является необходимым инструментом структурной перестройки экономики. Ведь для перераспределения ресурсных потоков системе управления развитием региона требуется диагностическая информация экономического характера, переработанная для принятия управленческих решений.
Оптимальное сочетание методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования будет способствовать развитию аграрного сектора.
1. Программы социально-экономического развития Тамбовской области, млн р.
Наименование Период Источники финансирования целевых программ
Всего В том числе
Бюджет РФ Бюджет субъекта РФ Внебюджетн ые источники (с.-х. предприятий)
ОЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 2004-2010 8 201,25 3 170,26 2 285,92 2 745,07
Подпрограмма «Газификация села» 2004-2010 2 385,94 347 308,1 1 730,84
Подпрограмма «Жилищное строительство в сельской местности». 2004-2010 420,43 92,6 85,6 242,23
Подпрограмма «Общеобразовательные учреждения» 2004-2010 378,18 136 242,8 -
Подпрограмма «Развитие учреждений культуры» 2004-2010 37,51 18,84 18,67 -
Подпрограмма «Медико-санитарная помощь» 2004-2010 55,2 13,6 37,0 4,6
Подпрограмма «Автомобильные дороги» 2004-2010 1134,7 567,35 567,35
Подпрограмма «Телекоммуникации» 2004-2010 471 31 - 440
Подпрограмма «Электрические сети» 2004-2010 39,37 7 - 32,37
Подпрограмма «Развитие торгового и сбытового обслуживания» 2004-2010 38,129 - - 38,129
Подпрограмма «Водоснабжение» 2004-2010 262,9 88,6 145,3 5,1
ФЦП «Зерно»-2 2002-2005 1789 1459 330
РЦП «МТС»
ФЦП «Плодородие» 1996-2000 37 7 30 -
ФЦП «Плодородие» 2002-2005 198 56 142 -
ФЦП «Реализация мероприятий по содержанию и ремонту внутрихозяйственных мелиоративных систем» 2002-2006 4 2,018 1,982
РЦП «Программа по восстановлению семеноводства в хозяйствах Тамбовской области на 2001-2003 годы» 2001-2003 8,6 - 6,45 2,15
РЦП «Подворье»
ОЦП «Государственная поддержка развития страхования урожая сельскохозяйственных культур в Тамбовской области» 2005-2007 368 184 20 (164)
Таблица составлена на основе данных управления инвестиций и управления сельского хозяйства и продовольствия Тамбовской области.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А.А.Шакирова, зам. нач. отд. Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан
Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики республики. Башкортостан - крупнейший аграрный регион страны. Располагая более чем 7 млн га сельскохозяйственных угодий (3,7% от общероссийского объема), в том числе 3,7 млн га пашни, республика производит 4,1% продукции сельского хозяйства России. На Российской агропромышленной выставке «Золотая осень - 2005» Башкортостан стал обладателем Большого Кубка - главного приза выставки, товаропроизводители республики были удостоены 153 дипломов и медалей, в том числе 62 золотых.
В 2005 г., как и в предыдущем, аграрная политика правительства республики была направлена на обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции, обеспечение потребности населения в основных продуктах питания местного производства, и пищевой и перерабатывающей промышленное™, в сельскохозяйственном сырье, повы-
шение уровня доходов сельского населения, формировании развитых агропродовольственных рынков.
Республика Башкортостан как один из опорных регионов России с успешно функционирующим агропромышленным комплексом в числе первых приступил к реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», направленного на ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве.
Объем государственной поддержки села из бюджета республики в 2005 г. вместе с капиталовложениями составил более 5,9 млрд р., без капитальных вложений с учетом возвратных средств - 2,4 млрд р.
При весомой государственной поддержке крупные и средние сельскохозяйственные предпри-
ятия завершили 2005 г. с положительным финансовым результатом. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг составила более 800 млн р. при уровне рентабельности 9,4%. С прибылью завершили 2005 г. 84% предприятий (в 2004 г. - 82,8%). Вопросы увеличения доходности аграрного сектора особенно актуальны в условиях перехода местного самоуправления на самоокупаемость и самофинансирование.
Во исполнение Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» с 2003 по 2005 г. в республике в программе финансового оздоровления приняло участие 788 сельскохозяйственных предприятий, которые реструктуризировали задолженность на сумму 7 620 млн р., в том числе пеней и штрафов - 3 671 млн р., из них единовременно списаны 2 614 млн р. В результате у сельхозтоваропроизводителей появилась возможность работать с расчетными банковскими счетами, получать краткосрочные банковские кредиты.
