Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по расходам указан в приказах Минфина РФ. Но при формировании расходов по видам субсидий, распределение по объектам учета, отнесение затрат на себестоимость услуги по государственному заданию до настоящего времени не имеет четких критериев, которые необходимо разработать в переходный период.
Библиографический список
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. Салина Л. Субсидии бюджетным учреждениям: вопросы получения и использования / Л. Салина // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2011. — № 4.
4. Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания: Приказ Минфина РФ №138н, Минэкономразвития № 528 от 29.10.2010 г.
5. Салина Л. Бухгалтерский и налоговый учет субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям / Л. Салина // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2011. — № 5.
6. О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами: Приказ Казначейства России от 07.10.2008 № 7н.
7. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
9. О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям: Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 82н.
+ + +
УДК 339.562:339.564:351/354:63(479.24) Р.Р. Алиев
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: импорт, экспорт, государство, регулирование, аграрная сфера.
В современных условиях для развития экономики страны необходимо обеспечить ее интеграцию в мировую экономику. В результате осуществляемой в Азербайджанской республике внешнеэкономической политики налажены широкие связи с многими странами мира, разными структурами и сообществами [1, 2]. Пре-
вышение объема производства в стране сельскохозяйственной продукции над спросом на эту продукцию обуславливает выход страны на мировой рынок. Для этого государство регулирует внешнеэкономические связи путем осуществления оптимальной торговой политики. Приоритеты соотношений спрос-предложение на внутреннем рынке определяются за счет регулирования внешнеэкономических связей. При формировании любых оптимальных структур в сфере национальной экономи-
ки необходимо наличие соответствующих материальных благ (природных ресурсов, рабочей силы, инвестиционных вложений и прочих производственных факторов). Взаимозаменяемость этих факторов способствует экспорту. При этом не следует допускать экспорт сельскохозяйственной продукции в виде природного сырья.
Экспорт из республики сельскохозяйственного природного сырья, прошедшего через соответствующие производственные процессы, считается более целесообразным. Следовательно, для увеличения экспорта необходимо, в первую очередь, обеспечить развитие перерабатывающей промышленности с формированием новых структурных отраслей в аграрной сфере. Если дальнейшее развитие республики в аграрной сфере произойдет изолированно, то есть без усиленного развития перерабатывающей промышленности, тогда не может быть и речи об экспорте сельскохозяйственной и пищевой продукции. Несмотря на дефицит на мировом рынке сельскохозяйственной продукции с необходимыми свойствами по упаковке, ассортименту, рекламе и др., в зарубежных странах спрос на ту же продукцию, отличающуюся экологической чистотой, весьма высок. Именно для успешного решения подобных проблем и вступили в силу «Правила регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской республике», утвержденные Указом Президента Азербайджанской республики «О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской республике» от 24.06.1997 г.
Недостаточное развитие оптовых закупок в нашей республике — отдельная проблема, которая приводит к серьезным трудностям, связанным с реализацией продукции по самостоятельным каналам сбыта. В начальный период экономических реформ, когда применялись экспортные сборы и импортные субсидии, внешнеторговая политика государства еще больше усугубляла проблемы аграрной сферы. Лишь в последнее время приняты меры по защите местных производителей, хотя применение подобных мер оправдывает себя только в начальные этапы реформ. В соответствии с Указом Президента страны «О применении Закона Азербайджанской республики «О государственном бюджете Азербайджанской республики на 2001 год» от 28.11.2000 г., Кабинет министров Азербайджанской республики утвердил «Ставки импортных пошлин по товарам,
ввозимым на территорию Азербайджанской республики», «Перечень товаров, облагаемых экспортным таможенным сбором при вывозе их из Азербайджанской республики, и ставки экспортных пошлин», «Размеры таможенных сборов, взимаемых за таможенное оформление» и принял Постановление «О ставках таможенных сборов по экспортно-импортным операциям и о размерах таможенных сборов, взимаемых за таможенное оформление в Азербайджанской республике» от 12.04.2001 г. (со времени принятия этого Постановления в него внесены разные дополнения и изменения).
