Научная статья на тему 'Государственное регулирование кадрового обеспечения АПК Амурской области'

Государственное регулирование кадрового обеспечения АПК Амурской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ АПК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / AGRICULTURAL SECTOR / BUDGETARY FUND ALLOCATION / WORK ENVIRONMENT / WELFARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнарев Евгений Николаевич

Сокращается численность занятых на предприятиях АПК Амурской области, требуются квалифицированные специалисты. Кадровые проблемы решаются при участи органов государственной власти за счет бюджетных средств, выделяемых на профессиональное образование, повышение квалификации работников, социальное развитие села, приобретение жилья для молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кушнарев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF EMPLOYMENT AT FACTORY-FARM ENTERPRISES IN AGRICULTURAL SECTOR IN AMUR REGION

The paper addresses the issue of shortage of skilled labor at factory-farm enterprises in agricultural sector in Amur region. Public authority is solving employment problems with budgetary funds allocated for professional education, employee training, university graduate housing and welfare of rural settlements.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование кадрового обеспечения АПК Амурской области»

США, в 2,2 раза - Канады и 5,7 раза - стран ЕС. Такое состояние комбайнового парка может создать угрозу уборке зерновых и зернобобовых в регламентированные агротехнологические сроки.

Повышение сбора урожая зерна тесно связано с эффективностью уборочного процесса. В 2011 и 2012 годах на уборке урожая работали комбайны различных марок: Acres, Палессе, Джон Дир, которые постепенно вытесняют комбайны семейства Енисей. Начиная с 2008 года на полях Амурской области все больше появляются зерноуборочные комбайны завода «Гомсельмаш» республики Беларусь семейства Палессе. Их количество особенно резко стало возрастать в связи с тем, что сборка этих комбайнов стала осуществляться на заводе «Кранспецбурмаш» г. Шимановска. Причем преимущественно это комбайны на резино-армированном гусеничном ходу под маркой КЗС - 812 С «Амур-Палессе».[3]

В 2012 году сельхозорганизации Амурской области закупили 230 зерноуборочных комбайнов. Из них 28%, а это самый высокий показатель, занимает «Гомсельмаш». Конечно, это также связано с тем, что в 2010 году сельскохозяйственная техника марки «Па-лессе» изготавливается на совместном пред-

приятии «Кранспецбурмаш» г. Шимановска Амурской области. [4,5]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амурский статистический ежегодник 2012 г. Официальный сайт/[Электронный ресурс]: Электрон.текстовые дан. - Режим доступа:www.amurstat.ru

2. Кидяева Н.А. Основные тенденции зер-

нового производства в Амурской обла-сти/Статистическая оценка трансформации регионального социально-экономического пространства: материалы научно-практической конференции. Июнь 2013 г., Благовещенск.-

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской обла-сти.-2013.-294с.

3. Лаврова Н.А. Состояние и перспективы

развития рынка сельскохозяйственных машин в Амурской области/Статистическая оценка трансформации регионального социально-

экономического пространства: материалы научнопрактической конференции. Июнь 2013 г., Благовещенск.-Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.-2013.-294с.

4. Официальный сайт министерства сельского хозяйства Амурской области /[Электронный ресурс]: Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: agroamur.ru/2/2.htm...

5. Сельское хозяйство Амурской области: Сб./Амурстат. - Б., 2012 - 155 с.

УДК 338.436.33(571.61)

Кушнарев Е.Н., канд.ист.наук, доцент, ДальГАУ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сокращается численность занятых на предприятиях АПК Амурской области, требуются квалифицированные специалисты. Кадровые проблемы решаются при участи органов государственной власти за счет бюджетных средств, выделяемых на профессиональное образование, повышение квалификации работников, социальное развитие села, приобретение жилья для молодых специалистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КАДРЫ АПК, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, УСЛОВИЯ ТРУДА, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

UDC 338.436.33(571.61)

Kushnarev E.N., Csnd.Hist.Sci., associate professor, FESAU

STATE REGULATION OF EMPLOYMENT AT FACTORY-FARM ENTERPRISES IN AGRICULTURAL SECTOR IN AMUR REGION

The paper addresses the issue of shortage of skilled labor at factory-farm enterprises in agricultural sector in Amur region. Public authority is solving employment problems with budgetary funds allocated for professional education, employee training, university graduate housing and welfare of rural settlements.