Необходимо подчеркнуть, что в связи с изменением экономической ситуации меняется подход к формированию республиканского фонда зерна. Он формируется в объемах, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности. Операторы республиканского фонда зерна выбираются на конкурсной основе. Меняется практика финансирования посевных и уборочных работ путем постепенного перехода от бюджетных кредитов к банковским.
За счет государственной поддержки элитного семеноводства заметно улучшилось качество посевного материала. Поэтому надо больше использовать элитные семена и семена высших репродукций, обратив особое внимание на возделывание сортов, включенных в государственный реестр.
Важным этапом в развитии земельной реформы в целях развития положений ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является принятие изменений и дополнений в закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». В принятом законе находят отражение вопросы, касающиеся приобретения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с правилами, закрепленными федеральным законодательством.
Также внесение изменений в основной земельный закон республики было вызвано тем, что с 1 января 2006 г. на территории Республики Башкортостан началось осуществление приватизации земельных участков из земель данной категории. Внесение предполагаемых изменений в земельное законодательство республики, несомненно, повлияет на качество проведения данной компании, которая коснется значительной части сельского населения республики, потенциально обладающей правом собственности на земельные доли, и позволит избежать ошибок приватизационного процесса при распределении собственности в промышленном секторе начала 90-х гг.
Принятие закона явилось очередным шагом государственной власти в целенаправленной работе по формированию правового механизма для реализации положений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения и соблюдения основной сути предстоящей приватизации земельных участков - не только удовлетворения законных прав граждан и юридических лиц, но и со-
хранения целевого использования сельскохозяйственных угодий в республике.
Всего за 1996-2005 гг. выявлено и залужено 1 153,3 тыс. га деградированной пашни, в том числе переведено в сенокосы 596,3 тыс. га, в пастбища - 557 тыс. га. На сегодняшний день при уменьшении основы сельского хозяйства - площадей пашни и соответствующей корректировке состава сельскохозяйственных угодий эффективное развитие агропромышленного комплекса республики может осуществляться только за счет интенсивного развития отраслей сельскохозяйственного производства. В животноводстве это увеличение среднесуточных привесов скота и надоев молока на 1 корову, в растениеводстве - повышение урожайности сельхозкультур.
Динамичному развитию сельскохозяйственного производства способствовало пополнение парка сельскохозяйственной техники современными зерноуборочными и свеклоуборочными комбайнами фирм «Claas», «Case», «New Holland», «Barigelli», «Джон-Дир».
Много нерешенных проблем по обеспечению удобрениями. Хотя залогом успешного развития растениеводческой отрасли является сохранение и повышение плодородия почв, вместе с тем по объективным и субъективным причинам в 2005 г. было внесено минеральных удобрений всего 15 кг на 1 га посевных площадей, органических удобрений - 1,3 т. В дальнейшем в первую очередь удобрения надо вносить под высокорентабельные культуры. В 2005 г. в республике произведено 366 тыс. т минеральных удобрений, и только 11,9% из них (43,6 тыс. т) вносится на пашню сельхозтоваропроизводителями республики.
Наша республика характеризуется высокой степенью рисков агропромышленного производства. Особенно это касается растениеводческой продукции, где результаты производства напрямую зависят от влияния природно-климатических условий, которые усугубляют и без того тяжелое финансовоэкономическое положение сельхозпредприятий. Как бы высокоэффективно ни работали хозяйства, в наших условиях рискованного земледелия крайне важным является развитие и расширение системы сельскохозяйственного страхования. Это особенно важно в условиях поэтапного вхождения России в ВТО, ведь меры, принимаемые государством в области сельскохозяйственного страхования, относятся к «зеленой корзине» и освобождены от обязательств по сокращению. Год от года в республике все больше сельхозпредприятий используют страхование своих посевов. Если в 2003 г. в страховании посевов участвовали только 14 районов республики, то в 2005 г. уже 166 хозяйств из 27 районов республики застраховали посевы сельскохозяйственных культур на посевной площади 106,2 тыс. га. Из общей суммы страховых взносов 60 млн р. сельхозтоваропроизводителями было оплачено только 40,6 млн р., остальная же часть оплаты была произведена из федерального и республиканского бюджетов.
