,2 тыс. га пашни.

За исследуемый период времени (2010-2017 гг.) в Чеченской Республике прослеживается тенденция наращивания площади земли, используемой для сельскохозяйственных целей. Аналогичное положение в соседних республиках - Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Северная Осетия-Алания. Более подробно остановимся на последней, являющейся типичной аг-рарноориентированной республикой.

По объему производства сельхозпродукции РСО-Алания, среди субъектов СКФО, производит 5,5% от общего объема производства. Исключительная особенность республики состоит в ее малоземелье, особенно пашни. Общее распределение земельной площади и структуры земельных угодий таково: сама республика занимает 8 тыс. км2 - это 0,05% территории Российской Федерации. При этом, на сельхозугодья республики приходится чуть больше 50%, леса занимают

25,8%, поверхностные воды - 1,4%, пастбища - 21,2%. В республике довольно высокая плотность населения - 88 человек на 1 км2.

Осетиястат опубликовало очередной доклад «Социально-экономическое положение РСО-Алания», в котором содержится оперативная информация за январь-июнь 2017 года. Информация позволяет судить о тенденциях развития сельского хозяйства республики в первом полугодии текущего года.

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сель-хозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население), по предварительным расчетам, в январе-июне 2017 г. снизился в сопоставимой оценке по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,6% и составил 3393,1 млн. рублей.

Растениеводство. Под урожай 2017 г. в хозяйствах всех категорий, по предварительным данным, посевная площадь составила 172,5 тыс. гектаров, в том числе зерновые и зернобобовые культуры посеяны на площади 133,2 тыс. гектаров, технические культуры - на 23,6 тыс. гектаров, картофель - на 5,6 тыс. гектаров, овощи - на 2,6 тыс. гектаров.

Посевы зерновых и зернобобовых культур по сравнению с уровнем прошлого года увеличились на 6,3 тыс. гектаров (на 5,0%), кукурузы - на 6,3 тыс. гектаров (на 7,2%), посевы картофеля уменьшились на 1,7 тыс. гектаров (на 23,3%), овощей - на 0,6 тыс. гектаров (на 18,2%), технических культур - на 2,1 тыс. гектаров (на 8,1%). Посевы подсолнечника увеличились на 1,9 тыс. гектаров (на 62,7%).

Животноводство. На конец июня 2017г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетам, составило 90,0 тыс. голов (на 21,3% меньше, чем год назад), из него коров - 36,2 тыс. голов (на 30,4% меньше), поголовье свиней - 14,5 тыс. голов (на 44,5% меньше), овец и коз - 54,1 тыс. голов (на 15,0% меньше), птицы 800,1 тыс. голов (на 25,5% меньше).

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 78,5% поголовья крупного рогатого скота, 97,2% свиней, 50,0% овец и коз (на конец июня 2016 г. соответственно -81,7, 47,5, 64,0%).

В сельскохозяйственных организациях на 1 июля 2017 г. по сравнению с 1 июля 2016 г. производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 3,1%, производство молока -на 12,1%, яиц - на 9,3%.

Надои молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях (с дорасчетом до полного круга) в январе-июне 2017г. составили 2401 кг (в январе-июне 2016 г. - 2023 кг).

В январе-июне 2017 г. объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, снизился на 49,3%.

Реализация сельскохозяйственной продукции. В январе-июне 2017 г., по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, увеличилась продажа сельскохозяйственными организациями зерна, скота и птицы (в живом весе), молока и молочных продуктов и яиц.

Средняя заработная плата, начисленная работающим на предприятиях и организациях республики (по полному кругу) за январь-июнь 2017 года выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,6%.

Размер реальной заработной платы, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен, за январь-июнь 2017 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 98,6%.

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства остается низкой и составляет около 8,0 тыс. руб., это при том, что МРОТ в настоящее время составляет 7800 руб., а Правительство РФ одобрило законопроект о повышении МРОТ с 1 января 2018 г. до 85% от величины прожиточного минимума, а с января 2019 года до 100% (прожиточный минимум на душу населения составляет 9305 руб.)