Для развития внешней торговли в нашей стране необходимо, в первую очередь, обеспечить государственное регулирование экспортных операций. В последнее время в результате развития рыбоводства, являющегося одним из приоритетных сфер экономики нашей страны, производятся высококачественные морские продукты, предназначенные для экспорта. В этих экономических условиях 6.07.2005 г. Президент Азербайджанской республики подписал Указ о внесении дополнений в указы Президента Азербайджанской республики в связи с применением Указа Президента Азербайджанской республики от 1.04.2005 г. «О регулировании экспорта из Азербайджанской республики в страны Европейского Союза рыбы и других морских продуктов».
По данным Государственного Комитета по статистике Азербайджанской республики, объем экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в 2009 г. был выше соответствующих показателей за 2003. Так, если в 2003 г. сумма экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции составляла 127,6 млн долларов США, то в 2009 г. соответствующий показатель вырос до 526,2 млн долларов США. Несмотря на динамический рост объема экспорта, в 2008 г. значение этого показателя зарегистрировано на уровне 533 млн долларов США. Это было связано со снижением объема внутреннего производства сельскохозяйственной и пищевой продукции в стране. За последнее время наблюдаются заметные изменения доли экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в общем объеме экспорта. Основная причина этих изменений связана с ростом экспорта нефти. Это привело к тому, что удельный вес сельскохозяйственной и пищевой продукции в общем объеме экспорта, составлявший в 2003 г.
4,9%, в 2008 г. снизился до 1,1%, а в 2009 г. составил 3,6%. Согласно прогнозам в ближайшие несколько лет ожидается продолжение нынешней тенденции изменения разницы между импортом и экспортом (сальдо) в пользу импорта, однако темпы роста доли экспорта будут выше темпов роста доли импорта.
При расчете прогнозных параметров импорта следует иметь в виду, что при определении этого показателя сумма иностранных инвестиций может меняться за счет ранее импортированных технологий. Следовательно, импорт современной техники и технологий, влияющих на рост импорта, необходимо учитывать только за период их импорта. Эти расчеты основаны на принципах, которые действительно приводят к росту экспорта и сокращению импорта, а в конечном итоге — к положительному сальдо внешней торговли (разницы между экспортом и импортом). Пока трудно рассчитать на то, что упомянутые выше задачи будут решены в ближайшее время. В частности, достаточно сложно придать соответствующий мировым стандартам современный внешний вид сельскохозяйственной продукции, произведенной в нашей республике с применением старой материально-технической базы, подвергшейся физическому и моральному износу. Такое состояние материально-технической базы негативно сказывается на ассортименте производства и конкурентоспособности разных видов сельскохозяйственной продукции. До тех пор, пока техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции в республике не будет отвечать требованиям мировых стандартов, объем импорта сельскохозяйственной продукции будет выше объема ее импорта.
По данным Государственного Комитета по статистике Азербайджанской республики, в 2005-2009 гг. произошли определенные изменения в структуре экспорта из нашей страны сельскохозяйственной и пищевой продукции [3]. Так, если в 2005 г. объем экспорта свежих овощей из республики составлял 34 тыс. т, то в 2009 г. соответствующий показатель был равен 63 тыс. т, иными словами, объем экспорта свежих овощей возрос на 85%. То есть объем экспорта свежих овощей в 2009 г. возрос на 29 тыс. т по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Объем экспорта чая в 2009 г. составил 6,3 тыс. т, что больше соответствующих показателей за 2005 г. на
1,1 тыс. т, или на 21,2%. В 2009 г. объем экспорта растительных масел из республики также возрос и составил 21,1 тыс. т против 18,1 тыс. т в 2005 г. Таким образом, в 2009 г. объем экспорта растительных масел возрос на 3 тыс. т, или на 16,6% по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Объем экспорта виноградного вина в 2009 г. возрос в 2,9 раза по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Наряду с отмеченными выше положительными явлениями в 2009 г. наблюдалось снижение объема экспорта сахарной свеклы, икры осетровых, крепких спиртных напитков, табака, фруктовых и овощных соков по сравнению с соответствующими показателями за 2005 г. Так, в 2009 г. объем экспорта из республики сахарной свеклы составил всего 2,6 тыс. т, что на 47,1 тыс. т меньше соответствующего показателя за 2005 г. В результате анализа стало известно, что в 2009 г. объем экспорта из республики сахарной свеклы сократился на 94,8% по сравнению с соответствующими показателями за 2005 г.
