Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационных процессов в Южном федеральном округе'

Государственное регулирование инновационных процессов в Южном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационных процессов в Южном федеральном округе»

Значительным документом по поддержке малого предпринимательства стал Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 года №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором поддержка малого предпринимательства провозглашается «важнейшей задачей государственной политики». В этом указе для поддержки малого предпринимательства предусматриваются конкретная мера для обеспечения выдачи субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, предоставления им доли госзаказа на производство продукции. Указ еще раз подтверждает сохранение малым предприятиям налоговых льгот.

Следует отметить, что все проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия, решить лишь на федеральном уровне невозможно и положение малых предприятий зависит не столько от высоких государственных решений, сколько от усиления местных властей.

Гаджиев М.М.

Государственное регулирование инновационных процессов в Южном федеральном округе

Для обеспечения целей регулирующего воздействия на инновационную активность и восприимчивость хозяйствующих субъектов мы считаем целесообразным на уровне государственного управления Южного федерального округа (ЮФО) иметь соответствующую структуру, функционирующую в направлении разработки и реализации инновационной политики в рамках конкретных административно-территориальных границ. Наблюдаемая в настоящее время разрозненность функций воздействия на направленность исследований и инновационных процессов не способствует прогрессивному развитию республик, краев, областей (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Астраханская область, Волгоградская область).

Концентрации усилий, позволяющих целенаправленно воздействовать посредством всех имеющихся в распоряжении государства рычагов и регуляторов, по нашему мнению, будет способствовать выделение в структуре органов управления ЮФО подразделения, ответственного за разработку и реализацию инновационной политики ЮФО, способствующей развитию конкурентоспособных производств и технологий, решению проблем республик, краев, областей. Мы считаем вариантом такого подразделения комитет, входящий в структуру исполнительной власти ЮФО.

По нашему мнению, основной целью работы комитета должна быть разработка и реализация инновационной политики ЮФО, обеспечивающей развитие конкурентоспособных производств и технологий, решение социально-экономических, экологических и других проблем республик, краев, областей.

В соответствии с поставленной целью комитет должен выполнять следующие функции:

- прогнозирование перспектив развития конкурентоспособных производств и технологий, исходя из особенностей функционирующих в ЮФО производительных сил, приоритетов РФ, природно-климатических условий и национальных особенностей, а также достижений в науке, технике, технологии. Данную функцию комитет ЮФО должен выполнять совместно с другими подразделениями исполнительной власти республик, краев, областей, а также при непосредственном участии ученых и специалистов;

- выявление приоритетов развития территорий и разработку Концепции инновационной политики ЮФО в рамках избранных приоритетов;

- формирование механизма реализации инновационной политики ЮФО с учетом закономерностей развития общества, состояния производительных республик, краев, областей внешних и внутренних факторов развития территории, условий хозяйствования;

- реализацию инновационной политики ЮФО и контроль эффективности достижения поставленных целей.

Отдел прогнозирования.

- Выявление тенденций и направлений развития производительных сил республик, краев, областей и их соответствия избранным приоритетам общественного развития;

- оценка имеющегося научно-производственного потенциала республик, краев, областей, тенденций его функционирования и развития;

- определение эффективности функционирования научно-технического потенциала ЮФО с точки зрения национальных интересов республик, краев, областей;

- анализ конкурентоспособного потенциала производств, расположенных на данной территории ЮФО, и выпускаемой ими продукции;

- прогнозирование развития производств и технологий, обладающих значительным конкурентоспособным потенциалом удовлетворения общественных потребностей на внутреннем и внешнем рынках;

- определение инновационных приоритетов ЮФО, связанных с нововведениями в конкурентоспособных производствах и продукции, а также направленных на решение проблем республик, краев, областей, улучшение среды обитания человека, повышение уровня занятости и т.д.;

- разработка концепции инновационной политики ЮФО и механизмов ее реализации;

- определение потребностей в НИР и НИОКР для достижения избранных целей инновационной политики и пополнения научно-технического задела ЮФО.

Отдел исследовательских и инновационных программ (проектов).

- Разработка НИР и НИОКР и инновационных программ и проектов, удовлетворяющих потребности ЮФО в научно-технической продукции и других новшествах, а также способствующих повышению конкурентоспособности производств и продукции, выходу товаров на национальный и международный рынки, улучшению экологического состояния и сохранению природных ресурсов республик, краев, областей, решению экономических, социальных и других проблем ЮФО;

- определение ресурсной базы для реализации инновационных программ и проектов ЮФО, исходя из возможностей финансового обеспечения фонда и предложений подрядчиков;

- формирование заказа ЮФО на поставку продукции работ (услуг) для удовлетворения потребностей в научно-технической продукции и других новшествах;

- проведение конкурсов по размещению заказов ЮФО, реализующих исследовательские и инновационные программы и проекты;

- отбор проектов и исполнителей НИР и НИОКР и инновационных программ, оформление контрактов на выполнение работ;

- контроль за ходом выполнения контрактов.

Отдел инновационного предпринимательства.

- Диагностика малого предпринимательства в целях выявления и прогнозирования развития "молодых" наукоемких производств, обладающих высоким конкурентоспособным потенциалом и способствующих научным, техническим и технологическим прорывам, обусловливающим повышение благосостояния ЮФО;

- содействие оформлению инновационной инфраструктуры, способствующей нововведенческой деятельности товаропроизводителей и формирующей для этого необходимые условия;

- оказание помощи новаторам в подготовке документов, необходимых для прохождения экспертизы в целях получения инновационными проектами финансовой и иной поддержки со стороны органов управления ЮФО;

- становление и развитие информационной системы "Юг России" и под программы "Инновация" в рамках единой системы информационного обеспечения управления хозяйством Российской Федерации;

- определение направлений предпринимательской деятельности комитета в осуществлении функций рискоинвестора коммерческих нововвведенческих проектов.