Сокращаются реальные доходы сельского населения и соответственно потребительский спрос на продовольственные товары.

Очередной мировой экономический кризис, сопровождающийся санкциями западных держав и США против России, вынуждает переосмыслить вопрос о роли и целях государства в социально-экономической сфере жизни общества, разрабатывать и реализовывать приоритетные направления государственного регулирования экономики.

Ослабление роли государства в регулировании сельского хозяйства привело к возникно-

вению проблем, которые имеют системный характер. В текущих условиях разработка приоритетных направлений аграрной политики РФ сопряжена с необходимостью адаптироваться к новым задачам и вызовам, связанными с развитием импортозамещения и продовольственной безопасности на базе формирования инновационных процессов в земледелии, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции [3, 8, 12].

Важной проблемой экономики является повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Одним из наиболее значимых показателей выступает производительность труда. Рост производительности труда и обеспечение на этой основе устойчивого развития отрасли - приоритетные задачи в условиях введенных санкций против РФ. Поэтому, утвержденный 30 августа 2017 года Паспорт приоритетной Программы «Повышения производительности труда и поддержки занятости» предусматривающий налоговые льготы для пилотных предприятий, ведущих оптимизацию и модернизацию производства, а так же переобучение высвобождаемого персонала и повышение компетенции руководства предприятий и чиновников в целом, должны способствовать эффективному и современному ведению производства во всех отраслях экономики, в т.ч. в сельском хозяйстве [14].

Срок реализации программы поэтапно с сентября 2017 года по 2025 год, с планируемым ростом производительности труда на этих пилотных предприятиях не менее 30%. Идея прогрессивная, т.к. повышение производительности является основным источником экономического роста России, позволяющий, в том числе расти и зарплате. Работники, участвующие в мероприятиях по повышению эффективности занятости и обратившиеся в службу занятости, уже по результатам первого года реализации Программы должны быть трудоустроены и получать зарплату не ниже, чем на предыдущем месте работы.

В 2018 году такие Программы планируется реализовать в 15 субъектах РФ на 150 предприятиях. К 2025 - в 85 субъектах РФ на 850 предприятиях. Предполагается создание федеральных и региональных центров компетенций в области производительности труда, которые будут помогать разрабатывать эффективные стратегии поддержки производительности труда, внедрять организационные инновации в производственные и управленческие процессы.

В сложившейся ситуации, сельское хозяйство республики необходимо рассматривать как многофункциональную систему; разработать региональные и муниципальные программы по восстановлению сельских поселений, особенно, горных территорий на базе развития производственной и социальной инфраструктуры с целью повышения уровня и качества жизни селян, а также программу для подготовки новых управленческих кадров с рыночным мышлением для всех уровней агропромышленного производства; завершить затянувшуюся земельную реформу в республике, с целью создания эффективных конкурентных рынков, установления государственной, муниципальной и частной земельной собственности; разработать систему стимулирования привлечения инвестиций для реконструкции и модернизации предприятий, обеспечить доступность кредитов в сельской местности и др. [4, 10, 15, 19].

Необходимо совершенствовать инструменты государственного регулирования развития импортозамещающих производств в сельском хозяйстве, применение которых позволит нейтрализовать деструктивные процессы в аграрной сфере, устойчиво развиваться в условиях роста конкуренции, решить большинство социальных вопросов на селе.

Приоритетным направлением аграрного рынка является активное импортозамещение, которое при достаточном уровне господдержки, привлечение частных и заемных инвестиций может быть существенным стимулом экономического роста агропромышленного производства [1, 11, 18]. Экономическая необходимость и целесообразность импортозамещения состоит в том, что сельскохозяйственное производство дает возможность открывать новые рабочие места для селян, наращивать прибавочную стоимость произведенной продукции.