KEY WORDS: AGRICULTURAL SECTOR, STATE REGULATION, BUDGETARY FUND ALLOCATION, WORK ENVIRONMENT, WELFARE

27

Мировые стандарты агропромышленного производства включают высокие требования к качеству трудовых ресурсов. Для российского АПК кадровая проблема достаточно актуальна. Ученые указывают на существенные ее аспекты: сокращение в 20002011 гг. среднегодовой численности работников, занятых в сельском хозяйстве РФ, с 8,4 млн. до 6 млн.; дефицит кадров массовых профессий; производительность труда в сельском хозяйстве и пищевой промышленности значительно ниже, чем в государствах с развитой экономикой; снижение выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием, подготовленных за счет бюджетных средств, их недостаточная практическая подготовка; низкое качество кадрового состава в торговле, общественном питании, в сфере хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; дешевизна рабочей силы в АПК и др.(1).

Указанные тенденции, трудности характерны и для Амурской области. Численность занятых в отраслях АПК области сократилась с 20300 чел. в 2005 г. до 19370 - в 2010 г. В настоящее время до 25% специалистов от общей их численности в сельхозпроизводстве - люди пенсионного возраста. В течение 2008-2012 годов в хозяйства семи районов области трудоустроилось только 174 работника, в том числе с высшим образованием 94, средним специальным - 50, начальным профессиональным - 6.

По данным Минсельхоза Амурской области, потребность в кадрах только по вновь вводимым рабочим местам на период 20132017 годы составляет 2115 работников, в том числе с высшим профессиональным образованием 510, средним - 279, начальным- 1326. Однако предлагаемые условия найма в большинстве случаев остаются непривлекательными. Например, по состоянию на май 2013 г. в 15 районах для специалистов с высшим образованием имелось 47 вакансий, из которых только 16 обеспечивались отдельным жильем, со средним уровнем зарплаты 19 тыс. рублей; 38 сельскохозяйственным предприятиям требовалось 109 рабочих с зарплатой в диапазоне от 6 до 25 тыс. рублей. Остро стоящая проблема обеспечения предприятий АПК кадрами массовых профессий в последние годы решалась в основном путем привлечения иностранных граждан. По квоте на 2013 год им выдано 1404 разрешений на работу в сельскохозяйственном производстве (2. С.77).

Очевидно, что государственная политика должна быть направлена на восполнение кадрового потенциала АПК, причем в опти-

мальном варианте и с созданием условий для социальной и профессиональной адаптации вовлекаемых в производство работников.. В аграрной политике Амурской области кадровый вектор обозначился с февраля 2004 года, когда был принят закон (№ 298- ОЗ в ред. от 30.06.11 г. № 500-ОЗ) «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Амурской области», в котором были определены следующие политические задачи: организация целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для АПК; переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов АПК; формирование резервов руководящих кадров; материальное стимулирование, обеспечение жильем молодых специалистов в АПК

Обучение почти по всем специальностям (направлениям), необходимым АПК области, осуществляют государственные образовательные учреждения: Даль ГАУ, Амурский аграрный колледж, два сельскохозяйственных профессиональных училища (лицея). В аграрном университете по очной форме обучения выпуск дипломированных специалистов составил в 2009 г. 1019 чел., в 2010 г.-945, в 2011 г. - 893, в 2012 г.- 764, в 2013 г.-897 чел., в аграрном колледже соответственно - 179, 152 и 153. Преобладало, это следует подчеркнуть, обучение специалистов за счет государственных бюджетных средств, которое от общего их выпуска составляло, например, в Даль ГАУ в 2011 г. - 72,45 %, в 2012 г. - 72,77, в 2013 г. - 70,12 %; в аграрном колледже соответственно - 86,1 %, 86,8 и 100%. Понятно, что бюджетное финансирование перераспределяется в сторону обеспечения подготовки по специальностям, имеющим первостепенное значение для АПК.