В 2009 г. объем экспорта из республики икры осетровых составил всего 0,003 тыс. т, что на 70% меньше соответствующего показателя за 2005 г. В 2009 г. объемы экспорта крепких спиртных напитков и табака оказались ниже соответствующих показателей за 2005 г. Так, в 2009 г. объем экспорта крепких спиртных напитков составил 322,9 тыс. т, а объем экспорта табака — 1,8 тыс. т. Таким образом, в 2009 г. экспорт спиртных напитков сократился на 45%, а экспорта табака — на 76% по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г.
С 2005 по 2009 г. в Азербайджанской республике наблюдался рост суммарного объема экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. Так, если в 2005 г. суммарный объем экспорта этих видов продукции составлял 326,9 т, то в 2009 г. соответствующий показатель был равен 526,2 тыс. т. Таким образом, в 2009 г. экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции возрос на 61% по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Следовательно, в 2005-2009 гг. в республике наблюдалось развитие экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. В целом за эти годы, несмотря на негативное влияние ряда макроэкономических факторов (мирового экономического кризиса), наблюдался определенный прогресс.
Проведенные нами анализы позволяют сделать вывод о том, что такие виды сельскохозяйственной и пищевой продукции, как свежие овощи, чай, растительные масла и виноградные вина, ныне преобладающие в структуре экспорта из Азербайджана, и в дальнейшем останутся приоритетными. Для того чтобы сохранять стабильность на эту продукцию на рынках России (СНГ), необходима устойчивая стабильность. Зависимость сельскохозяйственной и пищевой продукции только от рынках России (СНГ) приводит к возникновению серьезных рисков. В структуре экспорта из Азербайджанской республики доля стран СНГ составляет всего 8%, а доля других стран мира — 92% [3]. Для устранения подобного риска на уровне государства должны быть приняты меры по обеспечению экспорта азербайджанской сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынки США, европейских стран, Японии и других государств.
Сегодня уровень экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции из нашей республики ниже уровня импорта. Структура внешней торговли в республике сельскохозяйственной и пищевой продукцией в 2009 г. — наглядное свидетельство этим реалиям.
Исходя из вышеперечисленных проблем, необходимо добиться выхода на новые рынки, имеющие собственную аудиторию потребителей. Говоря об основных направлениях аграрной сферы, следует отметить, что поскольку сельское хозяйство отличается специфическими особенностями, не присущими другим сферам экономики, суть государственной политики в аграрной сфере должна заключаться в следующем.
1. Произведенная сельскохозяйственная продукция, в первую очередь, привлекается для выхода на рынки в условиях конкурентной борьбы. В таких экономических условиях экономические доходы большинства крестьянских (фермерских) хозяйств приближаются к нулевой отметке.
2. Спрос на сельскохозяйственную продукцию отличается своей неэластичностью. Это означает, что несмотря на значительную себестоимость произведенной продукции производитель старается не повышать цену реализации готовой продукции. Поэтому в подобных условиях вполне возможно, что доходы крестьянских (фермерских) хозяйств не покрывают их затраты на производство сельскохозяйственной продукции.
3. Сроки выращивания сельскохозяйственной продукции, как правило, на целый год отстают от возникновения спроса на эту продукцию. Иными словами, высокие цены на какую-либо дефицитную на рынке сельскохозяйственную продукцию стимулируют крестьянские (фермерские) хозяйства на повышение объема производства этой продукции в следующем хозяйственном году. В итоге, в следующем хозяйственном году объем этой продукции, произведенный крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, превышает спрос на нее, что немедленно приводит к снижению цены. В этой ситуации доходы крестьянских (фермерских) хозяйств не покрывают их затраты на производство и они подвергаются банкротству.
4. В результате неблагоприятных климатических условий, непогоды и рисков заболевания хозяйственный год в аграрной сфере завершается как неурожайный.
В развитых странах применяются разные формы государственной политики, цель которой заключается в поддержании крестьянских (фермерских) хозяйств [4-7]. Эти меры позволяют добиться следующих целей: повышение доходности крестьянских (фермерских) хозяйств; причинение ущерба потребителям сельскохозяйственной и пищевой продукции сопровождается серьезными общими экономическими потерями.