Совершенствование государственного регулирования и управления аграрным сектором экономики является основной проблемой в обеспечении продовольственной безопасности и роста благосостояния сельских жителей [2, 5, 16]. И систему управления АПК и сельскими территориями необходимо развивать, начиная с товаропроизводителей и муниципалитетов, в целях соединения интересов сельхозпредприятий всех форм собственности и сельских территорий в увеличении производства конкурентоспособной продукции и улучшении социальной инфраструктуры села. И основой здесь должно быть государственное регулирование и государственная поддержка, обозначение государственных приоритетов, соответствие между целями и механиз-

мами их реализации, в т.ч. по объемам финансирования из всех уровней бюджетов. Источники:

1. Аграрный сектор США в конце XX века / Под ред. Б.А. Чернякова. - М.: РИЦ « Пилигрим», 1997. - 392 с.

2. Аджиева А.Ю., Мисаков А.В., Дикарева И.А. Аудиторский риск при планировании аудита финансовых результатов. В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2016. С. 74-77.

3. Аничин В.Л. Совершенствование государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве / Монография.- Белгород: Изд-во БелГАУ, 2015.- 150 с.

4. Басаев Б.Б., Озова И.М., Кайтмазов Т.Б., Годизова З.П. Государственная поддержка-основа устойчивого развития регионального сельского хозяйства. ИЗВЕСТИЯ №52(3) 2015 «Горский государственный аграрный университет».

5. Бекова О.О., Оздоева Д.М., Мисаков В.С. Интеграция как основа формирования регионального производственного комплекса. Экономические науки. 2011. № 85. С. 163-167.

6. Гаужаев А.З., Маиров А.Ю., Мисаков В.С. Институционально-организационный контекст стратегии модернизации развития региональных производственных комплексов. Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2-2. С. 62-66.

7. Дзагоева И.Т., Дзагоев В.А. Дзидзоева З.М., Кодоев В.М. Совершенствование структуры управления агропромышленным комплексом региона. // М.: Экономика и предпринимательство, 2016, №4, ч.1

8. Каменецкий М.И., Яськова Н.Ю. Административный ресурс как фактор повышение эффективности системы государственного регулирования. Проблемы прогнозирования. 2015. №2. С. 33-43.

9. Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления. Нальчик, 2006.

10. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик, 1996.

11. Мисаков В.С., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Дикинов А.Х., Кильчукова А.Л., Эфендиева А.А., Сабанчиев А.Х., Мисаков А.В., Абаев Р.М. Прогнозирование и оценка возможностей устойчивого развития проблемных регионов. Под научной редакцией В.С. Мисакова. Нальчик, 2015.

12. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 6-2 (56). С. 176-181.

13. Мисаков В.С.Проблемы обеспечения социо-эколого-экономической безопасности горных территорий Юга России. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 1 (69). С. 113-120.

14. Паспорт приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 N 9)

15. Тоторкулов Ш.М., Этлухов О.А.Г., Мисаков В.С. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях. Вопросы экономики и права. 2011. № 42. С. 123-127.

16. Трушин, Ю. Современный подход государства к развитию АПК // Экономист. 2007. № 11. С. 87-90.

17. Шевлоков В.З., Ашибоков Б.А., Мисаков В.С. Лизинг как форма инвестиций в аграрном секторе экономики. Экономические науки. 2011. № 85. С. 182-185.

18. Шевлоков В.З., Мисаков В.С. Ориентиры улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в КБР. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 2 (58). С. 110-113.

19. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture modernization on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. Т. 10. № 10. С. 1946-1951

Sources:

1. The agricultural sector of the US in the late XX century / Ed. BA Chernyakova. - Moscow: RIC "Pilgrim", 1997. -

392 p.

2. Adzhieva A.Yu., Misakov AV, Dikareva I.A. Audit risk in the planning of audit of financial results. In the collection:

Modern economy: current issues, achievements and innovations. Collection of articles of the winners of the III International Scientific and Practical Conference. 2016. S. 74-77.

3. Anichin V.L. Perfection of state regulation of the reproduction process in agriculture / Monograph .- Belgorod: Pub-

lishing house of BelSU, 2015.- 150 p.