Дипломированных специалистов выпускается в достаточном количестве, однако ждет своего более конструктивного решения задача повышения качества, «прикладной востребованности» образования, как того требуют государственные стандарты. Включение в образовательные программы цикла «производственная практика», заключение договоров с предприятиями-филиалами кафедр вуза на предмет практик студентов, создание в 2012 г. учебного центра на базе передового предприятия - колхоза «Луч» -это лишь часть решения указанной задачи. Необходимо задействовать целый ряд орга-

28

низационно-правовых, научно-практических, финансово-экономических мер по совершенствованию учебного процесса. В частности, практические занятия в учебных заведениях, производственные практики учащихся, курсы повышения квалификации уже вовлеченных в отрасли АПК работников должны иметь современное информационно-методическое и материально-техническое оснащение, что, в свою очередь, требует достаточного финансирования.

По линии министерства сельского хозяйства области предусмотрено ежегодно, вплоть до 2020 г. привлекать на курсы повышения квалификации 200 специалистов, 120 - 150 рабочих, занятых в АПК. На обучение одного специалиста планируется выделение от 7.7 до 9.8 тыс. рублей, одного рабочего - от 6,5 до 8,5 тыс. рублей, одного работника, включенного в резерв руководящих кадров, - от 15,4 до 19,6 тыс. рублей. Но опять же возникает вопрос о содержании программ, методике и материальной базе профессиональной переподготовки, которая, очевидно, должна включать и овладение опытом эффективных российских и зарубежных предприятий. Перенимать опыт, как известно, лучше, находясь непосредственно на таких предприятиях.

Для Амурской области с учетом ее специфики особенно актуальна проблема привлечения молодых специалистов в сферу сельского хозяйства. Причины этой проблемы известны и в какой-то мере в последние годы устраняются. В соответствии с областным законом, начиная с 2008 года, осуществляется материальное стимулирование труда молодых специалистов за счет средств областного бюджета. В 2011 году единовременное пособие установлено в размере 150 тыс. рублей и ежемесячное в течение 3-х лет - 7000, 5000, 3000 рублей для специалистов соответственно с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. В 2012, 2013 гг. единовременное пособие было выплачено 55 и 50 работникам. Ежемесячное пособие выплачивалось в 2012 г. 74 работникам с высшим профессиональным образованием, 62 - со средним, 14 - с начальным; в 2013 г. соответственно 86,68 и 20 работникам. В целом на эти цели запланировано выделение в 2012-2015 гг. из областного бюджета 68656 тыс. рублей. Количество выделенных в 2012-2013 гг. единовременных пособий для закончивших профильные учебные заведения свидетельствует о низком показа-

теле их трудоустройства по полученной специальности на предприятиях АПК. В качестве одного из вариантов его повышения традиционно используются целевые наборы в профильные образовательные учреждения выпускников сельских школ. Например, среди выпускников ДальГАУ 2009 - 2013 гг. в общей сложности насчитывается 807 молодых специалистов, обучавшихся по целевым контрактам. Данная практика в достаточной мере не оправдывает себя по многим причинам. Одной из них, по-видимому, является финансово-экономическая неустойчивость многих сельхозпредприятий области, что не позволяет их руководителям выполнять договорные обязательства в части социальнобытового обеспечения выпускников образовательных учреждений.