Применение одних из вышеперечисленных форм государственной политики с целью поддержания сельскохозяйственного производства приводит к сокращению объема производства, а применение других форм — к росту доходов государства. Одновременно в результате проводимой государством политики создаются условия для реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. В частности, увеличение внутреннего производства за счет государственного поддержания цен приводит к сокращению доходов государственного бюджета из этой сферы, иными словами, улучшается торговый баланс.
В развитых странах уровень доходов местных производителей регулируется путем повышения таможенных сборов с целью воздействия на рыночную среду. И в нашей республике государство регулирует внешнеэкономические связи в соответствии с интересами местных производителей.
Поскольку Азербайджанская республика является небольшим государством, она не в состоянии благодаря своей политике влиять на мировую экономику в целях ре-
гулирования внешнеэкономических связей. Стимулирование экспорта производимой в республике сельскохозяйственной и пищевой продукции считается приоритетом сегодняшней внешнеэкономической политики нашего государства. Стимулирование экспорта приводит к притоку иностранной валюты в нашу республику. По годовому объему производств сельскохозяйственной и пищевой продукции Азербайджанская республика занимает одно из последних мест в мире.
По данным Государственного Комитета по статистике Азербайджанской республики, в 2009 г. объем производства в нашей стране разных видов сельскохозяйственной продукции оказался ниже среднемировых показателей [3]. Поэтому у Азербайджанской республики нет возможности влиять экспортом своей продукции на мировую экономику. В отличие от развитых стран, обладающих огромными территориями, Азербайджанская республика по состоянию собственного производства опережает многие страны СНГ. В 2009 г. показатели объема производства зерна в Азербайджанской республике составили 2,7% от соответствующих показателей России. Аналогичные данные по сравнению с соответствующими показателями по другим странам составили: по сравнению с Австралией — 12,4%, с Австрией — 63,4, с Беларусью — 32,7, с Болгарией — 93,4, с Великобританией — 14,6, с Венгрией — 21,04, с Германией — 6,9, с Италией — 14,2, с Казахстаном — 18,8, с США — 0,7, с Украиной — 5,6, с Францией — 4,9, с Японией — 24,3. Подобная ситуация наблюдается и в сферах производства других сельскохозяйственных продуктов — картофеля, мяса (в живом весе), молока, мяса сливочного, яиц. По уровню производства зерна в 2009 г. Азербайджанская республика опережала Армению в 7,4 раза, Грузию — в 4,3, Таджикистан — в 3,6 раза. Подобная ситуация наблюдается и в сферах производства других сельскохозяйственных продуктов — картофеля, мяса (в живом весе), молока, мяса сливочного, яиц.
Наиболее важными моментами при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере заключается в поэтапном сокращении импорта и увеличении экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. Для осуществления этой политики государство должно обеспечить принятие следующих мер регулирования:
- для защиты национальных производственников импортно-экспортные операции должны регулироваться таможенными тарифами в рамках международных норм. При необходимости государством должны быть установлены квоты на импорт разных видов продукции;
- для импорта некоторых видов сельскохозяйственной и пищевой продукции необходимо сформировать дифференцированный таможенный режим. В связи с этим необходимо обеспечить льготные условия импорта машин и оборудования, инструментов, технологических средств, необходимых для производства и переработки продовольственной продукции, а также оборудования сельскохозяйственного машиностроения, которые не производятся в нашей республике;
- в целях интеграции и кооперации связей для формирования аграрного рынка необходимо осуществлять меры государственной поддержки;
- необходимо стимулировать кооперационные и интеграционные связи с зарубежными партнерами, в частности, усиливать связи с производственными комплексами в аграрной сфере в государствах-членах СНГ;
- необходимо увеличить объем экспорта производимой в стране сельскохозяйственной продукции и совершенствовать инфраструктуру экспорта.