4. Basayev BB, Ozova IM, Kaitmazov TB, Godizova Z.P. State support is the basis for sustainable development of re-

gional agriculture. Izvestia №52 (3) 2015 "The Mountain State Agrarian University".

5. Bekova OO, Ozdoeva DM, Misakov VS Integration as the basis for the formation of a regional production complex.

Economic sciences. 2011. № 85. P. 163-167.

6. Gauzhaev AZ, Mairov A.Yu., Misakov VS Institutional and organizational context of the modernization strategy for

the development of regional production complexes. Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 2-2. Pp. 62-66.

7. Dzagoeva IT, Dzagoev V.A. Dzidzoeva ZM, Kodoev VM Perfection of the management structure of the agro-

industrial complex of the region. // М: Economics and Entrepreneurship, 2016, №4, ч.1

8. Kamenetsky MI, Yaskova N.Yu. Administrative resource as a factor to increase the effectiveness of the system of

state regulation. Problems of forecasting. 2015. №2. Pp. 33-43.

9. Misakov VS Methodological bases of modeling of process of the economic analysis of a condition of business. Ka-

bardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences, Institute of Informatics and Problems of Regional Management. Nalchik, 2006.

10. Misakov VS Theory and practice of competitiveness analysis of a firm. Nalchik, 1996.

11. Misakov VS, Kuyantsev IA, Kazancheva Kh.K., Dikinov A.Kh., Kilchukova AL, Efendieva AA, Sabanchiev A.Kh., Misakov A.V., Abaev R.M. Forecasting and assessing the opportunities for sustainable development of problem regions. Under the scientific editorship of V.S. Misakova. Nalchik, 2015.

12. Misakov VS, Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of shadow relations in the regional economy. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 6-2 (56). Pp. 176-181.

13. Misakov VS Problems of ensuring socio-ecological and economic security of mountain areas in the South of Russia. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 1 (69). Pp. 113-120.

14. Passport of the priority program "Improving labor productivity and supporting employment" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Protocol No. 9 of August 30, 2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Totorkulov Sh.M., Etlukhov OAG, Misakov VS Actual problems of small business development in modern conditions. Issues of economics and law. 2011. № 42. P. 123-127.

16. Trushin, Yu. The modern approach of the state to the development of the agroindustrial complex // The Economist. 2007. № 11. P. 87-90.

17. Shevlokov VZ, Ashibokov BA, Misakov VS Leasing as a form of investment in the agricultural sector of the economy. Economic sciences. 2011. № 85. P. 182-185.

18. Shevlokov VZ, Misakov VS Guidelines for improving the investment and business climate in the CBD. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 2 (58). Pp. 110-113.

19. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. 10. 10. № 10. P. 1946-1951

О.А. Дмитриева

доцент кафедры охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, к.т.н., Уфимский государственный нефтяной технический университет

O.A. Dmitrieva

associate Professor of the Department of environmental protection

and rational use natural resources, Ufa state petroleum technical University Ph. D. (0lga_4760@mail.ru, 89177922543)

Л.Н. Короткова

доцент кафедры охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, к»х* н*, Уфимский государственный нефтяной технический университет

L.N. Korotkova

associate Professor of the Department of environmental protection

and rational use of natural resources, Ufa state petroleum technical University Ph. D. (korotkova-lyuda76@mail.ru, 89876057808)

Ф.М. Латыпова

доцент кафедры охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, к»х* н*, Уфимский государственный нефтяной технический университет

F.M. Latypova

associate Professor of the Department of environmental protection

and rational use of natural resources, Ufa state petroleum technical University Ph. D. (flatypova@inbox.ru, 89174679037)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. Рассмотрены общетеоретические вопросы в области современных подходов к экологизации экономики, включая вопросы устойчивого развития. Представлены инструменты эколого-экономического регулирования, экономического стимулирования. Проанализированы экономический и финансовый механизмы, а также современные инструменты повышения экологической эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.