Помощь со стороны государства в приобретении жилья оказывается молодым специалистам в рамках федеральной и областной программ социального развития села, которые действуют с 2005 г. и возобновлены на период до 2020 г. Программы предусматривают предоставление социальных выплат (субсидий) на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе и молодым специалистам АПК. В 2012 г. фактически 77,5 % расходов на приобретение жилья по социальной норме (42 кв. м на 2 чел.) компенсировалось за счет бюджетных средств, однако в 2013 г. их доля уменьшилась до 60 %. На эти цели в 2013 г. предусмотрен объем финансирования в сумме 404,737 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 86,523 млн. рублей, областного - 151,400 млн. рублей, местных бюджетов - 1,362 млн. рублей, из других источников - 165,452 млн. рублей. Определенные результаты по данному направлению достигнуты. Так, в 2011 г. для молодых специалистов в сельской местности было введено (приобретено) 1691,96 кв. м жилой площади, в 2012 г.- 1804,1, в 2013 г.- 1774,1 кв.м. За эти три года было выдано 95 свидетельств о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья, в том числе 30 - выпускникам ДальГАУ. Осуществляется, планируется бюджетное финансирование и других направлений решения социальных проблем села: «Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений», «Развитие сети бытового обслуживания», «Развитие физической культуры и спорта» и т.д.

29

Следовательно, в государственной политике выделена задача совершенствования кадрового потенциала АПК, определены организационно-правовые и социальноэкономические меры по ее решению. От профильных учебных заведений требуется подготовка действительно компетентных работников. Их трудоустройство на предприятиях АПК в достаточном количестве вполне возможно, если будут постоянно гарантироваться хотя бы средний по региону размер заработной платы и существенная финансовая помощь в приобретении благоустроенно-

го жилья на селе. На сегодняшний день такие гарантии, по-видимому, без участия государства не могут быть даны и обязательно исполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова В., Гончаров В. Использование трудовых ресурсов в продовольственном комплексе России // АПК: экономика и управление. -2013. - № 8. - С.20-27.

2. Козлов А., Панков Б., Яковлева О, Иностранная рабочая сила в сельском хозяйстве России: состояние и проблемы // АПК: экономика и управление. - 2013.- № 9. - С. 73-81.

УДК 339.1:631.35(470+571.61)

Лаврова Н.А., канд.техн.наук, доцент, ДальГАУ

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА УБОРОЧНЫХ МАШИН В РФ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлен анализ производителей уборочной техники. Анализ комбайнового парка сельскохозяйственных товаропроизводителей Амурской области

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА, ПАРК КОМБАЙНОВ,

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТРАКТОРАМИ И КОМБАЙНАМИ, ПРОИЗВОДИТЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

UDC 339.1:631.35(470+571.61)

Lavrova N.A., Cand.Tech.Sci., associate professor, FESAU

CONDITION AND PROBLEMS OF FUNCTIONING OF THE HARVEST CARS MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN THE AMUR REGION

The article dwells on the analysis of producer of agricultural machinery. Analysis of fleet of combine harvester of agricultural producers in the Amur region.

KEYWORDS: AGRICULTURAL MACHINERY, FLEET OF COMBINE HARVESTER, COMBINE HARVESTER AND TRACTOR PROVISION, PRODUCER OF AGRICULTURAL MACHINERY

Одним из основных факторов, определяющих развитость сельскохозяйственного производства, является его техническая оснащенность и технологическая развитость. Однако пока техническая оснащенность сельского хозяйства России находится на низком уровне. Об этом свидетельствует низкая степень готовности техники к проведению сельскохозяйственных работ и ее дефицит, не позволяющий существующим парком производить все операции с соблюдением агротехнологических сроков. Вследствии

этого высокая потребность в новой сельскохозяйственной технике.

В сложившихся условиях ведущие зарубежные изготовители сельскохозяйственной техники начали интенсивно входить на российский рынок. Предложения ориентированы на новые технические решения с высоким уровнем качества и соблюдением современных технологий. Это и позволяло им конкурировать с производителями сельскохозяйственной техники России, которые предлагают потребителю менее качественную и не-

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.