В современных экономических условиях формирования в республике аграрного рынка наблюдаются позитивные тенденции в развитии внешнеэкономических связей. Решение актуальных проблем, эффективные результаты исполнения межгосударственных программ развития, проведение согласованной с государствами-членами СНГ, в частности, с государствами-членами Организации Черноморского экономического сотрудничества и государствами-членами ГУАМ таможенной политики привели к созданию благоприятных условий для внешней торговли произведенной сельскохозяйственной продукции в целях углубления экономических связей с зарубежными странами с учетом практики положительного влияния аграрных реформ на сельскохозяйственное производство. С 1992 г. действует Организации Черноморского экономического сотрудничества, созданная по инициативе Турции, объединяющая 11 стран, включая Азербайджанскую республику. Цель этих организаций заключается в усилении экономических связей стран-членов, налажи-
вании более эффективного и выгодного сотрудничества. Они принимают участие в деятельности ВТО в качестве наблюдателей. В регулировании взаимоотношений между странами-участниками процесса международной экономической интеграции применяются международные валютные механизмы. 6 апреля 2004 г. был подписан Президентом Азербайджанской республики и вступил в силу Закон Азербайджанской республики «Об утверждении Рамочного соглашения о торговом сотрудничестве с Организацией Экономического сотрудничества».
Для развития внешнеэкономических отношений республики в аграрной сфере необходимо предусмотреть расширение научно-технических и экономических связей с каждым государством-партнером. Поэтому представляется целесообразным налаживать тесное сотрудничество со всеми странами, с которыми возможно поддерживать экономические связи, обеспечить развитие сельскохозяйственного производства за счет импорта технического оборудования (машин), которые не производятся в нашей стране. Этот процесс должен осуществляться с учетом защиты экономических интересов национальных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции. Для этого государство должно применять следующие меры:
- для устранения дефицита на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции, производимой в нашей стране, необходимо осуществлять протекционистскую политику, позволяющую добиться сокращения импорта в страну сельскохозяйственной и пищевой продукции по сравнению с экспортом;
- в целях стимулирования экспорта необходимо увеличить объем производства в республике сельскохозяйственной и пищевой продукции и совершенствовать таможенное законодательство, не нарушающее стабильность внутреннего рынка. Применяя подобные меры защиты, необходимо установить конкретные сроки начала и окончания этих мер, определить ставки таможенных пошлин исходя из наименьших цен на продукцию с применением конкретной формы государственного регулирования. При определении наименьших цен необходимо исходить из реальных цен, действующих на внутреннем рынке республики. При осуществлении мер регулирования государство должно направить часть импортных тамо-
женных пошлин на развитие сельскохозяйственного производства в качестве государственной поддержки данной отрасли.
Для развития сельскохозяйственного производства в республике необходимо обеспечить поддержку экспорту на государственном уровне и совершенствовать структуру импорта. В частности, в структуру импорта необходимо включить не только те виды пищевой продукции, которые не производятся в нашей республике, но и машины, оборудование, технику, удобрения и иные средства, необходимые для производства пригодной для экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Сельскохозяйственная и пищевая продукция, поставляемая Азербайджанской республикой на мировой рынок, отличается, в первую очередь, своей экологической чистотой. Жесткий государственный контроль над внешней торговлей основных видов сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенной в аграрной сфере, и меры регулирования экспорта оказывают, в основном, стимулирующее воздействие на предпринимателей, производящих продукцию, предназначенную для экспорта.
Библиографический список
1. Гулиев Р.Р. Проблемы агропромышленной интеграции в СНГ / Р.Р. Гулиев. — М.: МСХА, 2003. — 160 с.
2. Мамедова М.А. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений в аграрном секторе Азербайджана / М.А. Мамедова // Научные труды АзНИИЭ и ОСХ: в 4 ч. — Баку: Ел-Алянс, 2005. — С. 166-175.
3. Статистические данные Азербайджана / Государственный статистический комитет Азербайджанской республики. — Баку: Сада, 2010. — 840 с.
4. Беркович Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства.
5. Коробейников М.Р. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора/ М.Р. Коробейников // АПК: экономика, управление. — 2000. — № 6. — С. 29-36.
6. Лукинов И. Механизмы государственного и рыночного регулирования социально-экономических процессов в Украине / И. Лукинов // Общество. Экономика. — 1999. — № 10-11. — С. 131-138.
7. Серова Е.В. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России / Е.В. Серова // Вопросы экономики. — 1999. — № 8. — С. 88-100.