Отдел экономического регулирования инновационных процессов

- Определение оптимальных форм и методов финансово-кредитной поддержки инновационных программ и проектов, как инициируемых комитетом ЮФО, так и отдельными новаторами, творческими коллективами или товаропроизводителями, прошедших экспертизу и имеющих рекомендацию к ее получению;

- разработка моделей регулирования инновационных процессов применительно к конкретным условиям хозяйствования, субъектам нововведенческой деятельности и этапам инновационного цикла;

- моделирование результатов регулирующего воздействия на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной восприимчивости и активности в приоритетных направлениях развития республик, краев, областей.

Экспертный совет, также как и Инновационный фонд ЮФО, потенциально должен функционировать на хозрасчетных условиях, пропуская через себя все программы и проекты, претендующие на поддержку со стороны комитета и Инновационного фонда. Он может формироваться как из штатных, так и внештатных работников, специализирующихся в конкретных областях науки и производства. Целесообразность внештатного сотрудничества вполне очевидна, т.к. оно позволяет привлекать к экспертизе проектов специалистов из различных сфер и отраслей народного хозяйства, не отвлекая их от основной деятельности. Стоимость экспертизы может покрываться как за счет средств инновационного фонда (например, в случае конкурсного отбора проектов в рамках региональных исследовательских и инновационных программ), так и за счет средств инициаторов проекта, когда те претендуют на поддержку властных структур. Экспертиза должна быть сосредоточена на:

- оценке проектов и программ исследований, разработок и других новаций, подготовленных комитетом, исходя из потребностей ЮФО в научно-технической или другой продукции (работах, услугах), способствующей его развитию либо решению конкретных проблем;

- оценке встречных проектов потенциальных подрядчиков, представленных в процессе проведения конкурсов отдельными хозяйствующими субъектами, на предмет их соответствия поставленной цели, а также временным, финансовым, техническим и другим требованиям;

- оценке претендентских заявок на размещение территориальных инновационных заказов;

- отборе рисковых инициативных проектов, претендующих на региональную поддержку и содействие.

Основное предназначение научно-технического задела мы видим в аккумуляции результатов исследований и разработок, выполненных при прямом участии или содействии региона, а также приобретенных и безвозмездно полученных у хозяйствующих субъектов объектов интеллектуальной собственности с целью трансферта новых технологий, приемов, материалов и т.п. в экономику региона. Научно-технический задел ЮФО может осуществлять как безвозмездную передачу новинок товаропроизводителям, так и их реализацию на коммерческой основе, особенно когда речь идет о научных результатах, обладающих потенциальным рыночным успехом. Приобретение научных и технических новинок, способных повлиять на социально-экономическое развитие ЮФО, решение его проблем, может осуществляться за счет средств инновационного фонда при непосредственном участии экспертов.

Мы допускаем, что предложенная структура комитета может изменяться в зависимости от особенностей развития производительных сил ЮФО и целей инновационной политики в конкретные промежутки времени. Однако единая нацеленность его действий на развитие конкурентоспособных производств и технологий делает его приемлемой структурой исполнительной власти для республик, краев, областей. Экономическая самостоятельность комитета может быть обусловлена хозрасчетными условиями функционирования части его структурных подразделений, ведущих консультативную, экспертную, предпринимательскую. и коммерческую деятельность, а также работой внебюджетного Инновационного фонда ЮФО, покрывающего затраты структур, работа которых не связана с получением доходов - аналитических, прогнозных, программных и регулирующих.

Обобщая все вышеизложенное, хотелось бы отметить, что предпринятая нами попытка разработки методологических основ и механизма регулирующего воздействия со стороны государственных структур ЮФО ориентирована на производственные отношения рыночного типа, когда действие экономических регуляторов подкрепляется факторами рыночного саморегулирования, прежде всего конкурентной средой хозяйствования и мотивационным механизмом. Предложенная модель регулирования с соответствующим обеспечением, по нашему мнению, даст возможность органам управления ЮФО эффективно воздействовать на хозяйственную среду, повышая ее инновационную активность и восприимчивость к современным тенденциям развития мирового сообщества.

Ахмедов С.К.

Развитие казначейской системы в России

Исследование истории финансов России имеет большое научное значение. Глубокое, всестороннее изучение истории финансов и финансовой политики Российского государства дает возможность использовать в полной мере накопленный опыт, избежать ошибок при построении системы управления государственными финансами.

Развитие государственных финансов и ее функций шло параллельно с экономическим развитием общества, так как состояние государственных финансов обусловлено уровнем развития страны. Киевская Русь не знала денежного государственного бюджета и потребности казны удовлетворялись в натурально-вещественной форме. Основным источником доходов казны была дань, которая взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда за нею ездили сами княжеские дружины.

После освобождения от татаро-монгольского ига (с развитием внутреннего рынка и созданием относительно устойчивой «серебряной» денежной системы в ХУ1-ХУП веках) доходы, военные и другие расходы государства постепенно стали приобретать денежные формы. Однако еще долгое время не существовала стройная система управления государственными финансами. В конце ХУ века большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, и одновременно с ним обложением населения занимались так же территориальные приказы, которые выполняли функции приходных касс. Во времена царствование Алексея Михайловича был учрежден Счетный приказ (1655г.), в обязанность которого входила ведать "всего Московского Государства приходом, расходом и остатком по книгам за многие годы". Управляли Счетным приказом два думных дьяка. 1 Но еще в то время не было единых правил составления смет, отсутствовал контроль за их исполнением, итоговый бюджетный баланс не подводился.

1Комягин Д.Л. Федеральное казначейство - из прошлого в будущее. Финансы 1998 №9. С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.