Важным направлением в развитии животноводства является племенное дело. В сельхозпредприятиях республики создана сеть племенных хозяйств и племенных репродукторов, которые призваны ежегодно выращивать племенной ремонтный молодняк. За 2001-2005 гг. Правительством Республики Башкортостан сельхозтоваропроизводителям были выделены бюджетные средства в сумме 358,8 млн р. для приобретения племенных животных на
основе лизинга. На эти средства свыше 200 сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств из 52 районов приобрели молодняк племенных сельскохозяйственных животных. В 2005 г. 35 предприятиями всех форм собственности из 20 районов по лизингу было получено около 1 970 голов племенного скота на сумму 90 млн р., что положительно отразилось на продуктивности.
Для более полного учета производимой продукции, особенно в хозяйствах населения, большое значение будет иметь Всероссийская сельскохозяйственная перепись. По результатам этого мероприятия мы должны выявить резервы агропромышленного комплекса, дополнительные возможности расширения аграрного бизнеса, эффективности сельскохозяйственного производства.
Устойчивое повышение эффективности сельскохозяйственного производства невозможно без тесного взаимодействия всех участников процесса производства, переработки и реализации продовольствия. В посланиях Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова Государственному Собранию - Курултаю
- в числе основных мер, обеспечивающих эффективность взаимодействия сельских товаропроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2003-2006 гг. определено создание и развитие вертикально интегрированных структур в составе агропромышленного комплекса республики.
В целях дальнейшего устойчивого снабжения населения республики продовольствием разработана программа устойчивого функционирования и развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан до 2010 г., предусматривающая эффективное развитие крупнотоварного сектора сельскохозяйственного производства, обеспечивающая выработку качественной и конкурентоспособной продукции как реальной основы устойчивого функционирования аграрного сектора экономики. Решение задачи укрепления продовольственной безопасности как составляющей экономической безопасности возможно только вследствие эффективного функционирования собственного производства.
Обеспечение продовольственной безопасности региона и страны в целом особенно актуально в преддверии вступления России в ВТО. Когда все границы будут открыты, нам тяжелее будет защитить собственного производителя и обеспечить ус-
ловия развития аграрного комплекса с расширенным воспроизводством. Но в то же время нужно учитывать и открывающиеся возможности от вступления России в ВТО перед нашими сельхозтоваропроизводителями, которые реально могут стать поставщика ми экологически чистых, генетически немодифи-цированных продуктов питания. Биоклиматический потенциал территорий и сложившаяся структура сельскохозяйственного производства это позволяют.
Таким образом, перед АПК республики стоят главные цели: удвоение валового регионального продукта, значительное повышение уровня и качества жизни населения и закрепление позиций Башкортостана как опорного региона России.
Для достижения отмеченных целей в ближайшей перспективе необходимо решить следующие принципиальные задачи:
- выполнить мероприятия Программы устойчивого функционирования и развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан до 2010 года, обеспечивающей более полное и эффективное использование природно-климатического потенциала и ресурсов сельскохозяйственного производства, приоритетное развитие крупнотоварного сектора аграрной экономики;
- реализовать разработанные в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса Республики Башкортостан» проекты, направленные на ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, обеспечение жильем молодых специалистов на селе;
- сформировать и в дальнейшем развить вертикальные и горизонтальные интегрированные структуры;
- повысить инвестиционную и инновационную привлекательность агропромышленного комплекса;
- развить научный и кадровый потенциал сельскохозяйственной отрасли;
- расширить рынок сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
- совершенствовать систему регулирования земельных отношений;
- обеспечить сохранность и воспроизводство природных ресурсов, используемых сельским хозяйством и рыболовством.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Л.И. Белецкая, асп. Красноярского государственного университета
На долю сельского хозяйства в крае приходится 4,5% валового регионального продукта. Доля продукции сельского хозяйства Красноярского края в Сибирском федеральном округе составляет 14,2%.
Сельскохозяйственным производством в крае занимаются 613 организаций, из них: 247 - крупные и средние, 225 - малые, 56 - подсобные сельскохозяйственные организации и 85 - прочие, доля в объеме производства составляет - 39,2%
В крае функционируют 2 993 крестьянских (фермерских) хозяйств, доля производства их про-
дукции в общем объеме сельскохозяйственного производства края составляет 1,5%.
Насчитывается 254 тыс. личных подсобных хозяйств населения - доля в объеме производства 59,3%.
Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции организаций всех форм собственности вырос с 24,9 млрд р. в 2003 г. (29,3 млрд р. -в 2004 г.) до 30,1 млрд р. в 2005 г. (по предварительным данным Красноярскстата), в том числе животноводства 13,2 млрд р. (43,9%), растениеводст-